Научная статья на тему 'Амбивалентность философии: простота versus сложность'

Амбивалентность философии: простота versus сложность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
164
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЕ / СОЗНАНИЕ / ОПЫТ / ПАМЯТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ПАТТЕРН / KNOWLEDGE / CONSCIOUSNESS / EXPERIENCE / MEMORY / MIND / PATTERN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гидлевский А. В., Шкарупа В. М.

В нашей предыдущей статье «Сознание как со-знание в аспекте оппозиции эгоизма и альтруизма (антиномный подход)» мы противопоставляем две точки зрения на природу сознания. Согласно одной из них, утверждается, что сознание совместное знание может быть у многих животных. С другой же точки зрения, сознание может быть только у человека. В настоящей статье мы продолжаем полемику, привлекая дополнительно ряд вопросов, которые также требуют обсуждения: происхождение сознания, функции сознания, необходимость и возможность элиминирования термина «сознание» из концептуального аппарата философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ambivalence of philosophy: simplicity versus complexity

In our previous article a dialogue about consciousness we contrast two points of view on the nature of consciousness. One of them asserts that consciousness collaborative knowledge can be typical for many animals. According to the other point of view, only the human being can have consciousness. In this article we continue the polemics, involving a number of additional questions which need discussion: the origin of consciousness, the functions of consciousness, the necessity and possibility of elimination of the term "consciousness" from the conceptual apparatus of philosophy.

Текст научной работы на тему «Амбивалентность философии: простота versus сложность»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 4. С. 91-93. УДК 17.035.1

А.В. Гидлевский, В.М. Шкарупа

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ФИЛОСОФИИ: ПРОСТОТА VERSUS СЛОЖНОСТЬ

В нашей предыдущей статье «Сознание как со-знание в аспекте оппозиции эгоизма и альтруизма (антиномный подход)» мы противопоставляем две точки зрения на природу сознания. Согласно одной из них, утверждается, что сознание - совместное знание - может быть у многих животных. С другой же точки зрения, сознание может быть только у человека. В настоящей статье мы продолжаем полемику, привлекая дополнительно ряд вопросов, которые также требуют обсуждения: происхождение сознания, функции сознания, необходимость и возможность элиминирования термина «сознание» из концептуального аппарата философии.

Ключевые слова: знание, сознание, опыт, память, мышление, паттерн.

Философия - это очень просто: знание и сознание

Чтобы разобраться по существу с проблемой сознания, нужно сначала рассмотреть, что такое знание, как оно получатся, а уже затем изучить проблему общего для живых существ знания. Но сначала попробуем дать ответ на простой вопрос: бывает ли, например, общее знание - со-знание - у кошек или у тараканов? Ответ очевиден - да. Иначе как они могли бы взаимодействовать друг с другом и окружающим миром. Отчасти мы уже дали ответ на этот вопрос в предыдущей статье, где мы рассмотрели пример с пчелами: как пчелы передают свое знание «подругам», делая свое знание общим - со-знанием.

Отметим, что люди также могут передавать свои знания другим, правда, зачастую не очень охотно. «Мы определяем сознание как знание человека об окружающем мире и о себе самом, которое может быть передано другим людям...» [1, с. 40].

Другими словами, если живая система имеет знание, то с большой вероятностью она имеет и сознание. Во всяком случае, такое можно утверждать для живых существ с высокой степенью коллективизации: насекомых, птиц и др.

Итак, рассмотрим, что такое знание для живого существа. В процессе взаимодействия со средой мозг накапливает программы успешного взаимодействия со средой (образ среды). Совокупность таких программ назовем опытом, или знаниями. В науках об искусственном интеллекте предпочитают говорить о базах знаний. Под базами знаний понимаются сами знания и способы работы с ними. Во всех случаях, когда речь идет о знаниях и опыте, фактически обсуждается память: как формируется содержание памяти и как происходит работа с этим содержанием. Мышление -это также работа с содержанием памяти. И если у животных имеется память, имеется также и ее функция - мышление. И возможно не случайно А. Бергсон назвал одну из своих работ «Материя и память», а не «Материя и сознание» [2].

Первая ступень накопления знаний - это получение сигналов из внешней среды. Для получения и первичной обработки сигналов у животных имеются органы ощущений. У многих видов таких органов несколько. Вторая ступень - интеграция видов нейронной активности, задаваемой отдельными ощущениями, и запоминание паттерна (результата интеграции). Для воспроизведения паттерна - генерации образа - необходимо удержание соответствующей нейронной активности в памяти с помощью механизма циклической прогонки, или, по-другому, возвратного входа. Очень часто систему генерации образов (рабочую память) также называют сознанием [3; 4].

© А.В. Гидлевский, В.М. Шкарупа, 2014

92

А.В. Гидлевский, В.М. Шкарупа

Если к системе генерации образов «привязать» систему обработки образов в рабочей памяти (мышление), то такой тип интеграции также называется сознанием [5; 6].

С определением сознания в философии происходит следующее: сознание - это все то, что мы хотим назвать сознанием. И это «то, незнамо что» мы награждаем набором функций, уходя от онтологии в сторону спекуляций. Очевидно, что смысловое наполнение сознания не должно выходить за рамки совместного знания. Все остальные описания знаний - удел когнитивной психологии. Легко показать, что все серьезные разделы философии в той или иной степени могут быть рассмотрены в рамках психологии, что вполне естественно, ввиду отсутствия в философии проблем, которые не были бы уже решены современной или не очень современной наукой. Утрата философией своей фундаментальности - естественный процесс развития знания, в том числе совместного знания - со-знания.

