Научная статья на тему 'ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА АМЕРИКАНИСТИКИ В ВОЛГОГРАДЕ'

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА АМЕРИКАНИСТИКИ В ВОЛГОГРАДЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНИСТИКА В РОССИИ / ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / "АМЕРИКАНА" / РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ АМЕРИКАНИСТИКИ СТУДЕНТАМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кубышкин Александр Иванович, Курилла Иван Иванович

В статье содержится рассказ о деятельности Центра американских исследований Волгоградского государственного университета «Американа» в 1995-2020 гг. Авторы анализируют условия, сделавшие возможным развитие американистики в Волгограде во второй половине 1990-х годов, показывают, чего оказалось возможным добиться при доступных Центру ограниченных ресурсах, и какие проблемы стали затруднять работу «Американы» в последние годы. Преподавание российским и американским студентам, обменные программы и совместные дистанционные курсы, научные исследования, публикации, «народная дипломатия», организация конференций и семинаров, объединение усилий историков, политологов, филологов, лингвистов, философов, архитекторов и других ученых Волгограда в исследовании стран Американского континента, создание сети из заинтересованных коллег и партнеров в разных городах России, а также в США и Канаде, - оглядываясь на эту четверть века мы можем с уверенностью сказать, что Центру «Американа» удалось многое. Специальное внимание в статье уделено сотрудничеству историков Центра с литературоведами и лингвистами, работавшими в других вузах и научных организациях. Авторы статьи отмечают институциональную асимметрию в изучении России в США и Соединенных Штатов в России: американские русисты находят больше ресурсов и возможностей во времена обострения российско-американских конфликтов, тогда как российские американисты пользуются сравнительно большими возможностями в период улучшения отношений между двумя странами. Изменения в двусторонних отношениях повлияли и на возможности волгоградского Центра. Однако он продолжает активно работать, как показала большая конференция, проведенная в Волгограде в сентябре 2020 года и выпуск очередного, 16-го выпуска сборника Americana зимой того же года. И это значит, что задел, созданный в первые 15 лет существования Центра американских исследований в Волгограде, помогает новому поколению волгоградских американистов пережить трудные времена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUARTER CENTURY OF AMERICAN STUDIES IN VOLGOGRAD

The article describes activities of the Center for American Studies “Americana” at Volgograd State University in 1995-2020. The authors analyze the conditions that made possible development of American studies in Volgograd in the second half of the 1990s, show what was possible with the limited resources available to the center, and what problems have become difficult for the work of “Americana” in recent years. Teaching Russian and American students, exchange programs and joint online courses, research, publications, “people's diplomacy”, organization of conferences and seminars, uniting historians, political scientists, philologists, linguists, philosophers, architects and other Volgograd scholars in the study of the countries of American continent, creating a network of colleagues and partners from many cities of Russia, as well as from the USA and Canada - looking back over this quarter of a century, we can say with confidence that the Center “Americana” has succeeded. Special attention in the article is paid to the cooperation of the center's historians with literary scholars and linguists who worked in other universities and research organizations. The authors note an institutional asymmetry in the study of Russia in the United States and the United States in Russia: American Russianists find more resources and opportunities in times of exacerbation of Russian-American relations, while Russian Americanists get better opportunities when relations between the two countries improve. Changes in bilateral relations also influenced the activities and capabilities of the Volgograd center. However, it continues to work actively, as shown by a large conference held in Volgograd in September 2020 and the release of the next, 16th issue of the collection Americana in the winter of the same year. This means that the groundwork created in the first 15 years of the research center's service in Volgograd is helping the new generation of Volgograd Americanists get through difficult times.

Текст научной работы на тему «ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА АМЕРИКАНИСТИКИ В ВОЛГОГРАДЕ»

Литература двух Америк. 2021. № 10.

Literature of the Americas, no. 10 (2021)

Научная статья

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-10-350-368 УДК 061.61

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

Александр КУБЫШКИН, Иван КУРИЛЛА ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА АМЕРИКАНИСТИКИ В ВОЛГОГРАДЕ

Аннотация: В статье содержится рассказ о деятельности Центра американских исследований Волгоградского государственного университета «Американа» в 1995-2020 гг. Авторы анализируют условия, сделавшие возможным развитие американистики в Волгограде во второй половине 1990-х годов, показывают, чего оказалось возможным добиться при доступных Центру ограниченных ресурсах, и какие проблемы стали затруднять работу «Американы» в последние годы. Преподавание российским и американским студентам, обменные программы и совместные дистанционные курсы, научные исследования, публикации, «народная дипломатия», организация конференций и семинаров, объединение усилий историков, политологов, филологов, лингвистов, философов, архитекторов и других ученых Волгограда в исследовании стран Американского континента, создание сети из заинтересованных коллег и партнеров в разных городах России, а также в США и Канаде, — оглядываясь на эту четверть века мы можем с уверенностью сказать, что Центру «Американа» удалось многое. Специальное внимание в статье уделено сотрудничеству историков Центра с литературоведами и лингвистами, работавшими в других вузах и научных организациях. Авторы статьи отмечают институциональную асимметрию в изучении России в США и Соединенных Штатов в России: американские русисты находят больше ресурсов и возможностей во времена обострения российско-американских конфликтов, тогда как российские американисты пользуются сравнительно большими возможностями в период улучшения отношений между двумя странами. Изменения в двусторонних отношениях повлияли и на возможности волгоградского Центра. Однако он продолжает активно работать, как показала большая конференция, проведенная в Волгограде в сентябре 2020 года и выпуск очередного, 16-го выпуска сборника Americana зимой того же года. И это значит, что задел, созданный в первые 15 лет существования Центра американских исследований в Волгограде, помогает новому поколению волгоградских американистов пережить трудные времена.

Ключевые слова: американистика в России, Волгоградский государственный университет, «Американа», российско-американские отношения, преподавание американистики студентам.

