Научная статья на тему 'АЛЬЯНС США И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ИНДО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ ДЖОЗЕФА БАЙДЕНА'

АЛЬЯНС США И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ИНДО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ ДЖОЗЕФА БАЙДЕНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
267
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Корея / Соединенные Штаты Америки / альянс США – РК / Корейский полуостров / Индо-Тихоокеанский регион / Republic of Korea / United States of America / US – ROK Alliance / Korean Peninsula / Indo-Pacific region

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ишкулова Римма Рафаильевна

Статья посвящена выявлению факторов, определяющих масштабы и состояние отношений альянса США – РК после прихода к власти Дж. Байдена. Также были рассмотрены подходы администраций Мун Чжэ Ина и Юн Сок Еля к осуществлению политического курса в рамках альянса. В результате исследования было выявлено, что отношения США и РК формируются угрозами со стороны КНДР, растущим влиянием Китая, желанием Соединенных Штатов укрепить свою роль в Индо-Тихоокеанском регионе, значимостью технологического потенциала РК для США и желанием Южной Кореи играть более значимую региональную роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALLIANCE OF THE USA AND THE REPUBLIC OF KOREA IN THE INDO-PACIFIC REGION UNDER THE ADMINISTRATION OF JOSEPH BIDEN

The article is devoted to the revealing of factors determining the scale and state of relations between the US – ROK alliance after the coming to power of J. Biden. The approaches of the administrations of Moon Jae-in and Yoon Suk-yeol to the implementation of the political course within the framework of the alliance were also considered. The study revealed that US – ROK relations are shaped by threats from the DPRK, the growing influence of China, the desire of the US to strengthen its role in the Indo-Pacific region, the significance of the technological potential of the ROK for the US and the desire of South Korea to play a more significant regional role.

Текст научной работы на тему «АЛЬЯНС США И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ИНДО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ ДЖОЗЕФА БАЙДЕНА»

Введение

Президент США Джозеф Байден в мае 2021 г. заявил, что партнерство Соединенных Штатов и Республики Кореи выходит далеко за пределы Корейского полуострова и основано на общих ценностях и подходе к Индо-Тихоокеанскому региону. Исходя из антикитайской направленности идеи ИТР и явных намерений Вашингтона добиваться ослабления китайского влияния уже тогда было ясно, что будет активизирована работа с азиатскими союзниками и партнерами, важное место среди которых занимает Южная Корея и союзнические отношения с ней в рамках альянса США – РК. Какие факторы определяют масштабы и состояние отношений альянса США – РК после прихода Дж. Байдена? Именно этот вопрос будет рассмотрен в рамках данной статьи.

Создание альянса США – РК и дальнейшее сотрудничество

Республика Корея (РК) – один из важнейших стратегических и экономических партнеров Соединенных Штатов в Азии. По окончании Корейской войны 1950-953 гг., 1 октября 1953 г. подписан Договор о взаимной обороне между США и Южной Кореей [1, С. 1]. Альянс США и РК был первоначально создан для поддержания обороны Южной Кореи и сдерживания КНДР. Однако союз Вашингтона и Сеула, закрепленный Договором 1953 г., превратился в стратегическое партнерство в Индо-Тихоокеанском регионе.

Начиная с 1960-х гг. быстрый экономический рост вывел Южную Корею в число крупнейших промышленно развитых стран мира. Республика Корея является одним из крупнейших торговых партнеров США. Экономический рост в сочетании с политической трансформацией РК в конце 1980-х гг. также помогли превратить страну в региональную державу.

7 ноября 1978 г. было создано командование объединенными войсками Республики Корея и США (ROK – US Combined Forces Command, CFC), чья роль по-прежнему заключается в сдерживании или, при необходимости, отражении внешней агрессии против РК. Для выполнения этой миссии CFC осуществляет оперативный контроль над более чем 600 тыс. военнослужащих, находящихся на службе обеих стран [2].

