Научная статья на тему 'МЕКСИКА СДЕЛАЛА ВЫБОР. ЗАКАТ ТРАДИЦИОННЫХ ПАРТИЙ И "ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ"'

МЕКСИКА СДЕЛАЛА ВЫБОР. ЗАКАТ ТРАДИЦИОННЫХ ПАРТИЙ И "ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
305
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Свободная мысль
ВАК
Ключевые слова
МЕКСИКА / ВЫБОРЫ 2018 Г. / ЭКОНОМИКА 2000-2018 ГГ / ОРГПРЕСТУПНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ЛОПЕС ОБРАДОР / МОРЕНА / "ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ" / MEXICO / 2018 ELECTIONS / ECONOMY 2000-2018 / ORGANIZED CRIME / CORRUPTION / LOPEZ OBRADOR / MORENA / "LEFTTURN"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Боровков А. Н.

Выборы в Мексике 1 июля 2018 г. ознаменовали крутой поворот в ее политической системе. Две попеременно правившие страной последние два десятилетия традиционные партии уступили власть молодой левоцентристской партии Морена во главе с Лопесом Обрадором. Рассмотрены причины их поражения, пред- выборная кампания, результаты выборов и инициативы Л. Обрадора. Показано, что политика данной партии и ее лидера - особый вариант «левого поворота» в Латинской Америке в условиях общей границы с США и исходящих от администрации Д. Трампа экономических и политических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mexico on crossroads. The decline of traditional parties and the “left turn”

The federal elections in Mexico hold on July, the 1st, 2018 marked a zig in its political system. Two largest traditional parties, which had been alternatively governing for two decades, were forced to leave the political Olympus to the young centre-left MORENA party led by Lopez Obrador. This paper concerns the reasons of the traditional parties' defeat, the electoral campaign, elections results and Lopez Obrador's initiatives. The first steps of the new administration show that the policy of this party and its leader is a peculiar version of the “left turn” in Latin America shaped by the common border with the USA and, as a consequence, by the political and economic problems caused by Donald Trump administration.

Текст научной работы на тему «МЕКСИКА СДЕЛАЛА ВЫБОР. ЗАКАТ ТРАДИЦИОННЫХ ПАРТИЙ И "ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ"»

Мексика сделала выбор

О и

Закат традиционных партии и «левый поворот»

© Боровков А. Н. © Borovkov A.

Мексика сделала выбор. Закат традиционных партий и «левый поворот» Mexico on crossroads. The decline of traditional parties and the "left turn"

Аннотация. Выборы в Мексике 1 июля 2018 г. ознаменовали крутой поворот в ее политической системе. Две попеременно правившие страной последние два десятилетия традиционные партии уступили власть молодой левоцентристской партии Морена во главе с Лопесом Обрадором. Рассмотрены причины их поражения, предвыборная кампания, результаты выборов и инициативы Л. Обрадора. Показано, что политика данной партии и ее лидера — особый вариант «левого поворота» в Латинской Америке в условиях общей границы с США и исходящих от администрации Д. Трампа экономических и политических проблем.

Annotation. The federal elections in Mexico hold on July, the 1st, 2018 marked a zig in its political system. Two largest traditional parties, which had been alternatively governing for two decades, were forced to leave the political Olympus to the young centre-left MORENA party led by Lopez Obrador. This paper concerns the reasons of the traditional parties' defeat, the electoral campaign, elections results and Lopez Obrador's initiatives. The first steps of the new administration show that the policy of this party and its leader is a peculiar version of the "left turn" in Latin America shaped by the common border with the USA and, as a consequence, by the political and economic problems caused by Donald Trump administration.

Ключевые слова. Мексика, выборы 2018 г., экономика 2000—2018 гг., оргпреступность, коррупция, Лопес Обрадор, Морена, «левый поворот».

Key words. Mexico, 2018 elections, economy 2000—2018, organized crime, corruption, Lopez Obrador, MORENA, "left turn".

В Мексике 1 декабря 2018 г. прошла инаугурация нового президента страны. Им стал кандидат от левой партии «Движение национального возрождения» (Movimiento Regeneración Nacional — Морена) Андрее Мануэль Лопес Обрадор, который с огромным отрывом одержал внушительную победу на всеобщих выборах, состоявшихся за пять месяцев до этого. Июльские выборы ознаменовали очередной крутой поворот в политическом развитии Мексики. Впервые в истории мексиканский избиратель отказал в поддержке традиционным партиям и сделал свой выбор в пользу левых сил.

БОРОВКОВ Анатолий Никитович — ведущий научный сотрудник, главный редактор журнала Iberoamérica, руководитель Научно-издательского центра Института Латинской Америки РАН, доктор политических наук.

Причины смены приоритетов

Причины резкого поворота в сторону левых сил коренятся в полном разочаровании избирателей в социально-экономических результатах правления традиционных партий. Больше всего это коснулось самой старой Институционно-революционной партии (ИРП), которая после Мексиканской революции 1910—1917 гг. бессменно правила страной вплоть до конца ХХ в.

