Научная статья на тему '"АЛЛИЛУИА" СОФИИ ГУБАЙДУЛИНОЙ: ДРАМАТУРГИЯ И СЕМАНТИКА ПАРТИИ ЦВЕТА'

"АЛЛИЛУИА" СОФИИ ГУБАЙДУЛИНОЙ: ДРАМАТУРГИЯ И СЕМАНТИКА ПАРТИИ ЦВЕТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
19
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБСОРБЦИЯ / АНАФОРА / ЕВХАРИСТИЯ / КОНЦЕПТУАЛИЗМ / ЭПИКЛЕЗА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шириева Надежда Велеровна, Дыганова Елена Александровна

Статья посвящена исследованию драматургии и семантики партии света в «Аллилуие» Софии Губайдулиной. Присутствие цвета в качестве стабильного самостоятельного компонента композиции, наделённого определённой семантической функцией и усиливающей восприятие музыкального текста сочинения, объясняется в ракурсе царящих в искусстве постмодерна концептуалистических тенденций. Анализ символики цветов и их сочетаний производится преимущественно с позиции библейской и иконописной цветовой символики с привлечением системы динамического сопряжения цветов В. Кандинского, цветовых психологических тестов М. Люшера, М. Пфистера, Р. Хейса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"HALLELUIAH" BY SOPHIA GUBAIDULINA: DRAMATURGY AND SEMANTICS OF THE COLOUR PART

The article is devoted to the research of the dramaturgy and semantics of the colour part in Sophia Gubaidullina’s «Halleluiah». The presence of colour as a constant independent component of the composition, possessing a certain semantic function and intensifying the perception of the music of the composition, is explained from the position of conceptualistic tendencies dominating postmodern art. The analysis of the colour symbolics and their combinations is carried out with reference to Biblical and icon-painting colour symbolics, the system of V. Kandinsky’s dynamic integration of colours, and psychological colour tests of M. Luscher,M. Pfister, R. Heiss.

Текст научной работы на тему «"АЛЛИЛУИА" СОФИИ ГУБАЙДУЛИНОЙ: ДРАМАТУРГИЯ И СЕМАНТИКА ПАРТИИ ЦВЕТА»

© Шириева Н. В., 2015 © Дыганова Е. А., 2015

УДК 784.5

«АЛЛИЛУИЯ» СОФИИ ГУБАЙДУЛИНОЙ: ДРАМАТУРГИЯ И СЕМАНТИКА ПАРТИИ ЦВЕТА

Статья посвящена исследованию драматургии и семантики партии света в «Аллилуие» Софии Губайдулиной. Присутствие цвета в качестве стабильного самостоятельного компонента композиции, наделённого определённой семантической функцией и усиливающей восприятие музыкального текста сочинения, объясняется в ракурсе царящих в искусстве постмодерна концептуалистических тенденций. Анализ символики цветов и их сочетаний производится преимущественно с позиции библейской и иконописной цветовой символики с привлечением системы динамического сопряжения цветов В. Кандинского, цветовых психологических тестов М. Люшера, М. Пфисте-ра, Р. Хейса.

Ключевые слова: абсорбция, аллилуия, анафора, Губайдулина, евхаристия, концептуализм, монохромия, полихромия, программность, цветоформа, эпиклеза

Софию Губайдулину, автора многочисленных сочинений, получивших мировое призвание и исполняемых лучшими музыкантами мира, по праву можно причислить к композиторам, определяющим лик современного музыкального искусства.

Одним из наиболее ярких сочинений в творческом наследии автора является «Аллилуия» для солистов, хора, оркестра и цветового проектора. Данное произведение неоднократно служило объектом исследовательского внимания крупнейших российских и зарубежных учёных-музыковедов, специализирующихся на творчестве Софии Губайдулиной — В. Холоповой, В. Ценовой, Михаэля Куртца и др. Интерес учёных к «Аллилуия» был вызван своеобразием фактурного рельефа сочинения, экспериментами композитора в обла-

сти сонористики, а также новой для того времени партией светового проектора или цветовой строкой (Farbe).

Оригинальность концепции С. Губайдулиной в «Аллилуие» состоит в присутствии цвета в качестве стабильного самостоятельного структурного элемента композиции, наделённого определённой семантической функцией, усиливающей восприятие музыкального текста сочинения.

