ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 2. С. 103-104.
УДК 141.333+16
А.В. Гидлевский, В.И. Филатов
СОДЕРЖАНИЕ АНТРОПНОГО КОСМОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА:
ПРОДОЛЖЕНИЕ ДИСКУССИИ
В первой части статьи, которая опубликована в предыдущем номере журнала, основное внимание нами было обращено на формулировки антропного космологического принципа. В данной части мы фиксируем внимание на тех формулировках, которые отражают мнения ученых о том, что мир создан сверхъестественной силой и обладает сверхъестественными структурами демонстрации этих сил.
Ключевые слова: антропный космологический принцип, формулировки антропного космологического принципа, научность антропного космологического принципа, креационизм.
Настоящая статья продолжает дискуссию по проблемам, связанным с антропным космологическим принципом (АКП), в частности, с проблемой космического и морального сознания, мезореальности и др. [1-8].
Точки зрения на сущность АКП, часть которых мы отразили в предыдущей статье, лежат между двумя прямо противоположными мнениями. Например, по мнению П. Дэвиса, с АКП связана «единственная систематическая попытка научно объяснить кажущуюся таинственной структуру физического мира» [9, с. 132]. Х. Пейджелс, в свою очередь, полагает, что АКП - это ненаучная идея, которой нет места ни в физике, ни в космологии, поскольку она «ни на шаг не продвигает нас в решении великих загадок Вселенной и даже ставит перед нами новую загадку: каким образом столь бесплодная идея ухитряется размножаться с такой скоростью?» (цит. по: [10, с. 108]). Эти два типа оценок АКП представлены в литературе одинаково широко. Еще шире представлены оценки, занимающие промежуточное положение между названными.
Ю.В. Балашов и С.В. Илларионов предлагают свое видение проблемы классификации версий АКП. «Слабый АП Дикке - Картера впервые появился в контексте полемики Р. Дикке с гипотезой больших чисел П. Дирака» [10, с. 109]. Напомним, что большие числа - результат каббалистических упражнений А. Эддингтона, индуцированных «сочетанием паралича разума с пьяной фантазией» [11]. Данный исследователь вел поиск безразмерных комбинаций некоторых фундаментальных физических констант и космологических параметров, таких как отношение сил электростатического и гравитационного взаимодействий электрона и протона (~1040), число нуклонов в наблюдаемой части Вселенной (~1080), возраст Вселенной, выраженный в атомных единицах времени (~1040) [12, с. 109-110]. Заметим, что совпадение больших чисел связывалось с возрастом Вселенной. Но в 1961 г. Р. Дикке предложил не учитывать изменение с течением времени величин констант, ограничившись лишь той эпохой, для которой это совпадение имеет место. А это та эпоха, в которой живет человечество. Таким образом, была искусственно выделена эпоха существования человека. Другими словами, была постулирована выделенность человека во Вселенной. С точки зрения Балашова и Илларионова, «сильный АП идет дальше и указывает на нетипичность самой Вселенной, которую мы населяем» [10, с. 111]. Некоторые авторы говорят об очень тонкой подгонке ряда численных величин физических постоянных и других параметров, набор которых с самого начала был обеспечен с высокой степенью точности для комфортного существования человека (или, добавим, таракана).
© А.В. Гидлевский, В.И. Филатов, 2015
104
А. В. Гидлевский, В. И. Филатов
В подходе к АКП Л.Б. Баженов выделяет две позиции - негативную и умеренно позитивную: «В негативной позиции можно
сформулировать тезис: антропный принцип либо тривиален, либо неверен. Тривиально, что если человек существует, то, конечно, параметры, характеризующие Вселенную, должны допускать это существование. Неверно полагать, что существование человека в каком бы то ни было реальном смысле обусловливает структуры мироздания... На мой взгляд, основой для таких эпатирующих формулировок является смешение основания познания и основания бытия.». И далее: «В умеренно-позитивной позиции антропный принцип можно охарактеризовать как. наименование широкого круга проблем, связанных с новыми результатами космологии...» [12, с. 148].
Иная интерпретация АКП дается в работе Т.Я. Сутт: «Из принципа антропности не вытекает заключение об особом положении человека во Вселенной. Принцип ан-тропности лишь определяет как космологические, так и биологические ограничивающие условия возникновения и эволюции человека.» [13, с. 91].
В заключение отметим, что ряд исследователей предлагает весьма интересные интерпретации АКП. Показательна в этом плане работа Г.М. Идлиса, который формулирует следующие выводы: «Обнаруживающийся на высшем уровне естественной самоорганизации материи Высший Разум. выступает как ее всеобщее первоначало. Существование. сознательного первоначала. означает справедливость антропного космолого-космогонического принципа в предельно сильной форме.» [14, с. 139].
ЛИТЕРАТУРА
[1] Гидлевский А. В. Генетические и средовые
детерминанты альтруистичного и эгоистичного
сознания // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 8586.
[2] Гидлевский А. В., Филатов В. И. Антропный космологический принцип: начало дискуссии // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 92-93.
[3] Гидлевский А. В., Шкарупа В. М. Амбивалентность философии: простота versus сложность // Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 4. С. 91-93.
[4] Гидлевский А. В., Шкарупа В. М. Сознание как со-знание в аспекте оппозиции эгоизма и альтруизма (антиномный подход) // Вестн. Ом. унта. 2014. № 3. С. 62-64.
[5] Обросов М. О. Структура характера русского народа // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 8182.
[6] Петров А. А. Миф и мезореальность // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 87-89.
[7] Черняк Н. А. Эпоха без морали // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 83-84.
[8] Шкарупа В. М. Истина и мезореальность: первое приближение // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 90-91.
[9] Дэвис П. Случайная Вселенная. М. : Мир, 1985.
[10] Балашов Ю. В., Илларионов С. В. Антропный принцип: содержание и спекуляции // Глобальный эволюционизм (Философский анализ). М. : ЦОП Ин-та философии РАН, 1994. С. 108-123.
[11] Казютинский В. В, Балашов Ю. В. Антропный принцип. История и современность // Природа. 1989. № 1. URL: http://dec1.sinp.msu.ru/~panov/ Kaz/Kazyutinski1989.pdf.
[12] Баженов Л. Б. О статусе антропного принципа // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М. : Изд-во АН СССР, 1986.
[13] Сутт Т. Я. Идея глобального эволюционизма и принцип антропности // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М. : Изд-во АН СССР, 1986.
[14] Идлис Г. М. От антропного принципа к разумному первоначалу // Глобальный эволюционизм (Философский анализ). М. : ЦОП Ин-та философии РАН, 1994. С. 124-139.