Научная статья на тему 'Allen J. L. opus dei. N. Y. : Doubleday religion, 2005. 416 p'

Allen J. L. opus dei. N. Y. : Doubleday religion, 2005. 416 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Allen J. L. opus dei. N. Y. : Doubleday religion, 2005. 416 p»

Как явствует из книги, на Западе феноменология религии выступала не только как религиоведческая дисциплина (возможно, центральная, структурообразующая), но и как пропедевтика теологии. «В неофеноменологии религии Гантке теология и эмпирическое религиоведение совмещаются с помощью постклассической модели науки» (С. 82). Это значит, что и данная книга, и рассматриваемая в ней интеллектуальная традиция представляют существенный интерес и для религиоведов, и для философов, и для богословов.

К. М. Антонов

Allen J. L. Opus Dei. N. Y.: Doubleday Religion, 2005. 416 p.

Роман Дэна Брауна «Код да Винчи» и его экранизация способствовали подлинному взрыву интереса к Опус Деи (полное название: Прелатура Святого Креста и Опус Деи — далее ОД). И это естественно. Существование в начале XXI в. таинственной международной католической организации не может не вызывать интереса1. А участие в ней известных банкиров, профессоров и даже министров, слухи о ее финансовом могуществе, сохранение ею средневековых традиций испанских монахов самобичевания, ношения власяницы и даже вериг — лишь стимулируют возникший ажиотаж. По словам прелата (главы) ОД епископа Хавьера Эчеваррии (Javier Echeverrfa), только в Италии сайт ОД ежемесячно посещают 3 млн. человек.

Эта ситуация вызвала к жизни потребность в «объективном» исследовании, которое осуществил известный ватиканский корреспондент американского журнала «Нэшнл Кэтолик Репортер» Джон Аллен.

В условиях информационного ажиотажа руководители ОД пришли к выводу, что объективное исследование, в котором будут услышаны как сторонники, так и противники организации, лучше, чем море мифов и предубеждений, на основе которых формируется ее образ. Они предоставили возможность Аллену познакомиться с издаваемыми для внутреннего пользования журналами и архивными

1 В настоящее время отделения организации ОД функционируют в 87 странах мира (в том числе, неофициально, в России). Ее численность составляет 85,5 тыс. членов организации, плюс 264 тысячи принимающих участие в ее деятельности сотрудников и около 900 тыс. сочувствующих, которые посещают организуемую ОД религиозную учебу. Кроме того, с ОД неразрывно связано насчитывающее 1850 священников и диаконов Общество священнослужителей Святого Креста. На священников возложена миссия духовного окормления членов организации.

материалами, познакомиться с жизнью ее провинциальных центров и даже пожить в течение нескольких дней в одном из них по внутреннему распорядку члена этой организации.

Аллен взял интервью в 8 странах (среди которых и Россия) как у членов ОД (включая высшее руководство), так и у вышедших из нее; как у сторонников, так и у ее беспощадных критиков, а также нейтральных наблюдателей. Кроме того, он познакомился с основными апологетическими и критическими публикациями. Тем самым в книге по всем проблемам представлены как защитники, так и противники ОД. При помощи специалистов по церковным финансам Аллен попытался впервые в истории организации представить на публичное обсуждение такую деликатную тему, как принципы организации ее фи нан сов и их со стоя ние.

Книга состоит из введения и четырех частей, последняя из которых одновременно выступает как заключение или подведение итогов и называется «Будущее Опус Деи».

Во введении к книге автор подчеркивает, что не пытался написать апологию ОД, как не ставил своей целью оценить правильность решения руководителей католической церкви, давших ей возможность занять столь значительное место в Церкви. Ален призывает читателей, чтобы они не смешивали «послание», с которым обращается ОД к обществу и «институт», таинственность в деятельности которого, а также культивируемые им средневековые монашеские традиции вызывают столь бурное неприятие у публики. Сутью же этого послания является утверждение, что именно от преображающихся в результате своего ежедневного труда мирян зависит спасение мира. Это послание, как и сама история ОД как организации, связано с родившимся в ХХ веке новым пониманием той роли, которую должны играть миряне в католической церкви. Создатель ОД — Хосемария Эс-крива де Балагер (1902—1975) — ищет образец для членов своей организации в истории ранней Церкви, когда миряне, не афишируя своей принадлежности к ней, изменяли мир проповедью Евангелия.

