Научная статья на тему 'АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ САЙТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ САЙТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ САЙТЫ И ПОРТАЛЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ УРОВНИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ АРХИТЕКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ САЙТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ганчарик Леонид

Проведен анализ принципов построения архитектуры информационных сайтов и порталов на примере Мингорисполкома. Представлена авторская методика определения индекса готовности сайтов и порталов к требованиям электронного правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the government bodies information web-sites architecture

The author gives the principles of the information sites and portals architecture on the example of Minsk city executive committee. He presented his methods for determining the compliance rate of sites and portals with the requirements of electronic government.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ САЙТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Анализ архитектуры информационных сайтов органов государственного управления

Леонид Ганчарик,

доцент кафедры управления информационными ресурсами Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат технических наук

Аннотация. Проведен анализ принципов построения архитектуры информационных сайтов и порталов на примере Мингорисполкома. Представлена авторская методика определения индекса готовности сайтов и порталов к требованиям электронного правительства. Ключевые слова: цифровая экономика, информационные сайты и порталы, управленческие компетенции, цифровая среда деятельности управленческих кадров, компетентностные уровни цифровой экономики, технологический сценарий архитектуры информационных сайтов

В практике отдельных стран, в том числе и в Беларуси, все активнее развивается деятельность по оптимизации государственного администрирования - обеспечению открытости органов государственной власти и управления [4]. Идеи доступности официальной общественно значимой информации, вовлеченности граждан в процесс управления посредством механизмов учета общественного мнения и контроля нашли свое выражение и закрепление в концепции открытого правительства. Основной ее целью на международном уровне декларируется существенное повышение эффективности государственного администрирования [2].

Внедрение подходов и инфраструктуры электронного государственного управления в деятельность местных органов власти - задача, которая нуждается в научном осмыслении. Проблематике построения сайтов органов государственной власти в рамках концепции электронного правительства посвящено значительное количество исследований в зарубежных странах, опубликованы методические материалы

Индекс веб-

присутствия органов госуправления

и рекомендации, разработаны стандарты [6].

Их анализ позволяет выявить общие тенденции и на этой основе предложить новую методику определения индекса готовности (ИГ) сайтов и порталов административных органов государственного управления к требованиям электронного правительства (рис. 1).

При разработке методики по пятибалльной шкале была дана оценка сайтов Мингорисполкома

Индекс Индекс готовности ЭП (как

го капитала среднее арифметическое)

Рис. 1. Модель индекса готовности сайтов и порталов административных органов государственного управления к требованиям электронного правительства

и городов побратимов г. Минска в таких странах, как Франция (Лион), Германия (Бонн), Великобритания (Ноттингем), Польша (Лодзь), Республика Молдова (Кишинев), Российская Федерация (Новосибирск), Республика Грузия (Тбилиси), Исламская Республика Иран (Тегеран), Республика Таджикистан (Душанбе), Республика Индия (Бангалор), Китайская Народная Республика(Чанчунь), Япония (Сендай).

Все выбранные для сравнения сайты имеют одинаковую структуру и состоят из Заголовка, который включает Меню и Основную область сайта (область основного контента) и Футера.

Индекс готовности рассчитывается по пяти категориям, исходя из полноты представления сервисов через веб-интерфейс.

Начальное присутствие (ИГ=0,2)

На этой стадии в веб-пространстве должна быть доступна базовая информация об органе государственного управления. Это может быть официальный веб-сайт или портал, где размещены ссылки на государственные органы (образования, здравоохранения, соцобеспечения, труда, финансов и т. п.), ссылки на региональные органы государственного управления, а также выложены некоторые архивные документы, преимущественно в статическом виде.

Улучшенное присутствие (ИГ=0,4)

На данном уровне доступны не только архивные, но и текущие оперативные данные о нормативных актах, распоряжениях, постановлениях, отчеты, новостные письма, скачиваемые базы данных и т. п., при этом имеются

карта сайта и поисковые механизмы, приводится набор документов, раскрывающий политику государства на перспективу (в области развития информатизации, соцобеспечения,здравоохранения и т.п.).

Важно заметить, что на данной стадии информация по-прежнему доступна в одном направлении -от электронного правительства к гражданам.

