Научная статья на тему 'Анализ административно-территориальной структуры Карачаево-Черкесской республики'

Анализ административно-территориальной структуры Карачаево-Черкесской республики Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
303
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО / МОРФОСТРУКТУРА / РЕЧНОЙ БАССЕЙН / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / БАССЕЙНОВАЯ ГЕОСИСТЕМА / ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL STRUCTURE / MORPHOLOGICAL STRUCTURE / RIVER BASIN / GEOGRAPHICAL PARAMETERS / BASIN GEOSYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Кипкеева Палистан Аубекировна, Потапенко Юрий Яковлевич

Предмет исследования административно-территориальная структура Карачаево-Черкесской республики (КЧР). Цель исследования анализ административно-территориальной структуры КЧР для определения пространственных соотношений речных бассейнов и административных районов, речной и транспортной сети; оценка компактности территорий районов. Методы исследования: комплексный ландшафтно-геоэкологический подход с использованием бассейновой концепции. Применялись полевые исследования и дешифрирование космои аэрофотоснимков, ГИС-технологии (ARCGIS 9.3.1). Выводы. КЧР уступает ряду областей и краев РФ по площади (14,1 тыс. км2, количеству жителей (447,6 тыс.) и числу административных районов (10). В основном области европейской части страны имеют площадь в пределах 50-200 тыс. км2 при среднем числе административных районов 28. Административная структура среднеи высокогорной частей республики отражает морфологию речных бассейнов 4-6 порядков, так как именно водоразделы бассейнов явились ведущими параметрами при выборе границ районов. Пространственная структура транспортной сети определяется рисунком эрозионной сети. Расположение большинства дорог совпадает с наиболее доступными участками речных долин поверхностями террас. Эрозионная и транспортная сеть существенный фактор экономического развития: почти все населенные пункты находятся в долинах рек, а наиболее крупные из них расположены вдоль автодорог федерального значения. Республиканский центр г. Черкесск приурочен к пересечению двух федеральных автодорог и железной дороги. Компактность территорий районов нарастает с понижением высоты местности над уровнем моря. В то же время высота местности над уровнем моря не влияет на численность населения административных центров. Резкое различие районов по площади и разные принципы их наименования (этнический и географический) неблагоприятны для экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Кипкеева Палистан Аубекировна, Потапенко Юрий Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL STRUCTURE OF THE KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC

Subject of the research administrative-territorial structure of the Karachay-Cherkess Republic (KCR). The purpose of the study the analysis of the administrative-territorial structure of the KCR to determine spatial relationships of river basins and administrative regions, drainage and transport networks; estimation of the compactibility of the regions territories. Research methods. Integrated landscape-geoecological approach using basin concept. Applied field method and interpretation of space and aerial images, GIS technology (ARCGIS 9.3.1). Conclusion. KCR cedes to the most regions of the Russian Federation (area 14.1 thousand km2, inhabitants (447.6 thousand) and number of administrative regions (10). Most of the regions in the European part of the country has an area in the range of 50-200 km2 with an average number of administrative districts 28. The administrative structure of medium and high-mountainous parts of the Republic reflects the morphology of river basins within 4-6 orders of magnitude, as the drainage divides of the basins were the leading options for choosing boundaries of the districts. Spatial structure of transport network is determined with erosion pattern. The most roads location coincides with the most accessible sections of the river valleys surface terrace. Erosion and transport network is a significant factor of the economic development: the vast majority of human settlements located in river valleys, and the largest of them are located along the federal highways. The Republican center of Cherkessk dedicated to the intersection of two federal highways and railways. The compactness of the districts territories increases with in decreasing sea level. At the same time height of the terrain above sea level does not affect the population of administrative centers. A dramatic difference of zoning districts and different principles of their names (ethnic and geographic) are not conducive to economic development.

Текст научной работы на тему «Анализ административно-территориальной структуры Карачаево-Черкесской республики»

ISSN 0321-3005 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. NATURAL SCIENCE. 2017. No. 1

УДК 911.37:556.5221 DOI 10.18522/0321-3005-2017-1-96-100

АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

© 2017 г П.А. Кипкеева, Ю.Я. Потапенко

ANALYSIS OF ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL STRUCTURE OF THE KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC

P.A. Kipkeeva, Yu. Ya. Potapenko

Кипкеева Палистан Аубекировна - Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, кандидат географических наук, доцент, кафедра физической и экономической географии, естественно-географический факультет, ул. Ленина, 29, г. Карачаевск, КЧР, 369202, Россия, e-mail: [email protected]