Стоит сказать и о том, что совместно с вооруженными силами Соединенных Штатов, войска Южной Кореи участвовали во Вьетнамской войне и составили вторую по численности армию после США. С тех пор страна присоединилась к другим конфликтам под руководством США в Персидском заливе, Афганистане и Ираке [3, С. 19]. Так в 2004 г. РК направила более 3 тыс. солдат в Ирак, где южнокорейский военный контингент вновь стал крупнейшим по численности после Соединенных Штатов и Великобритании [4]. Это явилось признаком поддержки Сеула американской внешней политики, а также доказало, что альянс США и РК остается по-прежнему жизнеспособным.

В течение почти двух десятилетий Соединенные Штаты и Южная Корея ускоряли шаги по реформированию своего альянса, включая передислокацию американских войск на Корейский полуостров, повышение оборонного потенциала РК и подготовку к передаче оперативного управления в военное время (OPCON) двустороннему командованию, возглавляемому генералом РК с заместителем США. Право командования войсками в мирное время было возвращено Сеулу в 1994 г., однако согласно существующей договоренности, южнокорейские солдаты в случае войны будут находиться под двойным командованием во главе с американским генералом [3, С. 2].

Сотрудничество двух стран в период с 2009 по 2016 гг. в рамках американо-корейского альянса можно назвать достаточно плодотворным. Сотрудничество Вашингтона и Сеула по вопросам политики в отношении Северной Кореи было особенно тесным, поскольку две страны, по сути, вырабатывали и постоянно адаптировали совместный подход перед лицом меняющейся угрозы со стороны Пхеньяна.

При администрации Дональда Трампа отношения США и Южной Кореи стали более напряженными. Хотя правительства двух стран сотрудничали по целому ряду вопросов, различия в подходе к Северной Корее, Китаю и торговле затрудняли сотрудничество. Многие действия и слова президента Дональда Трампа вызвали напряженность в альянсе. Так, например, Трамп был готов приказать вывести американские войска из Южной Кореи в случае, если Сеул не повысит плату за их размещение и «американскую защиту» [5]. Еще одним кризисным моментом стало выставление Вашингтоном счета за систему ПРО Terminal High Altitude Area Defense (THAAD), рассчитывая получить от Южной Кореи 1 млрд. долларов, на что Сеул ответил отказом [6]. Рейтинги Д. Трампа в Южной Корее упали до 17% в 2020 г. [7]. В целом, можно сказать, что отношения с Южной Кореей для Д. Трампа ушли на второй план.

Альянс США – РК после прихода к власти Джозефа Байдена

С приходом к власти 20 января 2021 г. демократа Дж. Байдена отношения США и Южной Кореи в рамках военно-стратегического альянса вновь вернулись в дружественную плоскость. После своего избрания на пост президента Джо Байден постоянно подчеркивал, что он приложит усилия для исправления всех прошлых ошибок и недочетов, а при формировании своей стратегии на Корейском полуострове будет в должной мере прислушиваться к мнению партнера. Южнокорейский лидер Мун Чжэ Ин также заявил, что «власти Южной Кореи намерены приступить к всестороннему диалогу с Байденом, чтобы исключить возможность возникновения вакуума в военно-политическом союзе двух стран и продвижении мирного процесса на Корейском полуострове» [8].

Можно с уверенностью говорить о том, что администрация Байдена в первый год своего пребывания у власти стремилась устранить разногласия и начала проводить политику сближения с Южной Кореей. Для Байдена было важным вернуть к жизни альянс США и РК. Президент США обозначил ключевые направления развития альянсов с Сеулом (а также Токио) где сконцентрировался на новых областях сотрудничества.

