Научная статья на тему 'The animated cartoon as a form of geopolitical imagination'

The animated cartoon as a form of geopolitical imagination Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
207
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ / ANIMATION / ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА / POLITICAL SATIRE / ПЕРСОНАЖ / CHARACTER / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / СРЕДСТВО ОТРАЖЕНИЯ ПОЗИЦИИ / ПОПУЛЯРНОСТЬ / POPULARITY / РЕКЛАМА / ADVERTISING / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / GEOPOLITICAL PROCESSES / MEDIUM FOR THE REFLECTION OF A VIEWPOINT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ternovaya Ludmila

The seemingly superficial genre of animation is estimated by the author to have a considerable moral and aesthetic impact on generations of viewers, shaping national and even universal human values. The author reviews the history of animation and the use of the genre for ideological support of political regimes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The animated cartoon as a form of geopolitical imagination»

ВОЛЬНАЯ ТЕМА 83

Людмила ТЕРНОВАЯ

Мультфильм как форма

геополитического

воображения

Мультипликационные фильмы почти у каждого человека ассоциируются с детством, ощущением счастья, радости, веселья, яркости красок и буйства фантазии. На самом деле, мультипликация - это довольно серьезный вид искусства. Она старше кинематографа, потому что ведет свою историю от 20 июля 1877 г., когда французский инженер-самоучка и популяризатор науки Эмиль Рено представил членам Французской академии прибор, позволяющий видеть последовательность из нескольких рисунков как плавно движущееся изображение. Прибор назвали праксиноскопом.

С того времени техника мультипликации совершенствовалась, а

сюжетный охват постоянно расширялся, включая весьма серьезную тематику, в том числе международную. Так, пионер американской анимации Уинзор Маккей, считающийся основателем жанра «фильмов-катастроф», в 1918 г. снял 20-минутный цветной мультфильм «Потопление Лузитании» о событии, связанном с решением США вступить в Первую мировую войну. Мультипликация захватывает и пространство политической сатиры. В первом полнометражном мультфильме Куирино Кристиани «Апостол» (1917) развивается сюжет, когда президент Аргентины Ипполито Иригойен поднимается в рай, чтобы использовать гром и молнии Юпитера для очищения Буэнос-Айреса от аморальности и коррупции.

Мультипликационные герои становятся любимцами многих поколений. Один из них, созданный Уолтом Диснеем, неугомонный мышонок

Микки Маус, с каждым фильмом приобретал новые навыки мирной и военной жизни. В мультфильме «Бой на скотном дворе» (1929) Микки играет роль молодого солдата и принимает участие в сражениях в войне мышей и котов, где его подразделение выступает против отряда Черного Пита. Стороны носят узнаваемые элементы Первой мировой войны: на кошках - островерхие шлемы, характерные немецкие каски, а мыши поют гимн Конфедерации периода Гражданской войны в США.

Начало отечественной школы мультипликации относят к 1922 г., когда в Москве была создана первая экспериментальная мультипликационная мастерская при Государственном техникуме кинематографии. В советской мультипликации отчетливо проявлялся дух времени в тематике фильмов, например, в 1924 г. в эпизоде из серии «Киноправда»

Людмила ТЕРНОВАЯ - заместитель директора Института политики и деловых коммуникаций, доктор исторических наук, профессор

ВОЛЬНАЯ ТЕМА

в анимационном стиле отдавалась дань памяти Ленину. Новое искусство с воодушевлением поддерживали поэты и писатели: Маяковский «оживил» ряд своих рисунков, сделанных для «Окон сатиры» РОСТА; детский мультипликационный фильм «Сенька-африканец» был создан на основе сказок Чуковского.

Что касается интереса к вопросам внешней политики, то у советских художников-мультипликаторов он связывался с идеями мировой революции. В первых титрах мультфильм режиссеров Н. Ходатаева, З. Комисаренко и Ю. Меркулова «Межпланетная революция» называется «Сказкой о товарище Коминтерне, воине Красной Армии, который полетел на Марс и победил всех капиталистов на этой планете!» Наиболее неприятных героев авторы обозначали с помощью свастики. Апофеозом фильма являлась жестокая битва, во время которой космический корабль лучевыми пушками уничтожает всех капиталистических эксплуататоров. С гигантского телеэкрана на происходящее на мультипликационном поле боя благосклонно смотрел Ленин.

