Научная статья на тему 'Telegram-канал как платформа для политической коммуникации'

Telegram-канал как платформа для политической коммуникации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3822
521
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TELEGRAM-КАНАЛ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОВЕСТКА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ПРОТЕСТНАЯ АКТИВНОСТЬ / БЛОГИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мокрая Евгения Александровна

Задачей данной статьи является изучение возможности политической коммуникации посредством Telegram-каналов, использование интернет-площадок как альтернативных источников получения информации, формирование общественного мнения, консолидации гражданского общества и управление протестными настроениями. В статье проанализирована манипулятивная составляющая подачи информации посредством публикации в канале, а также роль Telegram1 в формировании информационной повестки дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Telegram-канал как платформа для политической коммуникации»

62 Раздел V. СТАТЬИ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА «ЛУЧШАЯ СТАТЬЯ МОЛОДОГО ПОЛИТОЛОГА — 2018»_

telegram-канал как платформа для политической коммуникации

Аннотация

Задачей данной статьи является изучение возможности политической коммуникации посредством Telegram-каналов, использование интернет-площадок как альтернативных источников получения информации, формирование общественного мнения, консолидации гражданского общества и управление протестными настроениями. В статье проанализирована манипулятивная составляющая подачи информации посредством публикации в канале, а также роль Telegram1 в формировании информационной повестки дня.

Ключевые слова: Telegram-канал, информационная повестка, общественное мнение, протестная активность, блоги.

Автор

Мокрая Евгения Александровна

Аспирант Донецкого национального университета

В эпоху новых цифровых технологий блогосфера становится не просто участником, а полноправным субъектом политического процесса, способного формулировать и реализовывать собственные цели. Принятие Государственной думой Федерального закона от 05.05.2014 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» стимулировало блогеров к поиску альтернативных интернет-площадок для размещения информации, при публикации в которых сохранялось бы главное преимущество блогов как новых медиа — анонимность.

14 августа 2013 г. компания П. Дурова опубликовала в магазине приложений

для устройств Apple первую версию мес-сенджера Telegram, а в сентябре 2015 г. Telegram запустил функцию «публичных каналов» («пабликов»), которые позволяют анонимно рассылать информацию неограниченному числу подписчиков. Отсутствие этого механизма у конкурирующих приложений привело к тому, что именно в Telegram начали появляться популярные анонимные новостные, политические и другие каналы, которые фактически представляют собой альтернативу традиционным средствам массовой информации. Согласно статистическим данным Telegram по состоянию на январь 2018 г., каналами Telegram пользуются 80 млн человек, каждый месяц генерируя 30 млрд просмотров. 39% пользователей используют мессенджер в качестве агрегатора новостей, 25% активно интересуются политикой [8].

Всерьез о Telegram-каналах как о медиафеномене заговорили в 2016 г. Политические каналы Telegram явля-

1 Прим. редакции: Таганский суд Москвы 13 апреля 2018 г. постановил заблокировать Telegram по иску Роскомнадзора. Основанием стал отказ руководства мессенджера предоставить ключи дешифровки сообщений.

ются синтезом профессиональной политической аналитики, размышлений о действиях правительства, прогнозов о будущих назначениях, решениях или событиях, которые могли бы сформировать политическую повестку РФ и стран СНГ.

Основное отличие Telegram от других мессенджеров заключается в возможности создать анонимный канал (длина сообщений для создателя не ограничивается), на который читатели могут подписаться. Возможность комментирования сообщений каналов читателями зависит от формата канала и его редакционной политики, поэтому взаимодействие между каналом и его читателями чаще всего ограничивается опросами. Telegram-каналы становятся популярным средством коммуникации в интернет-пространстве, поскольку являются источником наиболее острой и актуальной информации, а также профессиональной аналитики. Telegram-каналы как особый вид блогов также становятся своего рода альтернативой СМИ, а их анонимные авторы становятся лидерами общественного мнения, представителями гражданской журналистики. Популярность ведущих Telegram-каналов и возможности распространения сотен кратких сообщений создают условия для целенаправленного формирования общественного мнения. Соответственно, блоги в Telegram часто играют роль эффективных манипулятивных инструментов в его формировании.

