Научная статья на тему 'Аллофоническое варьирование немецкого консонантизма и вопросы интенсификации обучения фонетике немецкого языка'

Аллофоническое варьирование немецкого консонантизма и вопросы интенсификации обучения фонетике немецкого языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
519
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНЕТИКА / PHONETICS / ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ НОРМА / НЕМЕЦКИЙ КОНСОНАНТИЗМ / АЛЛОФОНИЧЕСКОЕ ВАРЬИРОВАНИЕ / АLLOPHONIC VARIATION / СЕГМЕНТАЦИЯ ПОТОКА РЕЧИ / TALKSPURT SEGMENTATION / ФОНЕМА / PHONEME / АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВ / ACOUSTIC PROPERTIES OF SPEECH SOUNDS / СЛУХОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / AUDITORY INTERPRETATION / АЛЛОФОНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ / АLLOPHONIC SIGNS / ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ НОРМА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА / PHONETIC LAW / GERMAN CONSONANTISM / GERMAN PHONETIC LAW

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гордеева Татьяна Александровна, Башкова Лилия Рафиковна, Хомяков Евгений Алексеевич

В статье рассматривается аллофоническое варьирование немецкого консонантизма и устанавливаются закономерности его проявления в процессе восприятия звучащей речи. Рассмотрение психофизиологических коррелятов речи, их оценка и использование в прикладных целях даёт возможность отработки произношения в различных коммуникативных ситуациях. Приводятся результаты экспериментально-фонетического исследования и выявляются основные тенденции в восприятии изучаемого языкового явления. В целях решения задачи определения слуховых коррелятов стыковых участков в звучащей речи проводился аудитивный анализ аллофонического варьирования немецкого консонантизма. Результаты описанного в статье перцептивного анализа выявили основные тенденции в восприятии артикулярно-слуховых признаков двух категорий согласных сонантов и аффрикат, что, в свою очередь, позволило установить фонологически релевантные и фонологически не релевантные артикулярно-слуховые признаки стыковых звуков, а также проанализировать слуховую выраженность пограничных аллофонов и ее зависимость от типа стыка, позиции на стыке анализируемого сегмента и наличия определенного типа границ между лексическими единицами. Анализируется развитие навыков правильной репрезентации и идентификации аллофонических признаков в динамике речи, что, в свою очередь, способствует выработке у обучающихся естественной произносительной нормы немецкого языка. На основании анализа полученных результатов формулируются конкретные практические рекомендации по корректировке обучения фонетике немецкого языка. Практическое значение статьи заключается в том, что выполнение обучающимися конкретных приведенных заданий, включенных в спецкурс по обучению фонетике немецкого языка на начальном этапе обучения и постановки иноязычного произношения позволяет отработать произношение в различных коммуникативных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гордеева Татьяна Александровна, Башкова Лилия Рафиковна, Хомяков Евгений Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALLOPHONIC VARIATION OF GERMAN CONSONANTISM AND ISSUES OF INTENSIFIED TEACHING OF GERMAN PHONETICS

The paper deals with the allophonic variation of German consonantism and establishes the regularity of its display in the oral speech perceptual process. Consideration of psychophysiological speech correlate, their evaluation and use for applied purpose give the opportunity to practise pronunciation in different communicative situations. We present the results of experimental phonetic research and elicit basic tendencies in percepting the language phenomenon studied. We analyse the development of right representation and identification of allophonic signs in speech action that in turn promote the development of natural German phonetic law among students. Based on the analysis of the results we form concrete practical guidelines on the correction of teaching German phonetics. In order to solve the problem of determining the auditory correlates of the joint zones in sounding speech, an auditory analysis of the allophonic variation of German consonantism was conducted. The results of the perceptual analysis described in the article revealed the main tendencies in the perception of the articular-auditory features of two categories of consonants sonants and affricates, which allowed to establish phonologically relevant and phonologically irrelevant articular-auditory features of words joints sounds, and also to analyze the auditory intensity of the words border allophones and its dependence on the type of joint, the position of the analyzed segment at the junction and the presence of a certain type of boundaries between lexical units. The development of the skills of correct representation and identification of allophonic features in the speech dynamics is analyzed, which, contributes to the development of the natural pronunciation of German in the students. Basing on the analysis of the results obtained, practical recommendations on correcting the teaching of German language phonetics are formulated. The practical significance of the article is the completing by the trainees of given tasks included in the special course on teaching German phonetics at the initial stage of teaching and achieving foreign pronunciation, which allows you to work out pronunciation in various communicative situations.

