АНАЛИЗ АКАДЕМИЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТОВ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ
Мещеряков А.О.
Акционерное общество «СИНИМЕКС ИНФОРМАТИКА», 115184, г. Москва, Российская Федерация
Резюме
Актуальность. Договор целевого обучения предполагает выполнение обязательств всех сторон. При этом за время обучения по программам высшего образования или подготовки кадров высшей квалификации приоритеты сторон могут измениться. Оценить заранее вероятность успешного выполнения обязательств по договору целевого обучения весьма затруднительно: хотя результаты ЕГЭ коррелируют с результатами экзаменов по профильным дисциплинам, они не являются гарантией успешного завершения образовательной программы, большинство студентов планирует продолжить дальнейшее обучение в аспирантуре или ординатуре.
Это показывает необходимость оценки реальных академических и профессиональных траекторий студентов целевого направления для того, чтобы адекватно учитывать как факторы, влияющие на выполнение обязательств по договору целевого обучения, так и эффективность целевого обучения в целом. Цель работы - анализ академической и профессиональной траектории студентов целевого обучения.
Материал и методы. Было изучено 177 записей о студентах целевого обучения, поступивших в ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России (далее ОрГМУ) в 2011 г. Для сравнения распределения категориальных данных применялся критерий X2 с исключением категорий, в которых было меньше 10 значений. Для определения соответствия распределения количественных данных закону нормального распределения использовался критерий Шапиро-Уилка. Критическим уровнем значимости для статистических тестов был выбран р<0,05. Результаты. В данной работе не выявлено демографических различий по специальностям или форме обучения.
Имеются статистически значимые различия в медианах среднего балла у студентов-целевиков по различным специальностям (критерий Краскела-Уоллиса, р=0,001).
Заключение. Различия в априорной вероятности удержания студентов целевого обучения по различным организациям-заказчикам могут быть связаны с характеристиками этих организаций. Гипотетически существуют характеристики медицинской организации, на которые возможно оказывать влияние для удержания молодых специалистов в целом.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Мещеряков А.О. Анализ академической и профессиональной траектории студентов целевого обучения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15, № 1. С. 72-84. Р01: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-1-72-84
Статья поступила в редакцию 24.12.2023. Принята в печать 1 1.03.2024.
Ключевые слова:
академическая
успеваемость;
удержание
специалистов;
целевое обучение;
профессиональная
траектория
ANALYSIS OF THE ACADEMIC AND PROFESSIONAL TRAJECTORY OF STUDENTS OF TARGETED EDUCATION
Mescheryakov A.O.
SINIMEX INFORMATICS Joint Stock Company, 115184, Moscow, Russian Federation
Abstract
Inroduction. A targeted training agreement implies the fulfillment of obligations by both sides. While during the time of study in higher education programs or training of highly qualified personnel, priorities of sides may change. It is very difficult to estimate in advance the probability of successful fulfillment of obligations under a targeted training agreement. Although the results of the USE correlate with the results of exams in specialized disciplines, they are not a guarantee of successful completion of the educational program, most students plan to continue further education in graduate school or residency.
This shows the need to assess the real academic and professional trajectories of students in the target area, to adequately take into account both the factors affecting the fulfillment of obligations under the target training agreement, and the effectiveness of targeted training in general.
Aim. Analysis of the academic and professional trajectory of targeted learning students.
Materials and methods. We studied 177 records of students of targeted education who entered the OSMU of the Ministry of Health of Russia (hereinafter - OSMU) in 2011. The x2 test was used with the exception of categories that had less than 10 values to compare the distribution of categorical data.
The Shapiro-Wilk test was used to determine whether the distribution of
quantitative data corresponded to the normal distribution law.
The critical significance level for statistical tests is p<0.05.
Results. This study did not reveal demographic differences in specialties or form
of education.
There are statistically significant differences in the median scores of target students in various specialties (Kruskal-Wallis test, p=0.001). Conclusion. Differences in the a priori retain probability of targeted students across different medical organizations (MO) may be related to the characteristics of these organizations. Hypothetically, there are characteristics of MO that can be influenced to retain young professionals in general.
Keywords:
academic
performance; retention of specialists; targeted training; professional trajectory
Funding. The study had no sponsor support.
Conflict of interest. The author declares no conflict of interest.
For citation: Mescheryakov A.O. Analysis of the academic and professional trajectory of students of targeted education. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2024; 15 (1): 72-84. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-1-72-84 (in Russian) Received 24.12.2023. Accepted for publication 1 1.03.2024.
