не красивым. Ни в коем случае не дарите британцу белые лилии, так как для британцев это символ смерти.
В заключении хотелось бы сказать, что если вы будите вести себя сдержанно, не будите разговаривать с незнакомыми людьми, если вы будите соблюдать правила этикета, то в ваших деловых начинаниях в Великобритании пройдут успешно.
Использованные источники:
1. Большая советская энциклопедия— 3-е издание. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
2. Рубин Ю.Б. Упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркет ДС, 2006. - 2-е изд. - 458 с.
3. Джон Дейли Эффективное ценообразование - основа конкурентного преимущества
Константинова В. Г. заведующая кафедрой менеджмента ГОАУ ЯО «Институт развития образования»
Россия, г. Ярославль ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЬНОГО ДИРЕКТОРСКОГО КОРПУСА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ В данном исследовании представлена объективная информация о численности и составе директоров школ Ярославской области из статистического отчета формы № 83-РИК, а также анализ данной информации, в том числе, в сопоставлении с аналогичной информацией по Российской Федерации.
Информация по государственным учреждениям, реализующим программы общего образования, представлена в динамике за 5 лет: 20092010 учебный год; 2010-2011 учебный год; 2011-2012 учебный год; 20122013 учебный год, 2013-2014 учебный год, в соотнесении данных о директорах городских школ и директорах сельских школ.
Проанализированы следующая информация: общая численность директоров общеобразовательных школ; доля директоров женщин в общей численности директоров общеобразовательных школ; вакансии на должность директора школы и занятость директоров общеобразовательных школ; квалификационная категория директоров общеобразовательных школ; профессиональное образование директоров общеобразовательных школ; стаж работы директоров общеобразовательных школ; возраст директоров общеобразовательных школ. На основе проанализированных данных был составлены портреты: директора государственной общеобразовательной школы Ярославской области; директора сельской государственной общеобразовательной школы Ярославской области; директора городской государственной общеобразовательной школы Ярославской области.
Общая численность директоров школ, реализующих программы общего образования (кроме вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) Ярославской области по статистическим данным, представленным в отчете (форма № 83-РИК) на 20 сентября 2013 года, составила 402 человека. При этом численность директоров городских государственных ОУ - составила 187 человек (46,5%), а сельских - 215 (53,5%). С 2010 года наблюдается тенденция к небольшому сокращению общего количества директоров, а значит, и ОУ в Ярославской области. В динамике общая численность директоров общеобразовательных школ Ярославской области представлена на диаграмме 1.
500 450 400 350 300 250 200 150 100 50 0
451
451
434
416
а 252 237 223
199 197 193
402
I Численность директоров городских школ
I Численность директоров сельских школ
2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014
Диаграмма 1. Общая численность директоров в государственных школах Ярославской области (за последние 5 лет).
Можно отметить, что выражена устойчивая динамика снижения числа общеобразовательных школ, а, следовательно, и их руководителей: на 17 в 2010-2011 учебном году по сравнению с предыдущим годом, на 18 в 20112012 учебном году, на 14 в 2012-2013. Соотношение между городскими и сельскими школами в целом сохранилось (диаграмма 2).
1 1 1
2013-2014 187 215 402
2012-2013 193 223 416
2011-2012 197 237 434
2010-2011 199 252 451
2009-2010 203 248 451
0 200 400 600 800 1000
■ Численность директоров городских школ
■ Численность директоров сельских школ
■ Общая численность директоров в государственных школах
Диаграмма 2. Соотношение между городскими и сельскими школами в ЯО за 5 лет.
В государственных (муниципальных) общеобразовательных школах Ярославской области, как и в школах Российской Федерации, большая часть директоров - это женщины. Причем в Ярославской области их доля несколько выше, чем в среднем по Российской Федерации. Область управления в системе общего образования продолжает быть непривлекательной для мужчин. Распределение между директорами-женщинами школ города и села примерно одинаковое.
450 400 350 300 250 200 150 100 50 0
Численность директоров школ женщин в государственных школах, город
Численность директоров школ женщин в государственных школах, село
2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014
Диаграмма 3. Численность директоров женщин в общей численности директоров общеобразовательных школ
Число вакантных должностей (директор) в Ярославской области характеризуют следующие показатели.
С 2009 по 2013 вакансий на должность директора школы не было, т.е. все ОУ были укомплектованы в отношении руководителей. В 2013 году появилась 1 вакансия - в сельской государственной общеобразовательной школе, что составило 0,5% от общего количества директоров. В настоящий момент эта вакансия закрыта.
Численность директоров государственных школ ЯО, имеющих полную занятость, с 2013 года составляет 100%. В 2009-2012 г.г. этот процент колебался от 98,0 в 2009 году до 99,6 в 20012 году, то есть 1 человек из директоров сельских школ имел неполную занятость.
Ситуация в городе и на селе относительно внутреннего совместительства директоров школ представлена на диаграммах 4 и 5.
