Научная статья на тему 'ALOHIDA TA’LIM EHTIYOJLARI BO’LGAN BOLALAR UCHUN TA'LIMNI SHAXSIYLASHTIRISHNING NAZARIY JIHATLARI'

ALOHIDA TA’LIM EHTIYOJLARI BO’LGAN BOLALAR UCHUN TA'LIMNI SHAXSIYLASHTIRISHNING NAZARIY JIHATLARI Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ta'limni shaxsiylashtirish / nogiron bolalar / sotsializatsiya / individuallashtirish / pedagogik qo'llab-quvvatlash. / персонализация образования / дети с ограниченными возможностями здоровья / социализация / индивидуализация / педагогическое сопровождение.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Sh.E.Toxtiyarova

zamonaviy sharoitda bolalarning, shu jumladan nogiron bolalarning ijtimoiylashuvi va o'zini namoyon qilishi ushbu jarayonlarning muvaffaqiyati mezonlari va shartlarini qayta ko'rib chiqishni talab qiladi. Tashqi dunyodagi o'zgarishlarga moslashish zarurati ta'limni shaxsiylashtirish orqali shakllangan global kompetentsiyaga bo'lgan ehtiyojni belgilaydi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Sh.E.Toxtiyarova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE PERSONALIZATION OF EDUCATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIE

в современных условиях социализация и самоактуализация детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, требуют пересмотра критериев и условий успешности этих процессов. Необходимость адаптации к изменениям внешнего мира определяет потребность в глобальной компетентности, формируемой через персонализацию образования.

Текст научной работы на тему «ALOHIDA TA’LIM EHTIYOJLARI BO’LGAN BOLALAR UCHUN TA'LIMNI SHAXSIYLASHTIRISHNING NAZARIY JIHATLARI»

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

Original paper

© Sh.E.Toxtiyarova1^_

1Toshkent davlat pedagogika universiteti, Toshkent, O'zbekiston

Annotatsiya

KIRISH: zamonaviy sharoitda bolalarning, shu jumladan nogiron bolalarning ijtimoiylashuvi va o'zini namoyon qilishi ushbu jarayonlarning muvaffaqiyati mezonlari va shartlarini qayta ko'rib chiqishni talab qiladi. Tashqi dunyodagi o'zgarishlarga moslashish zarurati ta'limni shaxsiylashtirish orqali shakllangan global kompetentsiyaga bo'lgan ehtiyojni belgilaydi.

MAQSAD: tadqiqotning asosiy maqsadi nogiron bolalar uchun ta'limni shaxsiylashtirishning nazariy va amaliy asoslarini aniqlash va tahlil qilishdir.

MATERIALLAR VA METODLAR: tadqiqot ta'limni shaxsiylashtirish muammosi bo'yicha ilmiy adabiyotlarni tahlil qilish va aks ettirishga asoslangan. Nazariy bazaning asosi A.V. Petrovskiyning shaxsiylashtirish nazariyasi va shaxsiylashtirishning tarkibiy qismlari va shartlarini ko'rib chiqadigan turli mualliflarning tadqiqotlari edi.

MUHOKAMA VA NATIJALAR: ishda ta'limni shaxsiylashtirishning asosiy xususiyatlari ta'kidlangan: bolaning subyektiv pozitsiyasi, uning faoliyati va mustaqilligi, muhim o'quv materialini tanlash imkoniyati, o'rganish tezligi va usullari. O'quv jarayoni ishtirokchilari o'rtasida yordam berish muhim jihatdir. Shaxsiylashtirish har bir bolaning ta'lim va shaxsiy salohiyatini optimal rivojlanishiga, uning jamiyatga moslashishiga yordam beradi.

XULOSA: ta'limni shaxsiylashtirish nogiron bolalarning salohiyatini maksimal darajada oshirishga, ularning mustaqilligi va mas'uliyatini oshirishga, o'quv jarayonining muvaffaqiyatli ijtimoiylashuvi va samaradorligiga hissa qo'shadi. Tavsiyalar shaxsiylashtirilgan ta'lim traektoriyalarini ishlab chiqish, rag'batlantiruvchi muhitni tashkil etish va ta'lim maqsadlarining moslashuvchanligini o'z ichiga oladi.

Kalit so'zlar: ta'limni shaxsiylashtirish, nogiron bolalar, sotsializatsiya, individuallashtirish, pedagogik qo'llab-quvvatlash.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ_

© Ш.Э.Тохтиярова1И_

Iqtibos uchun: Toxtiyarova Sh.E. Alohida ta'lim ehtiyojlari bo'lgan bolalar uchun ta'limni shaxsiylashtirishning nazariy jihatlari // Inter education & global study. 2024. №6. B. 250-265.

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

Ташкентский государственный педагогический университет,Ташкент, Узбекистан

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ: в современных условиях социализация и самоактуализация детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, требуют пересмотра критериев и условий успешности этих процессов. Необходимость адаптации к изменениям внешнего мира определяет потребность в глобальной компетентности, формируемой через персонализацию образования.

