14/2013
2. Будаева Ц.Б. Экологические традиции коренного населения Байкальского региона. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - С. 36-59.
3. Жуковская Т.Л. Символы и ритуалы в традиционной культуре монголов. - М., 1981. - С. 47-69.
4. Иметхенов А.Б. Памятники природы Байкала. -Новосибирск: Наука, 1991. - С. 5-16.
5. Попова Л.В., Шагжиева К.Ш., Варламова А.А. Особенности этноэкологических традиций народов Бурятии // Бурятия: концептуальные основы стратегии устойчивого развития - М., 2000. - С. 441-488.
6. Хаптаев П.Т. Культура и быт народов Бурятии. -Улан-Удэ: Бурятское книж. изд-во, 1965. - С. 152-169.
Ангаева Дарима Баировна, аспирант кафедры связей с общественностью, социологии и политологии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ, e-mail: vinda91 @inbox.ru.
Angaeva Darima Bairovna, postgraduate student, department of public relations, sociology and political science, Buryat State Agricultural Academy named after V.R. Filippov, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 008:39
© Д.Д. Васильева
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПУТИ СОХРАНЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО СВОЕОБРАЗИЯ
РЕГИОНОВ РОССИИ
В статье рассматриваются проблемы альтернативного пути сохранения этнокультурного своеобразия в форме «этнодеревни». В качестве примера взято одно из старообрядческих сел Республики Бурятия. Особое внимание уделяется оценке туристического потенциала села исходя из культурно-бытовых особенностей уклада жизни местных жителей.
Ключевые слова: музей под открытым небом, этнодеревня, культурное наследие, семейские, краеведческий музей, этнотуризм.
D.D. Vasileva
ALTERNATIVE WAYS OF ETHNO CULTURAL IDENTITY PRESERVATION OF RUSSIAN REGIONS
The article considers problems of alternative way of ethno-cultural identity preservation in the form of «ethnic village». An Old Believers' settlement in the Republic of Buryatia is taken as its example. Special attention is paid to village tourism potential estimation taken into account from locals' cultural and general peculiarities of lifestyle pattern.
Keywords: open air museum, ethnic village, cultural heritage, Old Believers, museum of local country studies, ethnic tourism.
В последние годы во всем мире наблюдаются тенденции пересмотра отношения к природному и культурному наследию. Из некогда преимущественно декоративного элемента жизни общества наследие все более зримо трансформируется в базовую ценность современной цивилизации. Специалисты различных отраслей знания все чаще признают, что именно наследию принадлежит решающая роль в обеспечении устойчивого развития - не имеющего аналогов концепта выживания человечества.
Россия с ее огромными пространствами и древней самобытной историей ее многочисленных народов обладает значительным потенциалом природного и культурного наследия, которое может быть подразделено на материальное и тесно связанное с ним духовное наследие. Культурное наследие современной России материализовано, прежде всего, приблизительно в 85 тыс. недвижимых памятниках истории и культуры, а природное - во множестве особо охраняемых природных территорий [6].
С этой точки зрения интересную позицию занимает музей под открытым небом, который является своего рода транслятором нематериальной культуры в естественных природных условиях. Основные объекты и экспозиции музеев под открытым небом расположены вне помещений, на открытых территориях, создаются на основе недвижимых памятников истории и культуры на месте их нахождения и в природном окружении или на основе перевозки памятников на специально отведенную территорию из других мест.
История возникновения музеев под открытым небом началась в 1891 г., поскольку именно тогда шведский исследователь и этнограф А. Хазелиус открыл объекты и экспозиции, которые расположены вне помещений, на открытых территориях». Доступ публики к объектам на острове Дьюргарден ^и^аМеп), который сегодня оказался практически в самом центре Стокгольма. Это были жилые дома и хозяйственные постройки, вывезенные в 1885 г. из се-
ления Мора. Так появился «скансен» - музей-деревня, первый в мире музей под открытым небом [4].
Появившись впервые в Швеции, в Стокгольме, Скансен начал триумфальное шествие по Европе и по всему миру сегодня.
