Научная статья на тему 'Аналитическая оценка регионального медицинского туризма'

Аналитическая оценка регионального медицинского туризма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
238
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / MEDICAL TOURISM / REGIONAL MARKET / MEDICAL AND IMPROVING TOURISM / IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сурнина К.С.

В статье проводится исследование рынка медицинского туризма. Проведена аналитика формирования и развития регионального рынка медицинского туризма. Выявлены характерологические особенности развития региональных рынков медицинского туризма. Предложена комплексная методика оценки формирования и эффективного функционирования регионального рынка медицинского туризма. Предложены рекомендации по совершенствованию и внедрению медицинского туризма в Крыму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL ASSESSMENT OF REGIONAL MEDICAL TOURISM

Identification of modern features and regularities of development of the market of medical tourism requires a research of theoretical aspects of his essence and justification of prerequisites of formation of the regional market of medical tourism for ensuring process of increase in competitiveness of tourism of the Republic of Crimea and regional economy. We consider that, the regional market of medical tourism is the system of the interconnected main and infrastructure institutes of the region which influence his education and provide development of medical tourism as potential source of increase in competitiveness of tourism and regional economy of the Crimea. It is necessary to carry to the main tools which are used in practice of the state support of the market of regional medical tourism: administrative (certification, accreditation, standardization, visa procedures); legislative and legal (normative legal acts and documents which regulate activity of subjects of the market); financial (tax, credit, customs, investment, tariff providing). The role of the state in development and formation of the market of medical tourism is invaluable. In many countries the special legislation on support of medical tourism is drafted. For example, Turkey pursues policy of subsidizing of treatment of foreign tourists, other states, such as South Korea undertake compensation of insurance risks on medical care of foreigners. e will consider data on number of the placed persons in collective means of placement on a purpose of visit medical and improving procedures. In general during 2015 2017 dynamics of this indicator has increased by 231,4 thousand people or for 143%. Thus, on services of medical and improving tourism including medical, demand increases, and his development is relevant. Effective formation and development of the regional market of medical tourism is impossible without complex analytical technique, for the purpose of development of the actions directed to stimulation of development of medical tourism in the Republic of Crimea. The technique of assessment of formation and effective functioning of the regional market of medical tourism is carried out in several steps: at the first stage the analysis and assessment of medical tourism of foreign countries in the context of macroeconomic development is carried out; at the second stage medical tourism of the Russian Federation in general is analyzed, the key indicators and indicators influencing development of tourist branch and its contribution to the country gross domestic product are also defined; at the third stage the analysis and assessment of development of medical tourism of the explored region is carried out, revealing key factors of development taking into account meso and microsystems of socio-economic indexes of the market of medical tourism and also collecting competitive advantages is carried out and recommendations about their introduction are offered. The carried-out analysis of formation and development of medical tourism, both in foreign countries, and in the Russian Federation, has allowed to estimate the market of medical tourism in the Republic of Crimea and to develop recommendations about improvement of such type of tourism in the explored region. For this purpose it is necessary to increase the level of infrastructure of objects with use of innovative technologies, namely: to develop advertizing campaign on involvement of tourists in medico-sanatorium institutions for the purpose of treatment, improvement and prevention during off-season, the cause of peak load of such institutions during the summer period thereby will be removed; to carry out the analysis of pricing on priority medical services, trying to obtain optimization of cost, removing hotel and other additional services which the client can buy in addition then if necessary out of her limits; to determine unique techniques of treatment, improvement and prevention by regions of the Crimea; to introduce the system of treatment of one-day stay without medical record for the purpose of increase in financial flows and increase in competitiveness of institutions of medical tourism.

Текст научной работы на тему «Аналитическая оценка регионального медицинского туризма»

Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 5 (71). № 1. 2019 г. С. 38-46. УДК 911.728.82

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА Сурнина К. С.