ЦЕЛЬ: основная цель исследования - выявление и анализ теоретических и практических основ персонализации образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: исследование базируется на анализе и рефлексии научной литературы по проблеме персонализации образования. Основой теоретической базы послужила теория персонализации А.В.Петровского и исследования различных авторов, рассматривающих компоненты и условия персонализации.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ: в работе выделены основные характеристики персонализации образования: субъектная позиция ребенка, его активность и самостоятельность, возможность выбора значимого учебного материала, темпа и способов обучения. Важным аспектом является содействие между участниками образовательного процесса. Персонализация способствует оптимальному развитию образовательного и личностного потенциала каждого ребенка, его адаптации в социуме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: персонализация образования способствует максимальному раскрытию потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, повышению их самостоятельности и ответственности, успешной социализации и эффективности образовательного процесса. Рекомендации включают разработку персонализированных образовательных траекторий, организацию мотивирующей среды и гибкость образовательных целей.

Ключевые слова: персонализация образования, дети с ограниченными возможностями здоровья, социализация, индивидуализация, педагогическое сопровождение.

THEORETICAL ASPECTS OF THE PERSONALIZATION OF EDUCATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIE_

© Shaxnoza E.Toxtiyorova1®

Tashkent state pedagogical university,Toshkent, Uzbekistan_

Annotation

Для цитирования: Тохтиярова Ш.Э. Теоретические аспекты персонализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья. // Inter education & global study. 2024. №5(1). С. 250-265.

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

INTRODUCTION: in modern conditions, the socialization and self-actualization of children, including those with disabilities (CWD), require a reconsideration of the criteria and conditions for the success of these processes. The necessity to adapt to changes in the external world determines the need for global competence, which is formed through the personalization of education.

AIM: the main purpose of the study is to identify and analyze the theoretical and practical foundations of the personalization of education for CWD.

MATERIALS AND METHODS: the study is based on the analysis and reflection of scientific literature on the problem of personalization in education. The theoretical foundation is built on A.V. Petrovsky's theory of personalization and various authors' studies on the components and conditions of personalization.

DISCUSSION AND RESULTS: the study highlights the main characteristics of personalized education: the child's position as a subject, their activity and independence, and the opportunity to choose significant educational material, pace, and methods of learning. An essential aspect is the cooperation between participants in the educational process. Personalization contributes to the optimal development of each child's educational and personal potential and their adaptation to society.

CONCLUSION: personalized education promotes the maximum realization of the potential of CWD, increasing their independence and responsibility, successful socialization, and the efficiency of the educational process. Recommendations include the development of personalized educational trajectories, the organization of a motivating environment, and the flexibility of educational goals.

Keywords: personalization of education, children with disabilities, socialization, individualization, pedagogical support.

В настоящее время предметом широкого обсуждения являются темы

социализации и самоактуализации детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Стремительно меняющиеся условия окружающей среды вынуждают пересмотреть критерии и условия успешности данных процессов, что влечёт за собой изменение взглядов на содержание и результат их обучения и воспитания.

Необходимость адаптации к частым изменениям внешнего мира определяет потребность в сформированности у индивидов глобальной компетентности. Её формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья как дошкольного, так и школьного возраста включает в себя овладение ими универсальными навыками, определяющими способность использовать приобретаемые знания и умения, прежде всего компенсаторные, которые дают

For citation: Shaxnoza E.Toxtiyorova (2024), Theoretical aspects of the personalization of education for children with disabilities', // Inter education & global study, (6), pp. 250-265. (In Russ).

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

конкретной личности возможность максимально эффективно функционировать в разнообразных социальных, коммуникативных, бытовых, учебных ситуациях. Это обуславливает целесообразность оптимизации различных аспектов образования и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Достижение успешности образования возможно при условии использования новых эффективных технологий и подходов, направленных на развитие активности ребёнка, формирование его личности в соответствии с социокультурными ценностями.

Анализ литературных источников позволил определить, что одним из современных образовательных трендов, к которому обращаются учёные, является персонализация образования (Мироненкова, Сусимен-ко, 2021; Савина, 2020; Стехов, 2022; The Glossary of Education Reform. Personalized Learning Definition. 2015. URL: https://www.edglossary.org/personalized-learning/). Однако возможности её реализации в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях как специального, так и инклюзивного образования, на сегодняшний день практически не рассматриваются. Кроме того, внимание исследователей в основном направлено на раскрытие понятия персонализации личности, описание фаз данного процесса (Петровский, 1987), трактовку понятий персонализированного образования (Персонализированное образование..., 2021), персонализации образования (Мироненкова, Сусименко, 2021; Савина, 2020), описание их основных характеристик, элементов (Персонализированное образование..., 2021; Мироненкова, Сусименко, 2021; Савина, 2020), компонентов (Грачев, 2005; 2007). Организационные и содержательные моменты персонализации образования рассматриваются преимущественно в отношении детей школьного возраста с нормальным психофизическим развитием. Вопросы персонализации образования детей дошкольного возраста освещены ситуативно (Дошкольное образование..., 2013). Полагаем, что целесообразно исследовать возможность и сущность персонализации образования и психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании рассматриваются теоретические аспекты, отражающие методологические основания данного процесса.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением ряда задач: рассмотреть понятие персонализации как современного эффективного подхода к организации и реализации образования; конкретизировать основные характеристики и условия персонализации образования; определить механизм персонализации образования в контексте психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья; определить основные подходы, являющиеся методологической основой процесса персонализации образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