Так, началом послужил состоявшийся 21 мая 2021 г. в Сеуле Саммит Соединенных Штатов и Республики Корея при участии Дж. Байдена и президента РК Мун Чжэ Ина. Стоит отметить, что американо-южнокорейский саммит стал заметным событием не только для двусторонних отношений, но и для ситуации в регионе Северо-Восточной Азии и АТР. Дипломатическим успехом Дж. Байдена стало обещание Южной Кореи инвестировать 25 млрд. долларов в значимые для США высокотехнологичные производства полупроводников и чипов [9]. Американский президент в ходе пресс-конференции попросил представителей корейских компаний встать и, в знак благодарности, лично начал им аплодировать, что совершенно не случайно. В условиях противостояния Вашингтона с Пекином, инвестиции способствуют уменьшению технологической зависимости Соединенных Штатов от Китая. В этой связи значительная часть совместного заявления по итогам саммита была посвящена технологическому сотрудничеству [10]. В свою очередь США сняли установленные в 1979 г. ограничения с южнокорейской программы по развитию ракетных технологий [11].

Стороны заявили о согласовании «Новой южной политики» Сеула в Юго-Восточной Азии, а также видении США «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона». Вероятно, что по инициативе Вашингтона, впервые появляется выражение о поддержке Южной Кореей многосторонних региональных инициатив, включая QUAD [10], которая имеет антикитайскую направленность. Также стороны подчеркнули приверженность полной денуклеаризации Корейского полуострова и важности трехстороннего сотрудничества США, Южной Кореи и Японии для решения северокорейской проблемы [12]. Для США трехсторонний альянс особенно важен по той причине, что он является средством функционирования самостоятельных альянсов (США – Южная Корея, США – Япония), и позволяет удерживать вместе ключевых союзников Соединенных Штатов. Однако между РК и Японией остаются трения, препятствующие Вашингтону в реализации своих планов.

Говоря об итогах встречи, можно говорить о том, что США ставили в качестве своей цели нормализацию американо-корейских союзнических отношений, пострадавших при Д. Трампе, а также попытках втянуть РК в антикитайские проекты Соединенных Штатов. Однако, стоит признать, что несмотря на согласие Сеула с тезисом о важности альянса, южнокорейские лидеры неохотно присоединялись к инициативам США в области безопасности в регионе, особенно в связи с ухудшением американо-китайских отношений, пытаясь мягко балансировать между «драконом» и «орлом».

В Индо-Тихоокеанской стратегии США 2022 г. и в Стратегии национальной безопасности США 2022 г. подчеркивается, что Индо-Тихоокеанский регион станет «эпицентром геополитики XXI века» [13, С. 37], где продолжится модернизация альянсов [14, С. 12], в том числе и с Республикой Кореей, направленный не только на сотрудничество в противодействии КНДР, но также в качестве одного из противовесов растущему влиянию Китая в этом регионе.

9 марта 2022 г. в Южной Корее прошли выборы, на которых победу одержал Юн Сок Ель, кандидат от консервативной партии «Сила народа» (People Power Party, PPP). У США появилась надежда на изменение ситуации со своими союзниками в Северо-Восточной Азии.

21 мая 2022 г. в Сеуле прошел Саммит США и Республики Корея, где новое правительство заявило о намерении активнее сотрудничать с Соединенными Штатами, следовать курсу их глобальной политики, где особое значение будет уделяться экономике, технологиям и активному участию в политических и торгово-экономических структурах региона.

Одним из главных итогов саммита стало то, что оба лидера, в целях сдерживания КНДР, решили значительно увеличить двустороннее военное взаимодействие, которое было сокращено в предыдущие пять лет. Так, было решено расширить масштабы совместных военных учений и подготовки военных кадров на Корейском полуострове [15]. Это означало и то, что Вашингтон будет направлять в РК стратегические виды вооружений [16].

Отмечалось взаимодействие Вашингтона и Сеула в рамках Индо-Тихоокеанской инициативы Indo-Pacific Economic Framework (IPEF) [15]. Также президент Юн изложил инициативу Южной Кореи по созданию глобального ключевого государства, которое предполагает «повышенную роль в продвижении свободы, мира и процветания в Индо-Тихоокеанском регионе и за его пределами», что было высоко оценено Дж. Байденом. Страны обязались активизировать консультации по вопросам изменения климата, развития сотрудничества в сфере космоса, противостояния киберугрозам, а также по вопросам глобальной безопасности.