Таврическая академия ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского ", Симферополь, Российская Федерация

E-mail: surnina20@mail.ru

В статье проводится исследование рынка медицинского туризма. Проведена аналитика формирования и развития регионального рынка медицинского туризма. Выявлены характерологические особенности развития региональных рынков медицинского туризма. Предложена комплексная методика оценки формирования и эффективного функционирования регионального рынка медицинского туризма. Предложены рекомендации по совершенствованию и внедрению медицинского туризма в Крыму. Ключевые слова: медицинский туризм, региональный рынок, лечебно-оздоровительный туризм, совершенствование.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективное формирование и развитие регионального рынка медицинского туризма невозможно без комплексного аналитического исследования. Более того исследование должно предусматривать определение методологической оценки формирования и эффективного функционирования регионального рынка медицинского туризма с целью разработки мероприятий, направленных на стимулирование развития данного рынка в регионах Российской Федерации и в том числе в Республике Крым.

В настоящее время, не существует общепринятых методик аналитического исследования уровня развития регионального рынка медицинского туризма. Исследования ученых на современном этапе, неоднозначны в трактовке медицинского туризма и касаются в основном рекреационно-туристского потенциала или отдельно взятых медицинских услуг регионов.

Для разработки комплексной методики оценки формирования и эффективного функционирования регионального рынка медицинского туризма, необходимо рассматривать медицинский туризм как составную часть лечебно-оздоровительного туризма.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Для выявления современных особенностей и закономерностей развития рынка медицинского туризма необходимо исследование теоретических аспектов его сущности и обоснования предпосылок формирования регионального рынка медицинского туризма для обеспечения процесса повышения конкурентоспособности туризма Республики Крым и региональной экономики.

Считаем, что, региональный рынок медицинского туризма — это система взаимосвязанных основных и инфраструктурных институтов региона, которые

38

влияют на его образование и обеспечивают развитие медицинского туризма, как потенциального источника увеличения конкурентоспособности туризма и региональной экономики Крыма.

В соответствии с Законом РК от 14.08.2014 г. № 51 «О туристской деятельности в Республике Крым» под термином «лечебно-оздоровительный туризм» понимается «туризм, организуемый с целью лечения и профилактики заболеваний, оздоровления на основе использования природных лечебных ресурсов, расположенных на территории Республики Крым» [1].

Следует отметить, что кроме тенденций увеличения количества субъектов и объектов инфраструктуры рынка медицинского туризма, большое значение необходимо уделить инструментам государственного регулирования и стимулирования развития этой сферы.

К основным инструментам, которые используются на практике государственной поддержки рынка регионального медицинского туризма, следует отнести:

- административные (сертификация, аккредитация, стандартизация, визовые процедуры);

- законодательно-правовые (нормативно-правовые акты и документы, которые регламентируют деятельность субъектов рынка);

- финансовые (налоговые, кредитные, таможенные, инвестиционные, тарифные обеспечения).

Роль государства в развитии и формировании рынка медицинского туризма неоценима. Во многих странах разработано специальное законодательство по поддержке медицинского туризма. Например, Турция проводит политику субсидирования лечения иностранных туристов, другие государства, такие как Южная Корея берут на себя возмещение страховых рисков по медицинскому обслуживанию иностранцев [2].

При условии отсутствия прямой финансовой поддержки субъектов и инфраструктурных объектов рынка регионального медицинского туризма, государственным структурам в этой сфере необходимо совершать широкомасштабную информационную поддержку. Так, поддержка может проводиться путем формирования четких государственных программ укрепления имиджа региона, создания и продвижения ее туристского бренда с акцентами на уникальность и преимущества медицинского туризма в отдельных регионах страны (как в Германии, Израиле, Индии).

Региональный рынок медицинского туризма является специфическим видом рынка, который граничит между двумя сферами - здравоохранением и туризмом, основными институтами его развития являются, кроме медицинских и санаторно-курортных учреждений, туристские организации. [3].

Анализ расположения учреждений и инфраструктуры санаторно-курортного и оздоровительного характера в Республике Крым позволяет выделить несколько особенностей: - большая доля санаторно-курортных учреждений сконцентрирована в городах Евпатория и Большая Ялта; - доля санаториев, находящиеся в государственной собственности Республики Крым, составляет 75 учреждений; -

39

формирование кластеров в соответствии с Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» позволило реализовать 17 инвестиционных проектов по развитию лечебно-оздоровительного туризма на сумму 11 262 млн. рублей [2].

