Научная статья на тему 'АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВОПРОСА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВОПРОСА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальное образование / преемственность образования / внутренние и внешние проблемы / ФГОС НОО / стратификация учащихся / характер мозговой активности / primary education / continuity of education / internal and external problems / Federal State Educational Standards of Educational Education / stratification of students / nature of brain activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патенко Гульчачак Ринатовна, Савицкий Сергей Константинович, Тихонова Евгения Александровна

В статье рассматриваются проблемы современного начального образования, его цели, задачи и методы по улучшению кризисных деформаций. В период обучения на данном этапе формируются социальные, творческие, образовательные навыки, развитие которых является важнейшей целью. Однако их реализация затормаживается из-за наличия внутренних и внешних проблем. Здесь анализируются наиболее актуальные проблемы внешнего и внутреннего характера. Определение их природы позволяет выработать новые методы по устранению и практическому применению. Был представлен теоретический концепт по разделению обучающихся на три группы, обусловленные характером воспринимаемой информации. На его основе был проведен практический эксперимент на предрасположенность к тому или иному виду деятельности. При этом учитывался тот факт, что законченность опыта на сегодняшний момент отсутствует в силу продолжительности эксперимента. Комплексный подход к данному вопросу оставляет место для дискуссий. В статье показана необходимость в реформировании самой концепции существующих стандартов образования. Однако инициатива в трансформации должна исходить от педагогов из-за их непосредственного участия в образовательном процессе. Отсутствие противоречия в целях и способах ФГОС НОО заметно улучшит ситуации в образовании в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Патенко Гульчачак Ринатовна, Савицкий Сергей Константинович, Тихонова Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the problems of modern primary education, its goals, objectives and methods for improving crisis deformations. During the training period at this stage, social, creative, and educational skills are formed, the development of which is the most important goal. However, their implementation is slowed down due to internal and external problems. The most pressing problems of external and internal nature are analyzed here. Determining their nature allows us to develop new methods for elimination and practical application. A theoretical concept was presented for dividing students into three groups, determined by the nature of the information perceived. On its basis, a practical experiment was conducted to determine the predisposition to a particular type of activity. This took into account the fact that the experiment is currently not complete due to the duration of the experiment. An integrated approach to this issue leaves room for discussion. The article shows the need to reform the very concept of existing education standards. However, the initiative in transformation must come from teachers due to their direct participation in the educational process. The absence of contradiction in the goals and methods of the Federal State Educational Standard of Education will significantly improve the situation in education as a whole.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВОПРОСА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 378.1

доцент, кандидат филологических наук Патенко Гульчачак Ринатовна

Набережночелнинский филиал Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Набережные Челны); доцент, кандидат педагогических наук Савицкий Сергей Константинович

Набережночелнинский филиал Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Набережные Челны); учитель начальных классов Тихонова Евгения Александровна

МАОУ «Лицей инновационных технологий №36» (г. Набережные Челны)

АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВОПРОСА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы современного начального образования, его цели, задачи и методы по улучшению кризисных деформаций. В период обучения на данном этапе формируются социальные, творческие, образовательные навыки, развитие которых является важнейшей целью. Однако их реализация затормаживается из-за наличия внутренних и внешних проблем. Здесь анализируются наиболее актуальные проблемы внешнего и внутреннего характера. Определение их природы позволяет выработать новые методы по устранению и практическому применению. Был представлен теоретический концепт по разделению обучающихся на три группы, обусловленные характером воспринимаемой информации. На его основе был проведен практический эксперимент на предрасположенность к тому или иному виду деятельности. При этом учитывался тот факт, что законченность опыта на сегодняшний момент отсутствует в силу продолжительности эксперимента. Комплексный подход к данному вопросу оставляет место доя дискуссий. В статье показана необходимость в реформировании самой концепции существующих стандартов образования. Однако инициатива в трансформации должна исходить от педагогов из-за их непосредственного участия в образовательном процессе. Отсутствие противоречия в целях и способах ФГОС НОО заметно улучшит ситуации в образовании в целом.

