Яков Боровой,
публицист АЛИЕВ II
Несколько лет назад весть о рождении внука ныне уже бывший президент Азербайджана Гейдар Алиев получил во время официального визита в США. Дело было в Хьюстоне. Мэр города, поздравив дедушку с долгожданным рождением мальчика (до этого в семье его сына Ильхама родились две девочки), предложил назвать внука Хьюстон-Али. Но сын Алиева, который на днях был избран президентом Азербайджанской Республики, не внял совету мэра: он назвал мальчика в честь деда — Гейдаром. После избрания в октябре 2003 г. отца Гейдара-младшего президентом Азербайджана, первой на просторах бывшего СССР передачи власти в стране от отца к сыну, возможность того, что через пару десятилетий Азербайджан вновь получит руководителя страны с именем Гейдар и фамилией Алиев становится вполне реальной. Вопрос может быть лишь в том, насколько он будет походить на своего уникального дедушку?
Я вспоминаю, как два года назад Гейдар Алиев встречался в Баку с делегацией главных редакторов центральных российских изданий. С его лица не сходила победная улыбка, говорил он с журналистами без бумажки, без перерыва на глоток воды, без помощников, подробно и подолгу. Поразила удивительная память "кавказского патриарха" на лица, факты, события. Речь шла не только и, может быть, не столько о политике. Скорее о жизни. Потом нам говорили, что Гейдар-баба (дедушка Гейдар), как его называют в народе, впервые в таком широком кругу рассказывал о своей семье, о жене Зари-фе-ханум, с которой до ее смерти его связывала крепкая взаимная любовь, о дочери Севиль и сыне Ильхаме. "У нас очень умные дети. Конечно, по многим вопросам я с ними советуюсь, — говорил Алиев.
— Особенно с сыном... Он очень одаренный человек. Во всем. И в политике тоже". После этих слов наступила пауза. И кто-то из журналистов спросил: "Вы хотели бы видеть Ильхама Алиева следующим главой Азербайджана?" Алиев задумался и грустно ответил: "Как отец
— нет. Это тяжелая судьба. У власти горький вкус. Но этот вопрос должен решать не я, а он сам. Ильхам давно уже не мальчик".
И вот свершилось. Эпоха Алиева-старшего, фактически правившего этой богатой нефтью республикой на протяжении нескольких десятилетий, ушла в историю. Как говорил поэт, "пришли другие
времена, взошли иные имена". Главное, как будет соответствовать времени выпускник МГИМО Ильхам Гейдарович, в большой политике человек неизвестный? Азербайджанцы проголосовали за 41-летнего премьера, но, по сути, пока лишь сына своего отца. Он получил поддержку сторонников азербайджанского политического патриарха, ибо пообещал продолжить политический курс Гейдара Алиева и работать с его командой. Выходцы из Нахичевани, автономии на юго-западе Азербайджана, являющейся родиной Алиева-старшего, особенно дружно поддержали Алиева II. Азербайджанцы проголосовали за Ильхама Алиева, поверив его словам о сохранении стабильности общества, достигнутой при его отце. Пока из речей нового главы страны очевидно: пришел президент не революционер и даже не новатор. Привлекательными для избирателей в предвыборной программе Алиева явились обещания направить доходы от нефти на решение социальных проблем, открыть в ближайшее пятилетие 600 тысяч рабочих мест, урегулировать карабахский конфликт мирным путем. "Мы не хотим войны, мы хотим мира, — заявлял кандидат в президенты Азербайджана. — Но мы никогда не смиримся с оккупацией своих территорий". Ильхама Алиева поддержала Москва, что стало ясно после визита в Баку главы администрации президента Александра Волошина. Эта поддержка обеспечила кандидату голоса 170-тысячной русской общины Азербайджана. Наверное, на посту президента Алиеву-младшему поможет и умение переживать жизненные трудности. В советское время Ильхам Алиев испытал все — большой взлет и падения: "Таков закон дворца, где правит зло: то ты в седле, то на тебе седло". Учеба в МГИМО, защита диссертации, преподавание на кафедре этого вуза. Перед ним открывались самые радужные перспективы. Но когда в 1987 г. отца убрали с высоких постов, то и Ильхама Алиева тотчас "попросили" покинуть альма-матер. Фактически он остался на улице с двумя детьми. Между тем Алиев-старший три года прожил в одиночестве в московской квартире. По сути, это был домашний арест. В одночасье отобрали дачу, машину, прислугу... И все это время как сын, так и дочь, специалист по арабскому языку, находились рядом с опальным отцом. Но и когда Алиев-старший вновь пришел к власти, в Азербайджане семье пришлось испытать множество потрясений. Предательство бывших друзей и соратников. Гнев толпы. Военный мятеж, когда на волоске висела не только власть Алиева-президента, но и его с ближайшими родственниками жизнь.
