Научная статья на тему 'АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОРПУСА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ'

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОРПУСА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИРЕКТОРОВ ШКОЛ / ФОКУС-ГРУППОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ / НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ДИРЕКТОРОВ ШКОЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинова В. Г.

В 2015 году совместно с НИУ «Высшая школа экономики» кафедрой менеджмента ГОАУ ЯО «Институт развития образования» было проведено исследование, которое легло в основу регионального аналитического доклада об управленческом корпусе образовательных организации, моделях общественно-государственного управления образованием. В данной статье приведены основные результаты исследования директорского корпуса школ региона, которое на основе выявленных проблем призвано сформулировать основные задачи повышения квалификации и профессиональной переподготовки директоров школ региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Константинова В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОРПУСА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Константинова В.Г. заведующий кафедрой менеджмента ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОРПУСА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация:

В 2015 году совместно с НИУ «Высшая школа экономики» кафедрой менеджмента ГОАУ ЯО «Институт развития образования» было проведено исследование, которое легло в основу регионального аналитического доклада об управленческом корпусе образовательных организации, моделях общественно-государственного управления образованием. В данной статье приведены основные результаты исследования директорского корпуса школ региона, которое на основе выявленных проблем призвано сформулировать основные задачи повышения квалификации и профессиональной переподготовки директоров школ региона.

Abstract:

In 2015 Department of Management of the Institute for the Development of Education together with the Higher School of Economics formed the regional analytical report on the management body of educational organizations, public-private models of education management. This article presents the main results of the research directors of schools in the region, which is based on the problems identified is intended to outline the main tasks of training and retraining of directors of schools of the region.

Ключевые слова:

Основные объективные характеристики директоров школ, фокус -групповое исследование, повышение качества управления школой, направления повышения квалификации и профессиональной переподготовки директоров школ.

Keywords:

Main objective characteristics of school principals , focus group research , improved management of the school , the direction of improvement of qualification and retraining of principals .

С конца 80-х годов прошлого века в российском образовании директор школы рассматривался, по большей части, как профессиональный менеджер. Поэтому во многих регионах для директоров школ дополнительное профессиональное образование содержало ярко выраженный акцент на направлениях экономики и общего менеджмента. Сегодня смыслы управления школой несколько изменились, и в свете государственно-общественного управления директор - это руководитель, умеющий ставить

стратегические цели, которые выходят за рамки и границы возможностей педагогических технологий, методических средств обучения и воспитания, отработанного учебного материала и форм организации обучения. Ведь управленец - это не столько, тот, кто занимает «кресло», а тот, кто выходит в управленческую позицию и начинает работать со всей целостностью, сдвигать ее в то или ином направлении[1].

Стратегической целью развития региональной системы образования Ярославской области является обеспечение доступности образования для всех категорий детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, индивидуальных образовательных потребностей, а также обеспечение качества образования и эффективности использования всех видов ресурсов [3]. Эффективное использование всех ресурсов - вот одна из главных задач современного директора школы.

Исследование, проведенное в 2015 году, позволило раскрыть основные контуры бюджетной обеспеченности общеобразовательных школ, характеристики нормативно-правовой базы, регулирующей работу управленческого корпуса, а также провести анализ региональной специфики в оценке успешности школ. Исследование показало, что некоторые объективные характеристики директорского корпуса, а также параметры личных и профессиональных качеств директоров школ Ярославской области прямо или косвенно влияют на качество образования. Объективная информация о численности и составе директоров школ Ярославской области взята автором статьи из статистического отчета формы № 83-РИК и представлена в динамике за 5 лет: 2009-2010 - 2013-2014 учебный год. На основе проанализированных данных был составлен портрет директора общеобразовательной школы Ярославской области.

По статистическим данным на 20 сентября 2014 года в Ярославской области работали 420 директоров школ. При этом численность директоров городских государственных ОУ - составила 187 человек (46,5%), а сельских - 215 (53,5%). С 2010 года наблюдается тенденция к небольшому сокращению общего количества директоров, обусловленное сокращением количества школ.