В 2000 г. мексиканский избиратель, разочаровавшись в социально-экономических последствиях неолиберальных реформ, проводимых ИРП с 1980-х гг. [1], обратил свои взоры к оппозиционной Партии национального действия (ПНД), пропагандировавшей христианско-де-мократические принципы и с момента своего создания в 1939 г. постоянно критиковавшей авторитарное правление ИРП. На президентских выборах в 2000-м, а затем и в 2006 г. большинство голосовавших отдали предпочтение кандидатам ПНД — соответственно Висенте Фоксу и Фе-липе Кальдерону.

Однако они не оправдали надежд избирателей, продолжая проводить неолиберальный курс в ущерб социальным потребностям населения. Его жизненный уровень, несмотря на достигнутое в начале нового столетия оживление экономики, продолжал падать на фоне развития коррупции, роста безработицы и оргпреступности [4].

В 2012 г. на президентских выборах мексиканцы, испытывая ностальгию по относительно благополучным 1960—1970-х гг., вернули власть ИРП и ее кандидату Энрике Пенья Ньето.

Получив в наследство оживившуюся экономику, ИРП поставила во главу угла своей стратегии закрепление существующего положения, делая ставку на «поддержание макроэкономической стабильности», как было заявлено в первом послании президента конгрессу в сентябре 2013 г. [40. P. 397—423].

Главным достижением заявленной стратегии стало сокращение бюджетного дефицита почти вдвое (с 2,4% ВВП в 2012 г. до 1,3% в 2017 г.). На этом основании президент Энрике Пенья Ньето констатировал, что «Мексика растет, как никогда прежде» [34]. Но, отдавая должное усилиям правительства по снижению дефицита, многие независимые мексиканские исследователи, и в частности известный экономист, экс-министр финансов, бывший посол в Испании и США Хесус Сильва Герцог, характеризовали макроэкономическую стабильность как «стабилизацию застоя» [25]. С 2013-го по 2017 г. среднегодовой прирост ВВП составил 2,4%, почти вдвое меньше, чем за последние три после-кризисных года правления предыдущей администрации [11]. А производство на душу населения замедлилось с 2,8 до 1,06%. По данному критерию Мексика передвинулась на 71-е место в мире [45]. В 2017 г. инфляция выросла почти вдвое — с 3,4 до 6,4%. Реальная зарплата за те же четыре года увеличивалась чисто символически — примерно на 0,7%, сократившись в 2017 г. на 1,1%, что поставило Мексику по этому

показателю на 150-е место среди 200 стран — членов Международной организации труда [45].

Не удалось решить и проблему безработицы. До 3,6 млн человек выросло число частично занятых, причем лишь 1,8 млн из них числились на оплачиваемой работе по официальным договорам. При экономически активном населении в 54,3 млн человек на каждых 27 трудоспособных приходился 1 полностью безработный, а на каждых 15 — 1 частично занятый [24].

За период правления администрации Э. Пенья Ньето уровень жизни не вырос. Благосостояние стагнировало, росла неуверенность в ближайшем будущем. Оно все больше стало зависеть не столько от национальной экономической политики, сколько от экономики США. Именно агрессивные заявления Дональда Трампа в адрес Мексики вызвали девальвацию песо в 2017 г., упомянутые выше рост инфляции и сокращение реальной зарплаты, а также закрытие ряда сборочных предприятий и, соответственно, рост безработицы [47].

Снижение уровня жизни шло в последние 20 лет на фоне роста орг-преступности. Наркотрафик, беспрецедентный рост насилия и связанная с ними коррупция — характерные черты сегодняшней Мексики. Предложенная с приходом Пенья Ньето «Новая стратегия безопасности» не дала результатов [5]. По признанию исполнительного секретаря Национальной системы безопасности Мексики Альваро Вискаино Са-моры, 2017 г. стал самым кровавым за последние два десятилетия: только с января по ноябрь было зарегистрировано 23 тыс. насильственных убийств [23].

Не менее остро для Мексики стоит проблема коррупции. В период правления Ф. Кальдерона, который также обвинялся в связях с крупным бизнесом, Мексика вышла в «лидеры» по этому показателю. Президент Э. Пенья Ньето дискредитировал себя и, соответственно, правящую ИРП тем, что его супруга приобрела жилую недвижимость за 7 млн долларов при участии в сделке предпринимателей, работавших по госзаказам [12]. В рейтинге стран по уровню коррупции, составленном Transparency International, среди 183 государств Мексика заняла 135-е место, уступив из латиноамериканских стран лишь Венесуэле (169-е место) и Никарагуа (159-е место) [46].

Рост преступности и коррупции на фоне снижения жизненного уровня стали главными факторами, которые привели к росту недовольства и недоверия традиционным партиям со стороны мексиканского населения.

Предвыборная кампания

В таких условиях 30 марта 2018 г. официально стартовала избирательная кампания. Мексиканцы выбирали нового президента страны, полностью обновленный парламент в составе 128 сенаторов и 500 депутатов, местные органы власти разного уровня, губернаторов семи штатов

и мэра (главу исполнительной власти) Федерального округа (Distrito Federal) — столицы страны [19].

Основными кандидатами на пост президента были представители трех политических партий (Хосе Антонио Меаде Курибенья — ИРП, Ри-кардо Анайа Кортес — ПНД, Андрес Мануэль Лопес Обрадор — Морена) и два независимых кандидата — губернатор северного штата Нуэво Леон Хайме Родригес и жена бывшего президента Ф. Кальдерона Маргарита Савала.

