Научная статья на тему 'АЛТАЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ О СУРКЕ, МЕДВЕДЕ И БАРСУКЕ'

АЛТАЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ О СУРКЕ, МЕДВЕДЕ И БАРСУКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
138
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДАНИЯ / МИФЫ / СУРОК / МЕДВЕДЬ / БАРСУК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Муйтуева Ирина Николаевна

В статье приводятся версии фольклорных текстов о животных собранные автором

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АЛТАЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ О СУРКЕ, МЕДВЕДЕ И БАРСУКЕ»

«зафиксировать» мысль на одном предмете, определяет стилистические особенности романа как образца постмодернистской метапрозы.

Литература

1. Липовецкий М. Закон крутизны // Вопросы литературы. - М.,1991. - №12. - С.3-37; Курицын В. Постмодернизм - новая первобытная культура // Новый мир. - М., 1992. - №2. - С.225-232

2. Липовецкий М. Патогенез и лечение глухонемоты. Поэты и постмодернизм // Новый мир. - М., 1992. -№7. - С.213-224.

3. Липовецкий, М.Н. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики): монография / М.Н. Липовецкий / М-во общ. и проф. образования РФ, Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1997. — 320 с.

АЛТАЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ О СУРКЕ, МЕДВЕДЕ И БАРСУКЕ

Муйтуева Ирина Николаевна

кандидат пед. наук, научный сотрудник, Бюджетного научного учреждения Республики Алтай, «Научно-

исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова», г. Горно-Алтайск

Muytueva Irina Nikolaevna, Candidate of edagogic Sciences, Institute of Altaic them. S.S.Surazakova, Gorno-Altaisk АННОТАЦИЯ

В статье приводятся версии фольклорных текстов о животных собранные автором.

Ключевые слова: предания, мифы, сурок, медведь, барсук.

ABSTRACT

The article presents the version of folklore texts of the animals collected by the author. Keywords: legends, myths, marmot, bear, badger.

Издревле алтайцы вели кочевой образ жизни. Они занимались скотоводством и охотой, занимаясь этими видами деятельности, алтайцы содержали свою семью, свой род. Так, являясь одним из основных занятий, источником существования, охота способствовало раннему познанию алтайцами особенностей животных. На охоте существовали определенные правила и запреты, которых алтайцы не в коем случае не должны нарушать. Алтаец никогда не отправлялся на охоту весной и летом. Весна является временем приплода, время появления потомства всех зверей. Лето является временем вскармливания, взращивания потомства. Для охотников существовали табу-запреты. Стрелять в зверей белого цвета, красивых с большими рогами означало стрелять в «хозяина тайги», последствием которого может быть несчастье или смерть для охотника или кого-то из его семьи. Близость к природе к животному миру вызывал у охотника различные вопросы. Почему птицы, звери ведут себя так в тех или иных ситуациях. Почему они отличаются друг от друга и т.д. Чтобы ответить на эти вопросы, человек фантазировал, благодаря этому появились многие сказки, легенды, мифы и предания о происхождении зверей и птиц. В них главные герои - это животные, они наделяются способностью мыслить и говорить. Предание - жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Вымысел в преданиях служит объяснению реальных фактов или их правдоподобию. Строгой научной классификации преданий не существует. Нам удалось записать несколько преданий о диких животных.

Сурок

На земном шаре, где обитают сурки, среди населения ходит много легенд и преданий об этих животных. Их любят за мирный характер, трудолюбие, коллективный образ жизни.

В алтайских преданиях, легендах о сурке, говорится, что сурок раньше был человеком, метким стрелком. От чего у сурка пальцы похожи на человеческие, но нет большого пальца? Во всех вариантах говорится о том, что у сурка нет большого (эргек сабар) пальца. В преданиях объясняется как он лишился большого пальца, из-за того, что не попал в птицу, он отрубил сам себе палец. Если в записях у Патанина Г. палец сурку отрубил Кан Ге-редей (птица), в одной нашей записи это сделал Кудай (бог), во всех других вариантах преданий палец отрубил он сам, из-за того, что не точно выстрелил в коршуна (те-леген) или просто в птицу. В настоящее время птицы Кан-Кереде на Алтае нет, они исчезли, но в устном народном творчестве алтайцев они встречаются часто. Это очень большие птицы. В других вариантах преданий говорится о коршуне и просто птице, вероятно из-за того, что в настоящее время нет Кан-Кереде его заменили на птицу теле-ген (коршун).