Среди музеев под открытым небом специфическое место занимает «этнодеревня». В сфере туризма это понятие интерпретируется как ту-робъект, специально оборудованное место (комплекс) для развития этнического туризма - важнейшего ресурса, определяющего вектор дальнейшего социально-экономического и социально-культурного развития России, в частности Забайкалья [2, с. 36-37].
В Республике Бурятия на сегодняшний день насчитывается 5 государственных музеев, 21 муниципальный, 12 ведомственных и 82 поселенческих музея. В собраниях этих музеев сосредоточены наряду с предметами материальной и духовной культуры народов Бурятии и предметы духовной и материальной культуры старообрядцев, получивших в регионе название «се-мейские».
Традиционная народная культура семейских представляет собой уникальное самобытное этнокультурное явление. Ценность семейских как исторического, культурного феномена России трудно переоценить. Им удалось сохранить духовный опыт, который фактически был утрачен у других групп русского народа. Реликтовый характер имеют народно-певческие традиции, которые являются шедевром устного и нематериального наследия, берут свои истоки в древнерусской музыкальной культуре и корни которых уходят в глубину средневековья.
Артефакты духовной и материальной культуры «семейских» представлены в государственных, муниципальных и общественных музеях Республики Бурятия во всем их многообразии. В Этнографическом музее народов Забайкалья, музее под открытым небом, представлен весь спектр материальной культуры поселений старообрядцев в Бурятии, вещи, привезенные в 1970-1980-х гг. XX столетия из многих сел и деревень республики: Надеино, Никольское, Ба-рыкино-ключи, Десятниково и др.
Согласно классификации, представленной историком Г.С. Митыповой, структурно музеи и музейная коллекция по старообрядческой культуре Бурятии выглядит следующим образом:
1. Музеи-усадьбы «семейских» - с. Хасурта, Тарбагатай, Никольское.
2. Мемориальные музеи-усадьбы - с. Ша-ралдай, музей Исая Калашникова.
3. Церковно-археологический музей - с. Тарбагатай.
4. Музеи с открытыми площадками, показывающие хозяйство и быт «семейских» - Хоринский краеведческий музей.
5. Музеи с разнотипными коллекциями -все другие музеи [5, с. 477].
Наличие подобной сети музеев в Бурятии свидетельствует о бережном отношении к культуре народов. Формирование музеев усадебного типа - это явление, характерное для нашего времени: в с. Хасуртапо гранту Президента республики был создан музей, частная усадьба-музей организована в с. Тарбагатай, где могут жить туристы, мемориальный музей усадьба Исая Калашникова действует уже более 25 лет.
Длительное существование в условиях определенной природно-экологической и инокуль-турной среды сформировали региональные особенности различных групп старообрядцев. Их изучение является необходимой предпосылкой для воспроизведения целостной картины старообрядческой культуры как составной части культуры всего русского этноса. Сегодня одной из возможностей получить подлинную информацию о материальной культуре семейских Забайкалья является сохранение и изучение коллекций в существующих музеях.
Примером существования этнодеревни в Республике Бурятия является старообрядческое с.Хасурта Хоринского района. Небольшое село Хасурта играет важную роль в сохранении, приумножении традиций и культуры семейских Забайкалья. За 200 с лишним лет существования села жители смогли сохранить традиции и культуру предков, передавая многолетние знания и навыки из поколения в поколение.
История создания и деятельность краеведческого музея с. Хасурты начались благодаря поисковым работам местных краеведов. Директор школы М.Н. Чебунин выделил для музея помещение крестьянского дома, старинной архитектуры дом купца Симона Анфиногеновича Каза-заева, построенный в 1912 г., стоящий на территории школьного двора. Открытие музея прошло 31 января 1986 г. Постепенно этнографический отдел стал разрастаться, а вместе с ним увеличивался и интерес общественности к возрождению семейской культуры, что не могло не отразиться и на сельском музее с. Хасурта. Так, по решению руководителя музея отдел в 2000 г. переехал в новое помещение уже не как отдел школьного музея, а как самостоятельный краеведческий музей, направленный на сохранение материальной и духовной культуры семейских
14/2013
с. Хасурта Хоринского района Республики Бурятия [3, с. 87-91].
