Научная статья на тему 'Альтернативные каналы коммуникации как новый тренд получения политической информации (на примере политических Telegram-каналов)'

Альтернативные каналы коммуникации как новый тренд получения политической информации (на примере политических Telegram-каналов) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1516
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ TELEGRAM-КАНАЛЫ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ / POLITICAL COMMUNICATION / POLITICAL TELEGRAM CHANNELS / ALTERNATIVE COMMUNICATION CHANNELS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зимарин Роман Александрович

В статье рассматриваются современные тенденции в развитии новых информационно-коммуникационных технологий, возможности и перспективы альтернативных каналов коммуникации. В частности, особое внимание уделено изучению вопроса увеличения числа пользователей и популярности анонимных политических Telegram-каналов и их использованию гражданами как источника политической информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTERNATIVE COMMUNICATION CHANNELS AS A NEW TREND IN OBTAINING POLITICAL INFORMATION (USING POLITICAL TELEGRAM CHANNELS AS AN EXAMPLE)

The article discusses current trends in the development of new information and communication technologies, the possibilities and prospects of alternative communication channels. In particular, special attention is paid to studying the issue of increasing the number of users and the popularity of anonymous political Telegram channels, and their use by citizens as a source of political information.

Текст научной работы на тему «Альтернативные каналы коммуникации как новый тренд получения политической информации (на примере политических Telegram-каналов)»

УДК 32.019.51

DOI 10.34823/SGZ.2020.4.51426

Р.А. ЗИМАРИН магистрант кафедры международных отношений и политологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

Альтернативные каналы коммуникации как новый тренд получения политической информации (на примере политических Telegram-каналов)

В статье рассматриваются современные тенденции в развитии новых информационно-коммуникационных технологий, возможности и перспективы альтернативных каналов коммуникации. В частности, особое внимание уделено изучению вопроса увеличения числа пользователей и популярности анонимных политических Telegram-каналов и их использованию гражданами как источника политической информации.

Ключевые слова: политическая коммуникация, политические Telegram-каналы, альтернативные каналы коммуникации.

R.A. ZIMARIN Master Student at the Chair of International Relations and Political Science of G.R. Derzhavin Tambov State University

Alternative communication channels as

a new trend in obtaining political information (using political Telegram channels as an example)

* Зимарин Роман Александрович, e-mail: zimm6888@gmail.com

The article discusses current trends in the development of new information and communication technologies, the possibilities and prospects of alternative communication channels. In particular, special attention is paid to studying the issue of increasing the number of users and the popularity of anonymous political Telegram channels, and their use by citizens as a source of political information.

Keywords: political communication, political Telegram channels, alternative communication channels.

Современное человечество живет в информационной среде, где цифровые коммуникационные технологии все больше преобладают над традиционными. Если детально рассмотреть тенденции последних десятилетий, то можно с полной уверенностью сказать, что альтернативные каналы коммуникации постепенно определяют специфику сегодняшнего дня. В настоящее время наблюдается существенный рост объемов информации, находящейся в свободном доступе для неограниченного количества потребителей. Многие исследователи современных коммуникаций отмечают, что человечество переживает период коммуникационной революции, предоставляющей новые, альтернативные инструменты для осуществления взаимодействия с целевыми аудиториями.

Большое количество современных информационных систем и платформ (мессенджеры, социальные сети, чаты, блоги и т.д.) для обмена информацией бурно развиваются и насчитывают сейчас десятки миллионов человек1. Размер аудитории в каждой из них растет в геометрической прогрессии и насчитывает тысячи новых пользователей в сутки. В этой связи можно уверенно говорить о том, что новые коммуникационные технологии в большинстве своем определяют то, каким образом получает информацию и как взаимодействует с другими людьми отдельно взятый индивид.

Становится очевидным, что доступные для коммуникации современные новейшие технологии существенно изменили и будут трансформировать в дальнейшем способы воздействия на общественное мнение в рамках современных политических кампаний2. Альтернативные способы

1 См.: Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001.

2 См.: Назаров И.И. Политическая оппозиция как катализатор политического процесса современных государств // Вестник Тамбовского университета. Серия: Политические науки и право, 2015, № 4(4), с. 22-27.

получения информации способствуют росту политического влияния некоторых социальных групп. По мнению Р. Дей-берта, глобальная сеть серьезно меняет возможности и силу транснациональных общественных движений. Именно новые форматы взаимодействия позволили сформировать «глобальное гражданское общество», типичными проявлениями которого стали движения «Гринпис», «Антиглоба-1

листы» и др., оказывающие влияние на политическую повестку государств.

Изучая современное интернет-сообщество, исследователи приходят к выводу, что его уже нельзя назвать неорганизованной массой, даже несмотря на многомиллионную аудиторию пользователей интернета. В первую очередь, современное интернет-сообщество уже более-менее структурировано на уровне горизонтальных связей, уже сформировалась новая модель коммуникации2, и это сообщество уже не является аморфной массой, как это было ранее в представлениях исследователей в рамках классических теорий политической коммуникации3.