Фаворит президентской гонки, Андрес Мануэль Лопес Обрадор, определился задолго до официального начала предвыборной кампании. По данным мексиканского агентства Parametria, уже в январе 2018 г. за него были готовы проголосовать 34%, за кандидата ПНД — 23%, за представителя ИРП — 21% [21].

На решение избирателей повлияла и внутриполитическая обстановка накануне выборов. С конца 1990-х гг. в Мексике происходила трансформация политической системы из однопартийной в лице ИРП в четко оформившуюся трехпартийную, представленную ИРП, ПНД и созданной в 1989 г. в результате объединения левых сил Партией демократической революции (ПДР). За два десятилетия также произошла их идеологическая конвергенция в сторону центра. Четкие идеологические разграничения, имевшиеся в прошлом, стерлись, и большая часть мексиканских избирателей перестала видеть разницу между программами и заявлениями ведущих политических штабов, отдавая предпочтение личным качествам кандидата, включая харизму.

Растущее недовольство делало ПДР реальной альтернативой ИРП и ПНД. Однако ПДР регулярно дискредитировала себя отсутствием сплоченности, расколом и идеологическим шатанием руководства, что привело к выходу из нее многих руководящих членов. Среди них оказался и Андрес Мануэль Лопес Обрадор, создавший в 2011 г. на базе своих сторонников «Движение национального возрождения» (Морена). В программном документе новая организация заявила о себе как о левой партии и была зарегистрирована в 2014 г. Именно в этом молодом движении и в его руководителе мексиканский избиратель увидел альтернативу двум традиционным политическим силам, тем более, что ПДР уже не рассматривалась как левая партия и лишилась поддержки значительной части своего электората из-за вхождения перед выборами в коалицию с правой ПНД.

Лопес Обрадор — опытный 64-летний политик национального масштаба, начинавший карьеру в правящей ИРП. В 1988 г. он и Куаутемок Карденас, сын бывшего популярного президента страны Ласаро Карде-наса (1934—1940), сформировали внутри ИРП «Демократическое течение» (ДТ) в знак несогласия с авторитарными методами руководства. Уже на следующий год Лопес Обрадор, как и некоторые другие члены ДТ, вышел из состава ИРП и вместе с Карденасом создал ПДР на базе объединения левых сил. В 1996—1999 гг. Лопес Обрадор руководил ПДР, а с 2000-го по 2005 г. был главой правительства Федерального

округа, завоевав широкую популярность среди жителей столицы. Участвуя в президентских выборах 2006 г. в качестве кандидата от ПДР, А. М. Лопес Обрадор уступил Ф. Кальдерону менее 1% (35,31% против 35,89%). На президентских выборах 2012 г. он получил 31,7%, отстав от Э. Пенья Ньето (38,2%), но обогнав кандидата от ПНД Хосефину Баскес Мота, которая набрала только 25,4% [9]. Таким образом, Лопес Обрадор уже с 2006 г. был реальной альтернативой кандидатам от традиционных ИРП и ПНД.

На президентских выборах 2018 г. он выступал в качестве единого кандидата от коалиции «Вместе сделаем историю», куда вошли Морена, левая Партия труда (ПТ) и евангелистская партия «Социальная встреча» (ПСВ). Его главный соперник Рикардо Анайя — 39-летний юрист, бывший председатель палаты депутатов Национального конгресса (2012— 2015) и бывший председатель ПНД (2014 — 2017), баллотировался от коалиции «За Мексику впереди» в составе ПНД, ПДР и партии «Гражданское движение» [44].

Кандидат от ИРП Хосе Антонио Меаде — известный 49-летний экономист и политик, занимавший в двух последних правительствах посты министра энергетики, финансов и министра иностранных дел, — представлял коалицию «Все за Мексику», куда вошли ИРП, «Зеленая экологическая партия Мексики» и партия «Новый альянс» [26].

Центральными темами дебатов были преступность, коррупция и экономика. С точки зрения простого избирателя выступления всех кандидатов практически не отличались друг от друга. Все три партии склонялись к центру, включая Морена, которая хоть и объявляла себя левой, но старалась избегать ультралевых заявлений. Все кандидаты говорили о необходимости эффективных мер против оргпреступности и коррупции на всех уровнях власти, прибегая при этом к нападкам друг на друга и заверяя всех в своей решительности, честности и неподкупности. Позиции А. М. Лопеса Обрадора выглядели более выигрышными: являясь главой столичного правительства в прошлом, он пользовался широкой поддержкой жителей Мехико и при этом ничем себя не запятнал. А его молодую партию, еще не получившую доступа к власти, также не в чем было упрекнуть, в то время как на кандидатов от влиятельных ИРП и ПНД падала тень преступности и коррупции в период нахождения этих партий у власти.

Касаясь экономики, все претенденты заявляли, что приложат максимум усилий для процветания Мексики. Но Лопес Обрадор весьма конкретно говорил об отрицательных последствиях неолиберальной политики, о необходимости расширения внутреннего рынка, отказа от экспортоориентированной модели, зависимой от рынка США, о сохранении стратегических отраслей промышленности в руках государства, об усилении его роли как в экономике, так и в социальной сфере [15].