Рассмотрим данные по численности размещенных лиц в коллективных средствах размещения по цели поездки - лечебные и оздоровительные процедуры. В целом за период 2015 - 2017 гг. динамика данного показателя увеличилась на 231,4 тысяч человек или на 143%. Таким образом, на услуги лечебно-оздоровительного туризма, в том числе и медицинского, спрос увеличивается, и его развитие является актуальным.

Данные таблицы 1 свидетельствуют об увеличении спроса на услуги лечебно -оздоровительного туризма, что подтверждается ростом численности размещенных лиц в коллективных средствах размещения с 2015 по 2017 гг. на 231,4 тысяч человек, что в свою очередь составляет увеличение на 143%.

Таблица 1.

Численность размещенных лиц по принадлежности гражданству и по цели поездки «Лечебные и оздоровительные процедуры» [3,4], тыс. чел.

Цель поездки «Лечебные и оздоровительные процедуры» 2015 2016 2017 Отклонение

2017 - 2015 тыс. чел. 2017 / 2015, %

Размещено лиц всего: 161,6 338,6 393,0 231,4 143

в т.ч. - граждан Российской Федерации 145,9 327,1 380,7 324,8 161

- иностранных граждан 15,7 11,5 12,3 -3,4 -21,7

Касательно граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения с целью лечения и оздоровления, то динамика положительная и увеличение численности составляет 324,8 тысяч человек по сравнению с 2015 годом или рост на 161%.

Следует учитывать, что в развитых странах интерес к организации и определенной формализации рынка медицинского туризма является чрезвычайно высоким. Эта тенденция может привести впоследствии к созданию соответствующих международных, национальных и региональных структур для координации процесса и разработки общепризнанных подходов в данной сфере для обеспечения, прежде всего, безопасности пациентов и формирования стратегических ориентиров развития рынка [5].

К общепризнанным аккредитационным системам можно отнести:

- Joint Commission International (JCI);

- Trent Accreditation Scheme;

- Australian Council for Healthcare Standards International (ACHSI);

- Canadian Council on Health Services Regulation (CCHSA).

На сегодняшний день наиболее престижным методом оценки качества и

40

организации медицинского обслуживания на международном уровне, в том числе и в сфере медицинского туризма, считается система JCI, так называемая «золотой стандарт охраны здоровья».

Получение такого стандарта является свидетельством наивысшего качества медицинского обслуживания, безопасности пациентов, применение правильных методов лечения и управления в медицинском учреждении.

Процедура аккредитации занимает несколько лет и является достаточно высокозатратной.

После успешного прохождения JCI-аккредитации и получения сертификата через 3 года проводится повторная оценка основных показателей деятельности медицинского учреждения с целью их подтверждения.

Поэтому наличие в медицинском учреждении сертификата JCI-аккредитации, безусловно, свидетельствует о высоком стандарте качества услуг, комфорта и безопасности для пациента.

В общем, аккредитационная система Joint Commission International представлена в более чем в 80 странах мира. Количество аккредитованных медицинских учреждений постоянно увеличивается, и на сегодняшний день составляет 941 медицинское учреждение, в том числе Российская Федерация представлена следующими медицинскими организациями [5]:

- многопрофильная частная клика ОАО «Медицина», г.Москва;

- детская клиника Фэнтези ООО «Детская клиника», г.Москва;

- стоматологическая клиника Belgravia Dental Studio, г.Москва;

- ГАУЗ Республики Татарстан «Больница скорой медицинской помощи», г.Набережные Челны

Важно, что использование современных коммуникационных технологий значительно уменьшает информационную недостаточность между представителями и потенциальными потребителями медицинских услуг, как на региональном, так и на международном уровне.

Возможность интернет-обмена информацией и дистанционное консультирование позволяют выбирать приоритеты для туристских категорий с различным запросами и финансовыми ресурсами, т.е. структурировать предложение в глобальном масштабе путем «микросегментирования» рынка медицинского туризма.