В 1925 г. этой же творческой группой был выпущен мультипликационный фильм «Китай в огне», где в резкой манере осуждалось закабаление китайского народа мировым империализмом, выражался протест против вмешательства во внутренние дела Китая. Затем появились короткие мультипликационные ленты, объединенные общим названием «Политические игрушки», представлявшие собой политические шаржи на международную тематику В 1927 г. творческой группой Ходатаева создается фильм «Будем зорки», в котором рассказывается об усилении военной угрозы Стране Советов со стороны капиталистических государств Западной Европы, изображаемых как политические вампиры.

В эти годы и в СССР появляются яркие мультипликационные герои, например, рисованный негритенок Тип-Топ, созданный режиссером А. Ивановым. Этот персонаж на фоне натурных кадров «путешествует»

по Москве с приехавшей иностранной делегацией. Чтобы приблизить Тип-Топа к советской действительности, в одном из фильмов ему дарят пионерский галстук. В предвоенные годы советская мультипликация не могла обходить взрослую аудиторию и проблему патриотизма. Можно назвать вышедшие в 1939 г. два мультипликационных политических плаката - «Победный маршрут» (Д. Ба-биченко) о борьбе советского народа за укрепление могущества станы и «Боевые страницы» (Д. Бабиченко, Л. Амальрик, В. Полковников) об эпизодах борьбы с белогвардейцами во время Гражданской войны.

Сама идеология мультипликации того времени не предполагала сглаживания негативных черт изображаемых персонажей, поэтому в демонстрации врага использовались не просто гротескные приемы, но и элементы, подчеркивающие кровожадность и уродливость противника, то, что он является воплощением абсолютного зла. Мультипликация позволяла представить образ врага сколь угодно чудовищным [1]. Но позиции самих мультипликаторов по отношению к войне далеко не всегда соответствовали позициям нарисованных ими персонажей.

Из рассекреченных документов стало известно, что в 1940 г. Уолт Дисней отверг просьбу воюющих англичан о помощи. Правительство Черчилля тайно обратилось к мастеру с идеей создания антинацистского мультика по легенде о Святом Георгии, поражающем Дракона. Некоторые исследователи связали отказ Диснея с его антисемитизмом, но, вероятно, в таком решении проявилось его нежелание, чтобы США ввязывались в войну в Европе. Сторонников такой позиции было много, и они считали, что нельзя мешать Германии разбивать Красную армию. Более того, Дисней не хотел терять германский рынок сбыта своих фильмов [2]. Несмотря на различие взглядов на ход и цели войны, мультипликация становилась заметным средством отражения позиций воюющих сторон.

Американские мультипликаторы

преуспели в уничижительном изображении гитлеровских и японских военных, используя для этого даже такую серию, как «Веселые мелодии». В 1942 г. в ней выходит посвященный лидерам стран Оси мультфильм «Дактаторы» - в названии слиты в одно слово слова duck (утка) и dictator (диктатор).

По сюжету фильма на одной ферме из черного яйца вылупляется усатый утенок, который с ходу начинает орать «Зиг Хайль!» и рисовать свастики. Вскоре к нему присоединяются гусь в черной рубашке и косоглазая уточка. Троица «дактаторов» хочет захватить мир, но из этого ничего не выходит. Та же мысль проводится через кукольный мультфильм «Закопаем Ось» (1943), где Гитлер, едва родившись, пристреливает аиста, принесшего его в отчий дом, и сразу же отправляется завоевывать Европу. В финале все три диктатора едут на гигантском многопушечном танке, по которому бьют орудия союзников по антигитлеровской коалиции.