Основными методами исследования являются анализ и рефлексия научной литературы по проблеме персонализации образования как условия становления личности обучающегося, обобщение и интерпретация полученных данных.

Теоретической базой работы послужила теория персонализации А. В. Петровского (1987), представляющая развитие личности как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней, а также научные исследования, в которых рассматриваются основные характеристики и условия персонализации образования (Персонализированное образование..., 2021; Мироненкова, Сусименко, 2021; Савина, 2020), методологические подходы в педагогической науке (Савина, 2020; Максакова, 2004; Дьюи, 2009; Корчак, 1992; Леонтьев, 1975; Сухомлинский, 1982; Амонашвили, 2017; Сериков, 1999; Ходякова, Сериков, Данильчук и др., 2000; Якиманская, 2006; Верцинская, 1983; Кирсанов, 1982; Унт, 1990), компоненты персонализации образовательного процесса (Грачев, 2005; 2007).

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные условия организации и механизм реализации персонализации образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья могут быть использованы для осуществления их психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации.

Понятие персонализации трактуется с точки зрения различных наук. Так, в философии в контексте персонализации личность рассматривается как духовная ценность, как персона, являющаяся первопричиной творческого преображения реальности в процессе коммуникации (Новая философская энциклопедия, 2010). Социологи понимают под персонализацией процесс придания личностного характера социальным отношениям (Социологический энциклопедический словарь, 2000). С точки зрения маркетологии, персонализацией является предоставление пользователю контента, адаптированного к его потребностям и интересам (Азоев, 2010; Челенков, Азоев, 2013). В психологии понятие персонализации трактуют как процесс индивидуализации личности посредством активной деятельности. Личность человека рассматривается как его объективная представленность в жизни других людей, влияние на них (Воронова, 2014; Петровский, 1987).

Различные подходы к пониманию процесса персонализации объединяет то, что ключевыми выступают становление и развитие личности человека как субъекта коммуникации и социального взаимодействия, субъекта собственной жизни, формирование у него нового положительного жизненного опыта. Важное условие при этом - активность самого человека, которую он проявляет в коммуникативной, предметной и других видах деятельности.

В педагогике понятие персонализации также является предметом интереса широкого круга исследователей. Внимание к данному феномену обусловлено запросом обучающихся получить образование, в полной мере удовлетворяющее их потребности, стремления, касающиеся его уровня и образовательных условий

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

(Савина, 2020; iThe Glossary of Education..., 2015). При этом трактование персонализации в рамках педагогики не является однозначным. В отличие от психологического подхода, в педагогике рассматривают понятие «персонализация образования» и трактуют её не как процесс, а как концепцию совместного конструирования взрослым и ребёнком его образовательной траектории (Martin, 2007), как дидактическую модель, способствующую персонализа-ции личности (Harmelen, 2009); подход, предусматривающий развитие личности в процессе обучения (Сте-хов, 2022; Конобеев, Юхимук, Войцеховская и др., 2020); как принцип, предполагающий учёт педагогом собственной активности, самостоятельности, инициативности воспитанника в обучении (Савина, 2020; Ермаков, Кириллов, Корякина и др., 2020); как технологию, включающую индивидуализацию обучения и способствующую удовлетворению потребностей ребёнка, его саморазвитию (Леденева, 2016); условие и способ проектирования и реализации процесса образования (Мироненкова, Сусименко, 2021; Ермаков, Кириллов, Корякина и др., 2020); средство, инструмент определения индивидуального стиля обучения, суть которого в развитии способности ребёнка на основе имеющихся у него знаний и умений находить решение задач, поставленных в новых условиях, и в выработке новых, более эффективных форм поведения (Персонализированное образование..., 2021).

Рассматривая персонализацию образования как совокупность ряда методологических составляющих, включающих принципы, условия, характеристики, логично обратиться к трактовке данного понятия как особого подхода к организации и реализации образования. Мы разделяем точку зрения А. В. Конобеева, Я. А. Юхимук, В. Д. Войцеховской, М. Шчекич (2020), понимающих её сущность в осуществлении обучающимся выбора значимого для него учебного и дидактического материала, адекватного его интересам, возможностям и образовательным потребностям, а также выбора собственного темпа деятельности.