Текст научной работы на тему «Аллофоническое варьирование немецкого консонантизма и вопросы интенсификации обучения фонетике немецкого языка»

педагогические науки

Гордеева Татьяна Александровна, Башкова Лилия Рафиковна, Хомяков Евгений Алексеевич АЛЛОФОНИЧЕСКОЕ ВАРЬИРОВАНИЕ НЕМЕЦКОГО КОНСОНАНТИЗМА И ВОПРОСЫ ...

УДК 378

АЛЛОФОНИЧЕСКОЕ ВАРЬИРОВАНИЕ НЕМЕЦКОГО КОНСОНАНТИЗМА И ВОПРОСЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

© 2018

Гордеева Татьяна Александровна, доктор филологических наук, профессор,

заведующий кафедрой «Романо-германская филология» Башкова Лилия Рафиковна, кандидат филологических наук, доцент кафедры

«Романо-германская филология» Хомяков Евгений Алексеевич, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Романо-германская филология» Пензенский государственный университет (440026, Россия, Пенза, ул. Красная, 40), e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматривается аллофоническое варьирование немецкого консонантизма и устанавливаются закономерности его проявления в процессе восприятия звучащей речи. Рассмотрение психофизиологических коррелятов речи, их оценка и использование в прикладных целях даёт возможность отработки произношения в различных коммуникативных ситуациях. Приводятся результаты экспериментально-фонетического исследования и выявляются основные тенденции в восприятии изучаемого языкового явления. В целях решения задачи определения слуховых коррелятов стыковых участков в звучащей речи проводился аудитивный анализ аллофонического варьирования немецкого консонантизма. Результаты описанного в статье перцептивного анализа выявили основные тенденции в восприятии артикулярно-слуховых признаков двух категорий согласных - сонантов и аффрикат, что, в свою очередь, позволило установить фонологически релевантные и фонологически не релевантные артикулярно-слуховые признаки стыковых звуков, а также проанализировать слуховую выраженность пограничных аллофонов и ее зависимость от типа стыка, позиции на стыке анализируемого сегмента и наличия определенного типа границ между лексическими единицами. Анализируется развитие навыков правильной репрезентации и идентификации ал-лофонических признаков в динамике речи, что, в свою очередь, способствует выработке у обучающихся естественной произносительной нормы немецкого языка. На основании анализа полученных результатов формулируются конкретные практические рекомендации по корректировке обучения фонетике немецкого языка. Практическое значение статьи заключается в том, что выполнение обучающимися конкретных приведенных заданий, включенных в спецкурс по обучению фонетике немецкого языка на начальном этапе обучения и постановки иноязычного произношения позволяет отработать произношение в различных коммуникативных ситуациях.

Ключевые слова: фонетика, произносительная норма, немецкий консонантизм, аллофоническое варьирование, сегментация потока речи, фонема, акустические характеристики звуков, слуховая интерпретация, аллофонические признаки, произносительная норма немецкого языка.

ALLOPHONIC VARIATION OF GERMAN CONSONANTISM AND ISSUES OF INTENSIFIED

TEACHING OF GERMAN PHONETICS

© 2018

Gordeeva Tatyana Aleksandrovna, Doctor of Philology, Professor, Head of the Department

of Germanic and Romance Languages Bashkova Liliya Rafikovna, PhD in Philology, associate professor, associate professor of the department of Germanic and Romance Languages Khomiakov Yevgeny Alekseevich, PhD in Philology, associate professor, associate professor of the department of Germanic and Romance Languages Penza State University (440026, Russia, Penza, 40 Krasnaya street, e-mail: [email protected])

