УДК 621.396
Д.Н. Знаменский, Е.В. Карасева
ДВУХКООРДИНАТНАЯ ДИСКРЕТНАЯ МОДЕЛЬ ЗАГРУЗКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Анализ взаимосвязи пассажиропотоков транспортных средств (ТС), обслуживающих маршрут, и пассажиропотоков остановочных пунктов является актуальной задачей при оптимизации расписаний систем городского пассажирского транспорта [1,2]. Аналитическая модель, описывающая подобную взаимосвязь, может быть построена при определении понятий прямой ^ и обратной Е = /- кривых
загрузки ТС. Базовая часть данной модели, приведенная на рис.1, описывает динамический режим работы, связанный с перемещением начальной (рабочей) точки кривой загрузки при ненулевом заполнении салона ТС, подходящего к остановке. Согласно такому подходу переменные, описывающие пассажиропоток ТС и пассажиропоток остановочного пункта, связаны соотношениями:
Л(и I ) = 5 (, I)- ж (/, I), 5 ((, I ) = / (С ((, I) + Е (Ж ((, I ))).
Рис. 1. Базовая часть модели загрузки ТС, описывающая динамический режим смещения начальной точки кривой загрузки.
где 1 - номер рассматриваемой остановки маршрута,
) - номер рассматриваемого кругорейса, Л(, I) - количество пассажиров, осуществляющих посадку в ТС, следующего ¡-м круго-рейсом на 1-ой остановке,
Ж(, I) - количество пассажиров .¡-ого кругорейса, оставшихся в ТС после высадки на 1-ой остановке,
5(, I) - количество пассажиров ¡-ого кругорейса, отъезжающих от 1-ой остановки,
С(, I) - количество потенциальных пассажиров, ожидающих посадки на 1-ой остановке в ТС, следующее по ¡-му кругорейсу.
Для получения замкнутой модели взаимосвязи пассажиропотоков ТС и остановочных пунктов необходимо ввести коэффициент оборачиваемости пассажиропотока остановочного пункта, который имеет вид:
7)= в(1, I) = 5(-1, I)- ж(, I) ^ 7 )= 5 (-1, I )= 5 (-1, I) ,
где в(, I) - количество пассажиров ТС )-ого кругорейса, совершивших высадку на 1-ой остановке. Для упрощения модели можно предположить, что у(, I) слабо зависит от номера кругорейса и принять:
1 м
л»=м еж I),
где М - количество кругорейсов на маршруте.
Помимо этого, необходимо учесть, что в формирующемся пассажиропотоке остановочного пункта присутствует и «вторичная» составляющая, то есть часть тех пассажиров, которые по причине перезагруженности не совершили посадку на этой остановке в ТС предыдущего кругорейса. Обозначив это количество пассажиров
С2(/, I) = С(/, I -1)- Л(, I -1),
4
Научно - технические ведомости. ИННОВАТИКА СПбГПУ 3'2011
даться ТС этого же маршрута, но _)-го круго-введем коэффициент «рассеяния» пассажи- рейса. Для упрощения модели можно усред-ров 1-го остановочного пункта на _)-ом круго- нить коэффициент «рассеивания» по всем кру-
рейсе.
к(, ]) = -£$4, 0 < к < 1.
С 2(, 7 )
где
С 2(, 7 ) -
количество пассажиров на 1-
горейсам данного маршрута и всем остановочным пунктам:
ом остановочном пункте, не совершивших посадку в ТС _)-1 кругорейса и оставшихся дожи-
к =— ТТк (, 7)
N-1 М
Рис. 2 Дискретная динамическая двухкоординатная система автоматического управления, описывающая взаимосвязь пассажиропотоков остановочных пунктов и ТС, обслуживающих рассматриваемый маршрут
где N = количество остановочных пунктов на маршруте (0-й и ^й совпадают)
Таким образом, сделанное допущение позволяет нарастить базовую часть модели загрузки ТС рис.1 до полной замкнутой автономной модели, позволяющей связать внешние пассажиропотоки, формируемые на остановочных пунктах данного маршрута, и текущую загрузку ТС, обслуживающих маршрут. Полученная модель (рис.2) является дискретной динамической двухкоординатной системой автоматического управления. Блоками Z21 и
Z11, обозначены дискретные звенья чистого запаздывания [3] на один такт по координатам 1 и) соответственно.
Предлагаемый подход к основанию процессов формирования маршрутных пассажиропотоков ТС и остановочных пассажиропотоков обладает высокой наглядностью и позволяет построить ряд важных для практических целей моделей расчета загрузки ТС, определения их типа и количества, а также оптимизации расписаний движения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ерихов М.М., Знаменский Д.Н. Моделирование маршрутных пассажиропотоков ГПТ, Мир транспорта, 2010, №4.
2. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник
для студ. учреждений сред. проф. образования. - 4 издание, стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008 г. - 400 с.
3. Чечурин С. Л. Дискретные автоматические системы. - Ленинград. : Изд-во ЛПИ- 1978. - 80 с.
УДК 338.45
А.И. Попов
КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ИННОВАЦИОННОИ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ
Экономика России, преодолевая последствия кризиса, постепенно переходит на новый уровень развития - постиндустриальный, который характеризуется инновационной направленностью, высоким уровнем внедрения научных достижений в производство, расширяющимся ассортиментом продукции и ростом доли наукоёмкой продукции.
Формирование инновационной экономики должны обеспечить элитные конкурентоспособные специалисты, под которыми мы понимаем конкурентоспособных специалистов (бакалавров, магистров), для которых характерно стремление и способность к высокому качеству своей профессиональной деятельности, носящей инновационный характер, требующей высокого уровня креативности и творческих компетенций, и предполагающей генерирование новых идей в профессиональной области, их анализ и развитие, а затем продвижение до уровня инновационного продукта с целью удовлетворения как личных потребностей (прежде всего, потребностей в творчестве и самовыражении), так и потребности общества в повышении общего благосостояния. Сравнивая общекультурные и профессиональные компетенции, определенные ФГОС, можно сделать вывод, что в каждом направлении подготовки есть группы компетенций (кластер творческих компетенций), которые имеют родственные характеристики, а именно предполагают наличие высокого уровня интеллекта и креативно-
сти, способностей организовывать свою творческую деятельность и деятельность подчиненного коллектива (например, компетенции ОК-6, ОК-7, ОК-8 для направления подготовки 150700, компетенции ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОК-8 для направления подготовки 240100, и т.д.). Креативность как основа кластера творческих компетенций рассматривается нами как «творческий потенциал, творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или отдельные ее стороны, продукты деятельности и процесс их создания» (Т.А. Ба-рышева).
Выпускников, обладающих высоким уровнем сформированности группы профессионально важных творческих компетенций, в настоящее время недостаточно, что и тормозит коммерционализацию инноваций во многих отраслях. Задача высшего учебного заведения заключается не только в подготовке обучающихся, обладающих минимальным уровнем компетенций, определяемых ФГОС, но и в обеспечении освоения на более высоком уровне частью обучающихся ключевых компетенций, к которым мы относим и творческие.
Кластер профессионально важных творческих компетенций специалиста - составная часть кластера творческих компетенций специалиста, определяющая его возможность реализовать себя в инновационной сфере эконо-