Интерактивное присутствие (ИГ = 0,6)

В этой категории онлайновые сервисы должны приобретать интерактивность:

■ появляются возможности скачивать формы для уплаты налогов или обновления лицензий, запрашивать аудио- и видеоинформацию по тем или иным выступлениям и обсуждениям, участвовать в онлайн-дис-куссиях в реальном времени;

■ к госчиновникам можно обратиться по электронной почте, факсу и телефону;

■ сайт регулярно обновляется, пользователям выдается оперативная информация.

Транзакционное присутствие (ИГ = 0,8)

На данной стадии должно быть реализовано двустороннее взаимодействие между гражданами и администрацией региона. На веб-ресурсе появляется возможность:

■ оплаты налогов;

■ подачи заявок на предоставление Ю-карт;

■ оплаты свидетельств

о рождении и паспортов;

■ обновления лицензий;

■ оплаты штрафов за нарушение правил дорожного движения и почтовые посылки;

■ участия в торгах, используя защищенные каналы связи.

Сетевое присутствие (ИГ = 1,0)

Для этой стадии характерна интеграция взаимодействия на уровнях 020 - правительство для правительства, 02С - правительство для граждан и 02В - правительство для бизнеса. Администрация региона способствует привлечению граждан к процессу принятия решений и двустороннему открытому диалогу на базе интерактивных сервисов, таких как заполнение веб-анкет, онлайновых обсуждений и т.п.

Первой областью анализа стал Заголовок сайта. Это титульная верхняя часть дизайн-макета веб-страницы. Соответственно, нижняя часть страницы называется подвалом или футером. Основное назначение этого элемента - дать четкое обозначение начала страницы. В заголовках всех выбранных сайтов присутствует строка для поиска, а также языковая панель, содержащая английскую версию, а в европейских странах еще французскую и немецкую раскладку. На пяти (38,5%) сайтах (Польша, Франция, Республика Молдова, Республика Индия и Республика Беларусь) встречаются ссылки на страницы государственного органа в социальных сетях. Некоторые сайты содержат такую информацию как Дата (23,1%) (Республика Молдова, Иран, Германия), Функция для слабовидящих (23,1%) (Япония, Российская Федерация, Польша), Карта города с актуальной информацией (15,4%) (Польша, Германия). Отдельные сайты содержат Календарь мероприятий (Польша), Погоду и температуру (Российская Федерация).

Вторая область сравнения -Меню - один из основных функциональных элементов сайта, состо-

Рис. 2. Структура государственных органов города в меню сайта в тематике «Власть»

Рис. 3. Структура государственных органов города в меню сайта в тематике «О городе/органе»

Рис. 4. Структура государственных органов города в меню сайта в тематике «Для граждан»

ТТШ.1К1 СЩ][Л[.!.

цкчт сьт м ц 1,- СОКТ1ГП »л

и^:: НЦКМ !й!Жи ШЩСП )№■ ЧЙПЯ

Рис. 5. Структура государственных органов города в меню сайта в тематике «Для бизнеса»

ящий из набора ссылок на различные страницы. Каждая такая ссылка называется пунктом меню. Посетитель использует его как средство навигации. Сайт может иметь несколько разных типов и видов меню. Главное меню сайта содержит ссылки на ключевые страницы ресурса. Часто это просто список ссылок с изменяющимися кнопками при наведении на них курсора. Дополнительное меню сайта, как правило, имеет иерархическую структуру. На сравниваемых сайтах 46,2% имеют дополнительное меню, и 53,8% только главное меню.

Названия отдельных пунктов меню каждого сайта звучат по-разному, поэтому было проанализировано их содержимое и выделены основные темы, отраженные в пунктах меню сайтов:

«Власть» - структура государственных органов города, информация о градоначальнике, нормативные документы, контакты, время приема и т.п. (69,2%) (рис. 2).

«Глава» - мэр/председатель, на некоторых сайтах (Таджикистан, РФ, Республика Молдова) содержится отдельный пункт в меню, где находится информация о приеме, нормативные документы, обращения, отчеты о деятельности, биография (23,1%).

«О городе/органе» - устав, история, символика города/органа, путеводители, города-побратимы, фотогалерея (61,5%) (рис. 3).

