Научная статья на тему 'АМЕРИКАНСКАЯ АНИМАЦИЯ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ ПЕРИОДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: НА ПРИМЕРЕ АНИМАЦИЙ СТУДИЙ «WARNER BROTHERS» И «DISNEY»'

АМЕРИКАНСКАЯ АНИМАЦИЯ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ ПЕРИОДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: НА ПРИМЕРЕ АНИМАЦИЙ СТУДИЙ «WARNER BROTHERS» И «DISNEY» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
495
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
анимация Второй Мировой войны / мультфильмы / пропаганда / американская анимация / мультипликация / Disney / Warner Brothers. / animation of the Second World War / cartoons / propaganda / American animation / animation / Disney / Warner Brothers.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бондарь Ю.К.

В статье проведен анализ американской анимации периода Второй Мировой войны на примере творчества студий «Warner Brothers» и «Disney».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMERICAN ANIMATION IN THE SYSTEM OF INFORMATION CONFRONTATION DURING THE SECOND WORLD WAR: ON THE EXAMPLE OF ANIMATION STUDIOS "WARNER BROTHERS" AND "DISNEY"

The article analyzes the American animation of the period of the Second World War on the example of the creativity of the studios "Warner Brothers" and "Disney".

Текст научной работы на тему «АМЕРИКАНСКАЯ АНИМАЦИЯ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ ПЕРИОДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: НА ПРИМЕРЕ АНИМАЦИЙ СТУДИЙ «WARNER BROTHERS» И «DISNEY»»

PHILOLOGICAL SCIENCES

АМЕРИКАНСКАЯ АНИМАЦИЯ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ ПЕРИОДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: НА ПРИМЕРЕ АНИМАЦИЙ СТУДИЙ «WARNER

BROTHERS» И «DISNEY»

Бондарь Ю.К.

Кубанский Государственный университет

Краснодар

AMERICAN ANIMATION IN THE SYSTEM OF INFORMATION CONFRONTATION DURING THE SECOND WORLD WAR: ON THE EXAMPLE OF ANIMATION STUDIOS "WARNER BROTHERS"

AND "DISNEY"

Bondar Y.

Kuban State University Krasnodar

АННОТАЦИЯ

В статье проведен анализ американской анимации периода Второй Мировой войны на примере творчества студий «Warner Brothers» и «Disney».

ABSTRACT

The article analyzes the American animation of the period of the Second World War on the example of the creativity of the studios "Warner Brothers" and "Disney".

Ключевые слова: анимация Второй Мировой войны, мультфильмы, пропаганда, американская анимация, мультипликация, Disney, Warner Brothers.

Keywords: animation of the Second World War, cartoons, propaganda, American animation, animation, Disney, Warner Brothers.

Официальной датой вступления США во Вторую Мировую войну стало 7 декабря 1941 года. В этот день японские войска совершили нападение на военную базу Перл-Харбор. Шесть часов спустя президент Америки выступил с официальным обращением к Конгрессу, в котором объявил войну Японии. По прошествии четырех дней, 11 декабря 1941 года, Германия и Италия, в ответ, объявили войну Америке. Однако Второй фронт, договоренность о котором была заключена между Сталиным, Черчиллем и Рузвельтом на Тегеранской конференции в 1943 году, был открыт лишь в 1944 году.

Информационная политика США в период Второй Мировой войны отличалась мощной пропагандой и оперативностью. СМИ открыто распространяли идеологию неизбежной победы над фашизмом. Германия , Италия и Япония показывались врагами первой степени. А СССР впервые выступал в роли союзника Америки.

Пропаганда была повсюду: на страницах американских газет, сатирических журналов и, что особенно важно для нас, в анимационных фильмах известных американских мультипликационных студий.

Целью исследования является проведение анализа американской анимации периода Второй Мировой войны.

Американская анимация берет свои истоки еще в первом десятилетии XX века. Первоначально она существовала в виде комиксов, которые, в основном, изображали сцены драк и сражений. Прием

покадрового изображения, используемый в комиксах, стал основой для создания полноценных анимационных фильмов и успешно использовался аниматорами.

В середине 1910-х годов в США открываются первые анимационные студии. К сожалению, из-за ограниченности бюджета маленьким компаниям приходилось закрыться или продать часть своих акций другим владельцам.

