УДК 63.3
М. М. Магомедов
ЭВОЛЮЦИЯ СУФИЙСКИХ ОБЩИН НА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОМ КАВКАЗЕ В XIX В.
В статье дан анализ особенностей суфийской идеологии, которая облегчила восприятие идей газавата в период движения горцев под руководством Шамиля. Показано отношение суфиев к идее священной войны, доказывается, что вольные общества Дагестана охотнее воспринимали идеи газавата, чем общины, находящейся под ханской властью. Описывается пере-
ход последователей суфийских шейхов от духовных практик к вооруженной борьбе. Рассмотрены противоречия между суфийскими общинами, выступавшими против насильственных действий, и общинами, поддержавшими движение мюридизма.
Ключевые слова: мюридизм, суфизм, вольные общества, Шамиль, Кавказская война, тарикат, газават.
M. M. Magomedov
THE EVOLUTION OF SUFI COMMUNITIES IN THE NORTH-EAST CAUCASUS IN XIX CENTURY
The paper analyzes the characteristics of Sufi ideology, which facilitates the perception of ideas gazavat during movement of mountaineers led by Shamil. Shows the relationship of the Sufis to the idea of «holy war», it is proved that free societies are more willing to accept the idea of Dagestan gazavat than communities under Khan's power
Конец XVIII века является началом трансформации суфизма на Северном Кавказе из религиозного движения духовных деятелей в идеологию народного движения, что продолжалось до середины XIX века. Началом такого периода является то время, когда суфийские вольные общества стали самыми активными участниками тех событий, которые были названы движением мюридизма. Движение мюридизма началось параллельно с борьбой узденей против феодалов, которых активно поддерживало царское правительство, так как в некоторых «вольных обществах» Северного Кавказа, не имевших своих князей, правительство даже ставило лояльных ему феодалов в качестве правителей.
До появиления движения мюридизма как идеологии сопротивления горцев народы Северного Кавказа были достаточно разобщены, и соответственно нужна была
are. Describes the transition followers of Sufi sheikhs from spiritual practices to the armed struggle. Considered the contradiction between Sufi communities opposing violent acts and communities to support the movement Muridism.
Key words: Muridism, Sufism, free society, Shamil, the Caucasian war, tarekat jihad.
общая идея, вокруг которой могли бы объединиться не только различные общины, но и различные этносы, и этой идеологией стал мюридизм. Само понятие «мюридизм» было введено русскими офицерами, которые докладывали об этом движении в отчетах, описывая положение дел военных и внутри горского населения. Мюридами называли тех, кто включился в священную войну, которую назвали газаватом, понимая под этим джихад с оружием в руках. Газават был объявлен видными духовными лидерами, которые были шейхами суфиями.
История участия суфиев в газавате имеет давние корни. Первый газават с участием суфиев начался со времен крестовых походов, а первым суфием, объявившим джихад, был имам шазилийского тариката Абуль-Ха-сан Али Аш-Шазали. Он, будучи 90-летним старцем, собрал вокруг себя всех мюридов и учеников, также за ним последовали вид-
ИСТОРИЧЕСКИЕНАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
ные мусульманские ученые Египта. Таким образом им удалось отразить нападение крестоносцев седьмого крестового похода и взять в плен французского короля Людовика Девятого (1250-1253) [12]. Другой известный последователь суфизма Салах Ад-Дин Ал-Аюби (Аль-Малик ан-Насир Салах ад-Ду-нийа вад-Дин Абуль-Музаффар Юсуф ибн Айюб) также вел войну против крестоносцев. Салах Ад-Дин Ал-Аюби часто советовался с суфиями и всегда был окружен шейхами, он был первым, кто построил специальное молитвенное помещение для суфиев [7].
Предшественником движения мюридизма на Северном Кавказе стало движение чеченца Шейха Элиас Мансура, который поднял на восстание часть чеченцев, кабардинцев и дагестанских кумыков против своих феодалов, которых поддерживала царская власть1. Основной целью движения Шейха Мансура были реформы мусульманских общин, которые должны были жить по шариату, особенно неприязненно он относился к кровной мести, которая была основной причиной разобщенности племен на Северном Кавказе. Также Шейха Мансура, кроме простого населения, поддержала некоторая часть кабардинских князей. Против самого Мансура в первую очередь выступали представители официального духовенства, которые, видя его растущую популярность в обществе, были вынуждены поддержать его. Усиление феодализма приводило к частым восстаниям, и поэтому феодалы выступали против Шейха Мансура.
Сегодня считается спорным момент, откуда именно был «импортирован» мюридизм в Дагестан; большинство историков согласны с тем, что мюридизм появился за счет фанатизма северокавказских проповедников.
