Научная статья на тему 'Университет как антикризисный ресурс: социальное и архитектурное развитие американского кампуса в период Великой депрессии'

Университет как антикризисный ресурс: социальное и архитектурное развитие американского кампуса в период Великой депрессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великая депрессия / университеты США / реформы образования / архитектурное развитие кампуса / Great Depression / the American universities / educational reforms / campus architectural development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Татьяна Александровна, Кубышкин Александр Иванович

В статье рассматриваются некоторые вопросы адаптации высшего образования в США в период мирового экономического кризиса. Особое внимание уделяется роли государственного регулирования деятельности университетов в рамках реформ администраций Г. Гувера и «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта. Авторы анализируют меры экономической и социальной поддержки университетам, включая помощь в формировании новой архитектурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The University as an Anti-Crisis Tool: The Social and Architectural Development of the American Campuses during the Great Depression Period

The article provides some problems of American higher education during Great Depression period. The authors paid a special attention to the part of State support in the frames of H. Hoover administration reforms and F. D. Roosevelt New Deal policy. The economic and social support for universities, including architectural transformation and campus developments, are analyzed as well.

Текст научной работы на тему «Университет как антикризисный ресурс: социальное и архитектурное развитие американского кампуса в период Великой депрессии»

Т. А. АНИСИМОВА, А. И. КУБЫШКИН

УНИВЕРСИТЕТ КАК АНТИКРИЗИСНЫЙ РЕСУРС: СОЦИАЛЬНОЕ И АРХИТЕКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ АМЕРИКАНСКОГО КАМПУСА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ

ДЕПРЕССИИ

T. Anisimova, A. Kubyshkin

THE UNIVERSITY AS AN ANTI-CRISIS TOOL: THE SOCIAL AND ARCHITECTURAL DEVELOPMENT OF THE AMERICAN CAMPUSES DURING THE GREAT DEPRESSION PERIOD

В статье рассматриваются некоторые вопросы адаптации высшего образования в США в период мирового экономического кризиса. Особое внимание уделяется роли государственного регулирования деятельности университетов в рамках реформ администраций Г. Гувера и «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта. Авторы анализируют меры экономической и социальной поддержки университетам, включая помощь в формировании новой архитектурной среды.

Ключевые слова: Великая депрессия, университеты США, реформы образования, архитектурное развитие кампуса.

The article provides some problems of American higher education during Great Depression period. The authors paid a special attention to the part of State support in the frames of H. Hoover administration reforms and F. D. Roosevelt New Deal policy. The economic and social support for universities, including architectural transformation and campus developments, are analyzed as well.

Keywords: Great Depression, the American universities, educational reforms, campus architectural development.

Американский университет (колледж) - один из важнейших компонентов истории США. В самые критические моменты национальной истории, будь то Война за независимость, Гражданская война 1861-1865 гг., Первая и Вторая мировые войны, бурные 60-70-е годы прошлого века, социальное и политическое значение университета было очевидным и со временем непрерывно возрастало.

Важным регулятором общественной и политической жизни в стране университеты и колледжи остаются и в настоящее время1.

Положение высшего образования в США в эпоху мирового экономического кризиса 1929-1932 гг. - предмет многочисленных исследований отечественных и американских историков, социологов, экономистов, а также специалистов в области строительства и архитектуры2.

К теме формирования национальной модели американского университета и к такому особенному феномену, как университетский кампус, авторы данной статьи неоднократно обращались в своих предыдущих публикациях3.

В данной статье мы хотели бы рассмотреть некоторые проблемы адаптации высшего образования в США к условиям мирового экономического кризиса и, в частности, вопросы, связанные с трансформацией социального, академического и архитектурного пространства американского кампуса в ходе мероприятий, проводимых в рамках «Нового курса» администрации Ф.Д. Рузвельта в 30-е гг.

