Научная статья на тему 'Альтернатива мюридизма как одного из вариантов изменения жизни северокавказских горцев'

Альтернатива мюридизма как одного из вариантов изменения жизни северокавказских горцев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Альтернатива мюридизма как одного из вариантов изменения жизни северокавказских горцев»

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»

№4/2015

ISSN 2410-700X

Из нововведений, положивших основания новым структурам государственности, можно только назвать установленные первым имамом народные шариаты или совещательные собрания.

Не имея отлаженной системы рекрутирования воинских контингентов и их содержания, он не имел постоянного войска, обязательного компонента устоявшейся государственности; не имея постоянной системы сбора налогов, нельзя было создать действенного механизма государственного управления.

Стремясь превратить войну с неверными - Россией - в инструмент строительства нового общества (мобилизованность против врагов позволяла скорее преодолевать внутренние препятствия), первый имам, однако, не смог преодолеть колоссальной инерции прежних, доисламских общественных привычек и институтов.

В данном случае надо согласиться с мнением В.В. Дегоева, что Гази-Мухаммед, «сея идейные семена политической бури, спешил пожать ее незрелые плоды. И стал жертвой своей торопливости».

Его гибель в 1832 г. на короткое время повернула приоритеты борьбы на внутреннее укрепление государственных структур.

Список использованной литературы

1. Гранкин Ю.ЮНаместничество и реализация стратегии экономического развития Северного Кавказа в 1844-1881 гг.Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2011.403 с.

2. Гриценко Н.П. Социально-экономическое развитие Притеречных районов в ХУШ - первой половине XIX вв. Грозный, 1961. 178 с.

3. История народов Северного Кавказа (конец ХУШ в. - 1917 г.). М.: Наука, 1988. 659 с.

4. История Чечни с древнейших времен до наших дней: В 2 т. Т.1, - история Чечни с древнейших времен до конца XIX века. Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2008. 828 с.

5. Клычников Ю.Ю. Российская политика на Северном Кавказе (1827-1840 гг.) / Под ред. В.Б. Виноградова. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. 494 с.

6. Край наш Ставрополье: Очерки истории. Ставрополь: Шат-гора, 1999. 525 с.

7. Наш край. (Документы, материалы. 1777-1917 гг.). Ставрополь: Кн. изд-во, 1977. 424 с.

8. Северный Кавказ с древних времен до начала ХХ столетия (историко-этнографические очерки) / Под ред. и с предисловием В.Б. Виноградова. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. 318 с.

9. Федоров М.Ф. Походные записки на Кавказе с 1835 по 1842 год // Кавказский сборник. Тифлис, 1879. Т.Ш. С.1-250.

© В.Н. Непогодин, Г.В. Непогодина, 2015

УДК 94

Норченко Елена Александровна

канд.ист.наук, доцент каф.дизайн ИСТиД филиала СКФУ в г.Пятигорске г.Пятигорск, РФ, E-mail: norchenko-alena@rambler.ru

АЛЬТЕРНАТИВА МЮРИДИЗМА КАК ОДНОГО ИЗ ВАРИАНТОВ ИЗМЕНЕНИЯ ЖИЗНИ

СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ ГОРЦЕВ

Аннотация

Статья посвящена проблеме мобилизации горских общин при помощи мюридизма, который инициировал исламское обновление Кавказа и стремился придать горскому этно - социальному пространству вид монолитности и единства.

Ключевые слова

Мюридизм, джихад, ислам, газават, Российская империя, Гази-Мухаммед, Коран.

Ислам в форме мюридизма стал исторически обусловленным ответом горской среды на активное преобразовательное социокультурное вторжение России в кавказский мир. Исламское ядро, существовавшее среди населения Северо-Восточного Кавказа, активизировало свои усилия для того, чтобы не отдавать «территорию ислама» под власть неверных. Средством такого противодействия стал джихад - борьба за веру.

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

Исламское общество знает несколько видов джихада: 1) «джихад сердца» - борьба со своими собственными недостатками; 2) «джихад языка» - разрешение одобряемого и запрет порицаемого; 3) «джихад руки» - наказание преступивших закон и нравственные нормы; 4) «джихад меча» - вооруженная борьба с неверными. Последний вид джихада в условиях Кавказа приобрел форму газавата (от газва - набег). Все перечисленные виды джихада в той или иной степени реализовывались мюридами в горах.

Необходимость жесткого противодействия устремлениям Российской империи вынуждала инициаторов бескомпромиссной борьбы с русскими значительно расширить ареал воздействия ислама, углубить его укоренение в среде местного горского населения, придать новые формы социального существования и политической организации территориям, населявшимся горцами. Только переформатиров горский мир на новых началах, мюриды могли надеяться получить возможность собрать силы, способные организованно противостоять российскому вторжению. Ислам в данном случае выступал наиболее подходящим и реальным инструментом межэтнической и межсословной консолидации.

Мюридизм стал действенным средством мобилизации горских общин, при помощи которого инициаторы исламского обновления Кавказа стремились придать горскому этно - социальному пространству вид монолитности и единства.

Средством «гражданского» управления общинной жизни был адат (обычай). Все публичные дела горцев решались народным собранием, которое руководствовалось в своих решениях обычаями и традициями. Их «простая и неизменная социальная жизнь не нуждалась в законотворчестве. <.. .> Священная власть адата, удовлетворявшего неприхотливые потребности горцев, сохранялась незыблемой на протяжении многих поколений».

