27 (213) - 2014
Банковский сектор
УДК 336.719
аналитическая деятельность
коммерческого банка
А.И. ВИНОГРАДОВ,
кандидат экономических наук, директор департамента по работе с крупными корпоративными клиентами E-mail: [email protected] ОАО «МДМ Банк»
Необходимость создать благоприятные условия для кредитования инновационной деятельности предполагает рассмотрение на государственном уровне вопроса об учреждении специального органа, занимающегося информационным и аналитическим сопровождением инновационных процессов. В статье разбираются проблемы формирования благоприятной информационной среды, проведения глубокого анализа институтов, призванных регулировать социально-экономическое взаимодействие, входить в национальную программу мер по стимулированию инновационного развития.
Ключевые слова: информационно-аналитическое сопровождение, аналитический, деятельность, банк, кредитование, инновация, инвестиция, развитие
Необходимо сформировать единую нормативно-информационную базу, объединяющую в себе данные о национальных, региональных, федеральных, муниципальных, отраслевых проектах, стратегиях, программах социально-экономического развития, на базе обеспеченного на законодательном уровне отражения в ней данных госстатистики, системы бюджетной классификации и национальных счетов, официальных докладов и отчетных данных.
Опираясь на анализ инструментов государственной поддержки финансирования инвестиционных проектов (бюджетные инвестиции в рамках федеральных целевых программ, Инвестиционный
фонд Российской Федерации, кредиты Внешэкономбанка, концессии, особые экономические зоны, предоставление бюджетных кредитов и государственных гарантий, субсидии для возмещения части процентной ставки, инвестиционные программы крупных естественных монополий и компаний, региональные инвестиционные программы и т.д.), можно сделать вывод о необходимости образования координационного совета по управлению региональными финансово-кредитными потоками и развитию финансово-кредитных отношений.
Идея основана на необходимости консолидированно управлять информационными услугами и ресурсами двух самодостаточных систем (национальной инновационной системы и системы банковского кредитования), что прежде всего предполагает:
• во-первых, проверку соответствия конкретного инновационного проекта рыночным требованиям и оценку финансового состояния субъектов инновационной деятельности;
• во-вторых, прогноз для предотвращения роста рисков;
• в-третьих, сокращение материальных, временных и финансовых ресурсов на получение необходимой информации.
Последний пункт обусловлен, с одной стороны, присутствием целых конгломератов в рамках информационно-кредитного рынка, объединяющих кредитных брокеров, страховые компании, банки,
коллекторские агентства и т.д., которые предлагают сложный пакет услуг, с другой — сложностью регулирования их деятельности.
В процессе кредитования инновационных проектов важным аспектом является определение степени их соответствия требованиям рынка. Нередки случаи, когда высокотехнологичная компания, считающая, что развивает ноу-хау, не подозревает о том, что разработка давно устарела и не является инновационной. В субъектах Федерации целесообразно создавать единый банк данных инновационных проектов (торговые марки, патенты, результаты завершенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) [1].
Главными функциями координационного совета могут стать:
• сбор информации о разработке, внедрении в производство, распределении новых (модернизированных) изделий, технологий, услуг на рынках;
• определение эффективности и объемов всех видов ресурсов, которые направлены на реализацию инновационных проектов;
• оценка позитивных и негативных факторов, оказывающих влияние на инновационную деятельность;
• анализ воздействия инноваций на коммерческие результаты деятельности предприятий. Большое значение должно предаваться степени
конфиденциальности и надежности информации, а также правовому режиму ее сохранности; необходимо формирование соответствующего правового поля.
Релевантность, защищенность банковской информации, а также достоверность источников являются фундаментом эффективной работы банков, позволяет минимизировать риски, экономить ресурсы, поэтому необходимо по возможности сводить к минимуму избыточную (повторяющуюся) информацию.
Финансово-кредитные организации зачастую пользуются услугами информационных специализированных организаций, которые несут определенную материальную и (или) моральную ответственность за качество предоставленной информации. Сведения, достоверность которых подтверждается аудиторскими фирмами, отличается, как правило, высоким качеством, однако стоимость таких данных значительно выше за счет дополнительной оплаты официально выраженного профессионального мнения.