Со временем экспозиция переросла в целый комплекс. Сегодня музей представлен одним отделом - этнографическим, где размещение музейных предметов представлено как воспроизведение интерьера крестьянской избы. Общее число музейных предметов составляет 563 единицы хранения. В музее собрана обширная видеотека по истории и культуре семейских. Среди них уникальная запись кинохроники 1936 г., где запечатлен прием делегации Бурят-Монголии Сталиным в Москве. Все они вписаны в инвентарную книгу переписи экспонатов музея [1].
Имея обширный архив музейных экспонатов, с. Хасурта обладает огромным потенциалом для развития комплексных этнографических туров, позволяющих познакомиться как с материальной культурой, так и бытом старообрядцев Забайкалья. В селе сохранена уникальная культура «семейских», причем туристы могут увидеть в наши дни быт, уклад жизни, религиозные обряды, одежду, национальную кухню, жилища, декоративное искусство такими, какими они были сотни лет назад.
Туристы также могут насладиться и песенной традицией. Фольклор старообрядцев настолько самобытен и интересен, что находится под охраной ЮНЕСКО и этим фактом вызывает еще большую привлекательность для туристов. В селе организован Хасуртайский семейский этнографический ансамбль «Родник» и детский образцовый ансамбль «Матрешка». Также, что немаловажно, инфраструктура города Улан-Удэ и села района способна обслужить тур и дать возможность туристу провести день в Бурятии не только интересно и познавательно, но и комфортно.
Таким образом, с. Хасурта является одним из интересных примеров организации «этнодерев-ни» на территории Бурятии. Наряду с другими старообрядческими музеями под открытым небом музей с. Хасурта достоин пристального внимания, дальнейшего развития, а также интереса со стороны как представителей туристического бизнеса, так и самих туристов. Существование и активное посещение сельских музеев -залог сохранения самобытной культуры «семей-ских» Забайкалья и приобщения к культуре
предков подрастающего поколения. Главным необходимым условием обеспечения сохранности объектов культурного наследия, к которым, в частности, относится «этнодеревня», является совершенствование государственной политики на основе всестороннего учета состава и состояния объектов культурного наследия, современных социально-экономических условий развития общества, реальных возможностей органов власти, местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, иных лиц и множества других факторов.
На сегодня наследие народов России является главной духовной и культурной ценностью, основой национальной самобытности, и сохранение этого богатства - залог нашего развития. Историческая преемственность развития культуры, воплощенная в памятниках, и осознание живой их связи с современностью являются главными побудительными мотивами общественного движения в защиту культурного наследия.
Литература
1. Васильева С.В. Старообрядчество России и Забайкалья: общее и особенное. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2008. - 64 с.
2. Гречко Т. Музей под открытым небом в г. Лянторе // Югра. - 2000. - №9-10. - С. 36-37.
3. Иванов В.Ф. Материальная культура семейских села Хасурта // Неделя науки: материалы науч.-практ. конф. -Чита: Изд-во Читинского гос. ун-та, 2007. - С. 87-91.
4. Йонг А., Скоугорд М. Первые музеи под открытым небом: о народных традициях - музейными средствами // Museum. - №175. - 1993. - С. 27-33.
5. Митыпова Г.С., Найданова Э.С. Музеи как маркеры культурно-исторических территорий // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. -С. 475-479.
6. Национальный центр опеки наследия [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.ntrust.ru/public.cms/?eid= 689229. (дата обращения 27.05.2013).
7. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. - М.: Русское слово-РС, 2003. - 536 с.
Васильева Дарья Дмитриевна, соискатель кафедры Отечественной истории, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, e-mail: dashallp@hotmail. com.
Vasileva Daria Dmitrievna, competitor for candidate degree, department of National History, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].