Научная статья на тему 'Алкоголь в России: мифы общественного мнения и реальность'

Алкоголь в России: мифы общественного мнения и реальность Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1351
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миф / потребление алкоголя / общественное мнение / русская водка / самогон / крепкие спиртные напитки / здоровье / качество спиртных напитков. / myth / alcohol consumption / public opinion / Russian vodka / moonshine / ardent spirits / health / quality of spirits.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Романович Нелли Александровна

Первые шаги к знакомству со спиртным обычно имеют вполне благовидные оправдания, которые, по сути, являются мифами. В статье рассматриваются семь таких мифов о водке, бытующих в российском обществе. Приводятся результаты социологических опросов, показывающих степень приверженности населения этим мифам с разницей в десять лет (на примере жителей г. Воронежа, 2003–2004 — 2014 гг.). Воронеж — типичный большой российский город, поэтому происходящие здесь изменения в общественном мнении выступают проекцией общероссийских перемен. Автор показывает, что сокращение показателей потребления водки нашими соотечественниками, отмеченное в последние годы, так или иначе связано с развенчиванием существующих мифов о ее полезности в тех или иных жизненных обстоятельствах. В России предпринимаются шаги для снижения потребления алкоголя на душу населения, и на фоне общих экономических и культурных изменений они имеют успех. «Алкогольное лобби» добилось снижения розничной цены на водку в качестве меры по борьбе с нелегальными суррогатами, в том числе самогоном. Однако последний, в зависимости от технологии его изготовления, может быть как опасным для здоровья, так и сравнительно безвредным спиртным напитком. Неоднозначность отношения к самогону подтверждается результатами социологических опросов. Автор доказывает, что взлет спроса на самогонные аппараты вызван не только ценой, но и низким качеством алкогольной продукции на прилавках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALCOHOL IN RUSSIA: PUBLIC OPINION MYTHS AND REALITY

The addiction of Russians to alcoholic beverages is known throughout the world. However this addiction is a consequence of a habit, whereas first steps of getting acquainted with alcohol usually have quite plausible excuse, which appears in fact to be myths. The article reveals seven myths about vodka which are popular in Russian society. The results of public opinion polls that show the degree of the population commitment to these myths with a difference of ten years, 2003–2004 — 2014 (the respondents taken as example are residents of the city of Voronezh). Voronezh is a typical large Russian city, so the changes in public opinion of Voronezh citizens reflect nationwide changes. The author shows that the decline in the consumption of vodka in Russia in recent years is connected with discrediting of the existing myths about the benefits of vodka in certain circumstances. Russia has taken measures aimed at reducing alcohol consumption per capita. In recent years these measures in conjunction with the changes in economic and cultural life of Russians have been successful. Manufacturers of alcohol facing falling profitability and fighting for survival have reduced the retail price of vodka in order to struggle against illegal substitutes, including moonshine. But the moonshine depending on the technology of its preparation can be either dangerous to health or relatively harmless spirits. Ambiguous attitude to the moonshine is confirmed by the results of opinion polls. The author proves that the sharp rise in demand for moonshine in recent years is not only due to its low cost, but also because of the low quality of alcohol products on store shelves.

Текст научной работы на тему «Алкоголь в России: мифы общественного мнения и реальность»

Н.А. РОМАНОВИЧ

АЛКОГОЛЬ В РОССИИ:

МИФЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация. Первые шаги к знакомству со спиртным обычно имеют вполне благовидные оправдания, которые, по сути, являются мифами. В статье рассматриваются семь таких мифов о водке, бытующих в российском обществе. Приводятся результаты социологических опросов, показывающих степень приверженности населения этим мифам с разницей в десять лет (на примере жителей г. Воронежа, 2003-2004 — 2014 гг.). Воронеж — типичный большой российский город, поэтому происходящие здесь изменения в общественном мнении выступают проекцией общероссийских перемен. Автор показывает, что сокращение показателей потребления водки нашими соотечественниками, отмеченное в последние годы, так или иначе связано с развенчиванием существующих мифов о ее полезности в тех или иных жизненных обстоятельствах. В России предпринимаются шаги для снижения потребления алкоголя на душу населения, и на фоне общих экономических и культурных изменений они имеют успех. «Алкогольное лобби» добилось снижения розничной цены на водку в качестве меры по борьбе с нелегальными суррогатами, в том числе самогоном. Однако последний, в зависимости от технологии его изготовления, может быть как опасным для здоровья, так и сравнительно безвредным спиртным напитком. Неоднозначность отношения к самогону подтверждается результатами социологических опросов. Автор доказывает, что взлет спроса на самогонные аппараты вызван не только ценой, но и низким качеством алкогольной продукции на прилавках.

Ключевые слова: миф, потребление алкоголя, общественное мнение, русская водка, самогон, крепкие спиртные напитки, здоровье, качество спиртных напитков.

Введение. Уровень потребления алкоголя в России, сравнение с другими странами

Гиппократ заверял: «Ты есть то, что ты ешь». Добрые привычки формируют фундамент долголетия. Казалось бы, что здесь оригинального? Но для времени Гиппократа это была революционная идея. Новшество учения «прародителя» всех врачей заключалось в утверждении,

Романович Нелли Александровна — доктор социологических наук, профессор, кафедра политологии и политического управления РАНХиГС при Президенте РФ (Воронежский филиал); генеральный директор, Институт Общественного мнения «Квалитас». Адрес: 394036, Воронеж, пр. Революции 44-14. Телефон: 8 (473) 251-90-79. Электронная почта: [email protected]

что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. Как говорится, поступок рождает привычку, привычка рождает характер, а характер рождает судьбу. Получается, что физическое здоровье нации предопределяется тем, что она ест. Поскольку речь пойдет о водке, вспоминается парадоксальное высказывание: «Водку пьют во всем мире, и только в России ее едят». Иными словами, этот алкогольный напиток включен в практически повседневное потребление, а значит, предопределяет здоровье нации. Как «едят» водку в России?

По результатам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), опубликованным в 2014 году, из 194 стран в рейтинге потребления алкоголя Россия заняла четвертое место. В первую пятерку входят ее ближайшие соседи — Белоруссия, Молдавия, Литва, а сразу за Россией следуют Румыния и Украина. Методика расчета рейтинга «пересчитывает» весь выпитый алкоголь на чистый спирт. В результате получается, что «среднестатистический» взрослый гражданин старше 15 лет в нашей стране выпивает 15,1 литра чистого спирта в год. Возглавившая рейтинг Белоруссия превзошла Россию на 2,4 литра, Молдова — на 1,6 литра. Румыния и Украина уступают незначительно [10, с. 30].

Как водится, мужчины пьют намного больше женщин. В России мужчины выпивают в среднем 23,9 литра спирта в год, а женщины — 7,8.

По свидетельству ВОЗ, самый высокий уровень потребления алкоголя наблюдается в Европе, а самый низкий — в мусульманских странах, что не удивительно. Ведь распитие спиртных напитков в некоторых мусульманских странах может повлечь за собой наказание не только в виде штрафа, но и ударов плетью или заключения. А среднестатистический показатель по всему миру — 6,2 литра спирта в год. Это почти в 2,5 раза меньше, чем пьют в нашей стране.

