Научная статья на тему 'Аналитика религиозных явлений в современной итальянской социологии: от теории к построению эмпирических моделей'

Аналитика религиозных явлений в современной итальянской социологии: от теории к построению эмпирических моделей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
299
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ В ИТАЛИИ / СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / Р. МЕРТОН / ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА / ДИФФУЗНАЯ РЕЛИГИЯ / SOCIOLOGY IN ITALY / SOCIOLOGY OF RELIGION / EMPIRICAL RESEARCH / R. MERTON / CHICAGO SCHOOL / DIFFUSED RELIGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сливкина В.А.

В статье анализируется методология социологического исследования религиозных явлений в Италии. Используя конкретные примеры исследовательских стратегий, автор демонстрирует наличие устойчивой связи между теоретической концептуализацией и последующим анализом эмпирических данных. Автор показывает, что «эмпирический сдвиг» в итальянской науке был вызван влиянием американской аналитической социологии. Данная традиция, в частности, содействовала развитию базового аналитического инструментария, практик эмпирической кодификации и теоретических перспектив исследования религиозных явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the methodology of a sociological study of religious phenomena in Italy. Using concrete examples of research strategies, the author demonstrates the existence of a stable link between the theoretical conceptualization and the subsequent social analysis of empirical data. The author shows that the “empirical shift” in Italian sociology was caused by the influence of American analytical sociology. This tradition in particular has a strong impact on the development of basic analytical tools, empirical codification patterns and theoretical perspectives for studying religious phenomena.

Текст научной работы на тему «Аналитика религиозных явлений в современной итальянской социологии: от теории к построению эмпирических моделей»

УДК 2 - 1 : 316 (450)

В. А. Сливкина

Аналитика религиозных явлений в современной итальянской социологии: от теории к построению эмпирических моделей

В статье анализируется методология социологического исследования религиозных явлений в Италии. Используя конкретные примеры исследовательских стратегий, автор демонстрирует наличие устойчивой связи между теоретической концептуализацией и последующим анализом эмпирических данных. Автор показывает, что «эмпирический сдвиг» в итальянской науке был вызван влиянием американской аналитической социологии. Данная традиция, в частности, содействовала развитию базового аналитического инструментария, практик эмпирической кодификации и теоретических перспектив исследования религиозных явлений.

The article analyzes the methodology of a sociological study of religious phenomena in Italy. Using concrete examples of research strategies, the author demonstrates the existence of a stable link between the theoretical conceptualization and the subsequent social analysis of empirical data. The author shows that the "empirical shift" in Italian sociology was caused by the influence of American analytical sociology. This tradition in particular has a strong impact on the development of basic analytical tools, empirical codification patterns and theoretical perspectives for studying religious phenomena.

Ключевые слова: социология религии в Италии, социология религии, эмпирическое исследование, Р. Мертон, Чикагская школа, диффузная религия.

Key words: sociology in Italy, sociology of religion, empirical research, R. Merton, Chicago school, diffused religion.

Социология религии в Италии берет свое начало в классической религиозной социологии и в социологических исследованиях европейского католицизма. Апеллируя в первую очередь к методологии Г. Ле Бра, применявшего статистические методы исследования католицизма, итальянская социология религии опирается на устойчивую связь между теоретическим и эмпирическим уровнями познания. Такое методологическое решение помогает преодолеть проблему «слепого теоретизирования», предлагая соотнесение логических предположений с эмпирически выверенным набором фактического материала. Поэтому в ответ на требование эмпирической обоснованности научного утверждения, продиктованное влиянием неопозити-

© Сливкина В. А., 2019

вистской парадигмы1, основным принципом исследовательский работы социолога религии становится комплексное использование методов количественного и качественного анализа с целью изучения религиозных явлений современного общества.

Социологическая значимость эмпирической верификации

Периодизация становления социологии религии в Италии включает в себя два основных периода: первый - обращение к религиозной социологии, характеризуемой строгой внутриконфессиональной направленностью; второй - связан со становлением общей итальянской социологической школы и появлением исследовательских групп, учебных программ и кафедр по социологии религии в светских университетах страны [4, с. 365-367].