Расценки на услуги частных агентств (деловая и экономическая разведка) зависят от известности фирмы и глубины расследования. Кредитные бюро предлагают сведения по доступным ценам, однако не отличающиеся высокой информативностью. Очень важно наладить интерактивный процесс сбора информации и обмена ею между заинтересованными партнерами, работающими в рамках построения инновационно ориентированной экономики, основанной на современных знаниях.
Целесообразно сформировать охватывающую как регионы, так и страну в целом сеть онлайновых порталов, построенную на общей методологической основе. Подобные проекты широко внедряются во всем мире.
При создании инфраструктуры системы информационного обеспечения кредитования инновационной деятельности необходимо:
• определиться с потребностью информационно-аналитического обеспечения (качеством и объемом) участников единого инновационно-инвестиционного проекта;
• разработать регламент, а также определить ответственность на всех этапах процесса (поиск, сбор, хранение, обработка, предоставление информации);
• создать систему информационного обмена между организациями, которые аккумулируют информацию о финансово-кредитных рынках, с одной стороны, и данными, полученными через патентные публикации, научные и специализированные журналы, с другой;
• добиться простоты и доступности к технологиям и публичным базам данных необходимых знаний;
• всемерно развивать международные неформальные и формальные связи между фирмами, финансово-кредитными институтами, научно-исследовательскими институтами, государственными агентствами, изобретателями и т.д. Структура информационной системы банковского инновационного кредитования должна базироваться на следующих принципах:
• формирование информационного пространства, обеспечение его регулирования, а также гарантия доступа к информации всех заинтересованных участников;
• консолидация информационных ресурсов, поддержка их актуальности, исключение дублирования;
• обеспечение высокой достоверности и сохранности сведений, а также возможность их восстановления при утрате одним из участников;
• совместное использование баз данных информационных порталов, обеспечение единства форматов и технологий представления информации, совместимости интерфейсов, протоколов и стандартов.
На практике провести адекватную оценку эффективности особо сложных инновационных проектов бывает трудно в связи с необходимостью анализа сложных состояний и сценариев и, как следствие, высокой трудоемкостью расчетов.
Банковская информационно-аналитическая система призвана обеспечить учет и использование всей доступной информации об объекте, который планируется кредитовать. Решения должны приниматься на базе адекватных критериев повышения эффективности управления рисками. Отечественные разработчики сумели создать широкий набор программных продуктов, позволяющих проводить эффективную экспертизу инновационных и инвестиционных проектов, расчет вероятности дефолта, стресс-тестирование и т.д.: программы «Инвестор», «Альт-Инвест», Project Integrator, Project Expert и
др. [5].
Анализируя инновационные проекты с точки зрения кредитования, целесообразно применять модели, в основе которых лежит метод Монте Карло с четким набором факторов, которые характеризуют эффективность проекта.
Для соответствия требованиям Базельского комитета банки обязаны формировать и поддерживать актуальные источники информации (финансовое состояние заемщиков, кредитные истории и т.д.) в форме хранилищ баз данных.
Банкам при этом предоставлена свобода выбора, они могут пользоваться как своими данными, так и сведениями из внешних источников. А это значит, что кредитные учреждения должны быть оснащены специальными средствами для надежного сбора, хранения, обработки, использования информации об убытках в любой промежуток времени.
Для применения банками усовершенствованного подхода необходимо собирать информацию о своих заемщиках за несколько предыдущих лет, чтобы надзорные органы смогли убедиться в стабильности и надежности рейтинговых систем кредитного учреждения.
Среди основных требований, предъявляемых к информационно-аналитическому сектору банка, выделим следующие:
• формализация и унификация технологии формирования отчетов;
• необходимость обеспечить в расчетах реалистичное отражение проводимых операций;
• наличие обширного набора аналитических инструментов;
• выполнение функции контроля;
• создание условий для привлечения специальных подразделений банка в процесс управления рисками.
В долгосрочной перспективе информация выступает в качестве стратегического инструмента конкурентоспособности и развития. Функции информационной системы заключаются в накоплении и создании данных о заемщиках, вкладчиках, клиентах, персонале, денежных потоках, финансовых результатах деятельности, капитализации кредитной организации. Функции должны отражать бизнес-модели и бизнес-идеи, социально-управленческие и организационно-экономические инновации и т.д.