Но если пересчитать по-другому, а именно, сколько приходится не просто на «среднего» взрослого, но исключительно на пьющую часть населения, то россияне вовсе не выглядят «главными» пропойцами. Например, Польша, Молдова, Португалия обогнали и россиян, и белорусов (там — 22,6-25 литров в год, а в нашей стране — 22,122,3 литра), грузины наступают на пятки славянским народам (21,2 литра), а финны лишь слегка отстали (18,1 литра). А лидируют по этому показателю Таджикистан (30,3 литра) и Казахстан (26 литров). Поэтому нельзя утверждать, что Россия — флагман по потреблению горячительных напитков.

Собственно, «зеленый змий» имеет некоторое сходство с природной змеей в том, что именно дозировка змеиного яда может оказаться полезной или же смертельно опасной. Медицинские работники не призывают к абсолютной трезвости, поскольку доказано, что в

группу риска по развитию сердечнососудистых заболеваний входят как те, кто пьет слишком много, так и абсолютные трезвенники. Здесь на первый план выходит понятие меры — оно является ключевым. В таких странах, как Испания, Франция, Италия, где красное сухое вино принято подавать к столу практически ежедневно, но в умеренных дозах, количество инфарктов и инсультов меньше, чем в других государствах, даже с более развитой медициной.

Какова же «золотая середина» — та мера, за которой начинается опасность? ВОЗ эту меру называет, и врачи всего мира ее подтверждают. Конечно, каждый человек индивидуален, но в среднем такая мера для взрослого — это один бокал сухого вина в день, не более. Или пара глотков крепкого алкоголя: 40-50 граммов, то есть не более 20-25 миллилитров спирта. А если потребление чистого алкоголя на душу населения превышает 8 литров в год — это уже опасно для здоровья. Каждый добавочный литр сверх этой меры крадет у человека 11 месяцев жизни. По данным эпидемиологического исследования (Lipid Research Clinics), мужчины и женщины, которые выпивают соответственно более 168 и более 84 граммов этанола в неделю, имеют продолжительность жизни на 5,6 года и 3,2 года меньше, чем мало или умеренно пьющие. Вместе с тем никогда не употреблявшие алкоголь мужчины живут на те же 5,6 года, а женщины — на 3,2 года меньше, чем мало или умеренно пьющие. Поэтому мера во взаимоотношениях с горячительными напитками — это залог доброго здоровья и долгой жизни [11].

Страны отличаются друг от друга не только тем, сколько, но и тем, что именно там пьют. В Грузии, хотя пьют и немало, но всем прочим напиткам предпочитают красное сухое вино. Сухое вино — абсолютный фаворит и во Франции, Италии, Испании, Португалии. А вот в США предпочитают пиво. У чехов и немцев на пиво приходится более половины всего выпитого. Пиво прочно завоевало первое место в таких странах, как Нидерланды, Швеция, Бельгия, Австрия. А в России более половины всего выпитого в год составляет крепкий алкоголь.

Семь мифов о водке

По поводу водки в России имеют хождения некоторые мифы. Ведь мифы — это ориентиры для нашего поведения, существующие не по законам объективных фактов, но рождаемые стереотипами общественного сознания и принимаемые на веру. Первый миф — то, что настоящая водка изготавливается только в России. Степень распространенности этого и подобных ему мифов Институт общественного мнения «Квалитас» проверял с помощью социологических опросов (проведены в июле 2014 года методом телефонного интервью, выборка — 600 человек, репрезентативна для населения города Воронежа старше 18 лет по полу и возрасту). Вопрос, обращенный к воронежцам, звучал

3 «Социологический журнал», № 3

так: «Вы согласны или не согласны с утверждением, что настоящая и наиболее качественная водка может изготавливаться только в России?».

Согласно полученным данным 37% опрошенных поддерживают утверждение, что качественная водка может изготавливаться только в России. Почти столько же — 38% — не согласны с этим. Остальные 25%, — очевидно, не считают себя компетентными в этом вопросе (затруднились с ответом) [7, с. 15]. На этот же вопрос воронежцы отвечали в 2004 году [6, с. 14]. Изменения, произошедшие за 10 лет, отражены на графике 1.

50% 40% 30% 20% 10% 0%

38% 38%

02004 год □2014 год

Согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

График 1. Вы согласны или не согласны с утверждением, что настоящая и наиболее качественная водка может изготавливаться только в России?

Как видим, за десять лет число людей, подтверждающих качество российской водки, не только не увеличилось, а даже несколько снизилось.

За год Россия поставляет в страны дальнего зарубежья не более 5 млн декалитров водки. А в целом, по данным исследований, объем мирового рынка водки сегодня составляет около 370 млн декалитров. Кроме традиционных «водочных» стран СНГ и Польши, самые крупные рынки водки принадлежат членам «Большой восьмерки» — Германии и США. «Мировой рынок водки растет, а мы там занимаем минимум», — сетует генеральный директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРА) Вадим Дробиз [12]. Не исключено, что другие страны могут «увести» у нас традиционный бренд — «русскую водку». Все упирается в качество продукции, которое и обеспечивает конкурентоспособность на мировом рынке. Если не озаботиться всерьез и в самое ближайшее время качеством русской водки, то даже в общественном мнении она вскоре перестанет ассоциироваться с российским брендом.

Второй миф: водка — это посредник, примиряющий человека с действительностью. Иными словами, водка в России помогает справляться с жизненными трудностями. Вопрос к населению звучал так:

«Как Вы считаете, потребление водки в России в большей степени губит наш народ или помогает справиться с жизненными трудностями?» (см. график 2). Ответы респондентов были вполне солидарны: массовое потребление водки в России «губит народ» (82%). Среди женщин это мнение встречается чаще, чем среди мужчин: 86 и 76% соответственно. Считают, что водка «помогает справиться с трудностями» всего 4% опрошенных. Некоторые (13%) не считают водку ни ядом, ни панацеей («ни то и ни другое»). Мужчины такую позицию разделяют чаще, чем женщины: 17 и 10% соответственно. Некоторые затруднились с ответом (2%).

Представление, что водка — это пагуба для народа, достаточно стабильно на протяжении последних 10 лет. В 2004 году так считало 80% населения, как показано на графике 2 [5, с. 16].

График 2. Как Вы считаете, потребление водки в России в большей степени губит наш народ или помогает справиться с жизненными трудностями?

Как известно, в народном фольклоре закодированы коллективные социальные стереотипы. Они образно выражены, например, в пословицах и поговорках. Некоторые пословицы и поговорки о водке являются как бы средствами профилактики от пагубного пристрастия: «Кто водку любит, сам себя губит»; «В море водки и богатыри тонут»; «Водка — всему доброму злодейка». Но страсть всегда найдет лазейку. Пойдут в ход утешительные утверждения типа: «Водка губит народ. Но одному человеку она ничего не сделает»; «В решении крутых проблем крутой помощник — ящик водки»... В то же время

народная мудрость на эти утверждения ответила своим вердиктом: «Когда водка начинает помогать от всех напастей в жизни, пора завязывать с такой жизнью».

Отсроченная расплата за попойку обманчиво привлекает обещанием временной эйфории. Люди предпочитают забыть, что только «во время пьянки мы чувствуем себя личностью, а наутро — организмом». Заядлые любители выпить готовы платить эту цену, заносчиво утверждая, что «каждый человек имеет право на свое хмурое утро». Но, как сказано, поступок рождает привычку. И вскоре уже светлое бодрое утро становится редкостью.