Сведения об авторах: Александр Иванович Кубышкин, доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7-9, 199034 г Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0633-2842. E-mail: kubyshkin.alexander@gmail.com.

Иван Иванович Курилла, доктор исторических наук, профессор, Европейский университет в Санкт-Петербурге, ул. Гагаринская, д. 6/1, А, 191187 г. Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7144-2007. E-mail: ikurilla@eu.spb.ru.

Для цитирования: Кубышкин А.И., Курилла И.И. Четверть века американистики в Волгограде // Литература двух Америк. 2021. № 10. С. 350-368. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-10-350-368.

Literatura dvukh Amerik, no. 10 (2021)

Literature of the Americas, no. 10 (2021)

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-10-350-368 UDC 061.61

Research Article

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

Alexander KUBYSHKIN, Ivan KURILLA

QUARTER CENTURY OF AMERICAN STUDIES IN VOLGOGRAD

Abstract: The article describes activities of the Center for American Studies "Americana" at Volgograd State University in 1995—2020. The authors analyze the conditions that made possible development of American studies in Volgograd in the second half of the 1990s, show what was possible with the limited resources available to the center, and what problems have become difficult for the work of "Americana" in recent years. Teaching Russian and American students, exchange programs and joint online courses, research, publications, "people's diplomacy", organization of conferences and seminars, uniting historians, political scientists, philologists, linguists, philosophers, architects and other Volgograd scholars in the study of the countries of American continent, creating a network of colleagues and partners from many cities of Russia, as well as from the USA and Canada — looking back over this quarter of a century, we can say with confidence that the Center "Americana" has succeeded. Special attention in the article is paid to the cooperation of the center's historians with literary scholars and linguists who worked in other universities and research organizations. The authors note an institutional asymmetry in the study of Russia in the United States and the United States in Russia: American Russianists find more resources and opportunities in times of exacerbation of Russian—American relations, while Russian Americanists get better opportunities when relations between the two countries improve. Changes in bilateral relations also influenced the activities and capabilities of the Volgograd center. However, it continues to work actively, as shown by a large conference held in Volgograd in September 2020 and the release of the next, 16th issue of the collection Americana in the winter of the same year. This means that the groundwork created in the first 15 years of the research center's service in Volgograd is helping the new generation of Volgograd Americanists get through difficult times.

Keywords: American Studies in Russia, Volgograd State University, Americana, US—Russian relations, teaching American studies to students.

Information about the authors: Alexander I. Kubyshkin, Doctor Hab. in History, Professor, Saint Petersburg State University, Universitetskaya nab. 7-9, 199034 Saint Petersbutg, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0633-2842. E-mail: kubyshkin.alexander@gmail.com.

Ivan I. Kurilla, Doctor Hab. in History, Professor, European University at St. Petersburg, ul. Gagarinskaya 6/1A, 191187 Saint Petersburg, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7144-2007. E-mail: ikurilla@eu.spb.ru.

For citation: Kubyshkin, Alexander, and Ivan Kurilla. "Quarter Century of American Studies in Volgograd." Literature of the Americas, no. 10 (2021): 350-368. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-10-350-368.

Снятие идеологических барьеров и институциональных ограничений на занятие «политически важными» темами в общественных науках в 1990-е гг. открыло возможности для развития американистики за пределами столичных вузов и исследовательских центров. Финансовые ресурсы для этого отсутствовали, но изучение истории и политики США, стран Латинской Америки и Канады начиналось в Волгограде на энтузиазме преподавателей и интересе студентов в условиях полной свободы выбора направления исследований. Любопытно отметить институциональную асимметрию в изучении России в США и Соединенных Штатов в России: американские русисты находят больше ресурсов и возможностей во времена обострения российско-американских конфликтов, тогда как российские американисты пользуются сравнительно большими возможностями в период улучшения отношений между двумя странами. Именно на такой период пришлось создание в Волгоградском государственном университете Центра американских исследований «Американа» в 1995 г.

Начиналось же все с усилий небольшой группы энтузиастов, уже в первые годы деятельности Волгоградского государственного университета (ВолГУ) (первый набор в который состоялся в 1980 г.) задумавшихся о становлении и развитии специализации в области истории, экономики, культуры и политики стран Американского континента. Осенью 1983 г. один из авторов этих строк Александр Иванович Кубышкин и его коллега, преподаватель только что созданной кафедры всеобщей истории, выпускник Университета дружбы народов (УДН) кандидат исторических наук Алексей Горбунов, специалист по политической истории Аргентины, встречали на Волгоградском вокзале дорогих гостей из Москвы — известных советских латиноамериканистов: заместителя главного редактора журнала «Латинская Америка» Ю.Н. Королева и специалиста по российско-латиноамериканским отношениям, неутомимого путешественника и энтузиаста латиноамериканских исследований в российских регионах А.И. Сизоненко. Цель их приезда заключалась в организации читательской конференции (круглого стола) журнала «Латинская Америка» и в привлечении внимания ученых молодого университета к проблемам континента. Мы ехали по дождливо-гололедному Волгограду в машине Алексея (правая дверь в «Жигулях» была помята и закреплена обычной доской) и не подозревали, что этот визит положит начало истории изучения американистики в Волгогра-

де. Заседание круглого стола прошло успешно. В нем приняли участие около 30 человек, в том числе студенты из стран Латинской Америки, обучавшиеся в вузах Волгограда.

Следующим этапом развития американистики в Волгограде стал спецсеминар, который А.И. Кубышкин вел на протяжении четырех лет (1985-1989 гг.). Занятия проводились в непринужденной творческой обстановке, что в немалой степени объяснялось не только энтузиазмом участников спецсеминара, но и общественно-политической ситуацией в стране и наступившими переменами. Заслушивание докладов и детальное их обсуждение обычно проводились за чашкой кофе, отсюда семинар прозвали «кофейным». Видимо, кофе действительно обладает стимулирующими свойствами, поскольку по меньшей мере шестеро из 13 участников этого семинара (Е. Алексеева, Т. Коноплич, И. Филимонов, Е. Филимонова, С. Варакин, И. Курилла) впоследствии защитили кандидатские диссертации (причем трое — в стенах академической твердыни — Института Всеобщей истории РАН).

