Научная статья на тему 'Амур-батюшка для "Вотяка"'

Амур-батюшка для "Вотяка" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
421
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Олюнин Леонид Анатольевич

Статья содержит обширный свод данных об истории и боевой службе кораблей, которые получили свои названия от этнонимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Амур-батюшка для "Вотяка"»

УДК 355.48

АМУР-БАТЮШКА ДЛЯ "ВОТЯКА"

Леонид Анатольевич Олюнин г. Котельнич, краевед

Статья содержит обширный свод данных об истории и боевой службе кораблей, которые получили свои названия от этнонимов.

Предисловие редакции

В российском морском и речном флоте было по меньшей мере четыре судна с именем "Вотяк"1. Первый - колесный пароход, построенный в Бельгии в 1857 г., и использовавшийся для грузопассажирских перевозок по Волге и Каме. Второй - буксир, чье первоначальное имя и место постройки пока не известно, но приобретен он был в Англии для нужд волжских судовладельцев. Третий -также буксир, построенный в 1901 г. в Астрахани, который в годы гражданской войны даже побывал вооруженным пароходом. Но наиболее знаменит, безусловно, четвертый "Вотяк" - канонерская лодка Амурской флотилии.

Внимательным ижевским читателям это название должно быть знакомо, ибо неоднократно о нем писалось в удмуртских СМИ. Вероятно, самой известной среди них является статья Германа Северина "Амурские волны Вотяка", опубликованная в № 36 газеты "Совершенно конкретно" за 2008 г. (http://www.soverkon. га/2008/36/).

Печально, но эта статья получила скандальный отклик. Так, участник форума Глазовской газеты "Красное знамя"пишет: "Раздражает уже само название статьи. А подзаголовок "Врагу не сдается наш гордый "Вотяк"!" добивает наповал - если это и ирония то весьма неуместная! " (http: //www.kr-znamya.ru/gb.php?page=63).

Но кроме этически неуместных оборотов автор статьи в "Сов. конкретно" продемонстрировал и незнание фактологии самого вопроса. Чего, например, стоит помещенная там фотография, не только не имеющая с "Вотяком" ничего общего, но и вообще не относящаяся к канонерской лодке типа "Вогул"! На ней отчетливо видно, что изображённая канонерка относится к типу "Орочанин".

Пользуясь случаем, хочется упомянуть еще об одной спекуляции, просочившейся на сей раз со страниц трудов историков Украины. На сей раз речь пойдет о том, что якобы на "Вотяке" в 1918 г. был поднят украинский флаг, благодаря чему он становится в истории своего рода украинской "Авророй".

1 Вотяки- устаревшее название удмуртов (ред).

Помилуйте, люди добрые, как можно всерьез верить в этот бред! Корабль находился в то время в разукомплектованном состоянии, его вооружение и машины были переданы на фронт. Так что экипаж состоял из нескольких матро-сов-охранников, задачей которых являлось недопущение посторонних на борт. И если в одно прекрасное утро кто-то, например, повесил сушиться тряпки, случайно напоминавшие по цвету тот или иной флаг, это еще не повод трубить об украинизации экипажа! На мой взгляд, если корабль, стоявший на Дальнем Востоке заявил о преданности только что провозглашенному украинскому государству, то он должен был выступить с другим инициативами, не в форме пресловутого подъема флага. Ведь над кораблями, которые находятся в отстое и на консервации, и не являются боевыми единицами, в соответствии с Уставами и традициями флаг просто не поднимается!

Все это послужило поводом для того, чтобы попросить моего хорошего друга Леонида Олюнина, краеведа из Котельнича составить более квалифицированное описание биографии "Вотяка" в "классическом" ключе. Читатели, интересующиеся историей флота, наверняка помнят Л.А. Олюнина по ряду его работ на морскую тематику. Самой значительной из них является монография "Японские эскадренные миноносцы типа "Фубуки"", изданная петербургским издательством ЛеКо в 2005 г. (ISBN: 5-902236-24^).

