УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ НЕФТЯНОЙ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИЕЙ
М. Бар, Ф.В. Хорошилое
управление, субъекты управления, социальный институт, социализированное агентство, транснациональная корпорация, системность
Российский социальный институт хозяйствования находится на этапе очередного кризиса как и весь социум. Как долго и как успешно будет продолжаться данный процесс зависит от многих факторов. В современной глобальной экономике невозможно игнорировать факт увеличения активности прогресса со стороны крупного бизнеса. Субъектом крупного бизнеса в современной глобальной экономике являются транснациональные корпорации.
Изучение практического положительного опыта развития того или иного социального института, той или иной производственнокоммерческой структуры в системе общественного воспроизводства позволяет в перспективе сократить путь от кризиса к прогрессу.
Таким образом, возникает необходимость и возможность использования зарубежного опыта организационно-управленческого взаимодействия различных уровней системного управления нефтяной транснациональной корпорации в системе обеспечения национальной безопасности государства.
Наиболее любопытен в этой связи опыт системы нефтяного производства США, в котором самым непосредственным образом получила отражение концепция социально-ориентированного производства. Кроме того, опыт Соединенных Штатов интересен еще и спецификой взаимодействия государства с нефтяными транснациональными корпорациями американского и не американского происхождения.
Нефтяные компании, действующие на территории Соединенных Штатов, не владеют месторождениями как землей. Подобный подход препятствует чисто территориальной аннексии и позволяет государству отстаивать свои интересы в решении проблем национальной безопасности. Земля в США принадлежит либо государству, либо частному лицу, или индейскому племени. Компания для того, чтобы добывать нефть, может купить землю с разрешения государства, даже если частное лицо априори согласно ее продать. Однако такая покупка, как правило, слишком дорога и нерентабельна, поэтому чаще всего земля берется в аренду, опять же с разрешения государства или штата. В случае, когда частное лицо отдает свою землю в концессию какой-либо нефтяной компании, автоматически данная земля попадает в контрольно-ревизионном плане под юрисдикцию государства, либо федерального правительства или правительства Штата.
В целом субъект государственного управления, обеспечивая национальную безопасность государства, реализует свою функцию взаимодействия с транснациональной корпорацией, используя следующие механизмы:
• налоговую систему: Федеральный налог и налог Штата;
* установление лимита роста цен, а так же лимита ее (цены) падения;
• через арендную плату;
* установление норм развития производства в соответствии с нормами безопасного труда и охраной окружающей среды;
• государственные заказы на ту или иную продукцию нефтяного производства;
* государственную систему транспортировки нефти государственными трубопроводами:
• вхождение в правление компаний за счет наличия определенного пакета акций;
* законотворческую деятельность.
Одним из самых важных социализированных агентств процесса взаимодействия государства и нефтяной корпорацией в системе обеспечения национальной безопасности являются комитеты здравоохранения и охраны окружающей среды, создаваемые федеральным правительством и правительствами Штатов.
Данные социализированные агентства имеют право сокращения или даже закрытия любого нефтяного производства, если оно не отвечает нормам безопасности труда, или не соответствует определенным нормам охраны окружающей среды.
Социализированные агентства государства в системе обеспечения национальной безопасности, как правило, не вмешиваются в производственно-коммерческую деятельность нефтяного предприятия на уровне директивного планирования или авторитарного управленческого воздействия.
Однако при составлении стратегических планов производственного развития того или иного нефтяного предприятия в составе транснациональной корпорации обязательно согласование данного плана со стратегическими планами развития региона, штата, государства, то есть того географического места, где локализует работу то или иное нефтяное предприятие.
Более того, государство для повышения эффективности взаимодействия государственных социализированных агентств и транснациональных корпораций в системе обеспечения национальной безопасности предусмотрело и приняло ряд законодательных актов, регулирующих деятельность нефтяных предприятий в составе транснациональной корпорации на междуштатном уровне [1].
27 августа 1935 года Конгресс США одобрил создание “Interstate Oil Compact Commission", которая в сотрудничестве с руководящими органами штатов регулировала взаимодействие властно-управленческих структур с управленческим аппаратом нефтяного предприятия, действующего на территории нескольких штатов. "Minerals Management Service (MMS)" подтверждал права государства на землю при ее приобретении или взятии в аренду нефтяным предприятием.
"Federal Hot Oil Act" признавал нелегальной частную транспортировку нефти нефтяным предприятием через Штаты без разрешения федерального правительства.
Используется и налоговый механизм как пример взаимодействия государства и транснациональных корпораций в системе обеспечения национальной безопасности.
