www.sjbac.info
Для любой коммерческой организации заказчик - главное действующее лицо производственного процесса. Никакие технологии, возможности или уникальные знания не смогут обеспечить успех фирме, если не будут востребованы заказчиком. С этим считаются даже крупнейшие корпорации, а для небольшой фирмы, предоставляющей услуги в сфере дизайна, продуманные и грамотно выстроенные отношения с клиентом - логичный путь к успеху.
Список литературы:
1. Волкова Д. Школа современного дизайна от А до Я / Диана Волкова. - М. : Эксмо, 2007. - 288 с.
2. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие (конспект лекций). 3-е издание. - М.: М3 - Пресс, 2005 -252 с.
УЧЕБНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДИИ «ДИСНЕЙ» В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Романова Татьяна Александровна
преподаватель английского языка Культурного центра им. Данте Алигьери,
РФ, г. Москва E-mail: tatianatatiana16@gmail. com
THE TRAINING, EDUCATIONAL AND PROPAGANDA ACTIVITIES OF THE DISNEY STUDIO DURING THE WORLD WAR II
Tatiana Romanova
teacher of English of Dante Alighieri Community Center,
Russia, Moscow
■www.sibac.info
АННОТАЦИЯ
Статья рассматривает деятельность анимационной студии «Дисней» в годы второй мировой войны на примере анимационных работ, созданных студией по заказу правительственных и военных организаций. Автор рассматривает причины и последствия отклонения студии от привычного курса. Автор анализирует роль студии с точки зрения значимости её анимационной и графической продукции для благополучия страны.
ABSTRACT
The article dwells upon the activity of the animation Disney Studio during the period of World War Two. The function of the studio in this context is studied from the perspective of the animation works done by the studio on the orders of the US governmental and military departments. The author concentrates on the reasons and consequences of the studio changing its traditional creative course. The author analyzes the core subject from the standpoint of the significance of animation and graphic studio products for the country's well-being.
Keywords: Walt Disney; studio; animation; animator; film; cartoon; duck; Donald Duck; war; government; military; patriotism; Office of the Coordinator of Inter-American Affairs; navy; Navy Department; Treasury Department; aviation; Alexander Seversky.
Ключевые слова: Уолт Дисней; студия; анимация; аниматор/художник-мультипликатор; мультфильм; утёнок; Дональд Дак; война; правительство; военный; патриотизм; Бюро координатора межамериканских отношений; ВМФ; Министерство ВМС; Министерство финансов; авиация; Александр Северский.
«Расстёгнутый воротник и однодневная щетина - таким предстаёт перед нами Уолт Дисней. В его студии, расположенной в Бербанке, штат Калифорния, полным ходом идёт работа, цель которой способствовать победе в войне» [3, c. 61].
Так начинается статья, опубликованная во всемирно известном американском журнале Life в августе 1942 года под заголовком «Уолт Дисней идёт на войну» и посвящённая деятельности студии «Дисней» в условиях мировой войны. Уолт Дисней с юных лет мечтал попасть на войну, но оказался «негодным»: в годы первой мировой войны его сочли слишком юным, в годы второй - слишком старым. Война нашла его сама, но не в том обличии, в котором виделась ему в юности, и не с такими задачами, к выполнению которых он стремился.
www.sibac.info
Другой респектабельный американский журнал, Time, подготовил к печати очередной номер, главной темой которого должна была стать большая статья о студии и её новый мультфильм про слонёнка Дамбо. Но выход номера, запланированный на 8 декабря 1941 года совпал с событием, перевернувшим ход Второй мировой войны, - нападением японцев на военно-морскую базу США в гавайском городе Перл-Харбор 7 декабря. Америка столкнулась с войной лицом к лицу. В течение суток с момента атаки на территорию студии «Дисней» вошли войска американской армии и колонна военной техники с целью установления средств ПВО для защиты ближайшего военно-авиационного завода «Локхид», над зданиями студийного комплекса растянули камуфляжную сетку, крытые парковки и склады отвели под хранение боеприпасов и амуниции.