Потапенко Юрий Яковлевич - Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, доктор геолого-минералогических наук, профессор, кафедра физической и экономической географии, естественно-географический факультет, ул. Ленина, 29, г. Карачаевск, КЧР, 369202, Россия, e-mail: [email protected]

Palistan A. Kipkeeva - Aliyev Karachay-Cherkess State University, Candidate of Geography, Associate Professor, Department of Physical and Economic Geography, Natural and Geographical Faculty, Lenina St., 29, Karachayevsk, KCR, 369202, Russia, e-mail: [email protected]

Yury Ya. Potapenko - Aliyev Karachay-Cherkess State University, Doctor of Geology and Mineralogy, Professor, Department of Physical and Economic Geography, Natural and Geographical Faculty, Lenina St., 29, Karachayevsk, KCR, 369202, Russia, e-mail: [email protected]

Предмет исследования - административно-территориальная структура Карачаево-Черкесской Республики (КЧР).

Цель исследования - анализ административно-территориальной структуры КЧР для определения пространственных соотношений речных бассейнов и административных районов, речной и транспортной сети; оценка компактности территорий районов.

Методы исследования: комплексный ландшафтно-геоэкологический подход с использованием бассейновой концепции. Применялись полевые исследования и дешифрирование космо- и аэрофотоснимков, ГИС-технологии (ARCGIS 9.3.1).

Выводы. КЧР уступает ряду областей и краев РФ по площади (14,1 тыс. км2, количеству жителей (447,6 тыс.) и числу административных районов (10). В основном области европейской части страны имеют площадь в пределах 50-200 тыс. км2 при среднем числе административных районов 28. Административная структура средне- и высокогорной частей республики отражает морфологию речных бассейнов 4-6 порядков, так как именно водоразделы бассейнов явились ведущими параметрами при выборе границ районов. Пространственная структура транспортной сети определяется рисунком эрозионной сети. Расположение большинства дорог совпадает с наиболее доступными участками речных долин - поверхностями террас. Эрозионная и транспортная сеть - существенный фактор экономического развития: почти все населенные пункты находятся в долинах рек, а наиболее крупные из них расположены вдоль автодорог федерального значения. Республиканский центр г. Черкесск приурочен к пересечению двух федеральных автодорог и железной дороги. Компактность территорий районов нарастает с понижением высоты местности над уровнем моря. В то же время высота местности над уровнем моря не влияет на численность населения административных центров. Резкое различие районов по площади и разные принципы их наименования (этнический и географический) неблагоприятны для экономического развития.

Ключевые слова: административно-территориальное устройство, морфоструктура, речной бассейн, географические параметры, бассейновая геосистема.

Subject of the research - administrative-territorial structure of the Karachay-Cherkess Republic (KCR).

The purpose of the study - the analysis of the administrative-territorial structure of the KCR to determine spatial relationships of river basins and administrative regions, drainage and transport networks; estimation of the compactibility of the regions territories.

Research methods. Integrated landscape-geoecological approach using basin concept. Applied field method and interpretation of space and aerial images, GIS technology (ARCGIS 9.3.1).

Conclusion. KCR cedes to the most regions of the Russian Federation (area - 14.1 thousand km2, inhabitants (447.6 thousand) and number of administrative regions (10). Most of the regions in the European part of the country has an area in the range of 50200 km2 with an average number of administrative districts - 28. The administrative structure of medium and high-mountainous parts

ISSN 0321-3005 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. NATURAL SCIENCE. 2017. No. 1

of the Republic reflects the morphology of river basins within 4-6 orders of magnitude, as the drainage divides of the basins were the leading options for choosing boundaries of the districts. Spatial structure of transport network is determined with erosion pattern. The most roads location coincides with the most accessible sections of the river valleys - surface terrace. Erosion and transport network is a significant factor of the economic development: the vast majority of human settlements located in river valleys, and the largest of them are located along the federal highways. The Republican center of Cherkessk dedicated to the intersection of two federal highways and railways. The compactness of the districts territories increases with in decreasing sea level. At the same time height of the terrain above sea level does not affect the population of administrative centers. A dramatic difference of zoning districts and different principles of their names (ethnic and geographic) are not conducive to economic development.

Keywords: administrative-territorial structure, morphological structure, river basin, geographical parameters, basin geosystem.

Социально-экономическое развитие территорий зависит не только от природных факторов и хозяйственного уклада, но и от степени совершенства административной структуры и планирования. В СССР обеспечению эффективного экономического развития уделялось постоянное внимание [1, 2], народно-хозяйственное планирование осуществлялось на разных уровнях с учетом научных прогнозов. В 90-е гг. ХХ в. Россия отошла от данных принципов, но новые программы, соответствующие рыночной экономике, разрабатываются слабо, конкретные проекты обычно имеют локальный и инкрементальный характер [3]. Из шести основных типов планирования, применяемых сейчас в мировой практике, нашей стране наиболее подходит всеобщее рациональное планирование, основанное на системном подходе и анализе альтернативных вариантов. По своему содержанию оно весьма близко ТерКСОПам (территориальным комплексным схемам охраны природы) СССР.