«Утиный» взгляд на военные события был характерен и для компании Диснея. В фильме «Дональд Дак. Лицо Фюрера» (1942) в ночном кошмаре Дональду Даку представляется фантазия, как бы ему жилось в Третьем рейхе. Мультфильм настолько насыщен нацисткой символикой, что даже кактусы и телеграфные столбы изображены в виде свастик. Фильм «Дети Гитлера - Обучение Смерти» рассказывает, как нацистский режим из обычных немецких детей делал безжалостных фанатиков.

Во время войны компания Диснея перешла в основном на государственные заказы, производя обучающие фильмы и многочисленные плакаты, на которых фигурировал мышонок Микки, предостерегавший население против шпионов и провокаторов. За верную службу родине диснеевский персонаж был награжден сполна - в день высадки войск союзников в Нормандии паролем у американских военных были слова «Микки Маус» [3].

Мультипликаторы стремились

показать не только врагов, но и союзников. В мультфильме «Русская рапсодия» (1944) немецкие бомбардировщики не могут долететь до Москвы, потому что бьются по дороге. Фюрер решает сам разобраться в этом вопросе и лично садится за штурвал бомбардировщика, но и его постигает неудача.

Однако американские мультипликаторы старались проводить различие между борьбой за свободу и борьбой за строительство коммунизма. В учебном мультике для младших школьников, снятом уже в 1948 г., четко показано, что свобода - это хорошо, а коммунизм -плохо, так как при коммунизме все становятся рабами. Не забывали в США и об экономической составляющей борьбы с нацизмом. Власти вынуждены были занимать деньги у граждан, убеждая население покупать облигации военного займа (war bond) с помощью мультипликационных персонажей. Диснеевский пропагандистский мультфильм «Семь мудрых гномов» (1941) был создан до 7 декабря 1941 г. Это говорит о том, что к войне Америка начала готовиться до Перл-Харбора. Героями мультфильма стали семь гномов, которые решают, куда им вложить добытые в поте лица богатства, хотя ответ на этот вопрос очевиден - в облигации военного займа. Студия «Уорнер Бразерз» также вносила вклад в пропаганду займов, выпустив мультфильм «Багз Банни призывает покупать облигации военного займа».

В США учитывали и возможности мультипликации как учебного кино. Министерство обороны заказало студии Диснея учебный фильм в двух частях о том, как правильно пользоваться британским противотанковым ружьем Mk-I. В фильме «Останови этот танк!» анимация соседствует с игровыми сценами, в которых снялись расчеты противотанковых ружей. Правда, фильм к высадке союзников в Нормандии опоздал: подбить из Mk-I можно было лишь легкие танки немцев, а к началу операции «Оверлорд» немцы вывели машины этого класса

из частей первой линии. В научно-популярном мультфильме «Победа в воздухе» речь шла о роли гитлеровского Люфтваффе в победе Вермахта на начальном этапе войны. Особенно ярко представлен аними-рованный рассказ о французской линии Мажино, почему эти сооружения оказались бесполезными для продвижения германских войск. Все такие фильмы воспитывали поколение американцев в уверенности в собственных силах, делая это ярко, творчески, с разной степенью юмора.

Те же задачи стояли и перед мультипликаторами Германии, где, кстати, даже в годы войны создавались фильмы, лишенные пропагандистского пафоса. Например, в 1942 г. появляется фильм «Потрепанная мелодия» о пчелке, нашедшей на поляне брошенный кем-то патефон и решившей освоить профессию диджея. В музыкальном мультфильме «Снеговик» (1944) рассказана трогательная история этого зимнего персонажа. Таких фильмов было немного, особенно на фоне пропагандистской мультипликационной продукции. В частности, мультфильм «Выпуск нимбус» был снят специально для жителей оккупированной Франции. Диктор рассказывает французским слушателям о том, что освобождение скоро придет, а в это время в небе летят американские тяжелые бомбардировщики, экипажи которых составлены из популярных в Европе героев американских мультфильмов. Мечте французской семьи о том, что у них снова будет нормальный кофе по утрам и нормальные английские сигареты, не суждено сбыться, потому что бомба, сброшенная Дональдом Даком, разносит вдребезги их дом.