К моменту, когда было совершено нападение на Перл-Харбор, Дисней уже давно и активно сотрудничал с военными и правительственными структурами, выполняя заказы для Министерства ВМС и Министерства финансов. Учебно-информационные и рекламные анимационные работы студии, создававшиеся в рамках такого сотрудничества, разительно отличались от того визуально-повествовательного великолепия, которым славилась студия «Дисней». Теперь всё делалось в установленные правительством сжатые сроки и, следовательно, на скорую руку: простая анимация, незатейливые рисунки, незамысловатые мелодии, непривычный глазу аскетичный стиль. Несмотря на неприятие всего, что шло вразрез с главной задачей студии, то есть противоречило развлекательно-эстетической концепции, Уолт был вынужден пойти на подобное «нетворческое» сотрудничество, чтобы хоть как-то вывести студию из образовавшегося финансового тупика. То, чего прежде Уолт категорически не допускал, считая унизительным, стало теперь необходимостью: работа по заказу государственных структур должна была обеспечить студии занятость и хоть какой-то доход.
Однако даже в результате такой вынужденной деятельности возникли полезные работы, каждая из которых имела свою изюминку и в определённой степени оправдывала возложенные на неё надежды. Поскольку большинство мультфильмов, делавшихся по заказу военных структур, являлись учебными, то на своём уровне имели большую важность. Вот как эта тема освещалась в журнале Life в статье «Уолт Дисней идёт на войну»: «Художники Диснея -великолепные учителя, потому что знают, как захватить ваше внимание. Обладая непревзойдённой техникой искусства анимации, они могут показать вам изнутри всё что угодно - например,
устройство противотанкового орудия - да в таких местах, куда не под силу проникнуть ни одной камере. Они могут разобрать на части винтовку, пошагово знакомя с механическим процессом. Они могут показать лётчику, что его ждёт, если он столкнётся с грозовым фронтом. В фильме про малярию они нарисуют такого отвратительного москита-переносчика бактерий, что это никого не оставит равнодушным» [2, c. 61].
Из множества короткометражных учебных анимационных фильмов, созданных студией «Дисней», наиболее известны следующие: «Останови этот танк!» о преимуществах использования ружья Бойса в противотанковых целях; «Аэрология для воздухоплавания» о всевозможных погодных условиях в небе и правилах пилотирования (некоторые сотрудники студии даже брали уроки пилотирования, чтобы лучше вникнуть в суть возможных проблем); «Разум и Эмоция» о негативном влиянии эмоций на способность мыслить адекватно (Разум изображён в образе умного профессора в очках, а Эмоция - как пещерный человек); «Правила мореходства» по одноимённому учебному пособию для моряков по управлению различными судами в различных ситуациях, для экранизации которого в качестве отправной точки повествования была взята трагедия в Галифаксе, произошедшая 6 декабря 1917, когда в результате неумелых действий моряков в порту столкнулись два судна, на одном из которых находились тонны взрывчатки, что привело к чудовищному взрыву и гибели тысяч людей.
В процесс включился Совет национальной обороны, обратившись за созданием серии плакатов в рамках кампании по предупреждению американских граждан о необходимости быть бдительными и не разглашать важной информации - американское «Не болтай!». По заказу Министерства сельского хозяйства шла работа над рекламным мультфильмом «Продовольствие победит в войне» о богатых продовольственных запасах США. На момент подготовки статьи для журнала Life этот мультфильм находился лишь на стадии черновой раскадровки, что не помешало автору статьи передать поведать о содержании: «В этом мультфильме Дисней убеждает в том, что США изобилует продовольственными ресурсами. Выберем любые попавшиеся на глаза кадры: на одном видно, что Америка производит достаточное количество муки, из которой получится столько макарон, что можно было бы связать свитер для всей земли; а вот другой кадр, где отражены успехи жировой продукции, всей мощи которой хватило бы на то, чтобы раздавить и размазать Берлин, будь эта продукция пышной дамой, плюхнувшейся на город» [3, c. 61].
