Научная статья на тему 'Аналитическое моделирование кривой загрузки транспортных средств'

Аналитическое моделирование кривой загрузки транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАГРУЗКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / ОБРАТНАЯ КРИВАЯ ЗАГРУЗКИ / ОСТАНОВОЧНЫЙ ПУНКТ / МАРШРУТНЫЕ ПАССАЖИРОПОТОКИ / МАКСИМАЛЬНАЯ ВМЕСТИМОСТЬ ТС

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ерихов Михаил Максович, Карасева Евгения Владимировна

В работе исследуется кривая загрузки транспортных средств и рассматривается новый метод ее аппроксимации. Используемый метод позволяет в явном виде получить функцию, описывающую обратную кривую загрузки и ее производную. С помощью полученных данных можно легко реализовать компьютерные алгоритмы расчета загрузки ТС, а также моделировать пассажиропотоки остановочных пунктов, через которые проходит рассчитываемый маршрутI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this work authors research the curve of the vehicles' loading and consider a new method of its approximation. The used method allows to obtain an explicit function describing the reverse curve of loading and its derivative. Using the obtained data we can easily implement computer algorithms for calculation of vehicles loading and also simulate the passenger flows of stopping points through which a calculated route takes place.

Текст научной работы на тему «Аналитическое моделирование кривой загрузки транспортных средств»

Научно - технические ведомости. ИННОВАТИКА СПбГПУ 3'2011

сколькими независимыми экспертами, можно полненной несколькими сторонними эксперта-

возложить организатора экспертизы. ми, можно выполнить по методу Дельфи. 2. Обработку результатов экспертизы, вы-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление др. Экономико-математические методы и модели персоналом в Японии. М.: Наука, 1989. для руководителя. М.: Экономика 1998г.

2. Авдулов П.В., Гойзман Э.И., Кутузов В.А. и

УДК 621.396

М.М. Ерихов, Е.В. Карасева

АНАЛИТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КРИВОИ ЗАГРУЗКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

В работах [1], [2] введено понятие кривой загрузки транспортных средств (ТС) как зависимости количества осуществивших посадку на остановочном пункте в «пустое» ТС пассажиров от общего количества пассажиров Сп, ожидающих ТС на остановке, часть из которых не осуществило посадку в ТС по причине его чрезмерной для них загрузки. Введенная таким образом зависимость:

Л = / с),

названная авторами кривой загрузки ТС, должна удовлетворять трем априорным условиям:

1. / (0)= 0,

2. ит /(сп ) — - максимальная

Сп

вместимость ТС, /(сп )

3. /_

> 0 при сп > 0, /' - не-

прерывна.

Кроме того, допустим предположение, что при сп е [0, v* ] кривая загрузки вырождается в прямую ап _ сп. Иными словами, при малом

количестве ожидающих ТС на остановочном пункте пассажиров, все они совершат посадку. В работе [2] принято предположение v* _ v с,

где Vс количество мест для сидения в салоне ТС.

Динамическое моделирование загрузки ТС с использованием введенной кривой загрузки основано на предположении, что случай, когда на п-ый остановочный пункт подходит ТС, имеющее в салоне пассажиров, эквивалентен увеличению количества ожидающих посадки в «пустое» ТС пассажиров на Б("п), где Б - обратная функция загрузки (^ _ /-1), "" - количество пассажиров, оставшихся в салоне ТС после высадки на п-ой остановке. Это означает, что динамическое моделирование с использованием кривой загрузки ТС предполагает смещение точки начала отсчета из 0 на расстояние Б("п) по оси ординат (см. рис. 1).

Рис. 1. Кривая загрузки ТС

4

Организация и практика инновационной деятельности

В работе [3] предложена экспоненциальная форма зависимости An _ f (Cn) при Cn > Vc:

An _ a - b exp

где a _ Vmax ,

b _ V - V ,

max c '

a _(V - V )-1.

V max c/

-(a(C„-Vc )+fl(C„-Vc

Из условия непрерывности кривой загрузки

при An _ К получим: К _ (Vmax - К) ^ , от"

куда определяется коэффициент k :

k _ V*(v - V*)в.

c X max c )

Производная от зависимости, описывающей кривую загрузки, имеет вид:

Параметр в определяется экспериментально после обработки опросных анкет в соответствии с методом наименьших квадратов. Недостатком предлагаемой экспоненциальной аппроксимации является невозможность получения в аналитическом виде обратной кривой загрузки ТС, необходимой для расчетов маршрутных пассажиропотоков. [1], [2].

Рассмотрим другую возможную аппроксимацию кривой загрузки ТС.

Считаем, как и прежде, что кривая загрузки состоит из двух звеньев:

A _

Cn,

f (Cn ),

0 < Cn < V*

V* < Cn < Ю,

функции:

A _ V -

n max

r k Ye

C V^ n у

((max - An )

A > V*.

A'_

1,

i Г k \pel k

С < V*

eV c,

V n у

C2 С > V*

Из условия непрерывности произведений

A„

в точках

C _ V

v—' j/j * r-

получим:

V - V

в _ max c

V

с

Проведя преобразования, получим окончательное выражение для кривой загрузки и ее производной:

Абсцисса точки перехода, вообще говоря, может не совпадать с максимальным количеством мест для сидящих в салоне ТС Vc, а является варьируемым параметром, определяемым в процессе параметрической идентификации модели.

Зададим зависимость, описывающую кри-

*

вую загрузки при Сп > Vc в виде степенной

An _ f (C)_

Cn,

V -(v - V*)

max \ max c )

0 < Cn < V*, V* < Cn < a>.

cV * YV -v -

У y max v c

C

V^n у

A'n_ f '(Cn)_

где к и в - некоторые параметры. Тогда обратная кривая загрузки может быть представлена в явном виде:

Сп = к

0 < C < V*

rV* Yv -V:

maxc

VCn у V* < An <®.

Функция, описывающая обратную кривую загрузки, и ее производная получают вид:

1

| Научно - технические ведомости. ИННОВАТИКА СПбГПУ 3'2011

С _ F (Лп)_

V'

( V — V * ^

тах_с

V — А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V тах ^п J

' тах * с

С _ г (Ап)_

0 < Ап < V*

V* < Ап < да.

VT

тах

V — А

V тах ^п J

V*

0 < Ап < V*, V* < Ап < да.

Таким образом, предлагаемая форма описания кривой загрузки в форме степенной зависимости позволяет легко получить в явном виде функцию, описывающую обратную кривую загрузки и ее производную. Это позволяет легко реализовать компьютерные алгоритмы расчета загрузки ТС, а также моделировать пассажиропотоки остановочных пунктов, через которые проходит рассчитываемый маршрут.

п

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ерихов М.М., Карасева Е.В. Агрегативные модели пассажиропотоков маршрутной сети мегаполиса. Сборник трудов СПбГПУ по тематике «Инновации в науке, образовании и производстве». -2005

2. Ерихов М.М., Карасева Е.В., Татаринов

М.А. Оптимизация маршрутных расписаний городского пассажирс кого транспорта. Научно-

технические ведомости СПбГПУ, Инноватика, СПб, 2008, № 3.

3. Ерихов М.М., Карасева Е.В. Динамическая модель загрузки пассажирского транспортного средства при работе на маршруте. - Сборник трудов СПбГПУ по тематике «Инновации в науке, образовании и производстве». - 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.