Мухаммаду Яраги после того, как он отказался подчиниться местным феодалам и продолжил выступать против царской России, пришлось переехать в с. Соргатль,
1 Так именно и рассматривает восстание Шейха Мансура большинство русских и западных писателей. См. напр.: что начал в Дагестане Элиас Мансур и через полвека продолжал Кази Мулла, с тем же энтузиазмом подхвачено Шамиль-беем (Spencer. Reis Langs d Kust Van Tsherkessi, Abchasiё en Mingrelie // Koch K. De caucasische lander en Агатюшё in reistafereelen. Groningen, 1856 г.)
Гунибский район, где он жил до конца жизни. Идеи Мухаммада Ярагского находили все больше сторонников по всему Северному Кавказу, и активнее всего его поддерживали «вольные общества» Чечни и Дагестана. Его мюридами становилось все больше мусульман, в числе которых были и будущие горские имамы, возглавившие сопротивление.
В суфизме большое значение имеет следование за наставником, беспрекословное выполнение заданий и уроков, данных шейхом или устазом. Эта особенность суфизма укрепила движение мюридизма и усилила её влияние на общество - так духовный лидер становился абсолютным авторитетом для суфийской общины, и феодалы были вынуждены считаться с мнением того или иного устаза, что не устраивало правящую верхушку. Это привело к противоречиям внутри исламского общества, в котором не все были последователями суфизма. С одной стороны, люди считались с авторитетным мнением духовных лидеров, а с другой стороны, экономически и политически зависели от правящей верхушки. Этим и объясняется популярность мюридизма среди «вольных обществ» Северного Кавказа.
Основными имамами в суфийском обществе были Гази-Магомед, Гамзат-Бек и Имам Шамиль, также вторым Шамилем называли наиба Магомед-Амина, который после пленения Шамиля недолго возглавлял сопротивление на западном Кавказе. Понятие «имам» по сей день используется среди мусульман Северного Кавказа. «Имам» имеет арабское происхождение - «амма» -и означает «идущий впереди» или «руководящий», а с утверждением ислама «имам» означает «стоящий впереди молитвы» или «духовный руководитель».
Шейх Гази-Магомед был одним из тех людей, который начал бороться с горскими феодалами, и важную роль играло то, что Гази-Магомед, как и Имам Шамиль, был шейхом накшбандийского тариката. До того как Гази-Магомед стал имамом сопротивления, у него и Шамиля уже были мюриды-последователи. Так, в своих походах Гази-Маго-
мед добился успеха благодаря общей идее борьбы за веру, и эта идея сумела объединить многочисленные народы Северного Кавказа. Последователи суфийских общин [4, с. 194; 5, с. 28-29] охотно присоединялись к его походам против феодалов в горах и на равнинах. Феодалы уже долгое время поддерживались царской Россией, и именно поэтому борьбу против феодалов горское общество считало идеологически оправданной.
После смерти Гази-Магомеда особую роль стал играть Гамзат-Бек. Старейшины «вольных обществ» поддержали имама, который мог бы устраивать самих феодалов и ханов, поэтому они выбрали Гамзат-Бека из уважаемых беков ханского аварского рода, но им не были довольным простые люди, в частности Имам Шамиль [8, с. 223]. Гам-зат-Бек не сумел полностью решить проблему разобщенности даже между феодалами, в отличие от Шамиля, который однозначно был против ханов и боролся с ними до самого пленения. В отличие от двух других имамов, Шамиль не хотел возглавлять имамат, и сначала был вынужден считаться с мнением кругов старейшин. Дальнейшая судьба Шамиля оказалась связана с противостоянием не только с царскими властями, но и с попытками Турции и западных держав сделать имама марионеткой. С Шамиля началось успешное объединение общин не только внутри аварцев, но и всей Чечни, и Дагестана. Он стремился распространить свое учение и среди «правоверных братьев» из черкесских племен [9, с. 418-419].
Переломным моментом для суфизма в XIX веке стало то, что теперь мюридом мог стать любой желающий следовать по пути суфизма. Вплоть до сегодняшнего дня количество мюридов может составлять неограниченное количество учеников.