Б.С. Гершунский (2003), говоря об образовании, считает необходимыми подготовку человека к реалиям жизни в социуме, формирование активного образа жизни. Также должны создаваться условия для раскрытия потенциала личности человека, которое, по словам А. Г. Асмолова (2015), происходит только в процессе совместной деятельности и является основой её социализации. Такой взгляд на образовательный процесс близок к нашему понятию персонализации, согласно которому важный её аспект - это формирование личности в социуме и проявление себя как индивидуальности.

Отличительной чертой персонализации образования является инициация обучающимися вида деятельности, игровых и учебных упражнений (Reimagining the Role of Technology in Education: 2017 National Education Technology Plan Update. 2017. URL: https://en.unesco.org/icted/content/reimagining-role-technology-education-2017-national-education-technology-plan-update). Данная особенность требует от

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 6

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

педагога гибкости в выборе содержания и методов работы с ребёнком в зависимости от степени его готовности к приёму информации.

Активность и самостоятельность ребёнка, формируемые в процессе персонализации образования, способствуют повышению его результативности в различных видах деятельности, включая социально-коммуникативную, становятся основой формирования универсальных (метапредметных) навыков. Из этого следует, что персонализация является эффективным образовательным направлением, в рамках которого формируется базовое образование личности, позволяющее ей успешно адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды, быть гибкой в поисках решений нестандартных учебных и жизненных задач, выстраивать социальные отношения (Осипова, Дружинина, Степанова и др., 2022).

Рассматривая персонализацию как подход, следует отметить, что движущей силой в достижении целей образования является содействие между участниками образовательных отношений. В этом идея персонализации перекликается со взглядами Л. С. Выготского (2005) и ряда современных учёных (Асмолов, 2015; Казакова, 2009; Стехов, 2022; Осипова, Дружинина, Коробинцева и др., 2022).

Согласно утверждениям А. Г. Асмолова (2015) и А. В. Стехова (2022), содействие между ребёнком и взрослым способствует конструированию основы персонализированного образования - развивающей и мотивирующей. В поле актуального развития ребёнка осуществляется самостоятельный выбор ребёнком места, времени, темпа и способов обучения, оценивание собственных результатов. С помощью взрослого же происходит дальнейшее развитие ребёнка, его выход в поле возможностей, что влечёт за собой формирование способности самоопределения. По словам H. H. Мироненковой, Е. В. Сусименко (2021), ребёнок приобретает обогащенный личностный опыт, осознает свои новые возможности самовыражения, что придает иной смысл его деятельности, служит мотивацией для дальнейшего познания. Это способствует оптимальному развитию образовательного и личностного потенциала каждого ребёнка (Казакова, 1998).

Таким образом, конструктивное содействие между ребёнком и взрослыми является одной из характеристик персонализации образования. Разделяя точку зрения H. В. Савиной (2020), можно отметить, что к основным характеристикам персонализации целесообразно отнести и наличие возможности осуществлять ребёнком самостоятельный выбор, управлять собственной деятельностью, проявляя свою индивидуальность. Наряду с вышеназванными характеристиками H. H. Мироненкова, Е. В. Сусименко (2021), А. В. Петровский (2012), H. В. Савина (2020) выделяют позицию обучающегося как субъекта образовательного процесса, что обеспечивает выход на конструирование и реализацию индивидуальной образовательной траектории.

На наш взгляд, специфику персонализации образования характеризуют также выдвинутые А. В. Конобеевым и коллегами (Конобеев, Юхимук, Войцеховская и др., 2020) элементы персонализированного обучения: гибкость

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 6

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

времени и скорости обучения, место, различные варианты его организации, поддержка обучения взрослыми, гибкость в постановке образовательных целей, вариативность применения технологий обучения.

Итак, существуют различные трактования персонализации образования. Вместе с тем мы можем выделить основные её характеристики, отмеченные в работах разных авторов: позиция ребёнка как субъекта образовательного процесса; самостоятельность и активность ребёнка; наличие у ребёнка возможности осуществлять самостоятельный выбор: вида и места деятельности; игровых и учебных упражнений; значимого для ребёнка учебного и дидактического материала; темпа и способов организации и реализации обучения; предоставление ребёнку возможности управлять собственной деятельностью; проявление ребёнком своей индивидуальности; раскрытие индивидуального потенциала личности; конструктивное содействие между участниками образовательного процесса, создание взрослым условий для обеспечения деятельности ребёнка в зоне ближайшего развития; гибкость образовательных целей; гибкость времени и скорости обучения; совместное проектирование взрослым и ребёнком образовательной траектории; вариативность использования технологий обучения.

Стоит обозначить и основные условия обеспечения персонализации образования: реализация индивидуальной образовательной траектории ребёнка; организация мотивирующей, развивающей среды; включение ребёнка в социально-коммуникационную среду с целью формирования его личности; умение педагога гибко перестраивать содержание и методы работы с ребёнком в соответствии с его уровнем готовности к приёму и использованию информации.

Таким образом, организация и содержание персонализации образования могут быть определены вышеперечисленными характеристиками и условиями.

