Научная статья на тему 'АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ'

АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ / УСКОРЕННАЯ АМОРТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пшигаушева З.А.

В статье рассматриваются проблемы формирования источников финансирования обновления и модернизации основных производственных фондов, в целях повышения инновационной активности предприятий, а также вопросы формирования эффективных инструментов стимулирования инвестиций в основной капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

молодых ученых и специалистов агропромышленного комплекса. 2010. С. 200-203.

4. Сарбашева Е.М., Баккуев Э.С. Государственная поддержка малого предпринимательства // В сборнике: Продовольственная безопасность и устойчивое сельское развитие: глобальные, национальные и региональные аспекты Материалы международной научно-практической конференции памяти профессора Б.Х. Жерукова. 2014. С. 179-181.

Пшигаушева З.А. студент 3 курса Институт экономики ФГОУВО «КБГАУ им. В.М. Кокова» Халишхова Л. З., к. э. н. научный руководитель, доцент кафедра «Экономика» ФГБОУ ВО КБГАУ им. В.М. Кокова Россия, г. Нальчик

АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы формирования источников финансирования обновления и модернизации основных производственных фондов, в целях повышения инновационной активности предприятий, а также вопросы формирования эффективных инструментов стимулирования инвестиций в основной капитал.

Ключевые слова: амортизационная политика, амортизационные отчисления, ускоренная амортизация,

Амортизационная политика один из важнейших инструментов стимулирования инвестиций в обновление основных производственных фондов во многих развитых странах, экономика которых характеризуется инновационной активностью.

Инновационная активность и наукоемкие технологии могут стать конкурентным преимуществом и для предприятий России, в связи с чем, стимулирующий характер амортизационной политики, рассматривается нами как важнейший инструмент развития.

И. А. Бланк предлагает рассматривать амортизационную политику предприятия как составную часть общей стратегии финансовых ресурсов, заключающуюся в индивидуализации уровня интенсивности обновления амортизируемых активов с учетом специфики их эксплуатации [1].

Под амортизацией принято понимать возмещение в денежной форме величины износа основных производственных фондов, заключающееся в переносе стоимости основных средств в себестоимость изготавливаемых продуктов.

П. В. Тальмина определяет амортизацию как стадию кругооборота и

оборота фондов, процесса движения стоимости, связывающей весь воспроизводственный цикл в условиях товарного хозяйства [5].

Амортизация важнейшая стадия кругооборота основных средств, стоимостью она не является. Денежным выражением износа основных средств и частью их стоимости, перенесенной на продукт, является не амортизация, а амортизационные отчисления [2].

Разработка амортизационной политики организации связана с принятием решений относительно выбора способов начисления амортизационных отчислений по группам основных средств, направленных на достижение формирования в бухгалтерском учете адекватных финансовых результатов и снижение налоговых выплат в бюджет.

Амортизационная политика организации выступает составной частью общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающаяся в управлении ими с целью реинвестирования в производство, следовательно, одним из элементов общей стратегии развития организаций.

Для эффективного функционирования организациям необходимо обновлять производственные ресурсы. Задача состоит в выборе такой стратегии обновления, которая позволит осуществлять этот процесс с максимальным эффектом, в целях повышения выживаемости и конкурентоспособности. Ключевым параметром здесь выступает требуемый объем средств для различных вариантов стратегии обновления [6].

Основной целью амортизационной политики является обеспечение за счет регулярных отчислений из денежных доходов необходимого фонда средств, для восстановления или замены выбывающих капитальных активов. Амортизационные отчисления, по мере накопления, формируют амортизационный фонд, средства которого могут быть использованы на техническое перевооружение и реконструкцию. Прибыль подвержена циклическим воздействиям, в отличие от нее амортизационный фонд является более устойчивым финансовым источником. Амортизационные отчисления служат базой финансирования расширенного воспроизводства и развития организации.

Государственная амортизационная политика является составной частью общей научно-технической политики государства. Государственная амортизационная политика в настоящее время является достаточно либеральной. Организации могут самостоятельно устанавливать сроки полезного использования основных средств, выбирать альтернативные способы начисления амортизации.

Совершенствование государственной амортизационной политики для целей налогообложения дает возможность российским предпринимателям увеличивать инвестиции в основной капитал.

Необходимо придать государственной амортизационной политике стимулирующий характер, что может стать важным инструментом

поддержки и развития хозяйствующих субъектов.

Амортизационную политику предприятия определяют исходя из экономической стратегии, состава основных фондов, методов оценки стоимости амортизирующих объектов, уровня инфляции и др. Амортизируемым имуществом предприятия является большинство видов основных средств (за исключением земли), а также нематериальные активы.

По мнению авторов Фиапшева А.Б., Фиапшевой Н.М., Бекшокова Т.В. амортизационная политика организации представляет собой комплекс научно-обоснованных мероприятий, направленных на своевременное и качественное обновление основных средств, формирование достаточного уровня амортизационных отчислений и их использование в соответствии с функциональным назначением с целью обеспечения непрерывного процесса воспроизводства с высоким уровнем эффективности [7].

Во всех промышленно развитых странах (США, Германия, Великобритания, Япония) действует отлаженный финансовый механизм, позволяющий поддерживать моральный и физический износ машин и оборудования на приемлемом уровне. Для этого часть выручки, полученной от продажи продукции, зачисляется на специальный счет -амортизационный фонд предприятия, предназначенный для полного восстановления средств труда.