Abstract. The paper deals with the allophonic variation of German consonantism and establishes the regularity of its display in the oral speech perceptual process. Consideration of psychophysiological speech correlate, their evaluation and use for applied purpose give the opportunity to practise pronunciation in different communicative situations. We present the results of experimental phonetic research and elicit basic tendencies in percepting the language phenomenon studied. We analyse the development of right representation and identification of аllophonic signs in speech action that in turn promote the development of natural German phonetic law among students. Based on the analysis of the results we form concrete practical guidelines on the correction of teaching German phonetics. In order to solve the problem of determining the auditory correlates of the joint zones in sounding speech, an auditory analysis of the allophonic variation of German consonantism was conducted. The results of the perceptual analysis described in the article revealed the main tendencies in the perception of the articular-auditory features of two categories of consonants - sonants and affricates, which allowed to establish phonologically relevant and phonologically irrelevant articular-auditory features of words joints sounds, and also to analyze the auditory intensity of the words border allophones and its dependence on the type of joint, the position of the analyzed segment at the junction and the presence of a certain type of boundaries between lexical units. The development of the skills of correct representation and identification of allophonic features in the speech dynamics is analyzed, which, contributes to the development of the natural pronunciation of German in the students. Basing on the analysis of the results obtained, practical recommendations on correcting the teaching of German language phonetics are formulated. The practical significance of the article is the completing by the trainees of given tasks included in the special course on teaching German phonetics at the initial stage of teaching and achieving foreign pronunciation, which allows you to work out pronunciation in various communicative situations.

Keywords: phonetics, phonetic law, German consonantism, аllophonic variation, talkspurt segmentation, phoneme, acoustic properties of speech sounds, auditory interpretation, аllophonic signs, German phonetic law.

Теория и практика обучения иностранному языку, закономерностей перераспределения, преобразования общелингвистические и народнохозяйственные задачи информации непрерывно меняющегося речевого потока поставили во всей важности и сложности проблему рас- в дискретные лингвистические элементы - фонемы [I]. познания речи. Камнем преткновения на пути успеш- Основой современных речевых исследований явного решения этой проблемы является вопрос сегмен- ляется рассмотрение устной речи как одного из видов тации или членения потока речи, то есть установление функционально-двигательного комплекса с включением

Gordeeva Tatyana Aleksandrovna, Bashkova Liliya Rafikovna, Khomiakov Yevgeny Alekseevich pedagogical

ALLOPHONIC VARIATION OF GERMAN CONSONANTISM AND ISSUES OF INTENSIFIED ... sciences

когнитивной составляющей. Особое внимание уделяется психофизиологическим коррелятам речи, их оценке и использовании в прикладных целях [2].

Известно, что в потоке речи имеет место явление коартикуляции, то есть звуковой редукции или приспособления артикуляции одного звука к артикуляции другого рядом стоящего звука. Поэтому при работе над немецким произношением следует учитывать то обстоятельство, что в речи при изменении основных акустических характеристик звуков изменяются и их фонетические признаки.

В целях решения задачи определения слуховых коррелятов стыковых участков в звучащей речи проводился аудитивный анализ аллофонического варьирования немецкого консонантизма. Данный эксперимент проводился с участием двух групп аудиторов. В первую группу вошли носители немецкого языка - студенты Берлинского университета. С целью выявления различий в слуховой интерпретации исследуемых явлений была привлечена вторая группа испытуемых, не являющихся носителями немецкого языка. Как показали ранее проводимые исследования, слуховое восприятие звуков речи зависит от языкового опыта воспринимающего, а языковая система является определяющим фактором в процессе восприятия звучащей речи [3, 4].

На начальном этапе нашего исследования для прослушивания аудиторам предъявлялись квазистационарные звуковые участки и предлагалось опознать анализируемые звуки, находящиеся в пред- и застыковой позиции в экспериментальных текстах. Далее к анализируемым квазистационарным участкам добавлялся переход и также проводилась их идентификация.