Третий миф: водка помогает от простуды. Насколько этот миф распространен среди населения показали результаты социологического опроса. Положительно оценивают эффект употребления водки при лечении простуды лишь 17% воронежцев. Среди мужчин сторонников водколечения больше — 21%, среди женщин — меньше (13%). Каждый второй опрошенный, напротив, считает, что водка при простуде скорее вредна (50%), и чем выше образование горожан, тем это мнение звучит чаще (от 46% до 52%). Прочие не принимают участие в этом споре и считают, что водка и простуда — это никак не связанные между собой вещи. Хочешь — пей, хочешь — не пей, но на ход твоей болезни огненная жидкость никак не повлияет (29%).

На этот же вопрос воронежцы отвечали десять лет назад (см. график 3) [5, с. 16].

Скорее положительно Скорее отрицательно Ни вредно и ни Затрудняюсь ответить

полезно

График 3. Бытует мнение, что употребление водки в определенных случаях является полезным. Как бы Вы оценили последствия употребления водки для лечения простуды?

Можно только удивляться, как кардинально поменялось мнение воронежцев за эти годы. Если десять лет назад водка еще рассматривалась большинством горожан как панацея от простуды (53%), то

сегодня доля сторонников таких взглядов упала до 17%. И напротив, с 28% до 50% увеличилась доля тех, кто не признает водку лекарством. Иными словами, укрепляется мнение, что водка не лечит, водка калечит. Народный фольклор эту истину давно зафиксировал в поговорках: «Пил водку да нажил чахотку»; «С водкой дружить — здоровье прожить»; «Водка — яд: береги ребят»... Но, по нашему мнению, более точно отражает суть следующее утверждение: «Водка — тоже прекрасное лекарство, если ее пить в таблетках по рецепту».

Четвертый миф: водка — непреложный спутник и залог отдыха. Солидарны с ним 19% опрошенных — они оценивают последствия употребления водки для отдыха «скорее положительно». Мужчины делают это чаще (25%), чем женщины (15%). Однако около половины воронежцев оценивают такие последствия «скорее отрицательно» (47%), чаще это молодые люди (54%). Отметим, что подобный «отдых» не приемлют как богатые (50%), так и самые бедные (65%) горожане.

В то же время 30% опрошенных полагают, что «отдых со стаканом» — это «ни вредно и ни полезно». Его последствия определяет чувство меры и места. Иными словами, если ума нет, нечего пенять на сорокоградусную. С другой стороны, ум и водка — антагонисты. Говорят: «Если выпить с умом, то ум отключится первым». А то иногда случается, что «водки выпил на копейку, а дури прибавилось на рубль».

На этот же вопрос отвечали воронежцы в 2004 году [5, с. 17]. Сравнение ответов на этот вопрос с промежутком в 10 лет представлено на графике 4. Есть ли перемены во мнениях?

Скорее Скорее Ни вредно и ни Затрудняюсь

положительно отрицательно полезно ответить

График 4. Бытует мнение, что употребление водки в определенных случаях является полезным. Как бы Вы оценили последствия употребления водки для отдыха?

Отметим, что за десять прошедших лет сильно уменьшилось число тех, кто приветствовал совмещение водки и отдыха (с 35% до 19%). Актуализируются перлы народной мудрости: «Кто водку пьет, сам себя бьет», а зачастую — и не только себя: «У Фили пили, да Филю ж и били».

Пятый миф: водка снимает барьеры в общении. Есть такая шутка: «Бутылка отличной водки хорошо заменяет знание иностранных языков». Что думает по этому поводу население?

«Скорее положительно» оценили последствия употребления водки для снятия барьеров в общении 19% воронежцев. Среди мужчин это мнение вдвое популярнее, чем среди женщин: 27 и 12% соответственно. Вообще разведчики говорят: «Водка делает болтливее и честнее даже самого дьявола!», поэтому широко используют этот напиток для того, чтобы выудить у человека нужную информацию. Ведь что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.

Однако большинству воронежцев (52%), очевидно, претит идея раскрепощения при помощи химических реакций — последствия такого общения они оценивают «скорее отрицательно». Их можно понять, ведь «вешний путь не дорога, а пьяного речь — не беседа». Женщины выступают против подобного общения чаще мужчин: 58 и 45% соответственно; молодежь — чаще людей старшего возраста: 61 и 48%.

Нейтральным атрибутом общения считают водку 26% воронежцев. Возможно, они думают так: если собеседник хороший, то с ним и без спиртного общаться приятно, а если плохой — то и водка тут не поможет.

Скорее Скорее Ни вредно и ни Затрудняюсь

положительно отрицательно полезно ответить

График 5. Бытует мнение, что употребление водки в определенных случаях является полезным. Как бы Вы оценили последствия употребления водки для снятия барьеров в общении?

На графике 5 показано, что думали об этом воронежцы десять лет назад [5, с. 17].

За прошедшие годы доля людей, которые снимают барьеры в общении с помощью водки, уменьшилась на 10 процентных пунктов (с 29 до 19%). Они перешли в стан тех, кто полагает: был бы собеседник, а что выпить — определят место и обстоятельства. А то бывает, что вместе с барьерами в общении с помощью водки снимаются и прочие: «Вначале была водка. Потом слова, крики, кулаки, тумаки», «Начиналось все культурно, как закончилось, не помню».

Шестой миф, который получил в постсоветское время некоторое распространение: водка способствует принятию серьезных решений. Водка стала появляться при заключении сделок и договоров с клиентами и партнерами по бизнесу. Как население оценивает такую перспективу?

Водка и серьезные решения даже рядом не стоят — так считает подавляющее большинство опрошенных (89%), вне зависимости от гендерной принадлежности. Молодые люди (93%) так думают чаще пожилых (85%).

Только 2% респондентов полагают, что можно совместить водку с принятием серьезных решений. Чаще всего это мужчины в возрасте от 50 до 60 лет со средним уровнем образования (7%).

Немногие думают, что водка — нейтральный фактор для принятия решений — не друг, но и не враг (6%). Среди горожан, которым не удалось получить даже среднего образования, эта доля возрастает до 23%.

Брали ли воронежцы водку в помощники, принимая важные решения, 10 лет назад? Ответ на этот вопрос — на графике 6 [5, с. 17].

График 6. Бытует мнение, что употребление водки в определенных случаях является полезным. Как бы Вы оценили последствия употребления водки для принятия серьезных решений?

Как видно из приведенного графика, и 10 лет назад водка не рассматривалась воронежцами как надежный спутник для принятия серьезных решений. Наши предки издавна разводили выпивку и серьезные разговоры: «Бутылка на стол — и дела под стол».

И наконец, последний, седьмой миф: водка помогает при снятии стресса. Как говорится, «ком в горле лучше всего растворяется водкой». Судя по результатам опроса, 23% опрошенных и в самом деле верят в то, что водка снимает стресс. Мужчины убеждены в этом (32%) в два раза чаще женщин (16%). Правда в том, что водка может снять острое эмоциональное и физическое напряжение, но для этого нужно выпить всего 20-30 мл напитка. Но, как правило, принимаемая доза гораздо больше, так как эйфория, возникающая после выпивки, притупляет способность критически оценивать свои действия, в результате алкоголь усугубляет стресс для организма. Вот и получается: «Кто в водке ищет силы — тот ходит по краю могилы»...

Разумно рассудив, большинство опрошенных (58%) не верят в то, что водка является спасением от стресса. Чаще это молодые (64%) и самые обеспеченные граждане (71%). А в глазах 16% воронежцев водка никак со стрессом не связана. По их мнению, не стоит в оправдание пьянства вешать на нее этот ярлык.