Во внешней политике в рамках дебатов основное внимание было уделено отношениям с США и, в частности, проблеме мигрантов. Выступления А. М. Лопеса Обрадора отличались от заявлений его оппонентов

большей решительностью и конкретикой. Незадолго до выборов, 19 июня, Лопес Обрадор опубликовал книгу под названием «Послушай, Трамп!» — сборник речей, произнесенных им во время поездки по США после инаугурации Д. Трампа. В них содержалась резкая критика заявлений последнего в адрес Мексики и было высказано стремление отстаивать права мексиканских мигрантов [38].

Растущий рейтинг Лопеса Обрадора вызывал серьезную озабоченность среди его противников внутри страны и за рубежом. Кандидаты от ИРП и ПНД объединились в нападках на него: набиравшего популярность политика обвиняли в стремлении вернуть страну в прошлое, в связях с Кремлем, который якобы мечтает превратить Мексику в плацдарм для борьбы против США и распространения своего влияния на южноамериканские страны. Особенно старались американские СМИ, которые по аналогии с ситуацией, сложившейся во время предвыборной кампании Д. Трампа, говорили о прямом вмешательстве Кремля и лично В. В. Путина в мексиканские выборы [41].

Но чем чаще и ожесточеннее нападали на Лопеса Обрадора противники, тем активнее росло число его сторонников. В начале июня за него были готовы проголосовать уже 52% опрошенных, за Р. Анайа — 26%, за Х. Меаде — 19%, а за Х. Родригеса — 3% [20]. М. Савала сошла с президентской гонки в середине мая.

Перелом в расстановке политических сил

В выборах 1 июля 2018 г. приняли участие 63% избирателей. Уже утром следующего дня, когда были обнародованы предварительные итоги, А. М. Лопес Обрадор, набравший к тому моменту 53% голосов, принимал поздравления от своих оппонентов Р. Анайи (22,5%), Х. А. Меаде (16,4%) и Х. Родригеса (5,14%) [13], а также от действующего президента Э. Пеньи Ньето. В числе первых мировых лидеров Лопеса Обрадора поздравили Д. Трамп и В. Путин, который пригласил новоизбранного президента посетить Россию, на что последний ответил согласием.

Победа Лопеса Обрадора вышла далеко за рамки его личной победы. Большого успеха на всех уровнях власти добилась и созданная им молодая партия Морена. Вслед за победой Лопеса Обрадора было объявлено о победе Клаудии Шейнмаун, которая баллотировалась от партии Морена на пост главы правительства мексиканской столицы. Она получила 47% голосов, опередив своих соперников от ИРП и ПНД, которые набрали соответственно 31% и 13% [14]. В шести штатах из девяти в борьбе за губернаторские посты победу также одержали представители Морена [6]. Альянс левых сил «Вместе сделаем историю» завоевал в конгрессе 303 депутатских места из 500 и 70 из 128 мест в сенате [36].

Завоевание внушительного, хотя и не конституционного большинства в Национальном конгрессе сопровождалось большим успехом левой коалиции и на выборах местных органов исполнительной и законода-

тельной власти [36]. Таким образом, в 2018 г. произошел коренной перелом в расстановке политических сил: левые силы, занимавшие в последние десятилетия третье место на политической сцене, перешли на авангардные позиции почти на всех уровнях законодательной и исполнительной власти.

Первые шаги новой власти

Лопес Обрадор принял присягу и официально вступил в должность главы государства 1 декабря 2018 г. Все предыдущие месяцы после утверждения результатов выборов он и его команда, исходя из предвыборных обещаний, разрабатывали законодательные инициативы для представления их в Национальный конгресс, который приступил к работе в новом составе 1 сентября 2018 г. Уже спустя 14 дней после избрания Лопес Обрадор обнародовал состоящий из 50 пунктов «План по экономии государственных средств», многие положения которого выдвигались в ходе предвыборной кампании.

Он предусматривал лишение президента республики статуса неприкосновенности, уравнивая его в правах с обычными гражданами в случае нарушения закона, включая коррупцию. Охрана президента, так называемый Президентский генеральный штаб, упразднялась в качестве самостоятельной организации, а ее функции передавались Министерству обороны. Официальная президентская резиденция Лос Пинос становилась частью столичного парка Чапультепек, местом всеобщего отдыха и культурных мероприятий. Для экономии наполовину сокращались зарплаты действующего президента и всех госслужащих высшего ранга, получающих более миллиона песо (52 тыс. долларов США) в год, которым также вменялось в обязанность декларировать приобретенное за время пребывания на госслужбе имущество и имущество ближайших родственников. Существенно сокращались численность личных секретарей, заместителей, советников и охраны госслужащих высшего ранга, количество загранкомандировок и величина суточных, а также число госслужащих до уровня министра и зам. министров, которым полагается служебный автомобиль. Вводился запрет проведения за государственный счет праздничных корпоративов, использование служебного транспорта в личных целях, прием на работу родственников и др. [29].

Чтобы успокоить частный бизнес и заручиться его поддержкой, Ло-пес Обрадор обещал проводить регулярные (раз в два месяца) встречи с ведущими предпринимателями, согласовывая с ними экономическую политику [31]. В беседах с представителями крупнейших компаний он подтвердил высказанное в ходе предвыборной кампании обещание не менять экономические и банковские законы и не национализировать предприятия, которые были приватизированы с соблюдением мексиканского законодательства, подчеркнув, что вплотную займется коррупционными схемами, использованными в ряде случаев приватизации [43].