В памятниках фольклора народов Сибири и Дальнего Востока в 30 томе «Несказочная проза алтайцев» есть текст под номером 44 «Тарбаган». В данном тексте говорится, что сурок прежде был человеком, прославившимся охотником, работящим, трудолюбивым человеком. Сюжет такой же, как и во многих других версиях о сурке один палец от стыда сам себе торопливо отрезал и прыгнул под землю [9, с. 154]. У Шинжина И.Б. [2, с. 354] в предании «Тарбаган», охотник по имени Тарбаган поспорил [кто стреляет без промаха] с юношей по имени Телеген. Когда Телеген высоко взлетит, Тарбаган должен стрелять из ружья. Но, Тарбаган промахнулся пуля прошла, задев хвост. В данном тексте Тарбаган стрелял из ружья, а парящей в небе птицей был юноша по имени Телеген. В конце также, как и во всех других вариантах Тарбаган, отрубив себе большой палец, уходит под землю [2, с. 354]. В книге Мифы и легенды [11, с. 25.] под номером 16 есть легенда «Тарбаган». Как и в других вариантах говорится о том, что

сурок раньше был человеком. Но в данном тексте сурок стрелял в коршуна, когда тот пролетел через отверстие в юрте дымоход (тунук), но промахнулся, стрела прошла, разорвав хвост. В тексте также говорится, что сурка невозможно застрелить, его только через петлю ловят, так как он умен как человек. И нору свою строит основательно, замазывая снаружи глиной и, делая водостоки. У Яда-новой К.В. [13, с. 170] есть два варианта предания о сурке первая «Сурок был человеком», и вторая «Стрелок Тар-баан». Сюжет во всех преданиях одинаков, выстрел стрелка в птицу. Во втором варианте предания говорится, что у сурка и ключица и лопатка как у человека. В наших записях нет упоминаний о ключице тарбагана. В других фольклорных материалах записи о ключице мы тоже не встретили.

Таким образом, во всех вариантах преданий «О сурке» человек, который был очень метким стрелком, не попав в летящую птицу, от стыда превратился в тарбагана отрубил себе палец, и ушел под землю. В одной версии сурок был богатырем, у которого стрела никогда на землю не падала. Для алтайцев сурок является культовым животным. Те охотники, которым удалось видеть нору сурка, говорят, что он его строит основательно несколько комнат, лепит нору из глины, чтобы дождевая вода не попадала во внутрь норы, рядом с домом делает дренаж для воды.

Нам удалось записать несколько версий текстов о сурке. В одной записи говорится, что тарбаган был человеком-охотником. Днем сурок обычно не выходит не показывается людям, старается выходить ночью, всегда свистит: (уйаттузын, уйаттузын!) стыдно, стыдно! В другом тексте говорится, что у сурка лопатка похожа на человеческую лопатку. В следующей версии говорится, что под мышками у сурка есть белое мясо, которое нельзя есть, оно похоже на человечье.

№ 1. Раньше сурок был человеком

Слышала, что раньше сурок был человеком. Он был человеком, который в стрельбе никогда не давал промаха. Однажды выстрелил в летящего на высоте коршуна. Когда выстрелил, стрела попала в хвост и, разорвав хвост на две половинки, прошла. Коршун улетел. Увидев такое, человек впал в глубокое отчаяние разгневался, отрубил себе большой палец. Не выдержав позора, превратился в сурка и ушел под землю, говорят. Теперь посмотрите на пальцы сурка, у него нет большого пальца. Его люди просто так не убивают, почитают его. [Сурка] считают братом человека [Рассказала Чолтокова В. 1937 г.р., из рода очы село Кайсын Усть-Канского района, запись 14.08.2014 г].

№ 2. Сурок

На Алтае раньше жил человек по имени Тарбаан. [Он] был человеком-охотником, который очень много охотился, очень метким был.