www.sibac.info
Отдельного внимания заслуживает анимационная работа под названием «Боевой дух», возникшая по инициативе Министерства финансов, имевшая целью убедить американских граждан в важности своевременной уплаты налогов, в условиях войны. Встретившись с министром финансов Генри Моргентау для обсуждения сюжета, Уолт предложил сделать главным персонажем мультфильма взбалмошного утёнка Дональда. Натолкнувшись на возражение, Уолт не растерялся и сказал, что для студии «Дисней» отдать Министерству финансов Дональда Дака всё равно, что для кинокомпании «Метро-Голдвин-Майер» отдать Кларка Гейбла, добавив, что публика пойдёт в кинотеатры смотреть Дональда, потому что знает его, а не какого-то новоиспечённого мультяшного налогоплательщика. Уолт славился умением убеждать. Дональд получил свою роль, а Уолт добился того, ради чего затевалась эта работа, - пробуждения сознательности граждан в деле уплаты налогов. Мультфильм посмотрело несколько десятков миллионов американцев. По данным Гэллапа, 37 % опрошенных зрителей признались, что мультфильм оказал на них влияние, и они охотно заплатили налоги; 86 % опрошенных считали, что Диснею стоит делать короткометражные мультфильмы подобного рода и на другие темы. Однако у этой успешной истории была своя обратная сторона. Через несколько дней после премьеры мультфильма палата представителей США оспорила предложение Министерства финансов о выделении бюджетных средств на покрытие производственных расходов. Конгрессмены напирали на то, что нет ничего более кощунственного и вопиюще бессмысленного, чем трата бюджетных средств на развлекательный мультфильм, призывающий к уплате налогов, поясняя, что куда благоразумнее было бы вложить эти средства в производство бомбардировщика. Республиканцы, оппозиционные администрации Президента Рузвельта, сочли работу Уолта пустышкой, а его самого скоморохом. В итоге, студия «Дисней» понесла серьёзные убытки не только потому, что Конгресс не одобрил выделение бюджетных средств, но и потому что отказалась от производства прибыльных коммерческих короткометражных мультфильмов ради одного мультфильма для правительства. Вдобавок на студию стали приходить письма от недовольных граждан. «Сначала мы из кожи вон лезем», - сказал Уолт, - «а потом приходят письма, в которых мне говорят, что я не патриот и что я наживаюсь на войне» [2, с. 79].
Пока Уолт переживал неудачу, его герой утёнок Дональд наслаждался успехом и востребованностью. Если пиковым десятилетием для Микки Мауса считаются тридцатые годы, то для
Дональда это были сороковые. Оба персонажа были не просто мышонком и утёнком: каждый в своё время ассоциировался с определёнными историческими событиями, происходившими в Америке. Если Микки являлся олицетворением каждого человека в эпоху депрессии, то Дональд был «боевым духом» в годы войны. Каждый персонаж в свойственной ему манере был лучиком надежды и света в своём десятилетии. Микки показал, как важно не отчаиваться, как преодолевать невзгоды в условиях экономического упадка по всей стране, а Дональд научил, что с боевым настроем можно довести дело до конца даже в мире, разрушенном войной. Также утёнок снялся в мультфильме о продаже военных займов «Решение Дональда», созданным по заказу правительства Канады. Помимо практической финансовой цели этот мультфильм имел ещё и морализаторскую цель, поскольку по сюжету Дональд разрывается между ангелом и демоном, каждый из которых нашёптывает ему, как лучше распорядиться зарплатой, - поддаться эгоистическому искушению или совершить благой поступок? Затем последовал мультфильм «Дональд идёт в армию». Исполняя свой гражданский долг, Дональд отправляется на службу в армию. Но, учитывая особенности его характера, он очень быстро понимает, что в действительности армейская жизнь не совсем то, на что он рассчитывал. Заканчивается мультфильм эпизодом, в котором Дональда постигает незавидная участь, - наряд на кухне! Наконец, он снялся в злободневном сатирическом мультфильме «Дональд в стране Натци», где высмеивается нацистский лидер, и в мультфильме «Лицо Фюрера», в особенности запомнившемся благодаря язвительной песне. В результате песня «Лицо Фюрера» стала общенациональным хитом, Дональд получил Оскар, а Уолт Дисней пересёк черту, отделявшую его от пропагандистской деятельности.