Целевое обучение - один из способов привлечения специалистов. Целевое обучение подразумевает возможность получения образования по направлению от медицинской организации с обязанностью
отработать определенный период времени в медицинской организации, с которой был заключен договор целевого обучения. С одной стороны, целевое обучение позволяет уменьшить кадровый дефицит, с дру-
гой - предоставляет возможность получить медицинское образование широкому кругу абитуриентов, не имеющих возможность оплачивать коммерческое обучение [1].
У целевого обучения есть двусторонние выгоды как для обучающегося, так и для организации - заказчика целевого обучения. Однако также есть определенные трудности, связанные с подготовкой специалистов на основе целевого направления: целевой договор с абитуриентом или студентом заключается до момента формирования у обучающегося представлений о профессиональном самоопределении,что, в свою очередь, вносит неопределенность с позиции дальнейшего карьерного пути выпускника вуза [2]. Договор целевого обучения предполагает выполнения обязательств как со стороны молодого специалиста, так и со стороны работодателя, при этом за время обучения по программам высшего образования или подготовки кадров высшей квалификации могут измениться как приоритеты учащегося, так и медицинской организации-заказчика (МО). К моменту исполнения требований договора целевого обучения абитуриент должен успешно закончить обучение, при этом должны сохраниться его первоначальные профессиональные ориентиры, в свою очередь в МО должна возникнуть подходящая вакансия [3]. Оценить заранее вероятность успешного выполнения обязательств по договору целевого обучения весьма затруднительно: хотя результаты ЕГЭ коррелируют с результатами экзаменов по профильным дисциплинам,они не являются гарантией успешного завершения образовательной программы [4], большинство студентов планирует продолжить дальнейшее обучение в аспирантуре или ординатуре [5].
Это показывает необходимость оценки реальных академических и профессиональных
траекторий студентов целевого направления для того, чтобы адекватно учитывать как факторы, влияющие на выполнение обязательств по договору целевого обучения, так и эффективность целевого обучения в целом.
Цель настоящей работы - анализ академической и профессиональной траектории студентов целевого обучения.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Было изучено 177 записей о студентах целевого обучения, поступивших в ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России (далее ОрГМУ) в 2011 г. Исследованы следующие учетные признаки: организация - заказчик целевого обучения, дата начала и окончания обучения, а также причины отчисления. Эти данные были обогащены дополнительными признаками, полученными во время предыдущего исследования [6], такими как пол студента, дата рождения, знание иностранного языка и степень владения, а также средний балл зачетной книжки.
Анализ данных производился с помощью языка программирования Python 3.8 с использованием библиотек pandas и scipy. Для сравнения распределения категориальных данных применялся критерий х2 с исключением категорий, в которых было меньше 10 значений.
Для количественных данных указывалась медиана (Me), а также нижний (Q25) и верхний (Q75) квартили в формате Me (Q25; Q75). Для определения соответствия распределения количественных данных закону нормального распределения использовался критерий Шапиро-Уилка. Критическим уровнем значимости для статистических тестов был выбран р<0,05 [7, 8].
Для анализа предикторов выбытия студентов во время обучения применялась модель пропорциональных рисков Кокса.
Из «анализа выживаемости» исключались переменные, которые имели только одно уникальное значение (отсутствие дисперсии значений), а также те переменные, которые полностью предопределяли исход для группы (например, переменная, которая присутствовала только у отчисленных студентов).
Для визуализации кумулятивного риска выживания использовались кривые Кап-лана-Мейера [8].
Для факторов риска, имеющих статистически значимый вклад в предсказание выживаемости, указывались р-уровень значимости и отношение рисков (ОР) для данной категории учащихся. Базовый риск выбытия (Рг) рассчитывался как отношение числа выбывших студентов к общему количеству студентов, риск выбытия при переходе на этап обучения на курсе или прохождение аккредитации и работы в МО «х» (Рх) рассчитывался как отношение количества студентов, выбывших при переходе на этап «х», к общему количеству студентов, обучавшихся на прошлом этапе.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Всего было исследовано 70 организаций - заказчиков целевого обучения. Медиана количества заключенных договоров для каждой организации составляла 1 (1; 3). Наибольшее количество целевых договоров было заключено с администрацией города Орска - 19 (10,9%), управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области - 8 (4,6%), МУЗ «ЦГБ г. Бузулука» и администрацией МО города Новотроицка - по 7 договоров (4%).
Целевой прием 2011 г. был представлен следующими специальностями: «Лечебное дело» - 94 (53,7%) студента; «Педиа-
трия» - 52 (29,7%) студента; «Медико-профилактическое дело» - 11 (6,2%) студентов; «Стоматология» - 7 (4%) студентов; «Клиническая психология» - 6 (3,4%) студентов и «Фармация» - 5 (2,9%) студентов. Организации - заказчики целевого обучения с наибольшим количеством заключенных целевых договоров характеризовались следующим распределением студентов по специальностям: администрация города Орска - 14 (75,7%) студентов по специальности «Лечебное дело»; 4 (21,1%) студента по специальности «Педиатрия» и 1 (5,3%) студент по специальности «Стоматология», управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области - все 8 (100%) студентов обучались по направлению «Медико-профилактическое дело», администрация МО города Новотроицка - все 7 договоров на обучение по специальности «Лечебное дело».
