УДК 94 (Всеобщая история) ББК 63.3
А.О. Точёная
АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 1989-1999 гг.
влияние прокитайского лобби
Отношения по пинии США-КНР на сегодняшний день являются очень важными двусторонними отношениями в мировой политике. После начала реформ в 1978 году Китай перешел к диверсифицированной внешней политике, в т.ч. взял на вооружение метод лоббирования интересов. Несмотря на свою ярко выраженную экономическую направленность новое китайское лобби все активнее начинает работать с политическими решениями в США.
Ключевые слова:
американо-китайские отношения, внешняя политика КНР, внешняя политика США, китайское лобби.
Роль американо-китайских отношений постоянно возрастает. Это связано тем, что США и КНР, несомненно, являются глобальными лидерами XXI века. Существует большое количество исследований, посвященных истории и современному состоянию диалога по линии Вашингтон - Пекин, однако, в них редко рассматривается такой аспект, как прокитайское лобби и его влияние на принятие внешнеполитических решений. В действительности это лобби, которое объединяет могущественные финансово-промышленные круги, представителей политической элиты, академического сообщества, успешно продвигает китайские национальные интересы и играет значимую роль в урегулировании проблем, существующих в американо-китайских отношениях. Показательным в этом плане является период с 1989 по 1999 гг.
Несмотря на наличие серьезных противоречий, начало которым положили события на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., когда в Пекине с применением военной силы было жестоко подавлено студенческое восстание [16], американо-китайские отношения (в особенности экономические) развивались очень быстро. В это время были заложены основные тенденции политики США в отношении Китая. Администрация Джорджа Буша старшего, под давлением оппонентов внутри США установила экономические санкции в отношении Китая1; приостановила программы обмена и сотрудничества; ужесточила контроль за экспортом высокотехнологичных товаров и привела в всемирному осуждению китайского правительства [13]. КНР тогда тоже 2 взяла курс на конфронтацию с США. ¡= Спустя почти шесть лет, Администрация Билла Клинтона пересмотрела отношение <о Китаю. В результате в 1994 г. для Китая ^ был восстановлен режим наибольшего бла-
гоприятствования в торговле. Более того, США объявили, что вопрос о правах человека больше не будет подниматься при ежегодном пересмотре этого режима для КНР [1]. В феврале 1995 г. США и КНР после долгого застоя в переговорах достигли соглашения о защите прав интеллектуальной собственности в Китае [14]. Тем не менее, в отношениях сохранились нерешенные проблемы. Пекин продолжил свою линию поведения в контроле за политическими диссидентами, несмотря на давление со стороны США. Кроме того, Китай обвиняли в продаже ядерных технологий Пакистану [1]. Наконец, КНР стала выдвигаться в качестве лидирующей силы, оспаривающей доминирование США в условиях нового миропорядка после окончания холодной войны.
В США продолжались дебаты по поводу политики в отношении Китая. Ключевым вопросом стала сама необходимость пересмотра идеологически обусловленной политики, которая была взята на вооружение после событий 1989 г. Многие из элементов этой политики сохранялись. В то же время на повестке дня появились куда более прагматичные вопросы, которые придали большую важность двусторонним отношениям. Одним из таких вопросов стала торговля. Китайские продукты легко попадали на американский рынок, чего нельзя было сказать об экспорте из США в КНР. «Напор» на установление прав, защищающих интеллектуальную собственность в Китае, рассматривался как возможность попасть на китайский рынок. Однако в Вашингтоне ни у кого не было представления о том, как этого добиться. Кроме того, США могли использовать вопрос вступления Китая во Всемирную Торговую Организацию как способ оказать давление на Пекин.
Трудностей добавляла политика США в отношении Тайваня. Летом 1994 г. Ад-
министрация Клинтона внесла ряд изменений в свои взгляды на проблему между Пекином и Тайбэем. В т.ч. было решено переименовать дипломатические представительства Тайваня и повысить их статус [9]. Представляется, что такого рода перемены отражали взгляды многих политиков США, которые считали, что в связи с отсутствием рычагов давления на КНР следует придать больше веса роли Тайваня в возможности влияния на Пекин. Огромную роль, безусловно, сыграло и тайваньское лобби, традиционно очень влиятельное в США [20, с. 109-121].
