Научная статья на тему 'Научно-технический прогресс как категория научно-фантастического дискурса'

Научно-технический прогресс как категория научно-фантастического дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1367
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / DISCOURSE / НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА / SCIENCE FICTION / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / SCIENTIFIC-TECHNOLOGICAL PROGRESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рыльщикова Любовь Михайловна, Худяков Константин Валентинович

В статье описана связь научно-технического прогресса с научно-фантастическим дискурсом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and technical progress as a category of sci-fi discourse

The correlation of scientific-technological progress to science fiction discourse is described in the article.

Текст научной работы на тему «Научно-технический прогресс как категория научно-фантастического дискурса»

Язык художественной литературы

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС КАК КАТЕГОРИЯ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Л. М. Рыльщикова, К. В. Худяков

В статье описана связь научно-технического прогресса с научно-фантастическим дискурсом.

Ключевые слова: дискурс, научная фантастика, научно-технический прогресс.

Научно-технический прогресс (НТП) - понятие достаточно молодое по меркам исторической науки. Принято считать, что до определенного исторического момента научный прогресс и технический прогресс проистекали раздельно, пересекаясь мало. Согласно одному из определений, «материальное производство медленно эволюционировало преимущественно за счёт накопления эмпирического опыта... Наряду с этим шёл столь же медленный прогресс в научно-теоретических знаниях о природе, которые ... не оказывали постоянного и сколько-нибудь существенного влияния на производство... В 16 в. нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретического и экспериментального решения целогоряда вполне определённых задач. Наука в это время ... обращается к практике. Компас, порох и книгопечатание ... были тремя великими открытиями, положившими начало прочному союзу научной и технической деятельности» [1]. Данное описание НТП взято в «Яндекс.Словари» из Большой Советской Энциклопедии (БСЭ) (3 издание, 1969-1978 г.). В русскоязычном сегменте Интернета присутствуют и другие определения НТП, например, [2], но в целом, не считая небольших модификаций, это текст из БСЭ. Критике в этом кратком описании сущности может быть подвергнуто разве что двойное упоминание слова «медленный», которое может привнести эмоциональную окраску историческим временам до НТП как непрогрессивным.

НТП оказался тесно связан с явлением научно-фантастического дискурса. Определение научно-фантастического дискурса и его характерные особенности были установлены автором в работе [3]. В частности, к области действия этой культурной и коммуника-

37

Lingua mobilis № 6 (39), 2012

тивной сущности относится вся литература в жанре фантастики; с некоторыми условиями - кинематограф этого жанра; критические статьи к книгам, рекламные тексты, отнесенные к ним; отзывы поклонников художественных произведений, оставляемые на тематических ресурсах. То есть существует значительный объем оригинальных (и вторичных, цитируемых) текстов, в которых так или иначе упоминается фантастическое, то есть явления, обстоятельства или человеческие изобретения, которые рядовой человек (клиент научно-фантастического дискурса) не имеет возможности наблюдать в объективной реальности. Авторы данной статьи поставили себе задачу выяснить, какое количественное отношение категория научно-технического прогресса имеет в области научно-фантастического дискурса. Иначе говоря, насколько велико в общем количестве фантастических произведений фантастики «прогрессивной», которая вызывает у клиента дискурса, читателя или зрителя отклик, формирующий положительное отношение к НТП.

Объект исследования - корпус изданных научно-фантастических произведений. Количество изданных книг (или выпущенных в прокат фильмов), отнесенных к жанру фантастики, может быть выражено численно. Эта задача представляется объемной и трудной, но она в принципе реализуема, так как все художественные книжные издания имеют обязательный библиотечный экземпляр и запись в базе данных, которая доступна публично (например, поиск по каталогу на сайте Российской Государственной Библиотеки). В то же время критические статьи и отзывы отдельных пользователей Интернета не включаются в оценку, поскольку методика их подсчета даже отдаленно не может быть представлена, так как количество и качество этих единиц дискурса слишком непостоянно. Во-первых, площадок для высказывания своего мнения слишком много: например, темы на форумах и сообщения отдельных пользователей могут как просуществовать годами, так и быть быстро удалены. Ценность отдельных сообщений также величина, которая не может быть оценена количественно: сообщение может содержать как довольно развернутый личный отзыв о произведении (не сопоставимый, тем не менее, со статьей профессионала), так и бессмысленную запись с нулевой ценностью в духе «Это мне понравилось». Плюс отсутствие редакторского и корректорского контроля означает низкое орфографическое и стилистическое качество подобных «креативов».