Вообще-то вся эта затея с американистикой отдавала авантюризмом. Ведь в те времена изучение Соединенных Штатов было сосредоточено и развивалось исключительно в столице и отчасти в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Ни в одном из окружающих Волгоград крупных региональных центров американистика в концентрированном виде не существовала. Ближайшие американисты находились в Самаре, где спецсеминаром по США руководил Б.Д. Козенко, в Нижегородском университете (О.А. Колобов), а также в Томске (С.С. Григорцевич, М.Я. Пелипась). Не забудем и о том, что становление американистики в ВолГУ проходило на фоне чрезвычайно острой и противоречивой действительности, поставившей перед многими молодыми людьми проблему выбора — продолжать академические штудии или пойти в другие области деятельности (журналистику, бизнес, на государственную службу и т. д.).

Вскоре к маленькой группе американистов присоединился еще один выпускник УДН В.Н. Косторниченко, приступил к написанию кандидатской диссертации И.И. Курилла, а А.И. Кубышкин отправился в докторантуру Института всеобщей истории РАН, по результатам которой и защитил в 1995 г. докторскую диссертацию. Это было также время установления активных рабочих отношений как с отечественными центрами американистики (МГУ, Институт всеобщей истории РАН, Институт США и Канады РАН), так и с зарубежными, первых

стажировок в США и других зарубежных странах. На историческом факультете была открыта аспирантура по новой и новейшей истории. Вышли первые межвузовские сборники научных трудов, в которых публиковались работы по американистике.

В 1995 г. в ВолГУ была образована кафедра регионоведения и международных отношений, где и сосредоточились основные кадры американистов. В сентябре того же года был подписан приказ об организации лаборатории (Центра) американских исследований как структурного подразделения ВолГУ. С первого набора на новую специальность «Регионоведение», проведенного в том же 1995 г., началась и подготовка студентов со специализацией по странам Северной Америки, что потребовало разработки разнообразных курсов по политике, истории, экономике и культуре США и Канады.

Основные направления работы Центра американистики были определены так: научные исследования, привлечение к науке студентов и проведение образовательных мероприятий (семинары, презентации, просмотры фильмов, дискуссии), установление и развитие контактов с американистами России и зарубежных стран, публицистическая деятельность и организация научных семинаров и конференций.

Руководители центра «Американа»

Д.И.Н., Проф. Д.И.Н., Проф. К.И.Н., доц.

А.И. Кубьгшкин И.И. Курилла Т.В. Нелин

с 1995 по 2008 гг. с 2008 по 2015 гг. с 2015 по 2018 гг.

Центр американских исследований ВолГУ сформулировал в качестве своей задачи исследование большой темы «Россия и страны Америки: опыт исторического взаимодействия». В рамках этого про-

екта американисты Волгоградского университета начиная с 1997 г. организовали около 20 конференций, семинаров и круглых столов, из которых примерно половина была международными1.

Организовать первую представительную конференцию по США в Волгограде (сентябрь 1997 г.) было делом непростым. Хотя была получена финансовая поддержка от администрации области, волгоградцам недоставало организационного опыта, и трудно было привлечь к участию московских и питерских ученых. Когда программа конференции уже была согласована и даже напечатана, один за другим пошли отказы от участников из Москвы со ссылкой на весьма уважительные причины. Положение спас академик Николай Николаевич Болховитинов, отложивший на время все дела и приехавший в Волгоград поддержать зарождающийся Центр американских исследований. Конференция в целом прошла успешно — было заслушано более 30 докладов и научных сообщений. Мы навсегда сохраним чувство благодарности к Николаю Николаевичу за поддержку в столь важный для нас момент. Академик Н.Н. Болховитинов еще раз — в 2006 г. — выступил на научной конференции в Волгограде,

1 Научно-практические конференции и семинары, проведенные Центром: «Россия и страны Америки: опыт исторического взаимодействия» (сентябрь 1997 г), «Проблемы преподавания истории и культуры США в Российской средней и высшей школе» (декабрь 1998 г.), «Университет и гражданское общество: опыт российско-американского сотрудничества» (сентябрь 2001 г.), «Проблемы изучения Канады в России» (октябрь 2002 г), «"American Studies" в российском научном, учебном и культурном пространстве» (октябрь — ноябрь 2003 г.), «Канада в современном мире» (февраль 2004 г.), «"Старые" и "новые" границы Евразии и Северной Америки: проблемы безопасности и сотрудничества» (апрель 2004 г.), «Канадская модель социокультурного развития в эпоху глобализации» (апрель

2005 г.), Круглый стол, посвященный 100-летию со дня рождения УДж. Фулбрайта (сентябрь 2004 г.), Конференция российских выпускников Программы Фулбрайта «Преодолевая страх: на пути к глобальной безопасности» (апрель 2006 г.), «Россия и США: опыт политического, культурного и экономического взаимодействия» (апрель 2006 г.), семинар «Государственная политика Канады в XXI веке» (апрель

2006 г.), «Интеллектуальная история и государственная политика Канады. Версия 2006» (апрель 2006 г.), «Миграция: проблемы безопасности и адаптации» (апрель

2007 г.), региональный семинар «Американцы на Волге, волжане в Америке» и круглый стол «Развитие сотрудничества в высшем образовании: Россия и США» (октябрь2007г.), «Канадский мультикультурализм: история и развитие современного общества в оценке Дж. Гранта» и круглый стол «Канадский мультикультурализм: итоги и перспективы в XXI веке» (июнь 2008 г.), межрегиональный семинар «Российско-американские отношения при президенте Бараке Обаме: новое начало?» (декабрь 2008 г.), «Концепция Human Security в Канаде и России» (май 2009 г.); «Россия и Гражданская война в США» (октябрь 2011 г.); «Трансформация современной политики США в Западном полушарии» (сентябрь 2020 г.).