Считали ли воронежцы водку панацеей от стресса 10 лет назад? На графике 7 представлены те изменения, которые произошли в отношении этого мифа [5, с. 17].

График 7. Бытует мнение, что употребление водки в определенных случаях является полезным. Как бы Вы оценили последствия употребления водки для снятия стресса?

За последние 10 лет число людей, считающих водку лекарством от стресса, снизилось с 42 до 23%. И напротив, возросла — с 45 до 58% — доля тех, кто ее таковым не считает.

В итоге получаем, что все мифы, которыми овеяна водка, в значительной степени развенчаны за последние 10 лет. Поставлена под сомнение полезность ее употребления в определенных случаях: стрессы, общение, лечение, отдых и проч. Если эта тенденция сохранится, то в будущем можно ожидать реального снижения потребления водки на душу населения. Воронеж — типичный большой российский город, и происходящие в нем изменения конгруэнтны социально-экономическим процессам, происходящим в стране. В этом автору статьи приходилось неоднократно убеждаться в ходе многолетнего сравнения результатов воронежских и всероссийских исследований. Поэтому рискнем предположить, что выявленная тенденция развенчивания «водочных» мифов характерна и для России в целом. Почему? Да потому, что в России стали меньше пить.

Меры, принимаемые властью, не могли бы быть эффективны без общественной поддержки, вызванной озабоченностью граждан проблемой алкоголизма. Она осознана населением (как мы помним, 82% опрошенных считают, что водка губит народ), поэтому разумные и осторожные шаги власти по регулированию ситуации встречают с его стороны понимание и поддержку. Все в совокупности приводит к тому, что в России стало сокращаться количество выпитых спирто-литров, и есть надежда, что вожделенная мера станет, наконец, у нас нормой жизни.

Врачи, так или иначе связанные с проблемой алкоголизма, тоже отмечают снижение уровня потребления спиртных напитков в России. В частности, нарколог Василий Анч связывает это с повышением уровня жизни и культуры времяпрепровождения. Появилась масса способов реализовать себя в отдыхе [2]: куда-то сходить, что-то предпринять, куда-то съездить, вошли в моду пешие прогулки, наконец. Отдых в России перестал быть исключительно застольем. Иными словами, стиль жизни, стереотипы поведения формируют культуру вообще и культуру потребления алкоголя в частности.

Думается, что большую роль тут может играть профессиональная среда. Ведь если коллеги то и дело прикладываются к рюмке, то это становится нормой для всех причастных к профессии, своеобразным «входным билетом» для новичков.

Попытки регулировать потребление алкоголя

Если власть СМИ обычно считают «четвертой» властью, то общественное мнение можно назвать «пятой». Ведь власть не всегда осязаема и конкретна. Она может быть следствием такого слабо параметризуемого свойства, как привлекательность стереотипов. Может выступать в качестве мягкой силы, которая действует благодаря распространению соответствующих ценностей и норм поведения.

Развенчанные в общественном сознании мифы свидетельствуют о возможных изменениях в поведении людей. В том, что поведение россиян по отношению к спиртному в последнее время меняется, нет сомнений. Это подтверждает и главный нарколог Минздрава России Евгений Брюн: «Мы действительно в 2009-2010 гг. потребляли на уровне 15 литров чистого спирта на одного среднестатистического россиянина. В 2013 году этот показатель уменьшился до 13,5 литра. Тоже очень много, страшно много, это я как нарколог говорю. Но важно ведь, что ситуация начала переламываться.» [1, с. 30].

Меняться ситуация начала в том числе и не без помощи усиленного попечения властных органов. По свидетельству Брюна, все последние годы разрабатывались и принимались меры, которые бы ограничили доступ населения к спиртному. «В 2011 году были введены ограничения на продажу алкоголя в ночное время. Убрали спиртное из палаток, разрешили продавать его только в крупных магазинах. Результаты не замедлили себя ждать — у нас реально снизилось количество отравлений суррогатным алкоголем. На 23-30% — это очень серьезно. В прошлом году, наконец, добились того, чтобы пиво было отнесено к алкогольным напиткам. Это значит, оно стало менее доступно несовершеннолетним. Наконец, еще один важный шаг, в том числе и в борьбе с суррогатами, — это установление минимальной цены на бутылку водки. Постепенное увеличение акцизов тоже нужно продолжать, крепкий алкоголь должен стоить намного дороже. И еще одна инициатива обсуждается сегодня. Сенатор Вячеслав Фетисов предложил поднять возрастной ценз для продажи алкоголя молодежи до 21 года — так, как это принято в развитых странах. Мы поддерживаем это предложение. Уверен, что такое решение будет принято» [1, с. 30].

Эти предложения Е. Брюн озвучил еще весной 2014 года, но в начале 2015 года уже очевидно, что далеко не все пошло по намеченному плану. В частности, увеличения акцизов не произошло, а вместо подорожания водка подешевела: с 1 февраля 2015 года стоимость пол-литра водки была снижена с 220 до 185 рублей. Представители Российской коалиции за контроль над алкоголем называют это одним из успехов «алкогольного лобби».

Они обратились к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой отменить решение, напомнив ему про 1990-е годы: «Ранее в моменты экономических кризисов начала 1990-х и после 1998-го годов удешевление водки уже приводило к колоссальному росту смертности вследствие роста ее доступности» [2]. Но их обращение пока своего действия не возымело.

Беспокойство «алкогольного лобби» понятно. Россияне не так охотно покупают водку, как раньше, уровень продаж снизился, и производство акцизного алкоголя в стране стремительно падает в связи с потерей потенциального покупателя — по данным Росстата, на 23% по итогам 2014 года [9].

Так почему же стоимость водки нужно снижать, если ее производители терпят потери в прибыльности бизнеса? Это обычная рыночная манипуляция, которая позволяет за счет предполагаемого увеличения числа продаж восстановить прежние объемы прибыли. Конечно, производители водки заинтересованы в том, чтобы россияне ее пили больше, а не меньше. Именно на этот результат нацелены их действия, но обставлены эти цели благовидными предлогами. Во-первых, низкие цены на акцизную водку позволят ей конкурировать с нелегальным производством алкоголя, а значит, часть населения перестанет покупать и травиться суррогатами. Во-вторых, только акцизная водка дает прибыль казне, а значит, от каждой проданной бутылки народ в целом будет богатеть.

Рост самогоноварения: причины и перспективы

Надо сказать, что в своих аргументах «алкогольное лобби» отталкивается от реальных фактов всплеска в России производства самодельной алкогольной продукции. Оно в действительности приобрело необычайные масштабы. Ежегодно в стране «гонят» не менее 250 млн литров домашнего алкоголя, подсчитали в Центре изучения федерального и регионального рынков алкоголя [4]. Вице-премьер Александр Хлопонин в декабре 2014 года заявил, что государственный бюджет каждый год теряет из-за нелегального алкоголя 30-50 млрд рублей [9]. А в последние годы начал расти спрос на самогонные аппараты.

Российская газета в 2014 году опросила более десятка крупных производителей и продавцов самогонной техники. Все они отмечают рост интереса со стороны покупателей. О резком росте продаж свидетельствует Алексей Кожекин, руководитель дилерского отдела московского магазина. Его компания продавала в день около 25 аппаратов. В регионы уходило 70% приборов. «Заказывают как крупные, так и маленькие города, иногда выписывают в такие деревни, куда и почта не заходит», — сообщил он РГ [4].

