Научная статья на тему 'Антропный космологический принцип: начало дискуссии'

Антропный космологический принцип: начало дискуссии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
744
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПНЫЙ КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / ПРОИСХОЖДЕНИЕ АНТРОПНОГО КОСМОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА / ФОРМУЛИРОВКИ АНТРОПНОГО КОСМОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА / ANTHROPIC COSMOLOGICAL PRINCIPLE / ORIGIN OF ANTHROPIC COSMOLOGICAL PRINCIPLE / FORMULATIONS OF ANTHROPIC COSMOLOGICAL PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гидлевский А. В., Филатов В. И.

Настоящей статьей предполагается начать дискуссию по поводу особенностей антропного космологического принципа, который практически безрезультатно обсуждается космологами и философами на протяжении более полувека. Главными вопросами дискуссии являются: выделенность человека во Вселенной; возможность установления свойств Вселенной с опорой на необходимость появления человека; формулировки антропного космологического принципа и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anthropic cosmological principle: beginning of the discussion

The present paper offers the discussion about the features of the anthropic cosmological principle, which has been under unsuccessful discussion among philosophers and cosmologists for more than half of the century. The main issues of the discussion are the issue of singling out a human being in the universe, the issue of the possibility to establish the features of the universe based on the necessity of human appearance, the issue of anthropic cosmological principle formulations, etc.

Текст научной работы на тему «Антропный космологический принцип: начало дискуссии»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 92-93.

УДК 141.333

А.В. Гидлевский, В.И. Филатов

АНТРОПНЫЙ КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП: НАЧАЛО ДИСКУССИИ

Настоящей статьей предполагается начать дискуссию по поводу особенностей антропного космологического принципа, который практически безрезультатно обсуждается космологами и философами на протяжении более полувека. Главными вопросами дискуссии являются: выделенность человека во Вселенной; возможность установления свойств Вселенной с опорой на необходимость появления человека; формулировки антропного космологического принципа и др.

Ключевые слова: антропный космологический принцип, происхождение антропного космологического принципа, формулировки антропного космологического принципа.

Антропный космологический принцип (АКП) часто привлекается для обсуждения задачи предотвращения гибели Вселенной. Особенно ярко идея «спасения» отражена в работах Г.В. Гивишвили и Ю.А. Шрейдера [1; 2]. Некоторые исследователи [3; 4] считают причиной выдвижения АКП реакцию космологов на принцип Н. Коперника о невыделенности места человека во Вселенной, поскольку обитаемая нами ее часть ничем не отличается от других. Ряд космологов привлекает АКП для объяснения однородности Вселенной и установления роли больших чисел [3].

Однако наибольшее количество споров связано с формулировками АКП, иногда с претензиями по поводу авторства [5]. На периферии АКП находится проблема космического сознания, а также другие, соприкасающиеся с концепцией мирового разума проблемы.

Начало дискуссии относительно АКП исследователи связывают с малопонятными высказываниями А.Л. Зельманова: «Может существовать связь между такой особенностью окружающей нас области, как наличие в ней условий, допускающих развитие жизни, с одной стороны, и иными особенностями той области, с другой» [6]. И еще: «Мы являемся свидетелями процессов определенного типа, потому что процессы другого типа протекают без свидетелей» [7]. Одним из основных претендентов на авторство АКП является Г.М. Идлис, который пишет: «При этом, в согласии с так называемым антропным космолого-космогоническим принципом, впервые выдвинутым и проанализированным автором в 1957 г., основные особенности всего нашего Мира оказываются детерминированными самой возможностью появления нас в нем» [5, с. 149]. Как мы понимаем, здесь под «детерминированы возможностью» подразумевается некоторый проект, в соответствии с которым была создана Вселенная, запрограммированная на возникновение человека. Относительно такого типа формулировок Д.Я. Мартынов выразился следующим образом: «Когда возникла наша теперешняя Вселенная... уже тогда было заложено в ней, что спустя 15-20 миллиардов лет произойдет появление жизни в ее сознательной форме - человечества. А если бы человечество не предусматривалось, то и Вселенная не родилась бы» [8, с. 156]. И далее: «Антропный принцип есть продолжение тех философских извращений, которые расцвели в конце прошлого и начале нынешнего века.» [8, с. 157].