В соотнесении город-село можно констатировать, что в городских школах более половины директоров школ (55,1 %) имеют высшую квалификационную категорию, а в сельских школах большая часть директоров школ имеют первую квалификационную категорию (около 44,7%). Квалификация директоров городских школ несколько выше, чем сельских, предположительно, по причине близости научно-методичсекого ресурса, сложившихся условий деятельности сообщества профессионалов и т.д. Анализ данных о профессиональном образовании директоров школ Ярославской области выявил, что подавляющее число директоров школ имеют высшее образование (более 99,3%), в том числе у большинства это высшее педагогическое образование (94,9%). В городе 100% директоров

имеют высшее профессиональное образование, из них 96,1 % имеют высшее педагогическое образование. Аналогичный показатель по Российской Федерации несколько ниже (в среднем на 0,2 %), поэтому можно говорить о хорошем уровне профессионального образования директоров школ Ярославской области.

Анализируя данные о стаже, мы констатируем, что директора школ Ярославской области в большинстве своем (около 85,1%) имеют стаж работы более 20 лет, в Российской Федерации таких директоров несколько меньше (менее 74%). В Ярославской области выявлена тенденция роста, хотя и очень незначительная (с 80,7 % в 2009 г. до 85,1 в 2013 г.), касающаяся числа директоров школ со стажем более 20 лет.Можно говорить о незначительном старении кадров. Однако в Ярославской области увеличивется количество директоров со стажем мнее 2 лет, то есть управленческими решениями органов управления образованием относительно назначений новых директоров регулируется процесс старения директорского корпуса области.

Большинство директоров школ города имеют возраст от 35 до 55 лет (около 98,3%), в сельской местности этот показатель чуть ниже - 97,7% . Аналогичная ситуация и в целом по Российской Федерации, за исключением того, что в Ярославской области чуть меньше директоров школ в возрасте от 25 до 35 лет[2].

Таким образом, на основании объективной информации о численности и составе директоров школ Ярославской области, сделан вывод о среднестатистическом портрете директора школы Ярославской области [2]. Это женщина, её возраст от 35 до 55 лет, но с учетом того, что стаж работы более 20 лет, имеет высшее профессиональное педагогическое образование, аттестована на высшую (характерно для городских школ) или 1 -ую (в большей части - для сельских школ) квалификационную категорию, и совмещает работу директора школы с работой педагога. 91 % действующих директоров школ на 1 января 2015 года прошли профессиональную переподготовку по программе «Менеджмент в сфере образования».

В фокус-групповом исследовании, которое проводили исследователи из ВШЭ, приняли участие 44 директора школы - 38 женщин и 6 мужчин. Среди них 13 директоров общеобразовательных организаций крупных городов 13 директоров общеобразовательных организаций малых городов и 18 директоров общеобразовательных организаций расположенных в сельской местности. Среди участников исследования были 9 директоров школ повышенного уровня (лицей, гимназия, с углубленным изучением предметов и т.д.) и 35 директоров начальной, основной, средней общеобразовательной школы. В фокус-группах участвовали директора школ с различным количеством учеников. Городские школы (Ярославль, Рыбинск) - это школы с количеством учеников от 500 до 1000 и более 1000, сельские школы - с количеством учеников менее 100.

Важно отметить, что более половины руководителей сохраняют педагогическую нагрузку по причине желания сохранения педагогического, профессионального тонуса и педагогического стажа. Все руководители школ ЯО, участвовавших в фокус-группах, посещают уроки учителей. Несколько раз в год - 27 чел., несколько раз в квартал - 10 чел., несколько раз в месяц -6 чел. В качестве основной причины этой деятельности директора школ назвали следующие: знакомство с новыми преподавателями - 8 директоров, контроль введения ФГОС - 13, для общего стратегического видения развития учебного процесса - 20.