Проблемы адаптации высшего образования в условиях Депрессии и его важная роль в преодолении кризиса в американском обществе сравнительно мало изучены в отечественной историографии. Исключение составляют ценные

1 Подробнее см.: Кубышкин А.И. Город и Мантия. Американский университет в структуре гражданского общества. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2021.

2 См. библиографию: Кубышкин А.И., Ладонина Е.Ю. Формируя интеллект нации. Государственная политика США в отношении высшей школы (первая половина ХХ в.). Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005. С. 133-150.

3 Анисимова Т.А., Кубышкин А.И. Очаги раздора и примирения: американские университеты и колледжи в годы Гражданской войны в США // Americana. Вып. 12. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2011. С. 48-60; Анисимова Т.А., Кубышкин А.И. Создание национальной модели американского университета (конец XIX-начало XX века) // Americana. Вып. 14. Волгоград: ВолГУ, 2014. С. 325-343; Анисимова Т.А. Университетский кампус в США как фактор формирования образовательного пространства // Парадигмы университетской истории и перспективы университетологии - VII Арсентьевские чтения. Т. 1. Чебоксары, 2017. С. 221-225; Анисимова Т.А., Кубышкин А. И. Колледж-таун как феномен социально-культурного пространства США // Американистика: актуальные подходы и современные исследования. Вып. 11. Курск, 2019. С. 240-255; Анисимова Т.А., Кубышкин А.И. Американский университет: социальные аспекты образовательного пространства/ // Дизайн и художественное творчество: теория, методика, практика. СПб., 2000. С. 165-172.

работы Л.Д. Филипповой, изданные в 80-х гг., в том числе написанный ею специальный раздел в академической «Истории США»4.

Как известно, мировой экономический кризис 1929-1932 гг. - тяжелейший структурно-системный кризис в новейшей истории США, оставивший глубокий след в исторической памяти американцев. После бурного подъема и диверсификации экономики и улучшения качества жизни в эпоху «просперити» в октябре 1929 г. сначала банковская система, а затем промышленность и сельское хозяйство в США пережили настоящий шок.

Так, в сравнении с 1929 г. общий уровень промышленного производства к 1932 г. сократился вдвое. Цены на продукцию сельского хозяйства снизились на 200-300%, а доходы фермеров сократились на 58%. Реальная заработная плата рабочих снизилась в среднем на 35%. В наибольшей степени пострадали представители средних слоев населения.

В 1931 г. В США насчитывалось 12,8 млн безработных5. В то же время кризис 1929 г. первоначально ударил по высшей школе не так сильно, как по промышленности или сельскому хозяйству страны. Основные причины этого парадокса заключались в существовании разнообразных источников доходов вузов (в том числе возможности использования средств основных капиталов (эндаумент) университетов, накопленных до наступления кризиса). Это облегчало маневренность вузов при решении финансовых проблем.

Укажем также на децентрализованный характер образовательной системы в США. Американские колледжи и университеты традиционно обладали большей автономностью, нежели их европейские партнеры. Но решающую роль в преодолении многочисленных трудностей, возникших уже после прохождения острой фазы экономического спада, прежде всего экономических и социальных, сыграла государственная политика администрации Рузвельта.

4 История США: 4 т. М.: Наука, 1985. Т. 3. C. 473-484.

5 Historical Statistics of the United States. Colonial Times to 1970. Washington, D.C.: Government Printing Office, 1975. P. 483.

Вплоть до 1932 г. бюджет большинства вузов продолжал расти, за счет главным образом поддержки со стороны государства в лице администрации Г. Гувера и крупного бизнеса, которые видели в высшем образовании серьезный инструмент для решения социальных и экономических проблем в стране.