Суфийские общины, которые массово присоединялись к Имаму Шамилю, не были полностью вовлечены в движение мюридизма. На территории Северного Кавказа массово его поддерживала горная часть «вольных обществ» аварцев и чеченцев, но также активно Шамиля поддерживали отдельные последователи суфизма, среди которых были
даргинцы, табасаранцы, кумыки, лакцы, лезгины, ингуши, черкесы и т. д. Регулярное войско Имама Шамиля - приближенные мюриды - находилось на постоянном военном положении, сопровождая Шамиля либо отправляясь в военный поход. Основные части войска были на временном служении, как бы на резервном положении. Так, когда нужно было оборонять или атаковать какую-либо местность, то созывался общий сбор. Сбором войска занимались приближенные мюриды Шамиля, его ставленники Наибы, которые отчитывались лично Шамилю, за время войны количество наибов выросло до 300 человек. Наиб контролировал порядок в определенном участке имамата, военную силу, при необходимости организовывал оборону поселения. Кроме этого, наибы отвечали за политическую и экономическую деятельность общины: судопроизводство, выполнение общиной норм шариата, выплата закята1, расходование вакуфа2, нужды войска и т. д.
Создание Имамата Шамиля на территории Чечни и Дагестана для суфийских общин стало одним из самых значимых для суфийской идеологии. В период имамата основной причиной распространения суфизма как массовой идеологии стало движение мюридизма. Идеология мюридизма полностью отражала суфийскую систему социальных отношений между наставником и его последователями. Фактически разница между суфизмом до кавказской войны и мюридизмом во время кавказской войны заключалась в масштабе его последователей, поэтому и можно назвать XIX век особым для суфийских общин на Северном Кавказе.
Мюридизм, кроме организации сопротивления, позволил пропагандировать и привносить идеологию суфизма в массы. Вхождение в имамат многочисленных обществ Северного Кавказа происходило постепенно, границы имамата постоянно менялись. Имамат увеличивался за счет установления на
1 Закят - в исламском праве обязательная ежегодная выплата части средств (одна сороковая часть) в пользу нуждающихся, совершаемая с намерением заслужить довольство Аллаха [3].
2 Вакуф (по-арабски вакф, множ. вукуф; дословно - установление надзора) - термин мусульманского права, означающий имущество неотчуждаемое, изъятое из гражданского оборота, не могущее быть предметом частной собственности [2].
ИСТОРИЧЕСКИЕНАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
новых территориях законов шариата и назначения наиба и уменьшался за счет отделения аулов от имамата из-за внутренних разногласий или действий царских войск.
Вхождение селений в имамат происходило по-разному, добровольное присоединение было в случае, когда вся община или большая часть соглашалась войти в имамат. Было также не добровольное присоединение, когда стратегически важное поселение отказывалось присоединиться к имамату, лишь отдельные группы людей поддерживали Шамиля, так как не все были согласны с его политикой [6, с. 78]. Опасались горцы также реальной опасности со стороны царских войск, поскольку войти в имамат - означало быть против России. Были отдельные случаи, когда села просили имама не присоединять их общество в имамат (не назначать наиба и не брать воинов), но полностью соглашались с принятием шариата. Установление шариатских законов фактически означало включение в имамат, в исламской общине обязательно на место управления назначался наиб, который советовался с авторитетными старейшинами или духовными лидерами общины и, согласно шариату, управлял обществом в целом.
Государство имамат некоторые исследователи называют национально-освободительным образованием [1, с. 85], но нужно уточнить, что это только потому, что движение началось на основе борьбы за права определенных народов Чечни, Ингушетии и Дагестана. Фактически в имамате находилось огромное количество этносов.
По легенде Имама Шамиля, аварца по национальности, однажды спросили: «Почему ты берешь в ближайшее окружение только аварцев?». Имам Шамиль ответил: «Своя рубашка ближе к телу»; на что был дан ответ: «Вот тут ты и проиграл большой джихад (борьба самим собой)». По легенде после этого случая в скором времени у Шамиля появились приближенные мюриды сначала дагестанских народов, а потом чеченцев и ингушей [10]. Фактически многонациональный состав воинов Имама Шамиля позволили вести 30-летнее сопротивление царским войскам на Кавказе.
Важную роль в имамате всегда играли видные духовные лидеры, руководители движения, уважаемые старейшины, представители совета, поэтому до 40-х годов Имам Шамиль часть собирал съезды таких лидеров для того, чтобы вынести какое-либо важное решение. Бывало, что Шамиль собирал совет каждый день, кроме пятниц, так как пятница - это день для совместной молитвы, а в сложных ситуациях совет собирался несколько раз в день. Постоянными советниками Шамиля были Мухаммад-Афанди Казикумыкский, Раджабиль-Ма-гома Чиркеевский, Яхья-Хаджио, Джа-мал-лудин, Хаджи-Дебир Каранайский, Ит-лик-Муртазали. Собирались в основном для обсуждения дел в имамате, даже были регламентированы дни для обсуждения проблем территорий, например: в понедельник и вторник обсуждались вопросы ближайших районов, таких, как Анди, Ичкерия, Чечня и другие, а в четверг - отдаленных местностей Дагестана. После обсуждения выносили совместные решения и даже назначали ответственного за выполнение решения.
