Научная статья на тему 'Алгоритмы венчурного финансирования предприятий'

Алгоритмы венчурного финансирования предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черепков А. В.

Черепков А.В. АЛГОРИТМЫ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСНОГО СЕКТОРА. Статья содержит алгоритм венчурного финансирования предприятий лесного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cherepkov A.V. ALGORITHM OF THE TIMBER ENTERPRISES VENTURE FINANCING. The article provides the algorithm of the Timber enterprises venture financing.

Текст научной работы на тему «Алгоритмы венчурного финансирования предприятий»

ЭКОНОМИКА

Впрочем, совершенно нерискованных финансовых операций в принципе не может быть - в жизни немало примеров, когда прогорают и нефтяные компании, и оказываются банкротами самые, казалось бы, надежные банки (в этом отношении у россиян еще слишком свежи в памяти банковские крахи 1998 г.), а тот риск, который многим казался слишком большим и совершенно очевидным, часто на деле бывает явно преувеличенным. Более того, выясняется, что тот, кто не побоялся рискнуть, оказывался в большом выигрыше.

Еще одной весьма характерной особенностью венчурного финансирования является то, что венчурный капитал всегда чутко реагирует на моду и неотступно следует за ней. Инвестиции охотнее и чаще всего направляются в те отрасли, которые связаны с возможностью быстрой и доходной реализации наукоемкой продукции, на которую уже есть или только формируется ажиотажный спрос, приносящий наибольшую прибыль. Например, в 80-е гг. прошлого столетия началось повальное увлечение CD - «сидиромами», и немедленно в эту отрасль венчурные капиталисты стали с готовностью и на выгодных для компаний условиях вкладывать большие средства. Потом эта мода начала отходить, и приток инвестиций иссяк. Та же картина наблюдалась, когда появилось увлечение мобильными телефонами. То же самое произойдет в ближайшее время и с прежними наукоемкими услугами, обеспечивавшими доступ в Интернет. Несомненно, через непродолжительное время перестанет приносить прежние прибыли программное обеспечение для персональных компьютеров,

и, как следствие этого, существенно сократятся венчурные инвестиции в данную отрасль индустрии, потому что для венчурного финансирования нет и не может быть вечно привлекательных отраслей реального сектора экономики. Вечным является лишь стремление венчурных предпринимателей к умножению своих активов.

Поэтому вполне правомерен вывод: венчурное финансирование будет всегда привлекательно для тех, кто готов к высокой степени риска, начальной неликвидности активов компании и длительному «замораживанию» определенной части своих капиталов ради воплощения научно-технической идеи в жизнь, удовлетворения новых потребностей человечества и последующего негарантированного получения сверхприбылей.

Таким образом, венчурное финансирование - это своеобразный вид инвестирования средств в новые высокотехнологичные компании для обеспечения их становления, роста и развития с целью получения прибыли в случае успешной реализации проекта. То есть это высокорисковое вкладывание частного капитала в высокотехнологичные малые компании, способные в перспективе производить пользующиеся высоким спросом наукоемкие продукты или услуги.

Однако ставить знак равенства между венчурным и высокорисковым финансированием все же не совсем корректно, поскольку вообще любое финансирование, в том числе и элементарное предоставление кредита и даже решение дать знакомому деньги в долг, - это тоже определенный риск.

АЛГОРИТМЫ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИИ

А.В. ЧЕРЕПКОВ, асп. каф. финансов МГУЛ

Никто и никогда не может дать стопроцентной гарантии, что развитие какой-либо конкретной компании приведет к положительным результатам и венчурное предприятие в конце концов окажется высокорентабельным. Успешность реализации проекта зависит от многих факторов и условий, среди которых наиболее значимыми являются:

1. Стоимость научных исследований и научно-конструкторских работ. Хотя и не существует четкой зависимости между затратами на НИР (НИОКР) и прибыльностью компании, тем не менее в большинстве случаев слишком большие затраты на разработку технологии снижают в конечном счете рентабельность производства.

178

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

ЭКОНОМИКА

2. Издержки производства. Чем выше накладные расходы, тем меньше оказывается прибыль.

3. Издержки, связанные с маркетингом. Проведение маркетинговых исследований невозможно без привлечения квалифицированных специалистов, оплата труда которых достаточно высока, и эти затраты, естественно, уменьшат конечную прибыль компании.

4. Издержки, связанные со сбытом новой продукции. Выведение нового продукта на рынок, его складирование, доставка, рекламирование, подготовка продавцов-консуль-тантов и сам процесс реализации наукоемкого товара сопряжен с большими и постоянными затратами, уменьшающими потенциально возможную прибыль компании.

