АНАЛИЗ АКТИВНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В РАЗЛИЧНЫХ БИОРИТМОЛОГИЧЕСКИХ ТИПАХ
Гончаренко М. С., Закревский А.Н., Тимченко Ан.Н., Тимченко А.Н., Ткаченко А.В.
Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина, Украина
Всестороннее внимание государственных органов власти и различных ведомств и организаций по проблемам здоровья подрастающего поколения, в том числе улучшения состояния здоровья детей, дало свои положительные результаты. Несмотря на это, еще много вопросов относительно состояния здоровья детей и подростков требуют незамедлительного решения. Прежде всего, это касается неудовлетворительного состояния здоровья определенных возрастных категорий, в частности школьников, увеличение частоты определенных видов заболеваний среди детей групп риска, а также постоянное уменьшение прослойки здоровых детей среди детского населения. Неблагополучная картина наблюдается и среди школьников. По данным за 2003 г. только 2,8% детей можно отнести в группу здоровых, 34% детей имеют функциональные отклонения в различных органах и системах организма, у 64,5% детей выявлены хронические заболевания. При чем хроническая патология возрастает от 1-го (41%) до 11-го класса (64%). Следует отметить, что распространены такие отклонения в состоянии здоровья школьников, как деформации позвоночника, грудной клетки и нарушения осанки, составляющие около 34% от всех перечисленных нарушений. Более 38% детей имеют неврологическую симптоматику, проявляющуюся больше у подростков, в старших классах. Важным показателем состояния здоровья школьников является физическое здоровье, и к сожалению, только 1,6% детей имеют высокий уровень здоровья, средний — 33,5%, ниже среднего — 33,5% и низкий — 23,6%.
Для успешной работы по улучшению здоровья детей очень важным фактором является объединение усилий медиков и педагогов. Таким образом, создание системы мероприятий, направленных на сохранение состояния здоровья детей и подростков, прежде всего предусматривает сознательное, ответственное отношение родителей к состоянию здоровья их детей, оптимизацию комплекса помощи с целью определения состояния и уровня здоровья, увеличения просветительской деятельности со стороны родителей и педагогов, но и большую ответственность самих детей и подростков к своему здоровью, как к будущему нации.
Основной целью развития валеопедагогических мероприятий является поиск новых подходов по оценке уровня здоровья детей, особенно школьного возраста. Это связано прежде всего с неблагоприятной динамикой изменений состояния здоровья школьников во время всего процесса обучения. Так, во время обучения в школе с первого по восьмой класс количество здоровых детей уменьшилось почти вчетверо. Разработанная нами комплексная оценка функционального состояния и адаптационных возможностей детей школьного возраста в условиях современной школы имеет приоритетное значение.
В связи с тем, что на организм ребенка постоянно действует большое количество неблагоприятных факторов окружающей среды (рис. 1), он постепенно перестает справляться с нагрузкой, особенно учебной, его защитные силы ослабевают, формируются условия развития психосоматических заболеваний. В этой ситуации адекватным построением учебно-воспитательного процесса при объединении усилий медиков и валеологов должно быть етиологически и патогенетически обусловленным, содержать в себе элементы повышения естественной резистентности, и, что очень важно, создавать условия для восстановления резервов компенсации стрессовых влияний. В связи с тем, что «патогенность» воздействия в большей степени реализуется через дисрегуляцию состояния вегетативной нервной системы и нарушения компетентности адаптации, восстановление нарушенного равновесия является одним из условий поддержания физиологического оптимума жизненно важных систем организма.
Рис. 1. Экзогенные факторы, влияющие на состояние здоровья ребенка
во время обучения
На сегодняшний день значительное влияние на функциональное состояние определено по действию малых факторов (слабых по силе и длительности во времени), действие которых характеризуется отсутствием первичных реакций, преимуществом неспецифических форм реагирования, аккумуляцией биоэффектов. Нарушения функциональной активности барьера психической адаптации проявляется функциональной неполноценностью процессов восприятия, поиском и переработкой информации, деформацией эмоционального реагирования, заменой социальнопсихологических контактов между участниками учебно-воспитательного процесса, в частности учащимися, что в последствии приводит к развитию невротических и эмоционально-стрессовых нарушений.
Для реабилитации состояний, вызванных стрессовыми воздействиями, используется метод биоуправления [2], т. к. медикаментозное лечение дает только временный эффект, не устраняя первопричины заболевания, а максимальный эффект достигается путем устранения первопричины заболевания и гармоничного соблюдения режима труда и отдыха.