Учитывая то, что реализация персонализации образования неразрывно связана с вхождением ребёнка в социум, целесообразно обратиться к работам А. В. Петровского (1987, с. 8-18), где он описывает универсальные фазы данного процесса: адаптация - индивидуализация - интеграция. В фазе адаптации происходит процесс усвоения социально-культурного опыта, принятых в обществе норм и способов поведения посредством значимого взрослого (через личный пример другого человека, посредством уподобления, подражания), их воспроизведение преимущественно с внешней стороны. Фаза индивидуализации характеризуется накоплением опыта ребёнка и проявлением личностных особенностей. Фаза интеграции предполагает вхождение ребёнка в группу сверстников, принятие его как равноправного и вместе с тем уникального члена коллектива.

Логично, что персонализация образования, таким образом, включает в себя индивидуализацию данного процесса. Э. Ф. Зеер (Персонализированное образование..., 2021), C. Leadbeater (2004; 2006) описывают индивидуализацию как один из основных смыслообразующих факторов персонализированного обучения,

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 6

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

в том числе проектирования индивидуальных образовательных траекторий, разработки содержания индивидуальных программ обучения, предусматривающих актуализацию личностного потенциала индивида (Персонализированное образование..., 2021; Савина, 2020; Подымова, Головятенко, 2020; Bates, 2021).

Согласно понятию персонализации образования, рассмотренному нами ранее, можно предположить, что основные характеристики персонализации и индивидуализации созвучны. Однако основой индивидуализации, по мнению Н. В. Савиной (2020), Л. С. Подымовой и соавторов (Подымова, Головятенко, 2020; Подымова, Полякова, Чуприянов, 2021), является ведущая роль индивида с присущими только ему специфическими чертами и свойствами, интересами и потребностями, в то время как в персонализации образования, не исключая его индивидуализации, во главу угла ставится активность самого обучающегося в построении образовательного процесса (Ермаков, Кириллов, Корякина и др., 2020). По мнению Э. Ф. Зеера (Персонализированное образование..., 2021), отличительными особенностями персонализированного образования также являются стимулирование мотивации ребёнка к самостоятельности в получении опыта, знаний; взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. В работе Д. С. Ермакова с соавторами (Ермаков, Кириллов, Корякина и др., 2020) индивидуализация рассматривается как важное средство повышения качества усвоения учебного материала, при этом в персонализации большее внимание уделяется развитию всех сфер личности, а академический успех является логичным следствием.

Рассматривая специфику построения образовательной практики в контексте персонализации, важно отметить точку зрения В. В. Грачева (2005; 2007). Автор представляет персонализацию образовательного процесса как целевую конструкцию, составляющую триединство следующих компонентов: 1) развитие ценностно-смысловой устремленности личности на достижение субъективно-значимого как процесс определения личностных целей, ожиданий и убеждений относительно своего «Я» и своих возможностей отвечать требованиям социума, культурным нормам; 2) развитие и расширение сферы «Я - компетентностей» личности, т. е. возможностей познать мир и свое «Я» в нём; 3) развитие внутренней ответственности как чувства сопричастности личности к людям, социуму, развитие нравственного начала и ответственности за свои поступки.

Взаимосвязь выделенных В. В. Грачевым компонентов представляет, по нашему мнению, определённый алгоритм выстраивания образовательного процесса, итоговым результатом которого становятся актуализация и самореализация личности, вхождение её в социум.

Персонализация образования предполагает проявление субъектной позиции, самостоятельности и ответственности обучающегося. Это, по мнению Д. С. Ермакова, П. Н. Кириллова, Н. И. Корякиной, С. А. Янкевича (2020), возможно при овладении ребёнком универсальными компетенциями, которые необходимы

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

ему не только для освоения программы обучения, но и для решения жизненных задач. Степень самостоятельности ребёнка повышается при постепенной передаче ответственности от взрослого к ребёнку. Авторы определяют этапы постепенной передачи ответственности от учителя к обучающимся в процессе развития культуры учения в персонализированной модели образования: обучением полностью управляет учитель (фундамент), учащиеся привлекаются к отдельным процессам (развитие), учащиеся активно вовлечены в процесс (устойчивость), учащиеся управляют - учитель помогает (саморазвитие). На всех этапах задачей учителя является демонстрация оптимального (желаемого) типа взаимодействия, формирование у обучающегося установки на успех и личностный рост.

Соотнесение взглядов учёных (Грачев, 2007; Петровский, 2012; Ермаков, Кириллов, Корякина и др., 2020) на сущность процесса персонализации образования позволило нам определить механизм данного процесса в отношении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включающий четыре стадии.

Первая стадия - идентификация - установление коммуникативных контактов со взрослым (сверстниками), усвоение принятых форм взаимодействия в социуме, элементарных норм поведения, освоение предметно-пространственной среды, самостоятельное функционирование в окружающей среде на основе копирования поведения взрослых (сверстников). На данной стадии ведущая роль в управлении обучением отводится взрослому.

