Научная статья на тему 'АМЕРИКАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ МЕКСИКИ'

АМЕРИКАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ МЕКСИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
421
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / МЕКСИКА / НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / НАФТА / НАРКОТИКИ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Каширина Татьяна Владиславовна

Автором проанализировано развитие мексиканско-американских отношений в начале ХХI в. по трём основным проблемам двусторонних отношений: НАФТА, незаконная миграция и наркоторговля, показано изменение позиций мексиканских президентов в зависимости от акцентов либо на безопасность, либо на экономические вопросы. Одним из негативных факторов, повлиявших на отношения стран, стала политика президента США Д. Трампа. Однако, несмотря на асимметричность двусторонних отношений, с приходом к власти в Мексике президента Л. Обрадора и в США президента Дж. Байдена имеются положительные перспективы решения разногласий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNITED STATES OF AMERICA IN THE FOREIGN POLICY OF MEXICO

The article considers the development of Mexican-American relations in the beginning of XXI century. First of all, attention was paid to three main problems of bilateral relations - NAFTA, illegal migration and illegal drug trafficking. Basing on the analysis of Spanish-language sources, the author shows the change in the positions of Mexican presidents on these issues, depending on the emphasis placed either on security or on economic issues. One of the factors that had a destructive impact on this process was the policy of US President D.Trump. It is concluded that despite the asymmetry of bilateral relations, with the coming to power in Mexico of President L.Obrador and in the United States of President J.Biden has positive prospects for resolving differences.

Текст научной работы на тему «АМЕРИКАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ МЕКСИКИ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2021_11_72 УДК 327 (73)+(72)

Американское направление во внешней политике Мексики

Татьяна КАШИРИНА

В последнее время отношения Мексики и США приобрели в определённой степени острый характер. Проблемы, представляющие взаимный интерес для двух стран, породили трансформацию некоторых сфер сотрудничества. Во многом это связано с президентством в США Д. Трампа, администрация которого заняла достаточно жёсткую позицию по двусторонним вопросам и спровоцировала кризис во взаимоотношениях государств. Вопрос о дальнейшем развитии американо-мексиканских отношений стал одним из наиболее актуальных в региональной повестке Вашингтона и Мехико.

Три сферы взаимодействия Мексики и США

За последние два десятилетия можно назвать три сферы, которые мексиканские власти традиционно определяли основными в отношениях с Соединёнными Штатами: - расхождение в вопросах сотрудничества и торговый конфликт в рамках Североамериканского соглашения о зоне свободной торговли (НАФТА);

- незаконная миграция мексиканцев в США;

- проблема незаконного оборота наркотиков, попытки решения которого варьируются от сотрудничества до взаимных обвинений в происхождении проблемы.

Все эти направления присутствовали во внешнеполитической повестке страны при администрациях прези-

КАШИРИНА Татьяна Владиславовна - доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России. Е-тай: Kashirina73@mall.ru

Ключевые слова: США, Мексика, незаконная миграция, НАФТА, наркотики, организованная преступность.

дентов от Институционно-революционной партии (Мигеля де ла Мадрида, Карлоса Салинаса, Эрнесто Седильи, Висента Фокса, Филепе Кальдерона и Энрике Пеньи Ньето), так и при новой администрации Лопеса Обрадора.

Позиция мексиканских правительств по этим вопросам в целом характеризуется высокой степенью прагматизма.

Например, п. 1, начиная с переговоров по НАФТА, который охватывал различные сектора экономики и личные интересы предпринимателей Мексики, которые одобрили этот договор и получили от него больше всего выгоды, существует определённый консенсус в отношении того, насколько важен этот договор для внутренней и внешней экономической политики Мексики [1]. Условия, которые были разработаны на переговорах по подписанию НАФТА, наделили двусторонние отношения между Мексикой и США высокой степенью институцио-нализации, особенно в области экономики и безопасности.

Второй пункт повестки дня - проблема миграции - всегда был острой темой для мексиканских властей.