22 мая 1995 г. Государственный Департамент неожиданно объявил о решении Президента Клинтона разрешить Президенту Тайваня Ли Дэнхуэю совершить частный визит в США и посетить его альма-матер Университет Корнелл [9]. В ответ на это Пекин предпринял самые решительные меры, кульминацией которых стал ряд крупномасштабных военных учений и ракетных испытаний близ Тайваня в конце 1995 - начале 1996 г. В ответ США отправили две воздушные группы в регион, что привело к новому спаду в отношениях. Кризис длился менее года и завершился выводом военно-морских сил обеих сторон [10, с. 445-446]. Впоследствии было проведено две встречи на высшем уровне, в ходе которых Вашингтон и Пекин приняли обоюдное решение о необходимости перевести отношения на новый уровень с целью создания стратегического партнерства.
В конце 1990-х гг. американо-китайские отношения столкнулись с серией новых проблем, включая расследование Конгресса США о взносах китайского правительства в избирательную кампанию демократов [6]; ограничения в американских поставках спутников в Китай [13]; планы Вашингтона по развитию системы противоракетной обороны в Северо-Восточной Азии [3]; отчет К. Кокса в Конгрессе США по поводу китайского шпионажа [15], который привел к последующему вскрытию возможных утечек ядерных секретов в КНР. Апогеем стали бомбардировки НАТО китайского посольства в Белграде в 1999 г. [17]. Тем не менее двусторонние отношения между США и КНР продолжали развиваться: Китаю регулярно предоставлялся режим наибольшего благоприятствования (РНБ), объем двусторонней торговли постоянно возрастал [18, с. 167; 11] и превысил 100 млрд долларов в 1999 г., (по сравнению с 15 млрд долларов в 1989 г.) [8, с. 1-3]. Конгресс США не принимал никаких санкций в отношении Китая даже
вопреки негативно настроенной американской общественности.
В определенной степени политика США в отношении Китая в 1990-е гг. была двойственной. Это объясняет политические дебаты на предмет того, стоит ли Соединенным Штатам сдерживать Китай или активно с ним взаимодействовать [4, с. 615-617]. После 1989 г. общественное мнение в США было настроено к Китаю очень негативно. В этой связи еще более удивительным выглядит тот факт, что Китаю удавалось ежегодно «выигрывать» битву за РНБ. Разумно предположить, что во многом заслуга в сохранении и даже укреплении американо-китайских отношений в 1990-е гг. принадлежит новому прокитай-скому лобби, которое, используя огромные финансовые возможности, создало своего рода денежную дипломатию в США.
Иностранный лоббизм - традиционное явление в международных отношениях. Однако наиболее ярко выражен он в политической системе США, причем влияние лоббизма в последнее время все больше проявляется в сфере экономики. Иностранные государства модернизируют свои команды лоббистов, когда их интересам бросают вызов или они оказываются под угрозой. После 1989 г. Китай оказался именно в таком положении.
В 1990-е гг. новое прокитайское лобби привлекло к себе внимание в связи с ежегодными дебатами о сохранении за Китаем РНБ в торговле. Начиная с 1990 г. РНБ стал использоваться Конгрессом и некоторыми другими группами как рычаг давления на Китай, чтобы тот пошел на уступки в сфере прав человека. Против предоставления Китаю РНБ был целый «лагерь» организаций: Asia Watch2, Amnesty International, общественно аналитический центр право-религиозного толка Семейный Исследовательский Центр (the Family Research Council), Американская Федерация труда и Конгресс производственных профсоюзов (AFL-CIO); Объединение Консерваторов Америки (the United Conservatives of America) и т.д. [7, с. 67-69]
Другая группа, отражающая деловые, правительственные и академические интересы, активно боролась с такой точкой зрения. Лоббисты, представляющие сторонников торговли с КНР, обходили многочисленные офисы в Конгрессе и Администрации, очень настойчиво мобилизуя американскую политическую элиту противостоять попыткам отменить РНБ или осуществить любую другую форму «наказания» Китая за нарушения в сфере прав человека,
распространение оружия, несоблюдение интеллектуальной собственности и т. д.
Ядром нового китайского лобби стало американское бизнес сообщество, хорошо представленное списком Fortune 5003 и рядом торговых ассоциаций. Они подвергались критике за помощь в безусловном ежегодном обновлении РНБ для Китая [7, c. 71]. Благодаря новому китайскому лобби ежегодный пересмотр РНБ стал номинальной процедурой, где Китай выигрывал априори и оставался безнаказанным за все вменяемые ему нарушения.