Характерно, что в этот период количество высших заведений в стране почти не сократилось. Если в 1920 г. в Соединенных Штатах насчитывался 1 041 колледж, в 1930 г. - 1 490, то в 1940 г. - уже более 2 тыс.6

Массовая безработица способствовала увеличению количества студентов. Молодежь видела в колледже своеобразное убежище и возможность получить образование, которое помогло бы в будущем найти хорошую работу и, таким образом, сыграло роль социального лифта. Так, доля молодых людей в возрасте от 18 до 21 года в колледжах возросла в годы Великой депрессии с 7,9% до 14,5% . Это объясняется стремлением властей, как местных, на уровне штатов, так и федеральных администраций Г. Гувера, а затем Ф.Д. Рузвельта, удержать молодежь в стенах кампусов и тем самым предотвратить их выход на рынок труда, чтобы избежать дальнейшего роста безработицы.

В результате принятых мер численность студентов в американских вузах составляла в 1932 г. - 1 154 117 чел., в 1934 г. - 1 055 360, а в 1936 г. -1 208 227 чел.8

Общее число студентов с середины 20-х гг. к 1940 г. увеличилось с 620 тыс. до 1,5 млн. Таким образом, хотя в самые тяжелые для высшего образования годы (1932-1934) количество студентов в колледжах США сократилось на 8,6%, но затем оно довольно быстро начало восстанавливаться9.

Приведем в качестве примера ситуацию в двух пенсильванских учебных заведениях. Так, Мэнсфилдский общественный колледж, в котором накануне кризиса училось около 1 000 студентов, в 1935 г. насчитывал не более 600 учащихся и увеличил студенческий контингент до 1 500 студентов лишь накануне

6 Кубышкин А.И., Ладонина Е.Ю. Указ. соч. C. 46.

7 Там же.

8 Historical Statistics, 1975. P. 183.

9 История США... C. 475, 479.

Второй мировой войны. При этом Мэнсфилд оставался одним из крупнейших

колледжей по числу студентов среди 13 общественных колледжей Пенсильва-

10

нии .

Не входивший в систему общественных колледжей штата Пенсильванский колледж (Penn State) встретил тяжелые времена с 4,4 тыс. студентами. Благодаря усилиям своей администрации, при поддержке властей штата и федерального правительства к 1937 г. колледжу удалось не только сохранить студенческий и преподавательский состав, но и довести численность учащихся до 6,9 тыс. чел.11

Заметим, что, несмотря на Депрессию, и маленький провинциальный Мэнсфилд, и гораздо более солидный Пенн Стэйт, обладавший сильной лоббистской поддержкой в конгрессе штата, смогли провести значительную строительную и архитектурную реконструкцию своих кампусов, о чем речь пойдет ниже.

В 1920 г. общие государственные расходы на образование составляли в Соединенных Штатах 216 млн долларов, в 1940 - уже 758 млн. В то же время расходы на науку в университетах до начала Второй мировой войны не превышали 27 млн долларов12.

Заметим, что иммиграция более 23 тыс. европейских ученых в связи с приходом к власти фашизма в Италии и Германии, в основном по политическим причинам, сыграла важную роль в реформирования науки и высшего образования в США.

В рассматриваемый период университетская система в США была далека от высших мировых стандартов и выглядела довольно провинциально. Наличествовал очевидный разрыв между элитарными, прежде всего частными, колледжами вроде Гарварда и Йеля и многочисленными провинциальными учебными заведениями, своего рода «фабриками дипломов» (diploma mills), предла-

10 Largey G. Life at Mansfield. A Visual Reminiscence. Wellsboro, PA, 1984. P. 117.

11 Enduring the Great Depression. URL: https://libraries.psu.edu/about/collections/penn-state-university-park-campus-history-cllection/penn-state-illustrated-5 (дата обращения: 24.05.2022).

12 История США... C. 475.

гавшими образование на уровне средней школы. Но даже крупные общественные вузы, созданные по закону Моррилла в 1863 и 1890 гг. (так называемые Land Grant Colleges), в годы кризиса почти не получали деньги от частных фондов и надеялись на поддержку местных властей и федерального правительства.

