Научная статья на тему 'Двухкоординатная дискретная модель загрузки транспортного средства'

Двухкоординатная дискретная модель загрузки транспортного средства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАГРУЗКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / КРУГОРЕЙС / ОСТАНОВОЧНЫЙ ПУНКТ / ПАССАЖИРОПОТОК / КОЭФФИЦИЕНТ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ / КОЭФФИЦИЕНТ РАССЕИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Знаменский Дмитрий Николаевич, Карасева Евгения Владимировна

В статье проанализирована взаимосвязь пассажиропотоков транспортных средств (ТС), обслуживающих маршрут и пассажиропотоков остановочных пунктов. Подобная взаимосвязь описывается с помощью аналитической модели, которая может быть построена при определении понятий прямой f и обратной F=f-1 кривых загрузки ТС. Предложенная авторами модель может быть использована для построения важных для практических целей моделей расчета загрузки ТС, определения их типа и количества, а также оптимизации расписаний движения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzed the correlation between passenger flows of vehicles serving the route and passenger flows of stopping points. The similar correlation is described by the means of analytical model, which can be constructed at determination of the direct f and the reverse loading curves F=f-1. The model offered by authors can be used for built important models of calculation vehicles loading, determination of their type and quantity, and also optimization of time-table movement.

Текст научной работы на тему «Двухкоординатная дискретная модель загрузки транспортного средства»

УДК 621.396

Д.Н. Знаменский, Е.В. Карасева

ДВУХКООРДИНАТНАЯ ДИСКРЕТНАЯ МОДЕЛЬ ЗАГРУЗКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Анализ взаимосвязи пассажиропотоков транспортных средств (ТС), обслуживающих маршрут, и пассажиропотоков остановочных пунктов является актуальной задачей при оптимизации расписаний систем городского пассажирского транспорта [1,2]. Аналитическая модель, описывающая подобную взаимосвязь, может быть построена при определении понятий прямой ^ и обратной Е = /- кривых

загрузки ТС. Базовая часть данной модели, приведенная на рис.1, описывает динамический режим работы, связанный с перемещением начальной (рабочей) точки кривой загрузки при ненулевом заполнении салона ТС, подходящего к остановке. Согласно такому подходу переменные, описывающие пассажиропоток ТС и пассажиропоток остановочного пункта, связаны соотношениями:

Л(и I ) = 5 (, I)- ж (/, I), 5 ((, I ) = / (С ((, I) + Е (Ж ((, I ))).

Рис. 1. Базовая часть модели загрузки ТС, описывающая динамический режим смещения начальной точки кривой загрузки.

где 1 - номер рассматриваемой остановки маршрута,

) - номер рассматриваемого кругорейса, Л(, I) - количество пассажиров, осуществляющих посадку в ТС, следующего ¡-м круго-рейсом на 1-ой остановке,

Ж(, I) - количество пассажиров .¡-ого кругорейса, оставшихся в ТС после высадки на 1-ой остановке,

5(, I) - количество пассажиров ¡-ого кругорейса, отъезжающих от 1-ой остановки,

С(, I) - количество потенциальных пассажиров, ожидающих посадки на 1-ой остановке в ТС, следующее по ¡-му кругорейсу.

Для получения замкнутой модели взаимосвязи пассажиропотоков ТС и остановочных пунктов необходимо ввести коэффициент оборачиваемости пассажиропотока остановочного пункта, который имеет вид:

7)= в(1, I) = 5(-1, I)- ж(, I) ^ 7 )= 5 (-1, I )= 5 (-1, I) ,

где в(, I) - количество пассажиров ТС )-ого кругорейса, совершивших высадку на 1-ой остановке. Для упрощения модели можно предположить, что у(, I) слабо зависит от номера кругорейса и принять:

1 м

л»=м еж I),

где М - количество кругорейсов на маршруте.

Помимо этого, необходимо учесть, что в формирующемся пассажиропотоке остановочного пункта присутствует и «вторичная» составляющая, то есть часть тех пассажиров, которые по причине перезагруженности не совершили посадку на этой остановке в ТС предыдущего кругорейса. Обозначив это количество пассажиров

С2(/, I) = С(/, I -1)- Л(, I -1),

4

Научно - технические ведомости. ИННОВАТИКА СПбГПУ 3'2011

даться ТС этого же маршрута, но _)-го круго-введем коэффициент «рассеяния» пассажи- рейса. Для упрощения модели можно усред-ров 1-го остановочного пункта на _)-ом круго- нить коэффициент «рассеивания» по всем кру-

рейсе.