Необходимо понимать, что американские деловые круги сами были заинтересованы в Китае. В 1990-е гг. китайский экономический рост был соблазном для любой страны, которая хотела воспользоваться преимуществами широкого рынка и дешевой рабочей силы. А после распада Советского Союза изменился общий контекст внешней политики США. Исчезновение крупнейшей военной силы поставило вопрос безопасности в американской внешней политике на второй план.
Американские национальные интересы изменились: снижение антикоммунистической угрозы, и повышение привлекательности китайского рынка для экспорта были сбалансированы беспокойством о возрастающей силе Китая и чувстве, что торговля с Китаем может стать угрозой. Китайская политика США оказалась дезориентированной. Ситуация ухудшилась, когда к власти пришел Б. Клинтон, поскольку у него не было сильной и ясно очерченной политики в отношении Китая. Такая двойственность и замешательство привели к тому, что в сферу внешней политики стали входить другие группы. Многие исследователи в этой связи замечают, что в американской внешней политике произошел сдвиг от элитизма к куда большему плюрализму [14, c. 103].
Группы, вовлеченные в китайскую политику можно разделить на два лагеря: антикитайские группы и прокитайские группы. Антикитайские группы включали экономических националистов, например, AFL-CIO - Американская федерация труда - Конгресс производственных профсоюзов и другие профсоюзы; Совет США по бизнесу и промышленности; религиозных консерваторов: Конференция католических епископов США; Христианская коалиция Америки и т.д.; активистов по правам человека, например, Общество по защите прав человека в Китае; этнические группы такие, как Международная Кампания в поддержку Тибета; китайские диссидент-
ские группы: Международная федерация китайских студентов и ученых [7, с. 83].
К прокитайским группам относятся в первую очередь международные корпорации и бизнес ассоциации. Некоторые генеральные директора компаний активно участвуют в лоббировании китайских интересов. Крупные корпорации, такие как Boeing, Motorola, Caterpillar, AlliedSignal, IBM и бизнес организации, такие как Национальная ассоциация промышленников; Торговая палата США; Круглый стол предпринимателей; Чрезвычайный комитет по американской торговле и т. д., - все являются прокитайскими. Уникальным и вместе с тем очень противоречивым аспектом прокитайского лобби является участие в нем чиновников в отставке, таких как бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер, бывший советник по национальной безопасности Брент Ско-укрофт, ныне покойный государственный секретарь Александр М. Хейг мл. и бывший вице- государственный секретарь Лоуренс Иглбергер. Благодаря связям в Белом Доме и в Конгрессе они оказывают огромное влияние на политические решения. Они активно поддерживали политику вовлечения и безоговорочное предоставление Китаю РНБ в торговле [5]. Сближение с Китаем поощряют также академические организации: Фонд Азии, Институт Дальнего Востока, Общество Азии [7, с. 83].
В отличие от разрозненных антикитайских групп, прокитайское лобби достаточно хорошо организовано. Его главный аргумент заключается в том, что сближение с США поможет КНР интегрироваться в мировую экономическую и политическую систему. Это в свою очередь приведет к тому, что Китай с меньшей долей вероятности станет представлять военную угрозу, что в полной мере отвечает американским национальным интересам. Утверждалось, что ежегодный пересмотр РНБ не играл никакой роли, а только создавал угрозу американо-китайские отношения. Это в свою очередь ставило американский бизнес в проигрышное положение в международной торговле, что давало преимущество европейским и японским компаниям. В 2001 г. Китай получил постоянный РНБ и при поддержке США был принят в ВТО [12], что доказывает влияние прокитайски настроенных групп в Вашингтоне.
На антикитайские аргументы проки-тайское лобби приводило следующие контраргументы:
— торговый дефицит в двусторонней торговле с КНР противопоставлялся важности американского экспорта в Китай;
— потере рабочих мест в США противопоставляли огромный экспорт из США в КНР (12 млрд долларов в 1995 г.) [14, с. 105], что сопоставлялось с сохранением около 200 тысяч рабочих мест;
— в том, что касается прав человека, прокитайски настроенные группы признавали наличие проблемы, но полагали, что экономическое вовлечение приведет к политическим реформам и на каком-то этапе даже решит проблему.
Важнейшим инструментом продвижения китайских интересов стал Американо-китайский деловой совет, который был основан еще в 1971 г. [2], а также Американская деловая коалиция по торговле с Китаем, основанная 74 крупными торговыми компаниями в 1991 г. именно для лоббирования безусловного предоставления РНБ Китаю [14, с. 57]. Характерно, что даже те компании, у которых есть торговые конфликты с Китаем в общем поддерживают единую позицию по РНБ.