Несмотря на то, что в совместном заявлении Китай не упоминался, очевидно, что большинство инициатив, связанных с экономикой и технологиями, были направлены на сдерживание КНР. В целом же Юн Сок Ель прямо заявил о своей поддержке американской стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе, а также, ясно дал понять, чью сторону по этому вопросу занимает Сеул.

Стоит сказать, что Юн Сок Ель стал первым президентом Южной Кореи, принявшим участие в саммите НАТО, прошедшего в июне 2022 г. В итоговом документе Россия была обозначена «прямой угрозой», а Китай «системным вызовом». Хотя Сеул не поставил свою подпись под данным документом, само его присутствие на саммите свидетельствует о сближении страны с Западом [17]. Индо-Тихоокеанский регион значим для НАТО, с точки зрения того, что события в этом регионе могут так или иначе влиять на евро-атлантическую безопасность. Тем самым, НАТО, во главе с США, стремится распространить свое влияние в Индо-Тихоокеанском регионе и в этом процессе опорой служит Япония, Австралия, Новая Зеландия и, разумеется, Южная Корея.

Юн Сок Ель заявил об отказе от политики своего предшественника Мун Чжэ Ина, направленной на недопущение размещения дополнительного развертывания установок противоракетной обороны THAAD на базе ВС США в Южной Корее. Так, РК намерена участвовать в совершенствовании систем ПРО совместно с Соединенными Штатами. При этом, РК встречает сопротивление Пекина в этом вопросе, который заявляет о подрыве стратегических интересов безопасности КНР в связи с тем, что мощный радар THAAD радиусом действия может затрагивать воздушное пространство Китая. Для США это еще одна возможность наращивания своего военного потенциала в регионе, Сеул же рассматривает THAAD как средство самообороны против северокорейской ядерной и ракетной угроз и заявляет, что давление Пекина, с целью заставить Южную Корею отказаться от средств самообороны, «неуместно» [18].

Как уже было сказано выше, Юн Сок Ель добился возобновления полномасштабных учений, которые были прекращены при Д. Трампе. Так, прошли крупнейшие за последние годы военные учения Южной Кореи и Соединенных Штатов «Щит свободы Ульчи» (Ulchi Freedom Shield), начавшиеся 22 августа [19]. Но они не стали последними. Уже с 31 октября по 5 ноября 2022 г. США и Южная Корея провели воздушные учения «Бдительный шторм» (Vigilant Storm), в которых было задействовано более 240 самолетов [20]. Учения явились демонстрацией силы альянса США – РК, которая, как и ожидалось, усилило напряженность в отношениях с враждебно настроенной Северной Кореей, которая обосновывает свою возросшую военную активность требованиями обороны. В этом отношении можно сделать лишь один вывод: напряженность на Корейском полуострове растет и перспектив для снижения этой напряженности не просматривается, при этом, на фоне происходящих событий, сотрудничество Соединенных Штатов и Южной Кореи лишь усиливается.

Заключение

Итак, можно сделать вывод о том, что американо-корейский альянс и возглавляемый США порядок, из которого он развился, продолжают предоставлять важные инструменты для реализации взаимных интересов в Индо-Тихоокеанском регионе и за его пределами. Сеул, возможно, предпочел бы держаться подальше от ссор Вашингтона и Пекина, но не ценой того, чтобы действовать в одиночку в регионе.

Администрация Мун Чжэ Ина, лавируя, пыталась сохранить стратегическую автономию и не принимать однозначно сторону Вашингтона в интересах продолжения торгово-экономического сотрудничества с Китаем.

Но внешнеполитический курс Юн Сок Еля был сразу обозначен поддержкой либерального международного порядка, сотрудничеством с мировыми демократиями и сопротивлением нелиберальным практикам.

В результате проведенного исследования, можно прийти к выводу о том, что в отношении Соединенных Штатов Юн Сок Ель продолжит реализацию своего внешнеполитического курса, который был ранее обозначен на Саммите США и Южной Кореи. Он также может увеличить поддержку Индо-Тихоокеанской стратегии для укрепления сотрудничества с США и дальнейшего присоединения РК к Индо-Тихоокеанской экономической системе. Также мы видим, что уже произошло увеличение количества совместных военных учений альянса США-РК.