После 40-х годов роль имама становится более значительным, и все чаще Шамиль решения принимает сам. «Но и здесь нельзя говорить о сосредоточении всей власти в руках имама». Имаму приходилось в делах управления следовать указаниям Совета -диван-ханы. Это была своеобразная монархия. Однако полностью и целиком Имамат не стал монархией [11, с. 47-48]. В идеале Шамиль стремился к изгнанию всех беков и ханов, созданию почвы для единого централизованного государства, которое основано на всеобщем законе шариата, подкрепленном суфийской идеологией миролюбия и стремления к этому миру, а также борьбой за свободу. Мюриды должны были создать общество, в котором будет равенство между государством и обществом.
На деле все было не так просто в имамате; разложение имамата началось именно сверху, среди наибов, которые были из разных социальных слоев, для контроля и регламентации их деятельности были написаны лично Шамилем «низамы», свод
законов в имамате, в которых были прописана и деятельность наибов. Низамы были попыткой приспособить шариат к адатам. В имамате начались разногласия, в том числе и с Шамилем, после чего он предпринимает действия против таких наибов, как Хаджи-мурат, Даниял-Бек Элисуйский, Кебед-Мухаммад и других. Примечательно то, что против Шамиля шли в основном члены горской знати, скорее всего, помня, что имам всегда выступал против феодалов. Не помогло даже то, что были введены мухта-себы, которые подчинялись лично имаму и должны были контролировать деятельность наиба и его окружения, в основном на одно наибство должен был быть минимум один мухтасеб.
Все эти изменения и реформы в имамате не смогли полностью разрешить социальные проблемы в обществе, а также улучшить экономическую жизнь горских народов. Продолжали ухудшаться взаимоотношения внутри властьимущими и простыми горскими общинами. Можно сказать, что, заменив ханских феодалов, начали появляться узденские феодалы, чего совсем не ожидал и сам Шамиль.
Таким образом, суфизм, существовавший в Дагестане с XIII века, широкое распространение на восточном Кавказе получил именно в период Кавказской войны, однако с падением имамата не произошел отказ от суфизма в исламских общинах региона.
Литература
Асхабалиев Р. Х. Государство Имамат и роль ислама в его становлении и развитии: дис.... канд. ист. наук. Махачкала, 2002.176 с.
Вакуф // Энциклопедия Брокгауза и Ефрона [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/brokgauz/5242. 2015 г. (Дата обращения: 14.03.2015).
Закят // Ислам. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic. ru/dic.nsf/islam/272/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D1%8F%D1%82. 2015г. (Дата обращения: 15.03.2015).
Из журнала военных происшествии на Кавказской линии и в Черномории // Шамиль - ставленник султанской Турции и английских колонизаторов. Сборник документальных материалов. Тбилиси: Госиздат Грузинской ССР, 1953.
Отношение Розена Г. В. военному министру Чернышеву А. И. // Шамиль - ставленник султанской Турции и английских колонизаторов. Сборник документальных материалов. Тбилиси: Госиздат Грузинской ССР, 1953.
Отношение барона Розена генерал-адъютанту Адлербергу о насильственном распространении власти Шамиля на дагестанские общества. 1836, июля 2 // Шамиль - ставленник султанской Турции и английских колонизаторов: сборник документальных материалов. Тбилиси: Госиздат Грузинской ССР, 1953.
ТВ-Чиркей // Джифри, тасаввуф. Видео материал [Электронный ресурс]. URL: http://www. tvchirkey.ru/telecast_view.php?id=722. (Дата обращения: 15.03.2015).
Покровский Н. И. Кавказские войны и Имамат Шамиля. М.: Российская политическая энциклопедия, 2000.
9. Письмо Шамиля черкесским племенам с призывом к борьбе с «неверными». 1845 сентябрь //
Акты Кавказской археографической комиссии. Тифлис: Тип. Главного Управления Наместника Кавказского, 1885. Т. X.
10. Полевой материал автора. Дербент, 2009 г. Информатор Бегахмедов М.
11. Покровский Н. И. Мюридизм у власти // Историк-марксист. 1932. № 12.
12. ISLAM.RU Исламский информационный портал // И. Ибрагимов, Салахуддин аль-Аюби - легенда мировой истории. Уроки и выводы из освобождения, захваченного крестоносцами города Иерусалим, мусульманами [Электронный ресурс]. URL: http://www.islam.ru/content/kolonka_ avtora/28. 2015г. (Дата обращения: 14.03.2015).
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.