Н.В. Митюков, член редколлегии журнала Иднакар, Чл.-корр. Королевской морской академии Испании

Дальневосточный рубеж

Русские землепроходцы впервые появились на Амуре еще в середине XVII века. В 1850-1855 гг. гидрографическими описаниями реки занялась Амурская экспедиция под командованием капитана 1 ранга Г.И. Невельского. 1852 год ознаменовался началом парового судоходства, когда в воды Амура вышел пароход "Аргунь". Весной 1857 г. началось интенсивное заселение этого региона забайкальскими казаками, а в Николаевске-на-Амуре собрали и спустили на воду пароходы Сибирской флотилии "Амур" и "Лена". Однако новоприобре-тенные земли огромной империи требовали более серьезной охраны и защиты. Обстановка складывалась непростая. Несмотря на Айгунский договор 1858 г. между Россией и Китаем, определившим русско-китайскую границу по Амуру и Пекинский договор 1860 г, признававший Уссурийский край владением России, притязания азиатских соседей на приграничные районы по Амуру и Уссури не прекращались. Имевшихся здесь пяти вооруженных судов было явно недостаточно. Однако постройка кораблей для Амура из года в год откладывалась. Лишь в 1900 г. в канонерские лодки срочно переоборудовали коммерческие пароходы "Хилок", "Третий", "Газимур" и "Амазар".

В 1885 г. командующий войсками Приамурского военного округа впервые поставил вопрос о создании Амурской речной флотилии. По экономическим

соображениям это решение не состоялось. Однако, со вступлением России в новый, ХХ в. необходимость создания постоянной военной флотилии на Амуре и постройке для нее специальных судов ни у кого не вызывали сомнений. В 1898-1900 гг. этот вопрос рассматривался в межведомственной комиссии, работавшей по инициативе Военного министерства. Огромное значение реки Амур особенно рельефно проявилось в 1900 г. во время "боксерского" восстания в Китае. А обострение отношений с Японией только подстегнуло принятие решения.

В начале 1904 г. Совет государственной обороны, обсуждая вопрос о защите Приамурья, пришел к выводу, что создание сети приграничных крепостей с полным их оборудованием обойдется государственной казне в два миллиарда рублей и потребуются многие годы на их строительство. Денег таких не было, а откладывать вопрос обороны края в условиях уже начавшейся русско-японской войны было нельзя. Поэтому решили вместо крепостей создать подвижную оборону Амура в виде речной флотилии, стоимость которой оценивалась в 18 миллионов рублей. Реализация решения была поручена Морскому министерству, которое заключило контракт с Сормовским заводом на постройку серии паровых канонерских лодок общей стоимостью 2 432 000 рублей.

Канонерки для Амура

Итак, строительство канонерских лодок для России с ее огромными мелководными прибрежными акваториями, пограничными реками большой протяженности и многочисленными озерами, являлось приоритетным. На Дальнем Востоке они предназначались для обороны участка реки Амур от ее устья до Хабаровска. Канонерки должны были вести бои с кораблями противника на минно-артиллерийской позиции в Амурском лимане, а также на речных плесах. Кроме этого на них возлагалась задача артиллерийской поддержки немногочисленных гарнизонов в нижнем течении Амура.

Первоначально планировалось использовать для этих целей мореходные канонерские лодки типа "Гиляк". Однако из-за своей значительной осадки они не могли действовать выше Хабаровска, где река становилась пограничной. Поэтому в октябре 1904 г. был заключен контракт на постройку десяти речных канонерских лодок. Историю их появления можно отнести еще к 1880-м гг. XIX

в. Согласно требованиям, сформулированным командующим войсками Приамурского округа А.Н.Корфом, кораблестроительный отдел Морского Технического Комитета (МТК) еще в 1887 г. разработал проект речной колесной канонерской лодки (водоизмещение 154,5 т., осадка 0,46 м, скорость 8 узлов, вооружение: 2 107-мм и 4 37-мм орудия Г очкиса). Однако к осуществлению этой идеи приступили лишь через 15 лет. Созданная при Военном министерстве межведомственная комиссия начала 4 декабря 1902 г. рассмотрение основных условий постройки таких судов. Артиллерийское вооружение планировалось из двух 75-мм пушек и 4 пулеметов, а осадка 0,61 м. Установка более мощного вооружения с бортовым бронированием и сильной энергетической установкой