13

Исключение составляли лишь несколько колледжей для афроамериканцев .

Для частных университетов и колледжей пожертвования выделялись на определенные цели (на строительство конкретного объекта, например, библиотеки или общежития). Так, фонд известного филантропа Г. Рекхэма в 1935 г. выделил университету Мичигана (Анн Арбор) 6,5 млн долларов, из которых 2 млн предназначалось для строительства новых университетских зданий, а 4,5 млн - на научные исследования, в то время как власти штата выделили всего 4,5 млн, то есть на 450 тыс. меньше, чем в первый кризисный год14.

Однако далеко не всегда средства, выделяемые на строительство зданий и сооружений в кампусе, тратились должным образом для формирования выразительного архитектурного облика колледжей, как было отмечено в отчете Комиссии по архитектуре на девятом ежегодном собрании Ассоциации американских колледжей в 1923 г. При этом отмечалось также, что «группа зданий в правильно спланированном студенческом городке, построенная в соответствии с простыми и цельными архитектурными стандартами, имеет художественную и жизненную ценность, которую студенты, и несомненно, большинство из них, усвоят бессознательно. Архитектурная простота и достоинство могут быть обеспечены без затрат больших денежных сумм»15.

В отчете также отмечается, что, если бы советы колледжей предприняли надлежащие шаги для обеспечения работы такого рода, даже имея в своем распоряжении ограниченные средства, американские колледжи стали бы настоящими пропагандистами культурного образования, внося свой вклад в повыше-

13 L^as C. American Higher Education. A History. N.Y., 1994. P. 202, 207.

14 Кубышкин А.И., Ладонина Е.Ю. Указ. соч. C. 50; Shaw W.B. The University of Michigan, an Encyclopedic Survey. Ann Arbor: Michigan University Press, 1941. P. 197.

15 Larson J. F. Architectural Planning of the American College. McGraw-Hill Book Company, inc; First Edition, 1933. P. 10.

ние уровня жизни. Комиссии было предложено рассмотреть и сообщить в следующем году о «возможности создания информационного центра по архитектуре колледжей». Не будучи готовой сделать окончательный отчет на годовом собрании в 1924 г., Комиссия выразила убеждение, основанное на обсуждении проекта с высокопоставленными архитекторами, «что такое центральное бюро могло бы служить для сбора данных и общей информации о колледжах»16.

Тем не менее было невозможно создать такой центральный офис, имевший в наличии примеры планов и макеты, которые подошли бы разным колледжам. Для проверки спроса на консультационные услуги по архитектуре, колледжам-членам Ассоциации было предложено представить в штаб-квартиру вопросы и проблемы, стоящие перед ними. Ответы были настолько столь многочисленными, что они были переданы на рассмотрение служащим Американского института архитекторов. Выдающийся архитектор С.К. Занцингер (С.С. Zantzinger) в течение нескольких лет оказывал колледжам эффективную и неоценимую услугу, причем безвозмездно и анонимно, отвечая на вопросы и обозначенные проблемы.

Эта бескорыстная услуга со стороны Американского института архитекторов, и особенно архитектора-консультанта, была высоко оценена. Однако множество вопросов, представленных колледжами, были типичными, поэтому был подготовлен и опубликован в специальном выпуске Бюллетеня Ассоциации 1925 г. набор из ряда примеров вопросов и ответов, охватывающих более тридцати различных проблем и представляющих программу архитектурно-планировочного развития колледжей, согласно которой Ассоциация и ее консультант-архитектор оказывали помощь в этой области.

В 1926 г. в музее Метрополитен была представлена выставка фотографий, отражавших последние события в архитектуре колледжей, после она была передана в офис Фонда Карнеги, и корпорация Карнеги возобновила свои былые щедрые ассигнования. В 1927 г. Чарльз З. Клаудер (Charles Z. Klauder), выдающийся архитектор в области колледжей, был нанят Комиссией для подготовки

16 Ibid. Р.11.

книги по архитектуре колледжей. Ему помогал коллега Герберт К. Уайз. Их совместная книга «Архитектура колледжей в Америке» охватывает современную теорию и практику архитектуры колледжей .