38

Язык художественной литературы

Массив существующей в настоящее время фантастической литературы настолько велик, что она де факто разделена на субжанры. Разделение произошло по нескольким направлениям, которые подробно описаны в работе [4].

Самое давнее разделение фантастики в целом: отделение субжанра фэнтези. Если посмотреть на историю развития фантастики, то изначально она представляла собой то, что сейчас принято называть hard science fiction, «твердой» научной фантастикой (НФ): такие авторы как Жюль Верн, Герберт Уэллс, Александр Беляев - наиболее яркие ее представители. Самая ранняя НФ была неразрывно связана с НТП, являлась своеобразным гимном ему. Фантастика подобного духа существовала всегда: А. Азимов, Р. Хайнлайн, А. Кларк, Г. Гаррисон, А. и Б. Стругацие прославили этот жанр надолго и у них есть много современных продолжателей: Д. Брин, Р. М. Аллен, Й. Дуглас, В. Виндж, С. Лукьяненко, В. Головачев, А. Зорич. Разумеется, это лишь малая часть работающих в данном направлении авторов. Как правило, пишут твердую НФ поборники прогресса и они хотели бы, чтобы их произведения вызывали отклик толка: я хотел бы жить в таком будущем, или воспользоваться таким изобретением, или исследовать что-то похожее.

Если говорить о твердой НФ в целом и ее отношениях с категорией «НТП», то это своеобразный эталон «прогрессивности», точка отсчета, от которой можно рассматривать относительную прогрессивность других субжанров фантастики. Так как НТП подразумевается неотъемлемой частью НФ-произведений, то отношение НФ к НТП можно назвать активно-положительным.

Произведения киберпанка, дизель- и стимпанка, равно как и более экзотические клок-, стоун-, био- и нанопанк, объединяемые под общим понятием «таймпанк», являются частью НФ и по отношению к НТП имеют менее интенсивную, но все же положительную окраску: например, в стимпанке рассматриваются альтернативные варианты развития общества, в котором главенствующей технологией является паровая машина. Описывается именно развитие, прогресс, пусть и на другой технологической базе, нежели в объективной реальности.

Литература фэнтези, хотя и описывает вымышленную фантастическую реальность, определенно не является гимном НТП. Миры «меча и магии» (очень распространенный рекламный штамп) определенно не подразумевают положительного отношения к НТП и

39

Lingua mobilis № 6 (39), 2012

культивируют идею, что жизнь в средневековой феодальной (а то и рабовладельческой) общественной формации не то чтобы более прогрессивна, но более правильна, естественна, интересна. Здесь фокусом интереса становится не новое открытие, исследование или просто жизнь в будущем, но такие понятия как героизм, подвиг, битва, миссия, просто путь. Больше всего это похоже на исторический роман в непривычных декорациях, своеобразное альтернативное прошлое. Субжанру фэнтези не чужды штампы, которые даже успевают надоесть. Пример: неологизм «эльфятина», появившийся на страницах журнала «Мир фантастики» [5].

За типичным для фэнтези антуражем подвигов, воинской славы и магии как правило забывается экономическая база, на которой основано общество: какова эффективность цехового строя и ремесел, каков уровень жизни подавляющего большинства населения, авторам как будто не нужны достижения медицины, без которых боевые потери в эпических сражениях фатально возрастают. То есть внимание читателя занято откровенно отставшим в развитии миром (пусть и вымышленным). Фэнтези и НТП антагонистичны. Точнее, почти несовместимы, т.к. существует специфический субжанр «технофэнтези», где в антураже «мира меча и магии» присутствуют элементы НТП. В целом отношение фэнтези к НТП можно охарактеризовать как пассивно-отрицательное. То есть прогресс напрямую не критикуется, но его неупоминание в рамках произведения подразумевает, что его польза для общества поставлена под сомнение.

Так как основной задачей художественной литературы считается развлечение читателя, то это не могло породить специфических жанров НФ, в которых научная часть ощутимо ослаблена в пользу приключенческой составляющей. Это космо- и хроноопера, то есть произведения о приключениях в далеком космосе и в разных временах, от далекого будущего до доисторического прошлого. По отношению к НТП эти жанры занимают пассивно-благожелательную позицию. Отрицательную они занимать не могут: не позволяет антураж. Если бы не НТП, приключения в космосе и путешествия на межзвездные расстояния подменились бы обыкновенным вестерном, а путешествия во времени были бы просто невозможны, т.к. для их осуществления используется машина времени, которую невозможно создать без предварительного этапа развития технологий.