не позволялась ограничением по осадке. Было рекомендовано взять за прототип канонерские лодки постройки английской фирмы "Ярроу". Корабельным инженером К.А.Теннисоном разработаны спецификация и условия постройки, предъявленные 28 февраля 1903 г. русским заводам: Коломенскому, Сормовскому, Путиловскому, "Крейтон и К°", "Ланге и сын". Подобные корабли в России ранее не строились, поэтому для участия в конкурсе пригласили фирмы "Ярроу" и "Шихау", которые, однако, свои предложения так и не прислали.

20 июля 1904 г. МТК рассмотрел проекты и заявленные цены. Наиболее приемлемые условия предложил Сормовский завод и ГУКиС 31 октября заключил с ним контракт на строительство 10 канонерских лодок для Амура. Стоимость каждого корабля (без артиллерии) с учетом перевозки на Дальний Восток определили в 234 тыс. руб. Корпуса канонерок плоскодонные, с двумя кормовыми туннелями под винты. Водоизмещение 193 тонны, осадка 0,61 м, скорость 11,5 уз. Вооружение: 2 75-мм орудия Канэ и 8 пулеметов.

Приказом Морского ведомства от 14 ноября 1905 г. строившимся лодкам присвоили названия: "Бурят", "Монгол", "Орочанин", "Вогул", "Вотяк", "Калмык", "Киргиз", "Корел", "Сибиряк" и "Зырянин". Испытания головного "Бурята" провели глубокой осенью того же года.

Из "Уссурийцев" в "Вотяки"

Русско-японская война привела к усилению Японии в Дальневосточном регионе - потребовались ответные меры. В августе 1905 г. Главнокомандующий войсками Манчжурских армий Н.П. Линевич поставил вопрос о бронировании и более мощном артиллерийском вооружении канонерских лодок, строившихся Сормовским заводом. Задача переделки осложнялась большим процентом готовности кораблей. Но через год Совет Государственной обороны утвердил переделку канонерок.

Одновременное усиление артиллерии, бронирование и расширение радиуса действия кораблей этого типа оказалось непростой задачей. Усиление артиллерии потребовало увеличить экипаж с 40 до 63 человек. Палубные надстройки снимались полностью (для расширения углов обстрела). Паровые котлы оборудовались помимо угольно-дровяного, еще и угольно-нефтяным отоплением. 30 апреля ГУКиС заключил дополнительный контракт на сумму 821 тыс. руб.: борта и палубы обшивались листами сталеникелевой брони производства Сормовского завода. Реконструкцию, проводимую в поселке Кокуй, планировалось полностью завершить к 15 октября 1907 г. Однако в связи с нехваткой личного состава приемку кораблей решено было провести в навигацию 1908-го. Работы на канонерках практически завершились в марте 1908 года, отсутствовало только артиллерийское вооружение. В мае состоялись приемочные испытания, но из-за некомплекта экипажа "Вотяк", "Калмык" и "Сибиряк" их не проходили.

Здесь можно сделать небольшое уточнение: первоначально "Вотяк" числился в списках как канонерская лодка "Уссуриец", но поскольку это название

еще с осени 1904 г. носил минный крейсер типа "Всадник", 1 ноября 1905-го ее переименовали в "Вотяк". Точно так же сменил название "Вогул", первоначально бывший "Забайкальцем".

До середины лета 1908 г. на всей "усиленной" семерке кораблей из вооружения имелись только пулеметы. Но в августе были получены и временно установлены 12 47-мм пушек. 20 августа на некомплектной троице "Вотяк", "Калмык" и "Сибиряк", наконец, закончились все достроечные работы. После установки мачт корабли вышли в первые походы.

В октябре 1908 г. вооружение усилилось штатными гаубицами, а к началу навигации 1909-го был установлен главный калибр 120-мм орудия. 24 сентября приказом по Морскому ведомству канонерские лодки были зачислены в действующий флот, а в июне следующего года оснащены радиотелеграфными станциями. Их осадка к этому времени увеличилась до 1,1 м.