Основной задачей директора при управлении школой (в анкете нужно было выбрать один вариант ответа), 54 % участников исследования ответили, что это - создание достойных условий для осуществления образовательного процесса, - почти 20%, и столько же директоров нацелены на обеспечение достижения учениками определенных образовательных результатов. Очень важным мы считаем то, что не осталсся без ответа вопрос «Что бы Вы хотели изучать на курсах повышения квалификации?» Участники фокус групп хотели бы видеть опыт работы ОО при внедрении ФГОС основного образования, формы и способы управления персоналом в условиях введения и реализации ФГОС ОО и профессионального стандарта педагога, в том числе - вопросы введения эффективного контракта, правовые и экономико-финансовые основы управления современной школой, инновации в школе, связанные с технологиями, методиками и практиками развития коллектива нацеленного на развитие ребёнка и учреждения в заданной траектории с выходом на запланированный результат. Директоров интересуют также вопросы мотивации молодых педагогов для успешной работы в школе, индивидуализация образования, построение и сопровождение индивидуального образовательного маршрута ученика, наиболее эффективные в реальности способы организации учебной деятельности современных детей, а также опыт других регионов и мониторинг оценки качества образования в соответствии с ФГОС.

Относительно введения ФГОС многие директора ЯО (как и в целом, в РФ) говорят о том, что сложнее всего перестроить учителя и его сознание, заточенного на традиционный стиль преподавания. В качестве причин «непопулярности» ФГОС большинством директоров названы следующие: Родители не понимают, чего хотят от их детей в соответствии с ФГОС; ФГОС воспринимается директором и учителями как дополнительная работа, требующая иной степени вовлеченности в образовательный процесс; для достижения внедрения ФГОС в начальной школе руководителям пришлось преодолеть сопротивление со стороны учителей и родителей; учителя отказываются от внеурочной деятельности, руководителям приходится прибегать к административному нажиму, либо использовать стимулирующий фонд; учителя жалуются на возросший документооборот.

Большинство директоров ЯО считают, что основной задачей директора

при управлении школой является создание достойных условий для осуществления образовательного процесса. Подавляющее большинство руководителей смогли кратко сформулировать стратегическую цель школы в виде короткого тезиса. Это говорит о компетентном отношении директоров к данной проблеме. При этом наиболее эффективной и продуктивной директора считают работу в команде. Директора школ Ярославской области заинтересованы в изучении опыта ОО других регионов, хотят повышать свою квалификацию, знают о своих профессиональных и управленческих дефицитах и занимаются самообразованием.

На основе проведенного исследования директорского корпуса школ Ярославской области сделаны следующие выводы:

- По всем направлениям деятельности руководителей РСО существуют действующие нормативные документы;

- Практически все действующие руководители ОО Ярославской области имеют соответствующее их статусу и профессиональной деятельности образование;

- Наиболее существенные изменения последних лет - это введение конкурсной процедуры для назначения на должность и процедура аттестации руководителей на соответствие занимаемой должности;

- Проблема эффективности деятельности руководителя решается через стимулирующие надбавки, но работа руководителя и успешность школы слабо связаны между собой в настоящее время. Возможно, результат введения новых норм «эффективного контракта» будет очевиднее в 20162017 гг.

- Показатели и критерии эффективности деятельности руководителя связаны с его функциональными обязанностями и в меньшей степени отражают его профессиональное развитие;

- Все формальные требования и разработанные нормы по развитию качеств менеджера ОО соблюдены, однако на качество школьного образования существенного влияния пока это не оказывает.

- Программы повышения квалификации по формированию лидерских качеств руководителей требуют обновления и актуализации их значимости для директоров школ;

- Многие директора школ считают, что лучший «учитель» успешного директора - это приобретаемый в управленческой деятельности собственный опыт, самообразование и опыт коллег, хотя на целенаправленное обучение свое и педагогов школ большинство руководителей готовы выделять средства из бюджета ОО;

- Стажировки по управленческим практикам должны стать важной частью деятельности руководителя. Разработка программ стажировки должна проводиться совместно учреждением ДПО и успешными руководителями-практиками. Финансирование этих программ должно быть одним из приоритетных направлений финансовой политики в сфере

образования;