Переломным моментом в истории американской анимации принято считать открытие анимационной студии Walt Disney Productions 16 октября 1923 года. С этого момента американская анимация получила новый виток развития.

В течение всего двух десятилетий американским аниматорам удастся перевернуть мир анимации с ног на голову. Создание новых методов и технологий передачи изображения, использование покадровой съемки, а также появление цветных мультфильмов - все это осуществится за экстремально короткие сроки и станет канонами для создания успешной анимации на долгие годы [1, с. 16-18].

В период Второй Мировой войны анимационный мир США почти полностью переключился на создание пропагандистских короткометражных мультфильмов. Этот промежуток времени американские аниматоры предпочитают называть «военной эрой анимации».

Правительство США использовало все возможности внедрения антифашисткой пропаганды. Анимация не стала исключением. По поручению

Белого дома создавались агрессивные гиперболизированные образы стран «оси» (Германия, Италия, Япония).

Одним из известных американских аниматоров, занимавшихся созданием военных пропагандистских мультфильмов, стал режиссер Норман Маккейб. Его карьера имеет долгую историю и берет свое начало еще в 1930-х годах в компании Leon Schlesinger Productions, которая выпускала в то время анимационные фильмы для Warner Bros.

Хотя режиссер родился в Англии, свои первые шаги в анимации и последующую успешную карьеру Маккейб сделал именно в Соединенных Штатах Америки. Его первой работой в качестве режиссера стал анимационный мультфильм, вышедший 21 декабря 1940 года «Робкий Тореадор» («The Timid Toreador»). В этом проекте Маккейб являлся сорежиссером совместно с другим известным американским аниматором Робертом Клампеттом. Эта лента не принесла обоим особого успеха, однако получила достойную оценку критиков. На сегодняшний момент на американском сайте IMDb она удостоена оценки 6,2 из 10 [2].

Последующие невоенные режиссерские работы Нормана Маккейба также не принесли ему особого успеха. Известность пришла после создания пропагандистских военных мультфильмов [3].

За период Второй Мировой войны Маккейб срежиссировал двенадцать мультипликационных картин, три из них были посвящены военной пропаганде:

1. «Утконосые диктаторы» («The Ducktators»)

2. «Заблуждения чокнутого шпиона» («Confusions of a Nutzy Spy»)

3. «Дурацкая шутка» («Tokio Jokio»)

Картины получили широкую известность

среди американского народа, сформировали у него нужное для правительства представление о фашизме.

Короткометражка «Утконосые диктаторы» (англ. «The Ducktators») впервые появилась на киноэкранах 1 августа 1942 года. В названии используется каламбур слов «утка» (англ. «duck») и «диктаторы» (англ. «dictators»). Этот прием подготавливает зрителя к искаженному изображению событий Второй Мировой войны с использованием сарказма [4].

Мультфильм вышел в черно-белом цвете, длительностью семь минут. Озвучивал персонажей главный в то время актер дубляжа Мэл Блан. Его голосом говорили самые известные персонажи короткометражных мультфильмов Looney Tunes и Merrie Melodies во время золотого века американской анимации.

Сюжет мультфильма основан на реальных событиях довоенного и военного периодов. Все начинается с рождения главного персонажа - черной утки с усами и волосами, первыми словами которой стало узнаваемое нацистское приветствие «Зиг хайл!». Становится сразу понятно, что черная утка - это воплощение Адольфа Гитлера. Своими громкими матерными речами черная утка призывает

других, белых и невинных уток (образ немецкого народа), захватить этот мир.

Речь утки-Гитлера случайно слышит итальянский гусь (образ Бенитто Муссолини). Он всегда придерживался подобных взглядов, поэтому принимает решение стать союзником черной утки. Ряды фашистской армии активно пополняются различными утками и гусями, берут даже стариков, детей и людей с заболеваниями.

Ярчайшим эпизодом мультфильма становится изображение мирной конференции. Черная утка (Гитлер) и черный гусь (Муссолини) подписывают пакт о безоговорочном мире и бросают его в урну «для подачи священных клятв». В следующем кадре показано, что на самом деле урна оказывается шредером с надписью «договоренность» и «конфетти здесь». Происходит утилизация подписанных клятв. Тем самым аниматоры передают, что для стран «оси» это мирное соглашение ничего не значило.

Ближе к концу мультфильма на подводной лодке приплывает «японский глупый человек». Он пытается незаконно присвоить себе территории островов, однако это ему не удается.

