Научная статья на тему 'Системная интеграция ИКТ в повседневной деятельности епархии'

Системная интеграция ИКТ в повседневной деятельности епархии Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WEB-САЙТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА / НАВИГАЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Герб Ольга Юрьевна

В статье анализируется разработка архитектуры сайта. Рассматриваются мнения разных авторов. Информационная архитектура не является частью пользовательского интерфейса, но она определенно влияет на пользовательский опыт. Пользовательский опыт есть совокупность впечатлений и субъективных ощущений от взаимодействия с интерфейсом программы или сайта. Пользователи уходят с множества сайтов, чувствуя, что предоставляемый контент их не удовлетворяет, или из-за плохой организации, структуры, или номенклатуры. В статье предложены рекомендации по определению архитектуры сайта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системная интеграция ИКТ в повседневной деятельности епархии»

СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИКТ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕПАРХИИ Герб О.Ю.

Герб Ольга Юрьевна - студент магистратуры; кафедра прикладной информатики, филиал

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, г. Рыбница

Аннотация: в статье анализируется разработка архитектуры сайта. Рассматриваются мнения разных авторов. Информационная архитектура не является частью пользовательского интерфейса, но она определенно влияет на пользовательский опыт. Пользовательский опыт есть совокупность впечатлений и субъективных ощущений от взаимодействия с интерфейсом программы или сайта. Пользователи уходят с множества сайтов, чувствуя, что предоставляемый контент их не удовлетворяет, или из-за плохой организации, структуры, или номенклатуры. В статье предложены рекомендации по определению архитектуры сайта. Ключевые слова: web-сайт, информационная архитектура, навигация.

На сегодняшний день, в условиях всемирной пандемии, становится особенно важным создание адаптивного, современного web-сайта с возможностью разместить на нем как можно больше информации. Так, например, экономика, образование, политика, духовная жизнь ушли в онлайн. Не исключением является и церковь. Особо актуальным стало то, чтобы каждый прихожанин может просмотреть интересующую его информацию на сайте, смог присоединиться к литургии онлайн. Поэтому применение web-сайта и разработка его архитектуры для удобного использования сайта является необходимой задачей для Тираспольско-Дубоссарской Епархии.

По определению из глоссария веб-студии полного цикла «Евростудио», архитектура сайта - это структура страниц и программной части сайта. Архитектура помогает визуально представить все разделы сайта, что очень важно в процессе разработки [2].

Такие авторы как Галкин В. А., Павлов М. С., Синельникова В. Р. характеризуют информационную архитектуру как совокупность методов, схем организации и представления информации, которые направлены на систематизацию информации для помощи пользователям находить и работать с нужными данными [1, с. 32].

Анализируя определения различных авторов и источников, под архитектурой сайта будем понимать структурирование информации, находящейся на сайте, ее расположение, понятность, наглядность и на сколько удобно ей будет пользоваться.

При разработке информационной архитектуры любого веб-ресурса рекомендуем учитывать 2 основных компонента:

- идентификацию и определение (дефиницию) контента и функциональности;

- лежащие в основе ресурса иерархию, структуру и номенклатуру, которые определяют взаимоотношения между контентом и функциональностью.

Информационная архитектура не является частью пользовательского интерфейса, видимого на экране, а конфигурирует и обуславливает внешний вид и набор опций пользовательского интерфейса. Информационная архитектура состоит из электронных документов, таблиц, диаграмм, а не из макетов или прототипов вебстраниц.

Даже если информационная архитектура не видна в пользовательском интерфейсе, она определенно влияет на пользовательский опыт. Пользовательский опыт есть совокупность впечатлений и субъективных ощущений от взаимодействия с интерфейсом программы или сайта. Пользователи уходят с множества сайтов,

чувствуя, что предоставляемый контент их не удовлетворяет, или из-за плохой организации, структуры, или номенклатуры.

Чтобы определить информационную архитектуру сайта рекомендуем проводить следующие мероприятия:

- инвентаризация контента: экспертное исследование сайта, которое проводят, чтобы найти и идентифицировать существующий контент;

- аудит контента: оценка полезности, точности, тональности подачи и общей эффективности контента;

- группировка информации: определение степени клиенто-ориентированности соотношения «пользователь - контент»;

- разработка и усовершенствование таксономии контента: определение стандартизированной терминологии для классификации и систематизации содержимого веб-ресурса (например, составляющие пункта меню «Епархия»);

- создание описательной информации: определение метаданных, которые могут быть использованы для создания ссылок по теме, списков или других компонентов навигации, способствующих обнаружению необходимой информации, служащей активатором конверсионного действия;

- юзабилити пользовательского интерфейса. По стандарту ISO/IEC 25010, юзабилити - это способность продукта быть понимаемым, изучаемым, используемым и привлекательным для пользователя в заданных условиях. По стандарту ISO 9241210, юзабилити - это свойство системы, продукта или услуги, при наличии которого конкретный пользователь может эксплуатировать систему в определенных условиях для достижения установленных целей с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворённостью. Оба определения являются аналогичными.