Большую часть студентов-целевиков составили женщины - 125 (71,4%) студентов, мужчин среди студентов целевого обучения было 50 (28,6%) человек, что не имеет статистически значимых различий от распределения студентов вуза в целом [5] (критерий х2 р=0,227). Гендерное распределение по специальностям также характеризуется преобладанием доли женщин среди студентов: по специальности «Лечебное дело» обучались 60,6% (57 студентов) женщин; по специальности «Педиатрия» - 82,7% (43 студента); «Медико-профилактическое дело» -81,8% (9 студентов); «Стоматология» - 85,7% (6 студентов); «Клиническая психология» -83,3% (5 студентов) и по специальности «Фармация» все целевые студенты были женского пола - 100% (5 студентов). Различий в гендерном распределении среди целевиков и студентов в целом по специ-
альностям «Лечебное дело» (критерий х2 р=0,448) и «Педиатрия» (критерий х2 р=0,606) не было обнаружено.
Медианный возраст студентов на момент поступления составил 18 лет (17; 18). Распределение целевых студентов по возрасту не соответствует закону нормального распределения (тест Шапиро-Уилка, р=5,8х10-17). Форма данного распределения характеризуется левосмещенностью (коэффициент асимметрии: skew=2,6) и островершинностью (коэффициент эксцесса: kurtosis=10,6). Не было выявлено статистически значимых различий в медиане возрастов студентов при поступлении по различным специальностям (критерий Краскела-Уоллиса, р=0,102).
Среди всех целевых студентов иностранным языком владели 12 (6,9%) человек, среди них английский знали 9 (75%) человек, а немецкий - 3 (25%) человека. Только 3 студента, изучавшие английский, указали степень владения на уровне «читает и может объясняться» (33,3%), остальные 6 (66,7%) студентов указывали свой уровень владения «читает и переводит со словарем». Все 3 (100%) студента, изучавшие немецкий, указали свой уровень «читает и переводит со словарем». Все целевые студенты по специальностям «Стоматология» (7 человек) и «Фармация» (5 человек) указывали на знание иностранного языка. Среди студентов по специальности «Стоматология» 2 (28,6%) человека знают английский язык на уровне «читает и может объясняться», еще 1 (20%) студент с таким же уровнем знания английского языка обучался по специальности «Стоматология».
Средний балл за экзамены был указан у 156 (89,1%) студентов. Медианное значение среднего балла по зачетной книжке составляет 4 (3,6; 4,5). Распределение значений имеет бимодальное распределение
(рис. 1): одна из вершин графика близка к моде 4, другая ближе всего к максимальному баллу - 5. Имеются статистически значимые различия в медианах среднего балла у студентов-целевиков по различным специальностям (критерий Краскела-Уоллиса, р=0,001). Наибольший средний балл у студентов целевого набора был при обучении по специальностям «Стоматология» - 4,7 (3,9; 4,9), «Фармация» - 4,4 (4; 4,7), «Лечебное дело» и «Клиническая психология» - 4,2 (3,9; 4,3). Более низкий средний балл наблюдался по специальностям «Педиатрия» -3,8 (3,5; 4,2) и «Медико-профилактическое дело» - 3,5 (3,2; 3,7).
Из всех студентов целевого обучения смогли получить диплом специалиста 150 (85,7%) человек, у 125 человек на момент выпуска имелся действующий целевой договор с первоначальной медицинской организацией (не было расторжения или цессии договора), что составляет 71,4% студентов. Только о 21 специалисте есть сведения из открытых источников, что они работают в организации - заказчике целевого обучения (16,8% из всего выпуска). Априорная вероятность того, что абитуриент, заключивший целевой договор, впоследствии начнет работать в выбранной медицинской организации составляет 0,12.
Если рассматривать организации-заказчики с самым большим числом договоров, то для администрации города Орска характерно то, что закончили обучение 14 (87,5%) человек, из которых 2 (14,3%) продолжили работу по целевому договору, большая часть студентов - 7 (87,5%) человек, заключившая договор с управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, закончила обучение в медицинском университете с получением
3025-
¡8 20-II
ф
!з
§ 15-!з
ф
т ^
Ц
¡2 1050-
Рис. 1. Ра
целевого
—I--1--1—
3,0 3,5 4,0
Средний балл по зачетной книжке
2,5
4,5
5,0
определение среднего балла зачетной книжки за все время обучения студентов направления по всем специальностям
диплома, из них 4 (57,1%) человека продолжили работу в организации, все 7 студентов, заключивших договор с МУЗ «ЦГБ г. Бузулу-ка» получили высшее образование (100%), но при этом никто из них не продолжил работать в организации (0%), в то время как все студенты (100%), заключившие договор с администрацией МО города Новотроицка, также успешно закончили обучение в вузе и 3 (42,9%) человека продолжили работу в организации.