В своём эксперименте Губайдулина опирается на теорию абсорбции, суть которой заключается в том, что восприятие нами определенных цветов зависит от соотношения отраженных и поглощенных лучей. Пропорции соответствуют интенсивности цвета и расположены слева направо от более интенсивных к менее интенсивным:

желтый 7:1

оранжевый 6:2

красный 5:3

зеленый 4:4

голубой 3:5

синий 2:6

фиолетовый 1:7

Следует заметить, что цветовая строка, как новый композиционный элемент сочинения, рассматривалась искусствоведами с различных позиций. Так, В. Ценова в монографическом исследовании «Числовые тайны Софии Губайдулиной» обращает внимание на соответствие временных соотношений цветов и длительностей crescendo и diminuendo, выражаемых в четвертях, что, по ее мнению, «позволило Губайдулиной установить связь между цветовой интенсивностью и музыкальным временем» [17, с. 27].

Аналитический ракурс, в котором рассматривает партию Farbe В. Холопова, основан на интерпретации Губайдулиной белого цвета как символа жертвы: «чтобы возник какой-либо цвет

радуги, белый луч, падая на поверхность, должен потерять часть своих составляющих» [13, с. 266].

Однако выполненный вышеназванными музыковедами анализ цветовой строки в одном исследовании концентрирует внимание только на феномене ритмоформы цветовой партитуры (В. Ценова), а в другом затрагивает проблему символики цвета в обобщенном виде (В. Холо-пова), оставляя за кадром собственную семантику каждого из используемых Губайдулиной цветов, логику и смысл их сочетаний, — то есть тот компонент музыкального сочинения, позволяющий рассматривать «Аллилуиа» как «"цвето-музыкальную драму", в которой главной "сюжетной линией" является световая партия, и в кото-

рои принимают участие персонажи — цвета» [16].

Идея световоИ композиции музыкального произведения, нашедшая свое оригинальное воплощение в «Аллилуие», безусловно, не нова в истории современной музыки. Цвето- и светомузыкальные эксперименты ставили А. Скрябин, А. Шёнберг, И. Стравинский, Р. Щедрин, К. Штокхаузен, П. Булез, В. Щербачев, Я. Ксе-накис, А. Шнитке, Г. Банток, А. Ласло, М. Бело-дубровский, Ж.-М. Жарр и др. Помимо усиления психоэмоциональных ощущений, вызываемых восприятием музыки и цвета, композиторов остро интересовала семантика цветов светового луча. Использование определённых цветовых сочетаний, призванных выразить художественную идею сочинения, его «эйдетическую модель», находилось в русле концептуалистского течения, сложившегося в искусстве 1960-1980-х годов. Как пишет Г. В. Григорьева, «концептуальный аспект произведения — это его новая программность, под которой подразумевается любой характер "направляющего" авторского пояснения». И далее: «новая программность предполагает прежде всего некий код для организации смысловой формы музыки» [2, с. 24].

В качестве таких кодов композиторами используются как музыкальные параметры (например, определённая форма произведения, способ организации музыкальной материи, гармония и т. д.), так и немузыкальные «объекты». Среди последних можно назвать храм, введенный А. Кнайфелем в партитуру сочинения «Восьмая глава. Cantium canticorum», стихи Ф. Гёльдерли-на, выписанные над партитурой Л. Ноно «Fragmente — Stille, an Diotima», числовую символику, широко употребимую Дж. Кейджем, А. Бергом, А. Кнайфелем, П. Булезом, А. Шнитке, С. Губай-дулиной и др. Сюда же можно отнести и опыты композиторов по созданию цветовой партитуры.

Концепцией сочинения «Аллилуия» С. Гу-байдулиной послужило таинство Евхаристии. Евхаристия означает «благодарение». Смысл ее содержится в заключении Иисусом Нового Завета (т. е. «Договора») на Тайной вечери, суть которого состоит в том, что Христос ценою собственной жизни искупает грехи человечества. Выкупленные Его жертвой люди имеют возможность приобщиться спасению посредством благодарственного воспоминания, правила которого заложены самим Христом: «Сие творите в мое воспоминание» [7, Лк 22:19].