Вторая стадия - индивидуализация - осознание ребёнком своих возможностей познания окружающего мира и ориентировки в нём, проявление интересов, формирование способности самостоятельного выбора форм, средств обучения. На данной стадии взрослый модифицирует средства, приёмы обучения, исходя из индивидуальных потребностей и предпочтений детей, оказывает помощь в установлении эффективного взаимодействия (в том числе и с привлечением альтернативных средств коммуникации), способствует проявлению самостоятельности ребёнка.

Третья стадия - накопление опыта социально-адаптивного поведения -обогащение специальных (в том числе компенсаторных) знаний, умений и навыков; самостоятельное использование данных навыков в различной деятельности, определение темпа, места, средств, условий деятельности. Роль педагога на данной стадии заключается в направляющей помощи, ориентированной на актуализацию ранее усвоенных способов познания, взаимодействия и проявления себя в окружающем мире в новых условиях.

Четвертая стадия - конструктивное взаимодействие с социокультурной средой - проявление собственной инициативы, активности в различной деятельности; самостоятельный выбор объектов познания, определение эффективных способов взаимодействия с предметным и социальным миром; проявление субъектности, творчества, гибкости в процессе образования;

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

овладение универсальными (в том числе компенсаторными) действиями. Роль педагога заключается в опосредованном сопровождении ребёнка в самостоятельной деятельности.

Результаты персонализации образования будут также проявляться в оптимальном развитии образовательного и личностного потенциала каждого ребёнка, его активной позиции, эмоциональном комфорте, формировании универсальных (метапредметных) навыков как составляющей глобальной компетентности ребёнка, эффективной адаптации в социуме.

Исходя из рассмотренных нами основных характеристик персонализации, элементов персонализированного обучения, компонентов образовательного процесса, можно выделить наиболее созвучные с идеями персонализации подходы, являющиеся методологической основой процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из ведущих подходов персонализации образования, по нашему мнению, является антропологический. В рамках нашего исследования важны идеи учёных о необходимости раскрытия задатков ребёнка и совершенствования их в процессе образования, в обеспечении целостности его мира средствами воспитания и самостановления (Максакова, 2004). Ставя ребёнка с его индивидуальными особенностями (как биологическими, так и психологическими) в центр образовательного процесса, учёные подчёркивают роль взрослого, заключающуюся в организации адекватного педагогического сопровождения. При этом понятия «развитие», «саморазвитие» рассматриваются как базисные (Ушинский, 1948).

Данный подход ориентирует нас на необходимость всестороннего изучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (клинико-физиологического и психолого-педагогического) с целью выявления его потенциала, определения содержания педагогического сопровождения, форм, методов и средств коррекционно-педагогического воздействия, обеспечения благоприятных условий для развития его самостоятельности и формирования навыков социально-адаптивного поведения, становления его как самостоятельной личности.

Реализация антропологического подхода в рамках персонализации образования неразрывно связана с гуманистическим, рассматривающим человека как наивысшую ценность (Дьюи, 2009; Корчак, 1992; Сухомлин-ский, 1982; Амонашвили, 2017). Логично, что целью образования при этом выступает формирование личности как полноценного субъекта общения, разнообразной деятельности, познания себя и окружающего мира.

Нам близки истинно гуманистические мысли Б. С. Гершунского (2003) об образовании. Смысл образования он видит в создании условий для раскрытия потенциальных возможностей ребёнка и подготовке его

к полноценной самостоятельной жизни. Важным для нас является то, что гуманистический контент предполагает учёт индивидуальных характеристик

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

обучающихся и личностный характер усвоения знаний при оценивании эффективности обучения.

Рассматривая условия гуманизации обучения, Е. Н. Шиянов (2001) обращает внимание на создание ситуации успеха в процессе овладения ребёнком различными видами деятельности. Только при таких обстоятельствах ребёнок может обрести уверенность в собственных силах и в правильности своих действий.

С позиций гуманистического подхода социальный статус ребёнка с ограниченными возможностями здоровья включает в себя нормы человеческих отношений, отношений психологического и морального характера, признание его индивидуального своеобразия в социуме. Данный подход важен для нашего исследования, так как позволяет обозначить гуманистический путь процессов обучения и воспитания в современном обществе, где речь идет о принципиальном смещении общественных приоритетов в сторону личности на пути расширения её социальных возможностей, самореализации и субъективной компетенции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сущность персонализации образования максимально прослеживается и в рамках личностно ориентированного подхода. Мы разделяем взгляды Н. В. Савиной (2020), В. В. Серикова (1999; Ходякова, Сериков, Да-нильчук и др., 2000), И. С. Якиманской (2006) на понимание сущности данного подхода, в основе которого -запуск и реализация механизма функционирования и развития личности, содействие проявлению её индивидуальности. Одной из основных составляющих личностно ориентированного подхода И. С. Якиманская (2006) считает реализацию образования через призму субъектного опыта обучающегося. По мнению В. В. Серикова, необходимо создать условия «для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций воспитанников» (Ходякова, Сериков, Данильчук и др., 2000, с. 27). Вслед за автором мы понимаем личностно ориентированный подход как подход, предусматривающий создание педагогических ситуаций, где ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, оказавшись в новых условиях, вырабатывает иную эффективную модель реализации собственной деятельности. Таким образом на основе личного опыта ребёнок самостоятельно ориентируется в сложившейся ситуации, осуществляет выбор содержания и способов самореализации в культурно-образовательном пространстве.