77 (81,9%) студентов-целевиков, обучавшихся по специальности «Лечебное дело», закончили обучение в вузе с актуальным целевым договором, из них 13 (16,9%) продолжили работу в МО, 46 (88,5%) студентов, проходивших обучение по специальности «Педиатрия», успешно закончили обучение, из них 4 (8,7%) продолжили работу в организации-заказчике, 7 (63,6%) студентов, обучавшихся по специальности «Медико-
профилактическое дело», завершили обучение с актуальным целевым договором, из них 4 (57,1%) продолжили работать в МО. Студенты других специальностей (0%) не продолжили работу в организации-заказчике, 6 (85,7%) студентов завершили обучение по специальности «Стоматология», все студенты (100%), обучавшиеся по специальности «Клиническая психология» получили высшее образование, 4 (80%) студента, проходившие обучение по специальности «Фармация», успешно его завершили.
Имеются статистически значимые различия (р=0,045) в доле студентов, продолживших работать по целевому договору в МО, расположенных в городе, и в МО, находящихся в сельских населенных пунктах: в сельских населенных пунктах 5,5% абитуриентов продолжили работу согласно договору целевой подготовки (4 из 73), в то время как в МО, расположенных в городах,
Риск оттока при переходе на курс, а также базовый риск оттока целевых специалистов
Специальность Риск оттока при переходе на курс Базовый риск оттока
2 3 4 5 6 g w за весь период обучения Рг)
Лечебное дело 0 0 0 0,012 0,025 0,025 0,831 0,841
Педиатрия 0 0 0 0 0,061 0 0,913 0,918
Медико- профилактическое 0 0 0 0 0,125 0 0,429 0,5 дело
Примечание. д - государственный итоговый экзамен и аккредитация; м - работа в организации-заказчике.
студенты остаются чаще - в 16,7% случаев (17 из 102 обучающихся).
В связи с тем что ни один из студентов по специальностям «Стоматология», «Клиническая психология» и «Фармация» не продолжил работу в организации - заказчике целевого обучения,данные направления были исключены из дальнейшего анализа. Расположение медицинской организации -заказчика целевого обучения вне административного центра области увеличивало риск оттока студента в 2 раза (HR=2), что является статистически значимым предиктором оттока целевых студентов (р=0,03).
Выявлено, что наибольший отток студентов происходит после выпуска студентов из медицинского вуза (см. таблицу). Для специальности «Лечебное дело» базовый риск оттока целевого студента составляет Рг=0,841, риск оттока после завершения обучения - Ри=0,831 при соотношении рисков оттока после выпуска к риску оттока во время обучения - ИР=11,5, базовый риск оттока
по специальности «Педиатрия» Рг=0,918, риск оттока после завершения обучения Ри=0,913, соотношение рисков оттока после выпуска к риску оттока во время обучения ИР=15. Для специальности «Медико-профилактическое дело» характерна аналогичная тенденция:базовый риск оттока составил Рг=0,5, риск оттока после завершения обучения Ри=0,429, риск оттока после выпуска в 3,4 раза выше, чем во время обучения (НР=3,4) (см. таблицу).
Таким образом, из 175 абитуриентов целевого обучения закончили образовательную программу без отчисления или академического отпуска 136 (77,6%) человек. 39 (22,3%) студентов были отчислены во время обучения, из них 14 (22,3%) отчисленных студентов были восстановлены. Никто из восстановленных студентов впоследствии не продолжил работу в организации-заказчике целевого обучения. Из всех абитуриентов 10 (5,7%) человек брали академический отпуск, они
Рис. 2. Модель движения студентов целевого обучения после поступления
также не продолжили дальнейшую работу в организациях-заказчиках. В результате отчисления с последующим восстановлением и нахождения в академическом отпуске 19 (10,9%) студентов завершили обучение с задержкой. Медианная величина данной задержки составляла 1 академический год [1, 2], при этом данную группу составляли все восстановленные студенты [14 (100%) человек] и 5 студентов, находившихся в академическом отпуске (50% всех студентов после академического отпуска). На 100 абитуриентов приходится 17,7 академического года с учетом стоимости коммерческого обучения в ОрГМУ в 2014/2015 учебном году по специальности с наибольшим количеством мест - «Лечебное дело» (90 тыс. рублей за один семестр), экономическое бремя задержек в обучении студентов составляет 3 млн 186 тыс. рублей на 100 учащихся-целевиков.
