Научная статья на тему 'Альтернативная реальность как популяризованный элемент научно-фантастического дискурса'

Альтернативная реальность как популяризованный элемент научно-фантастического дискурса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
977
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / DISCOURSE / SCIENCE FICTION / ALTERNATE REALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рыльщикова Любовь Михайловна, Худяков Константин Валентинович

В статье описаны особенности использования терминов «альтернативная реальность» и «альтернативная история, относящихся к научно-фантастическому дискурсу, в литературе и кинематографе. Рассмотрена распространенность их в литературе и кинематографе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alternative reality as the spread element of a science-fiction discourse

In the article are described the features of using the terms “alternate reality” and “alternate history”, that are related to science fiction discourse, and is examined their abundance in the literature and cinema.

Текст научной работы на тему «Альтернативная реальность как популяризованный элемент научно-фантастического дискурса»

34

Lingua mobilis № 7 (33), 2011

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ПОПУЛЯРИЗОВАННЫЙ ЭЛЕМЕНТ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Л. М. Рыльщикова, К. В. Худяков

В статье описаны особенности использования терминов «альтернативная реальность» и «альтернативная история, относящихся к научно-фантастическому дискурсу, в литературе и кинематографе. Рассмотрена распространенность их в литературе и кинематографе.

Ключевые слова: дискурс, научная фантастика, альтернативная реальность.

Каждая область жизни и процесс создания объектов материальной и духовной культуры может характеризоваться своим дискурсом. Научно-фантастический дискурс — это особое явление, обладающее своей актуальностью и значимостью, в первую очередь имеет выражение в научно-фантастической литературе, периодических изданиях, новостях науки и техники и оказывает ненулевое влияние на состояние общества и научно-технический прогресс. Отдельная область научно-фантастического дискурса - кинематограф, главным образом фантастические фильмы и сериалы. Более подробно статус научно-фантастического дискурса рассмотрен авторами в работе [1].

Развитие массовой культуры привело к тому, что сейчас «фантастика» является слишком общим термином, под которым могут скрываться произведения, совершенно разные по характеру описываемых реалий материальной культуры, экономических и общественных отношений. От технократической утопии до «темного» фэнтези, от приключенческой «космической оперы» до серьезной «твердой» фантастики, ставящей во главу угла проблемы развития науки и ее отношения с обществом. Роднит их разве что базовое свойство фантастики: это литература о необычном, о том, чего нет в окружающей нас объективной реальности.

Одним из субжанров фантастики является альтернативная история, являющаяся изображением реальности, которая могла бы существовать, если бы история, в один из своих значимых моментов (точек бифуркации, или точек развилки) пошла по другому пути.

Язык художественной литературы

35

«История не знает сослагательного наклонения». Данное утверждение базируется на строгом материализме и на документированных фактах, на воспоминаниях и жизненном опыте людей. Каждый человек действительно знает, что прошлое невозможно изменить, что история отдельного индивидуума и целых государств уже состоялась. Однако нет явного запрета на то, что эта история могла бы быть другой под воздействием некоего события или иного стечения обстоятельств, «МНВ, минимально необходимого воздействия», по терминологии А. Азимова.

Эта посылка проистекает из базисного восприятия вселенной как мира, основанного на вероятности. Вероятно, многие задумывались над вопросами детерминированности и вероятности даже на примере простейших действий: поднять руку, переставить предмет, выпить стакан воды или стакан сока и т.п. Существует два подхода: детерминистский и вероятностный. Первый предполагает, что движение всех атомов в природе запрограммировано с начала времен (или с акта божественной воли) и он был популярен во времена рассвета классической механики, в которой действительно движение тел можно предсказать по известным законам. Однако детерминизм напрочь отвергает свободу воли.

На атомном уровне, тем не менее, известный людям мир проявляет совсем другие свойства, в которых понятие заранее известной траектории любого тела теряет смысл, зато приобретает огромное значение понятие вероятности, а также факт влияния наблюдателя на результаты наблюдений. Это квантовые свойства, предполагающие бесчисленное множество возможностей, одна из которых фиксируется в момент наблюдения [5].

Так как микро- и макромир описываются совершенно разными законами, существовали попытки применить квантовый подход к макрообъектам и, среди прочего, к фактам общественной жизни и личной судьбы отдельного человека. В настоящее время существует полуофициальная точка зрения физиков на то, что реальность фиксируется в момент, когда человек делает выбор или проявляет волю. Остальные вероятности существуют где-то, за пределами нашей вселенной, но они существуют, а не являются химерами сознания, как можно было бы считать в детерминистском подходе.