5. Складывающийся на рынке спрос на новую продукцию. Никогда невозможно точно спрогнозировать спрос покупателей на новую продукцию. В одних случаях появление нового наукоемкого товара вызывает ажиотаж, и тогда объем выпущенной продукции и реальные производственные мощности компании могут оказаться недостаточными, но вполне реален и противоположный вариант, когда количество выпущенной на рынок продукции оказывается чрезмерным, что ведет к временному затовариванию и определенным убыткам.

6. Величина складывающейся на рынке цены на новый наукоемкий товар. С одной стороны, к любому новому товару покупатели, в своем большинстве придерживающиеся консервативных позиций, относятся вначале настороженно. Поэтому при презентации цены не должны быть слишком высокими. С другой стороны, цены не должны быть и слишком низкими, потому что у потенциальных покупателей давно сложился стереотип, согласно которому по-настоящему хороший товар должен стоить дорого. Поэтому от правильной ценовой стратегии руководства компании в значительной мере зависит прибыльность производства нового наукоемкого товара.

7. Появление или отсутствие конкурентов в данном секторе рынка. Поскольку многие технические идеи буквально «витают в воздухе», не исключено, что одновременно на рынке могут появиться аналогичные наукоемкие товары, например программные

продукты для компьютеров. Естественно, возникшая конкуренция может внести существенные коррективы и в цены, и в объемы реализуемой продукции.

8. Появление на рынке аналогичных наукоемких продуктов с лучшими потребительскими свойствами. Вскоре после появления на рынке нового наукоемкого товара, пользующегося высоким спросом, некоторые другие высокотехнологичные компании, разрабатывающие близкие технологии, вполне способны достаточно быстро освоить выпуск аналогичного товара, но с лучшим дизайном и дополнительными возможностями. Понятно, что такое непредвиденное обстоятельство способно негативно повлиять на величину прибыли.

9. Быстрота морального устаревания наукоемкой продукции. За последние годы научные знания и технические решения обновляются с такой скоростью, что большинство наукоемких товаров морально устаревает в течение трех-четырех лет, а некоторые, например антивирусные программы для персональных компьютеров и серверов, приходится менять каждый квартал. Поэтому новой компании нельзя рассчитывать на то, что созданный ею наукоемкий продукт будет приносить прибыль много лет. Весь вопрос в том, как быстро этот продукт перестанет пользоваться спросом в связи с тем, что его потребительские качества перестанут удовлетворять покупателя.

10. Длительность бесприбыльного развития новой компании. На ранних этапах своего жизненного цикла компании только тратят средства, не принося никаких доходов; рентабельность появляется только тогда, когда продукция начинает пользоваться спросом на рынке. Чем продолжительней период от зарождения идеи до появления нового товара на рынке, тем меньше времени остается до завершения жизненного цикла компании, который не превышает 7 лет, а, следовательно, и возможности для роста ликвидных активов.

11. Высокие издержки на информационное и патентное обеспечение научныхразра-боток. В настоящее время права на интеллектуальную собственность составляют один из важных компонентов активов компании, так как гарантируют закрепление приоритета на

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

179

ЭКОНОМИКА

определенную продукцию за владельцем патента. Однако огромный поток научной, технической и иной информации требует больших затрат на официальное закрепление прав собственности на идею, на технологию и на соответствующую наукоемкую продукцию, что, естественно, вынуждает компанию часть капитала тратить не на развитие производства продукции и повышение ее рентабельности.

12. Относительно большие расходы на управление, руководство и поддержку малых высокотехнологичных компаний. Затраты на содержание управленческого и вспомогательного аппарата мало зависят от величины компании, в связи с чем доля этих накладных расходов по отношению ко всему объему затрат в малых компаниях существенно выше, чем в крупных фирмах, что уменьшает рентабельность именно малых высокотехнологичных компаний.

13. Ограниченность возможности уменьшить риски по сравнению с многоотраслевыми крупными компаниями и корпорациями. Поскольку малые компании преимущественно занимаются только одним конкретным видом деятельности, на которую и расходуют все средства, они не имеют возможности диверсифицировать риски, тогда как крупные компании занимаются несколькими видами бизнеса, что существенно уменьшает в целом возможность «провала», так как относительная неудача в одном направлении может быть скомпенсирована успехом в другом направлении.

14. Трудности в получении крупных инвестиций для создания малых компаний. Поскольку собственных средств основателей компаний недостаточно для организации производства, отсутствие своевременных дополнительных инвестиций способно замедлить темп реализации проекта или даже сделать невозможным достижение компанией стадии рентабельности, что, в свою очередь, неизбежно скажется на эффективности использования ранее вложенных в малое венчурное предприятия средств.