Дж. Уилер выдвинул идею, которая является очередной формулировкой АКП: «А не замешан ли человек в проектировании Вселенной более радикальным способом, чем мы думали до сих пор?» [9]. Похожей позиции придерживается и С.В. Хокинг: «.изотропия Вселенной есть следствие нашего существования.» [10]. (Как можно заметить, в некоторых опреде-

© А.В. Гидлевский, В.И. Филатов, 2015

Антропный космологический принцип: начало дискуссии

93

лениях АКП присутствует идея божественного участия в проектировании Вселенной.) К нему присоединяется и П. Дэвис: «У Вселенной должна быть конечная цель, и вся совокупность данных современной физики достаточно убедительно указывает на то, что эта цель включает и наше существование» [11].

Введенные Б. Картером в 1973 г. формулировки АКП призваны были смягчить странности ряда утверждений относительно данного принципа [3, с. 367-379]. Б. Картер предлагает два варианта АКП - слабый и сильный. Относительно определения слабого АКП Картер пишет: «Наше положение во Вселенной с необходимостью является привилегированным в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим существованием в качестве наблюдателей» [3, с. 372]. Это высказывание может быть интерпретировано по-разному. Например: «Наше положение привилегированно, поскольку именно мы наблюдаем Вселенную». В качестве сильного АКП Картер формулирует следующее положение: «Вселенная... должна

быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей» [3, с. 373].

Насколько формулировки Б. Картера сглаживают странности ряда высказываний относительно АКП, судить читателю. По-видимому, сглаживание не очень хорошее, поскольку Л.М. Гиндилис предлагает свою интерпретацию формулировок Б. Картера: «Как видим, обе формулировки, по существу, сводятся к исходной, которая является тривиальной, ибо утверждает, что условия во Вселенной, где есть наблюдатель, должны допускать его существование» [12]. О том, что упомянутая исходная формулировка

тривиальна, Л.М. Гиндилисом сказано очень

и очень мягко.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гивишвили Г. В. О «сверхсильном» антропном принципе // Вопросы философии. 2000. № 2. С. 43-53.

[2] Шрейдер Ю. А. Искусственный интеллект, рефлексивные структуры и антропный принцип // Вопросы философии. 1995. № 10. С. 163-167.

[3] Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии // Космология. Теория и наблюдения. М. : Мир, 1978. С. 369-379.

[4] Балашов Ю. В., Илларионов С. В. Антропный принцип: содержание и спекуляции // Глобальный эволюционизм (Философский анализ). М. : ЦОП Института философии РАН, 1994. С. 108123.

[5] Идлис Г. М. Гармония Вселенной // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М. : ИФ РАН, 1986. С. 147-155.

[6] Зельманов А. Л. К постановке космологической проблемы // Труды второго съезда ВАГО. М. : Изд-во АН СССР, 1960. С. 77.

[7] Зельманов А. Л. Некоторые философские аспекты современной космологии и смежных проблем физики // Диалектика и современное естествознание. М. : Наука, 1970. С. 396.

[8] Мартынов Д. Я. Антропный принцип в астрономии и его философское значение // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М. : ИФ РАН, 1986. С. 155-157.

[9] Космология: теории и наблюдения. М. : Мир, 1978. С. 368.

[10] Хокинг С. В. Анизотропия Вселенной на больших временах // Космология: теории и наблюдения. М. : Мир, 1978. С. 364.

[11] Дэвис П. Суперсила. М. : Мир, 1989. С. 266.

[12] Гиндилис Л. М. Антропный принцип: занимает ли человек исключительное место во Вселенной? // Глобальный эволюционизм (Философский анализ). М. : ЦОП Института философии РАН, 1994. С. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.