Налоговый механизм для нефтяной корпорации базируется на проценте с совокупной прибыли каждого производственного звена, входящего в систему корпорации после вычета затрат, не подлежащих налогообложению. Общий процент налога не должен превышать 50% от чистой прибыли той части нефтяной транснациональной корпорации, которая физически находится на территории Соединенных Штатов.
'Tax Reduction Act" принятый в 1975 году позволяет уменьшать налогооблагаемый доход и сам процент налога в зависимости от объема услуг, предоставляемых данным нефтяным предприятием своим работникам и социальной сфере местного Штата.
Суммируя механизм взаимодействия государства и нефтегазовых транснациональных корпораций в системе обеспечения национальной безопасности как внешнего уровня системного управления, можно выделить следующие основные составляющие: законотворческая и налоговая деятельность государства в области энергетики, включающая следующие основные направления деятельности, призванные обеспечить национальную безопасность при взаимодействии с транснациональными нефтегазовыми корпорациями.
20 апреля 2003 года Комиссия Сената по энергетике и ресурсам приняла законодательный акт, определяющий политику государства при взаимодействии с крупным нефтегазовым бизнесом, предусматривающий:
• увеличение энергетической эффективности Штата, на территории которого расположены производственные мощности корпорации на 20%:
• организация государственных служб, обеспечивающих контроль за эффективной утилизацией отходов и продуктов сопутствующего нефтегазового производства:
• учреждение грантов, стимулирующих развитие нефтегазового производства в экономически отсталых сельскохозяйственных районах и в районах с высоким уровнем безработицы:
• формирование государственных фондов Штатов для выплаты премий нефтегазовым предприятиям, стремящимся использовать прогрессивные технологии, увеличивающие эффективность производства с минимальным ущербом для окружающей среды;
• обеспечение энергетической эффективности общественных зданий.
Кроме вышеизложенного акта Энергетическая Комиссия Сената принимает постановление о поощрении развития альтернативного энергетического производства, включающее следующие направления:
• создание фондов, стимулирующих развитие альтернативной энергетики {вода, ветер, атом и т.д.), привлекая для участия и для учреждения транснациональные нефтегазовые корпорации;
• обеспечение долгосрочного координированного планирования развития альтернативной энергетики;
• использование льготного лицензирования и рент для компаний, интегрирующихся в области альтернативной энергетики;
• применение Штатами как минимум 7,5% альтернативной газу и нефти энергии от общего уровня энергии, потребляемой определенным Штатом;
• предоставление грантов, стимулирующих разработку углеродных месторождений;
• учреждение грантов, стимулирующих переработку древесины для развития биоэнергетики.
Второй аспект взаимодействия государства и транснациональной нефтегазовой корпорацией заключается в лизинговой или рентовой политике государства.
"Нефтяные компании, получающие миллионы долларов от добычи нефти из федеральных земель, обязаны платить за данную привилегию правительству Соединённых Штатов." [2].
Примерно 564 миллиона акров федеральных земель попадает под государственную юрисдикцию Бюро по управлению землей (Bureau of Land Management (BLM)). Вся подобная земля квалифицирована как земля, пригодная для разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений.
Бюро является тем самым социализированным государственным агентом или субъектом внешнего уровня системного управления нефтегазовой корпорацией, который регулирует вопросы сдачи подобной земли в аренду. С 1982 года прибыль от арендной платы для государства составила примерно 127 миллиардов долларов.
Потенциально любой взрослый гражданин Соединённых Штатов Америки может взять газонефтеносную землю в аренду, однако, в реальной экономической ситуации не многие крупные предприятия имеют достаточно финансовых средств для участия в аукционе
на аренду подобных земель. Именно в результате высокой арендной (лизинговой) платы почти вся арендованная нефтегазоносная земля находится во владении транснациональных нефтегазовых корпораций.
Для обеспечения большего контроля со стороны государства, срок аренды или концессии ограничен 10 годами. Однако аренда может быть продлена на следующие 10 лет без аукциона при условии, что корпорация не только занимается добычей нефти и газа, но и обеспечивает развитие данного конкретного региона. Под развитием подразумеваются следующие действия корпорации:
• создание и развитие производства нефтегазового и сопутствующего на территории конкретного Штата;
• развитие социальной инфраструктуры, включая инвестирование в здравоохранение, образование, науку, культуру, разработку альтернативных видов энергии;
• развитие коммуникативной инфраструктуры, включая дороги, мосты, телефонные линии;
• обеспечение сохранности окружающей среды.