Кроме того, прокитайское лобби очень активно ведет свою деятельность на разных уровнях: как в Вашингтоне, где привлекает внимание напрямую конгрессменов, так и проводит т.н. «grassroots campaigns»4 (снизу), используя бизнес присутствие на местах в избирательных округах конгрессменов, что может эффективно повлиять на их решения. Так, весной 1996 г., Торговая палата США запустила инициативу «Сеть информационных действий снизу», которая была призвана мобилизовать тысячи малых компаний пойти на контакт с членами Конгресса. Например, члены Сети побывали в Калифорнии 19 июня 1996 г., за неделю перед выборами в этом штате [5], с призывом «Позвони своему представителю немедленно. Скажи ему поддержать обновление РНБ для Китая».
Успех прокитайского лобби также состоит в том, что оно использует разнообразную технику. Иногда лоббирование направлено на всех членов Конгресса, а иногда фокус смещается на комитеты: бюджетный комитет и комитет по иностранным делам Палаты представителей, комитет по иностранным делам и комитет по финансам Сената. Зачастую внимание направлено напрямую на конкретного представителя или сенатора. Лоббирование происходит обычно посредством следующих действий:
— мобилизация представителей деловых кругов (компаний, заинтересованных в торговле с Китаем);
— поиск союзников в бизнес сообществе;
— встречи с законодателями и их персоналом;
— написание документов с изложением позиции (position paper);
— работа со СМИ.
Следует заметить, что прокитайское лобби кроме всего прочего действует очень оперативно. Традиционно существовало понимание того, что нельзя «затягивать» с дебатами по РНБ, т.к. это дало бы шанс оппонентам организовать свою собственную кампанию. Например, в 1996 г. бизнес группы работали со спикером Н. Гингри-чем и республиканскими лидерами в Палате Представителей, чтобы назначить день голосования по РНБ для Китая. Оппоненты думали тогда, что голосование будет проходить в конце июля, а прошло оно 27 июня с уведомлением менее, чем за 1 день [5]. Здесь примечательно выглядит фигура Гингрича, в последующем участника республиканских праймериз (в 2012 г.), которого неоднократно обвиняли в содействии лоббистам. Интересно также, что после ухода из Конгресса Н. Гингрич работал лоббистом полугосударственной ипотечной компании Freddie Mac [19].
Прокитайское лобби также ведет активную работу по созданию позитивного образа Китая в США. Так, в 1994 г., Boeing, Caterpillar, TRW и United Technologies запустили программу под названием «Инициатива по нормализации отношений с Китаем». Программа была организована на уровне штатов: в Калифорнии, Иллинойсе, Мичигане, Техасе и др. ключевых штатах прошли своего рода рекламные кампании с целью показать разницу между современным Китаем и Китаем сорок лет назад. IBM даже отправили своих сотрудников в Конгресс, чтобы они рассказали о том, как изменилась жизнь сотрудников благодаря иностранным инвестициям в Китай.
По большому счету, вышеперечисленные факторы, а именно проблема с соблюдением прав и свобод человека, Тайваньский вопрос, денежные поступления американским политикам со стороны КНР, китайский шпионаж внутри США, сохраняются и в настоящее время. Они являются определяющими для отношений по линии США-КНР. Интересно, что несмотря на сохранение всех этих противоречий, столь остро воспринимаемые американской общественностью (на которую американские политические элиты традиционно обращают огромное внимание в связи с выборной системой в стране) американо-китайские отношений продолжают активно развиваться. Представляется, что именно деятельность прокитайского лобби (при содействии американского бизнеса) в США дает представ-
3 ю О
98 ление о том, каким образом китайской сто- торой мере даже влиять на мнение амери-роне удается сохранять динамику развития канского руководства в вопросе принятия американо-китайских отношений и в неко- решений по отношению к Китаю.
Список литературы:
[1] American Threats and U.S. - China Negotiations over Most-Favored Nation Status and Market Access // Zeng K. Trade Threats, Trade Wars. Bargaining, Retaliation, and American Coercive Diplomacy. - Ann Arbor: University of Michigan Press, 2004. - 312 p.