Ильхаму Алиеву досталось тяжелое наследство. Из 8 млн. жителей Азербайджана — 1 млн. беженцев. В палаточных городках уже более десяти лет в ужасающих условиях живут люди, которые не могут вернуться к родным очагам. Надо бороться с бедностью, коррупцией, непотизмом... Ему, рьяному стороннику светского образа жизни, предстоит противостоять набирающим силу в республике исламистам и националистам. Но Ильхам Алиев молод. Он пришел к власти приблизительно в том же возрасте, что и его отец. Как и Гейдар Алиев, Ильхам Алиев, кстати, сохранивший свой пост президента Национального Олимпийского комитета Азербайджана, может часами плавать в море, пугая тем самым своих охранников. Но в отличие от отца он, южанин, любит кататься на горных лыжах. И это, без сомнения, роднит его с российским президентом. Впрочем, возможно, не только это.
"Огонек", М., 2003 г.,№ 38, с. 22-23. * * *
Установление президентской династии в Азербайджане сопровождалось массовыми беспорядками
В то время как Ильхам Алиев, объявленный победителем президентских выборов в Азербайджане и, таким образом, преемником собственного отца, принимал поздравления от глав государств СНГ, оппозиция проводила в центре Баку несанкционированные митинги, перешедшие в беспорядки. Акции протеста начались едва ли не сразу же после закрытия избирательных участков.
Несколько тысяч активистов оппозиционных партий устроили настоящий погром на улицах азербайджанской столицы, разбивая окна правительственных зданий и переворачивая автомобили. Для пресечения беспорядков были привлечены солдаты внутренних войск и полиция. После стычек осталось много раненых. Среди тех, кто попал под дубинки блюстителей порядка, оказались даже иностранные наблюдатели.
На этом фоне международные наблюдатели сообщили о признании легитимности состоявшихся выборов, отметив при этом, что "по ряду показателей" избирательный процесс "все еще не соответствовал международным нормам". Глава делегации Парламентской ас-
самблеи ОБСЕ Джованни Кесслер выразил обеспокоенность "напряженностью, обусловленной низким уровнем взаимного доверия в обществе", и рекомендовал "всем политическим силам проявить сдержанность". А Петер Айхер, возглавляющий группу наблюдателей от Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, и вовсе считает, что Азербайджан упустил шанс провести демократические выборы. Все признают, что "условия избирательной кампании были очевидно неравными". Однако руководитель делегации ПАСЕ Гильермо Мартинес Касань все же выразил надежду, что выборы могут "открыть новую эпоху" в Азербайджане.
Но лидеры оппозиции не желают признавать свое поражение. Кандидат в президенты от блока "Наш Азербайджан", лидер партии "Мусават" Иса Гамбар не сомневается в своей победе: "Подсчет голосов, проведенный нашими наблюдателями на избирательных участках, показал, что за меня проголосовало 60% избирателей". По его словам, власти стремятся всеми путями "украсть" у него президентское кресло. "Я не намерен мириться с этим", — заявил он, добавив, что "народ защитит свою победу". Интересно, что свой мониторинг выборов проводили представители 38 неправительственных организаций, объединенных в коалицию "За свободные и демократические выборы". Их результаты во многом совпали с данными "Мусавата". Заявление о непризнании результатов президентских выборов распространила и Партия национальной независимости, возглавляемая кандидатом в президенты Этибаром Мамедовым. По словам председателя Национального комитета Хельсинкской гражданской ассамблеи Арзу Абдуллаевой, власти и оппозиция настроены решительно. Однако их силы не равны. Одна сторона вооружена огнестрельным оружием, а другая — стремлением избавиться от коррумпированной власти. Абдуллаева подтвердила факты грубейших фальсификаций в ходе голосования. По ее словам, подобная информация поступала "ежеминутно буквально со всех округов и избирательных участков".
"Время новостей", М., 17октября 2003 г.