- Трудовой договор с руководителем заключается на неопределенный срок. Введение эффективного контракта призвано решить проблемы мотивации руководителя на эффективную управленческую деятельность;

- Оценка эффективности деятельности образовательных организаций и их руководителей проводится в ЯО в соответствии с принятыми нормативными актами, но механизмы использования результатов этой оценки продуманы не до конца, и поэтому оценка эффективности носит формализованный характер. Высокие результаты оценки образовательной деятельности как руководителя, так и ОО должны быть привязаны к дополнительному финансированию образовательной организации;

- Часто используемыми основными формами и продуктивными методами развития руководителей являются проблемное обсуждение, круглые столы, дискуссии, психологические тренинги, групповые практикумы, решение ситуационных задач (кейсы), деловые игры, выездные занятия в отдаленные школы, проектная деятельность. В 2015 году введена, апробирована и признана эффективной такая форма работы, как проведение дней ИРО в муниципальных районах с выездом методистов, специалистов ИРО, практиков г. Ярославля и Ярославской области для одновременного обучения руководителей, заместителей руководителей, педагогов, представителей муниципальных методических служб;

- Региональная система образования ЯО развивается динамично. Ближайшие задачи развития и стратегические цели развития педагогов и руководителей ОО сформулированы в принятой программе реализации регионального проекта «Развитие кадрового потенциала региональной системы образования»;

- Важно предусмотреть и решение такой проблемы, как обучение и развитие заместителей руководителей СОШ по программам, предназначенным конкретно для них. Программы ППК для заместителей руководителей СОШ могут включать следующие вопросы мотивирующего управления инновационными процессами и мониторинга в современной школе, формирования / обновления профессиональных компетенций современного заместителя руководителя школы, научно-методического сопровождения образовательного процесса в условиях комплексной модернизации системы образования;

И наконец, важным выводом является тот факт, что Департамент образования Ярославской области ведет планомерную работу по инициированию к обучению и организации повышения квалификации руководителей школ и других типов ОО. Ведущее место в системе ДПО руководителей ОО - повышении квалификации и профессиональной переподготовке - занимает в Ярославской области ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».

Использованные источники:

1. Константинова В.Г., Мокшеев В.А. ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // "Теория и практика современной науки" №6(6) 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://modern-j.ru/domains_data/files/6/Konstantinova%20V.G.%20ZAMENAPedagogika.pdf (Дата обращения 21.02.2016)

2. Константинова В.Г. Анализ объективных характеристик директоров общеобразовательных школ Ярославской области в ракурсе сопоставления данных по Российской Федерации. // Образование сегодня: векторы развития: сборник материалов IV Международной заочной научно-практической конференции. / Гл. ред. Нечаев М.П. - Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2015. - 402 с. ISBN 978-5-906212-80-1. С. 131-139

3. Публичный доклад департамента образования Ярославской области.2013 . [Электронный ресурс] // Официальный сайт Департамента образования Ярославской области. Режим доступа: http://www.yarregion.ru/depts/dobr/docsActivities/%D0%9F%D1%83%D0%B1 %D0%BB%D0%B8%D 1 %87%D0%BD%D 1 %8B%D0%B9_%D0%BE%D 1 %82 %D 1 %87%D 1 %91 %D 1 %82_%D0%94%D0%9E-2013.pdf (Дата обращения 05.02.2016)

Кузнецова Е. В. студент 5 курса физико-математический факультет

Чекушина В.Е.

научный руководитель, старший преподаватель кафедра информатики и дискретной информатики

Елабужский институт Казанский федеральный университет Россия, Татарстан, г. Елабуга РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СДО MOODLE (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ "ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ" В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ) Аннотация: В данной статье рассматривается возможность реализации элементов программированного обучения в системе Moodle на примере темы «Теория вероятностей».

Abstract: This article discusses the possibility of realization of programmed instruction elements in Moodle system on the example of the topic " Probability Theory ".

Ключевые слова: программированное обучение, дистанционное обучение, методика преподавания, школа.

Keywords: programmed instruction, distance learning, teaching methods,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.