[2] An Introduction to the US-China Business Council. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www. uschina.org/member.html
[3] Ballistic Missile Defense (BMD) in Northeast Asia: An Annotated Chronology, 1990. - Present. East Asia Nonproliferation Program, Center for Nonproliferation Studies. - Monterey, CA: Monterey Institute of International Studies. - Updated March 13, 2003. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://cns.miis. edu/archive/bmd_neasia/bmdchron.pdf
[4] China's Economic Dilemmas in the 1990s: The Problems of Reforms, Modernization, and Interdependence (Studies on Contemporary China) / Edited by Joint Economic Committee. - Congress of the United States. 1992.
[5] Dreyfuss R. The New China Lobby // The American Prospect. January 1997 - February 1997. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://prospect.org/article/new-china-lobby
[6] Investigation of Illegal or Improper Activities in Connection with 1996 Federal Election Campaigns: Final Report of the Committee on Governmental Affairs. Senate Rept. 105-167 - 105th Congress 2d Session
- 1998, March 10. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.fas.org/irp/congress/1998_rpt/sgo-sir/2-18.htm
[7] Jing Zh. One Voice Among Many: The New China Lobby and Sino-US Relations in the 1990s. - Hong Kong. 1999. - P. 67-69.
[8] Koo W.W., Zhuang R. China's Trade Surplus with the United States: The Role of Exchange Rates // Western Economics Forum. V. 5. - 2006, № 1. - P. 10-14.
[9] Lee Teng-hui now welcome to the USA but needs to improve democracy in Taiwan // Taiwan Communiqué.
- 1995, № 66, June. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.taiwandc.org/twcom/66-no1.htm
[10] Li X. Taiman Straight Crisis of 1995-1996 // China at War: an encyclopedia / Ed. By Xiaobing Li. - Santa Barbara. Calif.: ABC-CLIO, 2012.
[11] Lum T. China's Trade with the United States and the World. CRS Report for Congress. Updated January 4, 2007. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.fas.org/sgp/crs/row/RL31403.pdf
[12] Pregelj V.P. CRS Report for Congress. Most-Favored-Nation Status of the People's Republic of China. Updated June 7, 2001. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.au.af.mil/au/awc/awcgate/crs/rl30225.pdf
[13] Rennack D.E. China: Economic Sanctions. CRS Report for Congress. - Updated May 18, 2005. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.au.af.mil/au/awc/awcgate/crs/rl31910.pdf
[14] Sutter R. U.S.Policy Towards China: An Introduction to the Role of Interest Groups. - Maryland: Rowman and Littlefield Publishers Inc., 1998.
[15] The United States House of Representatives Select Committee on U.S. National Security and Military / Commercial Concerns with the People's Republic of China. Submited by Mr. Cox of California, Chairman. U.S. Government Printing Office. - Washington, 1999. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www. house.gov/coxreport/pref/preface.html
[16] Tiananmen Square, 1989: The Declassified History / Ed. by J.T. Richelson and M.L. Evans // National Security Archive Electronic Briefing Book. - 1999, № 16, June 1. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.gwu.edu/~nsarchiv/NSAEBB/NSAEBB16/
[17] Trojanovic I. NATO's 1999 War on Yugoslavia: The Bombing of the Chinese Embassy in Belgrade. Was it Deliberate? // Global Research, March 04, 2013. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www. globalresearch.ca/natos-1999-war-on-yugoslavia-the-bombing-of-the-chinese-embassy-in-belgrade-was-it-deliberate/5325156
[18] Wang D. China's Trade Relations with the United States in Perspective // Journal of Current Chinese Affairs.
- 2010, № 3.
[19] Who is a lobbyist? // The International Herald Tribune. - 2012, January 28.
[20] Лексютина Я.В. Деятельность тайваньского и китайского лобби в США // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. Философия, культурология, политология, право, международные отношения. - 2009, Вып. 1. - С. 109-121.
1 Присвоение режима наибольшего благоприятствования (РНБ) Китаю началось в 1980 г. В течение десяти лет никаких противоречий по этому вопросу не возникало, равно как и не было никаких дебатов в Конгрессе по этому поводу. Именно ситуация с правами человека в Китае после событий на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 г. стала важным политическим вопросом для США, что повлекло за собой го дебаты на предмет сохранения за Китаем РНБ. го 2 В переводе с английского означает «Наблюдатель за Азией».
£ 3 Первые 500 крупнейших компаний США по версии американского журнала «Fortune». ш 4 Grassroots - термин современной американской политологии. Так в США называют спонтанные
2 движения «снизу». Под grassroots понимаются условно говоря «истинные» движения, организованные
^ гражданами для борьбы за свои права.