Таким образом, можно предполагать, что реальность многовариантна и что существующая объективная реальность - лишь один из множества вариантов, имеющий равные права на существование с прочими. А прочих -бесконечность. Творения писателей-фанта-

36

Lingua mobilis № 7 (33), 2011

стов обретают если не твердую теоретическую базу, то некий ореол научности, выражаемый расхожими фразами, подобными «ученые доказали», «согласно последним исследованиям», «авторитетные физики говорят» и т.п.

Большинство населения, обладая в целом правильной научной картиной мира (например: Земля круглая, она вращается вокруг Солнца, Солнце - не планета, а звезда) воспринимает эту картину опосредованно: из учебников, из научно-популярной литературы, из передач канала Discovery и проверить собственноручно не может. Сродни этому идея о многовариантности вселенной проникает в широкие массы и воспринимается если не как истина в последней инстанции, то хотя бы как мнение, к которому можно прислушаться.

Доказательством этому служит появление продуктов массовой культуры, эксплуатирующих идею альтернативной истории или, как еще принято говорить, альтернативной реальности, причем ориентированных на массовую целевую аудиторию. Приведем несколько примеров.

Фильм «Хранители» (Watchmen, 2009) повествует об альтернативной реальности 1985 года. По данным Интернет-сайта «Кино-поиск»[2], бюджет фильма составляет 130 млн. долларов США, а кассовые сборы - 185 плюс 48 млн. составили продажи на DVD, т.е. фильм можно назвать успешным. Аннотация на «Кинопоиске» звучит так: «Действие картины разворачивается в параллельной реальности, в Америке 1985 года. В этом мире супергерои стали частью повседневной жизни общества, а Часы Судного Дня, застыв в пяти минутах от полуночи, отсчитывают время до столкновения ведущих мировых держав...»

Альтернативность заключается в наличии супергероев (сам факт наличия подобных эпатажных личностей уже сказочен для нас), сверхчеловеческих возможностях некоторых из них, необычных летательных аппаратах («Архимед» супергероя Филина, ведущий себя как антигравитационная машина), широком применении энергетического поля (визуализированного голубым цветом), неизвестного в нашей реальности. Точка развилки нашей и альтернативной реальности явным образом не указана, но по косвенным признакам приходится на 1930-е годы.

Анимационный фильм «Шрэк навсегда» (Shrek Forever After, 2010). Бюджет фильма составляет 165 млн. долларов США, сборы -752 млн., продажи на DVD - 59 млн. Аннотация с сайта «Кинопоиск» следующая: Под грузом воспоминаний о днях, когда он чувствовал

Язык художественной литературы

37

себя «настоящим огром», Шрэк поддается на уговоры сладкоголосого Румпелъштилъцхена и заключает с ним договор. Сразу после этого Шрэк оказывается в альтернативной реальности Тридевятого королевства, где все поставлено с ног на голову: на огров здесь охотятся, Румпелъштилъцхен восседает на троне, а Шрэк и Фиона даже не знакомы. И теперь только сам Шрэк может исправить все, что он натворил, чтобы спасти друзей, восстановить привычный ему порядок вещей и вернуть себе свою единственную Истинную Любовь [3]. Помимо аннотации в один момент непосредственно Шрэк восклицает: «Что же это за альтернативная реальность такая?!» То есть рассматриваемый в статье термин оказался наиболее удачным и емким, чтобы описать происходящее на экране и чтобы это поняли все зрители, от дошкольника до академика.

Цикл телевизионных передач «Альтернативная история», показываемых каналом ТВ3 [4]. Каждый выпуск передачи рассматривает вероятное событие в точке развилки и, если бы оно произошло, возможный вариант дальнейшего развития событий. Также производится сопоставление реально произошедших событий с возможными.

Эти три продукта массовой культуры, по мнению автора, являются наиболее глубоким прорывом идей альтернативной реальности в российское общественное сознание.

На самом деле идея многовариантности реальности не нова и существует с античности (Тит Ливий «История Рима», Кн. IX, 17-19). И в настоящее время альтернативные реальности остаются предметом исследования историков, в т. ч. военных. Последний наиболее заметный труд в этой области: «Вторая мировая война между Реальностями» С. Переслегина [6]. Однако подобные творения не относятся к массовой культуре, предполагают читателя с неким образовательным цензом.

В литературе жанр альтернативной истории утвердился с известного произведения Л. Спрэг де Кампа «Да не опустится тьма», выпущенного в 1939 году. В англоязычной фантастике наибольшее распространение получила тема альтернативного развития событий Второй Мировой войны, а в России с начала 1990-х годов был создан ряд произведений, которые роднило неприятие существующей реальности и попытка смоделировать более благоприятную, интересную, красивую альтернативную историю, в которой России как государству и русским как нации уготована лучшая роль, чем в объективной реальности. В первую очередь это романы Василия Звягинцева и Вячеслава Рыбакова.