По мнению российских и зарубежных исследователей, интенсивное развитие информационных технологий постепенно вызывает системные изменения в политической сфере общества. В ходе трансформации структуры и качества взаимодействия государства и общества происходит изменение режима медиапотребления. С развитием технологий коммуникации происходит трансформация публичного политического пространства, так как оно интегрируется с интернет-средой. В интернет-пространстве создается все больше новых официальных источников информации, создаваемых властными органами и политическими институтами.

1 См.: Грачев М.Н. К вопросу об определении понятий «политическая коммуникация» и «политическая информация» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2003, № 4, с. 34-42.

2 См.: Назаров И.И. Современная модель взаимоотношений политических партий и органов государственной власти в России: региональный аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия: Политические науки и право, 2015, № 2(2), с. 34-41.

3 См.: Володенков С.В. Новые формы политической коммуникации в современном политическом управлении: угрозы и вызовы // Государственное управление. Электронный вестник, 2011, вып. № 27, июнь. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-formy-politicheskoy-kommunikatsii-v-sovremennom-politicheskom-upravlenii-ugrozy-i-vyzovy

Однако стоить отметить, что с развитием информационно-коммуникативных технологий наблюдается доминирование горизонтальных сетевых коммуникаций над вертикальными. Поэтому на протяжении последних лет одним из серьезных факторов, оказывающих влияние на российские сетевые практики коммуникационного взаимодействия, стал феномен широкого распространения анонимных политических Telegram-каналов. Их экспансия в сферу политических коммуникационных процессов происходит довольно интенсивно, что делает актуальным рассмотрение набора коммуникативных идей и их репрезентацию в отечественном об-

1

щественно-политическом дискурсе .

Принятие Государственной думой ФС РФ Федерального закона от 05.05.2014 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей»2 стимулировало интернет-активистов и блогеров к поиску альтернативных площадок в глобальной сети для размещения информации, при публикации в которых сохранялось бы главное преимущество новых информационных медиа - анонимность.

Для привлечения внимания таких блогеров и увеличения количества пользователей в 2015 г. Telegram запустил функцию публичных каналов («каналов»), которые позволяют анонимно рассылать информацию неограниченному числу подписчиков. Отсутствие подобного механизма у конкурирующих интернет-медиа привело к тому, что именно в Telegram начали появляться популярные анонимные новостные, политические и другие каналы, которые сегодня фактически представляют собой альтернативу традиционным средствам массовой информации. Причем чем сильнее государство начинает контролировать средства массой информации и размещаемый контент, тем активнее начинает расти аудитория Telegram-каналов и увеличивается число самих каналов.

1 См.: Реут О.Ч. Анонимные телеграм-каналы в системе политических коммуникаций // Стратегические коммуникации в современном мире: Сб. материалов по результатам науч.-практ. конф. Саратов, 2019, с. 314-322.

2 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162586/

13 апреля 2018 г. Таганский суд Москвы вынес решение о блокировке мессенджера Telegram на территории России. С ходатайством о блокировке выступил Роскомнадзор. Представители ведомства, а также их коллеги из ФСБ, присутствовавшие на заседании, подчеркнули: мессенджер нарушает российское законодательство. Однако после попытки государства заблокировать новый мессенджер наблюдался небольшой непродолжительный спад в росте аудитории, но в дальнейшем все пошло по противоположному сценарию. По оценкам аналитических организаций, это связанно с тем, что пользователи стали больше доверять разработчикам Telegram и поверили в безопасность размещаемой информации, а точнее в то, что она останется конфиденциальной.

Рост популярности Telegram можно проследить, сопоставив официальную статистику с 2018 г. по 2020 г. Согласно статистическим данным TGStat (Telegram Analytics)1 и официальным заявлениям разработчиков Telegram, в конце марта 2018 г. у мессенджера уже насчитывалось более 200 млн пользователей, и каждые сутки аудитория пополнялась в среднем на 500 тыс. человек. В свою очередь Telegram-каналами в 2018 г. пользовались уже около 80 млн человек, каждый месяц генерируя 30 млрд просмотров.

В 2020 г. аудитория Telegram уже приближается к 1 млрд пользователей, количество подписчиков на каналы мес-сенджера также возросло и составляет более 200 млн. За указанный промежуток времени выросла не только аудитория мессенджера, но и было создано большое количество новых анонимных Telegram-каналов. Наибольшей популярностью у аудитории пользуются новостные каналы -80%, политические - 45%, развлекательные - 64%, образовательные - 58%. Большая часть аудитории Telegram подписана одновременно на несколько каналов и в среднем один пользователь является участником 12 каналов мес-сенджера.