Заказная работа на правительственные и военные структуры далась Диснею нелегко с психологической точки зрения. Хоть его и коробило от мысли о необходимости выпускать крайне невпечатляющие учебные и воспитательные мультфильмы с примитивной анимацией, всё же он понимал, что это необходимо ради экономики и патриотизма. Однако он воспротивился, когда к нему одновременно обратились из Министерства финансов и Бюро координатора межамериканских отношений с предложением взяться за откровенно пропагандистские фильмы, смысл которых заключался не столько в просвещении, сколько в промывке мозгов и, стало быть, влиянии на общественное мнение. По словам одного чиновника, Дисней боялся «прослыть пропагандистом в сознании людей, потому что это нанесло
www.sibac.info
бы урон его образу эдакого сказочного художника, далёкого от политики» [4, с. 389]. Те короткометражные пропагандистские мультфильмы, которыми Уолту предложили заняться, были нацелены непосредственно на нацистов и их стиль жизни. Поэтому, когда в феврале 1942 года в журнале Reader's Digest была опубликована статья «Воспитание смерти: Становление нациста» о том, как в Германии детям прививают идеи фашизма, Диснею было велено приступить к её экранизации.
Увязнув в политико-пропагандистской топи, Уолт решил, что пора бы уже перестать быть наблюдателем, а создать что-то стоящее, способное помочь повлиять на ход войны. Возможно, после периода затишья в производстве полнометражных лент, он хотел сделать такой фильм, который был ему близок, много значил для него самого. В редакции Reader's Digest для него подобрали отрывки из готовившейся к публикации книги русского лётчика Александра Северского «Воздушная мощь - путь к победе». В своей книге автор утверждал, что победить в войне возможно только с помощью военной авиации, а именно посредством бомбардировщиков, рассчитанных на длительные перелёты и несущих боевые заряды для атаки жизненно важных центров врага, в отличие от маленьких самолётов, взлетающих с авианосцев. Став одним из бестселлеров 1942 года, книга подверглась жёсткой критике со стороны различных военных структур, чью значимость в боевых действиях Северский, если не проигнорировал совсем, то умалил. Несмотря на критику и возражения, Уолт был в восторге от книги. Он любил всё, что было связано с технологиями, и в данном случае проникся идеей спасительной авиации. «Мне показалось, что именно это лучше всего отвечает требованиям нашего времени, нашего века», - скажет он позднее в интервью [4, с. 392].
Уолт понимал, что перед ним стоит задача не из лёгких. В ВМФ, на работе с которым по большей части и основывалось взаимодействие студии с государством, теорию Северского разнесли в пух и прах. Уолта отговаривали. «Касаемо Северского, тут дело в том, что он слишком уверовал в применение таких бомбардировщиков, которым, чтобы донести его идеи на практике, придётся нести немыслимые боевые заряды на немыслимые расстояния», - написал Уолту один военный из ВМФ [4, с. 392]. К нему даже обратился уважаемый лётчик, обладатель множества военных наград и орденов, командир Джон С. Тэтч, объяснив, что к чему в данном вопросе. В ВМФ решили пойти другим путём, пообещав завалить студию такими объёмами работы, что ей некогда будет заниматься другими
фильмами. Но никто не мог ни разубедить, ни умаслить Уолта. Он мыслил другими категориями. Взбудораженный перспективой работы над фильмом, где с помощью анимации можно было наилучшим образом изобразить путь к победе в войне, изголодавшийся по настоящему кипучему творчеству Уолт Дисней вновь ощутил прилив волны вдохновения. По словам художника-мультипликатора Марка Дэвиса, Уолт «ушёл в этот процесс с головой, отдался ему без остатка» [4, а 392]. Уолт даже хвастался, что студия «стала эдакой Меккой для лётчиков» [4, а 392], которые поддерживали идеи Северского и делились с ним, Уолтом, самыми последними данными, так что теперь он был частью очень важного процесса.