Среди других его важных инициатив следует назвать реформу образования, гарантирующую бесплатность не только начального, но и среднего, и высшего образования [37].

В плане борьбы с оргпреступностью избранный президент предложил воссоздать Министерство общественной безопасности, ликвидированное при Пенья Ньето, которое должно координировать и направлять действия создаваемой по инициативе нового президента Национальной гвардии. Эта новая силовая структура должна формироваться из гражданских лиц, полиции, сухопутных и военно-морских подразделений для обеспечения безопасности в каждом из 32 штатов страны, подчиняясь местным властям, но действуя под руководством профессионалов и во взаимодействии с местными силами безопасности [27].

С вступлением в должность новый президент без промедления взялся за реализацию своих инициатив. Уже на четвертый день после принятия присяги он внес в Национальный конгресс поправку в Конституцию, отменяющую президентскую неприкосновенность [28]. На 24-й день после вступления в должность Лопес Обрадор провел через конгресс бюджет 2019 г., увеличивающий расходы на нужды сельского хозяйства и животноводства, развитие сельских районов, рыболовство, производство продовольствия, на университеты и экологию. Бюджет выделял дополнительное финансирование государственной нефтяной компании «Пемекс» для расширения производства и строительства нового нефтеперерабатывающего завода [16]. Во второй половине января палата депутатов утвердила закон о создании Министерства общественной безопасности и Национальной гвардии, куда должны войти 214 тыс. человек из сухопутного и 55,5 тыс. из военно-морского состава мексиканских вооруженных сил [17].

Эти законопроекты удалось утвердить, несмотря на сопротивление оказавшихся в меньшинстве оппозиционных ИРП и ПНД, опираясь на преобладающее большинство в обеих палатах конгресса представителей левых партий во главе с Морена. За законопроекты Лопеса Обрадо-ра в ряде случаев голосовали также некоторые депутаты от оппозиции и, в частности, партия «Зеленых» — давних союзников ИРП [8].

Что касается внешней политики Лопеса Обрадора то, как он заявлял, «самая лучшая внешняя политика — это политика внутренняя» [33], подчеркивая этим первостепенность для него решения внутренних проблем. Поэтому в первые месяцы правления новый президент не выступал с серьезными внешнеполитическими инициативами и лишь отвечал на внешнеполитические вызовы. Решительная предвыборная риторика сменилась общими заявлениями о приверженности основополагающим принципам внешней политики, которым всегда следовала Мексика [18]. Просматривалось стремление избегать обострения отношений с США.

Лопесу Обрадору ничего не оставалось, как примириться с условиями пересмотренного Договора о североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), которые были навязаны Дональдом Трампом правительству Пенья Ньето и подписаны буквально за день до вступления

избранного президента в должность — 30 ноября 2018 г. в Аргентине на полях проходившего там саммита G20. По новому договору Мексика лишалась дополнительных иностранных инвестиций в строительство новых сборочных предприятий и, соответственно, новых рабочих мест. Она лишалась возможности заключать торговые и финансовые сделки со странами, которых США сочтут недемократическими [22]. Выступить против только что подписанного договора и, выполняя предвыборные обещания, предпринять решительные шаги по отстаиванию интересов Мексики означало обострить отношения с США и Канадой. Поэтому Лопес Обрадор воздержался от критических заявлений по этому вопросу.

Вторая острейшая проблема в отношениях с США, которую унаследовал Лопес Обрадор, — миграционный кризис, обострившийся осенью 2018 г. в связи с караванами беженцев из центральноамериканских стран, идущих через Мексику к границе США. На требование Д. Трампа участвовать в финансировании строительства заградительной стены вдоль мексикано-американской границы предыдущее правительство Пенья Ньето ответило отказом. Оно также отказалось размещать на своей приграничной с США территории лагеря беженцев на период, пока американские власти будут рассматривать их заявления на въезд в США, поскольку это грозило Мексике огромными гуманитарными и финансовыми проблемами. Тем не менее, в 20-х числах декабря 2018 г., уже после вступления в должность Лопеса Обрадора, американские СМИ и официальные лица распространили заявление, что между США и Мексикой якобы достигнута договоренность по этому вопросу, тем самым ставя мексиканские власти перед фактом [10]. Новый министр иностранных дел Марсело Эбрард опроверг данные сообщения, заявив, что его страна «ни при каких обстоятельствах — ни де-юре, ни де-факто — не принимала статуса "третьей безопасной страны" для лиц, въезжающих на ее территорию в поисках доступа к США» [3].

Потоки центральноамериканских беженцев создают серьезные проблемы для Мексики в ее южных штатах. Чтобы ослабить напряженность, президент Пенья Ньето выдвинул в октябре 2018 г. план «Ты у себя дома». План предусматривал создание специальных поселений с обеспечением их водой, продовольствием, медпомощью, с предоставлением работы и политического убежища беженцам при условии наличия у них необходимых документов. Лопес Обрадор продолжил его реализацию. А чтобы решить проблему миграции, он выступил перед Д. Трампом с инициативой вложить за счет взносов всех заинтересованных стран 30 млрд долларов в экономическое развитие Центральной Америки [30].