На следующем этапе экспериментально-фонетического исследования изучались следующие артикулятор-но-слуховые признаки стыковых сегментов: длительность, наличие голоса, напряженность, наличие шума, признак места образования, а также проводился перцептивный анализ этих признаков в зависимости от типа и компонентов стыка.

Рассмотрение результатов слухового анализа осуществлялось в три этапа.

На первом этапе выявлялась возможность идентификации фонемной принадлежности стыковых согласных, занимающих пред- и застыковую позиции в различных типах стыка с опорой на квазистационарный участок и с добавлением переходных участков.

На втором этапе устанавливались тенденции в восприятии артикуляторно-слуховых признаков анализируемых согласных.

На третьем этапе исследовалась слуховая идентификация звукового сегмента-стимула с точки зрения ее зависимости от изменения типа стыка и от позиции в стыке.

Результаты перцептивного анализа выявили основные тенденции в восприятии артикулярно-слуховых признаков двух категорий согласных - сонантов и аффрикат, позволили установить фонологически релевантные и фонологически не релевантные артикулярно-слу-ховые признаки стыковых звуков, а также проанализировать слуховую выраженность пограничных аллофонов и ее зависимость от типа стыка, позиции на стыке анализируемого сегмента и наличия определенного типа границ между лексическими единицами.

Звуковые стимулы вычленялись в звучащих текстах (на анализируемых участках лексико-морфологических единиц) и записывались попарно для последующего их предъявления аудиторам. Минимальные пары составлялись с учетом следующих условий:

1) наличия сходного фонетического окружения;

2) позиции каждого анализируемого звукового стимула во фразе;

3) наличия одинакового количества слогов в слове.

Таким образом, было составлено и проанализировано 136 минимальных пар типа: erleben - ihr Lehben; er-186

zählen - mit der Zahl и т.п.

В ходе проведения перцептивного вида анализа аудиторами была продемонстрирована возможность идентификации фонемной принадлежности анализируемых стыковых аллофонов в качестве I и II компонентов стыка с опорой как на квазистационарный участок, так и с добавлением перехода.

Результаты аудитивного вида анализа показали наличие фактора категориальности восприятия немецкого консонантизма. Это выражалось в том, что в обеих группах испытуемых регулярно отмечались замены одной категории звуков на другие. Также было установлено, что эти замены имели различный характер в зависимости от принадлежности испытуемых к той или иной фонологической базе языка [5]

Так, например, аудиторы-немцы более точно идентифицировали аффрикаты, а при идентификации сонантов у них возникали определенные трудности. У аудиторов-русских наблюдалась обратная картина. Этот факт подтвердил наличие языковой категориальности на уровне слуховой перцепции.

В ходе проведения анализа было установлено, что предъявленные аффрикаты показали высокую степень опознаваемости по своим собственным характеристикам. При идентификации бокового с опорой на его квазистационарную часть и средней длительности стимула в 20-100 мс ни один из предъявленных аудиторам стимулов не был идентифицирован в качестве бокового. Аудиторы характеризовали их как «треск», «щелчок» или приступ гласного. В некоторых случаях испытуемые называли другие звуковые категории.

Полученные данные позволили сделать вывод о том, что основная информация о принадлежности стимула к фонетической категории сонантов на анализируемых стыковых участках заключена не на квазистационарном участке, длительность которого, в силу специфики экспериментального материала - звучащих текстов - достаточно мала, а на участке, включающим также и переход.

Причина значительного усложнения опознаваемости бокового при наличии только его квазистационарного участка объясняется фактом увеличения на стыковых участках анализируемых лексических единиц компрессии такой физической характеристики звуков, как длительность, что приводит к интенсификации степени коартикуляции в звучащем тексте.

Полученные результаты согласуются с данными, имеющимися в литературе. Известно, что правильное опознание целого ряда согласных по их собственным характеристикам без соседнего гласного невозможно. Это объясняется в первую очередь их малой длительностью. Если принять, что постоянная времени человеческого слуха 50 мс, то, следовательно, звуки с меньшей длительностью не могут быть адекватно опознаны [6, 7,8].