Конкурентное преимущество современного медицинского туризма заключается в относительно низкой стоимости лечения при высоком качестве и квалификации специалистов.

Ассоциацией медицинского туризма отмечены особенности развития медицинского туризма в Российской Федерации, а именно:

- количество иностранных туристов выросло на 57% в 2016 году, и наблюдается снижение на 20% выездного медицинского туризма;

- заграничный лечебно-оздоровительный туризм в основном представлен в виде СПА-процедур, массажей;

- российский рынок санаториев представляет серьезное медицинское лечение под наблюдением врача, что выгодно отличает от услуг, представленных на

41

глобальном туристском рынке;

- в основном отрасль медицинского туризма включает в себя следующие направления лечения и профилактики заболеваний: онкология, ортопедия, офтальмология, экстракорпоральное оплодотворение, стоматология.

На сегодняшний день только 4 % граждан России пользуются лечебно-оздоровительными услугами (около 7 млн. человек в год). Реальный объем потребителей санаторно-курортных услуг на сегодня составляет около 14% от населения России или 19-20 млн. человек в год [6,7].

Нами проведен анализ стоимости высокотехнологических медицинских процедур в странах, у которых развит рынок медицинского туризма. В таблице 2 приведен перечень процедур с высоким потребительским спросом.

Таблица 2

Средняя стоимость медицинских процедур в разных странах [5,7,8]

Процедура Стоимость, долл. США

Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)

Индия 3000-8000

Польша 4500

Турция 4000-8300

Великобритания 4000-10000

США 12500-15000

Стоматология (зубные имплантаты)

Индия 500-1000

Польша 550-1000

Турция 740

Великобритания 2200-3000

США 3000-6500

Полное обследование организма СИеекир

Индия 350

Польша 600

Турция 650

Великобритания 695

США 460

Таким образом, данные таблицы свидетельствуют, что наиболее дорогие процедуры предоставляются в медицинских учреждениях США и Великобритании, так процедура экстракорпорального оплодотворения стоит от 4 000 до 10 000 долларов США в клиниках Англии и от 12 500 до 15 000 долларов в Америке.

Наиболее низкие цены предоставляют пациентам клиники Индии. По этим статистическим данным определяется особенность функционирования рынка медицинского туризма в Индии: доступные цены и предоставление высококачественных медицинских услуг повышают уровень

конкурентоспособности медицинского туризма.

Кроме этого, нами был проведен анализ средней стоимости аналогичных высокотехнологических медицинских процедур в разных городах Российской

42

Федерации, который обобщен в таблице 3.

Таблица 3.

Средняя стоимость медицинских процедур в России [8]

Процедура Стоимость, рублей

Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)

Москва 110000

Сочи 93000

Краснодар 90000

Екатеринбург 103000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Крым 100000

Стоматология (зубные имплантаты)

Москва 30000

Сочи 22000

Краснодар 20000

Екатеринбург 22000

Республика Крым 18000

Полное обследование организма СИескир муж/жен

Москва 28000/30000

Сочи 26000/31500

Краснодар 27000/31600

Екатеринбург 32500

Республика Крым 21500

Стоит отметить, что средний уровень цен на высокотехнологические медицинские процедуры в Республике Крым ниже анализируемых городов. Таким образом, можно сделать вывод, что Республика Крым имеет конкурентное преимущество на рынке медицинского туризма - доступные цены, качественные медицинские услуги и высококвалифицированный персонал.

В Республике Крым инфраструктурные объекты медицинского туризма, как вида лечебно-оздоровительного туризма, представляют собой функционирующие курортно-туристские комплексы, которые включают в себя пятизвездочный отель, медицинский центр и SPA-услуги, соответствующие международному уровню и, таким образом, формирующие и развивающие такой туризм в регионе [9].

Эффективное формирование и развитие регионального рынка медицинского туризма невозможно без комплексной аналитической методики, с целью разработки мероприятий, направленных на стимулирование развития медицинского туризма в Республике Крым.