По обобщённой оценке Всемирного банка, проведённой в 2010 г., на территории США находились 42 813 млн мигрантов, уверенно занимая по этому показателю первое место в мире (при общей численности населения в 316 млн чел.). При этом выходцев из одной только латиноамериканской страны - Мексики - насчитывалось 11,6 млн чел., что составляет 28% общего числа мигрантов.

Численность нелегальных мигрантов в США оценивалась в 11,2 млн чел. (2010 г.), на мексиканцев приходилось 6,5 млн, или 58% [2].

Согласно данным 2013 г., на территории США находились уже 53,1 млн мигрантов, при этом около трети из этого числа - выходцы из Мексики [3].

Можно с большой долей уверенности сказать, что миграционная проблема в США имеет латиноамериканскую, а в более узком фокусе - мексиканскую проекцию. Причинами увеличения потоков мексиканских мигрантов является отсутствие экономических возможностей в стране, социальное неравенство и естественное стремление к поиску лучших условий жизни. Эти проблемы свидетельствуют о неспособности Мехико стабилизировать ситуацию. Вместо улучшения экономических, социальных условий и условий в области безопасности, которые способствовали бы оттоку на родину миллионов мексиканских мигрантов, администрация Мексики сосредоточила своё внимание на создании механизмов, направленных на защиту прав мексиканских мигрантов в США и обеспечение для них консульской защиты.

В отношении проблемы незаконного оборота наркотиков надо отметить, что войны между картелями за контроль над территорией и спор из-за рынка сбыта наркотиков в США начались задолго до объявления войны наркобизнесу в Мексике президентом Кальдероном (20062012 гг.).

1 Fernández de Castro R. Entre la excepción y el compromiso: Bush ante América Latina // Foreign Affairs en Español. 2001. № 3. P. 85.

2 Кудеярова Н. Ю. Миграционные реформы в США: мексиканский вектор дискуссии // URL: https://mgimo.ru/upload/docs2/IberoBook_3_Kudeyarova.pdf

3 Международная миграция и развитие. Доклад Генерального секретаря ООН (30 июля 2014 г.) // URL: http://www.un.org/esa/population/migration/hld/Text/Report_of_theSG_June06_Ru ssian.pdf

Только в период с 2005 по 2010 г. на южной границе США увеличилось количество изъятий марихуаны на 49%, метамфетамина - на 54%, героина - на 297%, а экстази - на 839% [4].

Если в 2006 г. под выращивание мака в Мексике отводилось 2 тыс. га, то в 2017 г. - около 20 тыс. [5].

Таким образом, во время администрации Кальдерона, как и во время управления страной Фоксом и его предшественниками, отношения с США оставались наиболее важными в вопросах торговли и политики безопасности.

Отношения с США при президентах Мексики Висенте Фоксе (2000-2006 гг.) и Фелипе Кальдероне (2006-2012 гг.)

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. политическая жизнь Мексики проходила в рамках централизованной политической системы, в которой доминировала Институционно-революционная партия (PRI), которая контролировала президентский пост с 1929 по 2000 г. С 90-х годов президентская власть стала более сбалансированной в связи с началом активной деятельности Конгресса и Верховного суда Мексики. Частично в результате этих новых ограничений исполнительной власти первые два президента страны от консервативной Партии национального действия Висенте Фокс (2000-2006 гг.) и Фелипе Кальде-рон (2006-2012 гг.) проводили более энергичную политику, пытаясь ввести в действие некоторые реформы, направленные на решение экономических проблем и проблем безопасности страны.

Эволюция экономической составляющей внешнеполитической линии Мексики началась в начале 90-х

годов ХХ в. Более того, в политическом истеблишменте Мексики отчётливо понималась необходимость вхождения и участия страны в мировых интеграционных процессах. Была создана почва для подписания договора НАФТА, который впоследствии во многом предопределил внешнеполитические и экономические приоритеты Мексиканских Соединённых Штатов.

