Научная статья на тему 'Анафора: ее типы, функции, их языковая репрезентация (на материале судебных речей русских юристов)'

Анафора: ее типы, функции, их языковая репрезентация (на материале судебных речей русских юристов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
559
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тархова Е. В.

Anaphora: its types, functions, their language representation (exemplified by the court speeches of Russian lawyers).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anaphora: its types, functions, their language representation (exemplified by the court speeches of Russian lawyers)

Anaphora: its types, functions, their language representation (exemplified by the court speeches of Russian lawyers).

Текст научной работы на тему «Анафора: ее типы, функции, их языковая репрезентация (на материале судебных речей русских юристов)»

АНАФОРА: ЕЕ ТИПЫ, ФУНКЦИИ, ИХ ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ (на материале судебных речей русских юристов)

Е.В. Тархова

Tarkhova E.V. Anaphora: its types, functions, their language representation (exemplified by the court speeches of Russian lawyers). The article analyzes the types of anaphora conditioned by the language units in the anaphoric position: anaphora-word, anaphora-word combination, anaphora-phrase or a part of it. The author investigates the differences manifesting themselves in the functions of different types of anaphora and their language representations. The material is illustrated by the examples cited from the texts of court speeches of Russian lawyers of XIX-XX centuries.

«Анафора, или единоначатие - повторение сходных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных строк или строф» [1].

Уже в самом определении имеется указание на «уровневый» характер анафоры, тем более что далее идет разделение анафоры на фонетическую, лексическую, синтаксическую [Там же].

Л.А. Введенская и Л.Г. Павлова говорят о том, что анафора часто встречается в судебной речи, являясь наиболее распространенным приемом [2]. Однако исследуемый нами материал показал, что анафора чаще всего отмечена в комплексных повторах как один из повторов, входящих в их состав.

Б.В. Томашевский писал о том, что, исследуя анафорические построения, нужно обращать внимание на то, «насколько развит каждый член анафоры, насколько аналогична синтаксическая структура во всех членах [3]. Именно поэтому, анализируя анафору, как и все позиционные повторы в целом, рассматривая их как «синтаксические фигуры» [4], в их классификацию будем включать такой параметр, как грамматическая оформленность.

На уровне простых повторов анафора -явление довольно редкое в судебных речах; обнаружена в основном лексическая анафора, представленная таким ее типом, как повтор слова в одной и той же грамматической форме.

Причем анафорический повтор слова в одной и той же грамматической форме встретился лишь на уровне II типа, когда слово имеет только одну словоформу.

1. Опять все было забыто! Опять родное сердце ему принадлежит!

(С.А. Андреевский. Дело Иванова).

Подобный повтор употребляется в функции усиления признака действия. Отмечен случай, когда анафорический повтор манифестирует два значения многозначного слова, усиливая таким образом второе значение, чему способствует наличие частицы и.

2. Здесь1 явился старший доктор, и здесь были предложены в первый раз вопросы о том, каким образом случилось известное вам происшествие. (К.К. Арсеньев. Дело Рыба-ковской).

В свое время Б.В. Томашевский подчеркивал, что, изучая анафорические построения, следует «обращать внимание на то, насколько повторяемое слово сохраняет свое значение» [5].

Употребление разных значений многозначного слова позволяет повтору выполнять такую функцию, как усиление факта или внимания к месту действия. Способствует подобной интенсификации и усилительная частица и, которая используется в значении «именно» для подчеркивания слова, перед которым стоит.

Единоначатие, или анафора, может быть представлена и однокорневыми словами.

3. Сложнее обстоит вопрос с показаниями другого подсудимого - Кондракова Виктора.

Сложность не в том, что он отрицает свою вину, а в конкретных действиях этого человека. (В.В. Царев. Обвинительная речь по делу братьев Кондраковых).

Данный вид анафоры используется для конкретизации.

Для выражения такой функции, как выделение важного в смысловом отношении

1 Здесь - 1. В этом месте. 2. В этом случае, при этом обстоятельстве и т. п. (разг.) [6].

слова, употребляется анафорическое повторение одного и того же слова в разных грамматических формах (по типу анноминации).

4. Сходу объявлено о взыскании. Сход говорит, что долга нет и потому к описи допускать не следует. (Ф.Н. Плевако. Дело Лю-торических крестьян).

Обнаружена анафора и на уровне переменных словосочетаний.

5. Об этом процессе узнают в окрестности. Процесс этот еще прибавил сраму и без того обесславленному семейству Лукашевича. (Ф.Н. Плевако. Дело Лукашевича).

Функция данного повтора состоит в выделении важных в смысловом отношении слов. Ее языковое выражение заключается в наличии такого вида цепной связи, как «дополнение - подлежащее». Причем, если, как указывает Г.Я. Солганик [7], дополнение обычно стоит в конце предшествующего предложения, а последующее начинается с подлежащего [Там же], то в нашем примере дополнение стоит в начале предложения. Происходит своеобразная инверсия, основанная на выносе дополнения в начало предложения, что создает эмфатическое выделение важного в смысловом отношении слова.

Анафора на уровне повтора части фразы так же, как и на уровне повтора словосочетания, единична в исследуемом материале.

6. Я не верю его друзьям! Не верю, чтобы в подобную схему укладывались действительно все любовные отношения современного молодого человека. (Н.П. Карабчевский. Дело Ольги Палем).

Категоричность, которая свойственна данному повтору, усиливается 1) превращением двусоставного предложения в односоставное (безличное), которое эмфатически более значимо, и 2) превращением части предложения в главное предложение сложноподчиненного, в придаточном которого раскрывается отношение адвоката к показаниям друзей убитого.

Как явствует из примеров, по соположению повторяющихся единиц на уровне простых повторов анафора относится к дистантным. По количеству повторений она двойная. По числу повторяемых единиц - однокомпонентная.

Функции анафоры на уровне простых повторов сводятся к следующим:

- усиление признака действия, усиление факта (в анафорической позиции стоит слово в одной и той же грамматической форме);

- конкретизация (в анафорической позиции стоят однокоренные слова);

- выделение важного в смысловом отношении слова (в анафорической позиции стоит слово в разных грамматических формах, т. е. имеет место анноминация);

- выделение важных в смысловом отношении слов (в анафорической позиции стоит словосочетание);

- категоричность (в анафорической позиции стоит часть фразы).

Языковая репрезентация этих функций также находится в прямой зависимости от типа анафоры:

- манифестация значений многозначного слова и усилительная частица и (в анафорической позиции стоит слово в одной и той же грамматической форме);

- наличие цепной связи «обстоятельство - подлежащее» (в анафорической позиции стоят однокоренные слова);

- наличие цепной связи «дополнение -подлежащее», инверсия (в анафорической позиции стоит словосочетание);

- превращение двусоставного предложения в односоставное, а также части предложения в целое (в анафорической позиции стоит часть фразы).

7. Квятковский А.П. Словарь поэтических терминов / под ред. С.М. Бонди. М., 1940. С. 22.

8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д., 2002. С. 136.

9. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1999. С. 82.

10. Новиков Л.А. Искусство слова. М., 1992. С. 84.

11. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1999. С. 82.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1970. С. 224.

13. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика (сложное синтаксическое целое). М., 1991. С. 51.

Поступила в редакцию 24.02.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.