Однажды [он стал состязаться в стрельбе], сказал, что он сможет попасть в летящего коршуна. Но когда выстрелил, пуля задела хвост коршуна, разорвав хвост на две половинки. Коршун, конечно же, дальше улетел. Тарбаан разгневался, отрубил себе большой палец. Не выдержав позора, превратился в животного- и сурка ушел под землю. Теперь, правда, у сурка нет большого пальца [Рассказала Муйтуева Г.А., 1953 г.р., из рода кыпчак, село Кайсын Усть-Канского района, запись 20.08.2014 г].

№ 3.Сурок был человеком

Сурок - это ведь животное, которое произошло от человека. Один меткий богатырь был, [когда он] стрелял,

никогда не делал промаха. [Однажды он] выстрелил в птицу [летящую] на высоте, но промахнулся. Та птица полетела еще выше. Когда птица полетела еще выше, богатырь, застесняясь рядом стоящих людей, не найдя, что делать, отрубил себе большой палец и спустился, и спустился под землю, [став] сурком. Теперь, посмотрите, правда, у сурка нет большого пальца, кости его лопаток тоже похожи на кости человеческих лопаток [Рассказала Ялаева К., 1942 г.р., село Теньга Онгудайского района, запись 08.08.2014 г., Муйтуевой И.Н].

№ 4. Сурок

На голубом Алтае жил [очень большой] охотник по имени Тарбаган. [Когда он] всех зверей и птиц начал уничтожать, Кудай чтобы [он] не смог охотиться, отрубил ему один палец и проклял его: «пусть живет под землей, пусть не показывается днем, пусть ест то что попадется». Так охотник ушел под землю и стал сурком.

Поэтому [когда] люди убивают сурка, то они не едят белое мясо, которое имеется [у сурка] под мышками, говорят, что это человеческое мясо [Рассказала Тужулкина Д. А., 1948 г. р., из рода кыпчак, село Теньга Онгудайского района, запись 09.08.2014 г].

Медведь

Если других зверей можно определить однозначно, труслив, как заяц, зол, как волк, хитер, как лиса, то о медведе так просто сказать не получится. Это животное добродушное, богатырской силы, неуклюж. Это все - о медведе. Медведь могучий зверь. Свирепым становится лишь в случае, когда на него нападут или раздразнят. Медведь - один из главных героев животного эпоса, сказок, песен, загадок, мифов, легенд, поверий, заговоров и др. Сибиряки традиционно использовали обереги из костей медвежьих лап и когтей, которым приписывались способности отгонять злых духов, придавать силу и отвагу, приносить удачу. У алтайцев есть обычай вешать на люльку младенца коготь медведя, считали, что он отгоняет злых духов.

У алтайцев медведя почитают и называют другими именами - «Мажалай» (медведь-самец в бурятском Ман-жалай букв. «рыжый козел») «Кайракан» (обозначает конкретный почитаемый объект, например, небо кайрокон унчукты «божество небо заговорило»), «Абагай» (старшие брат или сестра), «Ёрёкён» (мужик), «Мокус» (сильный, ловкий) [14, с. 94].

В алтайских сказах мифах о животных медведь предстает перед нами в образе сильного, щедрого, хозяйственного и чересчур доверчивого зверя, хозяина тайги. В них мы обнаруживаем многие черты присущие человеку («Страшный гость», «Медведь и хитрая лиса», «Пять братьев», «О медведе», «Медведь и птица» «О ласке - Токто-нок», «Медведь и кедровка», «Медведь и заяц» и т.д.). Он верит в зверей, но те его подлым образом обманывают. Так кедровка, войдя в доверие медведю утащила все шишки, лиса его столкнула со скалы и т.д.

В книге «Алтайская вера» [1, с. 132] подробно говорится об обычаях и ритуалах охотников, которые охотятся на медведей. Охотники, когда убивали медведя на ушко ему всегда шептали: не говорите, что мы вас убили, говорите, что упали с дерева, боясь наказания на том свете. За убийство медведя («Человека подземного мира»,) в том мире, охотника будет наказывать сам Эрлик-Бий [1, с.136]. Одним из любимых животных Эрлик-Бия является айу. [15, с. 135]. Нет точного ответа на вопрос кто же все-таки

сотворил медведя? У Муйтуевой В.А. говорится, что это Эрлик-Бий, а в нашей записи Ялаева К. говорит (запись сделан 08.08.2014 г. от Ялаевой К., 1942 г.р., в селе Теньга Онгудайского района), что его сотворил Кудай.