Этот концепт обусловил драматургическую конструкцию сочинения: в названиях большинства частей отражена структура Евхаристического

канона. Так, первая, вторая, третья и седьмая часть носят названия «Исповедь и покаяние», «Приготовление хлебов», «Анафора», «Аллилуиа». Названия четвёртой и пятой части — «Дисан-гелие» и «Мария прядёт пурпурную багряницу» — не соответствуют воспроизводимой обрядовой логике, сохраняя при этом сакральный смысл.

Рассматривая цветовую строку в качестве неотъемлемой составляющей драматургического замысла сочинения Губайдулиной, попытаемся выяснить, использует ли композитор конкретные цвета в зависимости от евхаристического программного кода или цветовое решение здесь имеет собственную семантику.

Сопоставление применяемых С. Губайду-линой соотношений цветов только лишь с библейской символикой обнаружило недостаточность последней для расшифровки значения строки Farbe в партитуре. В связи с этим мы посчитали целесообразным привлечь к анализу учение о цветовом хроматизме, систему динамического сопряжения цветов В. Кандинского, цветовые психологические тесты М. Люшера, М. Пфисте-ра-Р. Хейса.

Первая часть «Исповедь и покаяние» сопровождается динамикой оранжевого цвета — этот оттенок образуется смешением жёлтого и красного цветов. Согласно В. Кандинскому, «желтый есть типично земная краска» [5, с. 44], которая «почти осязаемо приближается к человеку» [там же, с. 41]. При усилении красного цвета жёлтым в полученном оранжевом цвете «красное приводится к порогу движения лучеиспускания, растекания в окружности» [там же, с. 48]. Художник сравнивает оранжевый цвет с человеком, убеждённым в своих силах [там же, с. 48]. По М. Лю-шеру оранжево-красный цвет «символизирует силу воли и является эксцентричным (направленным вовне), активным» [6, с. 7]. В тесте цветных пирамид М. Пфистера-Р. Хейса оранжевый цвет трактуется прежде всего как «цвет телесности» [19, S. 31]. Таким образом, использование С. Гу-байдулиной символики оранжевого цвета в первой части может интерпретироваться с позиции проявления «силы механизмов "Я"» (Я. Обухов) [9, с. 28].

Появление голубого цвета во второй части сочинения «Приготовление хлебов» можно объяснить с позиций библейской символики, где этот цвет используется для отображения небесного, божественного начала. Смена «эксцентричного» оранжевого цвета голубым уже в самом начале сочинения обозначает оппозицию «Человек — Бог», проводя границу между дольним и горним, имма-

нентным и трансцендентным. Потусторонность семантики голубого цвета подчеркивает и Кандинский, у которого он предельно отдалён от человека, становясь к нему «далёким и безразличным, как высокое и голубое небо» [5, с. 45].

Вслед за голубым цветом возникает желтый. О «приземленности» желтого в восприятии Кандинского уже упоминалось выше. В подтверждение нашей гипотезы о том, что желтый цвет в «Аллилуие» принадлежит к группе цветов, обозначающих человеческое начало, можно привести в пример трактовку желтого Р. Хейсом и Х. Хильтманом в цветных пирамидах М. Пфи-стера. Ученые-психологи трактуют этот цвет как «живую <...> экстраверсию и универсальную силу побуждения и активности» [19, S. 31]. В тесте Люшера выбор жёлтого цвета связывается с надеждами, ожиданиями, стремлением вперёд — то есть с проявлением свойств человеческого бытия.

Музыкальным эквивалентом оппозиции семантических значений голубого и жёлтого цветов служит темброво-драматургическое решение этого части. «Рваные» кластеры струнных на фоне ровного звучания органа образуют символ — противостояние бренности мятущейся человеческой сути вечности Божественного мироздания (пример 1).

Появление после желтого цвета зелёной краски является логичным с точки зрения учения о хроматизме цветов, в котором зелёный является результатом смешения голубого и жёлтого тонов. Слияние двух этих диаметрально противоположных красок дает, по Кандинскому, идеальное равновесие [5, с. 41], сообщает совершенное спокойствие, гармонию. Это цвет Абсолюта. Неслучайно зелёный цвет в Откровении Иоанна Богослова является одним из цветов Бога: «И Сей сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» [7, Откр. 4:3]. Под ясписом и смарагдом, как правило, понимались камни зеленого цвета: зелёная яшма, нефрит, жадеид, изумруд [12].