Ключевые слова: начальное образование, преемственность образования, внутренние и внешние проблемы, ФГОС НОО, стратификация учащихся, характер мозговой активности.

Annotation. The article discusses the problems of modern primary education, its goals, objectives and methods for improving crisis deformations. During the training period at this stage, social, creative, and educational skills are formed, the development of which is the most important goal. However, their implementation is slowed down due to internal and external problems. The most pressing problems of external and internal nature are analyzed here. Determining their nature allows us to develop new methods for elimination and practical application. A theoretical concept was presented for dividing students into three groups, determined by the nature of the information perceived. On its basis, a practical experiment was conducted to determine the predisposition to a particular type of activity. This took into account the fact that the experiment is currently not complete due to the duration of the experiment. An integrated approach to this issue leaves room for discussion. The article shows the need to reform the very concept of existing education standards. However, the initiative in transformation must come from teachers due to their direct participation in the educational process. The absence of contradiction in the goals and methods of the Federal State Educational Standard of Education will significantly improve the situation in education as a whole.

Key words: primary education, continuity of education, internal and external problems, Federal State Educational Standards of Educational Education, stratification of students, nature of brain activity.

Введение. Начальное образование занимает особо важное место в изучении и исследовании проблем современного школьного образования, поскольку именно в это время формируется нравственный облик ребёнка, закладываются основополагающие черты характера. Это период, когда у ребенка возникает сильнейшее желание в познании окружающего его мира, упущение которого оказывается невосполнимым при дальнейшем переходе на другие степени образования.

Начальная школа - первая ступень образования. Именно здесь закладываются такие качества, как творческое мышление, аналитическое мышление, принятие самостоятельных решений; развиваются социализация, мобильность, креативность. В связи с тем, что именно на этом этапе происходит основное формирование общих учебных умений, проявляющееся в дальнейшем на следующих этапах обучения - средняя школа, высшее учебное заведение - то именно начальная школа выступает в качестве определителя формирования наиболее ключевых компетентностей, составляющей фундамент всей системы образования на протяжении всей жизни человека. Именно развитие компетенций является важнейшей функцией начального образования. Здесь важно не упустить момент, когда педагог может объективно оценить потенциальные возможности учащегося и направить их в необходимое русло.

Изложение основного материала статьи. Современное начальное образование в Российской Федерации ориентировано на развитие тех личностных компетенций, которые необходимы как государству, так и социуму; включение её в активное социальное взаимодействие; обеспечение зрелыми и сформировавшимися личностями настоящее и будущее общество. Достичь данных целей не представлялось бы возможным, если бы отсутствовали теоретическое наследие и практический опыт. Однако предшествующие поколения теоретиков и педагогов, применяя новые методы в воспитании личности, оставили после себя богатейший материал, на основе которого следует выстраивать новые платформы для формирования личностей, соответствующих современным вызовам [1].

В последнее время начальное образование кардинально претерпело изменение по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это привело к увеличению уровня продуктивности образования в целом. Вместе с тем появились проблемы с реализацией данной концепции из-за внешних и внутренних факторов ниже рассмотренных [2].

Среди внешних проблем начального образования выделим следующие:

1. Демографический кризис. Снижение рождаемости существенно снижает приток людей в образование. Только за последние восемь лет число школьников уменьшилось на 25%. В будущем это грозит уменьшением количества выпускников, что скажется на структуре среднего профессионального и высшего образований, а также к сокращению общеобразовательных учреждений, недокомплектованности классов. Как следствие из этого - снижение уровня образованности населения, нехватка квалифицированных кадров и общая деградация социума [3].

2. Экологические проблемы. Вопрос ухудшения экологической ситуации в последнее время стоит очень остро, поскольку снижается общий уровень здоровья, в том числе и детей. Появление редких заболеваний, при наличии которых функция обучения исключается, учащается, что ведет к дефициту кадров.

3. Развитие информационного поля. Активизация сети «Интернет» имеет и негативные последствия, такие как:

• Избыточность информации. Её становится так много, что школьники не в состоянии извлечь нужное и необходимое. «Лишняя» информация мешает усвоению основного материала, отвлекает от творческого и созидательного процесса, подменяя вышеуказанное потребительством.