В несказочной прозе алтайцев есть текст «Медведь», где написано, что медведь раньше был человеком. Поссорившись с братом, одев наизнанку шубу, стал медведем. Но, когда на пасеке весь мед съел, люди его наказали за это: «Шесть месяцев пищу не ешь» [9, с. 159]. С тех пор медведь не ест шесть месяцев зимой. В тексте «Когда медведь жену [одного] человека унес», рассказывается как медведь унес жену человека, и как эта женщина тоже обросла шерстью и стала есть сырое мясо. Но когда люди нашли ее и забрали, она пела «Медведь, медведь, медведь, хоть и медведь, муж мой, берлога, берлога, берлога, хоть и берлога, дом мой,...» [9, с. 159].

Нам удалось записать несколько мифов о медведе. В записанных нами текстах, медведя считают умным, сильным животным. В тексте №1 «Айу» (от Чолтоко-вой В. 1937 г.р., из рода очы село Кайсын Усть-Канского района, запись 14.08.2014 г.), медведя сотворил Эрлик-Бий, а палец отрезал ему Кудай, за то, что он начал все вокруг ломать. Отрезанный палец Кудай отдал человеку, поэтому люди его называют братом. А в тексте № 2 «Айу ака-быс» (от Ялаевой К., 1942 г.р., село Теньга Онгудайского района, запись 08.08.2014 г.) говорится, что медведя сотворил Кудай. Сюжет в обеих текстах одинаков, исключая некоторые детали. Так же, Кудай отрезав большой палец, отдает человеку. Таким образом, Кудай уменьшил ум и силу медведя, которые находились в большом пальце. Поэтому, человек взявший палец медведя, называет его братом и старается не убивать его. Если, все-таки, приходится убить медведя, то стараются разубедить медведя, нашептывая ему на ушко что он сам умер нечаянно. Так как, человек боится наказания и не хочет отвечать за свой поступок, на том свете. В тексте, записанном от Елтоковой Е (1962 г.р., из рода ара, село Кайсын Усть-Канского района, запись 12.08.2014 г.), говорится, что медведь был человеком. Поссорившись с домочадцами ушел в лес, заблудился, так и остался в лесу, весь оброс шерстью и стал медведем.

№ 1. Медведь

Говорят, что животное - медведь сотворил сам Эр-лик-Бий. То ли правда, то ли неправда не знаю. [Медведь - это] очень сильное, умное животное, [он] хозяин тайги. Когда [Медведь], что имеется [на земле] начал ломать, то Кудай отрезав большой палец, отдал человеку, говорят.

После того, как ему отрезали палец, у [Медведя] силы и ума стало меньше. Получившие тот [медвежий] палец, люди медведя стали называть братом. Наверно, у почтенного [Медведя] сила и ум были в этом его пальце [Рассказала Чолтокова В., 1937 г.р., из рода очы село Кайсын Усть-Канского района, запись 14.08.2014 г].

№ 2. Брат медведь

Все живое ведь Кудай создал. Ну, наш брат-Медведь был самым умным и сильным из всех животных. Не зная, куда девать свою силу, [Медведь] боролся со всем, что есть [и со всеми, кто есть]. Кудай не мог [спокойно] смотреть на такое, [Медведю] уменьшил его ум и силу. Сила и ум [Медведя], оказывается, были в его большом пальце. Кудай, отрезав большой палец [Медведя], оказывается, его отдал человеку. Человек ведь взял большой палец нашего брата-Медведя. Поэтому, алтаец-человек

старается не убивать нашего брата-Медведя, но когда-либо случается такая беда, то он на ушко медведю шепотом говорит, [оказывается]: «Если попадете на тот свет, то там скажите, что вы сами упали и умерли» [Рассказала Ялаева К., 1942 г.р., село Теньга Онгудайского района, запись 08.08.2014 г].