В Российской Федерации в 43 из 89 субъектов имеются горные районы. На Северном Кавказе (Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Дагестан и др.) такой рельеф преобладает. При обсуждении проблем развития горных регионов наиболее часто предлагаются различные варианты устойчивого развития с акцентом на туризм и рекреацию. В настоящее время комплексное планирование развития территорий уступило место составлению генеральных планов отдельных населенных пунктов. Необходимо возвращение к комплексному планированию развития. В условиях дефицита материальных средств достижение комплексности возможно путем поэтапного анализа различных параметров административных районов.

Цель исследования - анализ административно-территориальной структуры Карачаево-Черкесской Республики (КЧР). Задачи: определение пространственных соотношений речных бассейнов и административных районов, речной сети и транспортной сети; оценка компактности территорий районов.

Методы исследования - комплексный ланд-шафтно-геоэкологический подход с использованием бассейновой концепции [4]. Применялись поле-

вые исследования и дешифрирование космо- и аэрофотоснимков, ГИС-технологии (ЛЯСОК 9.3.1).

На рассматриваемой территории авторами исследован ряд параметров природной среды - геоморфология, геология, ландшафтная структура, туристско-рекреационная привлекательность, геоэкология [5-11]. В результате выявлены индивидуальные особенности речных бассейнов в разных морфоструктурах; установлено существенное влияние внутрибассейновых ландшафтных структур на специализацию, степень развития хозяйственных отраслей и на размещение новых турист-ско-рекреационных объектов; показано, что некоторые новостройки сооружены на селеопасных участках.

Административный район - базовая единица административно-территориального деления более крупных подразделений - областей, краев и республик. Считается, что это образование обладает комплексом устойчивых характеристик и связей природы, населения и хозяйства. Административный район в таком понимании является системой, включающей при вводе в ГИС информационные слои, число которых зависит от степени изученности территории.

Прежде чем перейти к рассмотрению районов, кратко охарактеризуем морфоструктуры и речные бассейны КЧР.

Морфоструктура - это достаточно крупная форма земной поверхности, отличающаяся от соседних не только характером рельефа, но и составом и строением литогенной основы. Морфострук-туры рассматриваемой территории имеют субширотную ориентировку. С юга на север следуют морфоструктуры [5] Главного хребта, включающие высокогорные Водораздельный и Боковой хребты (палеозойские граниты и более древние метамор-фиты), Передового высокогорного хребта (метаморфические и магматические породы палеозоя), среднегорной Северо-Юрской депрессии (нижне-среднеюрские осадочные породы), куэсты Скалистого и Пастбищного хребтов (песчаники и известняки верхней юры и мела), предгорий (мергели и аргиллиты палеогена и неогена) (рис. 1 ).

ISSN 0321-3005 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.

NATURAL SCIENCE.

2017. No. 1

Рис. 1. Карта административно-территориального устройства и морфоструктур Карачаево-Черкесии. Морфоструктуры: ГХ - Главного хребта; ПХ - Передового хребта; СЮД - Северо-Юрской депрессии; СХ - Скалистого хребта; ПсХ - Пастбищного хребта и предгорий / Fig. 1. Map of the administrative-territorial structure and morphological structures of Karachay-Cherkessia. Morphological structures: ГХ - Main Ridge, ПХ - Front Range, СЮД - North-Jurassic depression, СХ - Rocky Ridge, ПсХ - Pasture Range and foothills

Речная сеть рассматриваемой территории имеет субмеридиональную ориентировку, перпендикулярную морфоструктурам. В результате такого наложения возникла чрезвычайно разнообразная и сложная ландшафтная мозаика территории. Ландшафтная структура речных бассейнов в пределах разных морфоструктур индивидуальна [9]. В мор-фоструктурах Главного и Передового хребтов отчетливо выражена высотная поясность: с увеличением высоты сменяются растительные пояса: луго-степной, лесной, субальпийский, альпийский, суб-нивальный и прерывистый нивальный. В СевероЮрской депрессии, Скалистом и Пастбищном хребтах присутствуют два высотных пояса - лесной и горно-луговой. В полосе предгорий первичные луго-степные фитоценозы практически полностью замещены агроценозами.