Характерной чертой обоих периодов стала убежденность в необходимости эмпирического подхода к изучению религиозных явлений. Такая убежденность позволила выстроить эмпирические объяснительные модели особенностей религиозных процессов в контексте культурного и политического развития общества. Более того, процессы модернизации самого итальянского общества существенно предопределили общий характер развития социологии как эмпирической науки, для которой социологическое знание в целом было ориентировано на анализ и сопровождение структурных изменений современного контекста. Поэтому итальянское академическое сообщество однозначно признало необходимость следовать базовому аналитическому принципу, согласно которому любые теории или концептуализации должны иметь своим основанием простейшие эмпирические данные, говорящие об исследуемой реальности и подтверждающие или опровергающие высказываемые предположения.

В этом отношении наиболее ярким примером для итальянской социологии религии стала попытка эмпирической верификации гипотезы Т. Лукмана о «невидимой религии». Согласно этой гипотезе,

1 Неопозитивизм берет свое начало в деятельности Венского кружка (1910-1930), ориентированного на дедуктивный метод научного познания и последовательную верификацию теории с целью разработки универсального логического языка науки. Эпистемологические дебаты в этой области оказали существенное влияние как на методологию науки в целом, так и на становление методологии социологического исследования, получившей название «языка переменных» [20, с. 26]. Так, например, вслед за П. Лазарсфельдом и Р. Мертоном - американскими социологами, обосновывавшими необходимость объединения теоретической рефлексии и эмпирического материала - в социальный анализ приходят процедуры концептуализации исследовательской проблемы и операционализации понятий, позволяющие анализировать социальные явления религии в качестве отношений, устанавливаемых между переменными.

происходит упадок традиционной церковно-ориентированной религии, вызванный ослаблением значимости ее ценностного компонента, и утверждается новая ценностная система, выполняющая задачу старых религиозных систем, а именно - легитимации и интеграции повседневной жизни общества. Данная гипотеза была проанализирована на основе различных эмпирических данных, в том числе релевантных для итальянского контекста. В частности, осмыслению идеи Лукмана были посвящены противоположные по своем характеру исследовательские работы таких итальянских социологов, как С. Аквавива, А. Нести, Р. Чиприани.

Среди перечисленных авторов - Сабино Аквавива, профессор Падуанского университета, всемирно известен своей серией теоретико-эмпирических исследований о процессе секуляризации. Серия была начата публикацией исследовательской работы «Затмение священного в индустриальном обществе» (1961)1, основу которой составил анализ статистических показателей религиозных практик, и получила свое завершение в работе «Конец идеологии: Секуляризация» (1989) [7]. Непосредственно анализу гипотезы Лукмана была посвящена статья Аквавивы «Религия и неверие в постиндустриальную эпоху» (1968), в которой автор, обращаясь к проблеме институционального кризиса религии, останавливает свое внимание на тезисе об изменении религиозного сознания, формируемого вне церковно-ориентированной религиозной практики ('КтскНсккеи') [5]. Другими словами, автора интересует секуляризированная, экстрацерковная религиозность и понятие «радикального другого», а именно - условия и пределы их существования в отношении к возрастающей рационализации индустриальной и постиндустриальной эпохи. Аквавива исходит из того, что религиозность контекстуальна. Для него структурная динамика современного ему общества и изменение общего культурного контекста имеют решающие значение в объяснении наблюдаемых явлений. В то же время, в своем рассуждении автор подчеркивает необходимость поиска релевантных эмпирических индикаторов, способных адекватно передать специфику меняющейся реальности, где психика человека в крайнем своем состоянии остается обнаженной и беззащитной перед лицом нового мира [5, с. 18].

1 Первое название этого исследования Аквавивы, результаты которого были представлены на VI Международной конференции по религиозной социологии (Болонья, 1959) - «Психология дехристианизации в динамике индустриального общества» [9, с. 140].

Работы Аквавивы дали импульс появлению целого ряда эмпирических исследовании. В итальянской социологии религии возникает интерес к таким проблемам, как атеизм и секуляризация, изменения религиозных исканий молодежи [13; 23]. В ответ на утверждение о десакрализации современного общества формируется критика этой концепции, которая была вызвана публикацией работы «Парадокс священного» (1983) итальянского социолога Ф. Ферраротти, профессора Университета Сапиенция в Риме [22]. Явление экстрацерковной религиозности обращает на себя внимание целого поколения итальянских ученых и специалистов в области эмпирической социологии. В 1980-е гг. в итальянской литературе появляются такие аналитические категории, как «скрытое христианство», «неявная религия», «диффузная религия».