Современные инструменты информатики — телефон и сотовая связь, цифровые носители, оптоволоконные и телекоммуникационные системы, Интернет, электронная почта — дают возможность практически мгновенно реагировать на все изменения внешней среды, переводить множество транзакций в виртуальное измерение, функционировать во времени и пространстве.
Информационные системы управления банковскими учреждениями должны выполнять следующие функции:
• собирать подробную информацию о клиентах;
• быть основой, на которой базируется анализ финансового поведения и механизм принятия решений в банковском бизнесе;
• давать возможность сформировать внутрибанковский «инвентаризационный менеджмент финансовых услуг» и обеспечить беспрерывный маркетинг связей со своими клиентами. Заключение кредитной сделки с последующим
предоставлением заемщику кредитных средств согласно договору является отражением исполнения банком своих договорных обязательств. Выполнение обязательств заемщиком может проходить по трем сценариям, которые отражают усиление кредитных рисков:
• во-первых, своевременное выполнение в полном объеме кредитного договора;
• во-вторых, выполнение условия при частичных изменениях первоначальных условий договора (пролонгация, изменение процентной ставки и т.д.);
• в-третьих, неисполнение (частичное исполнение) договорных условий, что влечет переход задолженности в разряд безнадежной или проблемной.
Для организации, которая предоставляет кредиты, не имеет значения, какова причина невыполнения договора заемщиком — неразвитость правовой системы и рыночных механизмов или мировой кризис. Сам факт уклонения от выполнения условий договора говорит о ненадежности клиента.
Одним из важнейших факторов, укрепляющих взаимодействие банка и кредитуемого предприятия, является долгосрочное устойчивое сотрудничество, результатом которого становятся партнерские отношения, способствующие минимизации транзакцион-ных издержек (экономия времени оценки и анализа способности выполнять договорные условия).
Как для банка, так и для заемщика кредитные ресурсы представляют собой источник получения прибыли. При этом для каждого из участников важным является допустимый уровень рисков: положительный итог деятельности кредитора непосредственно зависит от успеха заемщика, отражая тем самым общую направленность интересов и ставя их в отношения партнеров. Обоюдное совместное стремление уменьшать транзакционные издержки и асимметрию, эффективно использовать ресурсы должны стать точкой соприкосновения интересов [3].
Главным элементом сохранения баланса в рамках системы «кредитная организация — заемщик» является комплекс ограничений Банка России. Экономисты выделяют шесть основных компонентов системы банковского регулирования:
• система правил, устанавливаемых органами регулирования;
• процедуры надзора и контроля, осуществляемых официальными агентствами;
• система стимулов, регулирующих агентства и банковские учреждения (влияющих на руководство и способствующих финансовой стабильности);
• выработка контроля за рыночной дисциплиной (регулирование не сможет быть полноценной альтернативой рыночной дисциплине);
• в случае невозможности соглашения — применение интервенционных мер;
• надлежащее корпоративное управление. Договор о предоставлении кредита (кредитный
договор) — гражданско-правовой документ. Тем не менее в настоящее время банки уделяют мало внимания анализу и контролю за выполнением условий сделки, практически не изучается договорная статистика ввиду того, что, формируя резервы, банк проводит классификацию ссуд без должного анализа причин, которые определяют их качество.
При формировании банком кредитных историй необходимо выявить причины неудовлетворительного выполнения заемщиком условий кредитного договора. Эти данные впоследствии могут учитываться при расчете цены кредита, так как и к самому факту неисполнения обязательств необходимо подходить дифференцированно.
В случае своевременного и полного погашения кредитных обязательств кредитная история заемщика будет безукоризненной. Любое отклонение от обязательств, закрепленных кредитным договором, оставит негативный след в кредитной истории. Очень важно внимательно проанализировать причины допущенных отклонений. В кредитной истории должны найти отражение все нюансы исполнения (нарушения) обязательств, должны быть выявлены и проанализированы факторы, оказывающие влияние на степень кредитного риска. Это даст возможность вести строгую статистику невозврата кредитов, а в будущем прогнозировать вероятность проблем или дефолта у заемщика.