Целью данной работы являлось определение уровня электрической активности головного мозга у школьников и студентов с учетом биоритмологических типов. Предметом исследования - электрическая активность мозга школьников и студентов. Объектом исследования - альфа-, бета- и тета-ритмы школьников и студентов. Исследование электрической активности мозга проводилось с помощью метода регистрации ЭЭГ с использованием аппаратно-программного комплекса для сбора и обработки информации об изменении электрофизиологических реакций организма «БОСЛАБ» у 26 школьников в возрасте 14-16 лет и 38 студентов в возрасте 17-18 лет. Изучение электрической активности мозга у школьников и студентов проводилось с помощью изучения изменений процентного соотношения альфа, бета и тета-ритмов при выполнении различных тестов. В связи с тем, что состояние электрической активности мозга изменяется при выполнении нагрузки (решении задач, воздействии внешних раздражителей) относительно состояния покоя (открытые/закрытые глаза) мы разделили группу тестов на тесты так называемого «покоя» и «стресс-тесты». «Тесты покоя» включали в себе - тест «закрытые глаза», тест «открытые глаза», тест «закрытые глаза», и «стресс-тесты» - тест «фигуры» и «когнитивная задача».
Полученные данные свидетельствуют о том, что как у студентов, так и у школьников при выполнении различных тестов достоверно значения ритмов попадают в границы общепринятого диапазона, что свидетельствуют о нормальном физиологическом функционировании головного мозга.
Как у студентов, так и у школьников наблюдается достоверное (р<0,05) смещение величины шанса попадания в границы общепринятого диапазона (а-ритм - 8-13 Гц, в-ритм - 14-40 Гц, 6-ритм - 2-6 Гц) при выполнении различных тестов [1]:
- в покое при выполнении теста «закрытые глаза» по 6-ритму, теста «открытые глаза» - а и 6 ритмам, теста «закрытые глаза» по 6-ритмам;
- при выполнении «стресс-тестов»: тест-фигуры а- и 6-ритмов, при решении когнитивной задачи по а-ритмам;
- в покое при выполнении теста «закрытые глаза» по 6-ритмам.
Рассмотрим сравнительный анализ процентного соотношения долей ритмов (а-, в- и 6-ритмов) при выполнении различных тестов у школьников (табл. 1) и студентов (табл. 2) с учетом биоритмологического типа. Биоритмологические типы обследуемых изучались с помощью тест-опросника Остберга. Для обозначения правого и левого полушарий мозга рядом с названием ритма стоит соответственно индекс 1 и 2.
Таблица 1. Сравнительный анализ процентного соотношения долей ритмов (а-, в- и 6-ритмов) при выполнении различных тестов у школьников с учетом биоритмологического типа (М ± т)
Ритмы мозга Биоритмологические типы
Утренний(п = 21) Аритмический (п = 5)
покой стресс покой стресс
а1 22,3 ± 1,05 16,25 ± 0,43* 20,09 ± 3,59 15,52 ± 1,32
а2 19,69 ± 0,89 14,72 ± 0,40* 21,93 ± 2,33 15,97 ± 0,98*
в1 11,57 ± 0,52 13,97 ± 0,69* 9,275 ± 1,83 11,95 ± 1,36
в2 9,98 ± 0,50 11,24 ± 0,54* 11,25 ± 1,78 13,18 ± 0,99
61 18,38 ± 0,76 21,67 ± 0,52* 18,19 ± 0,53 21,75 ± 1,45
62 18,06 ± 0,96 22,16 ± 0,66 19,31 ± 1,59 21,72 ± 0,54
Примечание: * р < 0,05 при сравнении стресса с покоем
Анализируя полученные данные процентного соотношения долей ритмов в группе школьников с учетом биоритмологического типа, мы можем сделать вывод о том, что утренний тип более интенсивно реагирует на стрессовую нагрузку, достоверно изменяя величины ритмов в покое по сравнению со стрессом. Так, деятельность а-ритма достоверно уменьшается: а1 - 22,3 ± 1,05% в покое и 16,25 ± 0,43% при стрессе, а2 - 19,69 ± 0,89% в покое и 14,72 ± 0,40% при стрессе. Деятельность в-ритма увеличивается (в1-ритм с 11,57 ± 0,52% в покое увеличивается до 13,97 ± 0,69%, а в2-ритма с 9,98 ± 0,50% до 11,24 ± 0,54%). Процентное соотношение 61-ритму у утреннего типа увеличивается с 18,38 ± 0,76% до 21,67 ± 0,52%. У аритмического типа уменьшается доля а2-ритму 21,93 ± 2,33% в покое до 15,97 ± 0,98 при стрессе.