Другим не менее важным примером, изменившем направление итальянской исследовательской практики, стала работа С. Бургаласси о скрытом христианстве - классическое количественное исследование религиозной практики, основанное на статистически репрезентативной национальной выборке (1970) [8]. Данная работа признается итальянским академическим сообществом важной с точки зрения методологического вклада в изучение религиозных явлений на национальном уровне, а именно - первым эмпирическим исследованием, использующим статистически релевантную общенациональную вы-борку1. В своем исследовании Бургаласси, апеллируя к теории среднего уровня Р. Мертона и типологии культурной адаптации, делает шаг от общей описательной схемы в сторону аналитической социологии, фиксируя изменения социорелигиозной реальности итальянского общества2. Типология религиозности, выверенная на основе стати-

1 Выборка Бургаласси включала в себя 2160 респондентов, в то время как средняя региональная выборка определялась в 1000 респондентов. В настоящее время оптимальным для национального контекста считается выборочный анализ в 3160 случаев с нижней возрастной границей от 16 лет. Для сравнения можно сказать, что в российской социологической практике наиболее часто используется модель выборочной совокупности Дж. Гэллапа, в которой общее число участников среднего социологического опроса не превышает 1500 человек.

2 В обоснование своей концепции Р. Мертон, в частности, указывает на неоправданную критику со стороны советских социологов, работавших в марксистской парадигме, ошибочно принимавших логику построения «специальных теорий» за простое эмпирическое обобщение. В данном случае эмпирическое обобщение предполагает фиксацию определенного набора фактического материала без дальнейшей аналитической работы теоретика. В то же время работа социолога, согласно Мертону, как раз и заключается в логическом обосновании эмпирического материала, т. е. в установлении опытным путем взаимосвязи между теоретическими предположениями и эмпирическими закономерностями. Поэтому концепция Мертона оказала существенное влияние на развитие

стического материала и предложенная Бургаласи, включала в себя пять групп. Как отмечает сам автор, результаты исследования легко соотносились с электоральными опросами и позволяли определить итоги голосования на референдуме о разводе и абортах [9].

Не уменьшая заслуги автора, с методологической точки зрения здесь интересно упомянуть комментарий Р. Чиприани, позволяющий понять специфику аналитической работы с количественными данными. Комментарий был сделан в отношении двух категорий, показавших близкие по своему значению процентные результаты, а именно -«равнодушие» (С. Бургаласси) и «католицизм большинства» (Р. Кар-точчи1). Чиприани замечает, что категории, превышающие 50-55 % респондентов в общей совокупности, считаются статистически нерелевантными группами, т. е. группами, не учитывающими внутреннюю диверсификацию и в связи с этим требующими дальнейшей детализации [19, с. 43].

Таким образом, начиная с конца 1970-х гг., в итальянской науке наблюдался рост интереса к религиозной проблематике и ее социологической концептуализации. При этом на этапе становления социологии религии в социологических исследованиях доминировал количественный подход, в то время как логика исследовательского процесса включала в себя взаимосвязь дедуктивного и индуктивного метода. Более того, внимание к эмпирическим данным позволяло верифицировать язык теории и контекстуализировать изучаемые явления. Общее следование этому принципу определило исследовательский почерк итальянской социологической школы.

Связь между социологической теорией и эмпирическим моделированием

Становление социологии религии в Италии невозможно понять вне контекста общих методологических дискуссий в американской социологии 1920-1950-х гг., признанных фундаментальными с точки зрения развития социологической науки. Этот период, в частности, связан с так называемым аналитическим поворотом в американской методологии социологического исследования. Поворот был вызван поиском основания взаимосвязи между социологической теорией и практикой исследовательской работой, а именно такой связи, которая

западноевропейской аналитической социологии. Для сравнения можно сказать, что в российской социологии все еще прослеживается тенденция ориентировать исследовательскую работу на универсальные теоретические схемы, например, на структурный функционализм Т. Парсонса, а не на метааналитические построения.

1 Речь идет о работе Р. Карточчи (СаЛоса) «География католической Италии», 2001 [14].