В результате проведения всех мероприятий стоит разработка карты сайта. На уровне макета отдельной страницы информационная архитектура заботится о том, чтобы данные были логически сгруппированы и взаимосвязаны. Собрав вместе всю эту информацию, необходимо создать карту сайта и перейти к планированию структуры.

Информационные архитекторы не только разрабатывают иерархическую структуру сайта, но и создают навигационную схему, отвечая при этом на вопросы: какие элементы принадлежат глобальной навигации, какие элементы будут локальными и какие элементы будут зависеть от контекста страницы. Поэтому усовершенствование таксономии контента и создание дополнительной навигации по сайту является неотъемлемой частью.

Под навигацией будем понимать набор компонентов пользовательского интерфейса, основной целью которой является помощь в поиске информации и функционала. Навигационные компоненты включают в себя глобальную навигацию (пункты меню, которые находятся на всех страницах сайта), локальную навигацию (меню, которое показывается в подразделах сайта), служебную навигацию (ссылки, которые показываются внутри конкретной страницы), хлебные крошки, фильтры, фасеты, связанные ссылки, футеры. Так, на новом сайте Тираспольско-Дубоссарской Епархии была разработана система навигации:

1. Глобальная навигация представляет главное меню, которое находятся на всех страницах сайта. Главное меню может быть расположено вверху и имеет горизонтальное положение, или вертикальное и находится в боковой панели сайта. Рекомендуем выделять текущий раздел сайта, в котором находится пользователь.

2. Локальная навигация - это некий набор ссылок, который позволяет понять пользователю сайта, «Куда я могу перейти с этой страницы», «Что ещё есть на этом сайте по соседству с этой страницей». На сайте Епархии, в разделе «Новости» роль локальной навигации выполняет пагинация, то есть переход на страницы другими новостями.

3. Служебная навигация - динамическая область сайта, которая предоставляет набор ссылок, иногда дополненных изображениями, в зависимости от контента

страницы или предпочтений пользователей. Контекстная навигация рассказывает «Если мне это понравилось, что я ещё могу почитать, посмотреть, послушать». На сайте запланировано расположение ссылок на Русскую православную церковь, Молдавской митрополии, и ссылок на другие епархии. На данном этапе в качестве служебной навигации служит «Православный календарь» на главной странице сайта.

4. Локальная навигация, называемая «хлебными крошками», представляет собой цепочку ссылок, ведущую от текущей веб-страницы к главной. Данный вид навигации можно наблюдать на всех страницах епархии, где есть переход на страницы второго и третьего уровня, например, на странице «Библиотека».

5. Футер - подвал сайта, занимающий пространство внизу страницы. После полного ознакомления с текущим материалом он помогает пользователю быстрее перейти в искомые разделы или найти другую нужную информацию. В пространстве подвала размещают следующие полезные компоненты:

- гиперссылки на все основные и дополнительные разделы сайта;

- подробные контактные данные (адрес, реквизиты, номера телефонов, мессенджеры, электронные почтовые ящики);

- сноски на аккаунты компании в популярных соцсетях (планируется).

Существуют два основных типа: поиск и просмотр. Так пользователи, которые

предпочитают поиск, придут в замешательство, если на главной странице не окажется формы поиска и наоборот, пользователи, которые предпочитают просматривать информацию, классифицированную по категориям, будут сильно расстроены, если не смогут найти на сайте каталог. Именно поэтому в информационной архитектуре нужно закладывать разные способы организации информации для разных типов поведения посетителей сайта. И, если, пользователи могут решать свои задачи без осознания и осмысления структуры сайта, а это значит, что спроектированная информационная архитектура работает.

Список литературы

1. Галкин В.А., Павлов М.С., Синельникова В.Р. // Информационная архитектура //

Молодой ученый, 2017. №25. С. 32-35.

2. Глоссарий веб-студии полного цикла «Евростудио». [Электронный ресурс]. Режим

доступа: https://www.eurostudio.ru/glossary/arch.htm (дата обращения: 29.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.