Научная статья на тему 'АНАЛИТИКА КОНЦЕПЦИЙ ПОЛИТИКИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССИИ, КИТАЯ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ'

АНАЛИТИКА КОНЦЕПЦИЙ ПОЛИТИКИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССИИ, КИТАЯ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мягкая сила / содействие международному развитию / внешняя политика / культурное сотрудничество / публичная дипломатия / soft power / international development assistance / foreign policy / cultural cooperation / public diplomacy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ращенко Е.С.

В рамках данной статьи анализируется суть и опыт применения «мягкой силы» России, её инструменты, потенциал и механизмы. Также уделяется внимание английской и китайской системе реализации политики «мягкой силы» с целью выявить сильные и слабые стороны выработанных ими стратегий внешнеполитического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT ANALYTICS THE "SOFT POWER" POLICIES OF RUSSIA, CHINA AND THE UK

This article analyzes the essence and experience of using Russia's "soft power", its tools, potential and mechanisms. Attention is also paid to the English and Chinese system of implementing the policy of "soft power" in order to identify the strengths and weaknesses of their strategies of foreign policy influence.

Текст научной работы на тему «АНАЛИТИКА КОНЦЕПЦИЙ ПОЛИТИКИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССИИ, КИТАЯ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ»

УДК 32

Ращенко Е.С.

независимый исследователь (г. Москва, Россия)

АНАЛИТИКА КОНЦЕПЦИЙ ПОЛИТИКИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССИИ, КИТАЯ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Аннотация: в рамках данной статьи анализируется суть и опыт применения «мягкой силы» России, её инструменты, потенциал и механизмы. Также уделяется внимание английской и китайской системе реализации политики «мягкой силы» с целью выявить сильные и слабые стороны выработанных ими стратегий внешнеполитического воздействия.

Ключевые слова: мягкая сила, содействие международному развитию, внешняя политика, культурное сотрудничество, публичная дипломатия.

В современных геополитических условиях, сложившихся после начала СВО, которые привели к обострению политической конфронтации между коллективным Западом и Россией, понятие имиджа государства во внешней политике стало особенно актуальным. События, развернувшиеся на Украине, привлекают внимание всего мира, однако трактовка одних и тех же действий может существенно различаться в зависимости от стороны освещающей эти действия под призмой своей политической идеологии. В этой связи, вопрос о пропаганде целей внешнеполитического курса и повышения уровня привлекательности страны приобретает стратегическую важность, так как фактически Россия реализует контрколониальную политику, идея которой совпадает с пониманием международной справедливости во многих постколониальных странах.

Термин «мягкая сила» был введён сторонником неолиберального течения, политологом Джозефом Наем, который по совместительству занимался вопросами международной безопасности в министерстве обороны США. Впервые концепция была опубликована в 1990 году в его статье Soft power, где профессор выдвинул мнение, что традиционные методы политического влияния теряют свою эффективность ввиду появления новых акторов международных отношений, а также развития информационных технологий и методов коммуникации. В своем определении «мягкой силы» Дж. Най предложил новую концепцию привлекательности политического курса страны в совокупности с демонстрацией культурно-нравственных ценностей. Это, по его мнению, склоняло бы предпочтения в интересах других стран в сторону американского курса. В сущности, концепция, выдвинутая профессором Наем носила американоцентричный характер, согласуясь с идеей о пропаганде «американской мечты». (Немного про американские инструменты).