Самостоятельность нового президента Мексики четко проявилась в вопросе о Венесуэле. Он не только пригласил Николаса Мадуро на свою инаугурацию, несмотря на возражения оппозиции [32], но и выступил вопреки США и странам так называемой Лимской группы против признания самопровозглашенного Хуана Гуайдо временным президентом Венесуэлы. Свою позицию Лопес Обрадор обосновывал традиционной

приверженностью Мексики «доктрине Эстрады» — бывшего министра иностранных дел, провозгласившего ее в 1930 г. Она отрицает право любого государства вмешиваться в дела других стран, определять легитимность или нелегитимность того или иного правительства и, соответственно, заявлять о его признании или непризнании, ибо на это имеет право только народ соответствующей страны [2].

Придерживаясь политики невмешательства, Лопес Обрадор не последовал за США и Группой Лимы и не выступил с осуждением правящих режимов Венесуэлы и Никарагуа, а также Эквадора и Боливии в период антиправительственных выступлений в этих странах, предложив посредническую роль Мексики между правительственными и оппозиционными силами [35].

Нейтралитет Лопеса Обрадора вызвал неоднозначную реакцию в стране. Так, бывший министр иностранных дел в правительстве В. Фокса (2000—2006 гг.) Хорхе Кастаньеда считает, что Мексика должна более решительно выступать против «авторитарных режимов» и не терять свое лицо на международной арене как защитник демократии [42].

Вряд ли можно согласиться с утверждениями Х. Кастаньеды, который упустил из виду и принцип невмешательства, и доктрину своего коллеги Хенаро Эстрады, которым традиционно придерживались все мексиканские правительства.

* * *

Впервые за всю историю Мексики к власти пришли левые силы, получившие поддержку более половины избирателей. Такой «поворот влево» — свидетельство разочарования в неолиберальных реформах, недоверия традиционным партиям, осознания того, что макроэкономические успехи и демократия не гарантируют рост благосостояния, что необходимо менять парадигму развития и коренным образом реформировать дискредитировавшие себя властные структуры.

Отстранение от власти старых партий и претензии на политическую власть малоизвестных сил и движений характерны не только для такой развивающейся страны, как Мексика, но и для некоторых развитых европейских государств (немецкая «Альтернатива для Германии», испанская «Подемос» и др.).

Это может стать примером для других стран, где, как и в Мексике, народ разуверился в традиционных партиях, их обещаниях и порядочности руководителей. Где назревшая потребность политических и социальных перемен совпадет с личными качествами, харизмой лидера нового политического движения, выступающего в качестве альтернативы старым партиям и способного объединить вокруг себя большинство избирателей независимо от их политических предпочтений.

Победу А. М. Лопеса Обрадора и его партии Морена можно расценивать как «левый поворот», но их не следует отождествлять с левыми режимами некоторых южноамериканских стран. Следует говорить об умеренном левоцентризме при полном отсутствии радикализма. По

мнению одного из крупнейших американских рейтинговых агентств Standard & Poor's Financial Services, занимающегося аналитическими исследованиями финансовых рынков, администрация А. М. Лопеса Обрадора станет расширять участие государства в экономике, но не будет предпринимать действий популистского и антирыночного характера [7].

Большим преимуществом этого политика является абсолютное, хотя и не конституционное, большинство созданного им альянса в конгрессе, что позволяет проводить в жизнь многие законы. Для конституционного большинства Лопесу Обрадору не хватает 37 голосов. Но практика первых месяцев показала, что и эти голоса его альянс может получить путем привлечения на свою сторону парламентариев мелких партий. Важна также широкая поддержка населением популярных мер нового президента, с первых дней продемонстрировавшего скромность в поведении и доходах своего кабинета и себя лично.

Тем не менее, лидеру и его команде, еще неискушенной в управлении государством, предстоит проделать огромную работу, чтобы оправдать доверие избирателей. Прежде всего это касается экономики, преступности и коррупции. Мало преодолеть сопротивление оппозиции в конгрессе: предстоит доказать эффективность принимаемых мер. Если решение вопросов, связанных с преступностью и коррупцией, главным образом зависит от мер, принимаемых новыми властями, то решение экономических проблем во многом будет зависеть от внешних факторов и в первую очередь от новых торгово-экономических условий, навязанных Д. Трампом Мексике.

«Ахиллесова пята» в отношениях с США — миграционная проблема. Новому мексиканскому президенту будет крайне нелегко переломить ситуацию, учитывая общий антимексиканский настрой его североамериканского коллеги. Кроме того, сам факт победы левых сил, пусть даже центристских, в подбрюшье у США является вызовом северному соседу, который, как известно, всегда боролся против левых правительств, особенно в Латинской Америке. Поневоле вспоминаются слова бывшего мексиканского президента Порфирио Диаса: «Мексика: как ты далеко от Бога и как близко от Соединенных Штатов».

В сфере внешней политики Мексика пока старается действовать осторожно, опасаясь обострения с США и учитывая ошибки других левых режимов в Латинской Америке. Тем не менее, судя по предвыборным заявлениям Лопеса Обрадора, можно предположить активизацию контактов с латиноамериканскими странами, более доверительные отношения с левыми режимами в Латинской Америке, развитие торговых связей с ЕС. Активизация торгово-экономических связей с Китаем будет наталкиваться на санкционное сопротивление со стороны США.