Многие СМИ уделяют внимание анализу информации, в прайм-тайм выпускают обзоры тем, которые был освещены в популярных каналах. Так, например, РБК в день выборов Президента РФ несколько выпусков посвятил обзору информации, публикуемой в Telegram-каналах. Часто авторы-телеграмеры общаются с прессой напрямую и являются первоисточниками информации. Например, в новостных сообщениях Russia Today почти ежедневно появляются эксперт-

ные комментарии Telegram-блогеров с пометкой «Автор Telegram-канала специально для @rt_russian». Независимо от того, насколько достоверной является аргументация блогеров, они определяют темы, которые в дальнейшем формируют информационную повестку, тема находит продолжение в обсуждении печатных СМИ, интернет-порталов и радио- и телеканалов.

Каналами, формирующими всероссийскую политическую повестку дня можно назвать «Караульный», «НЕЗЫ-ГАРЬ», читательская аудитория которых составляет 82,6 и 178,6 тыс. подписчиков, соответственно (на момент написания статьи). Следует отметить, что в самом Telegram постоянно публикуется аналитическая информация о популярных каналах, их рейтингах, специфике. Помимо крупных и влиятельных политических каналов существуют тысячи каналов с более узкой тематикой.

Коммуникация посредством Telegram-каналов, как и с помощью иных неформальных средств политической коммуникации, выполняет ряд функций:

1. Информационную (распространение необходимых знаний о политической системе и ее элементах, их функционировании). Реализуется путем непосредственного присутствия действующих политиков, политических экспертов, органов власти в Telegram-каналах. Довольно часто авторы Telegram-каналов распространяют заведомо ложную информацию. В марте 2018 г. во время тестовой трансляции выступления в Парламенте Великобритании премьера Т. Мэй Telegram-канал «НЕЗЫГАРЬ» исказил перевод речи, опубликовав: «Мэй: министр иностранных дел России не достоин своего поста» [6]. Публикация была растиражирована в СМИ, также последовала жесткая реакция официального представителя МИД РФ М. Захаровой, в которой дипломат раскритиковала по сути не существующее заявление премьера Великобритании [7];

64 РУССКАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ — RUSSIAN POLITICAL SCIENCE. 2018. № 4 (9)

Тема номера: «Новая цифровая эпоха: информационные технологии в современной политике»

2. Функцию политической социализации (способствует становлению важных и необходимых норм политической деятельности и политического поведения, подготавливает общественность к участию в политике, а также формированию активной гражданской позиции, что является особо актуальным во время проведения предвыборной кампании). К примеру, накануне выборов Президента РФ в популярном Telegram-канале «НЕЗЫГАРЬ» публиковались недостоверные данные о рейтингах кандидатов по каждому региону. Можно предположить, что таким образом администрация канала пыталась активизировать протестный электорат и повысить явку на выборах;

3. Манипулятивную (способствует формированию общественного мнения по наиболее важным политическим вопросам). Реализация данной функции связана с рейтингами популярности и наличием платных публикаций. Существуют определенные каналы, например, «Медиалогия», «Медиатехнолог», которые регулярно публикуют рейтинги популярности тех или иных политических каналов, а также рейтинги просмотров публикаций, охват читательской аудитории. Также стоит отметить наличие рекламы в Telegram-каналах, которая не всегда афишируется;

4. Функцию лоббирования интересов (давление на органы власти путем создания общественного резонанса и дозированного распространения информации для его поддержания). Как, например, освещение событий в Кемерово в марте 2018 г., которое способствовало активизации протестного настроения в обществе и отставке действующего губернатора.

В качестве примера использования мессенджера Telegram для активизации протестных настроений в обществе следует рассмотреть ситуацию в Иране в декабре 2017 г. 28 декабря 2017 г. в Иране начались массовые выступления против действующей власти. В десят-

ках городов люди вышли на улицы. Первые демонстрации были социальной направленности и посвящены росту цен, потом появились политические лозунги, в том числе «Смерть [президенту Хасану] Рухани».

За неделю в столкновениях с полицией погибли 22 человека, более тысячи были задержаны. Только в Тегеране за три дня были задержаны 450 человек. За участие в акции и антирелигиозные лозунги участникам грозило наказание вплоть до смертной казни. К 6 января 2018 г. политическая ситуация в стране стабилизировалась, акции протестов прекратились.

