Научная статья на тему 'Формирование новых принципов в торговой политике и их реализация в годы антиалкогольной кампании 1985–1988 гг. (на материалах Оренбургской области)'

Формирование новых принципов в торговой политике и их реализация в годы антиалкогольной кампании 1985–1988 гг. (на материалах Оренбургской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
145
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / РЕАЛИЗАЦИЯ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пискунова О. А.

Исследован процесс изменения торговой политики советского правительства в годы антиалкогольной кампании в Оренбургской области; комплексный анализ различного вида архивных источников позволил выявить новые принципы в торговой политике и направления деятельности торговых организаций; изучен процесс сокращения производства и реализации спиртных напитков в регионе; раскрыта сущность и основное содержание антиалкогольных мероприятий. Рассмотрены основные формы и специфика процесса регулирования продажи спиртных напитков в розничной торговой сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пискунова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF NEW PRINCIPLES IN TRADE POLICIES AND THEIR IMPLEMENTATION IN 1985-1988 WITHIN THE ANTI-ALCOHOL CAMPAIGN (BASED ON THE MATERIALS OF THE ORENBURG REGION)

The article concerns the process of the Soviet Union trade policies during the anti-alcohol campaign in the Orenburg region. A thorough analysis of archival documents revealed new principles in trade policies and activities of trade organizations. The process of reducing the production and sales of strong drinks in the region is studied as well as the essence and main content of anti-alcohol measures. The basic forms and specific character of regulating retail distribution of alcohol are given detailed treatment.

Текст научной работы на тему «Формирование новых принципов в торговой политике и их реализация в годы антиалкогольной кампании 1985–1988 гг. (на материалах Оренбургской области)»

Пискунова О.А.

Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: olgapiskunova08@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПРИНЦИПОВ В ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКЕ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ГОДЫ АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ КАМПАНИИ 1985-1988 гг. (НА МАТЕРИАЛАХ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)

Исследован процесс изменения торговой политики советского правительства в годы антиалкогольной кампании в Оренбургской области; комплексный анализ различного вида архивных источников позволил выявить новые принципы в торговой политике и направления деятельности торговых организаций; изучен процесс сокращения производства и реализации спиртных напитков в регионе; раскрыта сущность и основное содержание антиалкогольных мероприятий. Рассмотрены основные формы и специфика процесса регулирования продажи спиртных напитков в розничной торговой сети.

Ключевые слова: антиалкогольная кампания, торговая политика, реализация спиртных напитков.

Начало антиалкогольной кампании в стране привело к существенному изменению торговой политики и формированию новых принципов в торговой системе. Уже в первый год проведения антиалкогольных мероприятий в стране произошло сокращение производства спиртных напитков, что кардинальным образом изменило существующую ситуацию в торговой сфере. Началась масштабная реорганизация магазинов, правил и приемов торговли алкогольной продукцией.

В Оренбургской области эти изменения были зафиксированы в архивных источниках и партийной документации. Их анализ показал, что уже в конце 1985 года в Оренбургской области производство и реализация алкогольной продукции была сокращена на 36% [1], многие государственные магазины, торгующие спиртным, были закрыты. Если в начале 1985 г. в нашей области насчитывалось 366 магазинов, торгующих сухим десертным вином и шампанским, то в мае их было уже 111, а к концу 1985 -осталось всего 70. [2] Такое резкое сокращение продажи спиртных напитков привело к увеличению числа спекуляций, нелегальной реализации алкогольной продукции и росту самогоноварения. По сравнению с предшествующим, 1984 годом, в 1985 году в 4 раза увеличилось самогоноварение. [3] Анализ милицейских сводок показал, что наибольшее число самогонщиков было выявлено в сельской местности, где продажа спиртного была полностью запрещена. В 1985 г. работниками милиции было выявлено 1564 самогонщиков, из них 1257 были привлечены к уголовной ответственности [4].

В процессе изучения и сравнительного анализа разных документов, мы обратили внима-

ние на их противоречивость: одни источники зафиксировали преимущественно процесс снижения продажи алкоголя, другие, напротив, указывали на то, что в области резко увеличилась продажа спиртного. Анализируя эту проблему, исследователь Подлазов А. Н. предложил различать два типа алкогольной продукции: легальной и нелегальной (спекулятивной, некоммерческой) [5]. Как правило, во многих источниках фиксируется только данные по продажам коммерческого (легального) алкоголя, и только небольшая часть из них «информирует» нас о реализации нелегальных спиртных напитков.

Комплексный анализ документов позволил выявить соотношение различных видов легальной алкогольной продукции, реализованной в 1985-1986 гг. в Оренбургской области. Продажа всех видов алкогольной продукции была сокращена.