Поскольку речные бассейны четко обособлены водоразделами, их можно рассматривать в качестве природно-хозяйственных систем [4].

Пространственная структура административных районов. Территория КЧР в сравнении с

краями и областями РФ невелика. Большинство областей европейской части страны имеет площадь в пределах 50-200 тыс. км2 при среднем числе административных районов 28 [12], тогда как в КЧР всего 10 районов.

Современное административное деление КЧР отражает три этапа формирования. Три южных района территориально фактически соответствуют округам конца XIX в., изменилось только название одного из них - Эльбрусский на Карачаевский. Пять районов северной половины КЧР были сформированы во второй половине XX в. В 20062007 гг. за счет перераспределения территории здесь созданы еще два района - Ногайский и Аба-

зинский с предельно малой площадью:

202

300 км соответственно. Это изменение было продиктовано не экономической целесообразностью, а обострением напряженности в межэтнических отношениях. Итоговая структура несовершенна: 1) 4 района носят этнические названия, 6 - географические; 2) районы резко различаются по размерам площади.

и

ISSN 0321-3005 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.

NATURAL SCIENCE.

2017. No. l

Плотность населения - малоинформативный показатель для горных территорий. Так, в Карачаевском районе КЧР при плотности населения 8,12 чел/км2 пригодны для проживания только днища долин наиболее крупных рек (порядок русел 4-6), которые занимают не более 5 % площади. Таким образом, 95 % площади района имеет нулевую плотность, а в днищах долин среднее значение составляет 8,12x20=162,4 чел/км .

Компактность - свойство топологического пространства, означающее доступность всех его точек в транспортном, информационном и других смыслах [12]. Горный рельеф сильно снижает степень доступности значительной части площади КЧР. Например, в высокогорной морфоструктуре Главного хребта альпинотипные водоразделы доступны только квалифицированным альпинистам.

Максимальной доступностью обладают самые северные районы (Прикубанский и Адыге-Хабльский).

Пространственное соотношение эрозионной и транспортной сети. Расположение большинства дорог совпадает с наиболее доступными участками речных долин - поверхностями террас (рис. 1). Эрозионная и транспортная сеть - существенный фактор экономического развития: абсолютное большинство населенных пунктов находится в долинах рек, а наиболее крупные из них расположены вдоль автодорог федерального значения. Республиканский центр г. Черкесск приурочен к пересечению двух федеральных автодорог и железной дороги. В то же время высота местности над уровнем моря не влияет на численность населения административных центров (рис. 2).

1200

Высота н.у.м.

■ Численность населения

г 4f / ¿f ^

J У

✓ S

V Ч* J

V ❖

4? ^ <f

^ > «/ VV

Ь С'У

140 5

у

4- 120 а

н

-- 100 «

s

■■80 I - ü

■■б0 I

40 £

-■ 20

s er

Рис. 2. Соотношение численности населения центров административных районов КЧР и высоты над уровнем моря / Fig. 2. The ratio of the population of centers of KCR administrative districts and the height above sea level

Выводы. КЧР уступает большинству областей и краев РФ по площади, количеству жителей и числу административных районов. Резкое различие районов по площади и разные принципы их наименования (этнический и географический) неблагоприятны для экономического развития.

Административная структура средне- и высокогорной частей республики отражает морфологию речных бассейнов 4-6 порядков, так как именно водоразделы бассейнов явились ведущими признаками при выборе границ районов. Компактность территорий районов нарастает с понижением высоты местности над уровнем моря.

1. Хорев Б.С. щества. М., 1981.

Литература Территориальная организация об-

2. Рабочая книга по прогнозированию / отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. М., 1982. 430 с.

3. Фоменко М.А., Фоменко Г.А. Планирование природопользования на региональном и локальном уровнях в современных условиях России // Изв. РАН. География. 1997. № 1. С. 63-72.

4. Сергин С.Я., Зотов С.И. Моделирование при-родно-хозяйственной системы «речной бассейн» для оптимизации природопользования // Докл. АН СССР. 1988. Т. 298, № 5. С. 1229-1233.

5. Потапенко Ю.Я. Ландшафтно-геоэкологические исследования и картирование горных территорий (на примере Приэльбрусья). Карачаевск, 2009. 264 с.

6. Кипкеева П.А., Потапенко Ю.Я. Влияние структуры речных бассейнов на развитие общественно-территориальных систем (на примере Приэльбру-сья) // Изв. Даг. гос. пед. ун-та. Естественные и точные науки. 2016. № 1 (34). С. 104-111.

0

ISSN 0321-3005 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.

NATURAL SCIENCE.