Методика оценки формирования и эффективного функционирования регионального рынка медицинского туризма проводится в несколько этапов:

- на первом этапе проводится анализ, и оценка медицинского туризма зарубежных стран в контексте макроэкономического развития;

- на втором этапе анализируется медицинский туризм Российской Федерации в

43

целом, также определяются ключевые показатели и индикаторы, влияющие на развитие туристской отрасли и ее вклад в ВВП страны;

- на третьем этапе проводится анализ и оценка развития медицинского туризма исследуемого региона, выявляя ключевые факторы развития с учетом мезо- и микросистем социально-экономических показателей рынка медицинского туризма, а также проводится сбор конкурентных преимуществ и предлагаются рекомендации по их внедрению.

ВЫВОДЫ

Проведенный анализ формирования и развития медицинского туризма, как в зарубежных странах, так и в Российской Федерации, позволил оценить рынок медицинского туризма в Республике Крым и разработать рекомендации по совершенствованию такого вида туризма в исследуемом регионе.

Для этого необходимо повысить уровень инфраструктуры объектов с использованием инновационных технологий, а именно:

- разработать рекламную кампанию по привлечению туристов в медико-санаторные учреждения с целью лечения, оздоровления и профилактики в период межсезонья, тем самым будет устранена причина пиковой нагрузки на такие учреждения в летний период;

- провести анализ ценообразования на приоритетные медицинские услуги, добиваясь оптимизации стоимости, выводя за ее пределы гостиничные и иные дополнительные услуги, которые клиент может потом дополнительно купить при необходимости;

- определить уникальные методики лечения, оздоровления и профилактики по регионам Крыма;

- внедрить систему лечения однодневного пребывания без санаторно-курортной карты с целью увеличения финансовых потоков и повышения конкурентоспособности учреждений медицинского туризма.

Список литературы

1. О туристской деятельности в Республике Крым / Закон Республики Крым № 51-ЗРК от 14.08.2014 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2014/08/21/krim-zakon51-reg-dok.html

2. О развитии туристской отрасли Республики Крым в 2016 году. [Электронный ресурс]. URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/o_razvitii_turistskoy_otrasli_respubliki_krim_v_2016_godu_1.pdf

3. Печерица Е.В. Медицинский туризм - новое направление туристской деятельности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sworld.com.ua/konfer32/70.pdf

4. Статистические данные туристской отрасли за 2014-2016 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://mtur.rk.gov.ru/rus/info.php?id=608306

5. Сравнение стоимости лечения по направлениям и странам. [Электронный ресурс]. URL. http://www.intmedtourism.com/ru/compare-costs

6. Стоимость лечения. [Электронный ресурс]. URL: https://medoblako.ru/catalog_static/

7. Стоимость лечения. [Электронный ресурс]. URL: http://dent-luxe.ru/tseny/

8. Стоимость лечения. [Электронный ресурс]. URL: http://astra-dent.com/ceny#price-implantaciya

9. Сурнина К. С., Яновская А. А. Особенности развития регионального рынка медицинского туризма в регионе // Финансовые исследования. 2017. № 3 (56). С. 132-145.

44

ANALYTICAL ASSESSMENT OF REGIONAL MEDICAL TOURISM

Surnina K. S.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea, Russian Federation E-mail: surnina20@mail.ru

Identification of modern features and regularities of development of the market of medical tourism requires a research of theoretical aspects of his essence and justification of prerequisites of formation of the regional market of medical tourism for ensuring process of increase in competitiveness of tourism of the Republic of Crimea and regional economy.

We consider that, the regional market of medical tourism is the system of the interconnected main and infrastructure institutes of the region which influence his education and provide development of medical tourism as potential source of increase in competitiveness of tourism and regional economy of the Crimea.

It is necessary to carry to the main tools which are used in practice of the state support of the market of regional medical tourism:

- administrative (certification, accreditation, standardization, visa procedures);

- legislative and legal (normative legal acts and documents which regulate activity of subjects of the market);

- financial (tax, credit, customs, investment, tariff providing).