Мультфильм заканчивается любимым для американцев хэппи-эндом. Белая птица мира (образ Америки) побеждает всех врагов. Стоит заметить, что мультфильм был создан лишь в 1942 году, когда о сотрудничестве СССР, США и Англии ничего еще не было известно.

Завершающим кадром становится надпись «Если хотите, чтобы это все осуществилось, то покупайте сберегательные марки и облигации США». Таким образом государство призывало граждан Америки проявить свой патриотизм вовремя войны и поддержать страну.

На сегодняшний момент анимация «Утконосые диктаторы» удостоена оценки 6,5 из 10 на американском сайте IMDb [5].

Следующим пропагандистским мультфильмом Нормана Маккейба стала короткометражка «Заблуждения чокнутого шпиона» («Confusions of a Nutzy Spy»). Она вышла в свет 23 января 1943 года. Анимация длится семь минут, нарисована в черно-белом цвете. Главным актером дубляжа по-прежнему остался Мэл Блан. На американском сайте IMDb мультфильм получил оценку 6,2 из 10 [6].

Эта работа режиссера значительно отличается от его предыдущего творения, так как в ней нельзя найти образы знаменитых личностей, все завязано на искажении представлений о немецких шпионах.

В мультфильме всего три персонажа: полицейский Порки, ищейка и немецкий лис-шпион. Хитрый лис хочет взорвать с помощью бомбы важный железнодорожный мост. Однако Порки и ищейка останавливают его. В конце шпион умирает от своей же бомбы и после смерти произносит нацистское приветствие [7].

Искажение образа врага, в данном случае выставление всех немецких шпионов глупыми неудачниками, это любимый прием Нормана Мак-

кейба. В своей последней военной анимации «Дурацкая шутка» (англ. «Tokio Jokio») он достигает нового уровня подобного саркастичного изображения.

Мультфильм «Дурацкая шутка» («Tokio Jokio») был выпущен 15 мая 1943 года. Картина вышла в черно -белых тонах длительностью семь минут, с озвучкой Мэла Блана. На данный момент на американском сайте IMDb она получила самую низкую оценку за все режиссерское творчество Нормана Маккейба - всего 4,2 из 10 [8].

Для многих эта работа режиссера показалась излишне агрессивной и даже расистской. Мультфильм создан по типу выпуска японских свежих новостей и разбит на следующие блоки:

1. Гражданская оборона

2. Зажигательные бомбы. Урок первый

3. Кухонные подсказки

4. Японское шоу моды. Презентация японского костюма победы

5. Спорт

6. Главный отравитель

7. Послания от Оси

8. Японский флот в море

В каждом блоке показана искаженная японская действительность. Например, в разделе «Кухонные подсказки» изображено кулинарное шоу профессионального повара Тоджо. Он демонстрирует как собрать традиционный рисовый японский сэндвич. Для этого повар предлагает взять два продуктовых талона на рисовый хлеб и положить между ними талон на мясо. Затем с удовольствием съесть этот вкуснейший сэндвич.

В блоке «Японское шоу моды» демонстрируется костюм победы. Аниматоры изобразили замерзшего на улице японца, одетого лишь в нижнее белье. Он пытается согреться от тепла маленькой свечи.

Не забыли упомянуть и японского генерала Ямамото, для которого уже приготовлен электрический стул. Прорисован образ трусливого генерала Хама, а также упомянуты подводные лодки, сданные на две недели раньше, но, по факту, достраивавшиеся на ходу [9].

После выхода в свет этой картины Норман Маккейб получил прозвище «капрал Норман Мак-кейб». Оно продержалось с ним вплоть до 1960-х годов.

В данном анимационном фильме японцы совершенно открыто выставляются самой глупой нацией на планете. После войны эта работа Мак-кейба многократно была обвинена в ужасном расизме. В 1971 году авторские права на короткометражку не были продлены. Сейчас «Дурацкая шутка» («Tokio Jokio») находится в общественном достоянии США.

Творчество Нормана Маккейба нашло свою аудиторию и в послевоенный период. Но нельзя отрицать тот факт, что пропагандистская анимация в период Второй Мировой войны была как нельзя актуальна и необходима американскому народу для поддержания морального духа граждан.

