ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ГОЛОВНОГО МОЗГА УЧАЩИХСЯ С РАЗНЫМИ ХРОНОТИПАМИ
Гончаренко М. С., Закревский А.Н., Тимченко А.Н., Ткаченко А.В.
Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина, кафедра валеологии, г. Харьков, Украина
В связи с тем, что состояния, связанные с возникновением десинхронозов, свидетельствуют о напряжение адаптационных возможностей организма и могут быть предвестниками заболеваний, необходимо принять меры для профилактики нарушений временной структуры биологических ритмов. На протяжении 2006-2007 уч. года мы повели исследования среди учащихся по выявлению изменений в функциональной активности головного мозга (а-, в- и 0-ритмов), вызванных влиянием учебной нагрузки.
Группа обследованных из числа учащихся включала в себя 87 человек среднего школьного возраста из гимназии и лицея г. Харькова. Следует отметить, что среди учащихся гимназии у 27±6% выявлены некоторые отклонения в состоянии ЭЭГ, свидетельствующие о воздействии учебной нагрузки с достоверными изменениями в функциональной активности головного мозга, а среди учащихся лицея - лишь 7±5%. Распределение хронотипов следующее: в гимназии - 57% учащихся аритмического типа и 43% утреннего типа, в лицее - 80% утреннего типа и 20% аритмического типа.
Рассматривая средние значения частот ритмов с применением АПК «БОСЛАБ» у учащихся в «покое» и при «стрессе» в разных хронотипах выявлено следующее: учащиеся аритмического хронотипа имеют большие значения средних частот ритмов в тестах покоя и при стресс-тестах по сравнению с учащимися утреннего хронотипа. У учащихся утреннего хронотипа при выполнении стресс-тестов происходит достоверное снижение средней частоты а-ритма в правом полушарии в 1,8 раза (с 14,88 ± 1,46 Гц до 8,38 ± 0,42 Гц, р<0,05), в левом полушарии -в 1,7 раза (с 12, 98 ± 1,38 Гц до 7,75 ± 0,44 Гц, р<0,05).
Частотные характеристики в-ритма в покое и при стресс-тестах у утреннего и аритмического типа не изменяются. Достоверное изменение средней частоты 0-ритма при стрессе наблюдается только у учащихся утреннего типа (частота 0-ритма увеличилась на 13%, р<0,05). Учащиеся аритмического типа реагируют на стресс также закономерным снижением частоты а-ритма, достоверным только для левого полушария (с 17,17 ± 2,29 Гц до 10,43 ± ± 1,19 Гц, р<0,05).
Учебная нагрузка именно у учащихся аритмического типа вызывается активацию левого полушария мозга в общей динамике спектра, т. е. активацию вербального мышления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Стр. [331]