Одной из главных целей во внешнеполитическом курсе президента Мексики В. Фокса было его обновление [6]. Новое правительство стремилось реформировать свою внешнюю политику, изменив основные постулаты приистских режимов, и «демократизировать» характер внешней политики. В этом контексте Мексика стала проявлять большую активность на многосторонних форумах и стремилась к укреплению отношений с США. Подписав соглашение НАФТА, она усилилась в экономическом плане, но при этом увели-

4 IsacsonА., Meyer М. Beyond the Border Buildup. Security and Migrants Along the U.S.-Mexico Border. Washington D.C.: Washington Office on Latin America, 2012. P. 7.

5 Зотин А. Скользящий наркотрафик // URL: https://www.kommersant.ru/doc/3472796

6 Castañeda J. G. The Axes of Mexico's Foreign Policy. México, 2001 // URL: https://www.nexos. com.mx/?p=10240

чилась её экономическая зависимость от США.

Движущей силой новой внешнеполитической стратегии являлось желание через экономическое и политическое сближение со своим северным соседом добиться подписания всеобъемлющего миграционного соглашения с американцами, которое позволило бы организовать транзит мексиканских мигрантов в эту страну. Несмотря на то что мексиканская миграция в США к тому моменту уже являлась историческим феноменом, ни одна из двух стран не предприняла попыток серьёзно её контролировать в рамках двустороннего формата [7]. Поэтому В. Фокс предложил мексиканскому правительству рассматривать миграционный вопрос как одно из приоритетных направлений. Открытость тогдашней американской администрации Дж. Буша-мл. по отношению к Мексике, личные симпатии лидеров двух стран позволили начать формировать двусторонний диалог по данной проблематике.

С приходом к власти в Мексике президента Фелипе Кальдерона отношения двух стран не претерпели значительных изменений. Ф. Каль-дерон пришёл к власти после крайне сомнительных результатов на выборах, поэтому основное внимание уделялось внутриполитической повестке, а не внешнеполитическим вопросам. Для администра-

ции Кальдерона США заняли второстепенное место, в отличие от администрации В. Фокса, предложившего и сделавшего многое, чтобы нарастить и активизировать отношения с северным соседом.

При этом нельзя говорить, что вопросы двусторонней повестки были оставлены. Новый президент Мексики поднял вопросы двусторонней безопасности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков [8]. Диктовалось это определёнными условиями и процессами, сложившимися в Мексике в тот момент: ростом насилия и преступности в разных мексиканских штатах [8]. Для Кальдеро-на главным приоритетом во внутренней политике была борьба с организованной преступностью. В этом контексте Ф. Кальдерон во время визита американского президента Дж. Буша-мл. в Мексику (март 2007 г.) предложил схему сотрудничества в данной области. В результате на этой встрече обе страны договорились развивать программу сотрудничества «Мери-дийская инициатива». Программа была самым важным проектом правительства Кальдерона, так как чётко связывала внутренние проблемы с внешними. «Меридий-ская инициатива» стала важным шагом в сотрудничестве между Мексикой и США в области безопасности, но не означала «новую парадигму» отношений, как заявили обе администрации [9].

7 Fernández de Castro R. La migración sobre la mesa de negociación. México, 2002. P. 111.

8 Covarrubias Velasco A. La política exterior de Calderón: objetivos y acciones // URL: https:// www.redalyc.org/pdf/599/59931907001.pdf

9 Carlos Rico F. La Iniciativa Mérida y el combate nacional al crimen organizado. Foreign Affairs en español. 2008. Vol. 8. № 1.

Эволюция мексиканско-американских отношений в период президентства в Мексике Энрике Пеньи Ньето

(2012-2018 гг.)

Правительство следующего мексиканского президента Энрике Пеньи Ньето рассматривало отношения с США как самые важные.