№ 3. Медведь

Говорят, что прежде медведь был человеком. Он, поссорившись с домочадцами, ушел в лес, в лес-гору. Долго ходил, ходил, потом, [медведь], потеряв дорогу домой, заблудился. Потом, так ходил и весь оброс шерстью, говорят. Вот так [человек] стал медведем, говорят, то ли правда, то ли нет, кто это знает [Рассказала Елтокова Екатерина Петровна, 1962 г.р., из рода ара, село Кайсын Усть-Канского района, запись 12.08.2014 г].

Барсук

Мы записали два текста о барсуке. В обеих текстах говорится о лекарственном действии барсучьего жира и мяса. В тексте под № 1 «Барсучий жир», Елтокова Екатерина (из села Кайсын Усть-Канского района, 1962 г.р., из рода ара, запись 12.08.2014 г.) рассказала нам, как один мужик понял о лекарственном свойстве барсучьего жира. Когда сильно болел ребенок у одного мужика, никто не смог помочь. Ребенок умер. Осталось у мужчины кровь ребенка, которая обнаружилась в артерии, это кровь стала каменной. Он носил кровь своего ребенка как талисман на шее. Но, однажды, на охоте застрелил барсука, и когда разделывал, талисман задевая теплое сало барсука растаял. Он удивился. Ведь никто не смог помочь его ребенку, ни шаманы, ни доктора, а барсучий жир без труда растопил застывшую кровь. Об этом он [мужчина] рассказал всему народу. С тех пор, люди начали употреблять барсучье сало и мясо как лекарство. Во втором тексте, записанном от Ялаевой Клавдии из села Теньга Онгудайского района (1942 г.р., из рода телес, запись 08.08.2014 г. Муйтуевой И.) «Барсучье мясо, жир лекарство», тоже, говорится о лекарственном действии барсучьего жира. В данном тексте говорится, что можно с помощью барсучьего жира лечить легкие, кашель, сердце. Также, она вспоминает, что им в детстве всегда при кашле давали барсучий жир. В доказательство Ялаева К. говорит: если на «свежее только разделанное сало попробуете положить струю свернувшиеся кровь, и минуты не пройдет как она растает».

№ 1. Барсучий жир

Раньше у одного мужика ребенок сильно заболел. Он своего ребенка лечил у всех докторов, шаманов, но ничего не помогло. Ребенок его умер. Доктора, чтобы узнать от чего ребенок умер, резали ребенка. Когда разрезали, то оказалось, что в одной из кровеносных сосудов кровь [ребенка] свернулась в комочек и застыла камнем. Тот мужчина взял этот комочек крови н надев на нитку, повесил на шею, сказав: «Пусть кровь [моего] ребенка будет со мной».

Однажды на охоте [тот мужчина] застрелил барсука, оказывается. [Когда он] разделывал барсука, тот комочек крови, который на нитке висел его шее коснулся теплого сала барсука, и окаменевшая кровь растаяла. Тот мужик удивился, рассказал народу, оказывается. С тех пор люди поняли, что барсучий жир-лекарство, им начали лечить болезни крови и сердца [Рассказала Елтокова Екатерина 1962 г. р, из рода ара, село Кайсын Усть-Канского района, запись 12.08.2014 г].

№ 2. Барсучье мясо, [барсучий] жир лекарства [Барсучье мясо, барсучий жир] - это ведь лекарственное наследие, оставшееся от людей давних времен. В те времена докторов не было. Люди сами из трав Алтая [делали настои], животные жиры топили, отваривали мясо животных и им лечились. Барсучье мясо, барсучий жир - это лекарства ведь. Барсучий жир хорошенько топили, пили, так лечились и те, которые кашляли, сердце лечили, [эти средства] помогали и при болезни крови. Но наши люди знают, что просто так животных Алтая нельзя убивать надо знать меру, травы, корни тоже просто так нельзя копать. Помню, что барсучий жир наливали в бутылку и ставили высоко, потом, когда мы [дети] кашляли, то [старушка] по одной ложке нам давала пить. Долго не портится [барсучий жир] и долго хранился. После того, как выпивали этот жир, сильного кашля-то не бывало, не болели. Барсучьим мясом и жиром можно лечиться и тем, у кого больные легкие. На свежее теплое [барсучье] сало попробуйте положить свернувшуюся засохшую кровь, и минуты не пройдет, как кровь растопится [Рассказала Яла-ева К., 1942 г.р., из рода телес, село Теньга Онгудайского района, запись 08.08.2014 г].