Однако Диснею нужно было действовать быстро. Соцопрос, проведённый для студии, показал, что публика была уже порядком утомлена военными фильмами, так что «Воздушной мощи» нужно было как можно скорее оказаться на большом экране. Художник Кен Андерсон вспоминал, как Северский приезжал к ним на студию, когда они сидели там безвылазно, работая над фильмом. «Северский, бывало, заглядывал к нам и всячески подбадривал», - рассказывал Андерсон, - «а Уолт в такие моменты кидал в нашу сторону грозные взгляды, мол, «Лучше бы вам, ребята, сделать работу хорошо, потому что я на вас рассчитываю»» [4, а 393]. Под этим «рассчитываю», как казалось Андерсону, подразумевалось, что на них рассчитывала страна. Эту работу Уолт называл гибридной, потому что она сочетала в себе кинокадры с Северским и анимацию, наглядно иллюстрировавшую его объяснения и рассуждения. Интересно, что сцены с участием лётчика снимались на студии в ночное время, поскольку в течение дня было очень шумно из-за постоянного гула взлетавших и заходивших на посадку самолётов на расположенном по соседству авиазаводе «Локхид». Веря в то, что фильм «Воздушная мощь» поможет в борьбе с фашизмом, Уолт пристально следил за тем, чтобы каждый нюанс был выполнен безупречно. Он выглядел уставшим и неопрятным, не брился, одевался кое-как, совершенно не заботясь о своём внешнем виде, потому что был озабочен другими вещами. Ощутив былой интерес, он изобиловал идеями на предмет того, как лучше всего изобразить ту или иную сцену. Больше всего его волновала финальная сцена разгрома всемирного зла, представленного в виде отвратительного спрута со множеством щупалец, которого атакует бесстрашный белоголовый орёл, - пафосная подача идеи американской победоносности и избранности в борьбе с самыми разными силами зла, психологический приём, который в будущем расползётся по голливудскому кинематографу навязчивым бельмом.
www.sibac.info
Трудно сказать, в какой степени Уолт, будучи, безусловно, патриотом своей страны, руководствовался какими-либо политическими взглядами или принципами. Политикой как таковой он не интересовался, а лишь верил в победу над фашизмом и вносил вклад во всеобщее дело по-своему, как умел. А ещё он хотел творить, как это было прежде, поэтому фонтанировал идеями как патриотично настроенный мечтательный художник, а не прагматичный политик. «Ударим по сердцу спрута бомбой! Пусть все увидят, что с ним станет. Врежем по самым уязвимым точкам неприятеля, что лишит его ресурсов и ослабит каждый его щупалец... палим и бомбим по щупальцам и одновременно метим в сердце с помощью нашей Американской воздушной мощи» - описывал он своё эмоциональное видение заключительной сцены [4, с. 394]. Уолт снял этот фильм как для страны, так и ради осознания своей полезности. «Неважно, принесёт он прибыль или нет», - писал он в одном из своих писем. -«Я буду счастлив, если он поможет расшевелить страну и разбудит людей, чтобы они поняли, какую роль в действительности играет военная авиация» [4, с. 405]. Впрочем, вопрос, насколько этот фильм повлиял на военную политику, так и остался вопросом, поскольку правительство так и не реализовало идею Северского ни во время войны, ни после. Вопреки шумихе, а также похвалам и одобрениям, полученным от высших правительственных и военных чинов, в том числе от президента Франклина Рузвельта и премьер-министра Уинстона Черчилля, посмотревших работу, фильм не имел успеха у зрителей. Сейчас эту анимационно-кинематографическую и, без преувеличения говоря, историческую ленту можно свободно посмотреть во всемирной сети, сделав свои собственные выводы относительно степени пафосности и правдоподобности.