Новое правительство стремилось «к изменению их сюжета». После серьёзного кризиса в области безопасности, который Мексика пережила во время шестилетнего президентства Ф. Кальдерона, характеризовавшегося ростом внутренней преступности, правительство Пеньи Ньето попыталось сделать акцент на экономическом аспекте отношений с Вашингтоном. В соответствии с планом восстановления отношений с США (через пять месяцев после прихода к власти) на совместной пресс-конференции после встречи Пеньи Ньето с президентом США Б. Обамой было объявлено о создании Экономического диалога на высоком уровне (DEAN). Во время этого мероприятия мандатарии «неоднократно пытались изменить свой общественный разговор, отходя от тем безопасности... чтобы сосредоточиться на широких экономических отношениях между двумя странами» [10].

Данная программа была нацелена на укрепление экономического сотрудничества, которое набрало определённые обороты в 90-х годах прошлого столетия. В рамках программы создавалась двустороння группа, которая особое внимание уделяла таким сфе-

рам сотрудничества, как энергетика и пограничная инфраструктура [11].

Двусторонняя группа должна была заниматься также и вопросами рабочей силы. Указанная программа привела к определённому укреплению сотрудничества Мексики и США за счёт упрощения транзита грузов и товаров, увеличения количества воздушных перевозок и других специальных мер.

В области энергетики был подписан Договор о мирном использовании ядерной энергии.

Были разработаны и претворены в жизнь инфраструктурные проекты, такие как строительство железнодорожных переездов Тихуана (Мексика) - Сан-Исидро (США).

Помимо решения конкретных двусторонних экономических вопросов правительство Пеньи Ньето следило за проектом, который уже был инициирован правительством Ф. Кальде-рона, а именно переговорами о подписании Транс-Тихоокеанского стратегического соглашения. Мексика с оптимизмом рассчитывала на его подписание между странами, который в действительности помог бы обновить и развивать те сферы сотрудничества, которые не были затронуты соглашением НАФТА, а именно цифровая торговля и сфера формирования торговых регламентацион-ных процедур [12].

10 Shear M., Archibold R. Obama Arrives in Mexican Capital to Meet with New Leader // The New York Times. 2013. № 4. P. 9.

11 Continúa Diálogo Económico de Alto Nivel entre México y EU // El Economista. México. 2016.

12 Clark P. Is the Trans Pacific Partnership a re-writing of nafta? Is the Trans Pacific Partnership a re-writing of nafta? // Politics. 2012. P. 25.

В целом в период президентства Э. Пеньи Ньето двусторонние взаимодействия Мексики и США характеризовалось значительной степенью охвата и по своему уровню достигли максимума. Тесные контакты координировались также и в рамках двусторонних усилий в Центрально-Американском регионе [13].

Однако будет неверным утверждать, что проблемы безопасности не волновали администрацию Мексики в тот период. Кризисные моменты в данной сфере всё ещё наблюдались.

Новая правящая партия во главе с президентом наметили изменения в этой сфере. И хотя правительство Пеньи Ньето и заявляло об окончательном этапе «Инициативы Мери-ды», но программа продолжала действовать и развиваться.

Так, например, Мексика получила более 850 млн долл. в её рамках в период с 2013 по 2018 г. [14].

Американские спецслужбы продолжали участвовать в задержании наиболее опасных криминальных лидеров.

Показательны частые контакты между министрами безопасности двух государств.

Так, например, была организована Двусторонняя группа по сотрудничеству в области безопасности, которая провела пять встреч только за один 2015 г.

Был предпринят и ряд других мер, которые продемонстрировали, что к моменту администрации Пеньи Ньето, была создана и эффективно функционировала межправительственная система, регулирующая повестку дня в сфере безопасности двух стран.

Развитие отношений с США при президенте Мексики Андресе Мануэле Лопесе Обрадоре (с 2018 г.)

Относительно небольшая и молодая левая партия Движение национального возрождения ^ORENA) одержала победу на всеобщих национальных выборах в Мексике (в 2018 г.). Две традиционные политические партии: Институционно-революционная партия (PRI) и Партия национального действия (PAN), которые попеременно находились у власти последние 18 лет, были вынуждены покинуть политическую авансцену страны.