В 30-е годы 20 университетов получили 75% всех средств благотворительных фондов Г. Рекхэма и Д. Мак-Грегора, 300 вузов получили 25%, остальные не получили ничего. Что касается финансовой поддержки властей штатов,

18

то она была сокращена с 175 млн в 1932 г. до 118 млн в 1943 .

В целях экономии финансовых средств происходило слияние ряда учебных заведений, например, в Северной Каролине или в Атланте (Джорджия), где были объединены колледжи для чернокожих студентов. Даже престижные частные университеты вроде университета Мичигана в условиях сокращения финансирования в 1932-1934 гг. разрабатывали программы экономии и оптимизации. Так, в Анн-Арборе были внедрены знаменитые «16 пунктов», которые требовали от администрации университета выполнения срочных антикризисных мероприятий, то есть прежде всего сокращения расходов.

Программа оптимизации предусматривала:

- снижение затрат на содержание университетских зданий;

- ликвидацию расходов, не связанных непосредственно с обучением студентов;

- строительство новых университетских зданий только в случае выделения дополнительных средств из специальных фондов;

- увеличение учебной нагрузки преподавателей, за счет сокращения ставок и вакансий;

- укрупнение академических групп;

- сокращение расходов на командировки;

- снижение расходов на канцелярские принадлежности и оборудование;

- ограничение покупки книг для библиотеки;

17 Klauder C. Z, Wise H. C. College Architecture in America. N.Y. - London: Charles Scribner's Sons, 1929.

18 История США... С. 477, 479.

- сокращение расходов на рекламу и выпуск студенческих газет,

- исключение ежегодных назначений на более высокие должности (promotion);

- снижение затрат на научные публикации;

- отказ от оплачиваемых отпусков;

- сокращение заочного обучения;

- сокращение расходов на научно-исследовательскую деятельность;

- снижение дополнительной оплаты летних занятий (classes);

- замену потоковых лекций с демонстрацией слайдов и фильмов индивидуальными лабораторными занятиями.

Заработная плата преподавателей университета Мичигана была сокращена от 6,8 до 10% (с 7 500 до 6 800 долларов у профессоров, с 2 000 до 1 600 у доцентов). Было закрыто 95 ставок: 66 - преподавательских, 29 - администра-

19

тивных .

Одной из первых превентивных мер для борьбы с безработицей стало создание Ассоциации безработных выпускников, которых начали активно привлекать к общественным работам и волонтерской деятельности, в том числе и в кампусах.

С февраля 1934 г. Федеральная администрация по оказанию чрезвычайной помощи (ФЕРА) начала выделять дотации студентам на дешевое жилье и питание. Это помогло удержать в колледжах 75 тыс. чел.

По инициативе Национальной ассоциации по делам молодежи (НИА) были развернуты общественные и проектные работы в кампусах, в которых приняли участие 98% вузов и 620 тыс. студентов за девять лет существования НИА20.

Исследователи отмечают и изменение характера социальной активности американских студентов в сравнении с временами просперити. Былой комфортный конформизм сменился социальной активностью. Это прежде всего от-

19 Sagendorph K. Michigan, the Story of the University. N.Y.: Dutton, 1948. P. 121-123.

20 История США... C. 480.

разилось в росте популярности студенческих сообществ, так называемых Greeks - fraternities для мужчин и sororities - для женщин. Эти сообщества арендовали старые жилые дома, расположенные вблизи колледжа, но в ряде случаев даже выкупали их у хозяев (рис. 1). Они именовались сочетанием букв греческого алфавита и первоначально были полузапретными и узко специализированными в области в основном естественных наук и философии, позднее Greeks стали более открытыми и совмещали научные изыскания с организацией общего свободного времяпровождения своих членов за пределами кампуса.