Возникновение в конце второй части «Ал-лилуии» оранжевого цвета можно расценить как некую репризу, завершающую первую фазу развития цветоформы цикла. Одновременно это становится сигналом к переходу в следующее измерение драматургического пространства.

В третьей части «Анафора» довольно продолжительный отрезок звучания сопровождается зелёным цветом. Возникновение затем красного цвета и «охлаждение» его синей краской предвосхищает новое «цветовое событие» — появление в следующей части фиолетового тона.

Размышляя о семантике красного и синего цветов, отметим, что у Кандинского красный цвет «носит <.> материальный характер» [5, с. 46]. Художник отмечает внутреннее воздействие красного как живой, жизненной краски, обнаруживающей «при всей своей энергии и интенсивности <...> определенную ноту почти планомерной необыкновенной силы» [там же, с. 45]. У Люшера «красный цвет выражает витальную силу и энергию вегетативного возбуждения» (цит. по: [9, с. 39-47]). В христианской живописи красный цвет также считается «цветом животворного тепла» и трактуется как «символ жизни» [13]. Помимо этого, красный — это цвет крови, символ мученичества.

Синий цвет Кандинский называет «типично небесной краской» [5, с. 41], отмечая главное её свойство — склонность к углублению, «зовущую к бесконечному, ... к сверхчувственному» [там же, с. 40]. Люшер связывает темно-синий цвет с религиозно-медитативной установкой. Данная трактовка созвучна значению синего в христианском искусстве, в котором он символизировал Божественную непостижимость.

Впервые появляющийся в четвертой части фиолетовый цвет в христианском искусстве и символике интерпретируется по-разному. Образуемый смешением красного и синего тонов, в цветовой гамме готических церковных витражей он выражает борьбу духа с плотью. Говоря о средневековом витражном искусстве, Оливье Мессиан отмечает в нем двойственную семантику фиолетового (или лилового), оттенки которого означали любовь к истине (лиловый с доминирующим красным) или истину любви (лиловый с доминирующим синим) [10]. Также в христианском религиозном культе фиолетовый цвет связывается с идеей покаяния, искупления, самоуглубления [12]. Такой трактовке соответствует «слышание» этого оттенка Кандинским, у которого фиолетовый «звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное» [5, с. 48].

Фиолетовому цвету противостоит желтый. Губайдулина «сталкивает» цвета-антагонисты в символическом противоборстве, выраженном средствами цветовой динамики. В контексте негативного смысла названия («Дисангелие» в переводе с греческого — «дурная весть») «борьба» жёлтого и фиолетового цветов отражает кризисное состояние человека — сопротивление его греховной природы божественному присутствию.

Темброфактурный план здесь аналогичен второй части. Однако композитор, стремясь еще более усилить напряжение, в кульминации отключает оркестр, оставляя лишь ударную группу и резко звучащий тритон в партии хора (пример 2).

Пятая часть «Мария прядёт пурпурную багряницу» представляет собой разительный контраст с четвёртой. Использование Губайдулиной в этом разделе «Аллилуия» состава из маримбофо-на, женских голосов и флейт разряжает сгустившуюся «атмосферу» предыдущей части, одновременно сообщая сонорно-полифонической ткани колористическое наполнение. Звучание легких, светлых тембров, вариативность фактурных компонентов, высокий регистр звучности — все эти свойства, усиленные присутствием пурпурного цвета, создают эффект яркой, искрящейся, переливающейся разными оттенками материи.

Однако было бы неверным утверждать, что роль света здесь сводится исключительно к изобразительности (или, лучше сказать, — к иллюстративности). Безусловно, появление пурпурного цвета в пятой части обусловлено её названием. Пурпурная багряница — это торжественная мантия монархов, символ царской власти. Багряница была надета на Христа римскими воинами с целью его осмеяния. Впоследствии она стала символом царства Христова, знаком его мученичества.