В результате проводимых мер изменилась социально-экономическая ситуация в области. Резкое сокращение продажи алкогольных напитков способствовало формированию негативных факторов в экономике, увеличению бюджетных потерь и росту социальной напряженности. В нашем крае за 7 мес. 1985 г. потери товарооборота составили 57,6 млн. руб. в основном за счет сокращения спиртных напитков.[6] Для эффективного решения этих проблем областное партийное руководство попыталось все убытки компенсировать прибылью от продажи безалкогольных напитков, «товаров народного потребления», кондитерских изделий, мороженого. В связи с этим Оренбургский и Орс-кий ЦК КПСС и горисполком принял решение о передаче винодельческого завода Оренбургскому производственному объединению пивобе-

550 ВЕСТНИК ОГУ №16 (135)/декабрь2011

залкогольной промышленности, а Орского ликероводочного завода - управлению пищевой промышленности «в целях увеличения выпуска продукции, пользующихся спросом» [7].

В тоже время планировалось значительно увеличить объемы продаж целого комплекса коммерческих услуг, предоставляемых населению. Прибыль от их реализации должна была фактически возместить финансовые потери в бюджете области.

Таким образом, уже после осуществления первых антиалкогольных мероприятий в исследуемом регионе начался процесс изменения форм деятельности торговых организаций и появления новых приоритетных направлений в сфере продаж. Однако все эти меры не дали желаемого результата: реализация безалкогольных напитков возросла незначительно - на 5%, соков - на 10% [8].

Особое место в торговой политике в эти годы отводилось четкому регулированию продажи спиртных напитков в розничной торговле. По распоряжению местных органов власти и обкома партии был установлен строгий график работы магазинов, торгующих спиртными напитками: с 14 до 20 ч. Анализ архивных источников позволяет сделать вывод о том, созданная система регламентации продажи ликеро-

водочной продукции была достаточно гибкой, часто дополнялась новыми правилами, которые учитывали специфику местности и региона. В частности, в г. Медногорске местной администрацией была выработана своя собственная система «упорядочивания» продажи спиртных напитков, которая предусматривала:

1) введение талонной системы;

2) нормирование продажи спиртного (1 бутылка водки и 1 бутылка вина для работающих граждан, достигших 21 года, не стоящих на учете в медвытрезвителе);

3) введение норм отпуска талонов «для обслуживания мероприятий» (на свадьбу - до 20 бутылок водки или вина, на похороны - до 7, на юбилей - до 15) [9].

Таким образом, в ходе реализации антиалкогольной кампании в Оренбургской области сформировалась новая модель торгово-экономической региональной политики. Была создана система целенаправленных норм и правил, регулирующих потребление, производство и продажу алкогольной продукции; появились новые направления в торговой сфере. Открытие в торговой сети новых дополнительных резервных фондов и введение новых видов коммерческих услуг позволило стабилизировать сложную социально-экономическую ситуацию в регионе.

18.02.2011

Список литературы:

1. Центр документации новейшей истории Оренбургской области. Ф. 371. Оп. 88. Д. 34 Л. 45.

2. Центр документации новейшей истории Оренбургской области. Ф. 371. Оп. 88. Д. 34 Л.70

3. Центр документации новейшей истории Оренбургской области. Ф. 371. Оп. 91. Д. 225 Л. 15

4. Центр документации новейшей истории Оренбургской области. Ф. 371. Оп. 91. Д. 225 Л. 15

5. Подлазов А. В., Демографическая демодернизация и алкоголизация России [Электрон. ресурс]. URL: Ьир:/шшш. demographia.ru

6. Центр документации новейшей истории Оренбургской области. Ф. 371 Оп. 88. Д. 28 Л.5

7. Центр документации новейшей истории Оренбургской области. Ф. 371Оп. 88 Д. 166 Л. 63-64

8. Центр документации новейшей истории Оренбургской области. Ф. 371 Оп. 88. Д. 8 Л.60

9. Центр документации новейшей истории Оренбургской области. Ф. 371 оп. 91 Д. 225 Л. 29

Сведения об авторе:

Пискунова Ольга Александровна, аспирант кафедры всеобщей истории Оренбургского государственного педагогического университета, е-шаИ: olgapiskunova08@yandex.ru

UDC 338T8(470.56)

Piskunova O.A.

Orenburg State Pedagogical University

E-mail: olgapiskunova08@yandex.ru

FORMATION OF NEW PRINCIPLES IN TRADE POLICIES AND THEIR IMPLEMENTATION IN 1985-1988 WITHIN THE ANTI-ALCOHOL CAMPAIGN (BASED ON THE MATERIALS OF THE ORENBURG REGION)

The article concerns the process of the Soviet Union trade policies during the anti-alcohol campaign in the Orenburg region. A thorough analysis of archival documents revealed new principles in trade policies and activities of trade organizations. The process of reducing the production and sales of strong drinks in the region is studied as well as the essence and main content of anti-alcohol measures. The basic forms and specific character of regulating retail distribution of alcohol are given detailed treatment.

Key words: anti-alcohol campaign, trade policy, distribution of alcohol.

ВЕСТНИК ОГУ №16 (135)/декабрь'2011 551

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.