к(, ]) = -£$4, 0 < к < 1.

С 2(, 7 )

где

С 2(, 7 ) -

количество пассажиров на 1-

горейсам данного маршрута и всем остановочным пунктам:

ом остановочном пункте, не совершивших посадку в ТС _)-1 кругорейса и оставшихся дожи-

к =— ТТк (, 7)

N-1 М

Рис. 2 Дискретная динамическая двухкоординатная система автоматического управления, описывающая взаимосвязь пассажиропотоков остановочных пунктов и ТС, обслуживающих рассматриваемый маршрут

где N = количество остановочных пунктов на маршруте (0-й и ^й совпадают)

Таким образом, сделанное допущение позволяет нарастить базовую часть модели загрузки ТС рис.1 до полной замкнутой автономной модели, позволяющей связать внешние пассажиропотоки, формируемые на остановочных пунктах данного маршрута, и текущую загрузку ТС, обслуживающих маршрут. Полученная модель (рис.2) является дискретной динамической двухкоординатной системой автоматического управления. Блоками Z21 и

Z11, обозначены дискретные звенья чистого запаздывания [3] на один такт по координатам 1 и) соответственно.

Предлагаемый подход к основанию процессов формирования маршрутных пассажиропотоков ТС и остановочных пассажиропотоков обладает высокой наглядностью и позволяет построить ряд важных для практических целей моделей расчета загрузки ТС, определения их типа и количества, а также оптимизации расписаний движения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ерихов М.М., Знаменский Д.Н. Моделирование маршрутных пассажиропотоков ГПТ, Мир транспорта, 2010, №4.

2. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник

для студ. учреждений сред. проф. образования. - 4 издание, стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008 г. - 400 с.

3. Чечурин С. Л. Дискретные автоматические системы. - Ленинград. : Изд-во ЛПИ- 1978. - 80 с.

УДК 338.45

А.И. Попов

КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ИННОВАЦИОННОИ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ

Экономика России, преодолевая последствия кризиса, постепенно переходит на новый уровень развития - постиндустриальный, который характеризуется инновационной направленностью, высоким уровнем внедрения научных достижений в производство, расширяющимся ассортиментом продукции и ростом доли наукоёмкой продукции.

Формирование инновационной экономики должны обеспечить элитные конкурентоспособные специалисты, под которыми мы понимаем конкурентоспособных специалистов (бакалавров, магистров), для которых характерно стремление и способность к высокому качеству своей профессиональной деятельности, носящей инновационный характер, требующей высокого уровня креативности и творческих компетенций, и предполагающей генерирование новых идей в профессиональной области, их анализ и развитие, а затем продвижение до уровня инновационного продукта с целью удовлетворения как личных потребностей (прежде всего, потребностей в творчестве и самовыражении), так и потребности общества в повышении общего благосостояния. Сравнивая общекультурные и профессиональные компетенции, определенные ФГОС, можно сделать вывод, что в каждом направлении подготовки есть группы компетенций (кластер творческих компетенций), которые имеют родственные характеристики, а именно предполагают наличие высокого уровня интеллекта и креативно-

сти, способностей организовывать свою творческую деятельность и деятельность подчиненного коллектива (например, компетенции ОК-6, ОК-7, ОК-8 для направления подготовки 150700, компетенции ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОК-8 для направления подготовки 240100, и т.д.). Креативность как основа кластера творческих компетенций рассматривается нами как «творческий потенциал, творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или отдельные ее стороны, продукты деятельности и процесс их создания» (Т.А. Ба-рышева).

Выпускников, обладающих высоким уровнем сформированности группы профессионально важных творческих компетенций, в настоящее время недостаточно, что и тормозит коммерционализацию инноваций во многих отраслях. Задача высшего учебного заведения заключается не только в подготовке обучающихся, обладающих минимальным уровнем компетенций, определяемых ФГОС, но и в обеспечении освоения на более высоком уровне частью обучающихся ключевых компетенций, к которым мы относим и творческие.

Кластер профессионально важных творческих компетенций специалиста - составная часть кластера творческих компетенций специалиста, определяющая его возможность реализовать себя в инновационной сфере эконо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.