УДК 378.4(73)
DOI: 10.28995/2073-6339-2023-2-126-133
Американские колледжи: история и современность
Рецензия на книгу: Кубышкин А.И.
Город и Мантия: Американский университет в структуре гражданского общества. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. 280 с.
Илья А. Соков Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия, [email protected]
Для цитирования: Соков И.А. Американские колледжи: история и современность. [Рец.]: Кубышкин А.И. Город и Мантия: Американский университет в структуре гражданского общества. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. 280 с. // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2023. № 2. С. 126-133. DOI: 10.28995/2073-6339-2023-2-126-133
American colleges. Past and present
Book review: Kubyshkin A.I. Gorod i Mantiya: Amerikanskii universitet
v strukture grazhdanskogo obshchestva [Town and Gown. The American university in the structure of civil society]. Saint Petersburg: the Publishing House of A.I. Herzen State Pedagogical University, 2021. 280 p.
Ilya A. Sokov
Volgograd State University, Volgograd, Russia, [email protected]
For citation: Sokov, I.A. (2023), "American colleges. Past and present. [Book review]: Kubyshkin A.I. Gorod i Mantiya: Amerikanskii universitet v strukture grazhdanskogo obshchestva [Town and Gown. The American university in the structure of civil society. Saint Petersburg: the Publishing House of A.I. Herzen State Pedagogical University, 2021. 280 p.", RSUH/ RGGUBulletin. "PoliticalScience. History. International Relations" Series, no. 2, pp. 126-133, DOI: 10.28995/2073-6339-2023-2-126-133
© Соков И.А., 2023 "Political Science. History. International Relations" Series, 2023, no. 2 • ISSN 2073-6339
Сначала несколько слов об авторе рецензируемой монографии.
Александр Иванович Кубышкин - родоначальник научных исследований стран Североамериканского континента в Волгоградском государственной университете с 1995 по 2009 г. В этом университете он создал исследовательский центр «Американа» и школу американистов, многие из которых продолжают трудиться как в ВолГУ, так и в ведущих вузах России, институтах РАН и за рубежом. Его многолетний интерес к проблемам университетского образования в России, США и Канаде реализовался в многочисленных публикациях волгоградского периода и за 2009-2022 гг. уже в качестве профессора Санкт-Петербургского государственного университета.
Новая монография «Город и Мантия» - это успешный проект его научных интересов. Четверть века, как пишет сам автор монографии в предисловии, непосредственного знакомства «с более 100 университетами и колледжами в Соединенных Штатах и Канаде ...в качестве приглашенного профессора и стипендиата программ У. Фулбрайта, Дж. Кеннана в ведущих университетах США и в скромных региональных колледжах» [Кубышкин 2021, с. 16-17] позволили хорошо изучить современную структуру высшего образования в Америке, понять основные аспекты развития и совершенствования модели американского университета, узнать и оценить проблемы взаимоотношений университетов со структурами гражданского общества.
Научная значимость монографии заключается в возможности ее использования в качестве дополнительного учебного источника по образовательным курсам: «Зарубежное регионоведение», «Новейшая история США», «Комплексная характеристика стран Североамериканского региона», «История и культура стран Северной Америки» и другим элективным курсам российских университетов.
Монография состоит из шести глав, введения, раздела «Вместо заключения» и значительного списка источников и литературы (22 страницы) по теме исследования на русском и английском языках. Предисловие написано на русском языке Блэром А. Рублом, почетным научным сотрудником Международного центра ученых им. Вудро Вильсона, Вашингтон, округ Колумбия.
Американские колледжи и университеты в колониальную эпоху и первые годы независимости (глава 1) - это исторический экскурс начального этапа развития высшего образования в Америке, когда «смысл выражения "Город и Мантия" (Town and Gown) в Америке заключался не только в противопоставлении (как это было в истории европейских средневековых университетов), но и во взаимозависимости города и колледжа» [Кубышкин 2021, с. 30].
Другими словами, в триаде город - церковь - колледж, как утверждает автор, в становлении американских университетов церковь играла второстепенную роль, хотя «за исключением Гарварда все колониальные колледжи в Америке возглавлялись священнослужителями» [Кубышкин 2021, с. 30]. В дальнейшем, особенно при создании "Land Grant Colleges", развитие «высшего образования в понимании местных и федеральных властей должно быть подчинено прежде всего нуждам региональных общин» [Кубышкин 2021, с. 50]. Именно возможностями и нуждами региональных общин объясняется появление двух моделей кампусов.
Современный этап развития американского высшего образования (глава 2), по мысли автора, определяют две тенденции: «сохранение своего лидирующего положения в мире в условиях глобализации» и проведение «глубокой трансформации» университетской модели [Кубышкин 2021, с. 76] в условиях «перманентного кризиса современного американского университета» [Кубышкин 2021, с. 77].
Кризис многосоставной и включает: кризис численности, кризис финансирования, кризис функциональной пригодности университетских программ и кризис так называемой новой первоочередности с его дилеммой, обозначенной Дж. Перкинсом: в чем ценность университета [Кубышкин 2021, с. 87].