Однако известно, что пурпурным цветом в древности считался не насыщенный тёмно-красный цвет, ассоциируемый с этой краской в более позднее время, а фиолетово-сиреневый. То есть появление этого цвета в контексте цветовой драматургии «Аллилуии» означает победу фиолетового над желтым цветом. И утверждением этой победы является соединение двух цветов, символизирующих две первые ипостаси Троичности: на фоне доминирующего пурпура (Бог-Сын) возникает зелёный цвет Бога-Отца.

В шестой части «Эпиклеза» цветовая строка впервые делится на четыре самостоятельные партии, где зеленый цвет представлен «органным пунктом» на протяжении всего звучания, а каждая из трех оставшихся световых партий являет собой последовательность определенных цветов спектра. Особенный интерес представляет первая цветовая партия, где последовательно возникают цветовые соотношения:

1) третьей части (красный - голубой)

2) второй части (оранжевый - синий)

3) четвертой части (желтый - фиолетовый)

Трехкратную повторность этой последовательности можно сопоставить с трижды произносимой молитвой, которой начинается эпиклеза: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа».

Постепенно, с приближением к кульминации, партия цвета начинает приобретать солирующую функцию благодаря ритмической организации включений цветов. Сначала композитор использует для этого ряд Фибоначчи, а затем (в кульминационной зоне) ритмические пропорции уступают место цветовой алеаторике, «созвучной» свободной импровизационности оркестра и предельной полифонизации партии хора. Конечная цель, которой, по-видимому, добивалась Губайдулина — создание звукового и колористического хаоса, — эффект, вызывающий ассоциации со стохастическими композициями Ксенакиса.

В момент, когда развитие достигает своего пика, звучность «обрушивается» вниз до полного исчезновения, а красочную феерию сменяет

жесткая оппозиция белого и чёрного цветов. Уже имевший место в четвёртой части цветовой «стоп-кадр» достигает в конце «Эпиклезы» экстремальной смысловой наполненности, так как белый и чёрный цвета не имеют оттенков и однозначны по своей семантике. У Кандинского белое означает «символ мира, где исчезли... все материальные свойства и субстанции» [5, с. 44], в то время как черное — это «вечное молчание без будущего и без надежды» [там же]. Мерцание белого цвета на фоне сплошного черного означает предельное разведение двух миров — сакрального и профан-ного, — и связанное с этим противопоставление вечности и временности, бесконечности и конечности, веры и неверия, святости и греховности и т. д.

«Соло» чёрного и белого цветов сменяется полихромной проекцией на потолок, которая воспроизводит очерёдность возникновения цветов с первой по четвёртую части цикла: жёлтый, оранжевый, голубой, зелёный, красный, синий,

фиолетовый (пример 3). Возникающее на фоне чёрной краски семицветье ассоциировано композитором с библейской радугой, появляющейся после Всемирного потопа как символ примирения, как «знамение Завета между Богом и Человечеством» [3]. Главным в идее радуги для Губайдулиной является момент объединения. Это та «точка, куда сливается житейское множество, единство с Всевышним» [там же]. Неслучаен потому и финал сочинения, в котором все многообразие тембровых звучаний хора и оркестра сводится к унисону как звуковому символу этого единства. Цветовая семантика заключительной части цикла адекватна воссоздаваемой идее.

Окончание «Аллилуии» монохромно, композитор сопровождает его присутствием светло-лилового цвета. Этот оттенок фиолетового используется в средневековой живописи и древней иконографии: на картинах и иконах данного исторического периода, изображающих Страсти Господни, Христос предстаёт в лиловых одеждах. Глубокое значение, придаваемое цветовой символике религиозным художественным искусством, даёт возможность трактовать появление светло-лилового цвета в значении Жертвы, принесенной Христом во имя любви к человеку. Подтверждением того может служить используемая Губайдулиной цитата древнерусского гимна «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи» (пример 4). Первый и единственный раз в «Ал-лилуие» появляется полноценный текст. И текст этот — литургический, смысл и функция которого в богослужебном ритуале заключается в благодарении причастников Христа за великую Его Жертву, принесённую им ради людей, в воспоминание которой и происходит обряд Святого Причастия.