Рис. 1 Внешний вид канонерских лодок проекта "Вогул"

В составе флотилии

24 ноября 1908 года вышел приказ № 292 по Морскому ведомству, в соответствии с которым отдельному отряду судов причисленных к Сибирской флотилии, присваивалось наименование "Амурская флотилия". Командующим еще

27 ноября 1906 г. назначен капитан 1 ранга Анатолий Алексеевич Кононов. Формированием личного состава флотилии занимался инженер-механик флота штабс-капитан Витольд Фаддеевич Желиховский, выполнивший эту задачу наилучшим образом и команда нижних чинов была сформирована превосходная. Большинство из них отправилось к новому месту службы по собственному желанию.

Не было особых проблем и с офицерскими кадрами. Флота на Балтике почти не осталось, а близость нового военного конфликта на Дальнем Востоке всем казалась вполне реальной.

Практически готовые еще в марте 1908 г. канонерские лодки "Вотяк", "Калмык" и "Сибиряк" оставались стоять в Кокуе. На кораблях были только их командиры и по 8 человек экипажа. Лишь к самому концу навигации они начали кампанию, отрабатывая управление на течении, совместное плавание и маневрирование на фарватере. "Вотяк" находился в плавании всего месяц, после чего ушел в Благовещенск, где в Астрахановском затоне встал на зимовку. Здесь же разместились еще семь канонерок.

К началу 1909 г. на флотилию прибыли 290 новобранцев, что позволило, наконец, укомплектовать корабли, в том числе и "Вотяк". 1 мая корабль вместе с остальными судами поднял вымпел. В течение навигации находился в плавании около шести месяцев и в период кампании, без отрыва от боевой подготовки, на нем установили и испытали артиллерию. В августе "Вотяк" вместе с семью другими лодками совершил плавание из Благовещенска в Хабаровск, посетил Осиповскую протоку и 19 августа вышел обратно в Благовещенск. И, как говорилось выше, 24 сентября зачислен в действующий флот. На тот момент "Вотяк" с собратьями были сильнейшими речными кораблями в мире.

Одной из задач канонерок в кампанию 1909 г. было конвоирование корпусов башенных лодок типа "Шквал", собранных в Кокуе, и, отправляемых для достройки в Хабаровск. Инспектировавший флотилию вице-адмирал Матусе-вич, наблюдая за эволюциями отряда из шести канонерок на узком фарватере Зеи, приказал поднять сигнал: "Адмирал изъявляет свое особое удовольствие за отличное маневрирование!". На зиму "Вотяк" вернулся в Астрахановский затон, где был поставлен на хранение на деревянные клетки, что позволяло произвести необходимый ремонт и сохранить корабль от повреждений в весеннее половодье.

В феврале - марте 1910 г. канонерку спустили на лед, а в начале мая корабль начал кампанию. Плавание его целиком было посвящено артиллерийским стрельбам, одиночным и групповым и практическому ознакомлению с условиями плавания по реке. На зиму 1910-1911 гг. "Вотяк" вновь был отправлен (вместе с "Сибиряком", "Вогулом", и "Орочаниным") в Благовещенск. Речные походы канонерки продолжались до лета 1914 г., после чего в ее жизни произошел крутой поворот. Г рянула Первая Мировая война, а вместе с ее началом последовало решение об отправке артиллерии со всех семи бронированных лодок на Балтийский флот. "Вотяка" и его собратьев законсервировали и сдали на хранение.

28 февраля 1915 г. начальник Амурской флотилии обратился в Морской Генеральный штаб с предложением заказать и установить на четыре бронированные канонерские лодки по два дизеля суммарной эффективной мощностью 600 л.с., при этом радиус действия кораблей возрастал до 3800 миль. Ликвидация котлов, паровых машин и запаса угля позволяла значительно усилить броневую защиту и вооружение. Более мощные двигатели позволяли увеличить скорость почти до 13 узлов. Согласие министерства было получено, и двигатели заказаны Коломенскому заводу, но "Вотяка" и всю Россию ждали потрясения 1917 года и

братоубийственной гражданской войны.