Другой американской анимационной студией, выпускающей мультипликационные военные мультфильмы, стала Walt Disney Productions. С 1941 по 1945 год из-за риска банкротства студия была вынуждена заключить договор с американским правительством о создании 32 мультипликационных пропагандистских короткометражек. За каждый фильм Disney получил по 4500 тысячи долларов. Это позволило остаться компании на рынке, а также сохранить зарплаты для своих работников.

Для анализа нами были отобраны две анимации студии Walt Disney Productions:

1. «Der Fuehrer's Face» («Лик Фюрера»)

2. «Education for Death: The Making of the Nazi» («Обучение Смерти: создание нациста»)

«Лик Фюрера» впервые появился на экранах 1 января 1943 года. Этот мультфильм стал первой и единственной картиной из серии «Дональд Дак», которой удалось получить премию Оскар.

Если говорить о военных анимациях, то всего два мультфильма были отмечены Киноакадемией. Вторым лауреатом премии за лучший короткометражный анимационный фильм в 1944 году стала анимация «The Yankee Doodle Mouse» («Мышонок-вояка) от компании MGM.

Режиссером мультфильма стал Джек Кинни -опытный американский аниматор. Большую часть своей карьеры он проработал в Walt Disney Productions, задержавшись там на 27 лет [10]. За этот период его анимации трижды удостаивались номинации на премию Оскар. «Лик Фюрера», как уже упоминалось нами ранее, стал лауреатом.

Первоначально название мультфильма звучало как «Дональд Дак в Нациленде», однако большую роль сыграл заглавный саундтрек анимации. Незадолго до выхода мультфильма известная на то время американская группа «Spike Jones and His City Slickers» выпустила кавер на оригинальную песню Оливера Уоллеса «Лицо Фюрера».

Песня приобрела огромную популярность среди американского народа и заняла третье место в чарте США. Саундтрек даже получил неофициальное название «Песня нацизма». В связи с этой небывалой популярностью режиссер Джек Кинни принял решение изменить название мультфильма. Увеличив, таким образом, интерес аудитории к данной анимации [11].

Мультфильм «Лик Фюрера» длится 8 минут. Выполнен в цветных тонах. На данный момент на американском сайте IMDb он получил самую высокую оценку среди проанализированных нами анимаций 7,5 из 10 [12].

Сюжет анимации имеет кольцевую композицию. Дональд Дак - главный герой картины просыпается в своей кровати дважды - в самом начале и в конце. Это сделано не случайно, ведь с помощью этого приема аниматоры разделили повествование два мира. Назовем их следующим образом -«Нациоленд» и реальность.

По сюжету мультфильма Дональд просыпается в мире нацистов под звуки оркестра, воспевающего великого фюрера. Членами оркестра стали традиционные образы японца, арийца и итальянца.

Музыканты громко поют песню о любимом Гитлере и спешат поскорее разбудить Дональда Дака, чтобы доставить его на работу.

На следующем кадре мы видим, как Дональд просыпается под будильник с изображением свастики и выполняет ежедневный утренний ритуал. Он проговаривает звонкое «хайль» перед портретами Гитлера, Хирохито и Муссолини.

Ярким моментом становится завтрак Дональда Дака. Главный герой очень осторожно и с опаской достает из сейфа маленькое зернышко кофе, которое уже было использовано не один раз и привязано на ниточке, словно чайный пакетик.

Также Дональд опрыскивается парфюмом с ароматом бекона и яичницы. А напоследок достает из-под стола хлеб. Однако оказывается, что это полено в виде хлебной булки. Дональд Дак жует этот сэндвич со слезами на глазах.

Подобное изображение приема пищи мы уже встречали в мультфильме «Дурацкая шутка». Аниматоры целенаправленно используют прием гиперболизации изображения для того, чтобы показать слабые стороны врага. Это помогало убедить американский народ в том, что фашисты имеют слабые места и их вполне возможно победить.

В мультфильме появляется знаменитая автобиографическая книга Адольфа Гитлера «Моя борьба». Кто-то вручает ее Дональду для обучения. По сюжету Дак работает на огромном заводе по производству бомб и снарядов. Он вручную производит снаряды и каждый раз, приступая к новому, произносит «Хайль Гитлер».

На протяжении всего мультфильма мы слышим строки из песни фашистского оркестра. Приведем некоторые из них:

1. «Разве не чудесная привилегия быть нацией и работать по 48 часов на фюрера?»;

2. «Когда фюрер сказал, что мы никогда не будем рабами. Мы сказали: «Хайль». А потом все равно работали, как рабы...»;

3. «Когда фюрер хвастался, врал, разглагольствовал и бредил. Мы сказали: «Хайль». А затем продолжали работать».