Среди 146 человек, окончивших обучение, 21 (14,4%) выпускник продолжил работу в медицинской организации-заказчике, еще 11 (7,5%) человек продолжили работу в других МО, при этом 7 (4,8%) выпускни-
ков были трудоустроены в МО г. Оренбурга, остальные 4 (2,7%) человека трудоустроены в других субъектах РФ. Следует отметить, что ни один студент, имевший целевой договор с МО из Оренбурга, в дальнейшем не перешел на работу в МО других населенных пунктов (рис. 2). Статистически значимых различий в распределении студентов, оставшихся работать в организации-заказчике и трудоустроенных в других МО, по категориям «городская местность» и «сельские населенные пункты» не обнаружено (критерий х2 с поправкой по Фишеру р=0,213). Различий в возрасте среди выпускников также не обнаружено (тест Манна-Уитни, р=0,426). При этом средний бал зачетной книжки среди выпускников, перешедших в другую МО [средний балл 4,68 (4,37; 4,8)], был выше, чем у тех, кто продолжил работу в организации, с которой был заключен целевой договор [средний балл 4,08 (3,69; 4,58), тест Манна-Уитни, р=0,013].
10 студентов за время обучения воспользовались правом на академический отпуск, из них 6 (60%) студентов брали академический отпуск по здоровью, 1 (10%) студентка -
по причине беременности и родов, 3 (30%) студента воспользовались академическим отпуском по обеим причинам. Из 10 студентов 4 (40%) были отчислены, 3 (75%) студента отчислены по собственному желанию, 1 (33,3%) из этих студентов был отчислен по причине перевода в другой вуз, 1 (25%) из
4 студентов был отчислен по причине академической неуспеваемости. Один (33,3%) из студентов, отчисленных по собственному желанию, в дальнейшем продолжил обучение на коммерческой основе. После выпуска из 7 студентов 1 (14,3%) из них продолжил работу в другой МО в Оренбурге, оставшиеся 6 (100%) студентов также не продолжили работу в МО целевого договора. Из 7 студентов
5 (71,4%) закончили обучение с задержкой более чем на 1 академический год. Медианное время задержки обучения в данной группе составляет 1,5 года (1; 3,5).
3 (1,7%) студентам из 175 был произведен договор цессии (уступки права требования) от одной МО к другой. 4 (2,3%) студента расторгли целевой договор с МО.
5 (2,9%) студентов из 175 были восстановлены на коммерческое обучение, из них 4 (80%) были отчислены по причине академической неуспеваемости, а 1 (20%) из них - по собственному желанию и состоянию здоровья. 4 (80%) студента из 5 впоследствии успешно закончили обучение. Все студенты (100%) успешно завершившие учебную программу после перехода на коммерческое обучение, закончили его с задержкой более чем в 1 год. Медианное время задержки обучения в данной группе составляет 1,5 года [1, 2].
ОБСУЖДЕНИЕ
Таким образом, не было выявлено демографических различий между студентами целевого обучения и общей группой студен-
тов. Также не обнаружены демографические различия среди студентов различных специальностей.
Следует отметить также специфическое распределение студентов целевого обучения по специальностям относительно аналогичного распределения студентов ОрГМУ [6]. Соотношение распределения студентов, обучающихся по целевому набору, по специальностям «Медико-профилактическое дело» к специальностям «Педиатрия» и «Лечебное дело» составляет 1:4,7:8,5. В то же время аналогичное соотношение для студентов ОрГМУ в целом составляет 1:2,6:8,8, что свидетельствует о том, что среди студентов, обучающихся по целевому договору, больше тех, кто учится по специальности «Педиатрия». Распределение студентов-целевиков, в свою очередь, отличается от распределения в ОрГМУ в целом и связано с региональными потребностями в медицинских специалистах [10].
Несмотря на схожие демографические показатели у студентов целевого обучения, наблюдаются различия по среднему баллу зачетной книжки по разным специальностям, что косвенно может быть связано с рядом причин, таких как различия в образовательной мотивации [11], сильный разрыв в подготовке студентов на уровне среднего общего образования [12], особенность конкурса на каждую специальность. Аналогичная неоднородность в уровне успеваемости студентов целевого обучения выявлена не только по различным специальностям, но также и по среднему баллу зачетной книжки внутри групп каждой отдельной специальности, где можно выделить как минимум 2 кластера: студентов с баллом, близким к максимальному, и студентов со средним баллом, близким к 4.