В феврале 2015 года Челябинский завод бытовых товаров, производящий домашние дистилляторы «Магарыч» и продающий их по России оптом и в розницу, рассказал «Известиям», что спрос на самогонные аппараты в течение прошлого года рос с каждым днем, и в результате за 2014 год рост выручки компании по сравнению с

предыдущим годом составил до 300%. В начале 2015 года продажа самогонных аппаратов в розничных магазинах подскочила с 20% до 50%. По мнению экспертов, таким образом россияне стремятся сэкономить на покупке фабричного спиртного в связи с кризисной ситуацией [8]. Среди основных причин покупки аппаратов, озвученных клиентами завода, были названы не только колебания стоимости водки в магазинах, но и ухудшение ее качества.

Что касается стоимости, то понижение цены пол-литра водки в магазинах до 185 рублей не способно как-то переменить намерения самогонщиков. Так, Андрей Б. из Республики Коми рассказал «Известиям», что тратит на производство самогона около 600 рублей в месяц. На эти деньги производится восемь бутылок спиртного, а в случае покупки в магазине по минимальной цене затраты составили бы 1480 рублей. Андрей раскрывает детали нехитрого процесса: «8 кг сахара по 60 рублей, дрожжи 90 грамм по 195 рублей плюс электроэнергия и сам аппарат. Десять дней зреют брага и перегон, и получается около восьми бутылок водки, при этом качеством значительно лучше магазинной водки» [8].

Самогонщик Тимофей из Санкт-Петербурга сообщил, что дешевый дистиллят ему обходится в 50 рублей за пол-литра, что почти в четыре раза ниже стоимости водки в магазинах [8]. А год назад производство самогона обходилось и того дешевле: себестоимость пол-литра самогона не превышала 20 рублей [4]. Тогда же были произведены подсчеты рентабельности покупки самогонных аппаратов: «При нынешних ценах на водку простой самогонный аппарат окупится менее чем за месяц: себестоимость пол-литра домашнего напитка около 20 рублей» [3].

Эксперты считают, что цифра 185 рублей сейчас — искусственная. Никаких чисто экономических оснований для снижения цены на водку нет. Остановить самогонщиков оно не сможет. Да и дело не только и не столько в цене.

Ведь низкая стоимость домашнего напитка — это не единственная, а для кого-то и не главная цель приобретения самогонного аппарата. Тот же Тимофей попутно замечает: «После приобретения определенного опыта можно производить в домашних условиях, для себя, дорогие аналоги таких напитков, как чача, граппа, ром, виски и т. д.».

Кстати, Алексей Кожекин рост продаж самогонных аппаратов со стоимостью водки в магазинах напрямую не связывает. По его мнению, дело в том, что «люди хотят более качественный алкоголь, наши покупатели — достаточно состоятельные люди, которым нравится сам процесс приготовления» [4]. Это подтверждает и генеральный директор ЦИФРА Вадим Дробиз. По его словам, к самостоятельному производству спиртного прибегают сегодня как бедные, так и обеспеченные слои населения. «Это две категории. Одна — малоимущие,

причем не асоциальные дегенераты, а просто люди с низким уровнем достатка... Вторая категория — в сегменте людей обеспеченных, это для них как хобби» [8]. Малоимущие самогонщики, по мнению Дро-биза, раньше пили «левую водку», которая шла по той же линии, что и легальная, но в «третью смену». А теперь «левую водку» льют заводы без лицензии — употреблять ее стало опаснее, поэтому они стали гнать сами более безопасный продукт. Богатых потребителей интересует прежде всего защита от «паленой» продукции — дорогие виски и коньяки они делают с не меньшим успехом, чем дешевую водку или вино. «Им наплевать, сколько стоит алкоголь. На первый план выходят потребность творчества, желание удивить друзей» [4].

Представитель одного из крупнейших интернет-магазинов по продаже товаров для домашнего алкоголя Евгений Демидов по этому случаю дал волю своей фантазии: «Самогон будет таким же известным, как и французский коньяк, шотландский виски. Возможно, даже появится специальное слово, которое будет определять российский самогон, подобно американскому "муншайну"» [4]. А В. Дробиз отметил: «Сейчас даже курсы по самогоноварению открываются. Я такие, например, видел в Новосибирске» [8].

С качеством водки в магазинах, похоже, действительно есть проблемы, если даже дружественные соседние государства отказываются пускать нашу водку на свою территорию. Правительство Казахстана, например, запретило продажу ряда производимых в России марок водки. В пресс-службе Комитета по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Казахстана объяснили, что данные виды алкогольной продукции не соответствуют установленным нормам безопасности. В качестве саркастической насмешки предстает тот факт, что в числе запрещенных оказалась марка «Русский гарант качества» [13].

Еще один продавец из магазина самогонных аппаратов по имени Иван поведал, что по сравнению с прошлым июнем продажи аппаратов выросли на 15%, средний чек — 300 долларов. По поводу причин такого роста Иван высказался лаконично: «Разные причины покупок, но главная — люди устали пить отраву» [4]. Не удивительно, что, по прогнозу экспертов, производство спиртных напитков в домашних условиях будет только набирать обороты. Причем вне зависимости от акцизной политики государства [3].

Зависимость потребления спиртного от профессии

и самогон как «хобби»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенное в 2014 ИОМ «Квалитас» исследование включало вопрос: «Как Вы считаете, люди каких сфер занятости употребляют крепкие спиртные напитки чаще других?» [7, с. 22]. Ответы на него с разницей в 10 лет приведены в таблице.

По мнению населения, сегодня чаще всего употребляют спиртные напитки рабочие (33%) и колхозники (29%) — бывшие столпы советского строя. Безработные тоже много пьют (24%) — видимо, от огорчения, что нет работы, но этим только отдаляют перспективу ее найти. Чаще всего подозревает безработных в пьянстве молодежь (33%), реже — представители старшего поколения (50-60 лет) — 16%.

Самым лучшим экспертом человек может выступать по отношению к собственному окружению. Так, если люди старшего поколения редко приписывают студенческой молодежи увлечение крепкими напитками (5%), то сами учащиеся и студенты засвидетельствовали наличие такого увлечения весьма убедительно (38%).

Военные, по мнению 20% опрошенных, частенько «закладывают за воротник». Соответствует ли эта картина действительности или нет, но расклад общественного мнения сегодня именно такой.

Представители других профессий заметно отстают от «передовиков». Реже всего выпивают, с точки зрения населения, врачи, учителя и творческие работники (6%). А пенсионеры практически «завязывают» с этим делом (2%). На нынешнюю пенсию не очень-то разгуляешься.

Таблица

Как Вы считаете, люди каких сфер занятости употребляют крепкие спиртные напитки чаще других? %

Л

ч о

1-ч

Сферы занятости

В Л

Д а

1 8

^ 2

о а

о В

<и 5

О Н

И «

<и «

¡г о ю

Л Рч

К «

I 8 |

« и Я

3 се я

и а о

Н X ет

О О й

Ю О Л

Рч Л О

н и

Ч ^

о

о

Л £

Л §

^ 5

<и « § О

о О

Я О 3 н « И со о § « И

* 5 о Ру ю п X ч о « н о ю Л а

^ У «

Рч ^

«

И н о

ю

Л

а

о £

а

о «

Н

й -о

К н о

ю

Л

а

со <и РЧ

Л

а

<и И

О «

о

и

с

Л

н

«

н

«

О н

« о

И Л

« и

о о

и п

« (в

ч

^

Л

го

2004 40 36 5 2014 20 33 6

19 12 17 37 8 27 2 16 10 13 15 8 29 6 25 2 10 19

По мнению населения, военнослужащие и полицейские стали пить в два раза меньше (40% в 2004 г., 20% в 2014 г.). Видимо, жизнь у них стала налаживаться и имидж выправляться. Ответы на этот вопрос раскрывают скорее представления населения о том, кто много / мало пьет, а не реальное положение дел с количеством выпитых

литров в различных сферах деятельности. Но этот имидж может быть близок к реальности, потому что люди наблюдательны.