Не менее значимую работу в годы войны Уолт проделал в мультфильмах для Бюро координатора межамериканских отношений, созданного по инициативе Нельсона Рокфеллера, считавшего, что наилучший путь к сближению двух Америк пролегает через культурный обмен. Мультфильмы на тему здоровья и грамотности оказали глубокое влияние на жителей Центральной и Латинской Америк. По словам главы иностранного отдела студии, написавшего Диснею в начале 1945 года, мультфильм про борьбу с москитами «Крылатая беда», «переплюнув кино-эпопею «Унесённые ветром»» [4, с. 412], произвёл сенсацию в маленькой кубинской деревушке, где укусы насекомых превратились в настоящее бедствие. Спустя год после окончания войны создатель бюро Нельсон Рокфеллер назвал поездку Уолта и его команды по Латинской Америке и мультфильмы, появившиеся вследствие
этого, «самой эффективной работой в межамериканских отношениях», добавив, что «это способствовало объединению людей из двух Америк больше, чем какие-либо другие попытки» [4, c. 412]. Наиболее известными работами студии «Дисней» в рамках сотрудничества с Бюро координатора являются полнометражные ленты «Привет, друзья!» и «Три кабальеро».
Война прошла, история осталась. Несмотря на «Воздушную мощь», Уолт Дисней на удивление мало интересовался войной, и всё-таки он и его студия внесли весомый вклад в историческую копилку своей страны. Министерство финансов поблагодарило Уолта Диснея за содействие в продаже сберегательных облигаций на общую сумму более 50 миллионов долларов. Но, конечно же, основной вклад заключался в производстве анимационных работ по заказу правительства. По некоторым данным, общая продолжительность всех мультфильмов, сделанных за 4 года, составляет почти 300 часов. Способствуя поддержанию военной экономики, диснеевские художники придумали дизайн всевозможных военных знаков отличия, эмблем и наград как для вооружённых сил Соединённых Штатов, так и для военных подразделений стран-союзников. Поскольку самым востребованным диснеевским персонажем в годы войны был Дональд Дак, то порядка 20 % от общего числа всех боевых эмблем, над которыми работала студия «Дисней», пришлось на его долю. Более того, Уолт и Дональд предоставляли свои услуги на благотворительных началах. «Какая разница, во сколько нам обходится эта работа. Это неважно», - высказался Уолт в интервью. - «Что касается ребят, которые обеспечивают защиту страны, участвуя в национальной оборонной программе, то мы только счастливы хоть чем-то их порадовать» [4, c. 411].
Журнал Life закончил свою статью «Уолт Дисней идёт на войну» на лирической ноте, оказавшейся не только уместной, но и очень правдивой: «Уолт Дисней первый человек, признающийся в том, что сфера его деятельности, которую он постоянно совершенствует, выходит за границы его человеческого потенциала. Потенциал же анимации безграничен. Диснею предстоит пройти долгий путь, чтобы исследовать этот потенциал, потому что такова суть этого человека, начавшего однажды с мышонка, - никогда не стоять на месте!» [3, c. 68].
www.sibac.info
Список литературы:
1. Kaufman J.B., Evolution of a Duck // The Walt Disney Family Museum -[Электронный ресурс] - URL: http://www.waltdisney.org/blog/evolution-duck (Дата обращения 04.04.2016).
2. Katherine and Richard Greene, Inside the Dream. The Personal Story of Walt Disney.: illustrated biography - A Roundtable Press Book New York / Disney Editions, 2001. - 192 c.
3. Life, Walt Disney Goes To War.: magazine - August 31, 1942. - Р. 61-69.
4. Neal Gabler, Walt Disney. The Triumph of the American Imagination.: biography - Alfred A. Knopf, 2008. - 851 c.