Между тем автор монографии убежден, что дискуссия о преодолении кризиса американского высшего образования «сосредоточилась вокруг идеи целесообразности сохранения традиции классического персонифицированного образования, основанного на диалоге учителя и ученика и дополненной мощным современным инструментарием для создания системы непрерывного образования на протяжении всей человеческой жизни» [Кубышкин 2021, с. 89]. (От себя можно добавить: важно, чтобы диалог с учеником проводил не представитель ЛГБТ или других подобных маргинальных меньшинств, защиту которых гипертрофированно в США вывели на государственный уровень.)
Проблемы социальной и общественной активности обитателей американских кампусов анализируются в главе 3. Автор отмечает существенные изменения за прошедшие 50-60 лет как в студенческом политическом активизме, так и новой политкорректности, которая, по существу, приводит «к выхолащиванию содержания и художественной значимости в гуманитарных трудах» [Кубышкин 2021, с. 128]. Кроме того, распространение в академической среде «внутренней цензуры при всех благих намерениях энтузиастов тотального вербального, смыслового и поведенческого контроля неизбежно приводит к обострению как межличностных конфликтов (а их в кампусах насчитывают десятками, если не сотнями),
так и переоценке базовых принципов образования и социальной и культурной практики» [Кубышкин 2021, с. 128].
Что же касается контекста «город и мантия», то «меняется и отношение общества к высшему образованию, которое теперь рассматривается как преимущественно частное, а не общественное благо. Стоимость полученных знаний оплачивается потребителем (студентом), и, таким образом, обучение окончательно приобретает характер еще одной торговой трансакции, а научное исследование исключительно как продукт, а не деятельность, связанная с постижением научной истины» [Кубышкин 2021, с. 123].
В главе 4 автором рассматриваются «наиболее существенные компоненты американской университетской системы и их соответствие нынешним запросам американского общества» [Кубышкин 2021, с. 154].
Можно согласиться с автором монографии, что определяющим фактором американского высшего образования является его сравнительная доступность за счет возможности учебного кредита сроком до 30 лет, при условии, что в США «именно уровень образования определяет (последующую. - И. С.) стоимость трудовой деятельности» [Кубышкин 2021, с. 156] и систем поддержки учащихся на национальном уровне (Пелл грантс) и уровне штатов «по дополнительным программам помощи получения высшего образования» [Кубышкин 2021, с. 157].
Безусловной отличительной чертой современной американской университетской системы является наличие возможности для получения высшего образования взрослым. Как утверждает автор монографии: «Почти 1800 вузов в США (практически половина из всех ныне действующих) предлагают разнообразные учебные программы для взрослых» [Кубышкин 2021, с. 158] на льготной или бесплатной основе в зависимости от американского штата на курсах до 4 недель и на платной в общественных 4-годичных колледжах.
Что касается условий поступления и дальнейшего процесса обучения в американских колледжах, описанных в монографии (Кубышкин 2021, с. 162-170), то многое из этого уже перенято российской системой высшего образования, но почему-то в России принято называть ее «Болонской системой», к которой в российском научном сообществе сейчас много критических вопросов.
С этим согласен и автор монографии: «...опыт реформ также доказывает, что автоматическое внедрение американских учебных технологий в России в большинстве случаев не работает в силу слишком значительных различий в мотивации, психологии, социальном и материальном положении студентов и преподавателей.
Во многом поэтому американская и российская университетские модели не взаимозаменяемы» [Кубышкин 2021, с. 172]. От себя добавим, что российское послевузовское образование (аспирантура и докторантура) еще больше имеет различий с американской системой Ph.D.
Автор монографии указывает, что «уровень подготовки многих выпускников американских колледжей продолжает вызывать вопросы» [Кубышкин 2021, с. 172]. В этой связи уровень подготовки американских и российских выпускников в целом больше сравнялся, особенно это заметно в региональных вузах. Конечно же, объяснять это только переходом на «Болонскую систему» было бы упрощенчеством.
Глава 5 монографии посвящена преподавателям высшей школы США. Их деятельность значительно отличается от подобной в российских университетах: большей горизонтальной мобильностью в начале карьеры и вертикальной мобильностью с получением постоянной должности (tenure), имея определенные достижения в науке и преподавании. Но безотносительно стажа, подчеркивает автор монографии, «каждый американский профессор, как правило, имеет отдельный офис и нередко отдельное рабочее место в библиотеке, компьютер, телефон, множительную технику и факс, право получить бесплатную копию любой книги по специальности и т. д.» [Кубышкин 2021, с. 188].
Довольно большую выдержку (на четыре страницы) Александр Иванович приводит из книги Захария Карабелла о собирательном образе «американского профессора». Между тем эта книга заслуживает того, чтобы ее прочел каждый, кто интересуется успехами и проблемами университетского образования США [Karabell 1999].
В этой же главе автор делает подробный обзор заработной платы и других привилегий (бонусов) в американских колледжах. Интересно отметить, что в США контракт с преподавателем заключается на 9-10 месяцев, так как «в летние месяцы, когда занятия проводятся в рамках так называемых летних программ (Summer spools) - плата назначается дополнительно» [Кубышкин 2021, с. 201]. Перенятая же от американцев норма в российских вузах по заключению ежегодных контрактов несет в себе другой посыл, а с учетом нехватки ППС, особенно в региональных университетах, -по существу, не работает.