Чтобы поколебать скрепы исторически более древних установлений, мюридизм его провозвестниками и носителями предъявлен был горским обществам как система нравственного обновления, способная придать им новые силы для всеохватывающего возрождения и обретения способности противостоять гяурам - русским.

Большая часть мусульманского духовенства, бывшая первоначально основным источником и носителем идей мюридизма, была против включения Северного Кавказа в состав Российской империи и ориентировалась на мусульманский Восток.

Потому проповедники мюридизма выступали за переустройство горской жизни во всех ее сферах на исламских началах. Они потребовали от местных владетельских семейств подчинения воле Аллаха, введения равенства между мусульманами, отмену всяческих податей, поскольку мусульмане не должны платить кому-либо подати, а также начать борьбу за освобождение мусульман из-под власти неверных.

Мюриды внушали народу, что стоявшие у власти правители, если они не исполняли волю Аллаха, незаконны и несправедливы и вели дело к тому, что «у кавказцев появилось ощущение, что вожди бросили их в самый критический момент, когда физические и моральные силы народа были совершенно истощены». Вводились новые правила наследования, раздела имущества, бракосочетания.

Особый интерес ислама к мирскому воспитанию послужил основой для разработки системы воспитания, где мирские и религиозные начала были уравновешены. «Исламское воспитание основывалось на принципах веры и благих деяний и контролировалось шариатом и сунной». Следование сунне Пророка для каждого мусульманина являлось моральным и духовным идеалом. В сфере воспитания ислам связывал различные народы с разнообразными этическими и этническими особенностями в единое целое, «в котором никто не несет ответственность за поступки другого и где надежной основой считается индивидуальная моральная ответственность каждого».

С помощью предписаний шариата мюриды пытались усовершенствовать нравы горцев, привить комплекс моральных правил, в которых содержались предписания, хотя и новые для них, но достаточно близкие к их изначальным основам, что снимало остроту противоречий со старинными обыкновениями. По мусульманским правилам, например, физическому воспитанию уделялось много внимания. От мусульман требовали обучать своих детей плаванию, верховой езде и военным навыкам, что также присутствовало в этнической горской культуре.

В то же время, несмотря на заявленные цели и призывы к населению, мюридизму предстояли, однако, многие труды, чтобы утвердиться среди горцев. «Истинно верующих было мало: одни слабо

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

придерживались ислама, другие совсем забыли его, большинство народа совершенно безучастно относились к делу спасения своих душ».

В таких условиях не терпящая каких-либо мировоззренческих вариаций исламская доктрина вынуждена была прибегнуть к силе, для вразумления несогласных или упорствующих в «заблуждении». Список используемой литературы:

1. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф.249. Оп.3. Д.1833. Л.1-3.

2. Гранкин Ю.Ю.Наместничество и реализация стратегии экономического развития Северного Кавказа в 1844-1881 гг.Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2011.403 с.

3. Гриценко Н.П. Социально-экономическое развитие Притеречных районов в XVIII - первой половине XIX вв. Грозный, 1961. 178 с.

4. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. - 1917 г.). М.: Наука, 1988. 659 с.

5. Клычников Ю.Ю. Российская политика на Северном Кавказе (1827-1840 гг.) / Под ред. В.Б. Виноградова. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. 494 с.

6. Северный Кавказ с древних времен до начала ХХ столетия (историко-этнографические очерки) / Под ред. и с предисловием В.Б. Виноградова. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. 318 с.

© Е.А. Норченко, 2015

УДК - 942.084.0

Рудая Ольга Ивановна

канд. ист. наук, доцент ДГТУ, г. Ростов-на-Дону, РФ, E-mail: oiru2011@yandex.ru

ДЖОН СТРЭЧИ И ЕГО КНИГА «УГРОЗА ФАШИЗМА»

Аннотация

В статье анализируется работа известного английского публициста и общественно-политического деятеля Джона Стрэчи, посвященная проблеме фашизма. В ней характеризуются основные положения фашистской доктрины и перспективы ее развития для мирового сообщества в межвоенный период.

Ключевые слова

Фашизм, национализм, война, Новая партия, Британский союз фашистов, Освальд Мосли.

20-е - начало 30-х годов XX века стали временем появления и стремительного роста фашизма в Европе. На фоне массового психоза, охватившего миллионы людей, некоторые представители мировой общественности стали выражать обеспокоенность по данному поводу. В своих выступлениях, газетных сообщениях и статьях они стремились показать истинную сущность фашистского режима и его реальную угрозу для мира. Одним из первых, кто предпринял соответствующую попытку, являлся английский публицист и общественно-политический деятель Джон Стрэчи, который в 1933 году написал книгу под характерным названием «Угроза фашизма». Эта работа была опубликована в США, а в следующем году ее издали в Великобритании.

Осознание потенциальной угрозы со стороны фашистской доктрины и практики пришло к публицисту не сразу. Он пережил достаточно длинный и непростой период идеологических поисков и политических «блужданий», прежде чем стать противником праворадикальных тенденций в политике.

В 1929 году в возрасте 28 лет Стрэчи был избран членом парламента от лейбористской партии. Тогда же он познакомился с будущим лидером «Британского союза фашистов» (БСФ) Освальдом Мосли. Публицист был назначен его личным секретарем в парламенте и вышел из лейбористской партии, когда Мосли в 1931 году создал так называемую Новую партию (НП). Стрэчи стал ближайшим помощником лидера по экономическим вопросам и принимал активное участие в разработке различных проектов НП. Однако опыт сотрудничества с данной политической силой оказался непродолжительным. Как только «решение Мосли повернуть партию в сторону фашистского типа организации стало очевидным», Стрэчи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.