Философия - это очень сложно: незнание есть основа знания (Николай Ку-занский)

...И гений, парадоксов друг.

А. С. Пушкин

Сознание есть наисложнейший феномен жизни, и, соответственно, философия сознания никак не может быть простой в силу сложности своего объекта. Дискредитация философии сознания возможна на двух путях - на пути упрощения структурности сознания таким образом, что различие между низшим и высшим эволюционно нивелируется (и тогда возникает законный вопрос, чем человек в принципе отличается от всего живого, если не своим сознанием) либо на пути редукции качественного отличия к отличию всего лишь количественному (со всеми издержками методологического редукционизма, как то: проблема демаркации и единства дискретного и континуального).

Изначальная сложность человеческого сознания в своем стремлении к онтологическому изоморфизму сложного устройства мира парадоксальным образом зиждется на предельно простых принципах (в чем и заключается идеальная природа сознания в отличие от материального мира, им отражаемого и воспроизводимого). В современной науке это удобно продемонстрировать на аналогии из области фрактальной геометрии - масштабная инвариантность бесконечно-сложного множества Мандельброта [7, с. 105-106] порождается предельно просто -с помощью отображения

z ^ z2 + c.

Такой выдющийся ученый современности, как Роджер Пенроуз, возглавляющий кафедру математики Оксфордского университета, замечает по этому поводу: «Множество Мандельброта впечатляет своей слож-

ностью, особенно учитывая... удивительную простоту его определения» (курсив наш. -В. Ш.) [7, с. 107].

В рассматриваемом нами выше случае (в предыдущем разделе статьи) упор сделан на знании как знании единичного факта! В то время как знание в контексте рождения сознания необходимо рассматривать как знание общего. Но пример с пчелой как раз показывает, что упор сделан именно на единичном - пчела сообщает своим «подругам» «знание» о единичном факте.

Знанию имманентно присуща парадоксальность, внешним проявлением которой служит неопределенность стихийно сложившейся ситуации. Трудно, если не сказать невозможно, представить себе ситуацию, в которой пчела стала бы вдруг изъясняться своим «подругам» на языке парадоксов! Те бы точно сочли ее за «сумасшедшую» (если только позволительно к пчелам применить данное определение) или, во всяком случае, за ненормальную и, думаю, постарались бы быстро от нее избавиться. Терпимость человеческого рода к подобного рода ненормальности (хорошо известно, что гений и сумасшествие замешены в одном замесе) и позволило в среде человеков зародиться такому феномену, как знание (и, соответственно, сознание).

Знание появляется там и только там, где умом конституируется надприродный мир, мир трансцендентного, мир символов. Память - это действительно то, что роднит человека с животными, но если чувства, поставляющие пищу памяти, последние используют чисто практически, то для первого они становятся объектом незаинтересованного наслаждения - так рождается эстетическое чувство, чувство прекрасного. Таким образом, эстетическая категория красоты является важнейшим условием появления такого феномена, как знание.

Поэтому крайне трудно, а точнее невозможно, представить себе, чтобы пчела сообщила своим «подругам» не местонахождение медоносных трав и цветов, а принялась бы расписывать о красотах тех мест, где произрастают вышеуказанные медоносы. Вот уж точно соплеменницы в таком случае однозначно сочли бы ее за «сумасшедшую»!

Такой неправомерный вывод можно объяснить эффектом метонимии, когда в результате наложения двух разных концептуальных планов в силу их пространственно-временной близости происходит отождествление сосуществующего по закону смежности причинно-следственных рядов и объединение в этой сущности. В данном случае объявление «танца» пчелы языком вследствие внутренней тесной связи последнего с сознанием и приводит к наделению в нашем сознании пчелы сознанием -двух, в общем-то, совершенно разнородных явлений. Язык предполагает наличие внеш-

Амбивалентность философии: простота versus сложность

93

него обучения (например социальный институт школьной учебы) - именно таким (и только таким) способом передается знание, в то время как у пчел вся их деятельность построена исключительно на действиях (пускай порой и весьма сложных) врожденных инстинктов, что по определению знанием не является (и я бы даже усилил этот момент - не является и информацией, строго говоря, ибо о ней имеет смысл членораздельно говорить только в сопряжении с сознанием, а это прерогатива исключительно человеческой деятельности, взятой во всем ее разнообразии и сложности).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Симонов П. В. Мотивированный мозг. М. : Наука, 1987. 269 с.

[2] Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск : Харвест, 1999. 1408 с.

[3] Иваницкий А. М. Главная загадка природы: как на основе работы мозга возникают субъективные переживания // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3. С. 93-104.

[4] Сергин В. Я. Сознание как система внутреннего видения // Журнал высшей нервной деятельности. 1994. Т. 44. Вып. 4-5. С. 627-639.

[5] Знаков В. В. Влияние особенностей восприятия и оперативной памяти на процессы целе-образования при решении задач // Вопросы психологии. 1979. № 5. С. 106-112.

[6] Гольдман-Ракич П. С. Оперативная память и разум // В мире науки. 1992. № 11-12. С. 6370.

[7] Пенроуз Р. Новый ум короля. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.