Научная статья на тему 'Содержание антропного космологического принципа: продолжение дискуссии'

Содержание антропного космологического принципа: продолжение дискуссии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
253
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антропный космологический принцип / формулировки антропного космологического принципа / научность антропного космологического принципа / креационизм / anthropic cosmological principle / formulations of anthropic cosmological principle / scientific character of anthropic cosmological principle / creationism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гидлевский А. В., Филатов В. И.

В первой части статьи, которая опубликована в предыдущем номере журнала, основное внимание нами было обращено на формулировки антропного космологического принципа. В данной части мы фиксируем внимание на тех формулировках, которые отражают мнения ученых о том, что мир создан сверхъестественной силой и обладает сверхъестественными структурами демонстрации этих сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the anthropic cosmological principle: the discussion continues

The first part of the article published in the previous issue of the journal paid attention to the formulation of the anthropic cosmological principle. In the second part we focus our attention on the formulations which express the scientists' opinion of the idea that the world was created by a supernatural power and has supernatural structures to demonstrate these powers.

Текст научной работы на тему «Содержание антропного космологического принципа: продолжение дискуссии»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 2. С. 103-104.

УДК 141.333+16

А.В. Гидлевский, В.И. Филатов

СОДЕРЖАНИЕ АНТРОПНОГО КОСМОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА:

ПРОДОЛЖЕНИЕ ДИСКУССИИ

В первой части статьи, которая опубликована в предыдущем номере журнала, основное внимание нами было обращено на формулировки антропного космологического принципа. В данной части мы фиксируем внимание на тех формулировках, которые отражают мнения ученых о том, что мир создан сверхъестественной силой и обладает сверхъестественными структурами демонстрации этих сил.

Ключевые слова: антропный космологический принцип, формулировки антропного космологического принципа, научность антропного космологического принципа, креационизм.

Настоящая статья продолжает дискуссию по проблемам, связанным с антропным космологическим принципом (АКП), в частности, с проблемой космического и морального сознания, мезореальности и др. [1-8].

Точки зрения на сущность АКП, часть которых мы отразили в предыдущей статье, лежат между двумя прямо противоположными мнениями. Например, по мнению П. Дэвиса, с АКП связана «единственная систематическая попытка научно объяснить кажущуюся таинственной структуру физического мира» [9, с. 132]. Х. Пейджелс, в свою очередь, полагает, что АКП - это ненаучная идея, которой нет места ни в физике, ни в космологии, поскольку она «ни на шаг не продвигает нас в решении великих загадок Вселенной и даже ставит перед нами новую загадку: каким образом столь бесплодная идея ухитряется размножаться с такой скоростью?» (цит. по: [10, с. 108]). Эти два типа оценок АКП представлены в литературе одинаково широко. Еще шире представлены оценки, занимающие промежуточное положение между названными.

Ю.В. Балашов и С.В. Илларионов предлагают свое видение проблемы классификации версий АКП. «Слабый АП Дикке - Картера впервые появился в контексте полемики Р. Дикке с гипотезой больших чисел П. Дирака» [10, с. 109]. Напомним, что большие числа - результат каббалистических упражнений А. Эддингтона, индуцированных «сочетанием паралича разума с пьяной фантазией» [11]. Данный исследователь вел поиск безразмерных комбинаций некоторых фундаментальных физических констант и космологических параметров, таких как отношение сил электростатического и гравитационного взаимодействий электрона и протона (~1040), число нуклонов в наблюдаемой части Вселенной (~1080), возраст Вселенной, выраженный в атомных единицах времени (~1040) [12, с. 109-110]. Заметим, что совпадение больших чисел связывалось с возрастом Вселенной. Но в 1961 г. Р. Дикке предложил не учитывать изменение с течением времени величин констант, ограничившись лишь той эпохой, для которой это совпадение имеет место. А это та эпоха, в которой живет человечество. Таким образом, была искусственно выделена эпоха существования человека. Другими словами, была постулирована выделенность человека во Вселенной. С точки зрения Балашова и Илларионова, «сильный АП идет дальше и указывает на нетипичность самой Вселенной, которую мы населяем» [10, с. 111]. Некоторые авторы говорят об очень тонкой подгонке ряда численных величин физических постоянных и других параметров, набор которых с самого начала был обеспечен с высокой степенью точности для комфортного существования человека (или, добавим, таракана).