«Для граждан» - в содержании этого пункта представлены культурные и другие мероприятия, развлечения, туризм, спорт, площадки/объекты. Эта тема выделена в отдельный пункт на 53,8% сайтах, в остальных либо разбросана по другим пунктам, либо находится на сайдбаре или футере, либо отражена в качестве новостной ленты (рис. 4).

«Для бизнеса» - здесь размещены новости для бизнеса, семинары, вакансии, нормативные доку-

Рис. 6. Структура государственных органов города в меню сайта в тематике «Обращения»

менты, тендеры и заказы, анализ развития города, инвестиционный путеводитель, предприятия и продукты, выставки, индустриальные парки и т.п. (53,8%) (рис. 5).

«Обращения» - данный пункт содержит сообщения о проблемах, контактах, времени приема (38,5%). На остальных сайтах информация находится в более труднодоступных местах (футере), либо после нескольких переходов с других пунктов (рис. 6).

Остальные пункты - узкотематические, характерные для конкретного региона либо страны и встречаются 2-3 раза. К примеру «Защита окружающей среды», «Вакансии» (Германия, Польша, Великобритания). На некоторых сайтах выделена отдельная вкладка «Пресса» (Республика Молдова, Грузия), где собраны статьи, новости, фото и видеоматериалы, на других эта информация разбросана по основной области сайта. «Одно окно» - услуги, оказываемые государственным органом, находится в одном месте (Республика Беларусь, Российская Федерация), на многих европейских ресурсах информация распределена по основной области сайта, что очень удобно, так как для горожан она представляет наибольший интерес.

Что касается количества основных пунктов, то разбежка по сайтам составляла от 4 (Япония) до 24 (Великобритания), однако, 61,5% (8 сайтов) приходится на диапазон от 5 до 7, из которого 50% (4 сайта) содержат 6 пунктов меню.

Третье направление сравнения -Основная область сайта. На 61,5% сайта на стартовой странице основное место занимает новостная лента разных форм и видов, содержащая информацию о прошедших и предстоящих мероприятиях, событиях, семинарах, встречах. На 23,1% сайтов основное место занимают административные процедуры, оказываемые госу-

дарственными органами (Республика Молдова, Великобритания, Российская Федерация), здесь же новостная лента носит второстепенный характер и занимает небольшое пространство, анонсируя малое количество событий. Сайт города Бангалор (Республика Индия) на основной области содержит фотографии административных зданий и государственных служащих. На сайте Душанбе (Таджикистан) размещены объявления государственных органов о тендерах и закупках, фото и цитаты из послания мэра города.

Последней областью для сравнения стал Футер сайта. На большинстве анализируемых ресурсов внизу располагаются адрес, контакты организации, номер горячей линии, на некоторых (Грузия, Франция, РФ) дублируется меню сайта.

Результаты анализа и оценки структуры сайтов и порталов региональных органов государственного управления приведены в таблице.

Цифровые преобразования, проводимые в ходе создания электронного правительства, становятся основой для перевода государственных услуг в цифровой формат на всех стадиях - от обращения за услугами до исполнения. Изданный правительством Великобритании «Отчет об эффективности цифрового правительства» свидетельствует о том, что цифровые транзакции в 20 раз дешевле, чем по телефону, в 30 - чем почтовые, и в 50 - чем очные [7]. Экономия в данном случае рассматривается в качестве возможности повышения эффективности и снижения стоимости госуслуг.

и

Оценка

Сайт как целое

По главной странице сразу понятно, чему посвящен сайт 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Все основные возможности доступны без регистрации 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Все функции работают корректно 5 5 5 5 4 5 2 5 4 5 5 5 4

Удобство для новичков: простота, подсказки, помощь 4 4 5 5 5 5 5 5 5 5 4 4 4

Удобство для опытных: упрощенные процедуры, сочетания клавиш 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Информация представлена в соответствующих региональных стандартах (метрическая система и пр.) 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Нет лишней, отвлекающей информации 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Если отвлекающие элементы есть, то их в любой момент можно остановить (заставки, флеш-анимация, фоновая музыка) 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

ИТОГ: 39 39 40 40 39 40 37 40 39 40 39 39 38

Архитектура сайта

Контент разделен на основной и дополнительный 4 4 5 5 5 5 5 4 5 5 4 4 4

Сложность структуры сайта соответствует контенту и задачам 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 4 5 4