Если кратко говорить о причинах роста популярности левого движения МORENA, то это прежде всего социально-экономические результаты пребывания у власти PRI и PAN.

Тяжёлые последствия для экономики неолиберальных реформ, проводимых PRI в 80-е годы под давлением США, коррупционные скандалы, связанные с политическим истеблишментом страны и членами ведущих партий, подорвали доверие электората.

13 Chabat J. La seguridad en la política exterior de Peña Nieto: el invitado incómodo // Foro Internacional. 2019. Vol. 59. № 3-4.

14 Seelke C. R., Finklea K. U.S. Mexican Security Cooperation. The Merida Initiative and Beyond. Congressional Research Service. 2007 // URL: https://sgp.fas.org/crs/row/R41349.pdf

PAN, продолжавшая курс неолиберальных преобразований PRI, также не смогла вернуть доверие мексиканского электората, несмотря на достижение стабильного экономического развития страны. Э. Пенья Ньето, выигравший выборы в 2012 г. и вновь приведший партию PRI к победе, взял курс на поддержание достигнутой ранее макроэкономической стабильности в стране [15]. Однако выбранный курс оценивался в Мексике как «стабилизация застоя».

За годы президентства Э. Пеньи Ньето среднегодовой прирост ВВП составил 2,4%, что было вдвое меньше, чем за годы деятельности предыдущей администрации *.

По количеству коррупционных скандалов в период нахождения у власти Ф. Кальдерона Мексика «опередила» все страны Латинской Америки и Карибского бассейна по данному показателю.

Похожим образом сложилась ситуация и во время президентства Пеньи Ньето.

Согласно рейтингу стран по уровню коррупции, который составляет международная организация Transparency International, из 183 государств Мексика заняла 135-е место [16].

Исходя из приведённых данных, нетрудно понять социально-экономическое положение страны перед выборами 2018 г. и настроение избирателя. Действующий президент

Мексики, не запятнавший себя коррупционными скандалами, критикующий нелиберальный проект экономики, хорошо заявивший себя во время пребывания на посту мэра, отлично себя зарекомендовал и получил заслуженное большинство голосов в 2018 г.

Победа партии MORENA и её лидера Андреса Мануэля Лопеса Обра-дора в Мексике (2018 г.) ознаменовала значительный перелом в расстановке внутреннеполитических сил страны и пересмотр её внешнеполитического курса.

Стоит отменить, что нынешний президент Мексики, вступив в должность, сразу отметил, что «самая лучшая внешняя политика - это политика внутренняя» [17]. Ориентируясь на более сдержанные решения во внешнеполитическом векторе страны, президент сконцентрировался на внутренней ситуации, так как известно, что стабильная экономическая и политическая ситуация в стране гарантирует прочный фундамент для отстаивания своих интересов на международной арене, в том числе с США.

Отношениям с США на предвыборных дебатах отводилось особое внимание, в частности, миграционной проблеме и критике политики Д. Трампа в этой сфере Лопесом Об-радором. Однако уже после победы последнего на президентских выбо-

15 Gutiérrez Rodríguez R. Los límites de la pol tica social durante el decenio de Peña Nieto // URL: https://www.institutdesameriques.fr/fr/article/carlos-quenan-evolutionsrecentes-de-leconomie-latinoamericaine

16 Transparency International. The Corruption Perceptions Index 2017 // URL: https://www. transparency.org/news/feature/corruption_

17 La major política exterior es la interior:AMLO // URL: https://www.sdpnoticias.com/ nacional/2018/05/20/la-me

* Подсчитано по: CEPAL. Balance Preliminar de las Economías de América Latina y el Caribe 2011, 2012, 2013, 2015, 2017. Santiago de Chile, 2018.