Выпускники целевого обучения чаще продолжают работать в МО, расположенных в городах, чем в сельских населенных пунктах. Это является следствием глобальной проблемы, связанной с более низким кадровым обеспечением в сельских населенных пунктах по сравнению с городами [13]. Этот феномен, вероятно, связан с различиями в качестве жизни в городах и сельских населенных пунктах: специалисты в городе имеют лучший доступ к различным услугам, большие возможности профессионального развития, а также могут оперативно проконсультироваться у более опытных коллег или направить пациента в другую МО [14]. МО в сельских населенных пунктах попадают в порочный круг: низкая привлекательность МО в сельских населенных пунктах приводит к более низкому кадровому обеспечению, что увеличивает нагрузку на оставшийся медицинский персонал, что, в свою очередь, приводит более низкой привлекательность МО на рынке труда. Следует отметить также, что МО г. Оренбурга как административного центра области также имеют более низкий риск оттока студентов и молодых специалистов по сравнению с городами.
Анализ студентов, перешедших в другие МО, показывает, что основным фактором такого оттока является более высокая успеваемость. Это может указывать на то, что у таких студентов выше шанс трудоустройства, так как они обладают лучшими знаниями и навыками, что подталкивает их к трудоустройству в других организациях, предлагающих более выгодные условия работы. Данный эффект требует дальнейшего и более подробного изучения, поскольку результаты анализа обычных трудовых отношений сложно экстраполировать на отношения между студентом целевого обучения и организацией -
заказчиком.В целом,специалисты с более низкой квалификацией и небольшим стажем чаще меняют место работы, небольшие организации (количество сотрудников <10) чаще сталкиваются с большей текучестью кадров [15], но, в свою очередь, это может быть частью более глобальной тенденции,связанной с увеличением трудовой мобильности сотрудников в связи с глобализацией рынка труда и частыми изменениями в экономике и на рынке труда [16]. Эффекты высокой трудовой мобильности могут положительно влиять на формирование и эффективность использования кадровых ресурсов, но при этом создают ограничения в эффективности труда в связи с необходимостью трудовой адаптации [17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на неоднородность успеваемости студентов как по различным специальностям, так и внутри каждой специальности, в настоящей работе не выявлено значимых предикторов, которые могли бы прогнозировать то, что студент целевого обучения в дальнейшем продолжит работать в МО, указанной в целевом договоре. При этом выявлены различия в априорной вероятности удержания студентов целевого обучения по разным организациям-заказчикам, что гипотетически может быть связано с характеристиками этих организаций.
Требуется мониторинг профессиональной деятельности выпускников медицинских вузов для дальнейшей оценки уровня предложения на рынке труда в медицинской отрасли, что позволит анализировать как текущее состояние доступности медицинской помощи [18], так и прогнозировать потребность в медицинских специалистах в будущем [19, 20]. Постановление правительства от 5 мая 2018 года № 555 «О единой государ-
ственной информационной системе в сфере здравоохранения» [21] определяет порядок информационного обеспечения в сфере здравоохранения. Данным документом предусматривается создание единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), состоящей из 13 подсистем, в том числе и федерального регистра медицинских работников (ФРМР), в котором содержатся сведения о сотрудниках МО. Перечень обрабатываемых данных о медицинских работниках указан в статье 93 Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [22]. Согласно ФЗ № 323 медицинские
организации обязаны вести официальный сайт в сети Интернет и публиковать информацию о медицинских работниках, указанную в пункте 6 Приложения № 1 к закону, с целью обеспечения общественного контроля за деятельностью МО. С другой стороны, ФРМР, содержащий в себе аналогичную информацию, является базой данных с ограниченным доступом. Предоставление доступа к этой информации для всех желающих на равных условиях соответствует принципу открытых данных [23], а также способно облегчить общественный контроль и стимулировать исследования в сфере кадрового обеспечения здравоохранения.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Мещеряков Александр Олегович (Alexander O. Mescheryakov) - специалист по анализу данных АО «СИНИМЕКС ИНФОРМАТИКА», Москва, Российская Федерация E-mail: amescheryakov19950gmail.com https://orcid.org/0000-0002-7657-3898
ЛИТЕРАТУРА
1. Заляев А.Р., Шаммазова Е.Ю. Целевое обучение в оценках студентов-медиков: опыт эмпирического исследования // Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. Т. 61. №. 1. С. 97-102. DOI: http://dx.doi.org/10.52452/181 15942_2021_1_97
2. Аликперова Н.В., Ярашева А.В., Виноградова К.В. Факторы формирования карьерных траекторий медицинских работников в России // Гуманитарные науки. Вестник финансового университета. 2020. Т. 10, № 6. С. 81-92. DOI: http://dx.doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-6-81-92
3. Кинчагулов А.М. Роль целевого обучения в кадровом обеспечении сельского здравоохранения // Социокультурные аспекты устойчивого развития сельских территорий. 2021. С. 61-62.