Результаты данного вида анализа позволяют дать конкретные практические рекомендации по корректировке обучения фонетике немецкого языка, которые в значительной степени способствуют повышению интенсификации обучения иностранному языку в вузе. Так, например, в комплекс фонетических упражнений вводятся данные об аллофоническом варьировании сонантов и аффрикат (например, соотношение длительности и напряженности на различных лексико-морфологиче-ских границах), которые направлены на развитие навыков правильной репрезентации и идентификации алло-фонических признаков в динамике речи, что в немалой степени способствует выработке у обучающихся естественной произносительной нормы немецкого языка.

Кафедра романо-германской филологии Пензенского государственного университета имеет богатый и обширную практику преподавания фонетики студентам лингвистических специальностей. На кафедре разработан и успешно применяется в обучении спецкурс «Интернет как средство обучения иностранному языку». Функциональной базой для использования данно-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

Гордеева Татьяна Александровна, Башкова Лилия Рафиковна, Хомяков Евгений Алексеевич АЛЛОФОНИЧЕСКОЕ ВАРЬИРОВАНИЕ НЕМЕЦКОГО КОНСОНАНТИЗМА И ВОПРОСЫ ...

го спецкурса является Мультимедийно-лингафонный класс Шпе1^1^о с программным обеспечением «Норд-2008» на основе web-сайтов, электронной почты и сети Интернет с видеотехнологическими основами действия [9]. Как показывает опыт преподавания иностранных языков [10-15], использование в обучении различных компьютерных - и Интернет-технологий в немалой степени способствует повышению эффективности учебного процесса.

Мультимедийный лингафонный класс «Норд» представляет собой лингафонную лабораторию нового поколения, которая открывает неограниченные возможности для обучения иностранному языку, особенно для современных студентов, желающих работать творчески. Он обеспечивает индивидуальную работу преподавателя со студентом в режиме «Диалог», самостоятельную работу студентов (индивидуальное прослушивание, просматривание обучающих программ любых форматов, свободный и неограниченный выход в Интернет), подключение дополнительных видеоисточников (документ камера, web-камера, спутниковое ТВ и др.).

Компьютерные технологии в обучении иностранному языку, особенно студентов языковых специальностей - это мощный инструмент с неограниченными возможностями индивидуальной и самостоятельной работы, а также доставки, хранения и обработки всех видов информации (текста, звука, графики), наличием программного обеспечения для демонстрации материала, тренировки и самоконтроля.

Вот некоторые из упражнений фонетического комплекса, разработанного на кафедре для самостоятельной работы студентов:

1. Отработка длительности и напряженности сонантов на границах синтагм и фраз перед паузой по сравнению с реализацией сонантов на границе морфем в начальной позиции в составе лексического слова.

Задание. Произнесите сонант на границе синтагм или фраз перед паузой с большей длительностью и с большей напряженностью, чем на границе морфем в составе лексического слова при соотношении 2:1.

2. Отработка длительности и напряженности сонантов на границах синтагм и фраз после паузы по сравнению с реализацией сонантов на границе морфем в конечной позиции в составе лексического слова.

Задание. Произнесите сонант на границе синтагм или фраз после паузы с меньшей длительностью и с меньшей напряженностью, чем на границе морфем в составе лексического слова при соотношении 1:2.

3. Отработка длительности и напряженности сонантов на границе синтагм или фраз перед паузой по сравнению с реализацией сонантов на границе лексем в начальной позиции в составе фонетического слова.

Задание. Произнесите сонант на границе синтагм или фраз перед паузой с большей длительностью и с большей напряженностью, чем на границе лексем в составе фонетического слова при соотношении 2:1.

4. Отработка длительности и напряженности сонантов на границах синтагм и фраз после паузы по сравнению с реализацией сонантов на границе лексем в конечной позиции в составе фонетического слова.

Задание. Произнесите сонант на границе синтагм или фраз после паузы с меньшей длительностью и с меньшей напряженностью, чем на границе лексем при соотношении 1:2.

5. Отработка длительности и напряженности аффрикат на границах синтагм и фраз после паузы по сравнению с реализацией аффрикат на границе лексем в конечной позиции в составе фонетического слова.