и всегда требовательно, но благожелательно помогал Центру советом и участием.

С 1997 г. начал выходить сборник научных трудов Americana. «Первый блин», на наш взгляд, не был комом, но все же удостоился строгой, дружеской и справедливой критики со стороны академика Н.Н. Болховитинова. Редакторы приняли к сведению критику Николая Николаевича; был сформирован редакционный совет сборника, куда кроме Н.Н. Болховитинова вошли известные ученые Р.Ф. Иванов, Е.А. Ларин (ИВИ РАН), А.Д. Дридзо (Санкт-Петербургский институт антропологии и этнологии РАН), Б.Н. Комиссаров (СПбГУ), а также представители ВолГУ (О.В. Иншаков, М.М. Загорулько, Б.Н. Сипливый). Все они оказали большую помощь в становлении издания, в формировании его собственного лица и выработке стандартов качества. Сборник Americana стал «визитной карточкой» волгоградской американистики. На протяжении многих лет он выходил ежегодно (иногда с пропуском года), но последние на сегодняшний день два выпуска — 15-й и 16-й — были опубликованы с двухлетними промежутками2.

С конца 1990-х гг. сотрудники Центра совершили ряд поездок в Канаду, и это послужило толчком к активизации канадоведческих

AMERICANA

AMERICANA

Выпуск 1

2 См. выходные данные всех сборников Americana в приложении.

356

исследований в ВолГУ. С 1997 г. в университете регулярно читаются общие курсы по истории Канады, а в 2003 г. на базе Центра было создано Южное отделение Российского общества изучения Канады (РОИК) и стали регулярно проводиться конференции и семинары по канадской

тематике. В 2002 г. мы с нашими коллегами из Пенсильванского консорциума канадских исследований, который возглавлялся тогда профессором Мэнсфилдского университета (США) Р. Тимко, решили издавать совместный российско-американский сборник по Канаде. В результате этого плодотворного сотрудничества стал выходить сборник «Переосмысление Канады: кросскультурные размышления о канадском обществе» (всего вышло 8 выпусков) и сборник работ молодых канадоведов «Канадские тетради» (5 выпусков).

Результатом научной работы Центра стало множество статей и ряд индивидуальных и коллективных монографий, опубликованных его сотрудниками3. Помимо этого, И.И. Курилла совместно с профессо-

3 Кубышкин А.И. Англо-американское соперничество в Центральной Америке в XIX — начале XX века. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995; Кубышкин А.И., Ладонина Е.Ю. Формируя интеллект нации: государственная политика США в отношении высшей школы (первая половина XX века). Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2005; Курилла И.И. «Войти в круг великих держав...»: Дэниел Уэбстер и внешняя политика США в середине XIX века. Волгоград: Издательство ВолГУ, 1997; Заокеанские партнеры: Америка и Россия в 1830-1850-е годы. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005; Косторниченко В.Н. У истоков отечественной латиноамериканистики: В.М. Мирошевский. Волгоград, 1998; Косторниченко В.Н. Иностранный капитал в советской нефтяной промышленности (1918-1932 гг.) Волгоград: Волгогр. гос. ун-т, 2000; Симаева Е.П. Становление канадской государственности. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008; Соков И.А. У.Л.М. Кинг и эволюция канадского либерализма в первой половине XX века. М.: Изд-во РИОР, 2011; Соков И.А. Особенности канадской политической культуры во внешней политике и дипломатии периода второй мировой войны. М.: Директ-Медиа, 2015; Соков И.А. Эволюция канадской политической культуры в теориях и взглядах американских и канадских исследователей: критический анализ. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015.

КАНАДСКИЕ ТЕТРАДИ

CANADIAN NOTES CAHIERS CANADIENS

Сборник статей молодых исследователей Выпуск 5

Collection of articles ofyoung researchers Issue 5

Recueil d'articles des savants jeunes Édition 5

ром РГГУ В.И. Журавлевой осуществил проект, результатом которого стали две коллективные монографии о взаимном изучении России и США4. Еще одним заметным проектом Центра американских исследований стала подготовка коллективной монографии «Дружественный рубеж: канадско-американское приграничное сотрудничество»5. Помимо этого, с большим интересом профессиональным сообществом был воспринят сборник научных статей «Концепция Human Security в Канаде и России», подготовленный по итогам конференции о проблемах «безопасности личности», состоявшейся в 2009 г.6 Центр «Американа» все эти годы был базой для подготовки специалистов-регионоведов по специализации «Страны Северной Америки». В общей сложности около двухсот студентов получили дипломы по этому направлению. Кроме того, в центре подготовили кандидатские диссертации 17 аспирантов, а также докторские — три докторанта (А.Л. Анисимов, Е.Е. Рябцева, И.А. Соков).

Активная работа Центра американистики в Волгоградском государственном университете втягивала в его орбиту, то есть в исследование стран Американского континента, коллег, первоначально далеких от этой проблематики. С центром «Американа» на протяжении многих лет тесно сотрудничали историки, археологи, философы, филологи, экономисты и юристы. Так, американисты университета приняли активное участие в организации и проведении четырех совместных российско-американских археологических экспедиций: в 1997 и 1999 гг. — на Нижней Волге, а в 1998 и 2000 гг. — в штате Пенсильвания. Руководителями проекта были: с американской стороны — профессор антропологии и археологии Мэнсфилдского университета

4 Россия и США на страницах учебников: опыт взаимных репрезентаций / Под ред. В.И. Журавлевой, И.И. Куриллы. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009; Russian/ Soviet Studies in the United States, Amerikanistika in Russia: Mutual Representations in Academic Projects / Edited by Ivan Kurilla and Victoria I. Zhuravleva. Lanham, MD; London: Lexington Books, 2016.