Отношения между США и Южной Кореей многогранны, но, исходя из вышесказанного, можно выделить несколько факторов, которые определяют масштабы и состояние отношений между двумя союзниками в рамках альянса США – РК, а именно:

1. Северокорейский фактор, определяющий двусторонние отношения. В краткосрочной перспективе, вызовы и угрозы, создаваемые Северной Кореей, бесспорно, будут активно использоваться новыми властями РК в качестве обоснования сближения с США;

2. Растущее влияние КНР, которые делают Китай все более важным фактором во многих аспектах стратегической и экономической политики США и Южной Кореи;

3. Желание Соединенных Штатов посредством альянса укрепить свою роль и расширить влияние в Индо-Тихоокеанском регионе;

4. Колоссальная значимость Южной Кореи для Соединенных Штатов в качестве ведущей экономики мира, где Вашингтон признает ее неотъемлемую роль в цепочке поставок в ключевых отраслях промышленности и позволяет США снизить технологическую зависимость от КНР;

5. Растущее желание Южной Кореи в рамках альянса США – РК играть более значимую региональную роль.

Сегодня Вашингтон надеется на формирование трехстороннего сотрудничества в сфере безопасности с более тесным вовлечением Токио и Сеула в свои военно-стратегические планы и повышение возможностей союзников по оказанию помощи ВС США в случае конфликта с Китаем, и Южная Корея, в этом отношении, будет являться краеугольным камнем альянса, без которого полноценное сотрудничество и противодействие внешним угрозам и вызовам видится затруднительным.

Список литературы и источников

1. Mutual Defense Treaty Between the United States and the Republic of Korea. October 1, 1953. URL: https://www.usfk.mil/Portals/105/Documents/SOFA/H_Mutual%20Defense%20Treaty_1953.pdf (дата обращения: 01.11.2022).

2. MISSION OF THE ROK/US COMBINED FORCES COMMAND // United States Forces Korea. URL: https://www.usfk.mil/About/CFC/#Leadership (дата обращения: 01.11.2022).

3. Congressional Research Service. U.S.-South Korea Relations. February 24, 2022. URL: https://sgp.fas.org/crs/row/R41481.pdf (дата обращения: 03.11.2022).

4. Last South Korean troops sent to Iraq return home // Reuters. 19.12.2008. URL: https://www.reuters.com/article/us-korea-iraq-idUSTRE4BI0F120081219 (дата обращения: 03.11.2022).

5. Lee, H. Trump threatened to pull troops if S. Korea didn't give $5 bln: Bolton memoir // Yonhap News Agency. 22.06.2020. URL: https://en.yna.co.kr/view/AEN20200622004700325 (дата обращения: 05.11.2022).

6. Pearson, J., Park, J. Trump's demand Seoul pay for THAAD will test ties as Moon presidency looms // Reuters. 28.06.2017. URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-trump-southkorea-analysis-idUSKBN17U13O (дата обращения: 05.11.2022).

7. Wike, R., Fetterolf, J., Mordecai, M. U.S. Image Plummets Internationally as Most Say Country Has Handled Coronavirus Badly // Pew Research Center. 15.09.2020. URL: https://www.pewresearch.org/global/2020/09/15/us-image-plummets-internationally-as-most-say-country-has-handled-coronavirus-badly/ (дата обращения: 05.11.2022).

8. В Сеуле заявили, что намерены немедленно начать диалог с новой администрацией США // TACC. 09.11.2020. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9945913 (дата обращения: 06.11.2022).

9. Remarks by President Hidden and H.E. Moon Jae-in, President of the Republic of Korea at Press Conference // The White House. May 21, 2021. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/05/21/remarks-by-president-biden-and-h-e-moon-jae-in-president-of-the-republic-of-korea-at-press-conference/ (дата обращения: 07.11.2022).