Что касается России, то новая мексиканская администрация постарается в первую очередь поддерживать уже давно сложившиеся хорошие отношения между нашими странами. Можно рассчитывать на более благожелательную позицию Мексики по отношению к России при

голосованиях в ООН и в других международных организациях. В плане торгово-экономических связей прорыва ожидать не приходится в силу зависимого положения мексиканской экономики от США и необходимости действовать с оглядкой на них.

Дальнейшие шаги нынешнего мексиканского президента продемонстрируют миру особый вариант левоцентристского правления в тяжелейших условиях внешнего экономического, политического и информационного давления.

Литература

1. Боровков А. Н., Шереметьев И. К. Мексика на новом повороте экономического и политического развития. М. : ИЛА РАН, 1999.

2. Доктрина Эстрады. — https://studopedia.ru/12_218086_doktrina-estradi.html (дата обращения: 06.02.2019).

3. Кудеярова Н. Ю. Караван мигрантов: кризис региональной системы миграционного регулирования // Iberoamérica (MoscU). 2019. № 1 (на исп. яз.).

4. Мексика: парадоксы модернизации // отв. ред. В. М. Давыдов. М. : ИЛА РАН, 2013.

5. Современная организованная преступность в Латинской Америке и странах Карибского бассейна / отв. ред. Б. Ф. Мартынов. М. : Весь мир : ИЛА РАН, 2017.

6. AMLO gana y MORENA se lleva 6 gobernaturas segun tendencias. — https://www.youtube.com/ watch?v=_zygPkTR9GY (дата обращения: 08.07.2018).

7. AMLO reforzara rol del Estado en la economía, sin políticas «populistas y antimercado», confía S&P. — https://www.proceso.com.mx/541915/amlo-reforzara-rol-del-estado-en-la-economia-sin-politicas-populistas-y-antimercado-confia-sp (дата обращения: 10.07.2018).

8. AMLO no esta feliz con como quedo la Guardia Nacional, quiere que fuerzas armadas intervengan en seguridad. — https://vanguardia.com.mx/articulo/amlo-no-esta-feliz-con-como-quedo-la-guardia-nacio-nal-quiere-que-fuerzas-armadas (дата обращения: 17.01.2019).

9. Andres Manuel Lopez Obrador. — https://en.wikipedia.org/wiki/Andres_Manuel_Lopez_Obrador (дата обращения: 10.01.2018).

10. Caravana de migrantes: Mexico acepta dar refugio a los que soliciten asilo en Estados Unidos. — https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-46641649 (дата обращения: 08.01.2019).

11. CEPAL. Anuario Estadístico de America Latina y el Caribe 2015, pp. 112, 114; CEPAL. Balance Preliminar de las Economías de America Latina y el Caribe 2011, 2012, 2013, 2015, 2017.

12. Cinco casos de corrupción que marcaron la administración de Peña Nieto. — http://www.sinem-bargo.mx/06-09-2017/3302123 (дата обращения: 22.05.2018).

13. Cinco frases del discurso de victoria de Lopez Obrador que tienes que escuchar // Excelsior. 2018. 03.07. — https://www.univision.com/temas/elecciones-mexico-2018 (дата обращения: 03.07.2018).

14. Claudia Sheinmaun se convierte en la primara jefa de gobierno // Excelsior (Mexico). 2018. 03.07.

15. Claves del primer debate presidencial en Mexico // El País. 2018. 18.04. — https://elpais.com/inter-nacional/2018/04/16/mexico/1523898908_316373.html (дата обращения: 10.05.2018).

16. Congreso mexicano aprueba el primer Presupuesto de Lopez Obrador // El País. 2018. 24.12. — https://elpais.com/internacional/2018/12/24/mexico/1545638508_491137.html (дата обращения: 03.01.2019).

17. Creacion de Guardia Nacional avanza en Congreso de Mexico. — https://www.hispantv.com/noti-cias/mexico/409053/amlo-guardia-nacional-congreso (дата обращения: 25.01.2019).

18. Cuatro principios de AMLO para politica exterior. — https://www.unotv.com/noticias/portal/na-cional/detalle/los-tres-principios-de-amlo-para-politica-exterior-384472/ (дата обращения: 10.12.2018).

19. Elecciones federales en México de 2018. — https://es.wikipedia.org/wiki/Elecciones_federales_en_ Mexico_de_2018 (дата обращения: 15.08.2018).

20. Encuesta de ayer. — https://www.youtube.com/watch?v=cN3Bt8oCo2A (дата обращения:

07.06.2018).

21. Entrevista con Francisco Abundis, director de PARAMETRÍA. — https://www.youtube.com/ watch?v=UHDP1waRVuI (дата обращения: 10.02.2018).

22. EE UU podra vetar en el nuevo TLC acuerdos comerciales de Mexico o Canadá con China. — https://el-pais.com/internacional/2018/10/03/actualidad/1538582361_899682.html (дата обращения: 20.11.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Estas son las propuestas de los candidatos. — https://actualidad.rt.com/actualidad/261779-violencia-mexico-delincuencia-propuestas-aspirantes-presidenciales (дата обращения: 17.05.2018).

24. INEGI, Cuadro Resumen. — http://www3.inegi.org.mx/sistemas/temas/default.aspx?s=est&c= 25433&t=1 (дата обращения: 02.10.2017).