5 Дружественный рубеж: канадско-американское приграничное сотрудничество = Friendly Barrier: Canadian Transboundary Cooperation: [монография] / В.И. Соколов, А.И. Кубышкин, И.И. Курилла [и др.] ; Ин-т США и Канады РАН, Рос. о-во изучения Канады, Центр амер. исслед. ВолГУ; под общ. ред. А.И. Кубышкина и В.И. Соколова. М.; Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. 180 с.

6 Концепция «безопасности человека» (Human Security) в Канаде и России = The Concept of Human Security in Canada and Russia: сб. ст. / редкол.: И.И. Курилла (отв. ред.) [и др.]; Волгогр. гос. ун-т, Центр амер. исслед. «Американа»; РОИК. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. 352 с.

А. Мэйб, а с российской—доктор исторических наук профессор А.С. Скрипкин7. Интересные формы сотрудничества у Центра сложились с философами ВолГУ (А.Л. Стризое, А.И. Пигалев), литературоведами (В.А. Песте-рев) и преподавателями-архитекторами из Волгоградского архитектурно-строительного университета (Г.В. Птичникова, Т.А. Анисимова). Так, в феврале 2002 г. в Волгограде состоялся подготовленный нашими совместными усилиями научный семинар «Философия и архитектура американского университета», а в 2004 г. были организованы еще два семинара «Город и общество» (февраль) и «Социальная жизнь американского университета» (июнь). Постоянными партнерами центра и авторами сборника Americana стали известные российские специалисты по американской литературе Т.Д. Венедиктова, О.Б. Осовский, О.Ю. Анцыферова, В.И. Шаховский, исследователи проблем российско-американской межкультурной коммуникации О.А. Леонтович, Е.И. Шейгал и многие другие коллеги.

Особо следует сказать о плодотворном сотрудничестве Центра «Американа» с Центром американистики Волгоградского государственного педагогического университета (ВГПУ), который возглавляла доктор филологических наук О.А. Леонтович. Дружеские партнерские отношения позволили нам не только расширить охват исследований по американистике, но и организовывать совместные конференции и семинары. Сборники Americana наполнялись статьями не только о политике и истории североамериканских стран, но и работами лингвистов и литературоведов.

7 См.: Скрипкин А.С., Кубышкин А.И. Совместные археологические исследования Волгоградского и Мэнсфилдского университетов в штате Пенсильвания (США) // Нижневолж. археологич. вестник. Волгоград, 1999. Вып. 2. С. 175-178.

Центр «Американа» активно участвовал в так называемой «народной дипломатии», организуя встречи и поездки по стране коллег из США и других зарубежных стран, а также помогал в организации стажировок для студентов, аспирантов Волгоградского государственного университета и представителей городской общественности Волгограда в Соединенных Штатах и Канаде. Так, за период с конца 1980-х по середину 2000-х гг. две обменные программы между Волгоградским государственным университетом и университетами США, в работе которых Центр американских исследований принимал большое участие, обеспечили обучение в Кентском университете (штат Огайо) 42 студентов ВолГУ и стажировку там 5 преподавателей, а в Мэнсфилдском университете (штат Пенсильвания) — 65 студентов и 15 преподавателей. В свою очередь, в ВолГУ за это время прошли обучение 43 студента из Кента и соседнего Акрона и 52 студента из Мэнсфилда, 5 преподавателей Кентского университета и 15 — Мэнсфилда прошли стажировку в ВолГУ. Обменная программа с Мэнсфилдским университетом была особенно насыщенной и разнообразной: помимо упомянутых студенческих обменов и археологических раскопок она включала многие элементы «народной дипломатии», были выпущены два совместных сборника статей8, а в ВолГУ неоднократно приезжали сотрудники Мэнсфилда, в том числе провосты университета Дж. Маллен и Д. Мур. Один из инициаторов программы Г. Трэвис был избран почетным доктором ВолГУ, а А.И. Кубышкин стал почетным доктором Мэнсфилдского университета.

Профессора Центра «Американа» были среди первых во внедрении новых методов преподавания, иногда опережая тенденции, которым только предстояло громко заявить о себе. Так, в 2005-2007 гг. профессор А.И. Кубышкин и его коллега из Колледжа Рамапо (Нью-Джерси) Т. Хид начали читать совместные дистанционные курсы для американских и российских студентов «История Второй мировой войны: взгляд из России и США» и «Американская массовая культура».

При содействии Центра «Американа» Волгограду удалось осуществить несколько проектов культурного сотрудничества с Соединенными Штатами. Так, в США побывал университетский

8 The Mansfield-Volgograd anthology, ed. by James York Glimm (Mansfield University of Pennsylvania, 2000); Вызовы и ответы XXI века = Challenges and responses of the XXI century: сб. науч. тр. ученых Мэнсфилд. ун-та, Пенсильвания, США, и Волгогр. гос. ун-та, Россия / отв. ред. Е.Ю. Ильинова. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2003.

Международная научно-практическая конференция «Канадский опыт мультикультурализма, поддержания мира и российская политика на Кавказе» (г. Волгоград, 14-15 апреля 2011 г.)

казачий ансамбль «Фомин день», а в Волгограде состоялись встречи профессоров музыкального отделения Мэнсфилдского университета Дж. Энн-Тиль Гриншилд и Н. Бостон с заинтересованной профессиональной аудиторией. Профессора и студенты из США и Канады также участвовали в организованных при содействии Центра ознакомительных поездках по России.

Активная работа Центра привлекала внимание дипломатов стран Америки. В 2006 г. перед студентами и сотрудниками Центра «Американа» в Волгоградском государственном университете выступил чрезвычайный и полномочный посол США в России Уильям Бернс, а в апреле 2010 г. — чрезвычайный и полномочный посол Канады в Российской Федерации Ральф Лисишин.