Для удовлетворения потребностей клиентов необходимо сориентировать определяющие направления банковской политики на принципы инновационного кредитования:
• учет изменений процентных ставок, цен на энергоносители, валютных курсов;
• адекватность предлагаемых кредитных ресурсов запросам инновационного проекта при гарантии со стороны банковского учреждения их предоставления независимо от конъюнктуры;
• соответствие валют кредита и денежных потоков финансируемого проекта;
• соответствие всех условий и форм кредита налоговым условиям и льготам, а также формам косвенного финансирования: государственным гарантиям, реализации проекта в рамках региональных или федеральных целевых программ и т.д.
Из сказанного можно сделать вывод, что приоритетом при кредитовании инновационных программ должны быть не применение административных механизмов, а поиск общих интересов предприятия-заемщика и кредитной организации. Эта общность отражала бы государственные приоритеты, направленные на инновационное развитие экономики и модернизацию капитальной базы промышленности. Такой процесс должен привести к техническому обновлению производственно-технологического комплекса, повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности товаропроизводителя и росту производительности труда.
Актуальной становится коренная перестройка системы управления рисками в сторону консолидации основных банковских ресурсов: трудового (работники) и когнитивного (специалисты), управленческого (менеджеры) и капитального (собственники) с целью расширения кредитования, недопущения социального неравенства и оппортунизма в микрогруппах.
Одними из наиболее важных факторов, влияющих на выбор банка предприятием-заемщиком, являются опыт сотрудничества, личные связи с менеджментом, уверенность в финансовой стабильности банка. Практически не влияют на выбор рекомендации партнеров, ассортимент и новизна линейки услуг и продуктов, требования головной компании [4].
Среди множества требований по уровням зрелости и составляющим процесса инновационного кредитования, которые отражены в Стандарте инновационного кредитования, первую позицию занимает продуктовая, которая включает в себя:
■ требования к продукту, куда, в свою очередь, в качестве целей кредитования включены обновление основных фондов, внедрение новых технологий, формирование инфраструктур, коммерциализация научно-технических разработок;
■ требования к заемщику — компонента, включающая в себя:
• во-первых, требования к кредитоспособности, отвечающие политике инновационного кредитования и учитывающие отраслевые особенности;
• во-вторых, детальные требования к бизнес-плану кредитуемого инновационного проекта;
• в-третьих, наличие официально зарегистрированного патента на ноу-хау или разработку; комплекс гарантий, обеспечивающий снижения кредитных рисков. Взаимоотношения заемщика в лице субъекта инновационной деятельности и банка-кредитора должны основываться на следующих принципах:
■ перспектива длительного сотрудничества — обеспечение равноправия сторон в кредитных сделках, в том числе в проблемных ситуациях с обслуживанием кредита, когда банк стремится оказать максимальное содействие в реструктуризации задолженности, поиске взаимоприемлемых форм разрешения сложных ситуаций;
■ устраивающее все стороны сочетание доходности и риска, принятие сторонами позиций: банк — ведущая сторона как наиболее квалифицированный участник и принимающий максимальные риски; заемщик — ведомая сторона как источник потенциальных рисков;
■ информационное сопровождение мониторинга инновационного кредитования на базе формирования многофакторных матриц, которое позволяет выявить проблемные зоны кредитования, а также определить необходимые мероприятия, направленные на их нейтрализацию. Предполагает открытость заемщика в ведении договора, прогноз на перспективу и анализ текущего состояния.
Формирование партнерских отношений в рамках системы «банк — заемщик» во многом определяется влиянием многоступенчатой иерархии следующих групп факторов:
• институциональные (нормативные и законодательные требования);
• экономические (возможность банков удовлетворить потребность в кредитных средствах);
• репутационные (взаимная оценка руководителей, аффилированных лиц, владельцев);
• ценовые или конкурентные (цены на услуги банков) и организационные (качество взаимодействия).
В течение нескольких лет в России актуальна проблема инновационного кредитования малых предприятий. Это связано с тем, что кредитование наукоемких компаний и малых инновационных предприятий сопряжено с достаточно высоким уровнем риска, что обусловлено неопределенностью результатов научных разработок и возможностью их коммерциализации, а также неотработан-
ностью аналитического механизма инновационных проектов, низким уровнем или полным отсутствием у заемщика необходимых гарантий и залогового обеспечения.