В первой части («Самое важное») содержатся общие сведения об истории, структуре и членстве ОД, а также биографическое эссе о жизни Эскривы де Балагера.

Вторая часть («Опус Деи изнутри») посвящена анализу той идеи («послания»), с которой ОД обращается к Церкви и миру. Молитва, покаяние и труд — это краеугольные камни этого послания. Предлагаемая Эскривой концепция освящения труда и освящения трудом составляет суть и «первый принцип» ОД. Согласно Эскриве, Христос, хотя и разным образом, является повсюду; драма человеческого спа-

сения разыгрывается и за столом в учреждении, и за прилавком в магазине, ибо таинство крещения делает христиан «священниками собственного существования». И так же как священник во время святой мессы приносит в жертву Богу хлеб и вино, каждый христианин должен принести и пожертвовать Богу свой ежедневный труд.

Однако самая сложная задача — это воссоздание межчеловеческих отношений на основе любви. Именно этих нормальных отношений жаждет и ищет, ищет и не находит современный человек. Не находит ни на работе, ни в Церкви, ни в семье. Именно семья на протяжении тысячелетий была основным институтом, при помощи которого во всех цивилизациях формировалась культура межчеловеческих отношений. Далеко зашедший процесс разрушения семьи в европейских странах сделал дефицит любви (глубокого интереса к человеку и его проблемам) самым востребованным «товаром на современном европейском рынке». Именно ее молодежь ищет и не находит в сектах.

Третья часть книги («Вопросы») анализирует наиболее распространенные обвинения в адрес этой организации, связанные с ее ролью в Церкви, в политике ряда стран, ее таинственностью, ее деньгами и внутренней дисциплиной ее членов. Это самая большая часть книги. ОД — современная консервативная организация католической церкви, жестко выступающая за соблюдение норм христианской жизни. Особый гнев либеральной прессы (к ним относится большинство СМИ высокоразвитых стран) вызвали выступления ОД против абортов, браков между гомосексуалистами и проведения исследований над человеческими эмбрионами. Именно либеральная пресса является основным источником распространяемых об ОД слухов и обвинений.

Наиболее серьезное обвинение в ее адрес — обвинение в сектантском характере организации. И здесь точка зрения СМИ совпадает с позицией ряда авторитетных католических иерархов. Они вызваны, как мне кажется, методами работы с молодежью, по своему характеру очень близкими тем, которые используют для вербовки новых членов тоталитарные секты.

В заключении (четвертая глава) автор подводит итог всем обвинениям в адрес ОД и приходит к выводу, что за время своего существования ОД претерпела ряд серьезных изменений в сторону большей открытости миру и лучшего понимания возможностей своих членов (в сторону смягчения требований). Некоторые из этих изменений связаны с повзрослением местного и регионального руководства, другие — с распространением новых технологий. Например, в век мобильных телефонов трудно говорить о поддержании тотального контроля над корреспонденцией и контактами членов организации.

В доказательство своего тезиса Аллен приводит данные о значительном сокращении числа покидающих ОД в последние годы по сравнению с предшествующими десятилетиями (60—70 гг.).

В заключении автор пишет, что поиск ответа на вопросы о власти, секретах и деньгах ОД, важный для очищения атмосферы вокруг этой организации, занял в книге основное место, превратив его исследование в своеобразное вступление к настоящему разговору о том, что ОД хочет сказать миру.

Что касается будущего этой влиятельной католической организации, то, по мнению Аллена, во многом оно зависит от того, насколько понятной станет ОД для окружающих, а это в свою очередь зависит от развития у ее членов самокритики.

Читатель найдет также в книге много интересной дополнительной информации о положении самой католической церкви, о ее финансах и внутренних проблемах.

Б. А. Филиппов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.