Специфика антиправительственных выступлений заключалась в том, что у протестующих в этот раз не было ярко выраженных лидеров. Этим новогодние митинги отличались от масштабных выступлений 2009 года, когда сторонники оппозиции пытались оспорить результаты президентских выборов. Также в отличие от предыдущих политических акций, в которых стимулирующим фактором общественной активности выступали традиционные средства массовой информации, в акциях неповиновения 2017 года гражданское общество Ирана консолидировалось посредством мессенджера Telegram.

Все началось с того, что канал amad-news, довольно известный в иранском Telegram (больше миллиона подписчиков), начал публиковать не только сводки с протестов, но и призывы участвовать в них, используя коктейли Молотова.

Министр коммуникаций Ирана А. Джахроми обратился в Twitter к П. Дурову. Министр написал про некий канал, публикующий информацию насильственного характера, содержащую лозунги к мобилизации, призывы использовать коктейли Молотова против силовых структур и вооруженному восстанию. Иранский министр потребовал «...остановить подобные призывы через Telegram». После чего канал @amadnews с примерно 1,4 млн

подписчиков был заблокирован за нарушение правил сервиса: в ответ министру создатель мессенджера П. Дуров напомнил, что в публичных каналах Telegram можно критиковать что угодно, но нельзя призывать к насилию.

Были также заблокированы и все резервные версии, так называемые «зеркала» канала, существовавшие на тот момент. Так, например, канал @ amadnews1 рос со скоростью 10 тыс. человек в секунду и на момент блокировки основного канала набрал 1,6 млн подписчиков.

Впоследствии команда канала уведомила П. Дурова об увольнении администратора, призывавшего к насилию, и изменении редакционной политики. Это решение вызвало шквал критики со стороны иранских оппозиционных активистов. Они назвали действия администрации Telegram-канала капитуляцией и уступкой властям. Со стороны правительства Ирана последовала жесткая реакция: функционирование канала стало формальным поводом для блокировки мессенджера на территории страны. 31 декабря 2017 г. пользователи из Ирана стали сообщать о недоступности мессенджера, а 1 ян-

варя 2018 г. министр коммуникаций сообщил, что Telegram и Instagram временно заблокированы ради безопасности народа. 13 января 2018 г. доступ к Telegram в Иране был возобновлен.

В условиях недоступности традиционных каналов коммуникации, а также их политической заангажированности и подверженности цензуре, изучение площадок для блогов и их возможностей представляет интерес для исследования, поскольку блогосфера и Telegram как ее часть включают в себя наиболее интеллектуально-мыслящую и активную часть общества: журналистов, гражданских и медиаактвистов, лидеров общественного мнения, политиков, технологов, включая молодое поколение, в то время как традиционные СМИ довольно контролируются со стороны государства и направлены на массовую аудиторию. А широкая информативность, наличие инсайдерской информации, оперативность и большой объем выдаваемого материала, удобность в его оформлении и подаче делает Telegram-каналы популярным средством для формирования общественного мнения.

Литература

1. ИрхинЮ.В. Коммуникативный, политический и управленческий потенциал блогосфе-ры. — Режим доступа: File:///C:/Users/User/Downloads/kommunikativnyy-politicheskiy-i-upravlencheskiy-potentsial-blogosFery%20(1).pdF.

2. Попов А.В. Блоги. Новая сфера влияния. — Режим доступа: http://adm-lib.rU/books/1/ Blogi_Novaja_sFera_vlijanija.pdF.

3. СоловьёвА.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Полис. — № 3. — 2002. — С. 5-18.

4. Родин Д. Блоговая журналистика: верить нельзя никому. — Режим доступа: http://www. Faito.ru/archnews/1182632935,1194342915/.

5. Федеральный закон от 05.05.2014 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей». — Режим доступа: http:// pravo.gov.ru:8080/page.aspx?101259/.

6. Telegram-канал «НЕЗЫГАРЬ». «Мэй: министр иностранных дел России не достоин своего поста». Режим доступа: https://t.me/russica2/5398.

7. ТАСС: Захарова: Мэй не может оценивать, достоин ли Лавров должности главы МИД РФ. — Режим доступа: https://tass.ru/politika/5029997.

8. Каталог региональных каналов Telegram. Статистика аудитории Telegram на январь 2018. — Режим доступа: https://telegram-region.com/statistika-auditorii-telegram-na-yanvar-2018/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.