Таблица 2. Сравнительный анализ процентного соотношения долей ритмов (а-, в- и 6-ритмов) при выполнении различных тестов у студентов с учетом биоритмологического типа (М ± т)
Ритмы мозга Биоритмологические типы
Утренний (п = 2) Аритмический (п = 18) Вечерний(п = 18)
покой стресс покой стресс покой стресс
а1 27,0 ± 3,45 17,18 ± 0,87 21,66 ± 1,95 15,4 ± 0,79* 19,8 ± 1,78 14,72 ± 1,05*
а2 22,75 ± 3,7 15,73 ± 0,62 17,38 ± 1,14 14,03 ± 0,66* 19,54 ± 1,94 15,47 ± 0,88*
в1 9,87 ± 2,35 10,95 ± 2,05 11,2 ± 1,00 14,78 ± 2,94 9,71 ± 0,94 10,27 ± 0,93
в2 9,038 ± 1,36 10,9 ± 2,5 10,08 ± 1,08 10,3 ± 0,93 9,713 ± 0,75 11,08 ± 0,79*
61 15,39 ± 1,98 22,75 ± 3,95 21,61 ± 1,86 23,67 ± 1,07 19,65 ± 1,76 22,35 ± 1,42*
62 15,95 ± 1,42 22,5 ± 0,3 20,87 ± 1,68 24,44 ± 1,35* 21,73 ± 1,95 26,8 ± 1,80*
Примечание: * р < 0,05 при сравнении стресса с покоем
Анализируя данные процентного соотношения долей ритмов в разных биоритмологических типах можно сделать вывод о том, что в группе студенческой молодежи аритмический и вечерний типы более интенсивно реагируют на стрессовую нагрузку по сравнению с утренним типом. Так, у аритмического типа уменьшается доля а-ритма: с 21,66 ± 1,95% а1-ритма до 15,4 ± 0,79% и а2-ритма с 17,38 ± 1,14% до 14,03 ± 0,66% и увеличивается доля 62-ритма с 20,87 ± 1,68% в покое до 24,44 ± 1,35% при стрессе.
У вечернего типа достоверно уменьшается доля а-ритма с 19,8 ± 1,78% по а1-ритму до 14,72 ± 1,05% и с 19,54 ± ± 1,94% по а2-ритму до 15,47 ± 0,88%. Увеличивается доля в2-ритма с 9,713 ± 0,75% в покое до 11,08 ± 0,79% при стрессе и увеличивается доля 6-ритмов при сравнении покоя со стрессом (61-ритм - увеличивается с 19,65 ± ± 1,76% до 22,35 ± 1,42%; 62-ритм - с 21,73 ± 1,95% до 26,8 ± 1,80%).
Таблица 3. Сравнительный анализ процентного соотношения долей ритмов (а-, в- и 6-ритмов) при стрессе и в покое у школьников и студентов (М ± т)
Ритмы мозга Тесты покоя Стресс-тесты
Школьники (п = 27) Студенты (п = 38) Школьники (п = 27) Студенты (п = 38)
а1 22,0 ± 1,03 21,06 ± 1,27 16,14 ± 0,40 15,17 ± 0,62
а2 20,27 ± 0,83 18,68 ± 1,08 15,0 ± 0,37 14,8 ± 0,53
в1 11,12 ± 0,53 10,42 ± 0,66 13,62 ± 0,60 12,44 ± 1,48
в2 10,19 ± 0,50 9,849 ± 0,62 11,66 ± 0,47 10,7 ± 0,58
61 18,23 ± 0,60 20,36 ± 1,22 21,63 ± 0,47 23,0 ± 0,85
62 18,32 ± 0,80 21,02 ± 1,22 21,97 ± 0,53 25,45 ± 1,07*
Примечание: * р < 0,05 при сравнении стресса с покоем
Анализируя процентное соотношение долей ритмов (а-, в- и 6-ритмов) при стрессе и в покое у школьников и студентов (табл. 3) можно сделать вывод о том, что только у студентов при стресс-тестах изменяется доля 62-ритма с 21,97 ± 0,53% в покое до 25,45 ± 1,07% при стрессе.
Полученные данные свидетельствуют о том, что при анализе активности головного мозга и для анализа течения стрессового воздействия на организм молодежи необходимо учитывать биоритмологические особенности учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зенков Л.Р. Клиническая электроэнцефалография (с элементами эпилепологии). М.: МЕДпресс-информ, 2001. 368с., ил.
2. Штарк М.Б., Скок А.Б. Применение электроэнцефалографического биоуправления в клинической практике // Биоуправление-3: Теория и практика. Новосибирск, 1998.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
9. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
10. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
17. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
18. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.