Задание. Произнесите аффрикату на границе синтагм или фраз после паузы с большей длительностью и с большей напряженностью, чем на границе лексем при соотношении 1,5:1.

Таким образом, в ходе выполнения приведенных заданий, включенных в спецкурс по обучению фоне-

тике немецкого языка на начальном этапе обучения и постановки иноязычного произношения, присутствует обеспечение наглядности предоставления учебного материала, возможность отработки произношения в различных коммуникативных ситуациях. Подобные виды работ способствуют решению задач реализации социокультурной и коммуникативной функции при изучении иностранного языка, развития творческих способностей, формирования основ учебного взаимодействия преподавателя и студентов, а также повышения мотивации в учебном процессе, обеспечения наглядности предоставления учебного материала, что непосредственным образом сказывается на повышении самооценки и самоконтроля обучающихся.

Практическое применение разработанного комплекса упражнений рекомендовано не только студентам лингвистических специальностей, но и широкому кругу лиц, совершенствующих свой уровень владения иностранным языком в целях успешного осуществления профессионального общения и межкультурной коммуникации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Потапова Р.К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика. - 4-е изд., доп. - М.: Книжный дом «Либроком»/URSS, 2015. - 600 с.

2. Потапова Р.К., Потапов В.В., Лебедева Н.Н., Агибалова Т.В. Междисциплинарность в исследовании речевой полиинформативности. - М.: Языки славянской культуры, 2015. - 352 с.

3. Потапова Р.К., Линднер Г. Особенности немецкого произношения. - М.: Высшая шк., 1991. - 192 с.

4. Гордеева Т.А. Система просодических пограничных сигналов в литературном немецком языке Германии, Австрии, Швейцарии // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2008. - № 2. - С. 89-98.

5. Гордеева Т.А. Фонолого-фонетические особенности немецкого звукового строя // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 1 (21). - С. 94-101.

6. Потапова Р.К., Потапов В.В. Речевая коммуникация: От звука к высказыванию. - М.: Языки славянских культур, 2012. - 463 с.

7. Поспелов Б.В. Гласные звуки в инструментальных и слуховых измерениях. - М.: УРСС, 2002. - 211 с.

8. Гордеева Т.А., Таньков Н.Н., Тишулин П.Б., Дурина О.А. Segmentale Spezifik im Gegenwärtigen Standarddeutsch in Deutschland, Österreich und der Schweiz // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 2 (6). - С. 192-197.

9. Гордеева Т.А., Тишулин П.Б., Таньков Н.Н., Кукина Н.М., Луценко Р.С. Интернет как средство обучения иностранному языку: Учебно-методическое пособие к спецкурсу. - Пенза: ПГУ, 2010. - 75 с.

10. Смирнова Е.В. Аспекты личностно-ориенти-рованного обучения при использовании средств икт в образовательном процессе по иностранному языку // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 3337.

11. Сидакова Н.В. Использование профессионально-ориентированных аутентичных материалов в обучении иностранному языку студентов технических специальностей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 154-157.

12. Куликова И.В. Интерактивные методы при обучении студентов технического вуза иностранному языку // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 112-116.

13. Смирнова Е.В. Индивидуально-психологический аспект в преподавании иностранного языка при использовании электронных средств учебного назначения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 408-411.

14. Амитрова М.В., Гусарова Ю.В., Нелюбина Е.А.,

Gordeeva Tatyana Aleksandrovna, Bashkova Liliya Rafikovna, Khomiakov Yevgeny Alekseevich ALLOPHONIC VARIATION OF GERMAN CONSONANTISM AND ISSUES OF INTENSIFIED ..

pedagogical sciences

Садчикова Я.В. Оптимизация процесса обучения иностранному языку за счет использования облачных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 54-58.

15. Куликова И.В. Развитие речемыслительных способностей студентов при работе с учебным гипертекстом на иностранном языке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 74-77.

Статья поступила в редакцию 19.01.2018

Статья принята к публикации 27.03.2018

188

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.