Важным элементом амортизационной политики является применяемый метод начисления амортизации. Основная часть отечественных предприятий в настоящее время используют линейный метод. По данным Росстата, доля амортизации, начисленной нелинейным способом, в общем объеме амортизации составляет в среднем 4,5 %.

В инвестициях развитых стран преобладающую долю занимают амортизационные фонды, в формировании которых широко используется политика ускоренной амортизации. Государство, проводя такую политику, сознательно сокращает свои поступления по налогу на прибыль в бюджет, но способствует притоку денежных средств в амортизационные фонды предприятий, что позволяет расширять, модернизировать, обновить свои фонды. В результате ускоряются темпы развития экономики, заметно растет ее эффективность, качество производимой продукции и ее конкурентоспособность на мировых рынках. Все это вместе взятое с лихвой компенсирует государству сокращение поступлений от налога на прибыль в бюджет [4].

Применение ускоренной амортизации позволяет сократить сроки обновления изношенных основных фондов, что является актуальным, поскольку степень износа основных фондов России настолько высока, что достигла размеров, представляющих реальную угрозу национальным интересам страны.

В связи с тяжелой ситуацией с обновлением основных производственных фондов в России и чрезвычайной их изношенностью на

современном этапе существует настоятельная необходимость предусмотреть меры по совершенствованию амортизационной политики как на макро-, так и на микроуровнях. В этой связи Н. И. Кравцова считает, что главными направлениями повышения эффективности формирования и использования амортизационного фонда в концентрированном виде являются: государственное стимулирование целевого использования амортизационного фонда коммерческих организаций; правильное начисление, денежное обеспечение, сохранение и страхование, резервирование и целевое инвестиционное использование амортизационного фонда [3].

В результате совершенствования эффективности амортизационной политики идет процесс обновления активной части основных производственных фондов, повышается технический уровень производства. Все это создает предпосылки для повышения производительности труда, увеличения выпуска продукции, снижения себестоимости и максимизации прибыли.

В связи с этим, суммы амортизационных отчислений необходимо зачислять на отдельные банковские счета, отделяя средства предназначенные для финансирования капитальных вложений от средств используемых на текущую деятельность. Это даст возможность отслеживать целевой характер использования данных сумм, планировать амортизационный фонд.

Совершенствование амортизационной политики как на макро-, так и на микроуровне имеет решающее значение, поскольку это реальный рычаг обновления основных производственных фондов, повышения технического уровня производств, проведения реконструкции действующих производств, их технического перевооружения, строительства новых предприятий, модернизации оборудования.

Использованные источники:

1. Бланк И.А. Управление использованием капитала. К.: Эльга, 2002. 656с.

2. Костюкова Е.И. Амортизация как инструмент управления основными средствами сельскохозяйственных предприятий. Дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук, г. Ставрополь, 2000.

3. Кравцова Н. И. Направления совершенствования амортизационной политики в системе стратегического менеджмента коммерческой организации // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 14. С. 3641.

4. Соколов М. М. Изменения в амортизационной политике как особая форма налогового воздействия на развитие экономики // Все о налогах.2008. № 3. С. 23-34.

5. Тальмина П. В. Финансовые рычаги повышения фондоотдачи. М.: Финансы и статистика,1990. 207 с.

6. Тогузаев Т.Х. Стратегия ресурсного обеспечения предприятий пищевой промышленности // Российский экономический интернет-журнал. 2008. №4.

С. 139

7. Фиапшев А.Б., Фиапшева Н.М., Бекшоков Т.В. Амортизационная политика организаций на современном этапе // Международный бухгалтерский учет. 2014. №11. С.13-20.

Пшник В.В. студент Сорокина Ю.В. ассистент Горностаева Ж.В., к. э. н.

профессор ИСОиП (филиал) ДГТУ Россия, г. Шахты ФУНКЦИИ СЕРВИСА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИТАНИЯ

Аннотация Ресторанный бизнес отличается от всех остальных видов бизнеса. Это предприятие, которое объединяет в себе искусство и традиции, механизмы деятельности и опыт маркетологов, философию обслуживания и концепцию формирования потенциальной аудитории.

Ключевые слова: Функции сервиса, безукоризненное обслуживание, качественный сервис, ресторанный бизнес

Если в ресторане начинают понимать, что гости - главные люди в их бизнесе, а качеству обслуживания посетителей начинают уделять не меньше внимания, чем кухне и даже формированию бюджета, это значит, заведение не будет пустовать. То есть, будет работать и иметь устойчивый доход.

Иногда случается, что финансами предприятия заведуют люди, являющиеся стойкими приверженцами методики голых цифр. Для них важнее итоговые показатели эффективности, и не очень заботит, впервые пришедшие гости принесли в этом месяце основной доход или завсегдатаи.

Ресторанный бизнес - сложный и многомерный организм, так что подходить к нему, вооружившись одним калькулятором - вряд ли разумно. Ведь на самом деле, рубль, принесенный людьми, лояльными к кафе или ресторану имеет гораздо больший удельный вес. Хотя бы потому, что посетители, довольные качеством блюд и сервисом, возвращающиеся снова и снова, являются своего рода ди-джеями того самого сарафанного радио, которое гарантирует заведению завтрашнюю оборачиваемость посадочных мест.

Рестораторы, уверенные, что на место одного потерянного гостя неизменно придет другой, не правы, и очень высок риск, что они в этом однажды убедятся. Плохой сервис способен заставить сделать заведение большой шаг назад; хороший - самое малое - удерживает на месте; безукоризненный, осмысленный исполнителями, т.е. персоналом контактной зоны, продвигает вперед, по мере продвижения наращивая его скорость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.