Вне зависимости от профессиональной принадлежности и уровня достатка у российских граждан все чаще появляется такое хобби, которое позволяет назвать их не иначе, как «самогонщики». Автору статьи известны в Воронеже немало людей, которые сами изготавливают крепкие спиртные напитки (водку, виски и др.), тщательно выполняя все нюансы технологического производства, опираясь на знания, приобретенные в соответствующих учебных заведениях, в том числе в технологическом институте. Эти люди достаточно зарабатывают для того, чтобы купить самые дорогие спиртные напитки, но продукции соответствующего качества в продаже просто нет. Современные предприниматели, озабоченные необходимостью быстрого получения прибыли, упрощают и сокращают сложный и многогранный технологический процесс. И не мудрено, ведь настоящий виски делается из пророщенного и продымленного натурального ячменя и очищается посредством березовых углей. А настоящая водка («хлебное вино» — так называли этот напиток наши предки) согласно старинным русским рецептам не содержит ни грамма сахара, производится из натурального ржаного зерна, очищается березовыми углями или молоком. При этом технология производства требует двукратного отсечения «головы» и «хвоста» , то есть значительная часть произведенной продукции (примерно 25%) просто выливается. Конечно, такая технология делает производство каждого литра напитка чрезвычайно трудоемким и отнюдь не дешевым, поэтому делаются напитки не на продажу, а исключительно для внутреннего употребления, что позволяет производителям не вступать в конфликт с законом .

1 Выливается «первач» («голова»), который так ценится в русских селах, и в котором содержится вредный для печени ацетон, и «хвост», насыщенный сивушными маслами, от которых по утрам и болит голова.

2 Андрей К. из Воронежа делает самогон третий год. Он утверждает, что на его решение производить алкогольные напитки самостоятельно цена водки в магазинах не влияет никак. «Даже если мне под окнами будут кричать каждый день "Водка!" (как раньше кричали "Молоко!"), и раздавать водку бесплатно, я и с постели-то не поднимусь, — замечает Андрей. — Только качество имеет значение. Мой самогон пьется легко, без закуски, маленькими глотками. При перегонке я напрочь отсекаю "голову" — это просто отрава, сивушные масла не так вредны. Обходится недорого — сахар, дрожжи. Где-то примерно 50 рублей пол-литра. Но после перегонки я настаиваю две недели на обжаренном ячмене с добавлением меда, потом фильтрую, а потом разливаю по дубовым бочкам и выдерживаю еще год. У каждого из моих знакомых свой рецепт.».

На княжеских пирах Древней Руси наши предки упивались ме-дами, которые кроме пользы ничего человеку не приносили. Какие-то рецепты и напитки давно позабыты, а какие-то оказались весьма живучи, в числе которых — самогон. Что такое самогон для наших современников? Это благо или вред для здоровья? Согласно результатам опроса ИОМ «Квалитас»3 около половины населения склоняется к тому, что это благо, так как самогон является натуральным, экологически чистым продуктом (49%) [6, с. 19]. Мужчины убеждены в его полезности (56%) чаще, чем женщины (44%). Этому мнению способствует появление на прилавках недоброкачественной алкогольной продукции.

В то же время почти треть населения Воронежа считает самогон суррогатом, весьма далеким от эталона качества (31%). Доля сторонников мнения, что самогон — это некачественный спиртной напиток, возрастает по мере увеличения уровня дохода респондентов с 25% (среди бедных) до 41% (среди богатых).

Кто же прав? Очевидно, и те и другие. Если соблюдать все нюансы правильной технологии, то самогон может получиться сравнительно безвредным напитком. Если не соблюдать, а стараться выгнать как можно больше жидкости, невзирая на качество, в надежде на увеличение прибыли от продажи, то есть риск получить отраву.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравнение мнений респондентов по поводу самогона с разницей в десять лет приведено на графике 8.

С первым Со вторым Затрудняюсь ответить

График 8. Некоторые считают самогон некачественным спиртным напитком (суррогатом), другие — натуральным, экологически чистым продуктом. С каким мнением, с первым или вторым, Вы готовы согласиться?

Как видим, за 10 лет особых подвижек не произошло: устойчиво лидирует мнение, что самогон — натуральный качественный продукт, а не суррогат.

3 Опрошено 801 человек в апреле 2013 года — выборка репрезентативна для населения Воронежа старше 18 лет по полу, возрасту и образованию.

Самогон был распространен на Руси во времена Ивана Грозного. Именно при нем был создан первый кабак, который находился на территории Московского Кремля. В то время орденов не давали, а героев награждали царским ковшом. Владелец этого ковша пил всюду бесплатно — ровно столько, сколько мог зачерпнуть с одного раза.

И сегодня самогон не является презренной жидкостью для городских снобов. Хотя бы пару раз его опробовали большинство во-ронежцев (51%). Употребляют достаточно часто 18% опрошенных. Но пристрастились к нему лишь 2% горожан, которые пьют его относительно регулярно. Никогда не нюхали самогонных паров 29% горожан.

Последнее десятилетние внесло существенную коррекцию в практику потребления самогона, как показывают результаты опросов, представленные на графике 9 [6, с. 20].

График 9. Скажите, пожалуйста, а Вы сами пробовали самогон, и если «да», то как часто?

Число тех, кто самогон не пробовал, осталось прежним (28-29%). А те, кто знаком с самогонным духом, стали реже баловаться «дядюшкой Сэмом», как называют этот напиток представители юного поколения. Кстати, именно молодежь практически отказалась от регулярного употребления самогона. Видно, или непрестижно, или невкусно.

Советские люди еще помнят времена, когда власть пыталась бороться с желанием населения «гнать самогон»4. Согласно Уголовному

4 Этой цели способствовали не только карательные меры, но и искусство. Феерическая комедия Леонида Гайдая «Самогонщики» в свое время не только демонстрировала блестящую игру любимых актеров Никулина, Вицина, Моргунова, но и проводила «воспитательную работу» среди населения. В, казалось бы, веселой и бесшабашной песенке, исполненной героями фильма, звучало грозное предупреждение:

кодексу РСФСР в редакции от 27 октября 1960 г., изготовление или хранение с целью сбыта крепких спиртных напитков домашней выработки наказывалось лишением свободы на срок от одного года до трех лет (иногда с конфискацией имущества или штрафом). Хотя этот закон давно утратил силу и в настоящее время законодательство РФ не содержит прямого запрета на самогоноварение, самогонщика могут привлечь по линии нарушения предпринимательской деятельности, если он активно занимается сбытом своей продукции, не имея на то соответствующего разрешения.