Как было указано выше, концепция личностно ориентированного подхода ставит во главу угла признание уникальности, раскрытие индивидуальности ребёнка, принятие его как личности. Вместе с тем развитие активной личности, на наш взгляд, возможно лишь в условиях разносторонней познавательной и практической деятельности.

Рассматривая деятельность как средство и условие развития личности, как тактику обучения, целесообразным становится обратиться к сущности деятельностного подхода. Нам близка трактовка данного подхода А. Н. Леонтьевым. Он подчёркивает, что «для овладения достижениями человеческой

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

культуры каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную. той, которая стоит за этими достижениями» (Леонтьев, 1975, с. 102). Этим автор акцентирует внимание на необходимости включения ребёнка в разнообразные виды детской деятельности, в процессе которой он вступает «в практические контакты с сопротивляющимися ему предметами, отклоняющими, изменяющими и обогащающими её» (Леонтьев, 1975, с. 142).

Отметим, что именно в деятельности ребёнок с ограниченными возможностями здоровья на основе имеющегося субъективного чувственного и практического опыта удовлетворяет свои потребности, интересы, стремления. Именно через активную деятельность проявляется индивидуальность личности в умственных, волевых, эмоциональных свойствах и интересах, склонностях, способностях и характере, что, по нашему утверждению, является существенной характеристикой персонализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Безусловно, персонализация базируется и на индивидуальном подходе (Верцинская, 1983; Кирсанов, 1982; Унт, 1990), предусматривающем знание сильных и слабых сторон развивающейся личности ребёнка, преодоление тех слабых сторон, которые препятствуют его успешному обучению. Данный подход обеспечивает развитие индивидуального своеобразия ребёнка, предоставляя ему возможность максимальной самоактуализации.

В контексте образования детей с особыми образовательными потребностями суть индивидуального подхода заключается в гибком использовании педагогом различных форм и методов коррекционной помощи, обучающего и воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов преодоления дефицитов развития каждого ребёнка (Осипова, 2011).

По мнению Н. Н. Верцинской (1983), индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности при условии глубокого изучения взрослым внутреннего мира ребёнка и анализа имеющегося у него опыта, а также тех условий, в которых происходило формирование его личности. При этом важную роль играет достоверная педагогическая диагностика индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, реальная оценка его возможностей и способностей на основе комплексного изучения всего хода психофизического развития ребёнка. Анализ результатов такой диагностики даёт возможности для прогнозирования дальнейшего развития ребёнка.

В рамках нашего исследования важно отметить, что к индивидуальным особенностям ребёнка с ограниченными возможностями здоровья относится не только характеристика его психофизического развития, но и учёт состояния соматического здоровья - без этого любое психолого-педагогическое воздействие не может быть эффективным.

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

Можно предположить, что в контексте персонализации образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья использование данных подходов предполагает следующее: всестороннее изучение состояния здоровья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья как основа для определения условий и содержания диагностического исследования основных линий развития ребёнка и коррекционно-педагогического воздействия; ориентация на сильные стороны и потенциальные возможности, интересы ребёнка, развитие личности в соответствии с социокультурными ценностями; признание уникальности ребёнка, обеспечение возможности эффективно проявлять свою индивидуальность в разнообразных социальных, коммуникативных, бытовых, учебных ситуациях; организация разнообразной практической деятельности, предполагающей познание окружающей предметной и социальной действительности, себя и своих возможностей; реализация индивидуализации образования, учёт индивидуальных возможностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; реализация позиции обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как субъекта.

Учёт выделенных нами подходов способствует выявлению и реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья как базы для его дальнейшего развития, достижения оптимальных показателей его самостоятельности и ответственности. Вместе с тем обеспечивает не простое усвоение ребёнком учебного материала, а овладение им теми моделями поведения, деятельности, которые будут эффективны именно для него и позволят максимально продуктивно осваивать окружающий мир и функционировать в нём.

Осуществив анализ различных толкований сущности понятия «персонализация образования», мы можем утверждать, что данный процесс способствует максимальному раскрытию потенциала каждого ребёнка, повышению уровня его самостоятельности и ответственности, личностному развитию ребёнка, формированию глобальных компетенций, успешной социализации и, как следствие, повышению эффективности образовательного процесса.

Проблема персонализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной, и её решению будет способствовать пересмотр организационных, содержательных, методических и дидактических аспектов их психолого-педагогического сопровождения.