Практика свидетельствует, что большинство банковских учреждений принимают решения о выделении кредита на основании представленной потенциальным заемщиком налоговой и финансовой отчетности, при этом практически игнорируются факты прямого или косвенного искажения данных отчетности. Поскольку реальная проверка предприятий налоговыми органами проводится раз в три года, то и отметка этого учреждения не является гарантией достоверной информации, поданной в соответствующих документах; для значительного числа заемщиков обязательный аудит финансовых документов не является обязательным.
В значительной части моделей формирования кредитного портфеля при подсчете неопределенностей применяются вероятностные методы, использование которых затруднено по таким причинам:
• во-первых, это высокий уровень сложности или невозможность собрать фактические данные некоторым кредитным операциям, что обусловлено особенностью инновационных проектов;
• во-вторых, это сложность определения статической устойчивости, а также обеспечения неизменности ситуации, что необходимо для формирования данных по объекту кредитования.
Представляются более важными оценка надежности контрагентов, составление бизнес-планов, оценка качества обслуживания кредита.
Наличие прибыли не является гарантией устойчивого бизнеса. Для банка как финансового посредника приоритетной является оценка кредитной привлекательности инновационно активного предприятия, его возможность и способность регулярно и своевременно генерировать потоки денежных ресурсов в объеме, необходимом и достаточном для того, чтобы обслуживать свою задолженность перед банком, обеспечивая ему уровень доходности, который адекватен принятым рискам.
От инвестиционной привлекательности кредитная отличается по следующим показателям:
— «рископанорама» — высокая динамичность, насыщенность как традиционными, так и специфическими рисками;
— прогноз реализации — непредсказуемость политических, социальных и экономических последствий нововведения, а также появление новых качеств и свойств продукта;
— информация о будущих продажах — ее отсутствие или непрезентативность;
— методы оценки — ограниченное применение традиционных способов инвестиционного анализа;
— степень риска — условия принятия решений.
Разработанный для инновационного проекта бизнес-план должен прежде всего содержать следующие традиционные составляющие:
• на период кредитования — план Cash Flow;
• основные показатели оценки проекта — PP
(Payback Period), IRR (Internal Rate of Return),
NPV (Net Terminal Value);
• MIRR (Modified Internal Rate of Return), PI
(Profitability Index);
• график закупок (материалов и оборудования),
начало работ и т.д.;
• анализ конкурентной среды [2].
При оценке кредитной привлекательности предприятия необходимо, во-первых, предусмотреть альтернативные пути реализации основных этапов при возникновении угроз неблагоприятных сценариев или дефолта заемщика; во-вторых, определить слабые и сильные стороны, риски и возможности деятельности компании-инноватора согласно следующим критериям:
— позиция компании-инноватора на рынке через призму перспектив реализации продукта:
1) характеристика рынка или отрасли (сокращение, стабильность, рост), показатели конкуренции (низкая, средняя, высокая), тип рынка, барьеры входа на него (совершенная конкуренция, олигополия, монопсония, монополия), удельный вес рынка, зависимость от главных потребителей;
2) характер инновации (улучшающая, прорывная), текущий и потенциальный спрос на новую продукцию;
3) маркетинговые риски (перспективное повышение спроса, заключены контракты, сбыт гарантирован госзаказом и т.д.);
— организационная структура заемщика, структура капитала и качество корпоративного управления:
1) наличие связанных структур, что касается принадлежности компании-заемщика к холдингу
неформального характера, особенности экономических взаимосвязей, степень влияния на финансовую стабильность;
2) информационная прозрачность менеджмента (состав участников, наличие офшорных компаний, аффилированных лиц и т.д., риски, вызванные возможной сменой акционеров);
3) менеджмент (опыт работы с инновационными проектами, опыт работы в данной сфере, должности и т.д.);
4) политика перспективного развития компании (реализуемые проекты, уже реализованные и т.д.);
5) публичность информации, уровень финансовой прозрачности;
— кредитная история и деловая репутация:
1) отсутствие или наличие негативной информации, касающейся деловой репутации; 2) сведения о невыполнении обязательств перед бюджетом, кредиторами и т.д.;
3) наличие или отсутствие кредитной истории;
— поддержка: группой (контракты и заказы, гарантии и поручительства, финансовая операционная поддержка); государством в лице местных, региональных, федеральных органов власти (государственный заказ, экологическая или социальная значимость, влияние на управление, прецеденты поддержки и т.д.).