Как показал семантический анализ партии цвета «Аллилуи» Софии Губайдулиной, смысловая информация строки Farbe вписана в драматургический контекст сочинения. При этом композитор не ставила задачу «раскрасить» цветом звучащую музыку. Цветовая партитура выступает в роли композиционной модели как «целостной и абстрактной схемы, логической развертки заранее представленного процесса развития» [11, с. 92]. Взаимоотношения цвета и звука нельзя рассматривать исходя из принципа первостепенности или второстепенности того или другого компонента. Связь между ними формируется на глубинном уровне — в структуре эсхатологических мифов, к которым можно отнести Евхаристию. Архетипический протосю-жет «возрождение через смерть» находит свое

автономное выражение как в музыкальной форме, так и в партии цвета. Вероятно, этим можно объяснить тот факт, что, зачастую, музыкальный материал не соотносится напрямую с цветовой драматургией (таковы первая, третья и шестая части). Наиболее ярким доказательством служит центральный эпизод «противоборства» черного и белого цветов с последующей «радугой», который по замыслу Губайдулиной происходит в полной тишине. Таким образом, можно предположить, что визуально-ассоциативный ряд здесь признается автором в качестве наиболее адекватного средства, воздействующего на восприятие слушателей-зрителей.

При этом символьность, заложенная в партии Farbe, явственно коннотирует с общей сакральной концепцией сочинения, которую можно охарактеризовать фразой «от скорби к восхвалению». В световой партитуре находит воплощение главная идея, заложенная для композитора в искусстве, — идея выявления и изживания трагического. «Изживание трагического состояния очень болезненно... Боль вдруг выводится в план сознательного, просветляется и структурируется. И только тогда наступает катарсис», — говорит С. Губайдулина [4]. И ясным выражением этой идеи в «Аллилуие» для композитора послужил синтез звуковых и визуальных средств, когда музыка и цвет сливаются в едином пространстве, способствуя целостному восприятию сочинения.

Литература

1. Ванечкина И. Л., Галеев Б. М. О синестезии Романтизма: поэзия и музыка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://synesthesia. prometheus.kai.ru/sinRomant_r.htm (дата обращения: 08.07.2014).

2. Григорьева Г. В. Новые эстетические тенденции музыки второй половины XX века. Стили. Жанры. Направления // Теория современной композиции. М.: Гос. институт искусствознания, 2005. С.23-40.

3. Губайдулина С. А. Мы, сочинители, больше востребованы сейчас, чем в XVIII-XIX веке // Интервью Софии Губайдулиной Виктору Александрову на радио «Орфей». 13.04.2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.muzcentrum.ru/news/2012/04/item6184. html (дата обращения: 15.01.2014).

4. Дусаев О. С. В конце нашей беседы София Губайдулина призналась. // Новое время (The New times). 05.03.2007. № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newtimes. ru/articles/detail/13463 (дата обращения: 18.01.2014).

5. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. Л., 1989. 58 с.

6. Люшер М. Цветовой тест. М.: Эксмо, 2003. 192 с.

7. Новый завет Господа нашего Иисуса Христа. М.: Протестант, 1991. 366 с.

8. Обухов Я. Л. Символдрама. Кататимно-има-гинативная психотерапия детей и подростков. М.: Эйдос, 1997. 112 с.

9. Обухов Я. Л. Красный цвет // Журнал практического психолога. 1996. № 5. С. 39-47.

10. Самюэль К. Беседы с Оливье Мессианом: в 7 главах. Глава 2-я. Париж, 1968 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://musstudent.ru/ biblio/82-music-history/samuel-omessiaen/70-klod-samyuel-besedy-s-olive-messiaen-perevod-s-fr-1968-glava-2.html (дата обращения: 17.07.2014).

11. Соколов А. С. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. М., 1992. 231 с.

12. Федоров Ю. А. Беседы о церковном искусстве. Беседа № 7: Символика камня в церковном ювелирном искусстве. Часть 2-я // Jewelry Garden (Ювелирный Сад). 2005. № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.feodorov.ru/public08.htm (дата обращения: 17.01.2014).

13. Федоров Ю. А. Беседы о церковном ювелирном искусстве. Беседа 3: Символи-

ка цвета в христианском искусстве // Московский Ювелир. 2005. № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.fe-odorov.ru/public03.htm (дата обращения: 17.01.2014).