Еще одним ярким моментом анимации стал эпизод щедрого отпуска от фюрера. Раздается голос из рупора. Он оповещает о том, что доброта фюрера безгранична, поэтому работники получают оплачиваемый отпуск. Затем появляется баннер с изображением леса, озера и гор. Сверху на баннере расположена надпись «Альпы». Отпуск длится не больше тридцати секунд. Баннер исчезает и, по специальному распоряжению фюрера, объявляется о сверхурочной работе.

В какой-то момент Дональд Дак начинает сходить с ума. Он кричит: «Я не могу больше. Я схожу с ума». Он падает в обморок и видит галлюцинации. С ним разговаривают бесконечные снаряды, а Гитлер повторяет громкое «быстрее».

В последних кадрах мультфильма аниматоры переносят главного героя в мир реальности. Дональд просыпается в теплой кровати с надписью «Home Sweet Home» («Дом милый дом»). На нем надета пижама с изображением флага США.

На стене он видит тень, напоминающую силуэт Гитлера с вытянутой наверх рукой. Дональд чуть снова не выкрикивает «Хайль Гитлер», но поворачивается и видит, что это тень от сувенирной статуи Свободы. Он целует ее и говорит: «Как же я рад, что я - гражданин США»

В самом конце на экране появляется изображение сердитого лица Гитлера. В него бросают помидоры. Затем все это превращается в буквы и образует слово «The End» («Конец») [13].

Анимация «Лик Фюрера» вышла в свет как раз в то время, когда Америка находилась на пороге вступления в войну. Американское правительство активно использовало все каналы распространения информации для активной контрпропаганды против фашистской Германии. Работа Джека Кинни обрела огромную популярность и добилась своей главной цели - усилить образы насилия и террора в нацистских государствах.

Однако Disney не могли ограничиться всего одной анимацией, они пошли намного дальше. Вслед за «Ликом Фюрера» студия выпустила свою следующую пропагандистскую картину «Education for Death: The Making of the Nazi» («Обучение Смерти: создание нациста»).

Режиссером анимации стал Клайд Джероними - итальянско-американский аниматор. Наиболее известный своей работой в Walt Disney Productions. В 1941 году лента Клайда «Обними лапу» была удостоена премии Оскар за лучший короткометражный анимационный фильм. После Второй Мировой войны он сал заниматься полнометражными мультипликационными картинами. Джероними был одним из режиссеров «Спящая красавица», «100 и 1 далматинец», «Леди и Бродяга» и других известных мультфильмов студии Disney [14].

«Обучение смерти: создание нациста» впервые вышел в прокат 15 января 1943 года. Короткометражка основана на научно-популярной книге американского писателя Грегора Цимера «Образование для смерти: Изготовление нациста». Мультфильм длится 10 минут. Нарисован в цветных тонах. На американском сайте IMDb анимация удостоена оценки 7,1 из 10 [15].

Короткометражка повествует нам в прямом смысле историю выращивания нацистов. В самом начале к Гитлеру приходит семейная пара. Они показывают великому фюреру справку о том, что их новоиспеченный сын является потомком чистокровных арийцев. Родителям разрешается выбрать имя для ребенка, но только то, что есть в специальном списке.

Интересный факт, рядом со списком разрешенных имен висит и список запрещенных. В нем самыми первыми написаны имена: Франклин, Уин-стон, Джозеф. Эта деталь отсылает нас к главам трех, союзных на тот момент, держав (США, Англия и СССР). Молодая пара выбирает для мальчика имя Ганс, а также получает от Гитлера разрешение на создание еще двенадцати чистокровных арийских солдат.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно сюжету, мальчик взрослеет. Его воспитание проходит по всем канонам фашистского

общества. Детская сказка «Спящая красавица» трактуется не как история любви, а как акт спасения Германии. Гитлер - прекрасный принц, а принцесса - образ Германии. Фюрер спасает страну от ужасной демократии, которая престала в образе злой ведьмы.

Также следует описать эпизод болезни Ганса. Когда мальчик заболевает, то мама Ганса начинает беспокоиться о его жизни. Она произносит следующую реплику: «Негодных заберет государство, и о них никогда больше не услышат...» Во времена Третьего рейха нацисты насильно помещали в специальные учреждения детей с физическими и умственными отсталостями, а затем тайно усыпляли их.

