Научно - технические ведомости. ИННОВАТИКА СПбГПУ 3'2011
сколькими независимыми экспертами, можно полненной несколькими сторонними эксперта-
возложить организатора экспертизы. ми, можно выполнить по методу Дельфи. 2. Обработку результатов экспертизы, вы-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление др. Экономико-математические методы и модели персоналом в Японии. М.: Наука, 1989. для руководителя. М.: Экономика 1998г.
2. Авдулов П.В., Гойзман Э.И., Кутузов В.А. и
УДК 621.396
М.М. Ерихов, Е.В. Карасева
АНАЛИТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КРИВОИ ЗАГРУЗКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В работах [1], [2] введено понятие кривой загрузки транспортных средств (ТС) как зависимости количества осуществивших посадку на остановочном пункте в «пустое» ТС пассажиров от общего количества пассажиров Сп, ожидающих ТС на остановке, часть из которых не осуществило посадку в ТС по причине его чрезмерной для них загрузки. Введенная таким образом зависимость:
Л = / с),
названная авторами кривой загрузки ТС, должна удовлетворять трем априорным условиям:
1. / (0)= 0,
2. ит /(сп ) — - максимальная
Сп
вместимость ТС, /(сп )
3. /_
> 0 при сп > 0, /' - не-
прерывна.
Кроме того, допустим предположение, что при сп е [0, v* ] кривая загрузки вырождается в прямую ап _ сп. Иными словами, при малом
количестве ожидающих ТС на остановочном пункте пассажиров, все они совершат посадку. В работе [2] принято предположение v* _ v с,
где Vс количество мест для сидения в салоне ТС.
Динамическое моделирование загрузки ТС с использованием введенной кривой загрузки основано на предположении, что случай, когда на п-ый остановочный пункт подходит ТС, имеющее в салоне пассажиров, эквивалентен увеличению количества ожидающих посадки в «пустое» ТС пассажиров на Б("п), где Б - обратная функция загрузки (^ _ /-1), "" - количество пассажиров, оставшихся в салоне ТС после высадки на п-ой остановке. Это означает, что динамическое моделирование с использованием кривой загрузки ТС предполагает смещение точки начала отсчета из 0 на расстояние Б("п) по оси ординат (см. рис. 1).
Рис. 1. Кривая загрузки ТС
4
Организация и практика инновационной деятельности
В работе [3] предложена экспоненциальная форма зависимости An _ f (Cn) при Cn > Vc:
An _ a - b exp
где a _ Vmax ,
b _ V - V ,
max c '
a _(V - V )-1.
V max c/
-(a(C„-Vc )+fl(C„-Vc
Из условия непрерывности кривой загрузки
при An _ К получим: К _ (Vmax - К) ^ , от"
куда определяется коэффициент k :
k _ V*(v - V*)в.
c X max c )
Производная от зависимости, описывающей кривую загрузки, имеет вид:
Параметр в определяется экспериментально после обработки опросных анкет в соответствии с методом наименьших квадратов. Недостатком предлагаемой экспоненциальной аппроксимации является невозможность получения в аналитическом виде обратной кривой загрузки ТС, необходимой для расчетов маршрутных пассажиропотоков. [1], [2].
Рассмотрим другую возможную аппроксимацию кривой загрузки ТС.
Считаем, как и прежде, что кривая загрузки состоит из двух звеньев:
A _
Cn,
f (Cn ),
0 < Cn < V*
V* < Cn < Ю,
функции:
A _ V -
n max
r k Ye
C V^ n у
((max - An )
A > V*.
A'_
1,
i Г k \pel k
С < V*
eV c,
V n у
C2 С > V*
Из условия непрерывности произведений
A„
в точках
C _ V
v—' j/j * r-
получим:
V - V
в _ max c
V
с
Проведя преобразования, получим окончательное выражение для кривой загрузки и ее производной:
Абсцисса точки перехода, вообще говоря, может не совпадать с максимальным количеством мест для сидящих в салоне ТС Vc, а является варьируемым параметром, определяемым в процессе параметрической идентификации модели.
Зададим зависимость, описывающую кри-
*
вую загрузки при Сп > Vc в виде степенной
An _ f (C)_
Cn,
V -(v - V*)
max \ max c )
0 < Cn < V*, V* < Cn < a>.
cV * YV -v -
У y max v c
C
V^n у
A'n_ f '(Cn)_
где к и в - некоторые параметры. Тогда обратная кривая загрузки может быть представлена в явном виде:
Сп = к
0 < C < V*
rV* Yv -V:
maxc
VCn у V* < An <®.
Функция, описывающая обратную кривую загрузки, и ее производная получают вид:
1
| Научно - технические ведомости. ИННОВАТИКА СПбГПУ 3'2011
С _ F (Лп)_
V'
( V — V * ^
тах_с
V — А
V тах ^п J
' тах * с
С _ г (Ап)_
0 < Ап < V*
V* < Ап < да.
VT
тах
Vс
V — А
V тах ^п J
V*
0 < Ап < V*, V* < Ап < да.
Таким образом, предлагаемая форма описания кривой загрузки в форме степенной зависимости позволяет легко получить в явном виде функцию, описывающую обратную кривую загрузки и ее производную. Это позволяет легко реализовать компьютерные алгоритмы расчета загрузки ТС, а также моделировать пассажиропотоки остановочных пунктов, через которые проходит рассчитываемый маршрут.
п
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ерихов М.М., Карасева Е.В. Агрегативные модели пассажиропотоков маршрутной сети мегаполиса. Сборник трудов СПбГПУ по тематике «Инновации в науке, образовании и производстве». -2005
2. Ерихов М.М., Карасева Е.В., Татаринов
М.А. Оптимизация маршрутных расписаний городского пассажирс кого транспорта. Научно-
технические ведомости СПбГПУ, Инноватика, СПб, 2008, № 3.
3. Ерихов М.М., Карасева Е.В. Динамическая модель загрузки пассажирского транспортного средства при работе на маршруте. - Сборник трудов СПбГПУ по тематике «Инновации в науке, образовании и производстве». - 2007.