Диаграмма 4. Численность директоров школ, имеющих внутреннее совместительство
В соотнесении город-село соответствующие данные по наличию внутреннего совместительства по Ярославской области примерно одинаковые, с некоторым преимуществом сельских директоров. Внешнего совместительства директора школ в Ярославской области по данным отчета № 83-РИК не имеют.
■ Общая доля директоров гос школ, имеющих внутреннее совместительство, город и село
■ Доля директоров гос школ, имеющих внутреннее совместительство, село
■ Доля директоров гос школ, имеющих внутреннее совместительство, город
Диаграмма 5. Доля директоров школ, имеющих внутреннее
совместительство
Анализ динамики квалификационных категорий, которые имеют директора общеобразовательных школ показал, что в Ярославской области в городских школах подавляющее число директоров имеют высшую квалификационную категорию. Вторую квалификационную категорию не имеет никто, а с 2013 года увеличивается число директоров, не имеющих квалификационной категории. Это директора, кто либо вновь назначен на свою должность, а в течение следующего учебного года они должны быть аттестованы на соответствие должности, либо директора, кто по новому положению аттестован не на соответствие квалификационной высшей, первой или второй категории, а на соответствие занимаемой должности (Диаграмма 6).
2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014
■ Численность директоров государственных школ, имеющих высшую категорию, город
■ Численность директоров государственных школ, имеющих первую категорию, город
■ Численность директоров государственных школ, имеющих вторую категорию, город
Диаграмма 6. Численность директоров городских общеобразовательных школ по наличию квалификационной категории
Ситуация с численностью не имеющих квалификационной категории директоров еще более динамична на селе: В 2011-12 году - 9 человек, в 2012-13 году - 41 чел, в 2013-14 году - 44 чел. Обновление директорского корпуса в целом по области за последние три года составило более 22 %, это тоже внесло свою лепту в данный показатель.
В соотнесении город-село можно констатировать, что в городских школах более половины директоров школ (55,1 %) имеют высшую квалификационную категорию, а в сельских школах большая часть директоров школ имеют первую квалификационную категорию (около 44,7%). Квалификация директоров городских школ несколько выше, чем сельских, предположительно, по причине близости научно-методичсекого ресурса, сложившихся условий деятельности сообщества профессионалов и т.д.
Численность директоров государственных школ, имеющих высшую категорию, село
Численность директоров государственных школ, имеющих первую категорию, село
Численность директоров государственных школ, имеющих вторую категорию, село
2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014
Диаграмма 7. Численность директоров сельских общеобразовательных школ по наличию квалификационной категории
В этой же динамике кладывается ситуация с квалификацией в целом по Российской Федерации: можно отметить некоторый рост числа директоров без квалификационной категории за счет уменьшения числа директоров, имеющих первую и высшую квалификационную категорию. Именно то, что большое число регионов перешло на аттестацию директоров на соответствие должности (а не на категорию!), и объясняет сложившуюся ситуацию.
Анализ данных о профессиональном образовании директоров школ Ярославской области выявил, что подавляющее число директоров школ имеют высшее образование (более 99,3%), в том числе у большинства это высшее педагогическое образование (94,9%). В городе 100% директоров имеют высшее профессиональное образование, из них 96,1 % имеют высшее
педагогическое образование. Аналогичный показатель по Российской Федерации несколько ниже (в среднем на 0,2 %), поэтому можно говорить о хорошем уровне профессионального образования директоров школ Ярославской области.
В соотнесении город-село существенной разницы в образовании директоров школ Ярославской области нет Разница составляет в среднем не более 0,5%- 1% в пользу директоров городских школ, если это можно обозначить как разницу.
Доля директоров государственных школ, имеющих высшее профессиональное педагогическое образование,...
Доля директоров государственных школ, имеющих высшее профессиональное образование, всего
Доля директоров государственных школ, имеющих высшее профессиональное образование, город
Доля директоров государственных школ, имеющих среднее профессиональное педагогическое образование,.
Доля директоров государственных школ, имеющих среднее профессиональное образование, всего
Доля директоров государственных школ, имеющих высшее профессиональное педагогическое образование,.
Доля директоров государственных школ, имеющих высшее профессиональное образование, всего
0,0% 20,0% 40,0% 60,0% 80,00/о100/00/а.20/0%
Диаграмма 8. Данные о профессиональном образовании директоров
школ Ярославской области
Далее приведены аналитические данные о стаже работы директоров школ. Директора школ Ярославской области (диаграмма 8) в большинстве своем (около 85,1%) имеют стаж работы более 20 лет, в Российской Федерации таких директоров несколько меньше (менее 74%).