У каждого большого проекта есть измерение во времени. «Золотым веком» Центра «Американа» нам представляются первые пятнадцать лет его работы, — время относительной свободы исследования и преподавания. Однако и после отъезда из Волгограда основателей Центра (В.Н. Косторниченко уехал в Москву (2002), А.И. Кубышкин (2008) и И.И. Курилла (2015) — в Санкт-Петербург) работа не остановилась: исследования и преподавание американистики продолжили их бывшие студенты, ныне преподаватели ВолГУ, —

Международная научно-практическая конференция «Россия и Гражданская война в США» (г. Волгоград, 20-21 октября 2011 г.)

Т.В. Нелин, Н.В. Сазанова, Е.В. Архипова, Е.Ф. Парубочая. Ведущую роль в развитии направления сегодня играет защитивший докторскую диссертацию по истории Канады Илья Анатольевич Соков. Однако и бывшие волгоградские, а ныне петербургские американисты продолжают участвовать в деятельности Центра американских исследований ВолГУ. Их усилиями продолжается публикация сборника Americana в издательстве Волгоградского государственного университета.

Сегодняшние условия — затяжная конфронтация между Россией и США, с одной стороны, постоянно усиливающаяся бюрократическая регламентация университетов, с другой — делают изучение США в региональном университете нелегким делом. Нет уверенности, что сегодня такой проект получилось бы начать и осуществить. Но созданный четверть века назад задел продолжает жить и, мы надеемся, влиять на научную и образовательную среду в Волгограде и в России в целом.

В сентябре 2020 г. американисты и международники Волгограда при содействии выпускников ВолГУ, работающих в ведущих исследовательских институтах РАН, организовали конференцию «Трансформация современной политики США в Западном полушарии». Развитие американистики в Волгоградском государственном университете продолжается в новых формах.

ПРИЛОЖЕНИЕ

РАБОТЫ ПО КУЛЬТУРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ СТРАН СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ В СБОРНИКЕ AMERICANA, ВЫП. 1-16 (1997-2020).

Americana. Вып. 1. Сборник статей по истории и культуре стран Американского континента / отв. ред. А.И. Кубышкин. Волгоград: Изд-во Волгогр. ун-та, 1997.

Пигалев А.И. (Волгоград) Образ Америки в культурологической концепции Ойгена Розенштока-Хюсси (65-71).

Варава А.Г. (Волгоград) Специфика слогана как жанровой разновидности рекламного текста (на материале американских источников) (72-78).

Гегина Т.В. (Волгоград) Лексические особенности социально-территориальных диалектов США (78-84).

Americana. Вып. 2. Материалы междунар. науч. конф. «Россия и страны Америки: опыт исторического взаимодействия», г. Волгоград, 24-26 сентября 1997 г. / отв. ред. А.И. Кубышкин. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998.

Алленсворт Дж. (Кент, США) Испаноязычная культурная общность в США (189-193).

Райан С.Э. (Мэнсфилд, США) Парадокс свободы: тесные рамки всеобщей свободы (194-207).

Пигалев А.И. (Волгоград) Американская культура и целостность истории (опыт постановки проблемы) (207-222).

Баркова Э.В. (Волгоград) Некоторые типологические характеристики культурного пространства США и России (234-241).

Колоски Б. (Мэнсфилд, США) Творчество Кэйт Чопин как исторический источник (278-291).

Млечко А.В. (Волгоград) Фигура трикстера в романах В. Набокова «русского» и «американского» периодов (291-298).

Леонтович О.А. (Волгоград) Концепция лингвострановедческого словаря США (298-305).

Шейгал Е.И. (Волгоград) Языковой образ американского политика (по материалам культурологических словарей) (305-314).

Скрябина О.Ю. (Волгоград) Информационные технологии и образование в США (315-319).

Смирнова Л.В. (Волгоград) Монтессори: образование в опыте русской и американской культур (319-331).

Бессарабова И.С. (Волгоград) Роль теории обучения Дж. Брунера в развитии американской школы (331-340).

Зайцева Н.Д. (Саранск) Из опыта преподавания спецсеминара «Русская Америка» (340-342).

Анисимова Т.А. (Волгоград) О специфике преподавания курса истории русской архитектуры и искусства в американском университете (373-381).

Лопушанская С.П., Косова М.В., Горбань О.А. (Волгоград) Обучение русскому языку стажеров из США как фактор межкультурного взаимопонимания (382-392).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шамне Н.Л., Милованова М.В. (Волгоград) Особенности адаптации студентов в иной культурной среде (392-398).

Кушнерук С.П. (Волгоград) Проблема стереотипа в практике преподавания американским студентам (398-403).

Прохватилова О.А. (Волгоград) Знакомство с языком региона на занятиях по русскому языку как иностранному (403-408).

Americana. Вып. 3: Проблемы преподавания истории и культуры США в российской средней и высшей школе: мат-лы науч.-практ. семинара, г Волгоград, 3-4 декабря 1998 г. / отв. ред. А.И. Кубышкин. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999.

Урумова Ф.М. (Владикавказ) Международная академическая мобильность и проблемы преодоления взаимных американо-российских стереотипов (7-10).

Кубышкин А.И. (Волгоград) Проблемы преодоления стереотипов в восприятии американской истории и культуры (11-19).

Леонтович О.А. (Волгоград) Преподавание американистики с позиций межкультурной коммуникации (37-42).

Чернявская Л.С. (Краснодар) Использование аутентичных материалов при преподавании английского языка как иностранного студентам юридического факультета (49-54).

Заковоротная М.В. (Ростов-на-Дону) Перспективы преподавания темы общества и культуры США в высшей школе для студентов-философов, социологов, политологов (54-65).

Myachina S.S. (Новокубинск) American Culture as a Language-Learning Resource (66-72).

Трифонова Н.С. (Волгоград) Практический опыт ведения курса американского бизнес-сленга (проблемы «локализации» учебника Дэвида Берка "Biz Talk") (72-77).

Шаховский В.И.(Волгоград) Американская литература в эмоциональном осмыслении (78-82).

Кагановская Н.М. (Владикавказ) Американские школы глазами российских учителей (82-84).

