О. И. Зотова
Российская академия художеств Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Красноярск, Российская Федерация
АЛТАЙСКИЙ ХУДОЖНИК ЕВГЕНИЙ КУЗНЕЦОВ: ФИЛОСОФИЯ ПЕЙЗАЖА
В третьей статье из цикла, посвященного пейзажной живописи Евгения Кузнецова, исследуется метафизический аспект его творчества. Художник, работающий в реалистическом ключе и наследующий традиции русской пейзажной живописи, Кузнецов дает основания размышлять о пейзаже как о воплощении философской идеи красоты и гармонии мира, связи между человеком и природой, следования законам природы, которое еще в Античности считалось залогом благополучия.
Ключевые слова: Е. Н. Кузнецов; алтайский пейзаж; человек и природа.
Предварительно скажем о контексте, в котором формировалось творчество Е. Н. Кузнецова. Исследуя алтайскую пейзажную живопись, Л. И. Нехвядович считает, что в 1960-е гг. в искусстве Алтая происходят качественные изменения, обусловленные сложением традиций региональных школ [3].
Интенсивное развитие региона во второй половине XX в., приезд художников, получивших профессиональное образование в столичных вузах, организация Новоалтайского художественного училища вызвали качественный рост художественной жизни региона. В этот период в отечественном искусстве доминирует пейзажная тема как тема освоения территорий: Сибирь и Дальний Восток занимают в этой ситуации особое место. Покоряя новые земли и подчиняя себе природу, человек остается под влиянием ее мощи, осознает ее масштаб и величие. Именно в Сибири складывается особое понимание пейзажа, которое отсылает к мифологической модели отношений человека и природы, где последняя является тем универсумом, в котором существует человек.
Л. И. Нехвядович пишет о формировании нескольких направлений пейзажной живописи на Алтае во второй половине XX в., в том числе городского и индустриального пейзажа. Она отмечает, что параллельно ними на выставках 172
1960-1970-х гг. широко представлены лирические и эпические пейзажи «чистой природы». В этих произведениях она становится главной темой алтайской живописи, которая оказывается органически связанной с традицией русской тональной живописи [3].
Художники внимательны к световым и цветовым свойствам природы, много работают на пленэре. В русле этих тенденций развивается творчество Евгения Кузнецова, закончившего Новоалтайское художественное училище по классу И. С. Хайрулинова. Последний внес большой вклад в художественное образование на Алтае и создал систему педагогических принципов, один из которых - формирование индивидуального художественного мышления.
Таким мышлением обладает Е. Н. Кузнецов: в его пейзажах лирика и эпика соединены по нескольким параметрам. Создавая произведения, он обращается к большому формату, в котором эпический характер природы выражен наиболее адекватно. Эпичность подчеркивается композиционными решениями: ракурс с высокой и низкой точек обзора («Ночь», «Облако»), открытая композиция, в которой мыслится выход за рамки пространства холста, масштаб природных объектов.
Цветовые решения основаны на применении контрастов и сложных цветосочетаний, отобра-
Е. Н. Кузнецов. В тишине вечера. 2018-2021. Холст, масло. 100x160
Частная коллекция
Е. Н. Кузнецов. Песнь утра. Актру. 2014. Холст, масло. 100x160
Частная коллекция
Е. Н. Кузнецов. Обь. Серебро ночи. 2019-2021. Холст, масло. 90x140
Частная коллекция
жающих энергию и живую мощь природы, которая питала творчество многих художников. В их числе Николай Рерих, воспринимавший Алтай как «средоточие культурно-энергетических потоков, место зарождения современных азиатских и европейских наций» [1, с. 63]. В этой связи уместно рассматривать не только визуальный ряд, но и эмоцию творца, звучащую в его полотнах: пейзажи отражают философские размышление художника о природе, о взаимосвязи божественного начала и творческой сущности человека, первозданное™ природы и права на ее преобразование. В этой связи уместно привести одно из рассуждений Е. Рерих: «В Космосе все построено по единому плану, отсюда то великое соответствие, которое наблюдается между организмами разных царств Природы. Потому, когда говорится о сердечной энергии Природы, нужно искать в каждом организме Природы ту магнетическую живительную субстанцию, которая отвечает отложениям энергии сердца» [4].
Вселенский масштаб связи человека и природы неоднократно становился темой исследования в современной социальной философии: в широком смысле это все сущее, что окружает человека, и по характеру взаимоотношения с окружением можно судить о цивилизационном уровне общества. Применительно к художественному опыту следует говорить о том, что живописец становится медиумом благодаря своей внутренней интуиции, чутко настроенному внутреннему зрению, вследствие чего внешняя натурная картина переплавляется в творческом тигле в художественный образ, обладающий огромной, подчас целительной силой. Речь в данной ситуации не идет о специальной арт-терапии, но об искусстве, способном вызвать эстетическое наслаждение и тем самым вывести человека на особый уровень восприятия природы, духовного общения с ней. Не каждому художнику дан этот дар. Евгений Кузнецов обладает им. Он ищет в организме природы особые свойства цвета (в статье «Символика цвета в пейзажной живописи Евгения Кузнецова. Фиолетовый» говорится о фиолетовом, сочетающемся с синим, оттенками голубого, бежевым, серым, белым и дающим богатую гамму цвета, позволяющего отразить природу [2]), особый эмоциональный подъем и духовное состояние, которое было свойственно художникам-символистам, в частности Л. Розанову, в чьих произведениях природа символизировала божественное начало и являла «отражение великих истин и мистических смыслов» [5]. Зрительская реакция на пейзажи Кузнецова часто подобна откровению, вызванному
восхищением увиденным, зритель будто оказывается в потоке света и тепла матери-природы.
Горные вершины, реки, массивы сосен, облака, небо с тончайшими градациями цвета атмосферы, которые пишет Е. Н. Кузнецов, несут отпечаток духовного света природы, неразрывно связанной с человеком и обеспечивающей систему гуманистически и нравственных координат, актуальную для современности.
Литература
1. Бакулина, Н. А. Образ Алтая в изобразительном искусстве России (XIX - первая треть XX в.) // Культурное наследие России. - 2022. - № 3 (38). - С. 58-65.
2. Зотова, О. И. Символика цвета в пейзажной живописи Евгения Кузнецова. Фиолетовый // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - 2023. - № 1 (14).- С. 174-176.
3. Нехвядович, Л. И. Творческий метод и стиль пейзажной живописи Алтая 1960-1970-х гг. // Известия Алтайского государственного университета. - 2006. -№4.-С. 15-19.
4. Рерих, Е. И. Жизнедательная энергия природы. Письма // Восход. - 2014. - № 6 (242). - URL: https:// rossasia.sibro.ru/voshod/article/46369?ysclid=ln42ldb jb545744264 (дата обращения 29.09.2023).
5. Розанов: Природа и история. - URL: https://tigris-shop.ru/rozanov-priroda-i-istoriyac (дата обращения 29.09.2023).
Е. Н. Кузнецов. Ночь. 2020-2021. Холст, масло. 90x130
Частная коллекция
Е. Н. Кузнецов. Курай.
Алтай горный. 2022. Холст, масло. 80x120
Частная коллекция
Е. Н. Кузнецов. Облако. 2022. Холст, масло. 70x100
Частная коллекция