Рис. 1. Жилые дома студенческих фратернити и сорорити в непосредственной близости

к колледжу или университету.

Эти организации не замыкались в рамках отдельных колледжей, а в ряде случаев имелись в разных учебных заведениях и при этом объединялись в своего рода ассоциации, что было удобно в практическом смысле для студентов, переходивших из одного колледжа в другой.

В элитных колледжах существовали и закрытые студенческие общества вроде пресловутого Черепа и Костей (Skull and Bones), возникшего в Йеле еще

в первой трети XIX в. Но, предназначавшиеся исключительно для богатых.....

эти организации были недоступны основному большинству студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К традиционным корпоративным студенческим обществам в 30-е гг. добавились многочисленные политические и общественные группы радикальных направлений как левого, так и правого толка.

Американский историк высшего образования К. Лукас отмечает: «Банковский кризис 1929 г. подорвал веру во многие демократические институты, породил сомнения в социальных ценностях демократии, усилил тенденцию к распространению идей тоталитаризма, вызвал хаос на рынке труда и взрывной рост безработицы. Ситуация в кампусах выглядела чрезвычайно контрастной. В

1935-1943 гг. правительство в качестве срочной помощи студентам выделило

21

свыше 93 млн долларов . Имидж колледжа сопрягался с рекламой автомобилей (мобильностью), популяризацией музыки, кино, театров, танцевальной культуры. Политическая же активность, напротив, привела к расслоению студен-

22

тов» .

Экономические и социальные мероприятия администрации Ф.Д. Рузвельта, направленные на расширение поддержки высшего образования в отличие от большинства американцев, и были в штыки встречены некоторыми представителями интеллектуальной элиты.

Так, известный политолог и президент Гарварда (1909-1933) А. Лоуэлл резко возражал против образовательных реформ Рузвельта, усматривая в них покушение на такие традиционные ценности, как академическая свобода, автономия университетов и т.д. Кстати, к 1933 г. основной капитал Гарварда при

23

минимальной поддержке государства достиг 128,5 млн долл.

По оценке американского историка Р. Гейгера, к 1939 г. благодаря государственной поддержке общественные колледжи сконцентрировали 53% всех

24

американских студентов .

21 Lucas C. American Higher Education. A History. N.Y., 1994. P. 202.

22 Lucas C. Op. cit. P. 203.

23 История США. C. 484.

24 Geiger R. Research and Relevant Knowledge. N.Y. - Oxford: Oxford University Press, 1993. P. 47.

В конце 30-х 5% белых американцев в возрасте от 18 до 21 г. учились в

25

колледжах. Доля афроамериканцев в колледжах не превышала 0,3% .

Власти штатов и федеральное правительство также поощряли создание региональных двухгодичных колледжей (junior college) как альтернативы четырехгодичному государственному обучению. Главной задачей таких учебных заведений, возникших в конце XIX в., были повышение профессиональной квалификации и культурного уровня рабочих, фермеров, мелких бизнесменов. В повышении их квалификации усматривался важный инструмент социализации наиболее уязвимых слоев американского общества. В 1918 г. в 85 таких колледжах училось 4,5 тыс. студентов (2% от общего числа студентов в стране) в 19 штатах, причем половина всех двухгодичных колледжей была сосредоточена в пяти из них - Калифорния, Миссури, Вирджиния, Техас и Иллинойс. К середине 20-х их число возросло до 196 и численность студентов в них увеличилась

десятикратно, а к 1938 г. возросла еще в три раза и составила 18% от общего

26

числа студентов в стране .

Кризис потребовал значительной коррекции образовательных программ, особенно в общественных вузах. Если Гарвард и ему подобные элитные школы могли позиционировать себя в качестве «башен из слоновой кости» (Ivory tower), то общественные университеты типа Пенсильванского вынуждены были перейти к более прагматическому, если не к утилитарному подходу к подготовке своих студентов и к выбору стратегических задач своего развития.