Есть карта сайта; ссылка на нее - на каждой странице 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

ИТОГ: 14 14 15 15 15 15 15 14 15 15 13 14 13

Навигация

Пользователю всегда понятно, в каком разделе сайта он находится 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Важная информация легко доступна со всех страниц сайта 4 4 5 5 5 5 5 4 5 5 5 5 5

По заголовку категории, страницы, блока можно понять их содержимое 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Логотип является ссылкой на главную на всех страницах, кроме главной 5 5 5 5 5 5 5 1 5 5 1 5 5

Нет«тупиковых»страниц 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Сайт не блокирует кнопку Back (Назад) браузера 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Кнопка Back (Назад) всегда возвращает на предыдущую посещенную страницу. 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

ИТОГ: 34 34 35 35 35 35 35 30 35 35 31 35 35

Главное меню

Главное меню есть на всех страницах, в одном и том же месте 5 5 4 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Пункты меню расположены в порядке убывания их значимости 3 3 3 4 4 5 5 5 5 4 5 4 4

Используется не более двух подуровней меню 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Пункты, содержащие подменю, отличаются от остальных пунктов 3 3 2 3 3 5 3 3 4 3 3 3 5

Названия пунктов меню начинаются с заглавной буквы 5 5 5 5 5 5 4 5 5 4 5 5 5

ИТОГ: 21 21 19 21 22 25 22 23 24 21 23 22 24

Структура страниц сайта

Логотип расположен в одном и том же месте на всех страницах сайта 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Слоган четко описывает цели сайта (он краткий и расположен рядом с логотипом) 0 5 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самые важные блоки расположены на первом экране 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Соблюдается баланс между информационными блоками и пустым пространством, что способствует восприятию сайта пользователями 3 4 5 5 5 5 5 4 5 5 2 4 3

Понятные и заметные заголовки, правильное использование цветов фона, рамок и пустого пространства позволяет визуально разделять страницу на заметные и логичные информационные блоки 3 5 5 5 5 5 5 3 5 3 3 4 4

Каждый блок можно охватить одним взглядом 5 4 5 5 5 5 5 4 4 5 5 5 4

Все кликабельные элементы выглядят очевидно кликабельными, а курсор мыши видоизменяется при наведении на них 5 5 5 5 5 5 5 4 5 5 5 5 5

Все некликабельные элементы выглядят некликабельными и курсор мыши не видоизменяется при наведении на них 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Все связанные элементы находятся рядом друг с другом 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 4 5 4

Значение иконок и графических элементов интуитивно понятно 5 5 5 5 5 5 5 4 5 5 5 5 5

Элементов, привлекающих внимание, мало (анимация, крупные, цветные тексты и прочее) 5 5 5 5 5 5 5 3 5 5 3 5 5

ИТОГ: 46 53 50 50 50 50 50 42 49 48 42 48 45

Поиск

Поле поиска доступно на любой странице сайта 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 2 5 4

Поле поиска находится в ожидаемом месте 5 5 4 5 5 5 5 3 5 5 3 5 3

На странице одно поле поиска 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

В поле поиска работает подсказка 0 0 0 5 0 0 0 0 0 5 0 0 0

Поиск проверяет орфографические ошибки и ищет синонимы 4 4 3 5 4 4 3 3 3 3 3 3 3

Длина поля поиска - не менее 30 символов (достаточно для наиболее частых запросов); длина запроса не ограничена 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Результаты поиска адекватны тому, что было задано в поиске. Поисковый запрос легко можно отредактировать 5 5 5 5 3 5 3 5 3 5 3 5 5

и

Оценка

Результаты поиска легко воспринимаются, отсортированы по релевантности 3 5 4 4 5 4 5 3 4 3 3 4 3

Если поиск дал нулевой результат, то пользователю подсказываются идеи о том, как можно отредактировать запрос 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Пользователю показывается количество результатов поиска 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Поиск охватывает весь сайт целиком, если не предусмотрен поиск по определенным разделам сайта 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

В результатах поиска выводится основная информация о найденных объектах 5 5 2 4 4 5 3 3 3 3 3 5 3