рах стала прослеживаться осторожность и сдержанность лидера страны в отношении США. Избегая обострения двусторонних отношений, президент Мексики декларировал невмешательство в дела третьих государств, взаимоуважение в диалоге с другими государствами и многостороннее сотрудничество [18].

Изначально выступавший против пересмотра условий НАФТА, Лопес Обрадор вынужден был согласиться с новой американской версией соглашения 2018 г., частично ущемлявшей права Мексики. Данный шаг был обусловлен угрозой обострения отношений с США сразу после победы на выборах нового президента.

В вопросах миграции Лопес Об-радор подтвердил приверженность предыдущему курсу мексиканских властей и отказался участвовать в финансировании строительства на границе США и Мексики заградительной стены и размещать в приграничной зоне лагеря для беженцев из Центральной Америки. При этом

администрация Обрадора полностью не отошла от решения проблемы интенсивной миграции из Центральной Америки в Мексику и США.

Президент Мексики представил Трампу план «Ты у себя дома» (осень 2018 г.), который был выработан ещё в президентство Пеньи Ньето. План подразумевал строительство специальных поселений с полным гуманитарным обеспечением, медицинской помощью и предоставлением рабочих мест, а также оказание инвестиционной финансовой поддержки странам Центральной Америки [19].

Претворение в жизнь намерений Лопеса Обрадора выстраивать уважительные, дружественные и ориентированные на сотрудничество отношения осложняются теми взрывоопасными проблемами, которые не были решены предыдущей администрацией: вопросы строительства приграничной стены, а также тесное сотрудничество Китая и Мексики, которое во многом усложняет взаимоотношения Вашингтона и Мехико.

В целом экономические потрясения, с которыми Мексиканское государство столкнулось на рубеже столетий, повлекли за собой изменения во внешнеполитическом курсе страны в 80-х - начале 90-х годов.

Эволюция внешнеполитической линии Мексики в целом вывела отношения с США на новый уровень. Новый этап мексиканско-американских отношений после победы В. Фокса Кесады на президентских выборах активизировал сотрудничество двух стран и тем самым повлиял на формирование ключевой североамериканской политики мексиканского президента Фокса, направленной на сближение с Соединёнными Штатами.

Правительство Ф. Кальдерона, осуждавшее политику США по обеспечению безопасности на мексиканско-американской границе, сфокусировало свою деятельность в основном на борьбе с организованной преступностью.

18 Los cuatro principios de AMLO para política exterior // URL: https://www.unotv.com/noticias/ portal/nacional/detall

19 López Obrador plantea a Trump un proyecto para evitar más caravanas de migrantes // URL: https: //www.excelsior.com.mx/nacional/lopez-obrador-plantea-a-trump-un-proyecto-para-evitar-mas-caravanas-de-migrantes/1272801

Администрация Э. Пеньи Ньето во взаимоотношениях с США активно координировала вопросы торгово-инвестиционной повестки, энергетики и продвижения Транстихоокеанского партнёрства, при этом взаимодействие в сфере борьбы с торговлей наркотиками всё также оставалось приоритетным в мексиканско-американских отношениях.

Существовавшие противоречия в двусторонних отношениях проявились особенно во время президентства в США Д. Трампа, что значительно осложнило связи Вашингтона и Мехико.

Таким образом, отношения между Мексикой и США претерпели изменения в начале ХХ в., но сохраняли противоречивость и асимметричный характер. Необходимость в нахождении баланса в сотрудничестве демонстрирует взаимозависимость межгосударственных отношений США и Мексики.

Отношения с США являются центральными во внешней политике Мексики. Основные проблемы во взаимоотношениях следующие: миграция, вопросы безопасности (борьба с наркотрафиком, организованной преступностью и незаконным оборотом оружия) и торгово-экономическое сотрудничество, являющиеся краеугольным камнем современных мексиканско-американских отношений. При этом нельзя не отметить, что и другие стороны межгосударственного сотрудничества, такие как торговля энергоносителями, политическое взаимодействие по региональным процессам, контакты на международных многосторонних площадках и т. п., составляют стратегическое партнёрство США и Мексики.