14. Холопова В. Н. София Губайдулина. 3-е изд., доп. М.: Композитор, 2011. 408 с.

15. ЦветковМ. В. «Аллилуйа» С. Губайдулиной: опыт анализа цветовой строки: дипл. работа. Казань, 1997. 70 с.

16. Цветков М. В. Светомузыкальный эксперимент композитора [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://triak.narod.ru/kazan.htm (дата обращения: 08.07.2014).

17. Ценова В. С. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной: монографическое исследование. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2000. 200 с.

18. Шириева Н. В. О некоторых особенностях полифонизации музыкальной фактуры в «Аллилуие» Софии Губайдулиной // Филология и культура. 2014. № 4 (38). С. 293-297.

19. Heiss R., Halder P. Der Farbpyramidentest. Bern: Huber, 1951. 158 S.

20. Kurtz M. Sofia Gubaidulina: a biography (Russian Music Studies). 1st English Ed., Rev. and Expanded edition (October 31, 2007). Publisher: Indiana University Press. 360 p.

Приложение

Пример 1

Пример 2 29

Пример S 30

Пример 4

© Петров В. О2015

УДК 786/789

О КОНЦЕПЦИИ СВЕРХЦИКЛА «Ягггггг...» МАУРИСИО КАГЕЛЯ

Статья посвящена рассмотрению концепции сверхцикла Маурисио Кагеля «Ягггггг...». Рассматривается содержательный уровень произведения, основные используемые композитором техники, оригинальные исполнительские приемы.

Ключевые слова: Кагель, техника композитора, концепция, постмодернизм, сверхцикл, современная музыка

Творчество одного из ярчайших авангардистов ХХ века Маурисио Кагеля, как известно, включает в себя произведения разных жанров. Но все они настолько оригинальны и имеют свою смысловую нагрузку, свой концепт, что возникает также и большая стилевая разноголосица, характеризующая наследие композитора. Кагель как представитель постмодернизма в музыке прибегал не только к характеризующей его (постмодернизм) интертекстуальности (приведем в пример наличие точного и искаженного цитирования произведений Л. Бетховена в пьесе «Людвиг ван» (1970), Ноктюрна № 13 Ф. Шопена в пьесе «Ре-читативарии» (1972)), но и использовал нормативы полярных стилистических направлений. Не обошел он стороной алеаторику («Матч» (1965)), сонорику (оратория «Святой Бах» (1985)), минимализм («Вросший ноготь» (1972)); стал одним из основателей такого магистрального для современной музыки жанра, как инструментальный театр («Зигфрид» (1971), «Серенада» (1995)), творил в русле хепенинга («музыкально-спортивное мероприятие на открытом воздухе» «Бриз» (1996)). Преобладание новаций над традициями составляет, пожалуй, самый главный критерий его наследия (о стиле композитора см. наши работы: [1; 2; 3; 4; 5]).

Одним из таких примеров является опус «Кгггггг...» (1980-1982) — сверхцикл, состо-

ящий из 41 пьесы. Идея и количество пьес почерпнуты композитором в прочитанном им «Музыкальном словаре» Ф. Хирша (1977). Кагель решил взять за основу образа пьес все понятия, представленные в словаре и начинающиеся на одну букву. Этой буквой стала «г». Следовательно, названия пьес могут воплощать собой название какого-либо жанра, музыкального стиля, средства музыкальной выразительности, темпа, исполнительского приема, музыкальной системы и т. д., а также — явления и образы, так или иначе связанные с музыкой в целом. Кагель говорил о том, что в процессе сочинения цикла представлял себе автора подобного словаря, который в короткие сроки должен его составить; в его сознании все перемешалось, а все понятия стали взаимодополняемыми: «Меня всегда интересовало вот какое обстоятельство: уверенность человека в том, что он якобы услышал в музыке. Композиция "Ррррррр..." — это обращение к отсутствующему воспоминанию слушателя. Слушатель постоянно находится в ситуации узнавания, он не сомневается, что это он слышал — но он этого никогда не слышал. Это парфюм истории музыки, я сочиняю с помощью этого запаха. Это программирование воспоминания» (цит. по: [6]). Другими словами, композитор в большинстве пьес принципиально «отправляет» слушателя к тем феноменам музыкального искусства,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.