Научная статья на тему 'Аналитические процедуры и методические подходы к составлению бизнес-плана организации'

Аналитические процедуры и методические подходы к составлению бизнес-плана организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПЛАН / BUSINESS PLAN / АНАЛИЗ / ANALYSIS / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / КРИТЕРИИ / CRITERIA / МЕТОДЫ / METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лытнева Наталья Алексеевна, Парушина Наталья Валерьевна, Белокопытов Алексей Михайлович

Статья раскрывает основные направления формирования бизнес-плана организации. Бизнес-план предусматривает разработку цели и задач, которые определяются организацией на ближайший и перспективный период, оценку текущего состояния ее экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка, информацию о клиентах и контрагентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции. Для разработки бизнес-плана должна быть определена методика с учетом специфики организации. Грамотно составленный бизнес-план обеспечит решение многих неизбежных проблем в развитии бизнеса, позволит исключить ошибки, спланировать действия организации. Это инструмент, с помощью которого можно управлять и контролировать. Бизнес-план позволяет показать выгодность предполагаемого проекта, привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Он может убедить инвесторов в том, что дело, начатое ими, выгодно и принесет прибыль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the main directions of the formation of the business plan of the organization. The business plan provides for the development of a goal and tasks that are determined by the organization for the near and future period, an assessment of the current state of its economy, strengths and weaknesses of production, market analysis, information on customers and counterparties. It provides an assessment of the resources needed to achieve the objectives in a competitive environment. To develop a business plan, a methodology must be defined, taking into account the specifics of the organization. A competently drawn up business plan will ensure the solution of many inevitable problems in the development of business, will allow to exclude mistakes, plan the actions of the organization. It is a tool with which you can manage and control. The business plan allows to show the profitability of the proposed project, to attract possible counterparties, potential financial partners. He can convince investors that the case, started by them, is profitable and will bring profit.

Текст научной работы на тему «Аналитические процедуры и методические подходы к составлению бизнес-плана организации»

2. Скузоватова О.Г. Место концепции православного банка в современной финансово-экономической теории.

URL: http ://cyberleninka. ru/article/n/mesto -kontseptsii-pravoslavnogo-banka-v-sovremennoy-finansovo-ekonomicheskoy-teorii-1

3. Ленкин С.Л. Формирование земельных залоговых фондов муниципальных образований и субъектов Российской Федерации. (Методика).

URL: http://www.yurclub. ru/docs/other/arti-cle281.html

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К _СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ_

Лытнева Наталья Алексеевна

д.э.н., профессор, профессор кафедры «Менеджмент и государственное управление» ФГБОУ ВО

Среднерусский институт управления, филиал РАНХиГС, г. Орел

Парушина Наталья Валерьевна д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика и экономическая безопасность», ФГБОУ ВО

Среднерусский институт управления, филиал РАНХиГС, г. Орел

Белокопытов Алексей Михайлович бакалавр факультета государственного, муниципального управления и экономики народного хозяйства ФГБОУ ВО Среднерусский институт управления, филиал РАНХиГС, г. Орел

Аннотация:

Статья раскрывает основные направления формирования бизнес-плана организации. Бизнес-план предусматривает разработку цели и задач, которые определяются организацией на ближайший и перспективный период, оценку текущего состояния ее экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка, информацию о клиентах и контрагентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции. Для разработки бизнес-плана должна быть определена методика с учетом специфики организации. Грамотно составленный бизнес-план обеспечит решение многих неизбежных проблем в развитии бизнеса, позволит исключить ошибки, спланировать действия организации. Это инструмент, с помощью которого можно управлять и контролировать. Бизнес-план позволяет показать выгодность предполагаемого проекта, привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Он может убедить инвесторов в том, что дело, начатое ими, выгодно и принесет прибыль.

Abstract:

The article reveals the main directions of the formation of the business plan of the organization. The business plan provides for the development of a goal and tasks that are determined by the organization for the near and future period, an assessment of the current state of its economy, strengths and weaknesses of production, market analysis, information on customers and counterparties. It provides an assessment of the resources needed to achieve the objectives in a competitive environment. To develop a business plan, a methodology must be defined, taking into account the specifics of the organization. A competently drawn up business plan will ensure the solution of many inevitable problems in the development of business, will allow to exclude mistakes, plan the actions of the organization. It is a tool with which you can manage and control. The business plan allows to show the profitability of the proposed project, to attract possible counterparties, potential financial partners. He can convince investors that the case, started by them, is profitable and will bring profit.

Ключевые слова: бизнес-план, анализ, планирование, критерии, методы.

Keywords: business plan, analysis, planning, criteria, methods.