Литература

1. Алтайская jак /Алтайская вера Муйтуева В.А., Чочкина М.П. - Горно-Алтайск, 1996.

2. Алтай кеп-куучындар /Алтайские предания. Ямаева Е.Е., Шинжин М.Б. - Горно-Алтайск, 1994. - 416 с.

3. Баскаков Н.А. Алтайский фольклор и литература. -Барнаул, 1948. - 23 с.

4. Демчинова М. А. Алтайская волшебная сказка. -Горно-Алтайск, 2003.

5. Каташ С. С. Мифы, легенды Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1978. - 132 с.

6. Кучияк П.В. Сказки Алтая /литературная обработка А.Гарф и П.Кучияк. - Новосибирск, 1937. - 40 с.

7. Легенды и мифы седого Алтая. - Горно-Алтайск, 2003. - 48 с.

8. Муйтуева В. А. Традиционная религиозно-мифологическая картина мира алтайцев. - Горно-Алтайск, 2004. - 166 с.

9. Несказочная проза алтайцев / Сост. Н.Р. Ойноткинова, И.Б. Шинжин, К.В. Яданова, Е.Е. Ямаева. - Новосибирск, 2011. - 576 с.

10. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи. Изд-е 2-е. исправленное. - Горно-Алтайск, 2006.

11. Сооjыкдар ла кеп-куучындар / Мифы и легенды. -Горно-Алтайск, 2007. -136 с.

12. Суразаков С. С. Алтай фольклор. - Горно-Алтайск, 1975. - 232 с.

13. Яданова К. В. Предания, легенды, былички теленгитов долины Эре-Чуй. - Горно-Алтайск, 2013. - 256 с.

14. Яимова Н.А. Табуированная лексика и эвфемизмы в алтайском языке. - Горно-Алтайск, 1990- 169 с.

ORIENTALISMS IN LADY MARY WORTLEY MONTAGU'S "TURKSH EMBASSY LETTERS": DISCOURSE ON GENDER, CLASS RELATIONS AND CULTURAL VALUES

Nigiar Valish isgandarova

D.Sc. in Philology, Assistant professor Sumgayit State University, Azerbaijan

Нигяр Валиш Искендерова, Доктор наук по филологии, доцент, Сумгайытский госуниверситет, Азербайджан ABSTRACT

The work of Lady Mary Wortley Montagu represents a courageous and sincere ethno-cultural and sociopolitical discourse on Eastern and Western values and traditions. Lady Mary's "Letters" destroy European stereotypes on the East, which have been created in the middle Ages and are still in force today. АННОТАЦИЯ

Ориентализмы в «Письмах турецкого посла»: дискурс о гендере, классовых отношениях и культурных ценностях

В произведении Леди Мери Уортли Монтагу предлагается честный и откровенный этнокультурный и соци-ополитический дискурс, сравнивающий западные и восточные ценности и традиции. «Письма» Леди Мери разрушают стереотипы о Востоке, созданные европейцами еще в средние века и существующие поныне. Ключевые слова: стереотипы, записки путешественника, ориенталистский дискурс Key words: stereotypes, traveler's report, orientalistic discourse

Starting the discourse on gender, class relations and sexuality in the "Turkish Embassy Letters", I suggest turning back to the historical background of the Letters, and particularly to the personal background of the author of these Letters. In this order, I'd like to point out important factors that stimulated creation of this work.

In that historical 1716, Turkey was at war with the Venetian Republic; Austria was committed by treaty to come to the aid of Venice. England needed to prevent Austria from be-

coming embroiled as its support was required to offset Spanish power in the Mediterranean. Ambassador Wortley was given a task of proposing England as a mediator in these affairs. It required the Montagus to travel through Holland to Austria, and then set off across the plains of Hungary. They reached Buda, and were met by Turkish guard of 130 horsemen as escort to Belgrade, at that time the Turkish sultan Ahmed III having expressed his willingness to allow the English to mediate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.