• Дезинформация. Неустойчивая детская психика впитывает в себя абсолютно всё. Этим пользуются недоброжелатели, буквально «засоряя» мозг информацией, подменяя истинные ценности мимолетными соблазанами.

Кроме этого, безграничный доступ к информации позволяет молодым людям наблюдать сцены жестокости, несправедливости, насилия, преступности, западной пропаганды; открывает перед ними возможность употребления психотропных и наркотических веществ, что деформирует нормальное взросление, нарушает психические процессы формирования здоровой личности, разрушает социальное взаимодействие между сверстниками и окружением.

4. Кризис института семьи. Он проявляется в трансформации социальной роли школьников, увеличении количества детей сирот, что искажает социальную и духовную составляющие детей. Кроме этого, нарушается социализация воспитанников, теряется так необходимая связь между детьми и родителями. Последние уделяют меньше времени, не участвуют в формировании характера, перекладывая эту ответственность на учителей и педагогов. Адаптация ребенка нарушается, как следствие из этого - потеря интереса к учебному процессу, влечение к асоциальным группам.

Следует также отметить, что кризис института семьи смещает морально-нравственные ориентиры в сторону материального благополучия. Идея американизма о прагматичных людях, наиболее востребованных в наши дни, развращает неокрепшие умы и приводит к искажению понятий о честности, справедливости, трудолюбии и усердии [4].

Рассмотрение проблем начального образования невозможно без учета внутренних деформаций, происходящих в системе образования в целом, но влияющих на все ступени. Внутренние проблемы - это, прежде всего, пробелы в организации учебного процесса, обусловленные дифференциальностью практико-ориентированного начала и сохранением прежних, традиционных, методов обучения, то есть индивидуальный подход, так необходимый в системе образования, игнорируется или имеет недостаточную степень реализации.

Отметим следующие внутренние деформации, присутствующие в системе начального образования:

1. Цель накопить багаж знаний без учета интересов самих обучающихся. С одной стороны, в начальной школе необходимо обучить всем базовым предметам за четыре года обучения, однако получив фундаментальные знания, школьники продолжают изучать их углубленно в средней и старшей школе. Независимо от склонности ребенка он до девятого класса изучает все предметы в равной степени одинаково, без акцента на отдельные. Если ребенок имеет чисто гуманитарный склад ума, то технические предметы даются ему с трудом, что происходит и при обратной ситуации. Но если рассмотреть данный вопрос с другой стороны, то мы наталкиваемся на проблему, связанную со сроком обучения в начальной школе: за четыре года выявить направленность ученика, то есть определить, какой склад ума характерен для его личности, довольно таки сложно, так как присутствует разница в развитии между отдельными детьми [5].

Данная проблема скорее относится к проблеме перехода между ступенями образования, от начальной школы к средней, чем к начальной в целом. Решение данного вопроса остается открытым. Здесь можно предложить следующую теоретическую концепцию, которая, по-нашему мнению, способна устранить вышеизложенный пробел. Нами предлагается введение обязательного тестирования после завершения четвертого класса, которое подразумевает под собой определение склада ума обучающихся. Затем данные сопоставляются с успеваемостью отдельно взятой личности и выводится предрасположенность ученика к технической или гуманитарной деятельности. Результаты обрабатываются и на их основе предлагаются следующие варианты распределения учеников:

• Технический. Начиная с 5 класса и до конца срока обучения основной акцент делается на изучение технических предметов при этом часы гуманитарных предметов сокращаются, но не исключаются.

• Гуманитарный. Начиная с 5 класса и до конца срока обучения основной акцент делается на изучение гуманитарных предметов при этом часы технических предметов сокращаются, но не исключаются.

• Общий. После перехода в 5 класс обучение происходит по прежней программе без изменений.

Подобное деление на ранней стадии обучения поможет с младших классов сформировать потенциальные и квалифицированные кадры для нужд государства и общества в настоящий момент и в перспективе. Основное различие между предложенной концепцией и той, что сегодня культивируется заключается в том, что распределение по профильным классам начинается не с девятого класса, а с пятого, после получения основных знаний в начальной школе.