Если говорить о характеристике аудитории, то можно выделить несколько категорий:

1) 67% мужчин, 33% женщин;

2) 82% пользователей в возрасте от 18 до 44 лет, 6,5% -менее 18 лет, 11,5% - старше 45 лет;

1 URL: https://tgstat.ru/research

3) более 60% имеют высшее образование;

4) 80% имеют ежемесячный доход от 16 тыс. рублей до 150 тыс. рублей.

Анализ вышеуказанных данных показывает, что популярность альтернативных каналов коммуникации, и в частности для получения политической информации, растет достаточно большими темпами. Всего за небольшой промежуток времени мессенджер приобрел огромную популярность в России, наблюдается рост численности не только общероссийских Telegram-каналов, но и региональных. В настоящее время практически в каждом субъекте Российской Федерации есть собственные каналы в мессенд-жере, причем по статистике более половины из них - это

каналы политической направленности, в которых обсуж-

1

дается региональная политическая повестка .

Важнейшей особенностью, отличающей Telegram от конкурентов, можно считать инструмент социально-сетевой коммуникации в формате публичных каналов. Такой способ позволяет автору или группе авторов (редакции) делиться информацией с неограниченным кругом лиц при одновременном сохранении анонимности всеми участниками взаимодействия.

Telegram-каналы имеют три ключевых отличия от стандартных микроблогов (таких, например, как Facebook или Twitter): отсутствие алгоритмической ленты новостных сообщений и видимой обратной связи, анонимность.

Telegram не предоставляет никому, кроме самих авторов, администрирующих канал, информацию о том, кто его ведет и кто на него подписан. Необходимо отметить, что анонимность авторов или редакции не является обязательной. Некоторые Telegram-каналы указывают свое авторство под большинством публикаций.

Важную тенденцию представляет собой выход анонимных Telegram-каналов за пределы мессенджера. Все чаще традиционные и новые медиа ссылаются на представляемую в каналах инсайдерскую информацию. Иногда она дополнительно верифицируется, но обычно рассматривается в качестве информационного повода. При этом все чаще стали встречаться случаи, когда на сайте средства массовой информации ведется блог анонимного Telegram-

1 URL: https://tgstat.ru/

канала. Как правило, в нем делается репост только авторских сообщений и заметок. Такой блог канала позволяет расширить аудиторию за счет тех, кто по каким-то причинам не желает становиться пользователем социальной сети или фрагментирует каналы получения контента.

Telegram-коммуникация становится популярной у пользователей в связи с тем, что оперирует информацией, преподнося ее с внешней точки зрения, довольно часто представляя разные мнения. Однако это не исключает и самой возможности использования Telegram-каналов для манипулирования аудиторией (например, за счет отбора и сопоставления представленных точек зрения). Анонимные Telegram-каналы переводят акцент с трансформации сетевых коммуникаций на сам характер сообщений -быстрый, бездиалоговый и неалгоритмизированный .

Всерьез о политических Telegram-каналах как о медиа-феномене заговорили еще в 2016 г. Политические каналы Telegram стали неким синтезом профессиональной политической аналитики, размышлений о действиях правительства, прогнозов о будущих назначениях, решениях или событиях, которые могли бы сформировать политическую повестку Российской Федерации.

Популярность ведущих Telegram-каналов и возможности распространения сотен кратких сообщений создают условия для целенаправленного формирования общественного мнения. Соответственно, блоги в Telegram часто играют роль эффективных манипулятивных инструментов в его формировании2.

Подводя итоги, можно сказать, что в российском сегменте Telegram сформировался свой пул влиятельных блогов. Каналами, формирующими всероссийскую политическую повестку дня, можно назвать «Сталингулаг» (более 380 тыс. пользователей), «НЕЗЫГАРЬ» (более 340 тыс. подписчиков), Дабл Ять (более 220 тыс. пользователей) и др.3 Если посмотреть на динамику численности пользова-

1 См.: Реут О.Ч. Анонимные телеграм-каналы в системе политических коммуникаций // Стратегические коммуникации в современном мире: Сб. материалов по результатам науч.-практ. конф. Саратов, 2019, с. 314-322.

2 См.: Мокрая Е.А. Telegram-канал как платформа для политической коммуникации // Русская политология - Russian Political Science, 2018, № 4(9), с. 62-65.

3 URL: https://tgstat.ru/news

телей всех каналов политической направленности в России, то в среднем за сутки их аудитория увеличивается примерно на тысячу человек. Следует отметить, что в самом Telegram постоянно публикуется аналитическая информация о популярных каналах, их рейтингах, специфике, т.е. большая часть каналов взаимодействует друг с другом и рекламирует их для вовлечения большего числа пользователей в информационные сети. Помимо крупных и влиятельных политических каналов существуют тысячи каналов с более узкой тематикой, которые формируют свою целевую аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.