The role of the state in development and formation of the market of medical tourism is invaluable. In many countries the special legislation on support of medical tourism is drafted. For example, Turkey pursues policy of subsidizing of treatment of foreign tourists, other states, such as South Korea undertake compensation of insurance risks on medical care of foreigners.

e will consider data on number of the placed persons in collective means of placement on a purpose of visit - medical and improving procedures. In general during 2015 - 2017 dynamics of this indicator has increased by 231,4 thousand people or for 143%. Thus, on services of medical and improving tourism including medical, demand increases, and his development is relevant.

Effective formation and development of the regional market of medical tourism is impossible without complex analytical technique, for the purpose of development of the actions directed to stimulation of development of medical tourism in the Republic of Crimea.

The technique of assessment of formation and effective functioning of the regional market of medical tourism is carried out in several steps:

- at the first stage the analysis and assessment of medical tourism of foreign countries in the context of macroeconomic development is carried out;

- at the second stage medical tourism of the Russian Federation in general is analyzed, the key indicators and indicators influencing development of tourist branch and its contribution to the country gross domestic product are also defined;

- at the third stage the analysis and assessment of development of medical tourism of the explored region is carried out, revealing key factors of development taking into account

45

Cypnuna K. C.

meso - and microsystems of socio-economic indexes of the market of medical tourism and also collecting competitive advantages is carried out and recommendations about their introduction are offered.

The carried-out analysis of formation and development of medical tourism, both in foreign countries, and in the Russian Federation, has allowed to estimate the market of medical tourism in the Republic of Crimea and to develop recommendations about improvement of such type of tourism in the explored region.

For this purpose it is necessary to increase the level of infrastructure of objects with use of innovative technologies, namely:

- to develop advertizing campaign on involvement of tourists in medico-sanatorium institutions for the purpose of treatment, improvement and prevention during off-season, the cause of peak load of such institutions during the summer period thereby will be removed;

- to carry out the analysis of pricing on priority medical services, trying to obtain optimization of cost, removing hotel and other additional services which the client can buy in addition then if necessary out of her limits;

- to determine unique techniques of treatment, improvement and prevention by regions of the Crimea;

- to introduce the system of treatment of one-day stay without medical record for the purpose of increase in financial flows and increase in competitiveness of institutions of medical tourism.

Keywords: medical tourism, regional market, medical and improving tourism, improvement.

References

1. O turistskoj dejatel'nosti v Respublike Krym. (About tourist activity in the Republic of Crimea). [Jelektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2014/08/21/krim-zakon51-reg-dok.html (in Russia)

2. O razvitii turistskoj otrasli Respubliki Krym v 2016 godu. (About development of the tourist industry of the Republic of Crimea in 2016). [Jelektronnyj resurs]. URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/o_razvitii_turistskoy_otrasli_respubliki_krim_v_2016_godu_1 .pdf (in Russia)

3. Pecherica E.V. Medicinskij turizm - novoe napravlenie turistskoj dejatel'nosti. (Medical tourism - the new direction of tourist activity). [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.sworld.com.ua/konfer32/70.pdf (in Russia)

4. Statisticheskie dannye turistskoj otrasli za 2014-2016 gody. (Statistical data of the tourist industry for 2014-2016). [Jelektronnyj resurs]. URL: http://mtur.rk.gov.ru/rus/info.php?id=608306 (in Russia)

5. Sravnenie stoimosti lechenija po napravlenijam i stranam. (Comparison of cost of treatment in the directions and the countries). [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.intmedtourism.com/ru/compare-costs (in Russia)

6. Stoimost' lechenija. (Treatment cost). [Jelektronnyj resurs]. URL: https://medoblako.ru/catalog_static/

7. Stoimost' lechenija. (Treatment cost). [Jelektronnyj resurs]. URL: http://dent-luxe.ru/tseny/

8. Stoimost' lechenija. (Treatment cost). [Jelektronnyj resurs]. URL: http://astra-dent.com/ceny#price-implantaciya (in Russia)

9. Surnina K. S., Janovskaja A. A. Osobennosti razvitija regional'nogo rynka medicinskogo turizma v regione. (Features of development of the regional market of medical tourism in the region). // Finansovye issledovanija. 2017. № 3 (56). pp. 132-145 (in Russia)

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.