На базе МАОУ «Лицей инновационных технологий №36» был проведен практический опыт предрасположенности учеников к определенной деятельности. Исследуя полученные данные, а именно результаты учебной деятельности по предмету «русский язык», мы обнаружили, что 73% учащихся получают оценки «5» и «4». При этом был проведен тест на скорочтение и понимание текста. Успешность выполнения задания (в среднем за минуту прочитывалось 86 слов, что превышает средний показатель в конце третьего/начале четвертого классов) составила 97%. Дополнительно была проанализирована успеваемость по предмету «математика» среди хорошистов и отличников по русскому языку, которая выявила, что у 65% средний балл по математике является наивысшим. Однако полученные данные не говорят точно о предрасположенности к технической деятельности. Для этого ученикам ставилась задача творчески решить предложенные задания, включающие в себя поиск альтернативы существующих механизмов. Не зная принципы работы, школьники изобразили неповторяющиеся рисунки. Некоторые работы были оценены и на данном этапе реализуются студентами Набережночелнинского института Казанского Федерального Университета НЧИ КФУ по специальности «Электротехника и электроснабжение».

Подобные мероприятия были проведены в нескольких школах г.Набережные Челны и г. Мамадыш. Результаты были почти идентичные: около 62% учащихся проявили склонность к технической деятельности. Данный опыт в настоящее время продолжается.

2. Асинхронизация обучающих программ между дошкольными образовательными учреждениями и начального школьного образования. Данный вопрос рассматривался в научных работах таких исследователей, как Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина [6, 7]. На данном этапе существует дисбаланс между ступенями образования, которая проявляется в недостаточной подготовке воспитанников детских общеобразовательных учреждений к начальной школе. Не отрицается тот факт, что в некоторых дошкольных учреждениях подобная работа ведется, однако она имеет локальный и выборочный характер; в масштабе страны этот процент ничтожно мал. Реализация механизма в усилении преемственности между рассматриваемыми объектами заключается в тесном сотрудничестве между ДОУ и школой. В старших и подготовительных группах необходимо провести специальные мероприятия, целью которых является знакомство со школой, с ее организационно-функциональными особенностями. В рамках такого мероприятия можно провести специальные экскурсии, организовать взаимодействие между воспитанниками детских садов и школьниками начальных классов, совместные соревнования, праздники, творческие выставки [8]. Со стороны школьных педагогов необходимо индивидуально подойти к каждому потенциальному школьнику и направить его развитие в русло учебной деятельности [9].

3. Передача накопленных знаний в готовой форме. Подобная модель обучения ведет к тому, что у учащихся заметно снижается креативный подход к решению поставленных задач, творческое воззрение об окружающем мире притупляется и имеет примитивный базовый характер. Здесь необходимо подвергнуть изменению модель проведения урока. На данный момент преобладает традиционная методика передачи знаний, когда информацию транслирует в готовом виде. В МАОУ

«Лицей инновационных технологий №36» был проведен следующий эксперимент: для учеников третьего класса была разработана специальная система, в ходе которой педагогом осуществлена реализация программы, деятельность которой позволяла отказаться от традиционных методов обучения. Её суть заключалась в следующем: ставится проблема, для решения которой не хватает прежних навыков. Посредством логических умозаключений самих обучающихся при поддержке учителя определяются «слабые» места, обнаруживается своего рода некий «ключ», благодаря которому раскрывается новая тема. В связи с таким методом преподавания успеваемость среди учащихся выросла по сравнению с предыдущими годами на десятки процентов, что говорит о правильности и необходимости распространения именно такого обучения.

Анализируя вышесказанные проблемы, вытекает следующая, основная причина: различие между целями и методами обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт о начальном общем образовании (ФГОС НОО) подразумевает под собой развитие способностей в организации деятельности, то есть закладывает развитие самостоятельности, при этом выступает в качестве ограничителя деятельности, базируясь на жесткой правовой основе[10]. Исходя из этого, заключаем, что в первую очередь необходимо рекомендовать учителям начальной школы самостоятельно проработать концепт развития личной свободы, поскольку они на местах более точно смогут определить недостатки существующей программы. Придание ей императивного характера позволит обеспечить самостоятельное усвоение новых знаний и умений и сформировать индивидуальный учебный процесс.