К этому можно добавить, что если проблема соперничества, которую в США именуют «крысиными бегами» (rat race), российскому преподавателю университета еще не грозит, то американский лозунг «Публикуйся или умри» (Publish or Perish) уже везде привязан к требованиям эффективного контракта.
Благодушный раздел главы 5 монографии «"Свой среди чужих...": или Российский профессор в интерьере американского университета» с позиций сегодняшнего дня вызывает больше недоверия и сочувствия к тем, кто в одночасье может стать «вражеским иностранцем», если помнить историю ХХ в.
В главе 6 автор монографии анализирует «взаимосвязь формирования интеллектуальной элиты с одним из важнейших общественных институтов США - университетом, их взаимовлияние, а также практические результаты взаимодействия интеллектуальной элиты с деятельностью и функциональной направленностью американского университета», хотя как читатель я ожидал, что последняя глава будет посвящена «обратной связи» - интеллектуального воздействия колледжа, особенно колледжей свободных искусств, на общественное сознание, по известному лозунгу - «сейте разумное, доброе, вечное», перечень инициатив по улучшению самого американского общества.
Конечно же, можно принимать или не принимать утверждение, что «Соединенные Штаты - страна, в целом, с сильными антиинтеллектуальными традициями, а глубокие культурные европейские традиции так и не пустили здесь прочных корней» [Кубышкин 2021, с. 201], но хотелось бы знать позицию, если не действия американского кампуса и профессуры, на «войну с памятниками» прошлой истории США, реакцию на проблему "anchor baby" и Black Lives Matter, на пресловутую политкорректность, которая тоже, по сути, расистская.
Судите сами, если в Америке говорят: президенты Рональд Рейган и Джо Байден - американцы ирландского происхождения, то Барак Обама - президент-афроамериканец.
Затем хотелось бы понять, как «университетское ученое братство» относится к разделению понятия «гендер» на биологическое и социальное в американском обществе?
Почему противостояние двух основных политических партий в США не только может парализовать работу американского правительства, но и вызывает грубые нарушения либеральной демократии?
Поэтому, на взгляд рецензента, глава 2 монографии является не только центральной, но и самой сильной, так как не только определяет глубинные причины кризиса в американском образовании, но и помогает понять степень снижения влияния университетской среды на состояние американского общества в целом.
Из краткой характеристики американского университета «эпохи Трампа», президентский период которого вряд ли можно именовать «эпохой», и автор монографии коснулся ее только в
финале, следует логический вывод, что американская система университетского образования, в том числе, конечно же, и колледжей «свободных искусств», обращена «вовнутрь себя» на воспроизводство высококлассных специалистов-профессионалов и вряд ли способна содействовать разрешению общественных и политических проблем самого американского общества.
Особо хочется отметить безусловную удачу монографии - дорожные «живые заметки» автора о его пребывании в г. Гриннелл штата Айовы как письма в Россию. Хотя, мне как рецензенту, получившему в подарок опубликованную монографию от Александра Ивановича 25 октября 2021 г. (а написана она была, судя по предисловию, в конце 2018 г.), в январе 2023 г. «живые заметки» кажутся посланием из зазеркалья - настолько мир изменился с тех пор. Невольно я задаюсь вопросом: как там сейчас в Гриннелле, по-прежнему для русского профессора может «утро начинаться с чашки свежего кофе и свежего номера "Нью-Йорк Таймс", затем полтора часа диалога с умными и заинтересованными студентами, потом консультации и встречи - они еще только начались и впереди предстоит много любопытного»? [Кубышкин 2021, с. 23].
Рецензент, как и автор, считает, что «время покажет, насколько новая университетская интеллектуальная элита будет способна адекватно ответить на внутриполитические и социальные вызовы, с которыми Соединенные Штаты столкнулись в эпоху кризиса неолиберального глобалистского проекта» [Кубышкин 2021, с. 246].
Литература
Кубышкин 2021 - Кубышкин А.И. Город и Мантия: Американский университет в
структуре гражданского общества. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. 280 с. Karabell 1999 - Karabell Z. What's college for? The struggle to define American higher education. N.Y.: Basic Books, 1999. 320 p.
References
Karabell, Z. (1999), What's college for? The struggle to define American higher education,
Basic Books, New York, USA. Kubyshkin, A.I. (2021), Gorod i Mantiya: Amerikanskii universitet v strukture grazhdan-skogo obshchestva [Town and Gown. The American university in the structure of civil society], RGPU imeni A.I. Gertsena, Saint Petersburg, Russia.
Информация об авторе
Илья А. Соков, доктор исторических наук, доцент, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия; 400062, Россия, Волгоград, Университетский пр-т, д. 100; [email protected]
Information about the author
Ilya A. Sokov, Dr. of Sei. (History), assoeiate professor, Volgograd State University, Volgograd, Russia; bld. 100, Universitetsky Av., Volgograd, 400062, Russia; [email protected]