Перечисленные критерии тоже не остаются в стабильном состоянии, испытывая влияние внешней среды. При проведении анализа целесообразно применять классическую модель менеджмента (PEST-анализ), позволяющую выявить и оценить экспертным путем события, характеризующие вне-
шнюю среду и объединенные в пять групп факторов: экономические, конкурентные, политические, технологические и природные, социальные.
При оценке кредитный привлекательности инновационно активного предприятия целесообразно модель PEST-анализа пополнить параметрами, которые связаны со структурами национальной экономики и глобального рынка в полном соответствии с Системой национальных счетов — другими словами, с показателями, которые характеризуют внешнеэкономическая положение страны, уровень внешнеэкономических связей, динамику и структуры отдельных отраслей разных стран.
Список литературы
1. Жукова Г.В. Финансовый инструментарий инвестирования в условиях интеграции национальной финансовой системы в международную финансовую систему. М.: Изд-во РГСУ, 2010. С. 36.
2. Лазарев А.Н. Некоторые аспекты управления экономическими интересами государства в глобальной экономике // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 11. С. 13.
3. Модернизация денежно-кредитной политики как фактор перехода экономики России к инновационному росту. М.: ООО «Цифровичок», 2012. С.163.
4. Москвин В.А. Кредитоспособность заемщиков — узловая проблема безопасности банковской системы // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 11. С. 58.
5. Смулов А.М. О перспективных подходах банков к работе с проблемной и просроченной ссудной задолженностью / A.M. Смулов, О.А. Нурзат // Финансы и кредит. 2010. № 33. С. 51.
Financial analytics: science and experience Banking sector
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
ANALYTICAL ACTIVITY OF A COMMERCIAL BANK Anton I. VINOGRADOV
Abstract
The need to create favorable conditions for crediting of innovation implies the consideration of the issue at the state level for the establishment of an ad hoc body
for informational and analytical support of innovation processes. The article deals with the problem of creating an enabling environment, conducting of an in-depth analysis of the institutions that govern economic and
social interactions in a national program to promote the innovative development.
Keywords: information, support, analytical, activity, bank, crediting, innovation, investment, development
References
1. Zhukova G.V. Finansovyi instrumentarii in-vestirovaniya v usloviyakh integratsii natsional 'noi fmansovoi sistemy v mezhdunarodnuyu finansovuyu sistemu [Financial investment tools in the conditions of integration of the national financial system into the international financial system: a monograph]. Moscow, RSSU Publ., 2010, p. 36.
2. Lazarev A.N. Nekotorye aspekty upravleniya ekonomicheskimi interesami gosudarstva v global'noi ekonomike [Some aspects of management of economic interests of the State in the global economy]. Vestnik Akademii ekonomicheskoi bezopasnosti MVD Rossii — Bulletin of Academy of Economic Security of Ministry of Internal Affairs of Russia, 2009, no. 11, p. 13.
3. Modernizatsiya denezhno-kreditnoi politiki kak faktor perekhoda ekonomiki Rossii k innovatsionnomu
rostu [Modernization of monetary policy as a factor of the transition of the Russian economy to innovation growth]. Moscow, JSC Tsifrovichok Publ., 2012, p. 163.
4. Moskvin V.A. Kreditosposobnost' zaemshchik-ov — uzlovaya problema bezopasnosti bankovskoi sistemy [The creditworthiness of borrowers is an overriding problem of the security of banking system]. Vestnik Akademii ekonomicheskoi bezopasnosti MVD Rossii — Bulletin of Academy of Economic Security of Ministry of Internal Affairs of Russia, 2010, no. 11, p.58.
5. Smulov A.M. O perspektivnykh podkhodakh bankov k rabote s problemnoi i prosrochennoi ssud-noi zadolzhennost'yu [The promising approaches of banks to work with troubled and overdue loan debt of banks]. Finansy i kredit — Finance and credit, 2010, no. 33, p. 51.
Anton I. VINOGRADOV
JSC MDM Bank,
Moscow, Russian Federation