15. Значительная продолжительность жизненного цикла малых высокотехнологичных компаний. В связи с тем, что периоды экономического роста сменяются спадами, за

5-7 лет развития компании возможны неод-

нократные изменения экономической и рыночной конъюнктуры, сопровождающиеся инфляцией, падением жизненного уровня населения, снижением или повышением покупательского спроса на товары длительного пользования. Все это, по вполне понятным причинам, не может не отразиться на рентабельности компании.

«Бизнес-ангелы»

Опыт многих экономически развитых стран дает основание считать, что в настоящее время на самых ранних этапах развития новых высокотехнологичных компаний ведущую роль играют такие индивидуальные венчурные капиталисты, как «бизнес-ангелы».

Даже в России, где венчурный бизнес пока еще развит относительно слабо, «бизнес-ангелы» существуют уже достаточно давно. Хотя они себя таковыми не считали, а тем более не называли, появились еще в начале 90-х годов XX века. Вчерашние заведующие лабораториями, инженеры, учителя, технологи, лишившиеся с началом недостаточно продуманных социально-экономических реформ привычного заработка, усиленно начали искать новую сферу приложения своей энергии. Для многих из них такой точкой приложения сил стали торговые и посреднические операции. Сумевшие достаточно быстро заработать сотни тысяч, а иногда и миллионы долларов на перепродаже ширпотреба, бытовой техники, компьютеров и программного обеспечения к ним, новоявленные капиталисты начали давать определенные суммы денег своим коллегам, продолжавшим заниматься научными исследованиями и научно-конструкторскими разработками. Конечно, не даром, а в обмен на долю в будущей высокотехнологичной компании. Более того, еще и во времена так называемой «перестройки» иные удачливые кооператоры и лица, успешно занимавшиеся индивидуальной трудовой деятельностью, также финансово поддерживали небольшие компании, налаживающие производство пользующихся спросом высокотехнологичных товаров.

Другое дело, что далеко не всегда вложенные средства давали хороший экономический результат в связи с тем, что российские частные инвесторы значительно отличались по своему менталитету от западных

180

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

ЭКОНОМИКА

«бизнес-ангелов». Принципиальной особенностью российских венчурных капиталистов являлось то, что они с самого начала были больше ориентированы на немедленное получение дивидендов, что более характерно для долевого участия в торговом бизнесе, но мало соответствовало интересам стартующих высокотехнологичных компаний. Поэтому и прибыльность таких инвестиций оказывалась не очень высокой. Кроме того, российские частные партнеры-инвесторы редко активно и квалифицированно помогали успешному развитию поддержанных ими компаний.

Однако это скорее было связано не с бесперспективностью венчурного бизнеса в России, а с отсутствием у наших предпринимателей надлежащего опыта, благоприятной правовой среды, а также соответствующей экономической культуры и деловой этики. Сейчас ситуация в России постепенно меняется к лучшему, и число «бизнес-ангелов», как и во всех странах, продолжает расти.

Среди всех венчурных бизнесменов «ангелы» по праву занимают особое место, поскольку имеют ряд характерных особенностей и преимуществ.

Например, за свои действия «бизнес-ангел» отвечает только перед самим собой, а потому может себе позволить такой риск, который неприемлем для остальных инвесторов венчурного капитала. Даже если его инвестиция окажется неуспешной, он потеряет лишь небольшую часть своих собственных денег, что для него значит не очень много. Тем более, что часто, вкладывая средства в новую компанию, он руководствуется не только экономическими соображениями. Не меньшее значение для него имеет возможность испытать чувство азарта, получить удовольствие от участия в увлекательном процессе роста компании и особенно от общения с молодыми, энергичными, талантливыми и увлеченными людьми. По словам некоторых «бизнес-ангелов», нередко они получают особое и ни с чем не сравнимое удовлетворение от того, что в нужную минуту смогли кому-то подставить плечо и оказаться причастными к рождению нового, прежде не существовавшего продукта. Еще одной важной мотивацией является желание, как говорят англичане,

за собственные деньги «купить себе работу», чтобы и в пенсионном возрасте быть вовлеченным в инвестируемый бизнес, выступая в роли консультанта, советника, партнера и маркетолога. Кстати, нередко эти заинтересованные советы настолько эффективны, что выбор «правильного бизнес-ангела» может помочь компании не меньше, чем его деньги.

В основном «бизнес-ангелы» - это достаточно состоятельные люди, которые заработали капитал в собственном бизнесе и располагают относительно свободными средствами, которые им в данное время для собственной компании не нужны, а для создания нового собственного бизнеса недостаточны. Поэтому они готовы направить часть имеющихся у них средств для инвестиций в другие предпринимательские проекты, в том числе и высокорисковые.

Финансируя чужой бизнес, «бизнес-ангелы» превращают этот чужой бизнес частично в свой собственный с надеждой на получение высокой прибыли.