могла бы адекватно объединить разрабатываемую теоретическую конструкцию с эмпирическими данными. Это основание, с одной стороны, должно было бы способствовать активному развитию социологической теории. С другой стороны, позволяло бы направлять исследовательскую практику в сторону аналитической работы с базовыми теоретическими понятиями и переменными, т. е. в сторону последовательной фиксации и анализа соответствующих эмпирически референтных зависимостей и закономерностей. Р. Мертон, выступая с критикой универсальных теоретических систем в социологии, писал:

«социологическая теория, если хочет заметно продвинуться вперед, должна развиваться в следующих взаимосвязанных направлениях: (1) разрабатывая специальные теории, на основании которых создаются гипотезы, поддающиеся эмпирической проверке, и (2) развивая, а не обнаруживая "вдруг" все более общую концептуальную схему, способную объединить группы специальных теорий» [2, с. 78-79].

Применение данного методологического подхода предполагает, что роль эмпирического исследования должна прослеживается не только в пассивной верификации теории, но и в ее активном уточнении и развитии. Это достигается за счет формализации процесса исследовательской работы, которая в первом своем приближении к изучаемой реальности предполагает установление формальной связи между базовым концептуальным аппаратом и эмпирическими элементами. Одна из возможных процедур установления этой связи и последующей ориентации исследовательской работы была предложена коллегой Р. Мертона, представителем Колумбийской школы, П. Лазарсфельдом. Аналитическая модель Лазарсфельда содержала в себе набор стандартизированных правил базовой аналитической процедуры в социологии, позволяющих подняться от простого определения и спецификации понятия на уровень многомерного анализа изучаемого явления.

Если школа Колумбийского университета была ориентирована, в первую очередь, на работу со статистическим материалом, то другим не менее важным направлением в американской социологии, давшем импульс к развитию качественной методологии и внесшем значительный вклад в развитие науки, стала Чикагская школа. Центром внимания Чикагской школы, объединившей таких специалистов как Р. Парк, У. Томас, Л. Вирт, Э. Хьюз, - была социология города, включившая в себя систематические эмпирические исследования городской жизни, проблем бедности, маргинализации, социального благосостояния, расовых и этнических отношений. Заслугой школы стало сокращение расстояния между социологической теорией и ис-

следовательской практикой, обретение социологией более реалистического, конкретного характера. Во введении к проекту «Город как социальная лаборатория» Р. Парк писал:

«Первые такие исследования были, как и следовало ожидать, более практическими, нежели теоретическими. Это были обследования жилищных условий и здоровья, бедности и преступности. Они стали основой для целого ряда реформ: аренды жилья, строительства игровых площадок, текущей статистики. Они пробудили новый, романтический интерес к трущобам. Появилась новая литература, повествующая о жизни других людей и в тоже время дающая представление о том, что бедные и иммигранты - такие же люди, как и мы» [3].

В этом смысле новые эмпирические данные и исследовательские программы, ориентированные на качественный анализ, позволяли менять направление теоретической работы. А именно, давали возможность строить гипотезы «снизу», исходя из конкретики данных, детализировать теоретические обобщения и, в случае необходимости, проверять их в последующих статистических или количественных исследованиях. Кроме того, Чикагская школа оказала сильное влияние на становление и развитие методологии так называемой Обоснованной теории (А. Страусс, Б. Глейзер). Данная методология предполагала строго фиксированный набор правил, позволяющих конструировать теорию «снизу» путем сравнительного анализа качественных данных, дополняемых субстантивным или формальным теоретическим описанием.

Таким образом, обе школы внесли свой вклад в аналитический прорыв в науке и способствовали развитию общей социологии. Они же оказали существенное влияние на становление социологической науки в Италии, объединившей в себе европейскую и американскую научные традиции.

бобщая, можно также сказать, что для итальянской социологии понимание аналитической направленности исследовательской практики способствовало упрощению парадигмальной ориентации науки (позитивизм / постпозитивизм / интерпретативизм) и стандартизации отдельных методов и инструментов построения эмпирической базы исследования (метод анкетирования / интервью / структурированное наблюдение / работа с документами). Другим значимым выводом из научных дискуссий 1920-1950-х гг. стал перенос внимания академического сообщества на проблемы исследовательского метода в социологии, т. е. на особенности применения качественного и количественного анализа в отношении изучаемых явлений [1].