Советская мультипликация в годы Второй мировой войны выступала как еще один вид оружия победы. Идеологическая подготовка к войне началась до 22 июня 1941 г., и в нее была включена мультипликация. С помощью мультипликационного языка надо было показать, как народ мог сражаться за правое дело. В типичном агитационном мультфильме предвоенных лет «Боевые

- _

страницы» рассказывается история Гражданской войны: если сумели разгромить белых и интервентов, то такая же участь ждет всех, кто посмеет вторгнуться в пределы СССР А в годы войны в СССР мультипликация использовалась как средство поднятия патриотизма. Так, выпуск «Журнала Политсатиры N° 2» (1941) включал сюжеты: «Чего хочет Гитлер?», «Бей фашистских пиратов!», «Бей врага на фронте и в тылу!» и «Крепкое рукопожатие». Ответ на вопрос первого сюжета был прост -«Гитлер хочет вернуть землю помещикам, фабрики - капиталистам». Но вместо этого он получит смерть от красноармейского штыка. Во втором сюжете немецкие подводные лодки выглядят как акулы с танковыми башнями на спинах. В сюжете «Бей врага на фронте и в тылу!» фашистские агенты, заброшенные в советский тыл, похожи на персонажи фильмов ужасов. «Крепкое рукопожатие» посвящено заключению соглашения между СССР и Великобританией о совместных действиях против нацистской Германии. Среди мультипликационных фильмов выделялся созданный на «Союзмультфильме» в 1941 г. режиссером П. Сазоновым политический плакат «Стервятники». Его сюжет предельно прост - фашистские бомбардировщики-стервятники пересекают советскую границу и получают то, что заслуживают, от краснозвездных ястребков.

Советские мультипликаторы не стремились разжигать национальную рознь, показывая фашизм как некое звероподобное существо, чуждое самой человеческой природе. Но после войны произошло усиление влияния американской анимации на советских мультипликаторов, что проявилось в следовании стилю, вырабатываемому на студии UPA Pictures. Аниматоры этой студии готовили предвыборные ролики для переизбрания президента Франклина Рузвельта. А в 1945 г. Боб Кэннон создал мультфильм «Братство людей», название которого четко отражало послевоенные настроения.

Когда же США охватила вторая

«Красная угроза», вызванная усилением влияния СССР в Восточной Европе, Берлинским кризисом, Гражданской войной в Китае, образованием КНР и Корейской войной, в черные списки попали многие американские кинематографисты. Некоторые аниматоры UPA подозревались в симпатиях к коммунизму, что привело к утрате студией государственных контрактов. И все же именно стиль UPA с конца 1950-х гг. стал влиять на советскую анимацию. Такие мультипликаторы, как А. Ка-ранович («Мистер Твистер», 1963), переняли упрощенный и прямолинейный стиль UPA. Позже, когда речь пойдет о западном мире, стиль анимации станет более жестким, обличительным. Например, в мультфильме В. Тарасова «Тир» (1979) по фантастической пьесе В. Славкина показан западный мегаполис, в котором безработный юноша находит место в тире, хозяин которого эксплуатирует его как живую мишень.

Во второй половине XX в. набирают силу тенденции, свойственные мультипликации разных стран. Во-первых, выпускались серии мультфильмов, например, выходивший в СССР с 1969 г. журнал «Веселая карусель». Во-вторых, мультфильмы стали смотреть не в кинотеатрах, а по телевидению. В 1987 г. в США появилась первая серия «Симпсонов». Этот сериал откликается на события американской жизни, в нем нередки упоминания президентов США, но порой появляются и российские политики. Так, в одном из эпизодов, названном «Два плохих соседа», можно было увидеть М.С. Горбачева.