Боевая слава с новым именем

Известия о прокатившихся по России революционных событиях было положительно встречено рядовым составом Амурской флотилии. В середине декабря 1917 г. экипаж "Вотяка" объявил о переходе корабля на сторону власти Советов, однако канонерка оставалась на приколе в порту. Вооружение отсутствовало, а 13 января 1918-го Верховная морская коллегия приняла решение о расформировании флотилии. Началась демобилизация личного состава. Гражданская война и начавшаяся иностранная военная интервенция внесли значительные изменения в судьбу "Вотяка". Корабль продолжал оставаться в Оси-повском затоне и 7 сентября 1918 г. оказался в руках японцев, захвативших Хабаровск. Запланированный отход вверх по Амуру из-за приказа командования флотилии не состоялся. В советских официальных изданиях сообщалось, что он артиллерийским огнем сдерживал наступление интервентов, но это не соответствует действительности. На канонерке в тот момент не было даже пулеметов. В июне 1920 г. японцы увели "Вотяка" в Николаевск, а осенью, вместе со "Шквалом", "Бурятом" и "Монголом", еще дальше - на Сахалин.

Плен корабля продолжался до мая 1925 г. После неоднократных требований СССР "Вотяк" возвратился на Амур, но в боевой строй вернулся не сразу. 16 октября его включили в состав Морских сил Дальнего Востока и сдали в порт на хранение. Только 15 февраля 1927 г. корабль под новым именем "Пролетарий" поднял советский военно-морской флаг. Первоначально лодка числилась в резерве, но после установки двух 120-мм орудий и 40-мм зенитного автомата Виккерс вошла в боевой состав Дальневосточной военной флотилии. Из семерки усиленных канонерок к этому времени кроме "Вотяка" уцелела лишь пара: "Сибиряк", ставший "Красным Знаменем" и "Вогул" - "Беднота". И вскоре всей тройке предстояло вступить в первый бой. Поводом к боевому крещению стали события на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД).

С весны 1929 г. китайскими властями была развернута кампания систематических провокаций против СССР. В конце мая учинен разгром советского генерального консульства в Харбине, а в начале июня ситуация обострилась до крайности. У советских границ сосредоточилась почти 300-тысячная армия. 10 июля захвачена КВЖД, с августа по октябрь почти непрерывно регистрировались обстрелы приграничных территорий и около ста вторжений на территорию СССР. Попытки Советского правительства мирно уладить конфликт успехом не увенчались, и 17 июля 1929 г. дипломатические сношения с китайскими властями были прерваны. Для осуществления операции по "вправлению мозгов" китайцам требовалось нанести удар по главным силам врага в данном районе. Осенью флотилия в полном составе перешла в маневренную базу в 50 км ниже устья Сунгари. Советские корабли имели подавляющее превосходство над

противостоящей им китайской флотилией (4 канонерские лодки, 6 вооруженных пароходов и 1 плавбатарея), базировавшейся у города Лахасусу (Тунцзян). Однако ситуация осложнялась природными условиями - вот-вот должен был замерзнуть Амур, а так же военными приготовлениями китайцев: в устье Сунгари и двух протоках, соединяющих реку с Амуром, они выставили минное заграждение и установили боны почти полностью перекрывавшие плес реки. Помимо этого у входа в протоки стояли груженые камнем баржи, подготовленные к затоплению, а с фарватера сняты все бакены и вехи. Фарватер прикрывался также двумя артиллерийскими батареями.

Операция началась в ночь на 12 октября. Корабли флотилии подошли непосредственно к устью Сунгари и стали по диспозиции. В 6.10 по кораблям и береговым батареям китайцев был нанесен удар двумя эскадрильями бомбардировщиков, и одновременно открыли огонь советские мониторы. Через 15 минут после расчистки тральщиками фарватера к району высадки подошли канонерские лодки, на которых находился десант. На берег сошло около трех тысяч человек при 20 орудиях. "Пролетарий" под командованием Петра Андреевича Сюбаева поддерживал десантников с реки артиллерийским огнем. Ожесточенный бой длился семь часов. Десантники сломили оборону китайцев и ворвались в город с двух направлений. Тем временем канонеркам удалось по протраленному проходу под правым берегом Сунгари войти на Лахасусский рейд. Их огнем были разрушены береговые укрепления. К вечеру город был взят. Противник потерял потопленными канонерские лодки "Ли-Цзы", "Цзян-Пин" и вооруженный пароход "Цзян-Тай". Плавбатарея "Дун-И" была взята в качестве трофея. В тот же день десант вернулся на корабли, которые взяли курс на свою базу.