В современной социологии религии в Италии сосуществуют разные направления и исследовательские школы, объединенные между собой общей аналитической направленностью (Р. Чиприани выделяет более восьми научных школ, среди которых школы с центрами в Падуе, Риме, Пизе, Неаполе, Флоренции, Турине и других городах). С развитием социологического знания возникает спецификация исследовательского поля: секуляризация; религиозное пробуждение; религия и СМИ; религия и политика; религия и социальная стратификация; религия как организация; религиозность и религиозная практика; религия и конфликты; религиозный фактор в международных отношениях. Все исследования имеют своим основанием конкретные эмпирические данные. Базовыми эмпирическими моделями исследовательских проектов являются: количественная модель (Ф. Гарелли, В. Чезарео, Ч. Ланцетти), качественная модель (Э. Паче, Э. Кампелли, М. Кардано), качественная-количественная модель (Р. Чиприани, Т. Дони).

В процессе мониторинга общей религиозной ситуации в Италии стандартизируются географические параметры работы. Наиболее типичным для качественного исследования является деление Италии на три региона, а для количественного - на пять. Региональный фокус исследовательской работы помогает сопоставлять конкретные данные, получаемые в ходе исследования, и методологические подходы и решения по одной общей теме или исследовательской проблематике. Среди методик социологического исследования можно выделить: статистический анализ; концептуальный анализ; факторный анализ; системный анализ; качественный анализ и метод Обоснованной теории. Широкое распространение получают техники web-survey, computerassisted personal interviewing (CAPI) и computer-assisted web interviewing (CAWI).

Прозрачность методологического инструментария позволяет вести конструктивный диалог и делать шаги в сторону теоретических и концептуальных обобщений, последующей теоретической кодификации эмпирического материала и формализации теоретических выводов. При этом особая роль отводится философии науки, способствующей уточнению терминологического аппарата (уровни концептуализации, сопоставление, критика, обоснование) и обсуждению проблем этики.

Религиозность итальянцев и новые исследовательские перспективы

На сегодняшний день одним из наиболее важных исследовательских вопросов, находящихся в центре продолжающихся дискуссий по социологии религии в Италии, является вопрос о динамике религиозности населения страны. Анализу данной проблемы посвящены количественные, качественные и качественно-количественные исследовательские проекты ведущих итальянских социологов.

Импульсом к публичным дискуссиям и последующим эмпирическим прочтениям религиозности итальянцев стала работа «Религиозность в Италии» (1995), объединившая группу аналитиков и специалистов в области социологии религии из разных университетов страны [15]. Исследование было построено в форме анкетного опроса на основе статистически репрезентативной общенациональной выборки, включившей в себя 166 административно-территориальных коммун и 4500 участников. В основу исследования легла аналитическая адаптация базовой теоретической модели религиозности, разработанной американским социологом, представителем традиции эмпирической социологии Колумбийского университета Ч. Глоком (измерения религиозности: религиозная принадлежность, религиозная практика, религиозный опыт, религиозное убеждение, религиозное знание). В то же время, в исследовании особое внимание уделялось анализу религиозности вальденсов, мусульман, евреев и последователей различных направлений НРД. Собранный фактический материал также позволил выстроить типологию внеинституциональных форм религиозности и проанализировать факторы, влияющие на разрыв и изменение типовой модальности отношений с институтом католической церкви.

Исследование было углублено и дополнено двумя региональными проектами изучения религиозности на примере Рима и Сицилии, и последующими самостоятельными работами авторов упомянутого издания [12; 17; 18]. Общие итоги показали, что итальянцы - религиозны: они верят в Бога, в большинстве своем считают, что вера - это потребность человека; в то же время итальянцы имеют сложные отношения с церковным институтом; много времени уделяют личной молитве; довольно часто пропускают воскресные богослужения; но готовы ориентировать свое поведение в сторону этического выбора и общего блага [15].

С момента выхода первой публикации рассматриваемого исследования в итальянской социологии наблюдается изменение в понимании секуляризации, уход от концептуализации необратимости и однозначности этого процесса в сторону более гибких аналитических

схем. Путем анализа различных причин неустойчивости традиционных религиозных практик и осмысления амбивалентности самого процесса социологи фиксируют новые тенденции. В этом случае основное внимание уделяется мониторингу ценностных ориентаций граждан, изменению морального выбора и соответствующих поведенческих моделей.