Современное развитие деятельности организации в условиях неопределенности направлено на развитие системы планирования, как одной из основных функций управления, составление обоснованного бизнес-плана, который содержит результаты предварительных технико-экономических обоснований малых, средних и крупных инновационно-инвестиционных проектов в деловом планировании. Это документ, который характеризует бизнес, идею его развития, направления функционирования, возможные пути реализации бизнес-идеи, подтвержденные финансовыми расчетами. Бизнес-план подтверждает реальность предлагаемой идеи, раскрывает потенциальную рентабельность и возможность возникновения рисков. Бизнес-плана должен быть положен в организации и

планировании деятельности организации, поскольку от его грамотного формирования и последующий презентации зависит объем внешнего финансирования, возможность получения кредита, рациональность управления всеми ресурсами, развитие и маркетинг бизнеса [9].

Основными пользователями бизнес-плана является персонал организации, административно-управленческие работники, а также внешние пользователи, такие как потенциальные инвесторы, кредиторы и партнеры [10]. Руководство организации на основе информации бизнес-плана выявляет возможные проблемы, которые могут возникнуть в хозяйственной деятельности при реализации поставленных целей, осуществляет оценку конкурентоспособности и финансового положения организации, намечает пути выхода из возможного

68

экономического кризиса.

В условиях неопределенности экономики и быстро меняющейся внешнеэкономической среды, [3] подготовка бизнес-плана должна быть оперативной с возможными корректировками в течение текущего периода, так как используемые в нем положения могут стать неактуальными раньше, чем начнет применяться сам бизнес-план. Бизнес будет невозможен без использования детальных оперативных планов. Противоречие может разрешиться посредством своевременной корректировки бизнес-плана в соответствии с его реализацией в связи с изменениями параметров и факторов, происходящих во внешней и внутренней среде организации

[7].

Модификация разработанного бизнес-плана при его реализации, способствует его применению в качестве актуального методического инструментария, позволяющего проанализировать динамику бизнеса и обеспечение непрерывного управления организацией посредством достижения текущих и стратегических целей и задач. [8]

Бизнес - план можно охарактеризовать как пошаговую последовательную инструкцию, руководство к действию управленческого персонала и подчиненных на начальных этапах создания организации [6]. Задача бизнес - плана состоит в знакомстве потенциального инвестора с содержанием инвестиционного проекта и привлечении к его реализации проекта. [5] Содержание бизнес-плана должно соответствовать следующим критериям:

- полнота, то есть раскрытие содержание его разделов, максимально отражающих суть проекта;

- полезность, которая заключается в отражении информации, непосредственно влияющей на решение инвестора;

- нейтральность, предусматривает объективность раскрытия особенностей, достоинств и недостатков инвестиционного проекта;

- достоверность, заключается в составлении инвестиционного проекта на основе обоснованной достоверной информации, выводы и рекомендации должны быть реальными и достоверными фактами;

- гибкость, предусматривает внесение корректировок с учетом изменений рыночных условий;

- контроль, применение методов, позволяющих отследить сроки выполнения работ, объем выполненного производства, планы поставки и реализации, соответствие фактических показателей плановым;

- понятность заключается в изложение доступным языком, использовании понятных формулировок;

- наглядность - графическое и табличное представление информации.

Для составления бизнес плана, необходимо исследовать их возможные разновидности, выделенные по отдельным признакам:

1. Бизнес-план организации - раскрывает перспективы развития экономического субъекта на предстоящий плановый период с указанием основных бюджетных и финансово-хозяйственных пока-

зателей для обоснования объемов необходимых инвестиционных и других ресурсов.

2. Бизнес-план структурного подразделения организации - характеризуется как план центра финансовой ответственности, его хозяйственного развития для обоснования объемов выделяемых ресурсов или величины прироста ожидаемой прибыли, оставляемой в распоряжении подразделения.

3. Бизнес-план как заявка на получение кредита - предназначен для получения на коммерческой основе заемных средств от кредитных и иных юридических лиц.

4. Бизнес-план как заявка на получение гранта - предназначен для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов выполнение грантового задания с обоснованием прямых н косвенных выгод для общества от использования ресурсов под заявляемый проект.

5. Бизнес-план развития региона - обосновывает перспективы социально-экономического развития региона и объемов финансирования программ для бюджетного финансирования.

Существует классификация бизнес-планов, которая основывается на бизнес-линиях, ориентации на дальнейшее развитие предприятия и бизнес-планы специального характера.

Для достижения поставленных целей развития планирования в практике мировой экономики служит выработанная форма бизнес-плана, то есть планового документа, который включает в себя многоцелевой характер: обоснование для открытия нового бизнеса, определение перспектив его развития, формирование будущих активов организации. Вместе с тем, при разработке бизнес-плана могут возникать различного рода ошибки, которые необходимо учитывать для повышения качества содержания бизнес-плана:

1. Каждый проект индивидуален, поэтому к их составлению требуется соответствующий индивидуальный подход, а не универсальный. Например, нельзя использовать западные методики, которые не адаптированы под нашу российскую систему или шаблонные формы бизнес-плана для оценки эффективности инвестиционных проектов.