Очевидно, и сегодня частью населения самогон воспринимается как нечто противозаконное, то, чего быть не должно. Каждый второй опрошенный в городе Воронеже (50%) считает, что производство самогона в стране следует запретить. Но сегодня уже насчитывается немало сторонников противоположного мнения — каждый третий (34%) уверен, что самогоноварение нужно разрешить. Мнения мужчин и женщин по этому поводу диаметрально противоположны. Если большинство женщин настаивают на запрещении производства самогона (59%) и только 25% готовы дать ему зеленый свет, то среди мужчин — все наоборот: большая их часть (45%) настаивает на легализации самогоноварения, а 38% — на запрещении [6, с. 21].

График 10. Как Вы считаете, производство самогона надо запретить или разрешить?

Число сторонников запрета самогоноварения выросло за последнее десятилетие с 42% до 50% (см. график 10).

Впрочем, как показывает практика, несмотря ни на что самогон варили и будут варить. В нашей стране преследование самогоноварения — дело привычное, а принимаемые антиалкогольные законы влияли лишь на то, легально ли «гнали» или эта деятельность

«А вот люди меж собою говорят: За такой вот хитроумный аппарат Просидеть мы можем без забот За решеткой круглый год!»

«уходила в подполье». Именно неприхотливость и простота приготовления обеспечили напитку долгую жизнь, распространение на всей территории страны и производство в самых, казалось бы, неподходящих условиях.

Не что иное, как пропаганда здорового образа жизни, как ни странно, способствует сегодня обращению к самостоятельному производству спиртных напитков, в том числе и самогона, поскольку последний считается натуральным экологически чистым продуктом, в отличие от того, что предлагается на прилавках магазинов. С одной стороны, самогон входит в моду. С другой, снижается количество тех, кто пьет его регулярно, и одновременно ужесточается общественное мнение по отношению к самогонщикам.

Выводы. О пользе развенчания мифов

Итак, очевидно, появляются новые стереотипы поведения, связанные со здоровым образом жизни, они-то и ломают стереотипы прежние, развенчивают устоявшиеся мифы о полезности и уместности потребления спиртного в тех или иных ситуациях5. Действительно, в России в последние годы стали меньше пить — и статистика, и опросы общественного мнения об этом свидетельствуют. Ведь человек в здравом уме не будет вредить своему здоровью намеренно, ему нужны для этого благие оправдания. Таковыми являются мифы о том, что водка снимает стресс, лечит простуду, незаменима для отдыха, общения и т. п. Или, к примеру, прочищает сосуды. Эти мифы, которым определенная часть населения искренне верит, дают водке пропуск в повседневную жизнь россиян, и она становится неотъемлемым атрибутом нашего питания. Ведь трудно найти таких людей, которые не испытывают стресс, не боятся простуды и не хотят общаться. Но вот у человека появляется автомобиль (наказания за пьянство за рулем все более ужесточаются), интересная работа, наконец, цель, в достижении которой алкоголь может послужить помехой.

5 Например, Андрей К. из Воронежа, имеющий свой заветный рецепт изготовления самогона, происходящее описывает так: «Страна изменилась до неузнаваемости. Если раньше, чтобы увидеть пьяную компанию, достаточно было просто открыть окно, то теперь — пройдешь по всему городу, зайдешь в рестораны, и нигде не встретишь пьяных людей. Какие причины? Во-первых, потребление алкоголя падает, когда возрастает продажа новых автомобилей в автосалонах. Чем больше продается автомобилей, тем меньше пьянства. Во-вторых, у людей есть работа, которой они дорожат. В целом меняется культура пития. Зачем пью? Мой напиток прочищает сосуды. Но нужно знать меру. Я, например, никогда не допиваюсь до того, чтобы утром чувствовать похмелье. На следующий день готов работать в полную силу».

Некоторые бросают пить, а некоторые — нет. Почему? Если привычка к алкоголю еще не стала болезненной страстью, то людей просто удерживают существующие мифы. Они же — первые ступени к приобщению к спиртному новичков. Развенчивание мифов о водке может реально способствовать оздоровлению нации. Этот процесс начался, и не удивительно, что он идет параллельно снижению показателей потребления алкоголя на душу населения.

Однако если социальная напряженность приведет к массовым увольнениям с работы, сужению перечня существующих альтернатив культурного досуга и отдыха и т. д., то возможна актуализация подзабытых мифов, и отдых вновь будет ассоциироваться с бутылкой как непременным атрибутом посиделок и лекарством от стресса. Именно мифом о водке как панацее в стрессовых ситуациях руководствуются эксперты, когда утверждают, что в сложившихся экономических условиях потребление алкоголя россиянами в качестве антидепрессанта может возрасти: «Если социальная напряженность усилится, то и потребность в алкоголе увеличится» [2]. Но другой эксперт — предприниматель, который в свое время делал рекламу для воронежских ликероводочных заводов, — с этим не согласен: «Не думаю, чтобы кризис или дешевая водка опять окунули страну в беспробудное пьянство. Уходит то поколение, которое говорило: "Что водка, что пулемет, лишь бы с ног косило". Люди среднего возраста знают меру, а молодежь так вообще еле губы мочит. Страна перестала быть пьющей. ».

Может быть, такой вывод несколько преждевременен. Изменения в потреблении алкоголя молодежью в сравнении со старшим поколением — тема отдельного исследования. Кроме того, объект наблюдения в данном случае — миллионный город, а как дела обстоят в российской глубинке, непроезжих деревнях и селах — эксперту неведомо. И все же тенденция, как говорится, налицо. Если собственное здоровье мало-помалу становится ценностью для нового поколения, то «пропуск в желудок» будут получать только качественные продукты. Снижение стоимости водки в магазинах провоцирует вопрос, что называется, «на засыпку» — будет ли эта мера способствовать повышению качества выпускаемых напитков? Есть основания в этом усомниться. Производители алкоголя в итоге должны понять, что их целевая аудитория («беспробудных пьяниц») постепенно уходит со сцены. Не снижение цены, а повышение качества — основа успеха бизнеса в реалиях нынешнего и грядущего дня. Ориентироваться лишь на лиц с болезненным пристрастием к спиртному, неразборчивых в его потреблении, — стратегическая ошибка. Заповедь

Гиппократа: «Не навреди!» адресовалась медицинским работникам,

которые могли невольно нанести вред чужому здоровью. В свете сегодняшних реалий хорошо бы обременить похожей клятвой производителей алкоголя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брюн Е. Компетентно: от главного нарколога Минздрава России // Российская газета от 29 мая 2014 года. № 120 (6392). — С. 30.

2. Буцко Д. Снижение цен на водку: чем хорош и опасен дешевый алкоголь. 05.01.2015 г. [электронный ресурс]. Дата обращения 05.01.2015. URL: <http://sobesednik.ru/zdorove/20150105-snizhenie-cen-na-vodku-chem-horosh-i-opasen-deshevyy-alkogol>.

3. В России выросли продажи самогонных аппаратов. 19.03.2014. [электронный ресурс]. Дата обращения 06.02.2015. URL: <http://www.dobro38.ru/v-rossii-vyrosli-prodazhi-domashnih-samogonnyh-apparatov/>.

4. Выросли продажи самогонных аппаратов. 03.04.2014. [электронный ресурс]. Дата обращения 07.02.2015. URL: <http://dmgrupp.tiu.ru/a134336-vyrosli-prodazhi-samogonnyh.html>.

5. Ежемесячный Бюллетень социологических сообщений по городу Воронежу 2004-05. [электронный ресурс]. Дата обращения 04.11.2014. URL: <http://www. qualitas.ru/ru/publications/bulletin>.