Мультсериал «впитывает» людей, получающих мировую известность. Среди участников сериала 2012 г. оказался основатель сайта WikiLeaks Дж. Ассанж. Демонстрация «Сим-посонов» за рубежом сопровождается адаптацией сериала под местные традиции. Когда в 2005 г. начался показ «Симпсонов» в ОАЭ, из него были исключены особенности поведения персонажей, которые могли бы вызвать протест зрителей: Гомер Симпсон - Омар Шамшун - в этой версии не пьет пиво и не ест бекон;

хот-доги превратились в египетские говяжьи сосиски на гриле.

Популярность «Симсонов» за пределами США объясняется не только простотой сюжетов, яркостью изображения, но и продуманной рекламой. В частности, в Анголе премьеру «Симпсонов» прорекламировали при помощи трансформации образа Симпсонов в образ «африканской» семьи. Местное рекламное агентство изменило внешний вид персонажей, чтобы они напоминали ангольскую семью.

В 1990-е гг. в пространстве мультипликации произошла революция. Помимо технологических новаций, следует отметить тематические изменения, сочетающиеся с известными наработками в области внешнеполитической сатиры. Фисник Исмайли, бывший радистом в албанской Армии освобождения Косово (АОК), а после провозглашения независимости края занявшийся рекламой, создал саркастический мультфильм The Pimpsons (игра слов: The Simpsons и pimp - сутенер) о косовских политиках и их «международных спасителях» [4]. Среди главных персонажей фильма - албанский премьер Х. Тачи и посол США в Косово К. Делл. После 27 июля 2011 г., когда Тачи выслал отряд РОСУ на сербские КПП, Фисник окрасил руки мультипликационного Тачи в красный цвет.

К геополитическим реалиям современного мира можно отнести ужесточение противостояния мирового сообщества и такого антисистемного явления, как терроризм. В этом противостоянии начинают использоваться инструменты анимации. В 2011 г. радикальная исламистская группировка Абу аль-Лейт аль-Йемен подготовила мультипликационный фильм в диснеевском стиле для распространения среди детей идей Аль-Каиды. Мультфильм рассказывает о пророке Мухаммеде и религиозных войнах, в нем содержится антизападная пропаганда.

Отразился в мультипликации и мощнейший геополитический процесс, получивший название «арабская весна». В Тунисе и после смены

власти обстановка в стране оставалась настолько взрывоопасной, что перед голосованием возник конфликт из-за французского мультфильма «Персеполис», вышедшего в эфир местного телеканала «Нессма». В нем с критических позиций показаны история, жизнь и нравы Ирана. Но главное, там изображен Бог, что категорически запрещено исламом. Тысячи человек прошли маршем с требованием закрытия телеканала и установления традиционных исламских ценностей [5]. С одним из самых известных мультипликационных героев - Микки Маусом - были связаны политические скандалы в Египте. Под угрозой тюремного заключения оказался миллионер-копт Наджиб Савирис, сделавший деньги в телекоммуникационной сфере, всего лишь за то, что выложил в своем твиттере рисунки диснеевских персонажей в мусульманской одежде [6].

Мультипликация как искусство, понятное многим, гораздо больше способна соединять людей, нежели их разобщать. Она может сближать тех, кому трудно находить общий язык не только в переносном, но и в прямом смысле, например, когда речь идет о языке глухих. В Казани группа энтузиастов решила снимать 3D-мультфильм, все герои которого разговаривают на языке жестов. В мультфильме нет даже привычных титров в начале картины - вместо них рисованная рука медленно выписывает в воздухе знаки, понятные лишь глухим. Персонажи прекрасно владеют языком жестов и обладают четкой артикуляцией, чтобы зрители могли читать по губам [7].

Анимация соединяет разных людей, разные времена и пространства. В календаре международных праздничных дат есть Международный день анимации - праздник всех тех, кто имеет отношение к искусству мультипликации, учрежденный Международной ассоциацией анимационного кино в 2002 г. в честь 110-летия первой публичной демонстрации Эмилем Рено «светящихся пантомим». Этот праздник отмечается ежегодно 28 октября.