4. Айвазова Е.А., Ушакова Н.Я., Патронова Н.Н., Варакина Ж.Л. Сравнительная оценка результатов ЕГЭ по химии и успеваемости в ВУЗе по химическим дисциплинам на факультетах фармацевтической и медицинской биохимии // Образовательный вестник «Сознание». 2019. № 7. DOI: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-7-19-25
5. Верховина Т.С., Мясникова А.С., Ненахова Е.В. Динамика изменения отношения первокурсников и выпускников к выбранной профессии врача // Эпомен: медицинские науки. 2023. №. 7. С. 50-57.
6. Мещеряков А.О. и др. Предикторы выбытия студентов медицинского вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, №. 3 [47]. С. 125-136. DOI: http://dx.doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-3-125-136
7. Nelli F. Python data analytics: Data analysis and science using PANDAs, Matplotlib and the Python Programming Language. Apress, 2015.
8. Трухачева Н.В. Медицинская статистика. 2017.
9. Barakat A. et al. Understanding survival analysis: Actuarial life tables and the Kaplan-Meier plot //British Journal of Hospital Medicine. 2019. Vol. 8, N 11. P. 642-646. DOI: http://dx.doi.org/10.12968/hmed.2019.80.1 1.642
10. Баянова Н.А. и др. Тенденции в кадровом обеспечении здравоохранения оренбургской области // Общественное здоровье и здравоохранение. 2021. Т. 70, № 2. С. 33-39.
11. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Мотивация обучения в вузе-формирование готовности студентов-медиков к профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. С. 1-1.
12. Кравцова Я.В. Анализ результатов Единого государственного экзамена студентов, обучающихся по специальности «Фармация» // Молодежная наука и современность. 2020. С. 532-534.
13. Cosgrave C., Malatzky C., Gillespie J. Social determinants of rural health workforce retention: a scoping review // International journal of environmental research and public health. 2019. Vol. 16, N 3. P. 314. DOI: http://dx.doi. org/10.3390/ijerph16030314
14. Репринцева Е.В. Проблемы оказания медицинской помощи сельскому населению // Региональный вестник. 2020. № 3. С. 81-83.
15. Братющенко С.В. Социальные инвестиции бизнеса и текучесть кадров // Исследования молодых ученых: отраслевая и региональная экономика, инновации, финансы и социология. 2013. С. 29-36.
16. Зубова М.В. Образовательное пространство как условие развития молодого поколения в условиях глобализации // Abyss (Вопросы философии, политологии и социальной антропологии]. 2019. № 2. С. 27-33.
17. Филиогло Л.Д. Трудовая мобильность молодежи в условиях нестабильной экономики // Концепт. 2015. № 1.
18. Young A. et al. FSMB census of licensed physicians in the United States, 2018 // Journal of Medical Regulation. 2019. Vol. 105. Vol. 2. P. 7-23. DOI: http://dx.doi.org/10.30770/2572-1852-105.2.7
19. Zhang X. et al. Physician workforce in the United States of America: forecasting nationwide shortages // Human resources for health. 2020. Vol. 18. N 1. С. 1-9. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12960-020-0448-3
20. Tiwari R. et al. Estimating the emergency care workforce in South Africa // African Journal of Primary Health Care & Family Medicine. 2021. Vol. 13, N 1. P. 3174. DOI: http://dx.doi.org/10.1 186/10.4102/phcfm.v13i1.3174
21. Постановление Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» // СИС «Консультант Плюс».
22. Федеральный закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СИС «Консультант Плюс».