6. Ежемесячный Бюллетень социологических сообщений по городу Воронежу 2013-05. [электронный ресурс]. Дата обращения 05.10.2013. URL: <http://www. qualitas.ru/ru/publications/bulletin>.

7. Ежемесячный Бюллетень социологических сообщений по городу Воронежу № 2014-07. [электронный ресурс]. Дата обращения 14.12.2014. URL: <http://www. qualitas.ru/ru/publications/bulletin>.

8. Ивушкина А. Спрос на самогонные аппараты вырос на 300%. 24.02.2015. [электронный ресурс]. Дата обращения 15.02.2015. URL: <http://izvestia.ru/news/583224>.

9. Кимеев А. Зеленый змий в борьбе за выживание: почему в России подешевела водка? 28.01.2015. [электронный ресурс]. Дата обращения 03.02.2015. URL: <http://sibdepo.ru/section/133876-zelyenyy-zmiy-v-borbe-za-vyzhivanie-pochemu-v-rossii-podeshevela-vodka.html>.

10. Невинная И. Лучше водки хуже нет. В России стали пить меньше, чем два-три года назад // Российская газета от 29 мая 2014 года. № 120 (6392).

11. Нестерова Н.Н. Алкоголь и сердце [электронный ресурс]. Дата обращения 19.01.2015. URL: <http://900igr.net/prezentatsii/obg/Alkogol-i-serdtse/001-Alkogol-i-serdtse.html>.

12. Мишина Е. «Русская водка» станет брендом. 09.05.2013. [электронный ресурс]. Дата обращения 28.01.2015. URL: <http://www.rg.ru/2013/05/09/vodka-site.html>.

13. Потехин Д. Качество российской водки и пива вынудило казахские власти запретить поставки из России. 18.11.2014 года. Дата обращения 05.02.2015.

URL: <http://sobesednik.ru/obshchestvo/2014in8-kachestvo-rossiyskoy-vodki-i-piva-vynudilo-kazahskie-vlasti>.

Дата поступления: 24.02.2015.

SOTSIOLOGICHESKIY ZHURNAL ( = SOCIOLOGICAL JOURNAL) 2015. VOL. 21. NO. 3. P. 63-87

N.A. Romanovich

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); the Russian Public Opinion Institute "Qualitas", Voronezh, Russian Federation.

Romanovich Nelly Aleksandrovna — Doctor of Sociology, Professor, Political science and administration department, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); General director, the Russian Public Opinion Institute "Qualitas". Address: Prospect Revolutsii, 44-14, 394036, Voronezh, Russian Federation. Phone: +7(473) 251-90-75. Email: [email protected]

THE ALCOHOL IN RUSSIA: PUBLIC OPINION MYTHS AND REALITY

Abstract. The addiction of Russians to alcoholic beverages is known throughout the world. However this addiction is a consequence of a habit, whereas first steps of getting acquainted with alcohol usually have quite plausible excuse, which appears in fact to be myths. The article reveals seven myths about vodka which are popular in Russian society. The results of public opinion polls that show the degree of the population commitment to these myths with a difference of ten years, 2003-2004 — 2014 (the respondents taken as example are residents of the city of Voronezh). Voronezh is a typical large Russian city, so the changes in public opinion of Voronezh citizens reflect nationwide changes. The author shows that the decline in the consumption of vodka in Russia in recent years is connected with discrediting of the existing myths about the benefits of vodka in certain circumstances.

Russia has taken measures aimed at reducing alcohol consumption per capita. In recent years these measures in conjunction with the changes in economic and cultural life of Russians have been successful. Manufacturers of alcohol facing falling profitability and fighting for survival have reduced the retail price of vodka in order to struggle against illegal substitutes, including moonshine. But the moonshine depending on the technology of its preparation can be either dangerous to health or relatively harmless spirits. Ambiguous attitude to the moonshine is confirmed by the results of opinion polls. The author proves that the sharp rise in demand for moonshine in recent years is not only due to its low cost, but also because of the low quality of alcohol products on store shelves.

Keywords: myth, alcohol consumption, public opinion, Russian vodka, moonshine, ardent spirits, health, quality of spirits.

REFERENCES

1. Bryun E. Knowledgeably: From Chief Narcologist of the Russian Health Ministry. Rossiiskaya gazeta, 29 may 2014. No. 120 (6392). P. 30. (In Russ.)

2. Butsko D. Vodka Price Cutting: What Is Good or Hazardous About Cheap Alcohol [online]. Accessed 05.01.2015. URL: <http://sobesednik.ru/zdorove/20150105-snizhenie-cen-na-vodku-chem-horosh-i-opasen-deshevyy-alkogol>. (In Russ.)

3. The Sales of Moonshine Stills Have Increased in Russia. 19.03.2014. [online]. Accessed 06.02.2015. URL: <http://www.dobro38.ru/v-rossii-vyrosli-prodazhi-domashnih-samogonnyh-apparatov/>. (In Russ.)

4. The Sales of Moonshine Stills Have Increased. 03.04.2014. [online]. Accessed 07.02.2015. URL: <http://dmgrupp.tiu.ru/a134336-vyrosli-prodazhi-samogonnyh.html>. (In Russ.)

5. Monthly Bulletin of Sociological Research News in the City of Voronezh No. 2004-05 [online]. Accessed 04.11.2014. URL: <http://www. qualitas.ru/ru/publications/bulletin>. (In Russ.)

6. Monthly Bulletin of Sociological Research News in the City of Voronezh No. 2013-05 [online]. Accessed 05.10.2013. URL: <http://www. qualitas.ru/ru/publications/bulletin>. (In Russ.)

7. Monthly Bulletin of Sociological Research News in the City of Voronezh No. 2014-07 [online]. Accessed 14.12.2014. URL: <http://www. qualitas.ru/ru/publications/bulletin>. (In Russ.)

8. Ivushkina A. The Demand for Moonshine Stills Has Grown by 300%. 24.02.2015. [online]. Accessed 15.03.2015. URL: <http://izvestia.ru/news/583224>. (In Russ.)

9. Kimeev A. The Demon Drink in the Struggle for Survival: Why Have Prices for Vodka Fallen in Russia? 28.01.2015. [online]. Accessed 03.02.2015. URL: <http://sibdepo.ru/section/133876-zelyenyy-zmiy-v-borbe-za-vyzhivanie-pochemu-v-rossii-podeshevela-vodka.html>. (In Russ.)

10. Nevinnaya I. Better Vodka Is No Worse. The Level of Alcohol Consumption in Russia Has Become Lower than Two or Three Years Ago. Rossiiskaya gazeta. 29 may 2014. No. 120 (6392). (In Russ.)

11. Nesterova N.N. The Alcohol and the Heart [online]. Accessed 19.01.2015. URL: <http://900igr.net/prezentatsii/obg/Alkogol-i-serdtse/001-Alkogol-i-serdtse.html>. (In Russ.)

12. Mishina E. "Russian Vodka" Will Become a Brand. 09.05.2013. [online]. Accessed 28.01.2015. URL: <http://www.rg.ru/2013/05/09/vodka-site.html>. (In Russ.)

13. Potekhin D. The Quality of Russian Vodka and Beer Forced the Kazakh Authorities to Ban Shipments from Russia. 18.11.2014. [online]. Accessed 05.02.2015. URL: <http://sobesednik.ru/obshchestvo/20141118-kachestvo-rossiyskoy-vodki-i-piva-vynudilo-kazahskie-vlasti>. (In Russ.)

Received: 24.02.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.