ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 92-93.
УДК 141.333
А.В. Гидлевский, В.И. Филатов
АНТРОПНЫЙ КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП: НАЧАЛО ДИСКУССИИ
Настоящей статьей предполагается начать дискуссию по поводу особенностей антропного космологического принципа, который практически безрезультатно обсуждается космологами и философами на протяжении более полувека. Главными вопросами дискуссии являются: выделенность человека во Вселенной; возможность установления свойств Вселенной с опорой на необходимость появления человека; формулировки антропного космологического принципа и др.
Ключевые слова: антропный космологический принцип, происхождение антропного космологического принципа, формулировки антропного космологического принципа.
Антропный космологический принцип (АКП) часто привлекается для обсуждения задачи предотвращения гибели Вселенной. Особенно ярко идея «спасения» отражена в работах Г.В. Гивишвили и Ю.А. Шрейдера [1; 2]. Некоторые исследователи [3; 4] считают причиной выдвижения АКП реакцию космологов на принцип Н. Коперника о невыделенности места человека во Вселенной, поскольку обитаемая нами ее часть ничем не отличается от других. Ряд космологов привлекает АКП для объяснения однородности Вселенной и установления роли больших чисел [3].
Однако наибольшее количество споров связано с формулировками АКП, иногда с претензиями по поводу авторства [5]. На периферии АКП находится проблема космического сознания, а также другие, соприкасающиеся с концепцией мирового разума проблемы.
Начало дискуссии относительно АКП исследователи связывают с малопонятными высказываниями А.Л. Зельманова: «Может существовать связь между такой особенностью окружающей нас области, как наличие в ней условий, допускающих развитие жизни, с одной стороны, и иными особенностями той области, с другой» [6]. И еще: «Мы являемся свидетелями процессов определенного типа, потому что процессы другого типа протекают без свидетелей» [7]. Одним из основных претендентов на авторство АКП является Г.М. Идлис, который пишет: «При этом, в согласии с так называемым антропным космолого-космогоническим принципом, впервые выдвинутым и проанализированным автором в 1957 г., основные особенности всего нашего Мира оказываются детерминированными самой возможностью появления нас в нем» [5, с. 149]. Как мы понимаем, здесь под «детерминированы возможностью» подразумевается некоторый проект, в соответствии с которым была создана Вселенная, запрограммированная на возникновение человека. Относительно такого типа формулировок Д.Я. Мартынов выразился следующим образом: «Когда возникла наша теперешняя Вселенная... уже тогда было заложено в ней, что спустя 15-20 миллиардов лет произойдет появление жизни в ее сознательной форме - человечества. А если бы человечество не предусматривалось, то и Вселенная не родилась бы» [8, с. 156]. И далее: «Антропный принцип есть продолжение тех философских извращений, которые расцвели в конце прошлого и начале нынешнего века.» [8, с. 157].
Дж. Уилер выдвинул идею, которая является очередной формулировкой АКП: «А не замешан ли человек в проектировании Вселенной более радикальным способом, чем мы думали до сих пор?» [9]. Похожей позиции придерживается и С.В. Хокинг: «.изотропия Вселенной есть следствие нашего существования.» [10]. (Как можно заметить, в некоторых опреде-
© А.В. Гидлевский, В.И. Филатов, 2015
Антропный космологический принцип: начало дискуссии
93
лениях АКП присутствует идея божественного участия в проектировании Вселенной.) К нему присоединяется и П. Дэвис: «У Вселенной должна быть конечная цель, и вся совокупность данных современной физики достаточно убедительно указывает на то, что эта цель включает и наше существование» [11].
Введенные Б. Картером в 1973 г. формулировки АКП призваны были смягчить странности ряда утверждений относительно данного принципа [3, с. 367-379]. Б. Картер предлагает два варианта АКП - слабый и сильный. Относительно определения слабого АКП Картер пишет: «Наше положение во Вселенной с необходимостью является привилегированным в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим существованием в качестве наблюдателей» [3, с. 372]. Это высказывание может быть интерпретировано по-разному. Например: «Наше положение привилегированно, поскольку именно мы наблюдаем Вселенную». В качестве сильного АКП Картер формулирует следующее положение: «Вселенная... должна
быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей» [3, с. 373].
Насколько формулировки Б. Картера сглаживают странности ряда высказываний относительно АКП, судить читателю. По-видимому, сглаживание не очень хорошее, поскольку Л.М. Гиндилис предлагает свою интерпретацию формулировок Б. Картера: «Как видим, обе формулировки, по существу, сводятся к исходной, которая является тривиальной, ибо утверждает, что условия во Вселенной, где есть наблюдатель, должны допускать его существование» [12]. О том, что упомянутая исходная формулировка
тривиальна, Л.М. Гиндилисом сказано очень
и очень мягко.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Гивишвили Г. В. О «сверхсильном» антропном принципе // Вопросы философии. 2000. № 2. С. 43-53.
[2] Шрейдер Ю. А. Искусственный интеллект, рефлексивные структуры и антропный принцип // Вопросы философии. 1995. № 10. С. 163-167.
[3] Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии // Космология. Теория и наблюдения. М. : Мир, 1978. С. 369-379.
[4] Балашов Ю. В., Илларионов С. В. Антропный принцип: содержание и спекуляции // Глобальный эволюционизм (Философский анализ). М. : ЦОП Института философии РАН, 1994. С. 108123.
[5] Идлис Г. М. Гармония Вселенной // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М. : ИФ РАН, 1986. С. 147-155.
[6] Зельманов А. Л. К постановке космологической проблемы // Труды второго съезда ВАГО. М. : Изд-во АН СССР, 1960. С. 77.
[7] Зельманов А. Л. Некоторые философские аспекты современной космологии и смежных проблем физики // Диалектика и современное естествознание. М. : Наука, 1970. С. 396.
[8] Мартынов Д. Я. Антропный принцип в астрономии и его философское значение // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М. : ИФ РАН, 1986. С. 155-157.
[9] Космология: теории и наблюдения. М. : Мир, 1978. С. 368.
[10] Хокинг С. В. Анизотропия Вселенной на больших временах // Космология: теории и наблюдения. М. : Мир, 1978. С. 364.
[11] Дэвис П. Суперсила. М. : Мир, 1989. С. 266.
[12] Гиндилис Л. М. Антропный принцип: занимает ли человек исключительное место во Вселенной? // Глобальный эволюционизм (Философский анализ). М. : ЦОП Института философии РАН, 1994. С. 78.