Так, в Пенн Стэйт особое внимание уделялось развитию программ подготовки инженеров и техников, а также специалистов в области сельского хозяйства и образования. Создавались новые и расширялись уже существовавшие опытные станции и лаборатории. Среди девушек приоритетными были программы по ведению домашнего хозяйства (Home Economics). При университете были созданы вечерние образовательные центры для взрослых. Подобная практика распространялась на сотни университетов и колледжей по всей стране, что

25 Lucas С. Op. cit. P. 207.

26 Ibid. P. 220-221.

помогло ослабить негативное влияние депрессии на социальное и психологическое самочувствие прежде всего молодежи.

Подводя итоги реформам администрации Рузвельта в области высшего образования, известный американский социолог Д. Рисмэн отмечал, что к 1940 г. 17% американских школьников отучились в колледжах и половина из них успешно закончила обучение. В итоге Д. Рисмэн приходит к выводу: «В

27

период Депрессии "белые воротнички" пострадали меньше, чем "синие"» .

Пробуждение социальной активности американского студенчества в годы Великой депрессии, безусловно, отразилось и на функционировании самих кампусов. Актуальной задачей стало расширение как внутригородских, так и загородных университетских пространств. Требования студентов, исходившие от самых разных групп (от Организации христианской молодежи Америки (YMCA) и Greecs до активистов и сторонников борьбы за свободу слова (Free Speech) и волонтерских объединений), - все это побудило администрации университетов к принятию срочных мер. Они сводились к проектированию и строительству в кампусах не только новых учебных зданий, но и новых комфортабельных и одновременно доступных общежитий, зданий студенческих центров, отдельных помещений для студенческих и волонтерских организаций, жилых домов для членов студенческих обществ за пределами кампуса, а также кофеен («третье место») для студентов и преподавателей. Было необходимо расширить помещения библиотек, офисы для университетской полиции, определить место размещения университетских радиостудий и редакций студенческих газет, а также театральных концертных залов, картинных галерей, стадионов и т.д.

Количество новых построек в американских кампусах, воздвигнутых в годы Депрессии и в результате реформ Нового курса, исчисляется тысячами.

Фактически многие университеты и колледжи обрели в это время второе рождение. Реформы затронули как большие общественные университеты вроде системы государственных школ штата Нью-Йорк (SUNY), так и скромные ре-

21Riesman D. On Higher Education: The Academic Enterprise in an Era of Rising Student Consumerism. Transaction Publishers, 1980. P. 94, 108.

гиональные колледжи. Например, в Кентском общественном университете (Огайо) в 30-е гг. было построено более 30 учебных и административных зданий, а в Мэнсфилде (Пенсильвания) - здание отделения естественных наук, факультета домашнего хозяйства и педагогики, отделения искусств, большой театрально-концертный комплекс (рис. 2) и спортивный зал с бассейном. Напомним, что в Мэнсфилде училось в это время немногим более 1000 студентов. Таким образом, несмотря на тяжелый период Депрессии, колледж получил более современный и комфортабельный кампус с развитой инфраструктурой.

Рис. 2. Театрально-концертный комплекс Straughn Auditorium, Мэнсфилд, штат Пенсильвания.

Программы развития колледжей позволили взять за основу функциональное разделение различных подразделений колледжа. Большинство американских учебных заведений начинали с возведения единого здания для обеспечения всей образовательной, социальной и административной деятельности или с двух зданий - отдельно для обучения и жилья студентов. Но было немало ситуаций, когда классные комнаты и офисы были размещены на первом этаже, а общежития наверху.

По мере того как с ростом колледжа возникали новые образовательные потребности, возникала потребность и в новых зданиях для размещения неко-

торых видов деятельности. Сначала обычно строилась библиотека, затем часовня или зрительный зал, а позже учебные комнаты и дополнительные читальные залы.