Накануне Международного дня

анимации художники-аниматоры практически со всего света обмениваются программами фильмов и устраивают премьерные показы своих творений. В настоящее время подобные анимационные киносеансы одновременно проходят более чем в ста странах мира, включая Россию. Кроме того, в разных странах имеются пространства, где праздник мультипликации царит каждый день. 17 июля 1955 г. открылся первый из тематических парков «Диснейленд». Такие парки есть в Париже, Гонконге и Токио. Вероятно, это только начало.

Несмотря на мнение одного из героев мультфильма «Люди Икс»: «Нет ничего прекраснее нового дня. Ты не знаешь, чем он закончится, и именно этим незнанием жива твоя вера в будущее», яркое и светлое будущее анимации гарантировано. Люди будут постоянно обращаться к искусству мультипликации потому, что другие виды искусства не состоянии сравниться с ним по возможности так ярко транслировать простые смыслы, чтобы в них можно было находить массу оттенков - от восторга до иронии. Более того, анимация открывает простор для самоиронии и антииронии, когда даже отрицательные высказывания муль-тяшных персонажей могут подразумевать положительный подтекст, отчего жизнь становится легче!

Литература

1. Тарасов О. Запретные мультики Второй мировой. URL: http://statehistory. ru/615/Propagandistskie-multiki-soyuznikov-i-Stran-Osi-vremyen-Vtoroy-Mirovoy/

2. Бриман Ш. Диснейленд для Гитлера. URL: http://gazeta.rjews.net/Lib/ briman/02-briman.shtml

3. Горалик Л. Пароль «Микки Маус» // Независимая газета. 2003. 20 ноября.

4. Трофимова А. Холодный мир // Русский репортер. 2011. № 43.

5. Фещенко В. Исламисты диктуют правила // Российская газета - Федеральный выпуск. 2011. 18 октября.

6. URL: www.weaselzippers.us

7. Корякин О. Ход королевы // Российская газета - Федеральный выпуск. 2012. 21 марта.

Научно-политический журнал

государственная

^служба

II п надежный навигатор в информационном пространстве управления

В 2013 году в каждом номере:

■ исследования системных проблем государственной службы

■ теория и методология государственного управления

■ защита национальных интересов

■ власть под контролем общества

■ отношения государства и бизнеса

■ связь федеральной власти с регионами

■ право и этика бюрократии

■ апробация научных идей

Пишите, выписывайте!

Оформить подписку на журнал можно, начиная с

любого номера, во всех отделениях почтовой связи

через «Объединенный каталог «Пресса России»

или через Интернет

www.presscafe.ru/index/29898

ИНДЕКСЫ ИЗДАНИЯ:

для юридических лиц - 38596,

для физических лиц - 29898.

Цена подписки на год

(6 номеров):

для физических лиц - 2400 руб., для юридических - 8100 руб.

Журнал выходит 1 раз в 2 месяца.

Получать его Вы будете заказной бандеролью.

НАШ АДРЕС:

119606, Москва, проспект Вернадского, 84, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Ваши проблемы - наша проблематика

Ф.СП-1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Федеральное управление почтовой связи РФ

АБ0НЕМЕНТ на журнал (индекс издания)

Государственная служба

на 2013 год по месяцам

Куда

(почтовый индекс) (адрес)

Кому

(фамилия, инициалы)

ПВ место литер

ДОСТАВОЧНАЯ КАРТОЧКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственная служба

(индекс издания)

Стоимость

подписки руб. коп.

переадресовки коп.

Количество комплектов

на 2013 год по месяцам

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Вы можете также подписаться на журнал в следующих агентствах:

■ ООО «УРАЛ-ПРЕСС» http://www.ural-press.ru/

■ ООО «ИНТЕР-ПОЧТА 2003» http://interpochta.ru/

■ ЗАО Центр деловой литературы «Орикон-М» 937-4959, 937-4958, e-mail: oriconm@gmail.com

■ ООО «Агентство «АРТОС-ГАЛ» Тел. 981-03-24.

■ Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU e-mail: http://elibrary.ru/

Куда

(почтовый

индекс)

(адрес)

Кому

(фамилия, инициалы)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.