После сражения у Лахасусу советское правительство предложило китайским властям вступить в переговоры, но получило отказ. Вместо этого китайцы начали сосредоточение крупных сил в городе Фугдин (Фуцзин) и его окрестностях. Они готовились перейти в наступление. Как только Сунгари и Амур покроются льдом. Поэтому советским командованием было принято решение провести операцию по разгрому Фугдинского укрепленного района. Причем приходилось спешить: до ледостава оставались считанные дни - по рекам уже шла шуга, и появился береговой припай. Уже приготовившуюся в Осиповском затоне к зимовке флотилию вновь привели в состояние боевой готовности. 29 октября на борт канонерок вновь поднялись десантники. "Пролетарий" вышел в новый боевой поход.

Корабли разделили на две группы. Первая (ударная), в состав которой вошел и "Пролетарий", получила задачу прорваться на Фугдинский рейд и уничтожить корабли противника вместе с их базой. Вторая группа должна была высадить десант и быстрым ударом занять город и крепость Фугдин.

30 октября в 5.00 корабли двинулись вверх по Сунгари. Условия похода были очень тяжелыми из-за понижения уровня воды, начинающегося ледостава и обледенения кораблей, которое при температуре воздуха минус 11 градусов и

силе ветра в 8 баллов наступало очень быстро.

На рассвете 30 октября корабли подошли к рейду Фугдина. Около 6.30 началась артиллерийская дуэль между кораблями ударной группы и береговыми батареями и кораблями китайцев, а "Пролетарию" и "Красному Знамени" пришлось прикрыть артиллерийским огнем тральщики обеспечивавшим траление фарватера к порту Фугдин. В 5.30 все три канонерки и мониторы двинулись вперед. В 14.30 тральщики обнаружили заграждение, а к 15 часам сюда же подошли "Пролетарий", "Красное Знамя" и "Бурят". По ним открыла огонь китайская канонерка "Цзян-Хэн", но ее снаряды ложились с большим недолетом. Далее в связи с наступившей темнотой советские корабли прекратили движение и встали на якорь. Бой продолжился с раннего утра 31 октября. Тральщикам удалось сделать проходы, по которым канонерки снова двинулись вперед. Стрельба китайцев становилась все интенсивнее. По "Пролетарию" и "Красному Знамени" вели огонь две береговые батареи. Лодки тоже ввязались в перестрелку, но подавить орудия китайцев не удалось. Осколком разорвавшегося снаряда на "Пролетарии" перебило штуртрос. Его стало разворачивать течением, подставляя борт под огонь противника. Ситуацию спасли рулевой Павел Белик и комендор Петр Шевчук, быстро исправив повреждение. Канонеркам пришлось на время выйти из боя. В дело вступили мониторы и авиация, потопившие канонерку "Цзян-Хэн" и вооруженные пароходы "Цзян-Най", "Цзян-Тун" и "Цзян-Ань". После этого "Пролетарий" вновь вступил в дуэль с береговыми батареями и около 13.00 на берег начали высаживаться десантники, завязавшие ожесточенные бои за Фугдин. К 18 часам часть города была в руках советских частей, а рано утром 1 ноября окруженные китайские войска сдались, и весь Фугдин оказался в руках Красной армии.

Решив поставленную боевую задачу, все советские корабли и войска 2 ноября ушли из Фугдина. Мешкать было уже нельзя - по реке шел лед. 6 ноября флотилия вернулась в Осиповский затон. За время боевых действий на кораблях не было ни одного погибшего и всего четверо раненых. Из экипажа "Пролетария" шесть человек были награждены орденом Боевого Красного знамени. 22 декабря в Хабаровске было подписано советско-китайское соглашение о восстановлении прежнего положения на КВЖД.