Государство через свое социализированное агентство как субъекта внешнего уровня системного управленческого взаимодействия с транснациональной нефтегазовой корпорацией определяет четыре типа платы за землю, сдаваемой в концессию (аренду).
1. Бонус. Сдача в аренду нефтегазоносной земли осуществляется на аукционной основе. Компания, способная заплатить наибольший бонус за предложение аренды, выигрывает право на концессию.
2. Арендная плата. Правительство устанавливает арендную плату и порядок её выплаты на момент, когда определённая компания выигрывает право на концессию. Арендная плата за землю фиксированная и составляет 1.5 доллара США за 1 акр первые 5 лет и 2 доллара - США следующие пять лет.
3.Minimum Royalties. Данный платёж производится из расчета на 1 акр и платится до тех пор, пока производство превышает минимальный дополнительный платеж за 1 акр, установленный государством по-разному в зависимости от качества сдаваемой в аренду земли.
4. Royalties. Данный платеж начинает взиматься после начала добычи и составляет 12,5% от объёма добычи в налоговых зонах (onshore) и 16.5% в безналоговых зонах (offshore).
После получения всех разрешений и утверждения комплексного плана разработки земли, компания может начинать добычу нефти и газа.
Одним из важнейших элементов взаимодействия государства и нефтегазовой транснациональной корпорацией в системе обеспечения национальной безопасности является механизм распределения дохода, полученного государством от сдачи в концессию (аренду) нефтегазоносной земли.
На примере Соединённых Штатов Америки целесообразно выделить основные направления распределения полученных от корпорации средств и обеспечивающих в конечном итоге стабилизацию системы национальной безопасности государства.
5.Оффшорные Земли (Offshore Lands). Доход с оффшорных (безналоговых) земель аккумулируется Генеральным Фондом Государственной Сокровищницы (General Fund of the Treasure). Высший законодательный орган Соединённых Штатов Америки - Конгресс - определяет, какая сумма от полученных средств должна быть вложена в специальный Фонд по консервации водных и земельных ресурсов для обеспечения стратегической безопасности и независимости государства.
6. Штаты, предоставляющие оффшорные земли, получают 27% от дохода с земли, находящейся в пятикилометровой зоне от границы Штата.
7.Общественная локальная земля (земля Штата) (Public Domain Lands). Штаты получают 50% от дохода с аренды внутри границ данного Штата. Исключение составляет Аляска, получающая 90%.
8.40% от получаемого дохода Штат направляет в Рекламационный Фонд (Reclamation Fund), который управляется Рекламационным Бюро Штата. В свою очередь, Бюро использует полученные финансовые средства для стабилизации и развития экономикосоциальной среды Штата, включая развитие альтернативных видов энергообеспечения.
9.10% от полученного дохода Бюро направляет в Генеральный Фонд Государственной Сокровищницы.
10. Присоединённые Земли (Acquired Lands). Распределение доходов с аренды присоединённых земель различается в зависимости от типа такой земли. 75% от дохода с аренды общегосударственных лесных и степных земель поступает в Генеральный Фонд Государственной Сокровищницы. Штат, в пределах которого располагаются общегосударственные лесные и степные массивы, получает оставшиеся 25%.
11. Доход от аренды земель, управляемых Инженерным подразделением армии США, распределяется иначе. 75% поступает в местный бюджет Штата, тогда как оставшиеся 25% поступают в Государственную Сокровищницу. Примером таких земель могут служить земли, отданные в распоряжение американской армии по постановлению акта по Контролю Наводнений (Flood Control Act).
12. Земли американских индейцев (American Indian Lands). Процентное распределение дохода идентично с распределением дохода от земель, управляемых армией США [2].
Подводя итог, следует выделить два основных подхода взаимодействия государства и нефтегазовых транснациональных корпораций в системе обеспечения национальной безопасности;
• первый, когда государство осуществляет контроль и управленческое воздействие на бизнес-корпорации извне за счет законодательной базы, налоговой системы, контроля земли и концессии;
• второй, когда государство является субъектом управления транснациональной нефтегазовой корпорацией и через своих представителей в совете директоров корпорации осуществляет непосредственное воздействие на глобальную и локальную рыночную стратегию корпорации в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Introduction to oil and gas production. - Dallas: American Petroleum Institute, 1992. - 80 p.
2. Epstein Lita.Jaco C.D., Iwersen-Neimann JulianneC. The Politics of Oil. - Indianapolis: Alpha Books, 2003. - 311 p.