95,2% 95,9% 94,4% 95,5% 96,1%
99,3% 99,0% 98,4% 98,0% 98,9%
100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%
95,0% 95,2% 92,9% 94,2% 94,9%
99,3%
99,0
98,4%
98,0%
98,9
2013-2014 2012-2013 2011-2012 2010-2011 2009-2010
■ Численность директоров государственных школ, имеющих стаж работы менее 2 лет, город
■ Численность директоров государственных школ, имеющих стаж работы от 2 до 5 лет, город
■ Численность директоров государственных школ, имеющих стаж работы от 5 до 10 лет, город
■ Численность директоров государственных школ, имеющих стаж работы от 10 до 20 лет, город
Диаграмма 9. Данные о стаже директоров школ Ярославской
области
11,2% директров Ярославской области имеют стаж работы от 10 до 20 лет, в Российской Федерации этот показатель несколько выше (14%)
В Ярославской области выявлена тенденция роста, хотя и очень незначительная (с 80,7 % в 2009 г. до 85,1 в 2013 г.), касающаяся числа директоров школ со стажем более 20 лет. Можно говорить о незначительном старении кадров. В школах Российской Федерации также уменьшается число директоров школ со стажем от 10 до 20 лет и увеличивается число директоров со стажем более 20 лет. Можно говорить о незначительном старении кадров по стране в целом. Однако в Ярославской области увеличивется количество директоров со стажем мнее 2 лет, то есть управленческими решениями органов управления образованием относительно назначений новых директоров регулируется процесс старения директорского корпуса области. Число директоров школ Ярославской области со стажем менее 2-х лет, от 2 до 5 лет и от 5 до 10 лет составляет 4,5 - 5% (в разные годы за последние 5 лет). В Российской Федерации этот показатель чуть меньше - от 3,5 до 4%.
98,2%
97,8%
98,3%%
40,4°%
42,5%%
0 0 0 0 0,2%1,
2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014
I Доля директоров государственных школ в возрасте моложе 25 лет, всего
Доля директоров государственных школ в возрасте 25-35 лет, всего
Доля директоров государственных школ в возрасте 35 лет и старше, всего
Доля директоров государственных школ в пенсионном возрасте, всего
1
1
1
0
0
0
Диаграмма 10. Данные о возрасте директоров школ Ярославской
области
На диаграмме 10 представлен возрастной состав директоров общеобразовательных школ Ярославской области. Эти данные в полной мере кореллируют с данными по стажу работы директоров (диаграмма 9). Большинство директоров школ города имеют возраст от 35 до 55 лет (около 98,3%), в сельской местности этот показатель чуть ниже - 97,7% . Аналогичная ситуация и в целом по Российской Федерации, за исключением того, что в Ярославской области чуть меньше директоров школ в возрасте от 25 до 35 лет.
Таким образом, на основании объективной информации о численности и составе директоров школ Ярославской области, представленной в статистическом отчете формы № 83-РИК за 2009-2014г.г., можно сделать вывод о портрете директора школы Ярославской области. Это женщина, её возраст от 35 до 55 лет, но с учетом того, что стаж работы более 20 лет. Можно утверждать, что возраст среднестатистического директора школы Ярославской области от 40 до 55 лет, она имеет высшее профессиональное педагогическое образование, аттестован на высшую или 1 квалификационную категорию, работает в городской или сельской школе и совмещает работу директора школы с работой педагога.
Сравнительно-сопоставительный анализ данных по Ярославской области с общероссийским данными показал, что портрет директора школы Ярославской области практически совпадает с портретом директора школы Российской Федерации.
Если рассмотреть отдельно директоров городских и сельских государственных общеобразовательных школ, то они будут иметь несколько разную квалификацию. У директора городской школы - это, в основном, высшая квалификационная категория, а у директора сельской школы -первая и высшая квалификационная категория.
Константинова Ю.Н. преподаватель кафедра Управления Таганрогский институт управления и экономики
Россия, г. Таганрог ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Предпринимательскую деятельность можно определить как вид экономической деятельности, направленный на получение дохода путем вложения средств, в какое-либо дело и свободной продажи ее результатов.
Фактором конкурентного рынка выступает малое и среднее предпринимательство (МСП), основным принципом которого является нахождение и удовлетворение потребности потребителей.
Изучение состояния малого предпринимательства, выявление основных проблем его развития и выбор важнейших направлений работы муниципального управления по поддержке малого бизнеса определяет актуальность исследования.
Предприятия малого бизнеса являются важной частью социально-экономической системы города, региона и страны в целом. Особенности работы малого бизнеса определяются следующим образом: малое предпринимательство наиболее полно удовлетворяет потребности потребителей в качественных товарах и услугах в сжатые сроки и при меньших издержках; быстро реагирует на изменение предпочтений и спроса потребителей; для их создания требуется меньше инвестиций; управлять ими легче, т.к. нет необходимости в сложных управленческих структурах; развивая малое предпринимательство смягчается проблема безработицы. Примерно 50% валового внутреннего продукта приходится на долю малого предпринимательства.
Малый бизнес в Ростовской области из года в год увеличивает обороты и укрепляет позиции не только внутри области, но и за ее пределами[1].
Согласно данным Росстата по результатам 1-го полугодия 2014 года количество МСП Ростовской области составило 54,6 тыс. (из них: 635