10. U.S.-ROK Leaders’ Joint Statement // The White House. May 21, 2021. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/05/21/u-s-rok-leaders-joint-statement/ (дата обращения: 07.11.2022).

11. Петровский, В. Американо-южнокорейский саммит: о чем договорились? // Международная жизнь. 28.05.2021. URL: https://interaffairs.ru/news/show/30261 (дата обращения: 12.11.2022).

12. Мотявин, М.М. Альянс США – Япония – Республика Корея как часть Индо-Тихоокеанской стратегии администрации Джо Байдена // Россия и Америка в XXI веке. 2022. № 5. URL: https://rusus.jes.su/s207054760022725-4-1/ (дата обращения: 13.11.2022).

13. National Security Strategy // The White House. October, 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (дата обращения: 13.11.2022).

14. INDO-PACIFIC STRATEGY OF THE UNITED STATES // The White House. February, 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf (дата обращения: 14.11.2022).

15. United States-Republic of Korea Leaders’ Joint Statement // The White House. May 21, 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/05/21/united-states-republic-of-korea-leaders-joint-statemen/ (дата обращения: 14.11.2022).

16. Snyder S.A. How Biden and Yoon Are Strengthening the U.S.-South Korea Alliance // Council on Foreign Relations. May 23, 2022. URL: https://www.cfr.org/in-brief/biden-south-korea-visit-yoon-alliance-north-korea (дата обращения: 14.11.2022).

17. Terry S.M. Yoon’s Strong Start in Foreign Policy // Foreign Policy. 18.08.2022. URL: https://foreignpolicy.com/2022/08/18/yoon-suk-yeol-south-korea-foreign-policy-china-united-states-japan-100-days/ (дата обращения: 15.11.2022).

18. Shin H. South Korea, China clash over U.S. missile shield, complicating conciliation // Reuters. 11.08.2022. URL: https://www.reuters.com/world/asia-pacific/skorea-says-thaad-missile-system-is-means-self-defence-news1-2022-08-11/ (дата обращения: 15.11.2022).

19. McCurry J. US and South Korea begin largest military drills for years as North ramps up tensions // The Guardian. 22.08.2022. URL: https://www.theguardian.com/world/2022/aug/22/us-and-south-korea-begin-largest-military-drills-for-years-as-north-ramps-up-tensions (Дата обращения: 16.11.2022).

20. U.S. Air Force and ROK Air Force Conduct Large-Scale Joint Air Training Event Vigilant Storm // United States Forces Korea. 28.10.2022. URL: https://www.usfk.mil/Media/Press-Products/Press-Releases/Article/3202558/us-air-force-and-rok-air-force-conduct-large-scale-joint-air-training-event-vig/ (дата обращения: 17.11.2022).

References

1. Mutual Defense Treaty Between the United States and the Republic of Korea. October 1, 1953. URL: https://www.usfk.mil/Portals/105/Documents/SOFA/H_Mutual%20Defense%20Treaty_1953.pdf (data obrashhenija: 01.11.2022).

2. MISSION OF THE ROK/US COMBINED FORCES COMMAND // United States Forces Korea. URL: https://www.usfk.mil/About/CFC/#Leadership (data obrashhenija: 01.11.2022).

3. Congressional Research Service. U.S.-South Korea Relations. February 24, 2022. URL: https://sgp.fas.org/crs/row/R41481.pdf (data obrashhenija: 03.11.2022).

4. Last South Korean troops sent to Iraq return home // Reuters. 19.12.2008. URL: https://www.reuters.com/article/us-korea-iraq-idUSTRE4BI0F120081219 (data obrashhenija: 03.11.2022).

5. Lee, H. Trump threatened to pull troops if S. Korea didn't give $5 bln: Bolton memoir // Yonhap News Agency. 22.06.2020. URL: https://en.yna.co.kr/view/AEN20200622004700325 (data obrashhenija: 05.11.2022).

6. Pearson, J., Park, J. Trump's demand Seoul pay for THAAD will test ties as Moon presidency looms // Reuters. 28.06.2017. URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-trump-southkorea-analysis-idUSKBN17U13O (data obrashhenija: 05.11.2022).