2. Возможные ошибочно расставленные приоритеты по разделам бизнес-плана. Как правило, зачастую уделяется внимание разработке таких разделов, как «Финансовый план», «Анализ эффективности реализации проекта» и недостаточно прорабатывается раздел «Анализ рынка продукции/услуг», а также обоснование конкурентоспособности организации.

3. Низкое качество проводимых маркетинговых исследований, переоценка потенциалов реализации продукции, вследствие чего получаются излишне оптимистичные прогнозы продаж и неоправданное занижение сроков окупаемости и итоговых значений инвестиционных ожиданий.

4. Непродуманная маркетинговая стратегия и ценовая политика, ориентация на аналогичные проекты, стандартные технологии, не мотивирующие появления дополнительных рыночных возможно-

стей. Отсюда ошибочные финансово-экономические показатели инвестиционного проекта за счет завышения конечной цены реализации товара и необоснованно оптимистичных перспектив, не соответствующих действительности.

5. Занижение издержек, связанных с реализацией предоставленного проекта. [2]

6. Ошибочная оценка рыночных рисков осуществления инвестиционного проекта и человеческого фактора.

7. Неверно выбранная методика анализа проекта и технические ошибки финансово-экономических расчетов.

8. Не уделяется внимание презентации бизнес -плана, как в письменной, так и в устной форме. Необходимо уделить внимание резюме бизнес -плана, где приводится информация способствующая вложению средств инвестором. [1].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что грамотно составленный бизнес -плана позволит организации планировать и более эффективно выстраивать свою деятельность. Планирование представляет собой сложный процесс, требующий тщательного анализа информации и всех факторов на начальном этапе развития деятельности организации. [4] Руководитель организации должен понимать непосредственно цель проекта, объект создается, возможных инвесторов, заинтересованных проектом, предполагаемых потребителей, что позволит своевременно выявлять возможные риски и принимать управленческие решения.

Список литературы

1. Алиев Т.Х. Методы создания бизнес идеи и бизнес-плана, научно-практический журнал «Аспирант», 2016. - №4.

2. Боброва Е.А., Кыштымова Е.А. Управление затратами в системе стратегического менеджмента организаций АПК//В сборнике: Стратегия развития учетно-аналитических и контрольных систем в механизме управления современными бизнес-процессами коммерческих организаций.

Международный экономический форум «Бакановские чтения».2014.С. 111-114.

3. Богданова В.А., Кыштымова Е.А. Анализ среды фирмы как важнейший этап стратегического менеджмента/ В сборнике: «Современные концепции, учета, анализа и аудита в развитии предпринимательства. ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли». 2016. - С. 79-83

4. Кыштымова Е.А. Методологические подходы к формированию учетно-аналитических подсистем для управления инвестированным капиталом предприятий [Текст]// Фундаментальные ис-следования.2016. № 2-1.-С. 169-174.

5. Кыштымова Е.А. Принципы аналитической оценки собственного капитала с иностранными инвестициями //В сборнике: Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления Материалы межрегиональной научно-практической конференции (27 января 2016 г.)/Под редакцией д.э.н. А.В. Полянина.- Орёл: Изд-во ОФ РАНХиГС. 2016. С. 242-244.

6. Моисеенко Ж. Н., Смолякова К. А. Теоретические аспекты современного бизнес - планирования // Наука сегодня постулаты прошлого и современные теории. 2015 г. С. 113 - 116.,

7. Полянин А.В. Концепция денежных потоков предприятия по инвестиционной деятельности // Экономические науки. 2008. № 46. С. 303-306.

8. Паршутина И.Г. Национально-государственные экономические системы: институциональный аспект глобализации// Вестник Орел-ГИЭТ.2010. № 1 (11). -С. 21-24.

9. Сафронова А.В. Бизнес-план и его место в системе управления предприятием, журнал «Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития». 2016. №12. С. 110-114.

10. Ясакова А.В. Планирование и проектирование бизнес-плана в современном мире, журнал «Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки» №3, изд. ОГУЭТ, 2016

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ _КЫРГЫЗСТАНА В РАМКАХ ЕАЭС_

Рыскулов Ислан Абдыбачаевич

к.э.н., профессор Кыргызско- Российского университета

г. Бишкек

АННОТАЦИЯ:

Статья посвящена процессу вступления Кыргызстана в ЕАЭС, а также его перспективам экономического развития в рамках рассматриваемого объединения.

ANNOTATION:

The article is devoted to the process of Kyrgyzstan's accession to the Eurasian Economic Union, as well as its prospects for economic development within the framework of the considered Union .

Ключевые слова: Экономика, потенциал, инвестиция, регион, энергетика, ресурс, проблема, сотрудничество, соперничество, оценка, перспектива, развитие.

Keywords: Economy, potential, investment, region, energy, resource, problem, cooperation, rivalry, evaluation, prospect, development.

Как во вступлении своей книги Академик Т. Койчуев пишет: «Человечество живет на одной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.