© А.В. Гидлевский, В.И. Филатов, 2015

104

А. В. Гидлевский, В. И. Филатов

В подходе к АКП Л.Б. Баженов выделяет две позиции - негативную и умеренно позитивную: «В негативной позиции можно

сформулировать тезис: антропный принцип либо тривиален, либо неверен. Тривиально, что если человек существует, то, конечно, параметры, характеризующие Вселенную, должны допускать это существование. Неверно полагать, что существование человека в каком бы то ни было реальном смысле обусловливает структуры мироздания... На мой взгляд, основой для таких эпатирующих формулировок является смешение основания познания и основания бытия.». И далее: «В умеренно-позитивной позиции антропный принцип можно охарактеризовать как. наименование широкого круга проблем, связанных с новыми результатами космологии...» [12, с. 148].

Иная интерпретация АКП дается в работе Т.Я. Сутт: «Из принципа антропности не вытекает заключение об особом положении человека во Вселенной. Принцип ан-тропности лишь определяет как космологические, так и биологические ограничивающие условия возникновения и эволюции человека.» [13, с. 91].

В заключение отметим, что ряд исследователей предлагает весьма интересные интерпретации АКП. Показательна в этом плане работа Г.М. Идлиса, который формулирует следующие выводы: «Обнаруживающийся на высшем уровне естественной самоорганизации материи Высший Разум. выступает как ее всеобщее первоначало. Существование. сознательного первоначала. означает справедливость антропного космолого-космогонического принципа в предельно сильной форме.» [14, с. 139].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гидлевский А. В. Генетические и средовые

детерминанты альтруистичного и эгоистичного

сознания // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 8586.

[2] Гидлевский А. В., Филатов В. И. Антропный космологический принцип: начало дискуссии // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 92-93.

[3] Гидлевский А. В., Шкарупа В. М. Амбивалентность философии: простота versus сложность // Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 4. С. 91-93.

[4] Гидлевский А. В., Шкарупа В. М. Сознание как со-знание в аспекте оппозиции эгоизма и альтруизма (антиномный подход) // Вестн. Ом. унта. 2014. № 3. С. 62-64.

[5] Обросов М. О. Структура характера русского народа // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 8182.

[6] Петров А. А. Миф и мезореальность // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 87-89.

[7] Черняк Н. А. Эпоха без морали // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 83-84.

[8] Шкарупа В. М. Истина и мезореальность: первое приближение // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 90-91.

[9] Дэвис П. Случайная Вселенная. М. : Мир, 1985.

[10] Балашов Ю. В., Илларионов С. В. Антропный принцип: содержание и спекуляции // Глобальный эволюционизм (Философский анализ). М. : ЦОП Ин-та философии РАН, 1994. С. 108-123.

[11] Казютинский В. В, Балашов Ю. В. Антропный принцип. История и современность // Природа. 1989. № 1. URL: http://dec1.sinp.msu.ru/~panov/ Kaz/Kazyutinski1989.pdf.

[12] Баженов Л. Б. О статусе антропного принципа // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М. : Изд-во АН СССР, 1986.

[13] Сутт Т. Я. Идея глобального эволюционизма и принцип антропности // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М. : Изд-во АН СССР, 1986.

[14] Идлис Г. М. От антропного принципа к разумному первоначалу // Глобальный эволюционизм (Философский анализ). М. : ЦОП Ин-та философии РАН, 1994. С. 124-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.