Библиография • References

Зотин А. Скользящий наркотрафик // URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3472796

[Zotin A. Skol'zyashchij narkotrafik // URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3472796]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кудеярова Н. Ю. Миграционные реформы в США: мексиканский вектор дискуссии // URL: https://mgimo.ru/upload/docs2/IberoBook_3_Kudeyarova.pdf [Kudeyarova N. YU. Migracionnye reformy v SSHA: meksikanskij vektor diskussii //

URL: https://mgimo.ru/upload/docs2/IberoBook_3_Kudeyarova.pdf] Международная миграция и развитие. Доклад Генерального секретаря ООН (30 июля 2014 г.) // URL: http://www.un.org/esa/population/migration/hld/Text/ Report_of_theSG_June06_Ru ssian.pdf [Mezhdunarodnaya migraciya i razvitie. Doklad General'nogo sekretarya OON (30 iyulya 2014 g.) // URL: http://www.un.org/esa/population/migration/hld/Text/ Report_of_theSG_June06_Ru ssian.pdf] Carlos Rico F. La Iniciativa Mérida y el combate nacional al crimen organizado. Foreign

Affairs en español. 2008. Vol. 8. № 1. Р. 3-13. Castañeda J. G. The Axes of Mexico's Foreign Policy. México, 2001. P. 35-36 // URL:

https://www.nexos.com.mx/?p=10240 CEPAL. Balance Preliminar de las Economías de América Latina y el Caribe 2011, 2012, 2013, 2015, 2017. Santiago de Chile, 2018.

Chabat J. La seguridad en la política exterior de Peña Nieto: el invitado incómodo //

Foro Internacional. 2019. Vol. 59. № 3-4. P. 89-102. Clark P. Is the Trans Pacific Partnership a re-writing of nafta? Is the Trans Pacific

Partnership a re-writing of nafta? // Politics. 2012. P. 25-33. Continúa Diálogo Económico de Alto Nivel entre México y EU // El Economista. México. 2016. P. 13-15.

Covarrubias Velasco A. La política exterior de Calderón: objetivos y acciones // URL:

https://www.redalyc.org/pdf/599/59931907001.pdf Fernández de Castro R. Entre la excepción y el compromiso: Bush ante América

Latina // Foreign Affairs en Español. 2001. № 3. P. 85-93. Fernández de Castro R. La migración sobre la mesa de negociación. México, 2002. -188 p.

Gutiérrez Rodríguez R. Los límites de la política social durante el decenio de Peña Nieto // URL: https://www.institutdesameriques.fr/fr/article/carlos-quenan-evolutionsrecentes-de-leconomie-latinoamericaine IsacsonA., MeyerM. Beyond the Border Buildup. Security and Migrants Along the U.S.Mexico Border. Washington D.C.: Washington Office on Latin America, 2012. - 62 p. La major política exterior es la interior:AMLO // URL: https://www.sdpnoticias.com/

nacional/2018/05/20/la-me López Obrador plantea a Trump un proyecto para evitar más caravanas de migrantes // URL: https://www.excelsior.com.mx/nacional/lopez-obrador-plantea-a-trump-un-proyecto-para-evitar-mas-caravanas-de-migrantes/1272801 Los cuatro principios de AMLO para política exterior // URL: https://www.unotv.

com/noticias/portal/nacional/detall Seelke C. R, Finklea K. U.S. Mexican Security Cooperation. The Merida Initiative and Beyond. Congressional Research Service. 2007 // URL: https://sgp.fas.org/crs/ row/R41349.pdf

Shear M., Archibold R. Obama Arrives in Mexican Capital to Meet with New Leader //

The New York Times. 2013. №. 4. Transparency International. The Corruption Perceptions Index 2017 // URL: https: / / www.transparency.org/news/feature/corruption_

Статья поступила в редакцию 1 ноября 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.