Согласно оценке директора Института международных организаций и международного сотрудничества М.В. Ларионовой, лидером по реализации политики «мягкой силы» является Великобритания, где эта реализация строго институализирована и закреплена в двух основных законодательных актах: «Закон о международном развитии» от 2002 года, определяющий принципы, цели процедуры содействия международного развития, а также закон об отчетности от 2006 года, регламентирующий и устанавливающий порядок отчетности Министерства международного развития перед Парламентом Великобритании. Основными конкурентными преимуществами реализации «мягкой силы» Соединенного Королевства являются: распространенность языка, важная роль неправительственных и квази-правительственных организаций, высокая подотчётность и прозрачность, работа с разными целевыми группами в странах присутствия. Приоритетное направление политики «мягкой силы» Великобритании - сотрудничество в сфере образования, которое включает в себя интернационализацию британского

образования, академическую мобильность и широкий спектр стипендиальных программ, особенно для стран Содружества, которые фактически являются бывшими британскими колониями или доминионами. Наряду с научно-техническими программами международного развития, в своих гуманитарных проектах Соединенное Королевство проводит активную работу по влиянию на будущие элиты в странах присутствия. При этом фокусными странами, за исключением тех, кто входит в объединение стран Содружества являются Бразилия и Вьетнам, которые сейчас находятся в орбите интересов внешнеполитического курса России. В меньшей степени Великобритания присутствует на просторах бывшего советского союза, где за 2012 - 2013 года ее бюджет «мягкой силы» составил 27 млн. фунтов, для сравнения в одной Бразилии в этот же период бюджет был 6.6 млн., а во Вьетнаме почти 9 млн. фунтов. Стоит отметить, что одним из основных инструментов британской «soft power» является BBC, ежегодный бюджет которой составил 3.7 млрд. фунтов. Соответствуя теории Джозефа Ная Британская вещательная корпорация реализует распространение культурных и политических ценностей на глобальную аудиторию, формируя общественное мнение в русле международных интересов Великобритании.

Если британская система содействия международному развитию исторически базируется на имперском колониальном доминировании в прошлом, в результате которого английский язык стал преобладающим в мире, то Китай в своем подходе культурного влияния основывается на более древних государствообразующих принципах, в том числе и на постулат конфуцианства о преобладающей роли морали над физической силой. В противовес американоцентричной политики «мягкой силы» и стереотипу о «китайской угрозе» исследователем Ван Хунином в 1990 году был выработан принцип «культурного» подхода, который вошел в концепцию Коммунистической Партии Китая гармоничного общества и мира. Этот подход трактуется политической элитой Китая, как метод взаимодополняющего гармоничного развития разных цивилизаций и решения общемировых проблем. При этом

альтернативный подход китайской «мягкой силы» также преследуя цель построения привлекательного имиджа страны, которая стремится к повышению уровня жизни своего общества, также ставит перед собой задачу формирования имиджа надёжного партнера. Такая стратегия во многом сочетается с бурным развитием международного экономического сотрудничества, однако при этом приоритетным элементом является китайская культура. КНР имеет ряд успешных проектов «мягкой силы» такие как глобальная инфраструктурная стратегия «Один пояс - один путь», популяризирующий язык и культуру Китая проект «Институт Конфуция», который действует в 82 странах, включая 800 институтов. Также, КНР способствует повышению эффективности СМИ на многих языках мира, благодаря активному развитию агентства Синьхуа и CCTV. Особо стоит отметить вклад в развитие относительно отсталых регионов в Африке и Южной Америке, где Китай проводит различные образовательные гуманитарные проекты по воспитанию специалистов в разных сферах и предоставлению грантов на обучение. Важной чертой китайской «мягкой силы» является отсутствие экспорта собственной политической идеологии, что способствует построению сотрудничества с латиноамериканскими элитами. Однако, стремление Китая в популяризации своей культуры, языка и имиджа надежного партнера встречает недоверие у демократических западных стран, воспринимающих КНР в большей части как геополитического соперника.