В следующей навигации основой боевой подготовки "Пролетария" явилась отработка совместных действий с сухопутными войсками. Осенью 1930 г. канонерка участвовала в больших маневрах вместе с армией и авиацией. Амурцам приходилось бдительно нести боевую вахту - все более вызывающе вели себя в приграничной полосе японцы. Нередки были случаи нарушения государственной границы.

В 1936-1940 гг. "Пролетарий" вместе с двумя своими собратьями прошел капитальный ремонт и перевооружение. На нем установили два 100-мм универсальных орудия и 122-мм гаубицу, что значительно повысило артиллерийскую мощь корабля.

22 июня 1941 г. канонерка встретила в районе боевой подготовки. Тревожная обстановка, создаваемая милитаристской Японией, заставляла корабли

Амурской флотилии четыре года находиться в постоянной боевой готовности к отражению агрессии. Главная задача - оборона государственной границы по Амуру. Во время войны "Пролетарий" прошел еще одно перевооружение. На верхней палубе, вместо снятой гаубицы, установили три 37-мм зенитных автомата, а на надстройке - четыре 12,7-мм пулемета ДШК. В отличие от двух однотипных канонерок "Пролетарий" сохранил в качестве энергетической установки паровую машину ("Красное знамя" и "Красная звезда" получили дизельные двигатели).

С момента объявления войны Японии Амурская флотилия оперативно подчинялась командующему 2-м Дальневосточным фронтом. Ей предстояло действовать на направлении главного удара. Подготовка кораблей к боевым действиям началась задолго до объявления войны. В течение лета 1945 г. было проведено большое число учений, на которых главное внимание уделялось отработке форсирования водных преград, захвату приречных укрепрайонов в тесном взаимодействии с сухопутными войсками. Организационно "Пролетарий" входил в состав 1-го дивизиона канонерских лодок 3-й бригады речных кораблей. Развертывание сил флотилии началось с утра 8 августа. "Пролетарию" предстояло поддержать вспомогательный удар 5-го стрелкового корпуса из района Бикина в общем направлении на Жаохэ - Боли. Форсирование Амура и Уссури началось рано утром 9 августа. Главным средством поддержки переправлявшихся войск стала корабельная артиллерия.

В бою за Фуюань стрельба "Пролетария", которым командовал старший лейтенант Игорь Андреевич Сорнев, была особенно эффективной. При обстреле берега канонерка попала под шквальный ружейно-пулеметный и артиллерийский огонь, но смогла высадить 274 десантника. Через полчаса город был взят.

Оставив Фуюань, десант вернулся на корабли, которые двинулись вверх по Амуру. Предстояло овладеть еще тремя узлами сопротивления, примыкавшими к реке в районах Циндели, Эту и Гайцзы. Утром 10 августа "Пролетарий" подошел к Циндели, но высадка здесь не потребовалась. Опорный пункт уже был взят советскими войсками. Теперь главной задачей флотилии стала переброска на плацдармы вторых эшелонов атакующих дивизий. Еще через два дня канонерские лодки 3-й бригады получили приказ следовать в реку Сунгари для совместного захвата с кораблями флотилии города Цзямусы. Однако больше "Пролетарию" не пришлось открывать огонь по врагу. Передовые отряды амурцев овладевали одним опорным пунктом за другим. 20 августа корабли флотилии вошли в Харбин, а вскоре последовала капитуляция японской Кван-тунской армии.

За проявленную отвагу и героизм 30 августа 1945 г. "Пролетарий" был удостоен гвардейского звания. Однако послевоенная жизнь канонерки-ветерана оказалась весьма недолгой. Сказывался 40-летний возраст корабля. 25 мая 1949

г. "Пролетарий" - "Вотяк" был исключен из списков флота и сдан на разборку на металл.

Рис.2 Канонерская лодка "Пролетарий" ведёт бой.

С художественной открытки. Из собрания Н.В.Митюкова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.