38

Lingua mobilis № 7 (33), 2011

Тем не менее, фантастика - слишком узкий жанр литературы, специфический, не обладающий массовой популярностью. Сообщество фэнов - это далеко не вся читающая публика.

В кинематографе и на телевидении существуют продукты, полностью отвечающие критериям «альтернативной истории», но не получившие широкой известности. Следует упомянуть художественный фильм «Fatherland» [7], сериал «Скользящие» (Sliders) [8], псевдодокументальный «Конфедеративные Штаты Америки» [9]. Все продукты являлись англоязычными. Российскому телезрителю они доступны ограниченно, однако их возможно загрузить из Интернета при целенаправленном интересе к предмету альтернативной истории.

В настоящее время для массового зрителя термины «альтернативная история» и «альтернативная реальность стали гораздо ближе благодаря использованию в широко известных фильмах («Хранители»), частично в развлекательной продукции, с фантастикой не связанных (любители анимации могли впервые услышать эти термины в «Шрэке навсегда») и, наконец, существует отечественный проект, посвященный теме многовариантности реальности, сделавший данный пласт культуры широко известным. Также следует отметить, что описание иных вариантов реальности не несет явно выраженной эмоциональной окраски, а альтернативно-исторические события (точнее, предположения о них) подаются как возможные, вероятные факты. Оценка же, что предпочтительнее: считать, что объективная реальность ущербна в сравнении с альтернативной (после чего опустить руки) или же благодарить провидение за жизнь в лучшей из возможных реальностей и прилагать свои усилия к ее улучшению - это предоставляется зрителю.

Список литературы

1. Рыльщикова, Л. М. К определению статуса научно-фантастического дискурса [Текст] / Л. М. Рыльщикова // Lingua mobilis. Научный журнал. - 2007. - №2. - С. 44-50.

2. Хранители [Электронный ресурс]. - URL : http://www. kinopoisk.ru/level/1/film/252641/

3. Шрэк навсегда [Электронный ресурс]. - URL : http://www. kinopoisk.ru/level/1/film/271806/

List of literature

1. Ryl'wikova, L. M. K opre-deleniju statusa nauchno-fantas-ticheskogo diskursa [Tekst] / L. M. Ryl'wikova // Lingua mobilis. Nauchnyj zhurnal. - 2007. - №2.

- S. 44-50.

2. Hraniteli [Jelektronnyj resurs].

- URL : http://www.kinopoisk.ru/ level/1/film/252641/

3. Shrjek navsegda [Jelektronnyj resurs]. - URL : http://www.kin-opoisk.ru/level/1/film/271806/

39

Язык художественной литературы

4. Альтернативная история [Электронный ресурс]. - URL : http://tv3russia.ru/alternativhistory. html

5. Каку, М. Физика невозможного; пер. с англ [Текст] / М. Каку. - 2-е изд. - М. : Альпина нон-фикшн, 2010. - 456 с.

6. Переслегин, С. Вторая мировая война между Реальностями [Текст] / С. Переслегин. - М. : Яуза, 2006. - 544 с.

7. Fatherland (TV 1994) [Электронный ресурс]. - URL : http:// www.imdb.com/title/tt0109779/ (на англ. языке)

8. Sliders (TV Series 1995-2000)

[Электронный ресурс]. - URL : http://www.imdb.com/title/

tt0112167/ (на англ. языке)

9. C.S.A.: Confederate States of America (2004) [Электронный ресурс]. - URL : http://www. imdb.com/title/tt0389828/ (на англ. языке)

4. Al'ternativnaja istorija [Jele-ktronnyj resurs]. - URL : http:// tv3russia.ru/alternativhistory. html

5. Kaku, M. Fizika nevozmozhno-go; per. s angl [Tekst] / M. Kaku. - 2-e izd. - M. : Al'pina non-fikshn,

2010. - 456 s.

6. Pereslegin, S. Vtoraja mirova-ja vojna mezhdu Real'nostjami [Tekst] / S. Pereslegin. - M. : Jau-za, 2006. - 544 s.

7. Fatherland (TV 1994)

[Электронный ресурс]. - URL : http://www.imdb.com/title/

tt0109779/ (на англ. языке)

8. Sliders (TV Series 1995-2000)

[Электронный ресурс]. - URL : http://www.imdb.com/title/

tt0112167/ (на англ. языке)

9. C.S.A.: Confederate States of America (2004) [Электронный ресурс]. - URL : http://www.imdb. com/title/tt0389828/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.