Широкое распространение получает модель «диффузной религии» Р. Чиприани - аналитическая модель воспроизводимого присутствия религии в обществе и повседневной жизни человека. Кроме того, в европейских сравнительных исследованиях появляется ссылка на так называемый «итальянский случай» - случай государства с сильной культурной традицией католичества, передаваемой из поколения в поколение, и с базовой религиозной социализацией граждан [21]. Ученые фиксируют изменение социорелигиозного контекста страны, в силу требования публичного признания религиозного и культурного разнообразия, учета прав и потребностей различных групп населения. Анализом данной ситуации занимаются такие социологи, как Э. Паче, Дж. Джиордан, Х. Раззали, С. Феррари. Так, например, в публикации «Религиозный плюрализм между региональными автономиями и экспериментом на местах» авторами была дана общая статистическая оценка религиозного разнообразия страны на 2012 г., выверенная в том числе с помощью картографического метода.

Таблица 1

Италия 20121 [24]

Религия Места отправления религиозного культа Население по религиозной принадлежности

Ислам 655 1645000

Православные церкви 355 1405000

Церкви африканских неопятидесятников 850 150000

Сикхи 37 120000

Буддисты 126 80000

Индуизм 2 1500

Итог 2025 3401500

1 Оценка дана без учета евангелистских китайских и латиноамериканских церковных общин.

По оценкам специалистов промышленные северные регионы страны, традиционно находящиеся под более сильным воздействием секуляризации и открытые к приему мигрантов, становятся новыми центрами институционального присутствия мусульманских общин. Здесь наиболее активно запускаются программы по строительству молитвенных центров, мечетей и открытых площадок межкультурного диалога. Начиная с 1990-х гг. в таких регионах, как Ломбардия, Эмилия-Романья, Брешия, и позднее в Лацио и Тоскане появляются общины сикхов - трудовых мигрантов из Индии, занятых преимущественно в аграрном секторе. В то же время, при общем увеличении протестантских общин пятидесятников и неопятидесятников, в севе-ро-центральных регионах страны наблюдается рост православных приходов, в большинстве своем находящиеся под юрисдикцией Московского, Румынского и Константинопольского патриархатов. При этом данные показывают, что около двух третий православных приходов были зарегистрированы после 2000 года. Таком образом, авторами предлагается оценка процесса трансформации социорелигиозного контекста Италии с учетом увеличения доли мигрантов в составе населения страны и появления новых групп религиозных меньшинств, присутствие которых влечет за собой изменение социальной и религиозной структуры принимающего общества.

Не менее интересными с точки зрения специфики объекта исследования являются две работы по методологии социологических исследований профессора Университета Сапиенция (Рим) Э. Кампелли (СашреШ), посвященные иудаизму в Италии [10; 11]. Первое из упомянутых исследований было проведено совместно с Р. Чиполлини (С1роШш) и получило название: «Против семени Абрама. Исследование антисемитизма в Риме» (1984). В основу проекта лег социологический анализ проблемы локального антисемитизма, в частности анализ реакции римских граждан на события 1982 г. (вторжение из-

с Г\ ^ "Р

раильской армии в Западный Берут и резню в лагерях палестинских беженцев Сабра и Шатила, вызвавшие всплеск антисемитских настроений в Италии и ряде других европейских стран).

Второе исследование (2013), проведенное Э. Кампелли, было поддержано Союзом Итальянских Еврейских Общин. Его целью стало построение социально-демографического профиля еврейского населения Италии с учетом особенностей идентитарных практик и религиозных взглядов. В этом случае автор использовал статистически-репрезентативную выборку, включавшую в себя отбор респондентов из 21-й еврейской общины на территории Италии. Опрос проводился на основе общей анкеты (1422 / 25 000) и интервью (158 чел.), а результаты

исследования позволили показать образ еврейской общины в процессе культурных и политических изменений итальянского общества [11].

В целом проблема религиозности населения страны на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных сфер исследовательского внимания. Данная тема постоянно находится в центре публичных дискуссий ведущих социологов. Точность предлагаемых оценок и накопленный эмпирический материал позволяют вступать в диалог с учеными из других стран, прогнозировать изменение социо-религиозного и культурного контекста на региональном / национальном / международном уровнях, эмпирически отслеживать динамику секуляризации.

Среди новых исследовательских стратегий особое внимание уделяется применению качественной-количественной методологии. При этом, развитие качественного анализа в традиции Чикагской школы открывает возможность более глубокого прочтения религиозности: выявление проблем религиозной практики и морального выбора, понимание духовных исканий новых поколений, анализ религиозной девиации. Качественные данные позволяют увидеть изменение связи между базовыми переменными, зафиксировать появление новых категорий и показателей религиозности, раскрыть субъективный опыт человека.