ИТОГ: 47 49 43 53 46 48 44 42 43 49 37 47 41

Текст

Изложение соответствует принципу перевернутой пирамиды: сначала важное, потом остальное 5 |5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Текст лаконичен 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Текст структурирован: заголовки, подзаголовки, абзацы, цитаты, списки (тогда текст легко сканируется) 5 5 5 5 5 5 4 4 5 4 3 5 5

Кегль основного текста для чтения - 16рх 2 2 4 4 3 4 2 2 5 5 3 3 2

Выравнивание крупного абзаца - только по левому краю (не по центру и не по ширине) 5 5 5 5 5 5 2 2 2 5 5 5 2

Для длинных строк - увеличенное межстрочное расстояние 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

Длина строки - ~70-80 символов; слишком короткие и длинные - плохо 3 5 5 3 3 3 1 5 4 2 5 3 4

Заголовок ближе к «своему» абзацу, чем к предыдущему 5 3 3 4 4 4 3 3 4 3 3 4 3

Заголовки - назывные («О чем дальше?»), а лучше - транзитивные («Что там сказано?») 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Кегль заголовка тоже больше кегля подзаголовка в ~1,5 раза 4 3 5 5 5 4 4 4 4 3 4 4 4

Кегль подзаголовка больше кегля текста в ~1,5 раза 4 4 5 4 4 4 4 4 4 4 4 4 3

Верхний регистр используется по минимуму или не используется (он затрудняет чтение) 5 5 5 4 4 5 4 5 5 4 5 5 4

Шрифты единообразны на всех страницах, читабельны и контрастны 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Цвет ссылок никогда не используется для текста 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Разнообразие цветов должно быть оправданным 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 3 5 5

Для улучшения восприятия длинные числа разбиваются на разряды неразрывным пробелом 5 5 5 5 5 5 5 2 2 4 5 5 5

ИТОГ: 70 69 74 71 70 71 61 63 67 66 67 70 64

Ссылки

Текст ссылки обозначает объект, к которому она ведет 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Все ссылки визуально отличаются от остального текста (синие и подчеркнутые - стандарт) 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Посещенные ссылки выделяются другим цветом (фиолетовые - стандарт) 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Скриптовые ссылки (которые не перезагружают страницу) 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Ссылки достаточно длинные, чтобы по ним было легко кликнуть 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Ссылки для скачивания файлов визуально отличаются от ссылок на другие страницы 5 5 5 5 5 5 5 0 0 0 0 5 0

ИТОГ: 20 20 20 20 20 20 20 15 15 15 15 20 15

ОБЩИЙ ИТОГ: 291 ¡299 296 305 297 304 284 269 287 289 267 295 275

Таблица. Результаты анализа и оценки структуры сайтов и порталов региональных органов государственного управления

Информационные службы администраций городов и районов республики могут использовать предложенную методику для анализа своих сайтов и порталов. Она может стать основой для дальнейшего улучше-

ния информативности органов государственного управления в сфере цифровой трансформации [3].

Открытость сайтов органов государственного управления можно признать ключевым аспек-

том развития электронного правительства, поскольку она характеризует прозрачность деятельности властных структур и является важнейшим элементом инфраструктуры управления [5].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абросимова М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: учеб. пособие / М.А. Абросимова. - М.,2017.

2. Видясова Л. А. Развитие электронного управления в странах Евразийского экономического союза: прогресс, вызовы и перспективы / Л. А. Видясова А. В. Чугунов, Е. Ю. Видясов // Вестник международных организаций. 2017. Т. 12, №1. С. 66-80.

3. Лазаревич А. А. Становление информационного общества: коммуникационно-эпистемологические и культурно-цивилизационные основания / А. А. Лазаревич; науч. ред. И. Я. Левяш. - Минск, 2017. С. 536.

4. Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 годы // http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C21400137&p1 =1&p5=0.

5. Тедеев А. А. Электронное государство / А. А. Тедеев, В. Е. Усанов/ - М., 2015. С. 312.

6. United NationsGovernment Survey2016/ E-Government in Support of Sustainable Development. United Nations Department of Economic and Social Affairs. 2016. // http://www.un.org.

7. Официальный портал правительства Великобритании. https://www.gov.uk/government/publications/uk-digital-strategy/uk-digital-strategylcontents.

EBS^^ http://innosfera.by/2020/02/informational_sites_architecture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.