Как правило, «бизнес-ангел» вкладывает свои средства в венчурные предприятия на ранних этапах его становления и сотрудничает с компанией несколько лет, вплоть до выхода предприятия на рынок или фондовую биржу, добровольно разделяя с компанией всевозможные риски.

Но рискуют они «не очертя голову», а предварительно проанализировав перспективность проекта, компетентность управленческого звена компании, реальность превращения идеи в готовые технологии, конъюнктуру рынка, экономическое положение страны и т.д.

При этом «бизнес-ангелы» никогда сразу не производят крупных вложений. Напротив, они осуществляют инвестиции дробно (в виде небольших траншей), постоянно оценивая успешность реализации предыдущих порций капитала. Более того, прежде чем начать финансирование компании, «ангелы» нередко привлекают видных ученых в качестве консультантов научно-технических проектов для того, чтобы получить от них официальное квалифицированное заключение о реальной перспективности той идеи, на базе которой планируется развитие новой

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

181

ЭКОНОМИКА

компании. Эти мнения при принятии решения о начале инвестирования обязательно учитываются, но в основном они все же опираются на собственную интуицию предпринимателя и предшествующий опыт. Для них большее значение имеет то, поверят ли они в руководителя проекта и его команду. Если верят, то будут финансировать даже очень проблематичные идеи. Большинство наиболее успешных «бизнес-ангелов» заявляют, что для них важнее не сама идея или технология, а тот, кто взялся воплотить ее в жизнь.

Конечно, интуиция нередко может и подвести. Никто ничего не может гарантировать со стопроцентной точностью. По признанию многих «бизнес-ангелов», некоторые профинансированные ими проекты оказывались не очень успешными, но они по-прежнему придерживаются годами выработанного принципа, потому что не менее чем в 30 % случаев именно он обеспечивает получение такой прибыли, которая перекрывает расходы по всем остальным компаниям, находящимся на ранних этапах своего развития. На остальных же этапах, где риск несколько меньше, но зато величина инвестиций многократно больше, одной интуицией уже обойтись невозможно, тут требуется точный экономический расчет, но там «бизнес-ангелы», как правило, уже не работают.

Важно подчеркнуть, что, во-первых, «бизнес-ангел» рискует гораздо в большей мере, чем все остальные венчурные капиталисты, но гораздо меньшими суммами денег (обычно вкладывают в предприятие от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч долларов), а, во-вторых, они производят инвестиции в самые ранние этапы развития компаний, когда риск максимален, но объем требуемых средств относительно невелик.

Есть и еще одна особенность деятельности «бизнес-ангелов». Все документы, необходимые для предоставления инвестиций новой компании, они оформляют с гораздо меньшими накладными расходами (ограничиваясь не слишком глубокой экспертизой идей и проектов, менее тщательным бухгалтерским и юридическим аудитом, что существенно уменьшает затраты, хотя и повышает

собственный риск инвестирования в малоизвестную компанию).

Уменьшение риска «бизнес-ангелы» достигают за счет другого - инвестирования средств сразу в несколько проектов, то есть за счет финансирования нескольких новых компаний, что в итоге обязательно приносит достаточно высокую прибыль. Именно поэтому они и готовы рисковать, а благодаря этому в значительной мере решается и проблема заполнения возможного перерыва финансирования компаний на ранних этапах (что предотвращает попадание новых малых компаний в «долину смерти», т.е. в ситуацию, когда из-за отсутствия оборотных средств новая компания обречена на банкротство).

Таким образом, без преувеличения можно сказать, что там, где требуется повышенный риск, но есть вероятность высокой прибыли при вложении относительно небольших средств, там преимущественно зона действия «бизнес-ангелов», которых не случайно называют основой неформального рынка венчурного капитала.

Безусловно, «бизнес-ангелы» не являются альтруистами.

- Во-первых, в обмен на свои инвестиции в венчурные предприятия они получают долю растущего бизнеса, обещающую в последующем дать значительную прибыль (например, за инвестирование в стартовый этап 100 тысяч долларов основатель компании нередко такому «ангелу» должен отдать до 35 % ее стоимости, когда она станет рентабельной).

- Во-вторых, для венчурных капиталистов, инвестирующих средства именно в ранние этапы развития малых высокотехнологичных компаний, государством предусмотрены значительные налоговые льготы. Так, в Великобритании тот, кто на длительное время вкладывает в компанию до 100 тысяч фунтов стерлингов и приобретает долю не менее 30 % акций этой компании, платит существенно меньше налогов. Правда, это относится не ко всем компаниям, а только к тем, которые, по мнению правительства, действительно работают в наиболее приоритетных направлениях.

- В-третьих, «бизнес-ангелам» не только предоставляются налоговые льготы

182

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.