Ганс выздоравливает и продолжает свое «обучение смерти». Со временем его мягкость и человечность испаряется, остается лишь тело, способное выполнять жестокие приказы. Молодой человек вместе со своими товарищами отправляется на войну, где становится одним из многих. Он умирает и от него остается всего лишь надгробие с немецким крестом и военная каска. [16].

Данный мультфильм совмещает в себе приемы всех картин, рассмотренных нами ранее. В нем присутствуют отсылки на реальных личностей (Гитлер, Сталин, Рузвельт, Черчилль), использование обобщенных образов (типичная немецкая пара арийцев), состоящий из блоков взросления сюжет, а также неминуемый трагический конец (провал фашистских войск).

Подводя итог анализа пяти американских пропагандистских анимаций, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, правительство США официально заключило сделки с известными анимационными студиями для создания военных мультфильмов. Во-вторых, аниматоры, как граждане США, были лично заинтересованы в создании антифашистской пропаганды и ее распространении по всему миру. В-третьих, военные короткометражки получили признание не только среди американского народа, но и в лице критиков, в частности Киноакадемии.

Американские анимации помогли правительству США развеять миф о несокрушимости фашистских войск, а также позволили собрать дополнительную материальную помощь для государства. В финале почти каждого мультфильма указывался призыв покупать американские облигации. Люди видели эту просьбу и реагировали на нее.

В настоящее время анимационный мир находится в эпохе технического прогресса. Компьютерная графика позволяет достигнуть немыслимой точности и качества изображения. Это дает возможность усилить эффект манипулирования человеческим сознанием.

В наше время, когда ритм жизни увеличивается с каждым днем, визуализированная информация набирает все большую популярность. Именно

поэтому анимация и ее современные интерпретации (анимированная инфографика и т.д.) не утратят своей актуальности.

Литература

1. Савченко Е.О. Особенности внешней политики США в период Второй Мировой войны. М.: Вестник Финансового университета, №2, 2014, С. 16-18.

2. The Timid Toreador - URL: https://www.imdb.com/ti-

tle/tt0033166/?ref_=nm_flmg_dr_35 (дата

обращения 23.03.2021)

3. Norm McCabe - URL: https://www.imdb.com/name/nm0564495/ (дата обращения 22.03.2021)

4. The Ducktators - URL: https://www.youtube.com/watch?v=KsBG34TSJJ4 (дата обращения 23.03.2021)

5. The Ducktators - URL: https://www.imdb.com/ti-

tle/tt0034685/?ref_=nm_flmg_dr_28 (дата обращения 23.03.2021)

6. Confusions of a Nutzy Spy - URL: https://www.imdb.com/ti-

tle/tt0035750/?ref_=nm_flmg_dr_25 (дата

обращения 23.03.2021)

7. Confusions of a Nutzy Spy - URL: https://www.youtube.com/watch?v=b0uVtS7nrCA (дата обращения 23.03.2021)

8. Tokio Jokio - URL: https://www.imdb.com/title/tt0036446/ (дата обращения 24.03.2021)

9. Tokio Jokio - URL: https://www.youtube.com/watch?v=3_km9IFzzHo (дата обращения 24.03.2021)

10. Jack Kinney - URL https://www.imdb.com/name/nm0455741/ (дата обращения: 06.04.21)

11. Der Fuehrer's Face - URL: https://www.bcdb.com/bcdb/cartoon. cgi?film=5 347 (дата обращения: 06.04.21)

12. Der Fuehrer's Face - URL: https://www.imdb.com/ti-

tle/tt0035794/trivia?ref_=tt_trv_trv (дата обращения: 06.04.21)

13. Der Fuehrer's Face - URL: https://www.youtube.com/watch?v=0KZA54ubzk4 (дата обращения: 06.04.21)

14. Clyde Geronimi - URL: https://www.imdb.com/name/nm0314671/ (дата обращения: 07.04.21)

15. Education for Death: The Making of the Nazi

- URL: https://www.imdb.com/title/tt0035836/ (дата обращения: 07.04.21)

16. Education for Death: The Making of the Nazi

- URL: https://www.youtube.com/watch?v=1G7j9vq3bTE (дата обращения: 07.04.21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.