Отдельного упоминания заслуживает альтернативная история (АИ), которая все чаще удостаивается отдельных стеллажей в книж-

40

Язык художественной литературы

ных магазинах. Эта литература не обладает декорациями суховатой НФ, романтической космооперы, запутанной хронооперы (хотя зачастую примыкает к ней), но требует знания деталей исторического процесса в отдельно взятых странах, быта людей и уровня технологий. АИ предъявляет повышенный уровень знаний именно об объективной реальности, в сравнении с которой умозрительно строится альтернативная. НТП в альтернативной истории присутствует как данность, свойственная реальному наблюдаемому миру, большинство произведений АИ описывают прогресс (зачастую, не только научно-технический, но и общественный), идущий ускоренными темпами, поэтому отношение этого жанра к НТП также можно считать положительным.

Такое же отношение к НТП демонстрирует литература, посвященная «параллельным» мирам (или даже реальностям). Там так же требуется знание базовых вещей, свойственных реальному миру, а прогресс представляется переменной величиной, где-то ускоренной, где-то замедленной, но ему уделяется повышенное внимание, так как он оказывает существенное влияние на общество.

Пренебрегает НТП и его общественной ролью мистическая литература, которую формально можно отнести к фантастике как к литературе о необычном, не имеющем места в объективной реальности. Отношение к категории НТП оказывается таким же, как у фэнтези: пассивно-отрицательным.

Субжанров фантастики, в которых наблюдалось бы подчеркнуто отрицательное отношение к НТП, не существует. Даже постапо-калиптика, демонстрирующая гибель цивилизации от применения оружия массового поражения, насквозь пронизана тоской выживших по «золотому веку», когда технологии обеспечивали безбедное и комфортное существование. Говоря об отрицательном отношении к НТП, авторы подразумевают своеобразную «измену» делу твердой НФ отделившихся от нее жанров.

Оценивая в целом жанры или даже творчество отдельных авторов в рамках изданных литературных произведений, предлагается использовать своеобразный «коэффициент прогрессивности» научно-фантастического дискурса как отношение общего числа произведений, несущих положительную оценку НТП, к числу произведений, не обладающих таким свойством. В силу субъективности оценки, насколько «прогрессивно» отдельное произведение, изначально предлагается ограничиться бинарной оценкой: «прогрессивно» и «не прогрессивно».

41

Lingua mobilis № 6 (39), 2012

Использование этого коэффициента дает возможность количественно оценить степень влияния фантастической литературы на НТП в рамках (по возрастанию сложности) отдельного издательства, региона, страны, языковой общности.

Список литературы

1. Научно-технический прогресс // БСЭ. Яндекс. Словари. URL: http://slovari.yandex.ru.

2. Научно-технический прогресс (НТП). URL: http://www. psychology. su/slovar.

3. Рыльщикова, Л. М. К определению статуса научно-фантастического дискурса // Lingua mobilis. Научный журнал. 2007. №2. С.44-50.

4. Рыльщикова, Л. М. Типология жанров современного научнофантастического дискурса // Изв. Самарск. науч. центра Рос. акад. наук. 2011. Т.13. №2. С.193-195.

5. На злобу дня. Чёртова дюжина страшилок // Вера Кам-ша. Мир фантастики и фэнтези. URL: http://www.mirf.ru/Articles/ art4020.htm.

List of literature

1. Nauchno-tehnicheskij progress // BSJe. Jandeks. Slovari. URL: http://slovari.yandex.ru.

2. Nauchno-tehnicheskij progress

(NTP). URL: http://www.

psychology.su/slovar.

3. Ryl'wikova, L. M. K opredeleniju statusa nauchno-fantasticheskogo diskursa // Lingua mobilis. Nauchnyj zhurnal. 2007. №2. S. 44-50.

4. Ryl'wikova, L. M. Tipologija zhanrov sovremennogo nauchno-fantasticheskogo diskursa // Izv. Samarsk. nauch. centra Ros. akad. nauk. 2011. T.13. №2. S.193-195.

5. Na zlobu dnja. Chjortova djuzhina strashilok // Vera Kamsha. Mir fantastiki i fjentezi. URL: http://www.mirf.ru/Articles/ art4020.htm.

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.