23. Дарменова А.С., Мамыкова Ж.Д., Норманн А.К. Открытые данные: двадцатипятилетняя история развития // Вестник НГУЭУ. 2020. № 2. С. 183-197. DOI: http://dx.doi.org/10.1 186/10.34020/2073-6495-2020-2-183-197
REFERENCES
1. Zaljaev A.R., Shammazova E. Ju. Targeted learning in medical student assessments: an empirical study experience. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki [Bulletin of the Nizhny Novgorod University N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences]. 2021; 1 (61): 97-102. DOI: http://dx.doi.org/10.1 186/10.52452/181 159 42_2021_1_97 (in Russian)
2. Alikperova N.V., Jarasheva A.V., Vinogradova K.V. Factors in the formation of career trajectories of medical workers in Russia. Gumanitarnye nauki. Vestnik finansovogo universiteta [Humanitarian sciences. Bulletin of the Financial University]. 2020; 10 (6): 81-92. DOI: http://dx.doi.org/10.1 186/10.26794/2226-7867-2020-10-6-81-92 (in Russian)
3. Kinchagulov A.M. The role of targeted learning in rural health staffing. Sociokul'turnye aspekty ustojchivogo razvitija sel'skih territoriy [Sociocultural aspects of sustainable development of rural areas]. 2021: 61-2. (in Russian)
4. Ajvazova E.A., Ushakova N. Ja., Patronova N.N., Varakina Zh.L. Comparative assessment of the results of the Unified State Exam in chemistry and academic performance at the university in chemical disciplines at the faculties of pharmaceutical and medical biochemistry. Obrazovatel'nyj vestnik "Soznanie" [Educational Bulletin "Consciousness"]. 2019; 7. DOI: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-7-19-25 (in Russian)
5. Verhovina T.S., Mjasnikova A.S., Nenahova E.V. Dynamics of change in the attitude of first-year students and graduates to the chosen profession of a doctor. Jepomen: medicinskie nauki. [Jepomen: medical sciences]. 2023; 7: 50-7. (in Russian)
6. Meshherjakov A.O., et al. Medical student dropout predictors. Medicinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2022; 13 (3) (47): 125-36. DOI: http://dx.doi.org/10.1 186/10.33029/22208453-2022-13-3-125-136 (in Russian)
7. Nelli F. Python data analytics: Data analysis and science using PANDAs, Matplotlib and the Python Programming Language. Apress: 2015.
8. Truhacheva N.V. Medical statistics: 2017. (in Russian)
9. Barakat A. et al. Understanding survival analysis: Actuarial life tables and the Kaplan-Meier plot. British Journal of Hospital Medicine. 2019; 80 (1 1): 642-6. DOI: http://dx.doi.org/10.1 186/10.12968/hmed.2019.80.1 1.642
10. Bajanova N.A., et al. Healthcare workforce trends in the Orenburg region. Obshhestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie [Public health and healthcare]. 2021; 2 (70): 33-9. (in Russian)
11. Alekseenko S.N., Gajvoronskaja T.V., Drobot N.N. Motivation for studying at a university - formation of readiness of medical students for professional activities. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2020; 3: 1. (in Russian)
12. Kravcova Ya.V. Analysis of the results of the Unified State Examination of students enrolled in the specialty «Pharmacy». Molodezhnaja nauka i sovremennost' [Youth science and modernity]. 2020: 532-4. (in Russian)
13. Cosgrave C., Malatzky C., Gillespie J. Social determinants of rural health workforce retention: a scoping review. International journal of environmental research and public health. 2019; 16 (3): 314. DOI: http://dx.doi.org/10.1 186/10.3390/ ijerph16030314
14. Reprinceva E.V. Problems of providing medical care to the rural population. Regional'nyy vestnik [Regional bulletin]. 2020; 3: 81-3. (in Russian)
15. Bratjushhenko S.V. Social investment, business and employee turnover. Issledovaniya molodyh uchenyh: otraslevaya
i regional'naya ekonomika, innovatsii, finansy i sotsiologiya. [Research by young scientists: sectoral and regional economics, innovation, finance and sociology]. 2013: 29-36. (in Russian)
16. Zubova M.V. Educational space as a condition for the development of the young generation in the context of globalization. Abyss (Voprosy filosofii, politologii i social'noy antropologii) [Abyss (Issues of Philosophy, Political Science and Social Anthropology)]. 2019; 2: 27-33. (in Russian)
17. Filioglo L.D. Youth labor mobility in an unstable economy. Koncept. [Concept]. 2015; 1. (in Russian)
18. Young A., et al. FSMB census of licensed physicians in the United States, 2018. Journal of Medical Regulation. 2019; 105 (2): 7-23. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/10.30770/2572-1852-105.2.7
19. Zhang X., et al. Physician workforce in the United States of America: forecasting nationwide shortages. Human resources for health. 2020; 18 (1): 1-9. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/10.1186/s12960-020-0448-3
20. Tiwari R., et al. Estimating the emergency care workforce in South Africa. African Journal of Primary Health Care & Family Medicine. 2021; 13 (1): 3174. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/10.4102/phcfm.v13i1.3174
21. Decree of the Government of the Russian Federation of May 5, 2018 No. 555 «On the unified state information system in the field of healthcare.» SIS «Konsul'tant Plyus» [SIS «Consultant Plus»]. (in Russian)
22. Federal Law No. 323 «On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation». SIS «Konsul'tant Plyus» [SIS «Consultant Plus»]. (in Russian)
23. Darmenova A.S., Mamykova Zh.D., Normann A.K. Open data: a twenty-five-year history of development. Vestnik NGUJeU. [Bulletin of NSUEM]. 2020; 2: 183-97 DOI: http://dx.doi.org/10.1186/10.34020/2073-6495-2020-2-183-197 (in Russian)