25. Jesus Silva Herzog. La situación económica y financiera de Mexico // FCA UNAM. — https://www. downlossless.net/videos/la-situacion-economica-y-financiera-de-mexico-jesus-silva-herzog-fca-unam-55b6h5y5e6d5l4m4k445c5.html (дата обращения: 16.12.2017).

26. Jose Antonio Meade. — https://en.wikipedia.org/wiki/Jose_Antonio_Meade (дата обращения: 10.05.2018).

27. Lopez Obrador creara una Guardia Nacional con soldados, marinos y policías. — https://www. defensa.com/mexico/lopez-obrador-creara-guardia-nacional-soldados-marinos-policias (дата обращения:

27.01.2019).

28. Lopez Obrador elimina la inmunidad presidencial de la Constitucion mexicana. — https://www. telam.com.ar/notas/201812/311808-lopez-obrador-elimina-la-inmunidad-presidencial-de-la-constitu-cion-mexicana.html (дата обращения: 10.12.2018).

29. Lopez Obrador y gabinete revisan plan de austeridad. — https://www.excelsior.com.mx/nacional/ lopez-obrador-y-gabinete-revisan-plan-de-austeridad/1252291(дата обращения: 10.01.2019).

30. Lopez Obrador plantea a Trump un proyecto para evitar mas caravanas de migrantes. — https:// www.excelsior.com.mx/nacional/lopez-obrador-plantea-a-trump-un-proyecto-para-evitar-mas-caravanas-de-migrantes/1272801 (дата обращения: 30.10.2018).

31. Lopez Obrador sorprende con su consejo asesor empresarial // El País. 2018. 16.11. — https://elpais. com/internacional/2018/11/16/actualidad/1542330021_375162.html (дата обращения: 20.11.2018).

32. Mantiene invitacion a Maduro // Excelsior. 2018. 21.11.

33. Mejor política exterior es la interior: AMLO. — https://www.sdpnoticias.com/nacional/2018/05/20/ la-mejor-politica-exterior-es-la-interior-amlo (дата обращения: 25.09.2018).

34. «Mexico esta creciendo como nunca»: Peña Nieto presenta el informe de su quinto año de Gobierno. — https://actualidad.rt.com/actualidad/248804-mexico-nieto-presentar-quinto-informe-gobierno (дата обращения: 10.11.2017).

35. Mexico se ofrece como mediador en Venezuela y Nicaragua. — https://actualidad.rt.com/ actualidad/302242-mexico-mediador-situacion-venezuela-nicaragua (дата обращения: 25.01.2019).

36. Mexico se tiñe de guinda; Morena conquista congresos, gobernaturas y alcaldias // Excelsior. 2018. 04.08. — https://www.excelsior.com.mx/nacional/mexico-se-tine-de-guinda-morena-conquista-congresos-gubernaturas-y-alcaldias/1249811 (дата обращения: 07.07.2018).

37. Nueve puntos para entender la nueva reforma educativa de AMLO // Nacion. 2019. 15.02. — https:// www.nacion321.com/gobierno/9-puntos-para-entender-la-nueva-reforma-educativa-de-amlo (дата обращения: 15.02.2019).

38. Oye Trump, nuevo libro de AMLO. — http://www.unomasuno.com.mx/oye-trump-nuevo-libro-de-amlo/ (дата обращения: 10.05.2018).

39. ¿Por que Mexico reconoce a Maduro como presidente a diferencia de la mayoría de países americanos? — https://rpp.pe/mundo/latinoamerica/nicolas-maduro-por-que-mexico-lo-reconoce-como-presi-dente-a-diferencia-de-la-mayoria-de-paises-americanos-noticia-1178014 (дата обращения: 05.02.2019).

40. Primer_Informe_de_Enrique_Peña_Nieto. — https://es.wikipedia.org/wiki/Primer_Informe_de_En-rique_Peña_Nieto (дата обращения: 20.08.2017).

41. Putin interfiere en las elecciones de Mexico. — https://www.youtube.com/watch?v=zXBomWbZJ98 &list=PLUZ18WKzptBLsFG3BrUV1vFylCbt_nCqz&index=5&t=0s (дата обращения: 25.05.2018).

42. Retroceso exterior de Mexico // El País. 2019. 28.01. — https://elpais.com/elpais/2019/01/25/opin-ion/1548441758_092877.html (дата обращения: 01.02.2019).

43. Reuniones de AMLO con empresarios // El Universal. 2018. 09.11. — https://www.eluniversal.com. mx/mario-maldonado/cartera/economia/las-reuniones-de-amlo-con-empresarios (дата обращения: 20.11.2018).

44. Ricardo Anaya Cortes. — https://es.wikipedia.org/wiki/Ricardo_Anaya_Cortes (дата обращения: 10.05.2018).

45. Rodrigues Roberto Gutierrez : Los límites de la política social durante el sexenio de Peña Nieto. — https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1665952X16300159 (дата обращения: 05.11.2017).

46. Transparency International. The Corruption Perceptions Index 2017. — https://www.transparency. org/news/feature/corruption_perceptions_index_2017 (дата обращения: 02.04.2018).

47. Yakovlev P. «Efecto Trump» y America Latina // Iberoamerica (Moscú). 2017. № 1 (на исп. яз.). ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.