Однако целесообразным решением было бы размещение администрации в отдельном здании, свободном от шума студентов. Это было возможно лишь в крупных и богатых учреждениях. В большинстве же колледжей администрация делит здание с библиотекой или классными комнатами, что удовлетворительно лишь при небольшом наборе студентов.

Библиотека, по своему назначению и значению для образовательного процесса, должна занимать доминирующее положение в кампусе колледжа, ее архитектурный образ должен быть выделяющимся и привлекательным, но главным образом должно быть адекватное функциональное зонирование здания, должны быть предусмотрены соответствующие помещения для доступа, хранения и выдачи книг, их использования, различные специализированные формы библиотечного обслуживания.

В двух ярких примерах колледжей для женщин, где обучалось около 500 студентов, - Баттрик-холл в колледже Агнес Скотт (Декейтер, штат Джорджия) и Фаннинг-холл в Коннектикутском колледже (Нью-Лондон, штат Коннектикут), построенных в 1930 г. по цене 300 000 долл. каждый, объединены несколько функций (рис. 3 и рис. 4).

Например, в Баттрик-холле размещены 48 офисов для преподавателей и административных работников, 32 классных комнаты, 3 туалета, почта, книжный магазин, банк колледжа, 4 хранилища и др. В Фаннинг-холле размещены лекционный зал на 200 мест, все административные и учебные подразделения, кроме лабораторий.

Рис. 3. Баттрик-холл в колледже Агнес Скотт (Декейтер, штат Джорджия).

Рис. 4. Фаннинг-холл в Коннектикутском колледже (Нью-Лондон, штат Коннектикут).

Если общественные университеты застраивались в основном по стандартным проектам, то частные элитные школы могли позволить себе индивидуальные проекты и могли пользоваться услугами ведущих архитекторов. Но даже в сравнительно небольших кампусах внедрялась архитектурная стилиза-

ция, с целью подчеркнуть особенности того или иного колледжа, подчеркнуть его специфику и традиции.

Так, кампусы Городского университета Нью-Йорка (CUNY), колледжа Уильяма и Мэри (Вирджиния) были застроены в традициях георгианской планировки и архитектуры. В георгианском стиле также выполнен упомянутый выше Фаннинг-холл, а Баттлер-холл - в модифицированном готическом стиле. Элементы такой стилизации присутствуют в сотнях кампусов в Соединенных Штатах.

Подводя итог, можно с уверенностью заявить, что в целом государственная политика в отношении высшего образования в США в период кризиса 1929-1932 гг. и в период реформ «Нового курса» себя оправдала. Благодаря государственной поддержке, прежде всего общественным университетам и колледжам, удалось создать условия для социальной адаптации и, таким образом, смягчить последствия депрессии, а также предотвратить (хотя и не в полной мере) социальный взрыв в американском обществе. В то же время элитные частные школы опирались в основном на собственные ресурсы и на поддержку частных фирм и благотворительных фондов.

Колледжи и университеты в Соединенных Штатах, благодаря принятым мерам, значительно изменили свой внешний облик и совершили большой скачок в развитии, в том числе не только в реформировании учебных программ, но и архитектурного ландшафта. Американский кампус как особенным образом организованное пространство трансформируется из сугубо образовательного в многофункциональный центр социализации молодых американцев. Разумеется, многие проблемы оставались нерешенными, что проявилось сразу после окончания Второй мировой войны, когда благодаря принятому администрацией Г. Трумэна Закону о реабилитации ветеранов (JI Bill) в кампусы пришли миллионы демобилизованных американцев. Вновь потребовались чрезвычайные экономические и социальные меры для послевоенной адаптации студентов и значительного расширения программ обучения и трансформации университетской инфраструктуры. Именно в середине 40-х гг. система высшего образования вступает в новый этап своего развития, условия для которого были созданы в предыдущее десятилетие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.