Krotov V.A. (Нальчик) The USA Family Album, USA Video Series in Teaching American Studies at Secondary Schools (84-88).

Americana. Вып. 4: Общественная мысль, экономика и политика в странах Американского континента в Новое и новейшее время / под ред. А.И.Кубышкина. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000.

Борисов А.А. (Пермь) Идеология американского мультикультурализма: столкновение этносоциальных теорий (154-169).

Варава А.Г. (Волгоград) Политическая реклама в современных предвыборных технологиях (на примере президентской кампании 1996 г. в США) (169-179).

Райан Е. Скотт (Мэнсфилд, США) Что видит Всевидящее Око? (180-189).

Данилова В.П. (Волгоград) Билингвизм в Канаде: статистический аспект (208-211).

Тимко Роберт М. (Мэнсфилд, США) И что же насчет Пьера? Размышления об основах канадской культуры (211-247).

Americana. Вып. 5. Университет и гражданское общество: опыт российско-американского сотрудничества: мат-лы междунар. науч.-практ. семинара, г. Волгоград, 20-21 сентября 2001 г. / отв. ред. А.И. Кубышкин. Волгоград, 2002.

Кубышкин А.И. (Волгоград) Классический университет между политической властью и гражданским обществом: российско-американский опыт (16-31).

Пигалев А.И. (Волгоград) Университет и гражданское общество: философский аспект проблемы (31-36).

Поварницын Б.И. (Пермь) Многоэтничность России и гуманитарное образование в вузе (47-53).

Казанин И.Е. (Волгоград) Российские университеты, власть, интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества (53-61).

Иванова Н.Л. (Ярославль) Проблема формирования социальной идентичности к студентов педагогических вузов (сравнительный анализ ЯГПУ и Калифорнийского университета в Беркли) (79-85).

Нелин Т.В. (Волгоград) Начальный этап правительственной политики повышения уровня образования среди коренных американцев в США (9Q-1Q3)

Анисимова Т.А. (Волгоград) Архитектура и планировка американского кампуса (116-14Q).

Птичникова Г.А. (Волгоград) Архитектурный образ американского университета: этика и прагматизм (141-158).

Ильина Е.Ю. (Волгоград) Социальные нормы и ценности как гарантии демократизации образовательной системы (из опыта преподавательской работы в университете г. Мэнсфилд, США) (209-221).Бок Э. де (Индианаполис, США) Амбиции и представления выпускников университета Индианы, штат Пенсильвания (социологический анализ проблемы) (222-23Q).

Аффельман Л.К.(Мэнсфилд, США) Малый американский университет и образовательные возможности (275-285).

Americana. Вып. 6. "American Studies" в российском научном, учебном и культурном пространстве: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., г. Волгоград, 31 октября — 1 ноября 2003 г. / отв. ред. А.И. Кубышкин. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004.

Венедиктова Т.Д. (Москва) «Доверие к неожиданному», или "American Studies" как длящийся разговор (18-25).

Анисимова Т.А. (Волгоград) Город и пригород: «американская мечта» и реальность (125-151).

Сысоев П.В. (Тамбов) Тематическое и дидактическое наполнение модульного курса по американистике (из опыта Тамбовского университета) (191-199).

Шашина Е.Б. (Москва) Курс «История, культура и география США и Великобритании»: из опыта преподавания (2Q3-2Q6).

Jean-Anne Teal (Mansfield, USA) Getting to Know Americans through Their Music (2Q7-211).

Анцыферова О.Ю. (Иваново) Порубежность слова и американская интеллектуальная традиция (212-22Q).

Филимонова М.А. (Москва) Некоторые проблемы изучения просвещенческой ментальности в США (229-238).

Короткова С.А. (Москва) Американские просветители XVIII века о роли женщин в обществе (238-249).

Сиротинская М.М. (Москва) Общественная мысль США и Французская Республика 1848-1852 гг. (249-256).

Коретникова Л.И.(Волжский) К истории развития дисциплины "American Studies" в США (257-262).

Кубышкин А.И. (Волгоград) Американские университеты и американское интеллектуальное сообщество (262-273).

Осовский О.Е. (Саранск) «Пейзаж после битвы»: Amlit как Amstud в поле преподавания курса истории зарубежной литературы на факультетах иностранных языков университетов (280-287).

Пелих Е.А. (Волгоград) Отражение реалий американской действительности в романе Ф. Розенберга «Тигры гнева» (287 = 292).

Федоров А.Ф. (Таганрог) Проблема насилия на американском и российском экране (292-305).

Фетюхина Т.В., Сытина Н.А. (Волгоград) Американизмы в британском варианте английского языка (305-310).

Зайцева Е.И., Зайцева Н.В. (Волгоград) Лингвистические средства создания образа России в американской и британской прессе (310-313).

Злобина Т.В. (Саранск) Американские реалии в русском переводе романа «Лолита» В. Набокова: к проблеме изменения авторского ракурса (314-318).

Воронцова Т.И. (Волгоград) Джон Барт в американской литературной критике (319-330).

Americana. Вып. 7: Российско-американские отношения в исторической ретроспективе: мат-лы науч.-практ. семинара, посвящ. 100-летию со дня рождения Дж. Уильяма Фулбрайта, г. Волгоград, 17 октября 2004 г. / отв. ред. А.И. Кубышкин. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.

Дж. Уильям Фулбрайт и российско-американские отношения в исторической ретроспективе (материалы Круглого стола, 17 октября 2004 г.) (8-16).

Кубышкин А.И. (Волгоград) Дж. У. Фулбрайт и «второе открытие Америки» (16-26).

Nechemias C. (Harrisburg, USA) The U.S.-Russian Fulbright Program: Fulfilling Fulbright's Dreams? (27-33).

ВоскресенскаяЛ.Ф. (Волгоград) Педагоги России и США: как мы понимаем друг друга? (94-101).