Социологические исследования религии в Италии, пройдя путь становления через верификацию базовых теорий, сегодня ориентированы на применение аналитической методологии. Это способствует унификации воспроизводимого социологического знания и формированию устойчивой связи между теорией и практикой социологического исследования религиозных явлений.

Список литературы

1. Дони Т. Социология религии и новые границы качественного исследования / пер. с ит. В. А. Сливкиной // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2018. - № 3. - С. 256-268.

2. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: Хранитель. 2006. - С. 78-79.

3. Парк Р. Город как социальная лаборатория. // Социологическое обозрение. - 2002. - Т. 2. - № 3. [Электронный ресурс] - URL: https://sociologica.hse.ru/data/2011/03/04/1211598040/soc_oboz_2_3.pdf

4. Энциклопедический словарь социологии религии / под ред. М. Ю. Смирнова. - СПб.: Платоновское философское общество, 2017.

5. Aquaviva S. S. Religione e Irreligione nell'Eta Postindustriale // Studia di Sociologia. Anno 6, Fasc 1., - Gennaio-Marzzo. - 1968. [Электронный ресурс] -URL: http://www.jstor.org/stable/23002816

6. Aquaviva S. S: L'Eclissi del Sacro nella Civiltà Industríale. - Milano: Edizione di Comunità, 1979.

7. Aquaviva S. S. Fine di un'Ideologia: La Secolarizzazione. - Roma: Borla,

1989.

8. Burgalassi S. Le Cristianità Nascoste. Dove va la Cristianità Italiana? -Bologna: Edizioni Dehoniane, 1970.

9. Burgalassi S. Lo Stato della Sociologia della Religione in Italia, oggi (1990). Studi di Sociologia, Anno 28 Fasc. 2. - April-Giugno. - 1990. [Электронный ресурс]

- URL: www.jstor.org/stable/23004469

10. Campelli E, Cipollini R. Contro il seme di Abramo. Indagine sull'antisemitismo a Roma. - Milano: Franco Angeli, 1984.

11. Campelli E. Comunità va cercando ch'è si cara. Sociologia dell'Italia ebraica. - Milano: Franco Angeli, 2013.

12. Canta C., La religiosità in Sicilia. - Roma: Sciascia-Editore, 1995.

13. Caporaole R., Grumelli A. Religione e Ateismo nella Società Secolarizzata.

- Bologna: il Mulino, 1972.

14. Cartocci R. Geografía dell'Italia cattolica. - Bologna: il Mulino, 2011.

15. Cesareo V., Cipriani R., Garelli F., Lanzetti C., Rovati G.. La religiosità in Italia. - Milano: Mondadori, 1995.

16. Cipriani R. The Sociology of Religion in Italy // Sociological Analysis. -

1990. - Vol. 51. Special Presidential Issue Sociology of Religion: International Perspective. [Электронный ресурс] - URL: www.jstor.org/stable/3711673

17. Cipriani R. La religione dei valori. - Caltanissetta - Roma: Sciascia Editore, 1992.

18. Cipriani R. La religiosità dei romani. - Roma: Bulzoni, 1997.

19. Cipriani R. Quali cattolici in Italia? - 2012. [Электронный ресурс] - URL: http://www.meic.net/allegati/files/2012/07/22214.pdf

20. Corbetta R. Metodologia e tecniche della ricerca sociale. - Bolognia: Il Mulino, 2014.

21. Garelli F. Religion Italian Style: Continuities and Changes in a Catholic Country. - London, New York: Routledge, 2014.

22. Ferrarotti F. Il Paradosso del Sacro. - Bari: Laterza, 1983.

23. Morra G. L'ateismo fra moderno e post-moderno // Immagini della religiosità in Italia. / A cura di S. Burgalassi, C. Prandi, S. Martelli. - Milano: Franco Angeli, 1993.

24. Pace E., Giordan G. L'Italia e le sue Regioni. Il pluralismo religioso tra autonomie regionali e sperimentazioni localistiche. - 2015. [Электронный ресурс] -URL: http://www.treccani.it/enciclopedia/il-pluralismo-religioso-tra-autonomie-regionali-e-sperimentazioni-localistiche_%28L%27Italia-e-le-sue-Regioni%29/

Статья поступила: 24.12.2018. Принята к печати: 31.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.