Рассматривая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья как субъект образования, необходимо обеспечить следующие условия для организации персонализации образования и осуществления психолого-педагогического сопровождения: совместное проектирование персонализированных образовательных траекторий (программ) для каждого ребёнка; организация предметно-пространственной среды согласно уровню психофизического развития детей, обеспечивающей возможности для обучения ребёнка в разных форматах и режимах; персонализация содержания

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

образовательного процесса, удовлетворяющая потребности и интересы воспитанника; вариативность технологий, отвечающих потребностям ребёнка и способствующих его саморазвитию; гибкость целей обучения; возможность выбора дидактического материала; выбор темпа обучения; индивидуальный стиль обучения; содействие между участниками образовательных отношений.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в изучении предпосылок персонализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте специальной педагогики; в разработке теоретической концепции персонализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях как специального, так и инклюзивного образования, предполагающей определение элементов образовательного процесса, установление их взаимосвязи и взаимодействия; в формулировке ряда принципов, методов, приёмов и средств психолого-педагогического сопровождения детей данной категории в условиях персонализации образования.

ADABIYOTLAR RO'YXATI | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | REFERENCES

1. Азоев А. Г. Формирование персональных маркетинговых коммуникаций компании с потребителями: дисс. ... к. экон. н. М., 2010.

2. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. Изд-е 4-е. М.: Свет, 2017.

3. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Изд-е 3-е, испр. М.: Смысл; Академия, 2015.

4. Воронова Н. Г. Теория персонализации и лингвистическая персонология // Science Time. 2014. № 9.

5. Ермаков Д. С., Кириллов П. Н., Корякина Н. И., Янкевич С. А. Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы / под ред. Е. И. Казаковой. 2020.

6. Конобеев А. В., Юхимук Я. А., Войцеховская В. Д., Шчекич М. Персонализация как подход к обучению // Дискурс профессиональной коммуникации. 2020. № 2-3.

7. Леденева А. В. Персональная образовательная среда в магистратуре // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. Уфа: ОМЕГА САЙНС,

8. Мироненкова Н. Н., Сусименко Е. В. Персонализация как условие актуализации субъектной позиции при обучении иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2 (35). Э01: 10.26140^^2021-1002-0050

9. Осипова Л. Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности. Челябинск: Цицеро, 2011.

10. Осипова Л. Б., Дружинина Л. А., Коробинцева М. С., Лапшина Л. М. К проблеме нарушений социально-психологической адаптации детей с ограниченными

2016. Ч. 2.

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

возможностями здоровья к обучению в начальной и основной школе // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4. № 7.

11. Осипова Л. Б., Дружинина Л. А., Степанова Н. Ю., Васильева В. С. Формирование коммуникативных умений у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья как основа их глобальной компетентности // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4. № 6.

12. Персонализированное образование в проекции профессионального будущего: методология, прогнозирование, реализация: монография / под ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой. Екатеринбург, 2021.

13. Петровский А. В. Потребность «быть личностью» // Вестник практической психологии образования. 2012. Т. 9. № 4.

14. Подымова Л. С., Головятенко Т. А. Организация персонифицированного образовательного пространства как проблема // Высшее образование сегодня.

2020. № 1. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.01.P.28

15. Подымова Л. С., Полякова Я. Ю., Чуприянов О. В. Содержание понятия «персонализированное обучение»: к проблеме исследования // Вестник Воронежского государственного университета. 2021. № 2.

16. Савина Н. В. Методологические основы персонализации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14. № 4.

17. Стехов А. В. Персонализация как подход к развитию личности в обучении // Персонализированное образование. 2022. № 3.

18. Челенков А. П., Азоев А. Г. Персонализация маркетинговых коммуникаций // Маркетинг. 2013. № 3 (130).

19. Bates S. Personalised Learning: Implications for Curricula, Staff and Students [видео].

2021. URL: https://www.youtube. com/watch?v=wFetEo5qCqc

20. Harmelen M. van. The Manchester Personal Learning Environment. 2009. 20120703233155/http://www.jisc.ac.uk/events/2009/03/ngtip/mple.aspx

21. Leadbeater C. Learning about Personalisation: How Can We Put the Learner at the Heart of the Education System? / Department for Education and Skills.2004.

22. Leadbeater C. The Future of Public Services: Personalised Learning. 2006. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/education/personalising-education/the-future-of-public-services_9789264036604-8-en

MUALLIF HAQIDA MA'LUMOT [ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ] [AUTHORS INFO]

^Shaxnoza To'xtiyorova Erkinovna,doktorant [Шахноза Тухтиёрова Эркиновна,

докторант], [Shaxnoza E.To'xtiyorova, doctoral student]; manzil: O'zbekiston, Shahar: Toshkent, Tuman: Chilonzor, Bunyodkor ko'chasi 27 uy, [адрес: Узбекистан, Город: Ташкент, Район: Чиланзор, улица Бунёдкор, 27], [address: Uzbekistan, City: Tashkent, District: Chilonzor, Bunyodkor, 27]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.