В Российской Федерации термин «мягкой силы» пришел позже и активно обращаться к этому понятию стали с 2012 года на государственном уровне после публикации предвыборной статьи В.В. Путина «Россия и меняющийся мир». Российское руководство в лице президента дало следующую трактовку «мягкой силы» - комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счёт информационных и других рычагов воздействия. У Дж. Ная главным словом является привлекательность «attraction», когда в российской трактовке отличие заключается в определении термина как инструментария в достижении внешнеполитических целей. В дальнейшем более точное определение было

сформулировано в утверждённой концепции внешней политики от 2013 года с дополнением, что внешнеполитические задачи должны быть решены с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационных, гуманитарных и других методах дипломатии. При этом в этой трактовке также, как и в других странах приоритетными механизмами являются распространение языка, продвижение позитивного имиджа и использование информационных потоков, сохраняя главным ценностным элементом «мягкой силы» культуру страны. Основными инструментами внешнеполитического влияния РФ, кроме дипломатического корпуса, являются: Россотрудничество, государственные корпорации (такие как Росатом, Роснефть), телеканал RT, фонд Горчакова и деятельность ведущих ВУЗов страны по привлечению иностранных студентов. Одним из успешных проявлений мягкой силы является «дипломатия вакцин» в период пандемии 2019 года, которая также способствовала улучшению имиджа страны. Однако, несмотря на высокую институализацию «мягкой силы» в России, существенной проблемой является отсутствие четкой координации и согласованности гуманитарной деятельности между ведомствами, реализующими данную политику.

События, развернувшиеся на Украине в 2022 году, изменили внешнеполитический курс России одновременно пошатнув и укрепив его имидж. Риторика представителей западных элит и соответственно большего количества западных средств массовой информации демонизирует облик России, зачастую создавая фейковый образ страны и её внешнеполитических целей. Однако, конфронтация России с западными державами вокруг ситуации на Украине вызывает симпатию со стороны многих государств, пострадавших от колониального режима или действий коллективного Запада. В той политике, которую проводит сегодня Россия усматривается противостояние однополярности мира и многолетнему доминированию западных держав, которое было зачастую было основано на факторе «жёсткой силы». В совокупности с членством в БРИКС и ШОС, Россия приобретает потенциал для развития «борца за справедливость» в сложившемся мировом порядке. Этим

объясняется растущая симпатия к России со стороны некоторых африканских государств. Однако, как уже было сказано выше, требуется налаживание согласования в обеспечении реализации курса «мягкой силы», а также более интенсивное гуманитарное и научно-образовательное сотрудничество, для привлечения будущих иностранных элит к партнерству, как это делает Великобритания. При этом, Россия и Китай являются известными верными партнерами, что дает им совокупное преимущество в проведении политики «мягкой силы», целью которой является построение справедливой международной системы, основанной на непротиворечащих друг другу принципах внешнеполитических курсах обеих стран и блока БРИКС в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агеева А.В. Роль инструментов «мягкой силы» во внешней политике России // Власть. 2018;

2. Борох О.Н., Ломанов А.В. (2012) / От мягкой силы к культурному могуществу // Россия в глобальной политике. 4 декабря 2012 г. Режим доступа. - URL: http://globalaffairs.ru/number/Ot-myagkoi-sily-k-kulturnomumoguschestvu-15643;

3. Д.А. Биричевский, И.А. Сафранчук Основные характеристики российской политики в области СМР;

4. Кривохиж Светлана Валентиновна «Мягкая сила» и публичная дипломатия в теории и внешнеполитической практике Китая. Вестник Санкт-Петербургского Университета;

5. Ларионова М.В. Презентация «Мягкая сила» - ресурс внешней политики;

6. Шелепов А. В. Факторы успеха политики «мягкой силы» Великобритании. Вестник Международных Организаций 2014. Т. 9. № 2. С. 1027;

7. Joseph S. Nye, Jr «Soft Power» Foreign Policy No. 80, Twentieth Anniversary (Autumn, 1990), pp. 153-171

Raschenko E.S.

Independent Researcher (Moscow, Russia)

CONCEPT ANALYTICS THE "SOFT POWER" POLICIES OF RUSSIA, CHINA AND THE UK

Abstract: this article analyzes the essence and experience of using Russia's "soft power", its tools, potential and mechanisms. Attention is also paid to the English and Chinese system of implementing the policy of "soft power" in order to identify the strengths and weaknesses of their strategies of foreign policy influence.

Keywords: soft power, international development assistance, foreign policy, cultural cooperation, public diplomacy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.