7. Wike, R., Fetterolf, J., Mordecai, M. U.S. Image Plummets Internationally as Most Say Country Has Handled Coronavirus Badly // Pew Research Center. 15.09.2020. URL: https://www.pewresearch.org/global/2020/09/15/us-image-plummets-internationally-as-most-say-country-has-handled-coronavirus-badly/ (data obrashhenija: 05.11.2022).

8. V Seule zajavili, chto namereny nemedlenno nachat' dialog s novoj administraciej SShA // TACC. 09.11.2020. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9945913 (data obrashhenija: 06.11.2022).

9. Remarks by President Hidden and H.E. Moon Jae-in, President of the Republic of Korea at Press Conference // The White House. May 21, 2021. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/05/21/remarks-by-president-biden-and-h-e-moon-jae-in-president-of-the-republic-of-korea-at-press-conference/ (data obrashhenija: 07.11.2022).

10. U.S.-ROK Leaders’ Joint Statement // The White House. May 21, 2021. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/05/21/u-s-rok-leaders-joint-statement/ (data obrashhenija: 07.11.2022).

11. Petrovskij, V. Amerikano-juzhnokorejskij sammit: o chem dogovorilis'? // Mezhdunarodnaja zhizn'. 28.05.2021. URL: https://interaffairs.ru/news/show/30261 (data obrashhenija: 12.11.2022).

12. Motjavin, M.M. Al'jans SShA – Japonija – Respublika Koreja kak chast' Indo-Tihookeanskoj strategii administracii Dzho Bajdena // Rossija i Amerika v XXI veke. 2022. № 5. URL: https://rusus.jes.su/s207054760022725-4-1/ (data obrashhenija: 13.11.2022).

13. National Security Strategy // The White House. October, 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (data obrashhenija: 13.11.2022).

14. INDO-PACIFIC STRATEGY OF THE UNITED STATES // The White House. February, 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf (data obrashhenija: 14.11.2022).

15. United States-Republic of Korea Leaders’ Joint Statement // The White House. May 21, 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/05/21/united-states-republic-of-korea-leaders-joint-statemen/ (data obrashhenija: 14.11.2022).

16. Snyder S.A. How Biden and Yoon Are Strengthening the U.S.-South Korea Alliance // Council on Foreign Relations. May 23, 2022. URL: https://www.cfr.org/in-brief/biden-south-korea-visit-yoon-alliance-north-korea (data obrashhenija: 14.11.2022).

17. Terry S.M. Yoon’s Strong Start in Foreign Policy // Foreign Policy. 18.08.2022. URL: https://foreignpolicy.com/2022/08/18/yoon-suk-yeol-south-korea-foreign-policy-china-united-states-japan-100-days/ (data obrashhenija: 15.11.2022).

18. Shin H. South Korea, China clash over U.S. missile shield, complicating conciliation // Reuters. 11.08.2022. URL: https://www.reuters.com/world/asia-pacific/skorea-says-thaad-missile-system-is-means-self-defence-news1-2022-08-11/ (data obrashhenija: 15.11.2022).

19. McCurry J. US and South Korea begin largest military drills for years as North ramps up tensions // The Guardian. 22.08.2022. URL: https://www.theguardian.com/world/2022/aug/22/us-and-south-korea-begin-largest-military-drills-for-years-as-north-ramps-up-tensions (Data obrashhenija: 16.11.2022).

20. U.S. Air Force and ROK Air Force Conduct Large-Scale Joint Air Training Event Vigilant Storm // United States Forces Korea. 28.10.2022. URL: https://www.usfk.mil/Media/Press-Products/Press-Releases/Article/3202558/us-air-force-and-rok-air-force-conduct-large-scale-joint-air-training-event-vig/ (data obrashhenija: 17.11.2022).

Дата поступления / Received

Дата принятия в печать / Accepted

©Ишкулова Р.Р., 2023

©Ishkulova R.R., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.