2017. No. 1

7. Иванкова Т.В., Кипкеева П.А., Потапенко Ю.Я. Факторы стабильности населения в горных регионах (на примере Северного Кавказа) // Успехи современного естествознания. 2016. № 8-0. С. 178-182.

8. Кипкеева П.А., Потапенко Ю.Я. Геоморфологические особенности днища долины р. Теберда (Северный Кавказ) // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Ес-теств. науки. 2016. № 2 (190). С. 100-104.

9. Иванкова Т.В., Кипкеева П.А. Ландшафтные структуры горных бассейновых систем Северного Приэльбрусья как основа оптимизации природопользования // Экол. вестн. науч. центров Черноморского экономического сотрудничества. 2016. № 3. С. 23-28.

10. Кипкеева П.А., Потапенко Ю.Я. Основные факторы обеспечения устойчивого туризма в Карачаево-Черкесии // Вестн. Моск. ун-та. География. 2015. № 5. С. 76-81.

11. Черкашин А.К. Закономерности пространственной структуры и организации низового административно-территориального устройства России // География и природные ресурсы. 1996. № 4. С. 5-17.

References

1. Khorev B.S. Territorial'naya organizatsiya obshchestva [Territorial organization of society]. Moscow, 1981.

2. Rabochaya kniga po prognozirovaniyu [Working book on forecasting]. Ed. I.V. Bestuzhev-Lada. Moscow, 1982, 430 p.

3. Fomenko M.A., Fomenko G.A. Planirovanie prirodopol'zovaniya na regional'nom i lokal'nom urov-nyakh v sovremennykh usloviyakh Rossii [Planning of nature management at the regional and local levels in the modern conditions of Russia]. Izvestiya RAN. Seriya geograficheskaya. 1997, No. 1, pp. 63-72.

4. Sergin S.Ya., Zotov S.I. Modelirovanie prirodno-khozyaistvennoi sistemy «rechnoi bassein» dlya optimi-zatsii prirodopol'zovaniya [Modeling of the natural-economic system "river basin" for optimization of nature management]. Doklady Akademii nauk SSSR. 1988, vol. 298, No. 5, pp. 1229-1233.

5. Potapenko Yu.Ya. Landshaftno-geoekologicheskie issledovaniya i kartirovanie gornykh territorii (na primere Priel'brus'ya) [Landscape-geoecological research and mapping of mountain areas (for example, the Elbrus region)]. Karachaevsk, 2009, 264 p.

6. Kipkeeva P.A., Potapenko Yu.Ya. Vliyanie struktury rechnykh basseinov na razvitie obshchestvenno-territorial'nykh sistem (na primere Priel'brus'ya) [Influence of the structure of river basins on the development of socio-territorial systems (on the example of the Elbrus region)]. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Estestvennye i tochnye nauki. 2016, No. 1 (34), pp. 104-111.

7. Ivankova T.V., Kipkeeva P.A., Potapenko Yu.Ya. Faktory stabil'nosti naseleniya v gornykh regionakh (na primere Severnogo Kavkaza) [Factors of population stability in mountain regions (on the example of the North Caucasus)]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2016, No. 8-0, pp. 178-182.

8. Kipkeeva P.A., Potapenko Yu.Ya. Geomorfo-logicheskie osobennosti dnishcha doliny r. Teberda (Severnyi Kavkaz) [Geomorphological features of the valley bottom of the river Teberda (North Caucasus)]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Severo-Kav-kazskii region. Estestvennye nauki. 2016, No. 2 (190), pp. 100-104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ivankova T.V., Kipkeeva P.A. Landshaftnye struktury gornykh basseinovykh sistem Severnogo Priel'brus'ya kak osnova optimizatsii prirodopol'zovaniya [Landscape structures of mountain basin systems of the Northern Elbrus region as a basis for optimization of nature management]. Ekologicheskii vestnik nauchnykh tsentrov Chernomorskogo ekonomicheskogo sotrudni-chestva. 2016, No. 3, pp. 23-28.

10. Kipkeeva P.A., Potapenko Yu.Ya. Osnovnye faktory obespecheniya ustoichivogo turizma v Karacha-evo-Cherkesii [The main factors for sustainable tourism in Karachay-Cherkessia]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 5: Geografiya. 2015, No. 5, pp. 76-81.

11. Cherkashin A.K. Zakonomernosti prostranstvennoi struktury i organizatsii nizovogo administrativno-territorial'nogo ustroistva Rossii [The patterns of spatial structure and organization of the lower administrative-territorial structure of Russia]. Geografiya i prirodnye resursy. 1996, No. 4, pp. 5-17.

Поступила в редакцию /Received

7 октября 2016 г. / October 7, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.