Анцыферова О.Ю. (Иваново) Американская литературная культура второй половины XIX века и Генри Джеймс (113-125).

Анисимова Т.А. (Волгоград) Североамериканские метрополисы XX века: особенности формирования и развития (126-142).

Головкина О.В. (Волгоград) Менеджмент культурного разнообразия в современных международных отношениях: теоретический вклад американистики (164-176).

Americana. Вып. 8. Россия и США: опыт политического, экономического и культурного взаимодействия / отв. ред. А.И. Кубышкин. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2006.

Новикова А.А. (Таганрог) Современные тенденции развития медиаобразования в США (396-404).

Лаврентьев А.И., Лашкевич А.В. (Ижевск). Эстетика «холодной войны» в американском романе XX века: «Публичное сожжение» Роберта Кувера (415-427).

Пестерев В.А. (Волгоград) «Русская тема» в романе В.Т. Воллманна «Центральная Европа» (427-443).

Птичникова Г.А. (Волгоград) К вопросу о глобализации культуры: американские «прививки» на российской архитектуре (443-460).

Анисимова Т.А. (Волгоград) Новая урбанизация жилья: американский и российский подходы (460-470).

Americana. Вып. 9. Американцы на Волге, волжане в Америке: мат-лы межрегион. науч.-практ. семинара, посвящ. 200-летию установления дипломатич. отношений России и США / отв. ред. А.И. Кубышкин. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2008.

Кубышкин А.И.(Волгоград) Волга как зеркало российско-американских отношений: проблемы взаимовосприятия и взаимодействия (8-20).

Курилла И.И. (Волгоград) Американцы на Волге, волжане в Америке в середине XIX века (20-33).

Нелин Т.В. (Волгоград) Субкультура индеанистов в России (253-261).

Рябцева Е.Е. (Астрахань) «Холодный мир» или PR-война? (274-284).

Цыкалов Д.Е. (Волжский) От Ленина до Путина. Образы СССР и России в карикатурах и политических иллюстрациях американских газет и журналов (285-309).

Российско-американское сотрудничество в области образования и науки (Материалы круглого стола участников обменных программ России и США 6 октября 2007 г.) (333-371).

Americana. Вып. 10. Российско-американские отношения: новое начало / отв. ред. И.И. Курилла. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009.

Леонтович О.А. (Волгоград) Барак Обама и проблемы политической корректности (28-35).

Цыкалов Д.Е. (Волжский) Президентские выборы-2008 в американской политической карикатуре (35-47).

Цветков И.А. (Санкт Петербург) Международная миграция ученых и перспективы российской науки (48-58).

Кубышкин А.И. (Санкт Петербург) «Свой среди чужих...»: российский профессор в интерьере американского университета (58-73).

Americana. Вып. 11: Сборник науч. трудов, посвящ. 60-летию доктора историч. наук, профессора А.И. Кубышкина / отв. ред. И.И. Курилла. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2010.

Попкова Л.Н. (Самара) Политика «мультикультурного признания» и права женщин: американские дебаты 1990-х годов (99-108).

Americana. Выпуск 12. Сборник науч. трудов, посвящ. 150-летию начала гражданской войны в Северной Америке / отв. ред. И.И. Курилла. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011.

Осипов Н.И. (Уральск, Казахстан) «Кризис идентичности» американской нации в середине XIX века (23-47).

КубышкинА.И.,Анисимова Т.А. (Санкт Петербург) «Очаги раздора и примирения»: американские университеты и колледжи во время Гражданской войны в США (48-60).

Царевский А.Н. (Нижний Новгород) Роль религиозного фактора в Гражданской войне в США (60-77).

Филимонова М.А. (Курск) Томас Купер и проблема сецессии (78-92).

Americana. Вып. 13. Россия и Гражданская война в США: материалы конференции (Волгоград, 20-21 октября 2011 г.) / отв. ред. И.И. Курилла. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2012.

Сиротинская М.М. ^осква) Здесь все фигуры «взяты из жизни»: «Mолодая Америка» Томаса Ле Клира (120-133).

Americana. Вып. 14. Страны Северной Америки и война: сб. ст. / отв. ред. И.И. Курилла. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2014.

Иллерицкий Н.И. ^осква) Образ России в американской прессе в годы Крымской войны (180-196).

СоковИ.А. (Волгоград) Особенности внешнеполитических аспектов политической культуры Канады периода Второй мировой войны (223-248).

Курилла И.И. «Великая республика, проверяемая прикосновением истины»: Алексей Евстафьев и первый опыт российской контрпропаганды в США (313-325).

Кубышкин А.И., Анисимова Т.А. (Санкт Петербург) Создание национальной модели американского университета (конец XIX — начало XX века) (325-343).

Americana. Вып. 15. Холодная война, внешняя политика и американское общество: сб. ст. / под ред. А.И. Кубышкина, И.И. Куриллы, Т.В. Нелина. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2017.

Брызгалова В.Е. (Санкт-Петербург) Идеологическая трансформация Гарлемского ренессанса: афроамериканская интерпретация советского социализма (271-291).

Кубышкин А.И. (Санкт Петербург) Афроамериканцы в современном американском университете (329-341).

Americana. Вып. 16. Американцы в революционной России: сб. ст. под ред. А.И. Кубышкина и И.И. Куриллы. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2020.

Whisenhunt W.B. (Чикаго). Petrograd, 1917: Albert Rhys Williams' First Months in Revolutionary Russia (134-148).

Кубышкин А.И. (Санкт-Петербург) Дальние всполохи: революционная Россия и политический активизм в американском кампусе. (218-235).

© 2021, А.И. Кубышкин, И.И. Курилла © 2021, Alexander I. Kubyshkin, Ivan I. Kurilla

Дата поступления в редакцию: 31.03.2021 Received: 31 Mar. 2021

Дата одобрения рецензентами: 14.04.2021 Approved after reviewing: 14 Apr. 2021

Дата публикации: 25.05.2021 Date of publication: 25 May 2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.