Выводы. Нами были рассмотрены основные проблемы начального школьного образования, его место и роль в общей системе образования, а также предоставлены решения отдельных видов пробелов.

В первую очередь цель начального образования заключается в подготовке квалифицированных кадров для развития страны и социума. Они закладываются за счет успешного развития компетенций, которые необходимо заложить еще в детстве, в период формирования личности, что происходит во время посещения детских общеобразовательных учреждений и ступени начального образования. Однако на пути реализации идеальной программы встают внешние и внутренние проблемы, основные из которых: демографическая деградация, кризис института семьи, недостаточная преемственность между уровнями образования и передача информации в готовом виде. В рамках проблемы передачи знаний была теоретически изложена концепция разделения школьников по складу ума. Практический эксперимент (на данный момент продолжается в связи с продолжительностью) показал, что 62% обучающихся в начальной школе склонны к технической деятельности в будущем, однако для достоверности информации необходимо проанализировать результаты их выбора в будущем.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; [под ред. В.В. Давыдова]. - М.: ACT: Астрель, 2010.-539 с.

2. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для вузов / И.П. Подласый. - М.: Издательство Юрайт, 2009.

3. Дуров, И.С. Влияние демографической политики государства на функционирование семьи как социального института : автореф. дис. ... канд. социол. наук / И.С. Дуров. - Ростов н/Д., 2008.

4. Булгакова, С.А. Кризис семьи и традиционных устоев в современном обществе / С.А. Булгакова // Инновационная наука. -2016. - № 5-1 (17).

5. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М., Педагогика, 2013.

6. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982-1984. - Т. 4.

7. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии, 1971. -№ 4.

8. Корепанова, М.В. Технологии комплексного подхода к социально-личностному развитию дошкольников / М.В. Корепанова, И.А. Сагитова, А.О. Поликарпова, И.А. Небратенко // Начальная школа плюс: До и После. - 2012. - №6.

9. Рыбникова, Н.П. Некоторые аспекты решения проблемы преемственности образовательного процесса / Н.П. Рыбникова // Ментор. - 2004. - № 1.

10. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 12, 22.03.2010

Педагогика

УДК 331.108.45

профессор, доктор педагогических наук Петрова Нина Петровна

Южный Федеральный Университет (г. Ростов-на-Дону); соискатель учёной степени Вязьмин Антон Александрович

Южный Федеральный Университет (г. Ростов-на-Дону)

ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА В РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПО РОБОТОТЕХНИКЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ

Аннотация. Робототехника прочно укоренилась в жизни современного общества, информатизация и цифровизация ставят новые вызовы перед образованием и подготовкой будущих специалистов. На сегодняшний день, мы имеем актуальную область робототехники, а именно образовательную робототехнику, которая активно применяется в дополнительном образовании детей и взрослых. Так школьный предмет Технология имеет в своём составе элементы и вариативный модуль робототехника, что является несомненным плюсом в обучении школьников, но вместе с эти может создать сложности для неподготовленных педагогов, так как средства образовательной робототехники на сегодняшний день довольно различны. Цель исследования заключается в описании структуры программы повышения квалификации для учителей общих школ, так и педагогов дополнительного образования, планирующих преподавать образовательную робототехнику. При обзоре литературы выявлено обширное количество источников и исследований на основе брендированной робототехники, и малое количество серьёзных исследований в области преподавания и методики организации учебного процесса на базе платформ с открытым исходным кодом, такие как Arduino, Raspberry Pi. Методология исследования (материалы и методы) включает в себя анализ источников по теме исследования за последние пять лет, на базе РИНЦ, Google Shcolar, Springer Link и обобщена практическая деятельность по разработке программы повышения квалификации и внедрения её в образовательный процесс. По результатам исследования предложена программа повышения квалификации по образовательной робототехнике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.